профессиональных задач. К таким можно отнести: кейс-стади, имитационные и деловые игры, тренинги профессиональных компетенций, разработку и проведение анимационных программ и т.д.
Таким образом, для достижения высокого уровня профессиональной подготовки специалиста в сфере туризма, необходимо совершенствовать теоретико-методологическую базу на основе интеграции процессного и проектного подхода к организации образования, а также своевременно реконструировать их содержание в рамках инновационных тенденций в сфере туризма.
Литература:
1. Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности к педагогическому исследованию: теория и практика. - Калининград. 2004. - 312 с.
2. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. - М.: Илекса. 2002. - 128 с.
3. Загорская Л.М. Принцип комплиментарности в формировании профессиональной компетентности специалистов для сферы сервиса и туризма Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7 (62). С. 72-77.
4. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 40-56.
5. Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Зуева Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2014. - 226 с.: ил.
6. Молчанова Н.В. Специфика подготовки кадров туристской сферы в региональных вузах // В сборнике: Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Коноваловой. 2018. С. 368-372.
7. Основина Т.Ю. Теоретико-методологический аспект реализации социально-проектной деятельности в профессиональном образовании при подготовке специалистов по управлению персоналом // Вопросы педагогики. 2019. № 7-2. С. 82-85.
8. Профессиональный стандарт: Экскурсовод (гид) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://япрофессионал.рф /
9. Сахарчук Е.С. Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования россии на международном опыте // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 4. С. 4-14.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 43.03.02 Туризм [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fgosvo.ru/430302.
Педагогика
УДК: 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сухарева Анастасия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шевченко Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПОДКАСТОВ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
Аннотация. В исследовании рассматривается социально-образовательный феномен «подкаст», а также ассоциируемые с ним понятия «подкастинг» и «подкастер». Был проанализирован ряд современных исследованиях с целью систематизации и обобщения информации по данному вопросу. Авторами было установлено, что данное понятие в настоящее время проходит верификацию и апробацию в образовательной практике в силу соответствия общесистемным процессам модернизации и цифровизации. Таким образом, в статье предпринята попытка обосновать ценность использования подкастов в образовательных целях с позиций субъектов образования - преподавателей и обучающихся. Авторами статьи рассматривается интерпретации определений понятия «подкаст» в этом разрезе. Также предпринята попытка изучить дидактические свойства и функции подкастинга как образовательной технологии. На основе изученных материалов и собственных исследований авторы предлагают технологию создания подкаста в образовательном пространстве.
Ключевые слова: подкаст, информационно-коммуникационные технологии, технология подкастинга, интернет технологии в образовании, информатизация образования.
Annotation. The research deals with the socio-educational phenomenon of "podcast", as well as the associated concepts of "podcasting" and "podcast". A number of modern studies were analyzed in order to systematize and generalize information on this issue. The authors found that this concept is currently undergoing verification and testing in educational practice due to its compliance with the system-wide processes of modernization and digitalization. Thus, the article attempts to substantiate the value of using podcasts for educational purposes from the perspective of educational subjects - teachers and students. The authors of the article examine the interpretation of the definitions of the concept of "podcast" in this context. An attempt was also made to study the didactic properties and functions of podcasting as an educational technology. Based on the materials studied and own research, the authors propose a technology for creating a podcast in the educational space.
Keywords: podcast, information and communication technologies, podcasting technology, Internet technologies in education, informatization of education.
Введение. На данный момент в современном мире происходит стремительная информатизация образовательного пространства. Отмечается, что образование претерпевает существенные изменения: теоретиками и практиками ведётся активное обсуждение по поиску и применению новых информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях. Проанализировав современные документы касательно образования на всех уровнях, можно заметить, что значительное внимание уделяется вопросам функционирования электронной информационно-образовательной среды, организации и применению новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Например, обратившись к ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», мы видим, что выпускник должен овладеть рядом общепрофессиональных компетенций, одной из которых является «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований к информационной безопасности (ОПК. 13)» [7, с. 9].
На основе вышесказанного можно заключить, что информатизация образовательной системы предъявляет новые требования как к преподавателю, его профессиональной компетентности, так и к студенту. В связи с этим, актуальным для преподавателя становится изучение и использование современных ИКТ в организации собственной профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. К относительно новым информационно -коммуникационным технологиям можно отнести: электронные учебники, веб-форумы, Интернет -конференции, блог-технологии, социальные сети, технологию подкастинга и многое другое. Остановимся подробнее на применении подкастов в образовательной деятельности.
Проанализировав научную литературу относительно применения подкастов в отечественном образовании, нами отмечено, что наибольшей популярностью подкасты пользуются в языковом образовании и применение подкастов в других образовательных областях встречается крайне редко. Такое положение дел относительно использования подкастов в образовательных целях может быть обусловлено незнанием о существовании данной технологии, либо недостаточными знаниями в оперировании ИКТ или неверными представлениями о подкастинге.
Термин «подкастинг» появился в 2004 году одновременно в нескольких видах масс-медиа - в прессе («The Guardian») и на телевидении (канал MTV). Это дериват от английских слов «iPod» и «broadcasting» (англ. - теле-, радиовещание, широковещание).
В Оксфордском словаре английского языка «подкастинг» трактуется как «деятельность по созданию аудио или видеозаписей с последующим размещением их в Интернете» [4].
Э. Дил определяет «подкастинг» как «публикацию аудио или видео контента в Интернете как серию эпизодов на заданную тематику», при этом слушатели могут подписаться на рассылку данных эпизодов и получать их автоматически [11].
С.С. Арбузов в своём исследовании под «подкастингом» в образовании определяет проектирование «мультимедийной информации (в рамках конкретной учебной дисциплины) в Интернете с последующей возможностью скачивания для прослушивания и просмотра на современных гаджетах» [1].
Анализ нескольких определений термина показал наличие схожих характеристик. Тем не менее, ряд авторов, в том числе А.А. Володин в своём исследовании указывает, что к в настоящее время еще не сложилось единого понимания исследуемого явления. «Подкастинг» в его интерпретации - это «технологию создания, публикации и распространения через Интернет контента в различных форматах (аудиофайлов, видеофайлов, электронных документов или их комбинирование) на электронные гаджеты подписчиков подкастинга при помощи автоматической рассылки» [2].
Сысоев П.В. трактует «подкаст» как «аудио или видеозапись, созданная любым человеком с целью просмотра и прослушивания в Интернете» [6]. Любой пользователь может посмотреть его в сети Интернет в любое удобное время, либо скачать на свой компьютер или любой другой гаджет.
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать подкасты как серию звуковых файлов или видеофайлов на заданную их автором тематику, бесплатно или платно распространяемых в Интернете для массового просмотра и прослушивания своей целевой аудиторией, а также доступных для скачивания на компьютер или мобильное устройство.
Соответственно, «подкастер» - это субъект, которые занимается созданием и сопровождением «подкастов».
А.А. Володин предлагает следующее определение «подкаст - терминала» - это веб-сайт, размещающий мультимедийные файлы и автоматизирующий ряд процессов, в том числе: публикации подкастов, подписки на них и обновления контента, распространяемого через Интернет, на устройствах пользователей, подписавшихся на подкаст. Говоря иными словами, «подкаст - терминал» - это сайт или мобильное приложение, куда подкастер выкладывает созданный им подкаст, чтобы любой человек (после регистрации на данном сайте или мобильном приложении) мог его прослушать или скачать на свой компьютер или любой другой гаджет. Также подкаст - терминал обеспечивает автоматическую рассылку о выходе новых подкастов тем пользователям, которые на нее подписались.
Следующим пунктом нашего исследования является поиск определения типов и видов подкастов. А.А. Володиным разработана следующая классификация подкастов, на основе предоставления информации, так как подкасты создаются в различных форматах.
Типы подкастов: аудиоподкасты, видеоподкасты, электронный документ.
Виды подкастов: аудиоподкаст, слайдкаст, аудиочат, видеоподкаст, скринкаст, видеочат, текст, графика.
С. С. Арбузов в образовательном процессе выделяет следующие примеры использования подкастов:
• Подкасты, создаваемые педагогом (лекции, справочные материалы, задания, запись материалов на аудиторных занятиях и т.д).
Это обеспечивает инновационный подход к образовательной деятельности в соответствии с требованиями нацпроектов, обще цифровизацией в обществе, требованиями профессиональных и образовательных стандартов [9].
• Подкасты, создаваемые студентами (проекты, студенческие события, обзоры на определенную тематику, ответы на вопросы, итоговый отчет по выполненным заданиям и т.д.).
• Подкасты из внешних источников «(образовательные материалы, которые опубликованы экспертами в конкретной образовательной области или работниками других образовательных организаций и предоставленные в общее пользование на бесплатной основе)» [1].
Дополнительно к этому, что преподаватели и студенты могут вести аудиоблоги, создавать дополнительный материал для саморазвития при помощи технологии подкастинга.
Подкастинг в обучении является средством обучения, соответственно целесообразно определить дидактическую специфику, функции, цели и задачи их применения в образовательной практике.
Е.В. Хохлушина выделяет следующие дидактические свойства подкастов:
1. Звуковая природа подкастов. Данное свойство подкастов даёт возможность получать информацию обучающимся с нарушениями зрения, дислексией или какими-либо другими нарушениями. Более того, при использовании подкастов идёт учёт индивидуального стиля обучения, так если обучающийся выбирает, что удобнее для него: прочитать лекцию или прослушать подкаст на эту же тему. И очень важным моментом является то, что создаётся эффект присутствия преподавателя в дистанционном обучении, если он создал личные подкасты по своей образовательной программе.
2. Мультимедийность. Данное свойство подкастов обеспечивает мотивацию к обучению, развитие и формирование информационно - образовательной грамотности обучающихся. Данное свойство обеспечивается за счет того, что подкаст существует как в аудио, так и в видео формате, а также текстовом и графическом и их комбинации.
3. Интерактивность. Благодаря данному свойству подкастов студенты повышает свою коммуникативную компетентность, ИКТ - компетентность, творческие умения, умение сотрудничать и взаимодействовать, а также происходит переход от потребления знаний к их самостоятельному поиску и обмену. Подкасты обеспечивают создание мотивационных стимулов к общению в рамках образовательного события или процесса.
4. Максимальная эффективность при организации информационного пространства и времени. При помощи подкастов студент или любой другой участник образовательного процесса имеет возможность доступа к образовательным материалам в любом месте, в любое время, на любом гаджете. Использование подкастов интенсифицирует образовательный процесс, даёт возможность создания условий для индивидуального обучения, построения индивидуальной траектории обучения. Подкасты можно использовать при поиске, повторении и систематизации необходимого материала.
5. Проста использования и доступность. Данное свойство подкастов обеспечивает быстрый и простой доступ к разнообразному учебному материалу, а также повышает интерес к использованию ИКТ в образовательном процессе [8].
В исследовании А.А. Володина [2] также есть более подробный обзор дидактических свойств подкастов, но по своему содержанию они очень схожи с представленными выше свойствами, которые выделяет Е.В. Хохлушина [8].
Рассмотрев дидактические свойства подкастов, целесообразно перейти к рассмотрению их дидактических функций. В исследовании А.А. Володин выделяет 12 дидактических функций подкаста (коммуникативная, информационная, наглядности и интегративности, образовательная, управленческая, справочная, контролирующая, развивающая, интерактивная, -организационно - оптимизационная, мотивационно - активизационная, адаптационная).
Е.Д. Лазицкая и О.А. Колмакова делают акцент на том, что не все Интернет-ресурсы могут быть полезными и допустимыми к использованию обучающимися. Данные авторы выделяют критерии отбора подкастов на иностранном языке, но данные критерии могут быть применимы при отборе любого подкаста. Подкасты должны подбираться преподавателями в соответствии со следующими критериями отбора:
- информационная актуальность;
- «соответствие предметному содержанию образовательной программы;
- достоверность информации;
- уровень владения иностранным языком (критерий при отборе аутентичных подкастов на иностранном языке);
- потенциал для совершенствования межкультурной компетенции (критерий при отборе аутентичных подкастов на иностранном языке)» [3].
К определяющим критериям при «отборе подкастов для обучающихся можно отнести: темп речи говорящего, интонация, чёткая дикция, выразительная и грамотная речь» [3]. Также мы считаем обязательным такой критерий как длительность подкаста, так как он не должен быть утомительным.
Рассмотрев сущностные характеристики подкастов, перейдем к их технологии создания.
Технология создания подкаста:
1. Необходимо определиться с тематикой подкаста. Продумать план подкаста.
2. Решить какой тип подкаста это будет, так если он будет в аудио формате, в видео формате или аудио в сопровождении с картинками и т.д.
3. Необходимо решить техническую оснащенность вопроса. Так если определиться с помощью какой техники или какой программы будет записан подкаст в зависимости от его формата. Если он в формате аудио, то для записи аудиофайла подойдет программа Audacity (у программы есть версия на русском языке), которая позволяет создать аудиозапись, встроить в аудио определенные эффекты, убрать шумы, шипение, соединить несколько записей в одну, отрегулировать громкость и т.д. Audacity позволяет делать записи как с микрофоном, так и без него, но важно отметить, что запись сделанная при помощи микрофона имеет улучшенное качество звука.
Если это видеоподкаст, то необходимо настроить видеокамеру или камеру мобильного телефона. Также если это видеоподкаст, то необходимо настроить свет, фон, избавиться от лишнего шума и т.д.
4. Необходимо определиться с подкаст-терминалом, так если с Интернет ресурсом, на котором будет размещен данный подкаст. Существует большое разнообразие сайтов, а также мобильных приложений как для Android, так и для Apple пользователей. Они могут быть как платными, так и бесплатными. Также образовательная организация может создать свой подкаст - терминал (сайт и мобильное приложение), если данная организация решит заниматься подкастингом на более профессиональном уровне. В связи с этим, выбор подкаст-терминала будет зависеть от возможностей подкастера и поставленных целей и задач.
Существует большое разнообразие подкаст - терминалов, где имеется возможность завести личную страницу и разместить свой подкаст: PodFM, Podster, Tredia.ru, Яндекс.Музыка, Подкасты Вконтакте, Youtube и т.д.
Есть платформы, которые специализируются только на подкастах, например, PodFM, Podster, Tredia.ru и т.д. Однако есть и другие платформы, например, социальные сети, в которых также есть возможность размещения подкастов (Вконтакте, Facebook).
Необходимо также сфокусировать внимание на том, что подкаст - терминал необходим также, чтобы быстро создать личные rss-ленты. RSS- лента - это поток подкастов автора (подкастера) в виде файла, который читают различные RSS - сервисы. Это поможет в том, чтобы слушатель подкаста смог подписаться на подкасты конкретного подкастера и автоматически получать от него рассылку при добавлении новых подкастов [youtube]. Она создается очень просто, в зависимости от выбранной платформы для размещения подкаста, требуется заполнить необходимые данные, куда могут входить: название подкаста, ссылки на данные подкастера для связи с ним, обложка подкаста, запись подкаста и т.д. Её можно создать на таких площадках как PodFM, Podster и т.д.
Также в социальных сетях как Вконтакте и Facebook и т.д. у любого человека есть возможность создать своё сообщество как открытое (доступное для просмотра любому человеку), либо закрытое (доступное только для одобренных создателем сообщества пользователям) и в нем размещать созданные подкасты и любые другие полезные образовательные материалы.
Самым популярным бесплатным хостингом видеоподкастов является Youtube. На Youtube любой студент, преподаватель и в целом любой человек может создать свой Youtube - канал, где он может делиться своими идеями в видео на определенную тематику, в нашем случае образовательную.
Преподаватели, которые имеют свой блог могут выкладывать подкасты в своем блоге, или на любых других образовательных платформах.
Также не обязательно создавать свою личную страницу на подкастерских платформах, можно делиться подкастами в мессенджерах, например, Telegram, Viber и т.д.
Также есть упрощенный вариант, не создавая никаких личных сообществ и не используя сторонних сайтов и мобильных приложений, можно делать обычную e-mail рассылку.
5. Записать и отредактировать подкаст.
6. Опубликовать подкаст на выбранной ранее платформе или сделать рассылку по e-mail.
Рассмотрев технологию создания подкаста, рассмотрим его преимущества. К. Грей пишет, что одним из
преимуществ подкастов является их портативность. В силу того, что их можно скачать на любой современный гаджет, то изучить выбранную ему можно где и во сколько угодно. Также если преподаватель создал страницу подкастера на специализирующемся сайте для подкастеров, то студенты могут получать уведомления о выходе новых материалов автоматически. Говоря про аудиоподкасты, автор пишет, что студенты могут прослушать больше, чем прочитать или посмотреть. Аудиоподкасты можно прослушивать, параллельно занимаясь своими рутинными делами. В дополнение автор пишет, что преподаватель может продублировать свои имеющиеся лекции в форме аудиоподкаста, тем самым обеспечивая студенту выбор в наиболее удобной для него форме работы [10]. Нам импонирует эта идея, в силу того, что люди усваивают информацию по-разному, так если кто-то лучше запоминает информацию на слух, кому-то проще разобраться с текстом или графикой. Многие подкасты строятся на комбинации видео, аудио, графического и текстового материала, обеспечивается многоканальность восприятия (так если задействуются разные органы чувств).
Выводы. В заключение отметим, что грамотное применение технологии подкастинга повышает качество образования, обеспечивает его доступность. Использование подкастов развивает образовательные возможности обучающихся и педагогов. Обучающиеся учатся быть более ответственными, принимая активное участие в организации своего обучения с учетом своих возможностей и интересов.
Литература:
1. Арбузов С.С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности студентов при обучении компьютерным сетям // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 30-35.
2. Володин А.А. Методика применения технологии подкастинга в обучении: Монография. - Подольск: АНО ВПО «МОГИ», 2013. - 97 с.
3. Лазицкая Е.В., Колмакова О.А. Методика работы с подкастами при организации внеаудиторной деятельности студентов // Вестник ИрГТУ. - 2013. - №9 (80). - С. 285-289.
4. Оксфордский словарь английского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (Дата обращения 25.11.2019)
5. Создание RSS лент [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=IHVQboaB-Pw (Дата обращения 25.11.2019)
6. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. - 2014. - №2. -C. 189-201.
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 440302 «Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (Дата обращения 25.11.2019)
8. Хохлушина Е.В. Подкастинг в обучении: дидактические свойства и функции // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 4. -С. 123-129.
9. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 3.
10. Gray K. Podcasting in education: what are the benefits? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.thepodcasthost.com/niche-case-study/podcasting-in-education/ (Дата обращения 25.11.2019)
11. Deal A.A teaching with technology White Paper [Электронный ресурс].-Ц^: https://qps.ru/p9sbB (Дата обращения 25.11.2019)