Научная статья на тему 'ПОДКАСТИНГ КАК МЕДИАПРОДУКТ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ'

ПОДКАСТИНГ КАК МЕДИАПРОДУКТ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1115
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / МЕДИА / НОВГОРОДСКИЕ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова О.В.

Подкастинг стал новым форматом в медиаполе, который завладел вниманием миллионов слушателей по всему миру. Тематика подкастов разнообразна: новости, экономика, культура, образование и т.д. Специфика подкаста - неограниченные возможности в тайминге, в тематике, в формате беседы. Всё это позволяет подкастерам производить актуальный продукт, отвечающий требованиям целевой аудитории. Региональный рынок подкастинга развивается в своём темпе и требует дополнительного изучения. Статья посвящена исследованию регионального рынка новгородских подкастов: в ходе анализа выделены три подкаста, которые выпускаются СМИ, проведён контент-анализ данных выпусков. Обозначены основные коммуникативные особенности нового продукта в новгородском медиапространстве, проанализированы характерные черты производства регионального подкаста. В заключение сделаны выводы о перспективах развития данного жанра в новгородском медиаполе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCASTING AS A MEDIA PRODUCT: FEATURES OF PROVINCIAL PODCASTS

Podcasting is a new format of media products, which has captured the attention of millions of listeners around the world. The podcast topics are very different: news, economics, culture, education, etc. The specifics of a podcast are unlimited possibilities in terms of timing, topics and conversation format. All of these allow podcasters to produce an up-to-date product that meets the requirements of the target audience. Regional market of podcasting has been growing at its own pace. And it requires additional study. This article deals with the research of regional market of Novgorod podcasting: during the analysis three podcasts, which are produced by the media, have been identified, and a content analysis of these episodes has been carried out. The main communicative features of the new product in the Novgorod media space have been indicated, the characteristic features of the production of a regional podcast have been analysed. Finally, the conclusions about the development prospects of this genre in Novgorod media field have been made.

Текст научной работы на тему «ПОДКАСТИНГ КАК МЕДИАПРОДУКТ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ»

УДК 070 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2022.4(43).371-374

О.В.Ефимова

ПОДКАСТИНГ КАК МЕДИАПРОДУКТ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ

Подкастинг стал новым форматом в медиаполе, который завладел вниманием миллионов слушателей по всему миру. Тематика подкастов разнообразна: новости, экономика, культура, образование и т.д. Специфика подкаста — неограниченные возможности в тайминге, в тематике, в формате беседы. Всё это позволяет подкастерам производить актуальный продукт, отвечающий требованиям целевой аудитории. Региональный рынок подкастинга развивается в своём темпе и требует дополнительного изучения. Статья посвящена исследованию регионального рынка новгородских подкастов: в ходе анализа выделены три подкаста, которые выпускаются СМИ, проведён контент-анализ данных выпусков. Обозначены основные коммуникативные особенности нового продукта в новгородском медиапространстве, проанализированы характерные черты производства регионального подкаста. В заключение сделаны выводы о перспективах развития данного жанра в новгородском медиаполе.

Ключевые слова: подкаст, медиатехнологии, медиа, новгородские СМИ

Мировой рынок подкастов активно растёт, «в последние годы люди всё больше интересуются

подкастами, а пик их популярности пришелся на самоизоляцию» [1]. В России также наблюдается активный интерес к этой отрасли, «сегодня это самый быстрорастущий сегмент во всей индустрии аудиоконтента» [2]. По данным Яндекс.Музыки [3], в каталоге числится 11,5 тыс. подкастов, и активный прирост наблюдался в апреле-мае 2020 года, в тот период ежемесячно запускалось более 500 подкастов.

Подкаст — «некий медийный файл, доступный для воспроизведения, размещения в сети, трансляции, сохранения в коллекции» [4]. С распространением интернета подкасты стали альтернативным видом радиошоу, в которых обсуждаются актуальные темы и освещаются разнообразные проблемы. Основное отличие подкастинга — отсутствие ограничений. Это касается тайминга, тематики и редакторской политики. Подкаст может быть и аудиоблогом, в котором любой желающий может обсуждать и комментировать всё, что захочет.

По статистике Яндекса, средняя продолжительность подкаста около получаса. Самые популярные категории: «Общество и культура», «Наука и образование», «Бизнес и работа», «Искусство». Более привычный формат подкастов — это интервью, беседа или разговор, где участвуют подкастер и его гости.

Можно проследить схожесть форматов подкастов с традиционными жанрами медиа. Интервью — это «целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [5].

В отличие от интервью беседа представляет собой «форму общения двух и более человек, происходящую в конкретное время и в конкретном месте и посвященную обсуждению одной или нескольких проблем, которые вызывают у аудитории СМИ повышенный интерес» [5, с. 18]. В беседе идет обмен мнениями, журналист является не просто интервьюером, но и полноценным участником коммуникации.

Разговор чаще посвящен бытовым темам, которые волнуют его участников. Он не предполагает как такового результата, это лишь процесс.

Подкасты всё-таки чаще имеют цель: это может быть попытка донести важную мысль до аудитории или найти решение какой-либо проблемы. Таким образом, подкаст чаще близок беседе, где оба ее участника апеллируют мнениями и могут в равной степени задавать вопросы друг другу, а также интервью — жанру более традиционному, где четко прослеживается интервьюер и интервьюируемый.

Пока в крупных городах России еженедельно выходят тысячи аудио-шоу на разные темы, провинциальный подкаст-рынок не развивается такими быстрыми темпами. Так, рынок новгородских подкастов очень скудный. За последние несколько лет можно выделить лишь несколько подкастов, которые регулярно выходили или ещё выходят. Создатели подкастов — новгородские СМИ: «ВНовгороде.ру» и «53-Новости». «Современная медиареальность становится стимулирующим фактором для внедрения новых медиаформатов в практику средств массовой информации» [6]. Подкасты медиа являются ещё одним форматом для привлечения аудитории.

«Вновгороде.ру» в 2019 году запустил подкаст «Картины маслом». Он публиковался на официальном сайте интернет-издания «ВНовгороде.ру», а не на специальных площадках. За время существования шоу вышло 13 выпусков, где журналист Кирилл Привалов обсуждает известные картины с искусствоведом Сергеем Пухачёвым. Подкаст напоминает беседу, в которой ведущий (журналист) задаёт вопросы эксперту (искусствоведу), но при этом является непосредственным участником, комментатором, высказывающим своё мнение.

Журналист ведёт себя весьма свободно и обращается к разговорной лексике. Так, в его речи много фразеологизмов («когда кажется — крестятся», «ложиться костьми»), он использует просторечную лексику («покорчу») и обиходные обороты («уберите деда»). К. Привалов вносит в беседу неформальность и юмор.

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4 (43). С. 371-374. ' '

Ведь цель беседы — развлечь аудиторию. Слушатель будто подслушивает собеседников, возникает эффект «разговора старых знакомых».

Искусствовед, разумеется, при обсуждении картин обращается к профессиональной лексике: пространство, мазки, контраст, художники-передвижники, репинский холст. Такая экспертная лексика соседствует с выражениями разговорно-обиходного стиля: «скупердяй», «скряга», «утыкаюсь в «Девушку с кувшином». С.Пухачёв может шутить и обращаться к журналисту весьма иронично, но при этом на «Вы»: «Кирилл, я как ни спрошу, Вы нигде не бывали, никуда не ездили». В речи Сергея Борисовича всегда много «присказок»: «Когда кто-то называет себя Великим, имейте в виду, что имеете дело с ничтожеством», «Больше грязи — больше связей, как говорили передвижники», «Жизнь удивительна и прекрасна, но больше удивительна, чем прекрасна». Таким образом создаётся нужный тон беседы: доверительный, но при этом информативный. Слушатель не устаёт от потока профессиональной информации, благодаря как раз такой простой (иногда с юмором) подачи материала.

Необходимо отметить, что беседа имеет звуковое сопровождение. Иногда это закадровый смех (как в комедийных шоу), иногда это пение птиц или звуки природы, чтобы перенести читателя в нужную атмосферу и настроить на разговор. Такие приемы были популярны на радиошоу ещё в советское время. Это немного выделяет провинциальный подкаст на фоне других шоу данного дискурса. Также подчеркнем, что интонации героев, их эмоциональность воздействуют на слушателя не меньше, чем звуковое сопровождение. И журналист, и искусствовед полностью поглощены беседой: тут место и юмору, и сарказму, и ухмылкам, и «подколкам». Слушатель может почувствовать весь спектр эмоций, что сближает говорящих и слушающих.

Авторы подкаста, чтобы создать интригу, используют кинематографические приёмы. Так, подкаст №8 начинается с диалога между собеседниками, которые зачитывают новостную информацию о событиях, связанных с «нападениями» на картину. Слушатель пока не знает точно, о какой картине идёт речь. А далее подкастеры цитируют слова известной песни «Неудачное свидание»: «Так, значит завтра. На том же месте» — после которой идёт заставка шоу. Своеобразный саспенс, чтобы «подогреть» интерес и завладеть вниманием слушателей.

Интересно, что рекламных интеграций в подкасте практически нет. Лишь с 4-го выпуска в самом конце беседы появляется благодарность багетной мастерской за подготовку шоу. Однако нативной эту рекламу не назовёшь, а многие подкасты привлекают рекламодателей за возможность именно нативной рекламы, ведь «от 80 до 90% всех слушателей подкастов не проматывает рекламные сообщения» [7]. А «Картины маслом» вставляют рекламу в самый конец выпусков, когда уже можно просто выключить запись, тем самым делают её менее эффективной.

Таким образом, подкаст «Картины маслом» соблюдает тон беседы, в которой ощущается импровизационная часть разговора. Упрощённость — вот основная особенность данного подкаста: специалист доступным языком (хотя и с использованием специальной терминологии) рассуждает об искусстве. А его собеседник (журналист) как бы обывательски реагирует на экспертное мнение, добавляя тем самым разговору живость. Можно заключить, что такой вид подкаста несет помимо информационной, ещё и рекреативную функцию.

Ещё одно новгородское интернет-СМИ обратилось к новому медиаформату: в 2021 году сетевое издание «53-Новости» запустило еженедельный подкаст «А что у нас там актуально?». Данное аудиошоу выходит уже не на сайте СМИ, а в официальной группе «53-новости» ВКонтакте, где для этого предусмотрена специальная категория «Подкасты».

Данный подкаст можно определить как разговор-интервью: мы четко ощущаем, что есть план разговора, журналист задаёт вопросы собеседнику, а собеседник на них отвечает. Главной задачей становится получение сведений. Даже из названия подкаста мы уже понимаем, что он затронет злободневные вопросы. Каждый выпуск посвящён какой-то актуальной теме: ковидным ограничениям в театрах, трендам в социальных сетях в регионе, вопросам правильного питания и т.д. Гостями становятся известные региональные личности и эксперты: министры, руководители общественных организаций, врачи, кандидаты наук и т.д. Ведущие подкаста меняются: какие-то выпуски беседу модерирует главред «53-новости» Томас Томингас, в других — интервью берут журналисты Новгородского областного телевидения Светлана Стерлигова и Ирина Узкова.

С разными журналистами формат подкаста меняется: если с Т.Томингасом получается более живой разговор, иногда перетекающий в беседу (Томас часто даёт свою оценку и вступает в разговор более свободно, дискутирует), то со С.Стерлиговой и И.Узковой как раз классическое интервьюирование выходит на первый план. Возможно, это связано с тем, что они привыкли работать на телевидении и соблюдать ТВ-формат.

Томас Томингас сочетает разговорную речь («раскритиковали и всё такое», «мочат друг друга») с терминами («это была конъюнктура?»). Это создаёт эффект, с одной стороны, непринуждённой беседы, с другой стороны, чувствуется профессионализм журналиста.

Подкаст «А что у нас там актуального?» — тематический подкаст, по структуре схожий более классическому формату интервью. Подкаст выделяется привязкой к региону: поднимаются региональные проблемы, приглашаются местные гости. Однако порой некоторые темы будто уже устарели с точки зрения мирового (или даже российского) масштаба. Например, про интервальное голодание было модно говорить несколько лет назад. Это может быть свидетельством провинциальности.

С марта 2022 года «53-новости» запустили ещё один еженедельный подкаст — «Степан и Том», спикерами которого стали главный редактор Т.Томингас и студент кафедры журналистики НовГУ Степан Кишиков. Данный вид подкаста — это некий обзор новостей за неделю. Студент подбирает интересные, с его точки зрения, события и задаёт вопросы, связанные с ними, соведущему Т.Томингасу. Беседа напоминает разговор школьника и учителя. Школьник спрашивает, иногда весьма наивно, а учитель рассуждает и с высоты своего опыта даёт оценку новостям. Целью подкаста становится обсуждение новостной повестки с комментариями более опытного Т.Томингаса.

Т.Томингас активно иронизирует над собеседником («Я в детстве тоже думал, что батоны растут на деревьях»), обращается к разговорной лексике («с какой стороны курицу обдерёшь», «мальчиш-плохиш»), даже иногда использует вульгаризмы («когда придурок звонит»). Возможно, это попытки немного приблизиться в лексическом плане к более молодой целевой аудитории.

Речь Степана Кишикова строится просто, без сложных оборотов, иронических замечаний, дополнительной коннотации: «Как-то раз мы прогуляли День школы, потому что позвонили и всех эвакуировали, и мы с друзьями пошли гулять. Я был очень этому доволен». Такая простота должна сближать со слушателем, с юной аудиторией.

«Степан и Том» — новостной формат подкаста, спикеры которого разной возрастной группы, интересны слушателям с точки зрения обмена мнениями разных поколений: как молодые журналисты воспринимают новостную повестку и как реагируют на неё в сравнении со старшими коллегами.

Таким образом, новый региональный медиапродукт выпускается исключительно новгородскими СМИ, а не региональными медиаличностями или специалистами в какой-то отрасли. Подкасты новгородских медиа отличаются друг от друга и тематикой, и форматом. Их главная отличительная черта (как и любого другого подкаста) — его ведущие: за счёт их харизмы, языковых особенностей достигаются уникальность и яркость аудиошоу. В целом, региональные подкасты тяготеют к инфотейменту, это видно и по смешению разговорного и экспертного стилей, и по музыкальным вставкам, и по ярким темам, которые выбирают подкастеры для обсуждения. Таким образом, развлекательная составляющая, чтобы привлечь аудиторию, является важной для производства такого медиапродукта. Так, подкаст «Картины маслом» умело сочетает экспертность и развлекательную функцию, не переходя границ и давая слушателям полезный контент. Подкасты «53-новостей» нацелены на медиавоздействие путём раскрытия в выпусках актуальных тем и удобства потребления контента на площадке одной из известных социальных сетей. По мнению исследователей, подкасты выполняют функции, присущие традиционной журналистике: коммуникативную, справочную, рекламную и рекреационную [8]. После приведённого анализа мы можем утверждать, что новгородские подкасты также выполняют все эти функции.

По результатам мониторинга, в новгородском медиаполе не хватает экспертного аудиоконтента, а запрос на него у аудитории ощущается: выпуски описанных подкастов набирают тысячи прослушиваний, что свидетельствует об интересе аудитории такого формата медиаконтента, а стоит помнить, что подкасты — один из эффективных инструментов цифрового маркетинга [9], который может использоваться для продвижения компаний.

1. Карасс В.О., Дьячкова А.В. Рынок подкастов: мировой локдаун обеспечивает новые возможности? // Сборник докладов XV Международной конференции. Екатеринбург, 2021. С. 442.

2. Круглова Л.А., Мамедов Д.З. Проблемы подкастинга в России // Вестник НГУ. Серия: История и филология. 2021. Т. 20. № 6. Журналистика. С. 157.

3. Подкасты в России [Электр. ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/researches/2021/podcasts (дата обращения: 19.04.22).

4. Расторгуева Е.В., Чутчева А.В. Аудиоподкасты как современная разновидность аналитической журналистики // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 231.

5. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике. Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. С. 13.

6. Дорощук Е.С., Трифонова П.В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2(92). Ч. 2. С. 35. DOI: 10.23670/IRJ.2020.92.2.041

7. Барашкина Е.А. Горшкова Л.А. Лабутина В.В. Коммуникативные стратегии подкастинга // Проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4(42). С. 117. DOI: 1047475/2070-0695-2021-10413

8. Волнухина В.И. Подкаст как самостоятельная единица в современном культурном медиапространстве // Культура и гуманитарные науки в современном мире: Сборник науч. ст. СПб., 2019. С. 48.

9. Магомадов В.С. Обзор последних трендов и инструментов цифрового маркетинга // Известия Чеченского государственного университета. 2019. № 4(16). С. 152.

References

1. Karass V.O., D'yachkova A.V. Rynok podkastov: mirovoy lokdaun obespechivaet novye vozmozhnosti? [Podcast Market: Is the World Lockdown Providing New Opportunities?]. Proc. Of "XV Mezhdunarodnaya konferentsiya". Ekaterinburg, 2021, p. 442.

2. Kruglova L.A., Mamedov D.Z. Problemy podkastinga v Rossii [The main problems of pocasting in Russia]. Vestnik NGU, Seriya: Istoriya i filologiya, 2021, vol. 20, no. 6, p. 157.

3. Podkasty v Rossii. [Podcasts in Russia] Available at: https://yandex.ru/company/researches/2021/podcasts (accessed: 19.04.22).

4. Rastorgueva E.V., Chutcheva A.V. Audiopodkasty kak sovremennaya raznovidnost' analiticheskoy zhurnalistiki [Audiopodcasts as a modern kind of analytical journalism]. Mediaissledovaniya, 2020, no. 7, p. 231.

5. Il'chenko S.N. Interv'yu v zhurnalistike. Uchebnoe posobie. [Interview in journalism. Study guide]. Saratov, 2019. p. 13.

6. Doroshchuk E.S., Trifonova P.V. Innovatsionnyy potentsial podkasta kak integrirovannoy mediatekhnologii [Innovative potential of a podcast as an integrated media technology]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2020, no. 2(92), part 2, p. 35. DOI: 10.23670/IRJ.2020.92.2.041

7. Barashkina E.A. Gorshkova L.A. Labutina V.V. Kommunikativnye strategii podkastinga [Communicative podcasting strategies]. Problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2021, no. 4(42), p. 117. DOI: 1047475/2070-0695-2021-10413

8. Volnukhina V.I. Podkast kak samostoyatel'naya edinitsa v sovremennom kul'turnom mediaprostranstve [Podcast as an independent unit in the modern cultural media space]. Coll. of papers "Kul'tura i gumanitarnye nauki v sovremennom mire". Saint Petersburg, 2019, p. 48.

9. Magomadov V.S. Obzor poslednikh trendov i instrumentov tsifrovogo marketinga [Overview of the latest trends and tools of digital marketing]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, .№ 4(16), p. 152.

Efimova O.V. Podcasting as a media product: features of provincial podcasts. Podcasting is a new format of media products, which has captured the attention of millions of listeners around the world. The podcast topics are very different: news, economics, culture, education, etc. The specifics of a podcast are unlimited possibilities in terms of timing, topics and conversation format. All of these allow podcasters to produce an up-to-date product that meets the requirements of the target audience. Regional market of podcasting has been growing at its own pace. And it requires additional study. This article deals with the research of regional market of Novgorod podcasting: during the analysis three podcasts, which are produced by the media, have been identified, and a content analysis of these episodes has been carried out. The main communicative features of the new product in the Novgorod media space have been indicated, the characteristic features of the production of a regional podcast have been analysed. Finally, the conclusions about the development prospects of this genre in Novgorod media field have been made.

Keywords: podcast, media technologies, media, Novgorod media.

Сведения об авторе. Оксана Владимировна Ефимова — кандидат филологических наук; Институт бизнес-коммуникаций, кафедра рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; ORCID 0000-0002-6020-8175; oxana_efimova@inbox.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.05.2022. Принята к публикации 01.06.2022.

Ссылка на эту статью: Ефимова О.В. Подкастинг как медиапродукт: особенности провинциальных подкастов // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4(43). С. 371-374. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).371-374

For citation: Efimova O.V. Podcasting as a media product: features of provincial podcasts. Memoirs of NovSU, 2022, no. 4(43), pp. 371-374. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).371-374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.