Освещение вооруженного конфликта в TELEGRAM (на примере телеграм-каналов военкоров)
Денисова Ирина Николаевна,
к.ф.н., доцент кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Военная журналистика трансформируется с учетом появления новых технологий, каналов продвижения информации, возможностей взаимодействия с аудиторией. Аккумулятором этих процессов стал кросс-платформенный мессенджер Telegram. Ранее использующиеся журналистами блог-платформы не позволяли в достаточной степени освещать вооруженные конфликты, чтобы удовлетворить спрос пользователей. В данном случае совпали и технологические ресурсы, и мастерство журналистов создавать контент для Telegram. Оба фактора дали большой толчок развитию военной журналистики и журналистики в целом. Каналы, которые ведут журналисты от своего имени, в данном случае военкоры, находящиеся в зоне вооруженного конфликта большую часть времени, классифицируются как персональное медиа. Именно из них пользователи мес-сенджера узнают актуальные новости об СВО.
Ключевые слова: военная журналистика, военкоры, теле-грам-журналистика, информационная безопасность, этика журналиста, медиа-краудфандинг.
£2
U
со
см
см
см
Z
132
Введение
С началом СВО на Украине 24 февраля 2022 г. количество телеграм-каналов среди журналистов, освещающих эти события, значительно возросло. Ранее вооруженный конфликт на Донбассе освещали в основном военкоры, которые работали там с 2014 г. Это были журналисты федеральных российских СМИ, местные репортеры, стрингеры. Когда масштаб событий увеличился, редакции отправили на места событий большее количество репортеров даже без военного опыта. Большинство журналистов, оказавшихся на передовой, создали свои каналы в Telegram. Каналы, которые вели военкоры до начала СВО, значительно увеличили аудиторию, что продолжается и до сих пор.
В данной статье предпринята попытка показать возросшую роль новых медиа в освещении повестки дня. Тема недостаточно изучена в академической среде. Есть работы, освещающие различные аспекты развития Telegram: трансформацию медиапотребления, способы дистрибьюции контента, создание персональных медиа в Telegram, политический PR, подачу информации в новостных каналах. И.И. Епишкин пишет о причинах запуска проектов в мессенджере [1]. А.А. Журавлева и Н.В. Журавлев исследуют новостную телеграм-журна-листику [2]. В.В. Олешкевич показывает рост популярности новостных каналов после начала СВО [3]. Ю.В. Шуйская, К.С. Смекалина, А.В. Платицын также указывают на то, что мессенджер является самым перспективным новым медиа, так как демонстрирует феноменальный прирост аудитории, в том числе из-за изменения медиапотребления в результате трансформации социального запроса [4]. О развитии военной журналистики в Telegram пишут И.А. Быков и С.В. Курушкин, утверждая, что «Телеграм остается самым популярным каналом распространения информации среди военкоров. Присутствие в других соцсетях для военкоров опционально» [5, с. 44]. Тему блогинга военкоров затрагивает В.М. Ами-ров. Исследователь констатирует, что «блоговая активность рассматривается профессиональными военными репортерами для продолжения осуществления основной деятельности. Журналисты используют технические возможности и коммуникативный потенциал блоговых платформ и социальных сетей для привлечения внимания к поднимаемым ими проблемам» [6, с. 179]. Н.А. Ларина и А.Ю. Цицинов описывают типологические особенности цифровой журналистики с учетом специфики военной журналистики [7].
Объектом исследования являются телеграм-каналы военкоров, освещающих СВО. Предметом - освещение вооруженного конфликта в персональных медиа, взаимодействие журналистов с аудиторией.
Эмпирическую базу составили 16 телеграм-каналов российских журналистов, которые освещают СВО, а также журналистов из СМИ ДНР и ЛНР, чей контент активно используют российские федеральные редакции: Kotsnews, Сладков+, Русский тарантас, Поддубный ИОМ edition, Военкор Астрахань, Marina Akhmedova, Роман Сапоньков, Военкор Медведев, Журналист Анна Долга-рева/ДОЛГАРЕVА, Работает Грршенин!, Репортер Руден-
ко V, Kur_LIFE (спецкор Ольга Курлаева), Денис [Z] Гри-горюк, Свидетели Байрактара, Репортер Filatov, Ирина KyKceHKoVa. Мы выбрали каналы, которые наполнялись до февраля 2022 г., то есть журналисты давно работают в зоне конфликта, создают оригинальный контент. Также в фокус исследования попали каналы военкоров федеральных телеканалов, которые широко известны аудитории, но персональные медиа до начала СВО не вели. При этом их каналы показали высокий прирост аудитории. Из выборки в процессе исследования были удалены те каналы, в которых в основном размещен чужой контент и которые пополнялись редко. То есть канал существовал и до 24 февраля 2022 г., но сообщения из зоны боевых действий появлялись нечасто: либо у журналиста не было времени заполнять ленту, либо интереса, либо командировки оказывались редкими и недолгими.
Научная новизна заключается во введении в научный оборот нового эмпирического материала, проведен анализ авторских телеграм-каналов как альтернативной информационной площадки, выявлены аспекты их функционирования в системе медиа.
Цель - выявить взаимодействие авторов каналов и аудитории в контексте событий; обозначить проблематику функционирования телеграм-каналов, освещающих вооруженный конфликт.
Методы исследования - структурно-функциональный анализ, традиционный содержательный анализ. Кроме того, использовались результаты социологических исследований аналитических компаний Medias-cope, TGStat, Brand Analytics.
Роль Telegram в системе медиа
Кросс-платформенный мессенджер Telegram (симбиоз мессенджера и социальной сети) используется традиционными СМИ в качестве одного из каналов дистри-бьюции своего контента, так как другие мессенджеры используются только для обмена личными сообщениями и групповых чатов.
Создатель проекта Павел Дуров в июне 2022 г. сообщил, что количество пользователей Telegram достигло 700 млн [8]. Компания Statista чуть ранее опубликовала данные, что в апреле 2022 г. пользователей было не более 500 млн [9]. Значит, за два месяца прирост аудитории составил 40%. Brand Analytics зафиксировал рост авторов каналов с февраля по апрель 2022 г. на 23% [10]. Согласно результатам их ежегодного исследования активной аудитории, Telegram - единственная платформа, демонстрирующая рост аудиторных показателей с весны 2022 г. [11]. Исследование Mediascope «Медиапотре-бление 2023» показывает следующие цифры: «С начала 2022 до марта 2023 г. среднесуточный охват Telegram вырос более чем вдвое - с 20% до 42%. <...> наиболее популярным контентом являются новости, а тема СВО интересует пользователей чуть более или чуть менее политических событий (в зависимости от возрастной категории)» [12]. Основатель TGStat Agency Мария Борисенко констатирует, что в 2021 г. Telegram стал главным источником новостей и более удобным способом получать информацию, а к 2023 г. превратился в полноценную медийную платформу, объединившую в себе множество сервисов: это и рабочие чаты, и личные переписки, и главный источник новостей, и использование ботов [13].
Основной особенностью мессенджера, позволяющей «развиваться журналистике на этой площадке, -возможность коммуникации в формате публичных каналов. Такая возможность позволяет автору отправлять сообщения неограниченному кругу лиц с возможностью сохранения анонимности» [14, с. 328]. Д.Э. Ко-
ноплев справедливо отметил, что Telegram опережает традиционные СМИ по оперативности [15, с. 199]. Исследователи активно применяют термин «телеграм-журналистика», который означает создание контента в предложенных Telegram форматах: текст, видео, аудио, стикеры, эмодзи, прямые эфиры, опросы, а также способ ее распространения с помощью каналов мессенджера. Профессиональные журналисты создают качественные медиатексты. Как правило, это относительно небольшие сообщения часто с фотографиями или видео. Также журналисты выкладывают анонсы и ссылки на свои материалы в основном СМИ. Посты в Telegram безусловно являются медиатекстом, так как имеют его признаки. Дадим определение Г.Я. Солганика: «Медиа-текст - разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию» [16, с. 15]. «Главным свидетельством того, что телеграм-каналы сегодня стали альтернативой традиционным СМИ и СМК, является не размер аудитории и даже не статистика просмотров, а то, что многие крупные СМИ активно ссылаются на информацию, получаемую через телеграм-каналы» [17, с. 253]. Исследование аудитории Telegram, проведенное TGStat в 2023 г., показало, что 73% опрошенных доверяют в Telegram конкретным публичным авторам (причем больше половины из них - только им). Новостные каналы и СМИ давно не являются в глазах большинства единственным источником правды, сила за личным брендом конкретного автора [18]. То есть интерес к персональным медиа выше, чем к новостным каналам, как аффилированными со СМИ, так и самостоятельным ресурсам. Что такое персональные медиа?
Истоки уходят к блогам в социальных сетях. Различные платформы предлагали в рамках своих возможностей размещать и распространять авторский контент. Журналисты делились информацией со своими подписчиками. Однако все размещалось на разных платформах. Сообщения были нерегулярными. К тому же информационная политика каждой сети сводилась к многочисленным запретам в публикациях текстов и иллюстративных материалов. Журналисты сталкивались с тем, что их посты удалялись из-за жестких правил социальных ресурсов. Telegram, напротив, позволяет выкладывать любой контент. Пользователю удобно, если наиболее интересные каналы аккумулированы на одной платформе. К тому же присутствует единообразие в оформлении материалов. В.М. Амиров перечислил характерные черты блогов журналистов, которые освещают батальную повестку: демонстрация личного восприятия, подробное изложение, личный взгляд, представление спорных аргументов, привлечение читателей с помощью эмоционального тизера [6, с. 177-179].
Ж.П. Гунзынов выдвинул гипотезу о появлении нового формата распространения массовой информации в виде Telegram. Он пишет, что данный мессенджер является массмедиа, потому что «определенный способ передачи информации, обеспечивающий доступ к ней неограниченному кругу лиц, и наличие этой самой неограниченной аудитории, которая на постоянной основе потребляет такую информацию» [19, с. 61]. Он обращается к трудам Э. Тоффлера, утверждающего, что СМИ третьей волны ждет демассификация [20]. В контексте описываемой проблемы это означает, что «пользователи могут сами определять тематику новостей, с которыми они хотят знакомиться, отсекая лишнюю информацию. В случае с информационными каналами в мобильных мессенджерах это достигается путем подписки
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
на них, исходя из их тематического направления» [19, с. 64]. Данная теория подтверждается тем фактом, что аудитория мессенджера выбирает получение новостей о вооруженном конфликте не только из новостных каналов, освещающих широкую повестку, а непосредственно от свидетелей событий. Отсюда и рост подписчиков в несколько раз за короткий период времени.
Почему растет спрос на информацию из телеграм-каналов во время проводимых боевых действий? Причин, на наш взгляд, несколько. Во-первых, упомянутая выше оперативность. Внушительная часть новостей появляется намного раньше в Telegram, нежели в СМИ. Во-вторых, военкоры - авторы каналов - передают с места событий то, что видят своими глазами, выкладывают видео боев. В-третьих, интересен авторский стиль журналистов, во многом неформальный, личный взгляд, мнение, несоблюдение языковых регламентов. В-четвертых, журналисты в каналах делятся сведениями, которые в силу разных причин не попадут в их материалы, которые опубликуют СМИ. Это чаще всего не имеет отношения к редакционной политике, это, скорее, избыток информации, изобилие деталей, множество потенциальных героев. В-пятых, возможность написать сообщение журналисту напрямую и задать вопрос, подискутировать, внести уточнения. В-шестых, журналисты применяют кросс-постинг информации из каналов коллег, создавая систему распространения информации на одну тему. Таким образом, можно утверждать, что для части аудитории Telegram заменяет традиционные СМИ. Аналитики мессенджера еще в 2021 г. выяснили, что наиболее читаемыми каналами являются новостные - 82% [21].
Авторские каналы на военную тематику прошли серьезную трансформацию в отношении подачи контента с начала СВО. Из локального военного конфликта события выросли в глобальное геополитическое противостояние, которое отразилось на всех гражданах России. Соответственно, повысился информационный интерес к событиям на Донбассе и сопряженных территориях. Журналисты, работающие в зоне конфликта, наполняли ленту актуальными событиями и до 24 февраля 2022 г., но с учетом роста напряженности перед авторами встали новые вызовы.
Основной рост аудитории пришелся, конечно, на первые недели проведения операции. Каждый автор искал свой стиль, чтобы отличаться от коллег, повысить популярность, цитируемость своего медиа. Некоторые пытались монетизировать каналы.
Отметим, что рост аудитории увеличивается неравномерно. Иногда показатели подписки падают: читатели, видимо, устают от обыденности даже столь трагических событий и отписываются, либо находят более интересные для себя источники. И все-таки подписчики прирастают в период, когда происходят серьезные перемены. После начала боевых действий в феврале 2022 г. таковыми ре-перными точками можно назвать вывод российских воинских подразделений из Харьковской области и начало частичной мобилизации в сентябре 2022 г. Учитывая непредсказуемость и масштаб событий, журналисты осуществляли не только свою профессиональную деятельность, но стали и волонтерами, и общественными деятелями. Не все журналисты, освещающие военные действия, позиционируют себя как военкоры, что отражается в названии каналов, а также в шапке - справочной информации. Либо журналисты в постах сообщают, что они не военные
— корреспонденты, а специальные корреспонденты.
■_
и
Заключение
о
см
ем Телеграм-журналистика развивается на наших глазах,
si переживая проблемы, связанные с профессией в целом.
Параллельно вырабатываются правила работы в этом сегменте массовой коммуникации, основанные на текущем опыте. Журналисты, ведущие персональные медиа, не могут игнорировать и установленные профессиональной средой правила, и законы. Процессы, происходящие в цифровой журналистике, указывают на то, что, скорее всего, они приведут ее к большей формализации и установлению законодательных рамок.
В мае 2023 г. председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев предложил проанализировать работу телеграм-каналов и, возможно, ввести для них законодательное регулирование. Он отметил, что некоторые телеграм-каналы напоминают редакции, которые «по содержанию и по смыслу деятельности ничем не отличаются от традиционных СМИ. <...> При этом традиционные СМИ работают в рамках закона, закон предусматривает серьезную ответственность за вранье, за клевету, за нарушение тайны» [22].
Исследование показало, что телеграм-каналы действительно заняли довольно серьезную нишу в массовой коммуникации. Авторитетные традиционные СМИ ссылаются в своих материалах на публикации из мес-сенджеров. Военкоры создают материалы в различных жанрах и форматах, ориентируясь на законы Российской Федерации и принятые в российской журналистике этические кодексы. Появившаяся прямая связь журналистов и подписчиков позволяет решать серьезные проблемы напрямую, иногда без привлечения третьих лиц или органов власти. Темы, которые поднимали журналисты в своих каналах, получали массовый отклик у читателей. Совместными усилиями проблемы устранялись. Аудитория может давать советы или высказывать претензии автору о подаче контента. И есть большой шанс, что ей ответят. Более того, некоторые комментарии публикуются в ленте для дальнейшей дискуссии либо как комментарий по текущим событиям. Журналисты научились зарабатывать деньги на своем профессионализме и стали во многих случаях лидерами мнений в текущей повестке. Телеграм-журналистика продолжает развиваться. Мы следим за изменением форматов и способами подачи контента, а также за повышением значимости роли военной журналистики в российском обществе.
Литература
1. Епишкин И.И. Telegram-каналы: причины запуска проектов и инструменты продвижения // Меди@ль-манах. 2017. № 3 (80). С. 30-41. EDN ZFUFDV
2. Журавлева А.А., Журавлев Н.В. Профессиональная и любительская новостная telegram-журнали-стика в условиях кризисных ситуаций: контент, активность аудитории, правовые аспекты // Динамика медиасистем. 2023. Т. 3. № 1. С. 118-130. EDN BP-JUEB
3. Олешкевич В.В. Телеграм-журналистика: информационные проекты в мессенджерах как новые мас-смедиа // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 74-84. DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2022.7484
4. Шуйская Ю.В., Смекалина К.С., Платицын А.В. Тенденции развития новых медиа в условиях трансформации социального запроса // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 323-325. DOI 10.24412/1991-5497-2023-198-323-325. EDN XLGTFL.
5. Быков И.А., Курушкин С.В. Военкоры как профессиональное сообщество журналистов: проблемы типологизации // Журналистика XXI века: возвращаясь к профессиональной идеологии: Материалы
международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2022 г. - СПб.: Медиапапир,2022. - С. 43-46.
6. Амиров В.М. Военная журналистика и блоги: новое поле презентации // Знак: проблемное поле медиа-образования. 2019. № 2 (32). С. 176-181.
7. Ларина Н.А., Цицинов А.Ю. Специфика подачи материала в цифровой военной журналистике (на примере еженедельника «Звезда») // Казанская наука. 2019. № 9. С. 36-38. EDN AYMFMG
8. Telegram-канал «Du Rove's Channel». - URL: https://t. me/durov/189
9. Number of monthly active Telegram users worldwide from March 2014 to April 2022. - URL: https://www.sta-tista.com/statistics/234038/telegram-messenger-mau-users/
10. Черный В. Несмотря на блокировки, число авторов каналов в соцсетях снизилось лишь на 10%. - URL: Несмотря на блокировки, число авторов в соцсетях снизилось лишь на 10% (br-analytics.ru)
11. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-spring-2023/
12. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7l-wh96qizxpwhf1 rj2ttfzkwlie8vr8/медиапотребле-ние%202023^
13. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/489816-primite-telegram-kak-izmenilos-za-god-internet-potreblenie-rossian
14. Яшина А.Р. Telegram-журналистика: как мессен-джеры изменили СМИ // Материалы XXIV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева: В 3 ч. Ч. 3 / Сост. А. В. Столяров. Саранск: Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, 2021. С. 327-334.
15. Коноплев Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3 (25). С. 198-200.
16. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7-15.
17. Белокопытова Ю.И. Telegram в ряду современных интернет-коммуникаций // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 250-254.
18. Исследование аудитории Telegram 2023. URL: https:// tgstat.ru/research-2023
19. Гунзынов Ж.П. Информационные каналы в мобильных мессенджерах: философский анализ // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 2. С. 61-67.
20. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. К.Ю. Бур-мистрова и др. - М.: АСТ, 2009. - 795 с.
21. Исследование аудитории Telegram 2021. - URL: https ://tgstat. ru/research-2021
22. Telegram-каналы предложили регулировать по примеру СМИ // ТАСС. 05.05.2023. - URL: https://tass.ru/ obschestvo/17682485
TELEGRAM CHANNELS OF MILITARY JOURNALISTS
IS A NEW FORMAT FOR COVERAGE THE ARMED
CONFLICT
Denisova I.N.
Lomonosov Moscow State University
Military journalism is being transformed taking into account the emergence of new technologies, information promotion channels, and opportunities for interaction with the audience. The accumulator of these processes was the cross-platform messenger Telegram. The blog platforms previously used by journalists did not allow sufficient coverage of armed conflicts to meet the demand of users. In this case, both technological resources and the skill of journalists to create content for Telegram coincided. Both factors gave a great impetus to the development of military journalism and journalism in general. The channels that journalists conduct on their own behalf, in this case military officers who are in the zone of armed conflict most of the time, are classified as personal media. It is from them that messenger users learn the latest news about fighting.
Keywords: military journalism, military personnel, Telegram journalism, information security, journalist ethics, media crowdfunding.
References
1. Epishkin I.I. Telegram Channels: Reasons for Launching Projects and Promotion Tools // Medi@lmanakh. 2017. № 3 (80). Pp. 30-41. EDN ZFUFDV
2. Zhuravleva A.A., Zhuravlev N.V. Professional and Amateur News Telegram Journalism in Crisis Situations: Content, Audience Activity, Legal Aspects. 2023. T. 3. № 1. Pp. 118-130. EDN BPJUEB
3. Oleshkevich V.V. Telegram-journalism: information projects in messengers as new mass media // Medi@lmanakh. 2022. № 5 (112). Pp. 74-84. DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2022.7484
4. Shuiskaya Yu.V., Smekalina K.S., Platitsyn A.V. Tendencies in the development of new media in the context of the transformation of social request. 2023. № 1 (98). Pp. 323-325. DOI 10.24412/1991-5497-2023-198-323-325. EDN XLGTFL.
5. Bykov I.A., Kurushkin S.V. Voenkory kak professional'noe ob-shchestvo zhurnalistov: problemy typologizatsii [Military correspondents as a professional community of journalists: problems of typologization]. St. Petersburg, 18-19 November 2022 St. Petersburg: Mediapapir, 2022. Pp. 43-46.
6. Amirov V.M. Voennaya zhurnalistika i blogi: novoe pole pred-stavleniya [Military journalism and blogs: a new field of presentation]. 2019. № 2 (32). Pp. 176-181.
7. Larina N.A., Tsitsinov A.Y. Specificity of Presenting Material in Digital Military Journalism (on the Example of the Zvezda Weekly) // Kazanskaya nauka. 2019. № 9. Pp. 36-38. EDN AYMFMG
8. Telegram channel "Du Rove's Channel". - URL: https://t.me/ durov/189
9. Количество ежемесячных активных пользователей Telegram по всему миру с марта 2014 года по апрель 2022 года. - URL: https://www.statista.com/statistics/234038/ telegram-messenger-mau-users/
10. Черный В. Несмотря на блокировки, число авторов каналов в соцсетях снизилось лишь на 10%. - URL: Несмотря на блокировки, число авторов в соцсетях снизилось лишь на 10% (br-analytics.ru)
11. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-spring-2023/
12. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7lwh96qizxp-whf1rj2ttfzkwlie8vr8/ медиапотребление%202023^
13. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/489816-primite-tele-gram-kak-izmenilos-za-god-internet-potreblenie-rossian
14. Yashina A.R. Telegram-journalism: how messengers changed the media // Materials of the XXIV scientific and practical conference of young scientists, postgraduate students and students of the National Research Mordovian State University named after N.P. Ogareva: V 3 ch. Ch. 3 / Sost. A.V. Stolyarov. Saransk: Ogarev Mordovia State University, 2021. Pp. 327-334.
15. Konoplev D.E. Telegram as a New Medium of Communication in the Media and Social Networks // Znak: Problematic Field of Media Education. 2017. № 3 (25). Pp. 198-200.
16. Solganik G.Y. K opredelenie ponyatii "tekst" i "mediatekst" [On the definition of the concepts of "text" and "mediatext"]. Episode 10: Journalism. 2005. № 2. Pp. 7-15.
17. Belokopytova Y.I. Telegram in the Series of Modern Internet Communications // Media Reality of the XXI Century: The Era of Global Reforms: Collection of Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference. - Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2021. - Pp. 250-254.
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
18. Telegram Audience Research 2023. - URL: https://tgstat.ru/re-search-2023
19. Gunzynov Zh.P. Information Channels in Mobile Messengers: Philosophical Analysis // Vestnik Buryatskogo gosudarstvenno-go universiteta. Philosophy. 2020. Vyp. 2, pp. 61-67.
20. Toffler E. Tretiy volna [The third wave]. Burmistrova et al. Moscow, AST Publ., 2009. 795 p.
£2
u
CO
CM
CM
CM
z
136
21. Telegram Audience Research 2021. - URL: https://tgstat.ru/re-search-2021
22. Telegram channels proposed to be regulated following the example of the media // TASS. 05.05.2023. URL: https://tass.ru/ obschestvo/17682485