Научная статья на тему 'Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей'

Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8911
937
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РОБОТИЗИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧАТ-БОТЫ / МЕССЕНДЖЕРЫ / МЕДИАТРЕНДЫ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / TELEGRAM / ВКОНТАКТЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / JOURNALISM / ROBOTIC JOURNALISM / AUTOMATED JOURNALISM / COMPUTING JOURNALISM / PERSONALIZED JOURNALISM / MACHINE LEARNING / CHATBOTS / MESSENGERS / MEDIA TRENDS / DISTRIBUTION OF INFORMATION / VKONTAKTE / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов А.Д.

В статье исследуется процесс трансформации каналов распространения информации от СМИ к пользователю. Автор анализирует влияние новых тенденций, связанных с развитием технологической составляющей журналистики, на формат медиапотребления аудитории. Особое внимание уделяется изучению опыта российских передовых средств массовой информации по использованию чат-ботов в мессенджере Telegram и социальной сети ВКонтакте для оперативной доставки новостей. Автор делает предположение о дальнейших экспериментах СМИ, определяемых развитием технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHATBOT IN TELEGRAM AND VKONTAKTE AS THE NEW CHANNEL OF NEWS DISTRIBUTION

The article studies the process of transformation of channels for information distribution from the media to the user. The author analyzes influence of the new tendencies connected with development of a technological component of journalism on a format of media consumption of audience. The special attention is paid to studying of best practices of the Russian mass media on use a chatbots in the Telegram and VKontakte for expeditious delivery of news. The author does the assumption of further experiments of the mass media determined by development of technologies.

Текст научной работы на тему «Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей»

УДК: 070 ББК: 76.01

Иванов А.Д.

ЧАТ-БОТ В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ КАК НОВЫЙ КАНАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

НОВОСТЕЙ

Ivanov A.D.

CHATBOT IN TELEGRAM AND VKONTAKTE AS THE NEW CHANNEL

OF NEWS DISTRIBUTION

Ключевые слова: журналистика, роботизированная журналистика, автоматизированная журналистика, вычислительная журналистика, персонализированная журналистика, машинное обучение, чат-боты, мессенджеры, медиатренды, распространение информации, Telegram, ВКон-такте, социальные сети.

Keywords: journalism, robotic journalism, automated journalism, computing journalism, personalized journalism, machine learning, chatbots, messengers, media trends, distribution of information, telegram, vkontakte, social networks.

Аннотация: в статье исследуется процесс трансформации каналов распространения информации от СМИ к пользователю. Автор анализирует влияние новых тенденций, связанных с развитием технологической составляющей журналистики, на формат медиапотребления аудитории. Особое внимание уделяется изучению опыта российских передовых средств массовой информации по использованию чат-ботов в мессенджере Telegram и социальной сети ВКонтакте для оперативной доставки новостей. Автор делает предположение о дальнейших экспериментах СМИ, определяемых развитием технологий.

Abstract: the article studies the process of transformation of channels for information distribution from the media to the user. The author analyzes influence of the new tendencies connected with development of a technological component ofjournalism on a format of media consumption of audience. The special a t-tention is paid to studying of best practices of the Russian mass media on use a chatbots in the Telegram and VKontakte for expeditious delivery of news. The author does the assumption of further experiments of the mass media determined by development of technologies.

Все отрасли науки, так или иначе связанные с большими базами данных (т.н. «big data»), приходят к выводу, что человек крайне ограничен в своих вычислительных и аналитических возможностях - это открывает огромный простор для всевозможного машинного обучения, начиная от исследований активности абонентов телекоммуникационных систем, заканчивая анализом поведения элементарных частиц в ад-ронном коллайдере. Известные медиаисследо-ватели Мануэль Кастельс, Майкл Паркс и Брег-тье ван дер Хаак уверены, что тренд на роботизацию в журналистике в ближайшее время будет только расти: «по мере развития автоматизированной журналистики, основной задачей которой станет, скорее всего, сбор данных, все больше будет усиливаться компонент интерпретации, анализа и качественного рассказа в журналистике»1 .

Эксперименты по внедрению в работу ре-

1 Van der Haak B., Parks M., Castells M. The future of journalism: Networked journalism // International Journal of Communication. - 2012. - T. 6. - C. 16.

дакции автоматизированных систем, позволяющих искать, обрабатывать и распространять информацию, свидетельствуют о том, что СМИ постоянно ищут новые способы работы с информационными потоками Передовые международные медиа активно изучают возможность применения роботов, способных анализировать массивы данных и писать полноценные журналистские тексты. На данный момент существует четыре основных прототипа, которые внедрены в реальную работу крупных редакций -«Quakebot» в «Los Angeles Times», «GUARBOT» в «The Guardian», «Wordsmith» в «Associated Press» и «Narrative Science» в «Forbes»2. Эти алгоритмы существуют на грани журналистики и программирования - благодаря развитию технологий редакции СМИ получили себе в штат настоящих «универсальных солдат», которые в перспективе смогут значитель-

2 Иванов А. Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобра-зования. - 2016. - №. 2 (16). - С. 32-40.

но экономить бюджет.

В основе роботов-журналистов - программный код, который анализирует отчеты различных ведомств и служб, исследует архивы и по заданному шаблону готовит тексты. Робот заполняет заготовленный журналистом шаблон, состоящий из переменных вида «имя собственное», «глагол совершенного вида в прошедшем времени» и других, подставляя в него подходящие новые данные, полученные в ходе анализа информационного массива. Алгоритм долго «обучается», дорого стоит и требует наличия у создателя навыков программирования - представить сегодня такую разработку на службе региональной редакции довольно сложно \ Но первые успехи в обучении компьютеров естественному языку задают масштабный тренд на ближайшие десятилетия - новостная журналистика со временем сможет выполнять рутинные нетворческие процессы с помощью автоматизированных алгоритмов.

Более дешевые и простые по своей «начинке» роботы доступны для редакций средств массовой информации уже сейчас - своеобразное второе пришествие переживают мессендже-ры, подарившие человечеству возможность создавать функциональных чат-ботов.

С момента появления и массового распространения интернета значительно изменилась сама информационная среда и, следовательно, привычки аудитории, форматы медиапотребле-ния. Ю.Н. Зинина в своей работе «Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей»2 выделяет несколько коммуникационных трендов, ярко наблюдаемых сегодня: преобладание горизонтальной коммуникации над вертикальной, персонификация коммуникации, увеличение скорости процесса коммуникации, возрастание плотности информационного потока и, как следствие, усиление информационного шума, актуализация этических вопросов коммуникации. Все эти тенденции объединяет один глобальный тренд, связанный с развитием мобильного интернета и носимых гаджетов.

По данным проекта TNS Web Index за январь-март 2015 год, из 82 миллионов россиян в возрасте от 12 до 64 лет, пользующихся интернетом, целых 50 миллионов выходили в Сеть с

1 Иванов А. Д. Современное состояние роботизированной журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. - Екатеринбург, 2016. - 2016. - С. 106-109.

2 Земская Ю. Н. Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей //Научный журнал. - 2015. - С. 187-190.

помощью мобильных устройств3.

Данные международного Омнибуса GfK, специализирующегося на маркетинговых исследованиях, говорят о том, что «пользование Интернетом со смартфонов выросло за год более чем в два раза». В 2014 году процент россиян в возрасте от 16 лет, выходивших в интернет со смартфона, составил 17,6 процентных единиц, с планшета - 8,4; а уже к концу года эти показатели равнялись 37,2 и 19,2 процентным едини-

4

цам, соответственно .

ВЦИОМ в своем исследовании устройств для выхода в интернет, опубликованном в середине 2015 года, заявил о снижении популярности стационарных устройств среди российской интернет-аудитории. «Так, с 2012 г. доля тех, кто для выхода в Сеть пользуется планшетом, выросла в 10 раз (с 4% до 41%, в том числе 21% - ежедневно), смартфоном - в 3,5 раза (с 15% до 55% - в том числе 39% - ежедневно)»5.

По мнению Д.Э. Коноплева, «закат десктопов» характеризуется не просто трансформацией канала распространения информации, но и значительными изменениями в потребностях аудитории как к контенту, так и к формату подачи:

«Переход аудитории к мобильным устройствам вынудил сайты не только сделать приложения на iOS и Android, но и привел к изменению дизайна сайтов, типу и качеству контента и механизмам его трансляции. Часть изменений были продиктованы пониманием изменившихся потребностей аудитории со стороны самих СМИ, часть - требованиями рекламодателей, которые на протяжении длительного времени без особого энтузиазма смотрели на интернет-рекламу, но изменили свое мнение с появлением смартфонов и планшетов».

Сочетание всех этих информационных и технологических тенденций привело к формированию более «интимной» коммуникации человека с брендом (в том числе со СМИ) путем использования публичных чатов и приватных

3 Доля эксклюзивных пользователей мобильного Интернета в России 100 000+ за год выросла на 90% // TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/press/news/344111/ (дата обращения: 01.06.2016)

4 Исследование GfK: за 2015 год интернет-аудитория в России увеличилась еще на 4 млн. человек // GfK Russia. URL: http://www.gfk.com/ru/ insai-ty/press-release/issledovanie-gfk-za -2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek/ (дата обращения: 10.05.2016)

5 Интернет: новая эра мобильных устройств // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/indexphp?id= 236&uid=115255 (дата обращения: 11.06.2016)

диалогов в мессенджерах, получивших очередное признание и развитие в 2015-2016 годах.

Первой службой обмена сообщениями между пользователями персональных компьютеров стал интернет-пейджер ICQ, выпущенный в 1996 году израильской компанией «Mirabilis». Мессенджер пережил несколько крупных сделок по продаже бизнеса и в итоге оказался в числе активов Mail.ru Group - по данным TNS, в апреле 2015 года аудитория ICQ составила всего 480 тысяч человек1 (к примеру, в 2010 году аудитория интернет-пейджера достигала 40 миллионов человек). На примере ICQ можно зафиксировать популярности аналогичных сервисов среди аудитории в 2010-х годах, а также проследить значительный спад интереса аудитории к мессенджерам в связи с мощным развитием социальных сетей. Однако последние годы ситуация вновь меняется - на фоне общего увеличения информационного шума, генерируемого мобильными приложениями, социальными сетями, медиасервисами и СМИ, значительно разросшееся семейство служб по обмену сообщениями возвращает старую и завоёвывает новую аудиторию. О подобном развитии событий в ежегодном отчете о развитии медиа «Media, journalism and technology predictions» говорил медиастратег Ник Ньюман (Nic Newman). Он выделил четыре основных медиатренда на 2015 год, среди которых было также бурное развитие мессенджеров: «Приложения для обмена сообщениями, такие как WhatsApp, WeChat, Line, Snapchat, начинают угрожать «традиционным» социальным сетям и становятся новым эпицентром для цифровых инноваций. Эти сервисы показывают ежеквартальный рост на 15% и более, поскольку они стремятся стать главным приложением всей мобильной аудитории»2.

По данным РБК, на конец 2015 года аудитория мессенджера Viber в России составила 50 миллионов активных пользователей, а сервиса WhatsApp - 30 миллионов3. Для сравнения -аудитория главной российской социальной сети «VKontakte» на конец 2015 года составляла чуть

1 Данные по аудитории // TNS Russia. URL: http ://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/ (дата обращения 01.05.2016)

2 Media, journalism and technology predictions // Nic Newman. URL: http://media.digitalnewsreport.org/ wp-content/uploads/2015/01/Journalism-media-and-technology-predictions-2015-FINALo.pdf (дата обращения: 01.05.2016)

3 Эксперты назвали самый популярный мессенджер в России // РБК. http://www.rbc.ru/ technolo-

gy_and_media/18/01/2016/569cddd29a794722c 534df2c (дата обращения 01.05.2016)

больше 73 миллионов аккаунтов.

Что все эти цифры означают для средств массовой информации? Нужно искать новые каналы распространения, анализировать аудиторию, менять позиционирование и экспериментировать. Медиасреда изменяется настолько быстро, что главные коммуникационные тренды могут трансформироваться даже в течение 1-2 лет, что раньше было сложно представить. Тренд на периодическую печать, заданный в России в Петровскую эпоху, продержался без малого 200 лет! Теперь у руководителей СМИ есть минимум времени, чтобы уловить намечающиеся тенденции, изучить их и внедрить в работу редакции.

Один из трендов, сформировавшийся в конце 2015 - начале 2016 года, заключается в разработке роботов, способных вести с пользователем беседу, отправлять свежие новости, рассказывать о специальных предложениях и отправлять свежие фотографии на завтрак. Появление этой технологии стало закономерным этапом развития процесса индивидуализации носимой техники с помощью анализа интересов и привычек владельца электроники. Ваш персональный помощник в телефоне (Siri, Google Now, Cortana или любой другой) знает, когда вам лучше проснуться утром, какие новости вас заинтересуют, какой маршрут до работы окажется оптимальным; помощник напомнит о встречах и важных датах, посчитает съеденные калории и проведет скриннинг показателей организма. В данном случае новые технологии нашли свое применение в работе СМИ - чат-боты в мессенджерах стали очередным каналом доставки информации до пользователя, и в этот раз масс-медиа удалось выйти на самый «теплый» контакт со своей аудиторией.

Существует несколько каталогов чат-ботов, в которых сосредоточены ссылки на алгоритмы с различным функционалом. В самых крупных базах - botfamily.com, storebot.me и telegrambots.info - находится порядка 100 новостных алгоритмов на русском языке. Многие из них не относятся к СМИ, а работают на основе данных популярных сайтов и сервисов.

Опыт российских СМИ в использовании чат-ботов

Самым первым из российских СМИ свой чат-бот запустила «Медуза». На платформе мессенджера Telegram робот появился 20 июля 2015 года4 и по сей день доступен для установки по адресу https://telegram.me/meduzaprobot.

4 Алан — телеграм-бот Медузы, или еще немного об Elixir // Medium. https://goo.gl/X881p7 (дата обращения 10.01.2016)

Функционал сервиса (разработчик назвал бота Алан) дает пользователю возможность после ввода определенных команд получать оперативные горячие новости, ежедневную рассылку «Вечерняя Медуза», актуальный курс валют, позволяет запрашивать у бота подборки новостей по темам и поисковым запросам, но главное - по команде «/cat» присылает в приватный чат случайную новость про котов. «Функция, ради которой мы сделали этого бота», - говорится в инструкции к сервису.

Робот создан на Elixir, представляющем собой динамичный, функциональный язык, предназначенный для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. Основная суть спрограммированного бота - анализ запроса пользователя, исследование rss-ленты сайта Meduza.io и публикация в приватный чат заголовка и активной гиперссылки на материал. Часть процессов выполняется сразу по запросу пользователя, часть - в заданное время (например, рассылка «Вечерняя Медуза»). Таким образом новости издания не теряются среди конкурентов или в ином информационном шуме, а попадают прямиком в руки аудитории, минуя дополнительные звенья коммуникационной цепи.

За последнее время аналогичными чат -ботами обзавелись буквально единицы из российских крупных СМИ. Например, свой алгоритм в популярном мессенджере запустил телеканал НТВ (telegram.me/ntvbot), радио «Эхо Москвы» (telegram.me/echomosbot) и агентство RussiaToday (telegram.me/RussiaTodayRusBot). В отличие от первых двух, telegram-бот RT абсолютно неуправляем и выдает пользователю в чат каждое новостное сообщение, которое публикуется на сайте агентства.

Отсутствие интереса масс-медиа к чат-ботам, возможно, связано с не столь явными перспективами развития данного канала, несмотря на огромную аудиторию мессенджера Ежемесячно сервисом пользуется 100 миллионов активных пользователей - такую цифру назвал создатель Telegram Павел Дуров на Mobile World Congress 2016, прошедшей в феврале 2016 года в Барселоне1.

На данный момент боты - это в первую очередь возможность сверхоперативно доставлять контент напрямую потребителю. После программирования и запуска он не требует дополнительного внимания от редакции или жур-

1 Аудитория мессенджера Telegram выросла до 100 млн. пользователей // Информационный портал «Узнайвсе.ру». http://www.uznayvse.ru/v -mire/78421.html (дата обращения 10.06.2016)

налистов, но тем не менее позволяет постоянно увеличивать трафик на сайт СМИ.

Главный минус существующих алгоритмов - их малая функциональность в контексте интеграции со средствами массовой информации. Бот не понимает естественного письменного языка и тем более человеческого голоса. Общаться с ним можно лишь в рамках заданных команд, набор которых достаточно ограничен. Файзал Кхалид (Faisal Khalid) руководит проектом «Eva», который представляет из себя бота-консультанта в вопросах ипотеки. В авторской колонке на TechCrunch он подробно описывает, почему на данном этапе развития отрасли боты практически непригодны для применения. Автор уверен, что чем больше создатели пытаются заложить в бот функций, тем значительно выше вероятность его некорректной работы: «На данный момент ни один чат -бот не обрел широкую славу и не смог доказать, что является более простым для пользователя, чем то же мобильное приложение»2.

В борьбе за аудиторию, которая в последнее время все больше перетекает в мессендже-ры, социальные сети внедряют в свой функционал новые возможности, которые до недавнего времени были недоступны. Так, «ВКонтакте» и «Facebook» запустили своих ботов для общения с пользователями. Используя открытый программный код социальной сети (API), теперь можно создать чат-бота, который будет отвечать на вопросы и выполнять простые команды. В контексте изучения особенностей применения чат-ботов в работе СМИ хочется отметить разработки холдингов РБК и СТС.

Общаться с этими ботами можно напрямую в социальной сети «ВКонтакте» - достаточно написать «Привет» в раздел «Сообщения сообщества», чтобы дружелюбный бот начал с вами диалог. Чат-бот СТС доступен по ссылке https://vk.me/ctc, РБК - https://vk.me/rbc. Алгоритмы не имеет практически никаких схожих функций. СТС-бот может рассказывать о самом телеканале, транслируемых программах, а также принимать предложения по сотрудничеству. В свою очередь РБК-бот представляет собой функциональный алгоритм по получению свежих новостей, оформлению подписки на жур-нал\газету холдинга, получению консультаций по ряду вопросов (опечатка на сайте, покупка рекламы, сотрудничество и т.д.). С помощью коротких команд можно подписаться на рассылку новостей из 12 разделов РБК: от главных

2 Why do chatbots suck? // TechCrunch. https ://techcrunch.com/2016/05/29/why -do-chatbots-suck/ (дата обращения 10.06.2016)

новостей до узкой информации о мире моды.

Оба этих алгоритма созданы на основе Botpult, конструктора ботов для «ВКонтакте» и «Telegram». Сервис был запущен в 2016 году, но уже успел стать популярным среди крупных онлайн-проектов и СМИ - благодаря простой и понятной русскоязычной оболочке, любой пользователь может создать чат-бота из простых блоков с формами типа «Вопрос-Ответ» -создатели Botpult полностью «спрятали» весь процесс программирования под современным пользовательским интерфейсом. До недавнего времени сервис работал по бесплатной схеме, однако теперь есть несколько тарифных планов с абонентской платой.

Структура новостных чат -ботов

Стоит понимать, что любой чат-бот - это код, запрограммированный на определенные действия, которые выполняются в ответ на запрос пользователя. Бот не может начать свою работу самостоятельно или же написать человеку первым. Чтобы алгоритм начал функционировать, необходимо отправить определенный сообщение в адрес чат -бота, после чего пользователь получает перечень имеющихся функций и способы их активации.

Все команды, которые на данный момент может выполнять новостной бот в мессенджере или в социальной сети, можно разделить на два типа по результатам выдаваемых пользователю результатов: статичные и динамичные.

Благодаря выполнению статичных команд, чат-бот способен предоставлять пользователю заранее заготовленную информацию в ответ на запрос. Например, в рамках данной функции чат-бот РБК может рассказать о способах оформления подписки. Эти данные сохранены администратором бота заблаговременно в виде реакции на конкретный запрос пользователя: триггерная функция «если, то» автоматически публикует контент, если видит совпадение в ключе-запросе от человека. Отправив в адрес сообщества телеканала «СТС» в ВКонтакте ключ «4», пользователь получит ответ на вопрос «Как не попасть в черный список или что делать, если я уже попал?». Статичные команды представляют собой самые простые функции ботов, которые основаны на обращении алгоритма к заранее заготовленным шаблонным ответам. Гораздо интереснее дело обстоит с динамичными командами.

Узнать актуальны курс доллара, получить свежую подборку свежих новостей, запросить последние публикации про роботов-журналистов - динамичные функции и команды основаны на обращении бота не к шаблонным текстам, а к обновляемым переменным. С по-

мощью анализа данных биржи, RSS-ленты сайта, поискового алгоритма, чат-бот способен снабжать пользователя сверхактуальными и сверхоперативными данными. Например, при отправке ключа «/4» в адрес telegram-бота Медузы, пользователь получит в ответ информацию о курсе евро, доллара и нефти марки «Brent». А «подписка» на новости спорта от бота РБК позволит оставаться в курсе событий данной тематики в любое время - при появлении новых публикаций в разделе «Спорт» RSS-ленты сайта РБК, бот тут же будет отправлять заголовок и лидер-абзац читателю в индивидуальный чат.

Помимо статичных и динамичных функций боты могут выполнять и более сложные действия: заказывать билеты на поезд, делать снимки с веб-камеры в определённое время и отправлять пользователю, переводить текст на нужный язык, вести беседу и многое другое. Однако на данный момент многие из этих возможностей не используются СМИ в силу ряда причин. Во-первых, СМИ как сервис обладает не таким большим набором функций, которые к тому же можно настолько автоматизировать. Во-вторых, тренд на использование автоматизированных алгоритмов не дошел до массового распространения. Чат -ботами обзавелись буквально единицы, следовательно, нам еще предстоит увидеть расцвет персонализированной журналистики. В-третьих, аудитория еще должна исследовать и полюбить новый канал получения новостной информации в таком формате. Возможно, в скором будущем мы получим возможность оформить и оплатить подписку через чат-бот, получать комментарии с сайта СМИ в индивидуальный чат или, например, следить за парадом благодаря фото - и видеотрансляциям с места событий, которые в автоматическом режиме отправляются пользователю в мессенджер или социальную сеть.

Александр Амзин, С 2005 по 2011 - редактор и шеф-редактор Lenta.ru, ныне занимающий пост директора по развитию холдинга МЕД-МЕДИА, в книге «Как новые медиа изменили журналистику» прогнозирует усиление тренда на персонификацию: «В ближайшие годы усовершенствованные алгоритмы персона-лизации, рекомендательные алгоритмы, анализ социального графа и голосовое управление интернет-сервисами приведет к созданию автоматических персональных помощников в странах, где используются основные мировые языки. Эти помощники, являясь неотъемлемой частью мобильных операционных систем, в результате окажутся маршрутизаторами медиапотребле-ния, начнут формировать персональную повест-

ку для своего начальника-пользователя»1.

Выступая в Школе гражданской журналистики с лекцией «Куда мы катимся: журналистика между "Сегодня" и "Завтра"», Юрий Сапрыкин, бывший главный редактор российского журнала «Афиша», выдвинул две гипотезы о том, какими каналами будет пользоваться аудитория для получения новостей: «Мне кажется, что через пять лет мы будем читать все это, во-первых, в мессенджерах, а, во-вторых, в часах. Уж сколько раз это происходило: когда компания Apple выпускает какой-то предмет, который кажется ненужной глупостью, абсолютной блажью и излишеством. Но проходит пять лет, и оказывается, что именно это и становится каким-то базовым средством коммуникации и донесения информации»2.

Таким образом, можно выделить несколько магистральных тенденций, которые формируют у СМИ необходимость экспериментов работы с мессенджерами:

1. Активное развитие мобильного интернета и гаджетов

Гонка технологий, которую с целью поддержания продаж искусственно создают крупные компании на подобии Samsung, Apple, Microsoft и т.д., формирует у людей зависимость от новых гаджетов. В купе с постоянным развитием телекоммуникационных сетей мы можем наблюдать явный тренд на дальнейшее развитие смартфонов, носимых гаджетов, встраиваемой и вживляемой электроники. Все это является новыми каналами доставки информации от СМИ пользователю, соответственно, передовым медиа придется существовать в состоянии постоянного эксперимента с новыми технологиями.

2. Рекомендательные сервисы и обучаемые персональные помощники

Развитие сервисов Web 3.0 позволяет глубже погрузиться в потребности аудитории, в форматы медиапотребления. На основе посещенных сайтов, введенных поисковых запросов и прокомментированных публикаций в соцсе-тях, «обучаемые» алгоритмы создают персональную ленту новостей для каждого отдельного человека. Невероятными темпами развиваются персональные мобильные помощники, внедренные в операционные системы гаджетов, которые зачастую знают привычки и потребности человека лучше его самого.

3. Персонализация журналистики

Прошло время новостей «для всех» - сегодня аудитория хочет читать и смотреть то, что ей интересно и позволяет закрыть потребность в информации, развлечениях. Все медиатренды сводятся к тому, что журналистика станет максимально персонализированным сервисом, и чат-боты на данный момент являются частным примером развития этого процесса.

Развитие социальных сетей, персональных помощников, чат-ботов и вычислительных алгоритмов - все это должно заставить средства массовой информации задуматься о перспективах. Человек давно ушел от формата получения информации исключительно через один канал. Сегодня аудитория потребляет контент всеми возможными способами, начиная от чтения бумажных носителей, заканчивая получением данных через линзы очков. Журналистика в этих условиях должна идти на эксперименты, ведь никто не сможет предсказать траекторию дальнейшей трансформации медиасистемы, в то время как изменения происходят уже сейчас.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Media, journalism and technology predictions // Nic Newman. URL: http ://media. digitalnewsreport. org/wp-content/uploads/2015/01/Journalism-media-and-technology-predictions-2015-FINALo.pdf (дата обращения: 01.05.2016).

2. Van der Haak B., Parks M., Castells M. The future of journalism: Networked journalism //International Journal of Communication. - 2012. - Т. 6. - С. 16.

3. Why do chatbots suck? // TechCrunch. https://techcrunch.com/2016/05/29/why-do-chatbots-suck/ (дата обращения 10.06.2016).

4. Алан - телеграм-бот Медузы, или еще немного об Elixir // Medium. https://goo.gl/X881p7 (дата обращения 10.01.2016).

1 Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. http://newmedia2016. digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения 13.06.2016)

2 Юрий Сапрыкин: «Мы будем читать это в мессенджерах и часах» // МедиаПрофи. http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (дата обращения 13.06.2016)

5. Аудитория мессенджера Telegram выросла до 100 млн. пользователей // Информационный портал «Узнайвсе.ру». http://www.uznayvse.ru/v-mire/78421.html (дата обращения 10.06.2016).

6. Боты Telegram: всё, что вы хотели про них спросить // Журнал «Журналист». - 2015. -№ 11. - С. 58-66.

7. Данные по аудитории // TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/ (дата обращения 01.05.2016).

8. Доля эксклюзивных пользователей мобильного Интернета в России 100 000+ за год выросла на 90% // TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/press/news/344111/ (дата обращения: 01.06.2016).

9. Загидуллина, М.В. Стремительное развитие технологий как вызов профессии журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 7-8.

10. Земская, Ю.Н. Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей // Научный журнал. - 2015. - С. 187-190.

11. Коноплев, Д.Э. Закат десктопов: как мобильные платформы меняют медиа и их аудиторию // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №. 5 (360). - С. 142-146.

12. Иванов, А.Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - №. 2 (16). - С. 32-40.

13. Иванов, А.Д. Современное состояние роботизированной журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. - Екатеринбург, 2016. - 2016. - С. 106-109.

14. Интернет: новая эра мобильных устройств // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115255 (дата обращения: 11.06.2016).

15. Исследование GfK: за 2015 год интернет-аудитория в России увеличилась еще на 4 млн человек // GfK Russia. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek/ (дата обращения: 10.05.2016).

16. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения 13.06.2016).

17. Степанов, В. Возрождение интернет-мессенджеров: чем они могут быть полезны журналистам? // Журналютыка у суладдзi з жыццём: да 90-годдзя заслужанага дзеяча культуры Рэспублш Беларусь, доктара фталапчных навук, прафесара Барыса Васiльевiча Стральцова : зб. навук. прац / пад агул. рэд. канд. фшал. навук дацэнта В.П. Вараб'ёва - Мшск: БДУ, 2016. - 2016. - С. 230-236.

18. Уразова, С.Л. Социальные сети как форма общественного диалога и массовых коммуникаций // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1 . Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 2 (150). - С. 26-33.

19. Чернавский, А.С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2015. - Т. 8. - №. 5 (37). - С. 18-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Эксперты назвали самый популярный мессенджер в России // РБК. http://www.rbc.ru/technology_and_media/18/01/2016/569cddd29a794722c534df2c (дата обращения 01.05.2016).

21. Сапрыкин, Ю. «Мы будем читать это в мессенджерах и часах» // МедиаПрофи. http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (дата обращения 13.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.