Научная статья на тему 'Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях'

Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10948
1376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / BOTFATHER / ТОКЕНЫ / АВТОПОСТИНГ / ШИФРОВАНИЕ ТРАФИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

В процессе активного развития мобильных соцсетей после 2015 года одной из наиболее быстрорастущих площадок для коммуникации, как с точки зрения аудитории, так и с точки зрения контента, стал Telegram. В статье рассматриваются основные технологические особенности данной платформы и ее перспективы как соцсети, забирающей базовый функционал у новостных сетевых изданий и сообществ «ВКонтакте», оказавшихся в правовом кризисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях»

УДК 004

Д. Э. Коноплев

Челябинский государственныйуниверситет, Челябинск

TELEGRAM КАК НОВАЯ СРЕДА КОММУНИКАЦИИ В СМИ И СОЦСЕТЯХ

В процессе активного развития мобильных соцсетей после 2015 года одной из наиболее быстрорастущих площадок для коммуникации, как с точки зрения аудитории, так и с точки зрения контента, стал Telegram. В статье рассматриваются основные технологические особенности данной платформы и ее перспективы как соцсети, забирающей базовый функционал у новостных сетевых изданий и сообществ «ВКонтакте», оказавшихся в правовом кризисе.

Ключевые слова: интернет коммуникации, медиабезопасность, botfather, токены, автопо-стинг, шифрование трафика.

Возникновение и быстрое развитие мобильной соцсети Telegram, построенной по принципу мессенджера, привязанного к телефонному номеру, началось в августе 2013 года, когда основатель «Вконтакте» Павел Дуров представил свой новый проект после конфликта с руководством Mail.ru Group, вынудившим его покинуть Россию.

Сначала Telegram функционировал как классический мессенджер со стандартным для подобных платформ функционалом. Главной отличительной особенностью Telegram стало шифрование трафика. Именно безопасность передачи данных и возможность создавать внутри аккаунта группы привлекло к мессенджеру внимание так называемого «невидимого интернета», для которого технологии скрытой коммуникации значительно упростились (например, по сравнению с проектом I2P, требующим установки и настройки специального программного обеспечения).

Это позволило использовать Telegram как киберпреступникам, так и, например, интернет-магазинам наркотиков, биржам порнографии и даже террористам. Обычные пользователи в свою очередь получили одну из лучших систем защиты данных и простой интерфейс, который стал решающим преимуществом для тех, кто хотел общаться в Telegram в режиме простого чата, без заполняемого профиля и собираемого в альбомы контента.

Для генерации аудитории в Telegram были созданы каналы - группы, аналогичные сообществам (пабликам) «Вконтакте». Первые каналы создавали пользователи для общения в групповом чате, со временем каналы открыли и сетевые СМИ, пытаясь таким образом привлечь платежеспособную мобильную аудиторию, которую стало все сложнее искать через «Вконтакте». В рунете тренд задали «РБК» и «Эхо Москвы», и уже к началу 2016 года канал в Telegram стал для СМИ столь же привычным форматом как профиль в Facebook или Twitter.

Проблема заключалась только в агрегировании контента - если индивидуальные пользователи публиковали свои новости и сообщения без определенного принципа и графика, то СМИ, чтобы акцентировать внимание именно на свой контент (главным образом - анонсы своих публикаций на сайте), должны были искать инструменты автоматизации.

Таким инструментом стали боты - программно написанные скрипты, которые сами знали, что где брать и в каком виде публиковать в Telegram. Боту было достаточно однократно дать инструкцию, какие материалы надо транслировать в мессенджере, по каким словам выводить пользователям результаты поиска или мультимедиа, и журналистам оставалось только заниматься своими прямыми обязанностями - остальное делал сам бот. Ботами обзавелись многие сетевые СМИ, как те, что ранее работали с телеграм-каналами (например, «РБК»), так и те, которым оказалось достаточно одного лишь «бота-рассыльщика» (например, «Медуза»).

Интерес к ботам стал столь велик, что Telegram создал отдельную управляющую ботами среду - botfather. С момента появления «отца ботов» писать программу-рассыльщика и создавать с ее помощью свое собственное СМИ в соцсети мог любой желающий, владеющий базовыми навыками работы с программными интерфейсами приложений. Для организации автопостин-га сервису требуется источник данных - сайт СМИ, новостная лента или любой периодически обновляемый RSS-канал. После этого пользователь должен запросить настройки у botfather и

получить у платформы авторизационный код подтверждения - так называемый токен. Используя токен, можно как организовать свое СМИ в Telegram за несколько минут, так и запрограммировать бота на определенные ответы на запросы пользователей.

«Роботизация» соцсети пошла столь активно, что многие из таких «прото-СМИ» стали прямыми конкурентами традиционных изданий, опережая их как минимум в скорости публикации. Так, например, первые фото убитого в Киеве 23 марта экс-депутата Госдумы Дениса Воронен-кова было опубликовано в украинском Telegram «ДТП и ЧП. Киев». Именно из этого источника фотографии разошлись по интернету.

Отдельный интерес и заметное влияние на новостную повестку в рунете приобрели каналы в телеграмме, которые принципиально отличаются от традиционных СМИ и публикуют только так называемые «сливы» или слухи и истории, проверка достоверности которых невозможна. Например, в таких каналах как «Методичка» или «Незыгарь» количество подписчиков более чем в два раза превышает среднее число подписчиков в официальных каналах традиционных СМИ. Среднемесячная аудитория Telegram (по данным SimilarWeb) в конце 2016 - начале 2017 года составляла более 110 млн пользователей.

При этом отдельные опасения, касающиеся Telegrama, связываются с частичным перемещением подпадающей под те или иные санкции аудитории «Вконтакте» в каналы мессенджера, где контролировать контент и участников переписки практически невозможно. С точки зрения меди-абезопасности это почти такая же «серая зона» как «невидимый интернет» в рамках I2P.

Так администрация соцсети только в 2016 году заблокировала 78 каналов запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», действовавших в Telegram. Будут ли они появляться в дальнейшем - вопрос риторический.

Между тем, учитывая ряд юридических коллизий, касающихся «Вконтакте» и процессов - в том числе и судебных - в отношении пользователей этой соцсети, многие пользователи мобильного интернета активно переключаются на мессенджер Telegram с шифрованным трафиком, считая, что находящейся под постоянным мониторингом ряда специальных надзорных программ (например, СОРМ-2, СОРМ-3) «Вконтакте» больше нельзя доверять.

Это означает, что соцсеть становится не только коммуникативным каналом, свободным от любой потенциальной цензуры, но и местом, где искушенный пользователь может найти любые данные, ранее ему не доступные.

Примечательно, что особую популярность Telegram приобрел в России (доля пользователей почти в 2 раза больше, чем в США - 12,33 % против 6,11 %), а также в персидских государствах, где действуют жесткие программные запреты на другие соцсети.

По данным SimilarWeb большинство подписчиков каналов и ботов в мессенджере «не доверяют традиционным СМИ» (37,5 %) и «предпочитают получать информацию из первоисточника» (29,5 %). Эта статистика фактически означает, что миграция аудитории с традиционных сетевых площадок в мобильные соцсети нового типа активно продолжается.

Список литературы

1. Borgatti, S. Analyzing social network [Text] / S. Borgatti. - L.: Sage, 2013.

2. Cross, R. The hidden power of social network [Text] / R. Cross. - Harvard Business Review Press, 2010.

3. Crossley, N. Social network analysis for ego-nets [Text] / N. Crossley. - L.: Sage, 2015.

4. Kahn, D. The Codebreakers: The comprehensive history of secret communication [Text] / D. Kahn. - Scribner, 2016.

5. Mascull, B. Key words in the media [Text] / B. Mascull. - L., Collins Educational, 1995.

6. Moggridge, B. Designing media [Text] / B. Moggridge. - N.Y.: MIT Press, 2010.

7. Pentland, A. Social physics [Text] / A. Pentland. - L.: Penguin Books, 2015.

8. Ross, T. Social Media Mastery (A Daily Actions Guide): 75+ Tips to Help you Expand your Reach, Build your Platform, and Establish your Online Authority [Text] / T. Ross. - ADS, 2014.

9. Telegram web data [Electronic resource]. - URL: https://www.similarweb.com/website/telegram.oig.

10. Yang, S. Socia network analysis [Text] / S. Yang. - L.: Sage, 2016.

TELEGRAM AS A NEW COMMUNICATION SPHERE IN THE MEDIA

AND SOCIAL NETWORKS

KonoplevD. E., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]

During the active development of mobile social networks after 2015, Telegram became one of the fast-growing communication platforms, both from the point of view of the audience and of content. The article considers the main technological features of this platform and its prospects as a social network that takes the basic functionality from the internet media and Vkontakte communities that found themselves in a law-crisis.

Keywords: internet communications, media security, botfather, tokens, auto-posting, traffic encryption.

References

1. Borgatti, S. (2013) Analyzing social network. L., Sage.

2. Cross, R. (2010) The hiddenpower ofsocial network. Harvard Business Review Press.

3. Crossley, N. (2015) Social network analysisfor ego-nets. L., Sage.

4. Kahn, D. (2016) The Codebreakers: The comprehensive history of secret communication. Scribner.

5. Mascull, B. (1995) Key 'words in the media. L., Collins Educational.

6. Moggridge, B. (2010) Designing media. N. Y., MIT Press.

7. Pentland, A. (2015) Socialphysics. L., Penguin Books.

8. Ross, T. (2014) Social Media Mastery (A Daily Actions Guide): 75+ Tips to Help you Expand yourReach, BuildyourPlatform, andEstablishyour Online Authority. ADS.

9. Telegram web data. Available at: https://www.similarweb.com/website/telegram.org, accessed 21.02.2017.

10. Yang, S. (2016) Socia networkanalysis. L., Sage.

Коноплев Дмитрий Эдуардович - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.