Научная статья на тему 'Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе'

Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7224
988
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕГРАМ / МЕССЕНДЖЕРЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ЧАТ-БОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатулин Р.Р., Колупаева Д.А.

В процессе активного развития мобильных социальных сетей, одной из самых быстрорастущих площадок для коммуникации, с точки зрения аудитории и контента, стал Telegram. Мессенджер Telegram в последнее время часто упоминается в негативном контексте в связи с конфликтом с государственными службами. В данной статье рассматриваются основные особенности данной платформы и перспективы ее использования в положительном контексте в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе»

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Прогресс, 1994. — 480 с. Словарь психолога - практика / Сергей Юрьевич Головин. - 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Харвест, 2007. - 976 с. - (Библиотека практической психологии). - С. 951—952.

4. Argyle М. Bodily communication. N. Y., 1975.— 363 pages

Hoffman M.D. Empathy, its development and prosocial implications. In: C.B. Kelsey (ed.). Nebrask a Symposium on Motivation, 1977. — 331 pages

5. Мир психологии. Психологический словарь. Эмпатия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1143 (дата обращения 01.10.17 г.).

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гатулин Р.Р., 2017

Университет ИТМО, магистрант первого курса обучения, Санкт-Петербург

Колупаева Д.А., 2017 Университет ИТМО, магистрант первого курса, Санкт-Петербург

Аннотация: в процессе активного развития мобильных социальных сетей, одной из самых быстрорастущих площадок для коммуникации, с точки зрения аудитории и контента, стал Telegram. Мессенджер Telegram в последнее время часто упоминается в негативном контексте в связи с конфликтом с государственными службами. В данной статье рассматриваются основные особенности данной платформы и перспективы ее использования в положительном контексте - в сфере высшего образования.

Ключевые слова: телеграм, мессенджеры, электронное образование, интернет-коммуникации, чат-боты.

USING THE TELEGRAM MESSENGER FOR IMPLEMENTATION E-LEARNING

TECHNOLOGY AT THE UNIVERSITY.

R.R. Gatulin, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg

D.A. Kolupaeva, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg

Abstract: In the process of active development of mobile social networks, Telegram became one of the fastest growing areas for communication, in terms of audience and content. Telegram messenger has recently been often mentioned in a negative context due to the conflict with public services. This article examines the main features of this platform and the prospects for its use in a positive context - in higher education.

Key words: telegram, messengers, e-education, Internet communications, chat-bots.

Актуальность работы обусловлена ускоренным темпом развития интернет, увеличением количества людей в сети и повышением потребности в доступности и удобстве образовательных технологий.

В ходе работы были выявлены наиболее развитые сферы применения и перспективы использования сервиса. Цель работы - выявить возможности, преимущества и недостатки использования мессенджера Telegram в образовательной деятельности. Наиболее востребованным использованием мессенджера, кроме личного общения, является использование таких каналов как СМИ, развлечение и реклама. В статье Епишкина И.И. рассматривается по большей части исследование методов продвижения каналов в Telegram [1]. В аналогичных статьях по данной тематике рассматриваются методы и характеристики использования мессенджера как новостной и развлекательной площадки [2][3]. В работе, направленной на использование Telegram в образовательном контексте, было рассмотрено использование чат-бота для обучения в школе.

Поэтому интересно рассмотреть использование Telegram в образовательном процессе для студентов, получающих высшее образование.

Интернет захватывает многие сферы жизнедеятельности людей. Количество пользователей интернета по состоянию на октябрь 2016 - март 2017 года достигло 87 млн. человек - 71 % от всего населения страны [4]. С ростом количества смартфонов у населения и расширением зоны охвата мобильного интернета количество потребления мобильного трафика все больше растет. Причем за год мобильный трафик интернета вырос на 15% и достиг 46% пользователей. На конец 2016 года число абонентов компании "Вымпелком" составило 58,3 млн. человек [5]. Причем на одного абонента сотового оператора "Билайн" приходилось 1,73 мессенджера [6]. Наиболее популярными в России являются программы Whatsapp, Viber, Skype и Telegram. По росту числа упоминаний в социальных медиа с марта 2016 года по февраль 2017 года лидирует Telegram - со 186 тысяч упоминаний в месяц выросло до 836 тысяч [7].

В ходе проведенного исследователями опроса были выявлены следующие особенности аудитории: количество мужчин - 57%, женщин - 43%, а лица от 18 до 34 лет составляют 77% аудитории [8].

Отличает Telegram от других мессенджеров возможность создания ботов и каналов. Бот -программа, которая позволяет отвечать на вопросы пользователя, искать информацию, консультировать клиентов и даже поддерживать игры в интерфейсе мессенджера. Каналы - это чаты, позволяющие отправлять сообщения неограниченному числу пользователей, подписанных на него. Они представляют собой смесь блога и новостной ленты.

Развитие Telegram привело к созданию большого количества научно-популярных каналов. Любой специалист может вести собственный канал о своей деятельности, новостях и тенденциях.

На примере использования мессенджера в учебной жизни в университете есть возможность использовать его для каждого предмета в отдельности или в общем учебном чате. Каждый преподаватель может создать отдельный чат для своего предмета и добавить всех студентов группы. После учебного занятия в качестве напоминания преподаватель отправляет текст домашнего задания в чат. До даты сдачи студенты могут задавать интересующие вопросы напрямую преподавателю. Вопросы не будут повторяться, ведь вся история общения будет видна всем студентам группы. Преподаватель может давать ссылки на литературу или ближайшие конференции по предмету. Отправлять задания студенты могут в чат, одновременно знакомясь с работами коллег, или, наоборот, не видя их, - в зависимости от вида домашнего задания. На учебных парах преподаватель может проводить тестирование по предмету, используя бота в Telegram. Бот может из базы выдать задание студенту, а после отправки им ответа дать правильный ответ. Решение же в виде фото отправляется преподавателю и оценивается позже.

Обучение может проводиться и полностью удаленно, без очных занятий. Основная функция Telegram может состоять в отправке сообщений курса и последующего сбора и проверки выполненного домашнего задания. Также пригодится бот, который автоматически рассылает студентам задания и напоминания о сроках сдачи. В таблице 1 представлены преимущества и недостатки использования Telegram.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки использования Telegram в образовательной деятельности

Преимущества Недостатки

высокая скорость коммуникации между студентами и преподавателем необходимость отвечать на сообщения вне учебных занятий, что приведет к увеличению занятости преподавателя

вовлеченность в образовательный процесс вне учебных занятий возможно отвлечение участников диалога на нерелевантные темы или сообщения других пользователей

удобство хранения материалов курса и необходимость наличия смартфона с

работ студентов мобильным интернетом у студентов и преподавателей

удобство последующего анализа успеваемости и активности студентов в ходе курса возможна потеря информации в случае блокировки мессенджера

отсутствие необходимости создания отдельного приложения или регистрации на стороннем сервисе при сдаче заданий в одном диалоге возможны копирования работ среди студентов

использование мессенджера бесплатно

возможность открытого обсуждения трудностей предмета между студентами

возможность сбора обратной связи от студентов после занятия

не нужно печатать текст контрольной работы на бумажном носителе

Можно сделать вывод, что Telegram является удобным бесплатным средством коммуникации студента и преподавателя, который ускорит и упростит взаимодействие. Несмотря на недостатки, связанные с возможностью списываний, реализация остальных угроз маловероятна. Плюсы же очевидны, мессенджер экономит время и расходы на распечатку бумажных материалов для проведения контрольных работ.

Список литературы:

1. Епишкин И.И. Telegram-каналы: причины запуска проектов и инструменты продвижения // Медиаальманах факультета журналистики МГУ. - 2017. - №3

2. Коноплев Д.И. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №3 (25). С.198-200.

3. Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник ВУиТ. 2016. №3. С.126-132.

4. Маликова В. Н. Использование программы Telegram как средства мобильного обучения [Текст] / В. Н. Маликова, Е. Н. Перевощикова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 75-78. — ISBN 978-5-9909609-5-4.

5. Аудитория пользователей Интернета в России в 2017 году составила 87 млн человек. Mediascope. 21.04.2017. Режим доступа: http://mediascope.net/press/news/744498/ (дата обращения: 19.06.2017).

6. Вовнякова А. «ВымпелКом» оценил популярность мессенджеров среди своих абонентов: [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/06/03/2017/58b99c419a79473e6841bfbd (дата обращения: 26.11.2017).

7. Мессенджеры в России: цифры и тренды, весна 2017: [Электронный ресурс] // URL: http://blog.br-analytics.ru/messendzhery-vesna-2017/ (дата обращения: 10.11.2017).

8. Рахманова В. Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России: [Электронный ресурс] // URL: https://vc.ru/25614-audience-of-telegram (дата обращения: 10.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.