ЖУРНАЛИСТИКА
УДК: 316.77:004.738.5
DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-2-49-54
А. М. Максимова (Магнитогорск Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАМЕТКИ В НОВОСТНЫХ
TELEGRAM-КАНАЛАХ
Аннотация. В В статье предпринята попытка зафиксировать изменения в производстве и дистрибуции новостного контента, проявляющиеся на фоне активного развития нового канала массовой коммуникации -мессенджера Telegram. Актуальность решаемой автором проблемы детерминирована повсеместным распространением мессенджеров типа Telegram и связанной с этим необходимостью изменения сложившихся профессиональных журналистских практик, необходимых для адаптации к новым условиям. В фокусе внимания находятся трансформации традиционного новостного жанра - информационной заметки. С целью выявления признаков процесса трансформации жанра информационной заметки автором проанализировано около 120 публикаций новостных Telegram-каналов, таких, как: «Раньше всех. Ну почти», «Осторожно, новости», «Varlamov News», «Пул №3» и др. Выявлено, что процессы жанрового преобразования подчиняются логике работы мессенджера и одновременно свидетельствуют об изменениях в восприятии медиаконтента. Полученные результаты могут представлять интерес для профессиональной аудитории, поскольку дают ключ к пониманию технологии создания новостей в новых условиях, что важно для специалистов СМИ, заинтересованных в освоении нового канала коммуникации и привлечении дополнительной аудитории.
Ключевые слова: журналистика, мдиакоммуникация, smm, медиапотребление, мессенджер, информационная заметка, новостной контент.
Введение
В последние десятилетия медиаотрасль перманентно находится в ситуации фундаментальной трансформации, связанной с повсеместным внедрением технологий, предлагающих принципиально новые каналы для дистрибуции контента, ранее неизвестные способы создания произведений, формирующие иные, отличные от традиционных, условия потребления адресатом продукции СМИ. Для конечного потребителя изменения остаются как будто незаметными: аудитория довольно быстро принимает и осваивает новые форматы. Однако для профессионального медиасообщества задача оперативного реагирования на происходящее является крайне важной для понимания внутренних механизмов и новых принципов работы и внедрения их в профессиональную практику.
Социальные медиа (социальные сети, мессенджеры и мета-вселенные) сегодня являются основным источником получения оперативной информации о происходящем в мире. Как следствие, обнаруживает актуальность проблема изучения с целью последующего внедрения принципов создания контента для социальных медиа, отличающегося от традиционных практик журналистики. Актуальность проблемы подтверждается значительным количеством научных исследований по теме: о трансформации профессиональных практик в связи с появлением новых технологий и изменением стратегий медиапотребления пишут В.Ф. Олешко [14], Р.П. Баканов [1], О.С. Мухина [13]; феномен и проблематику социальных медиа изучают Ю. Будовская [4], В.И. Дудина [7], И.Г. Катенева [9]; особенности создания и дистрибуции медиаконтента исследуют Д.В. Соколова [16], О.В. Бондаренко [3] и другие. В предлагаемой статье отражены результаты нашей попытки обобщить имеющиеся исследования по теме, сосредоточив внимание на особенностях презентации новостной информации в одном из самых популярных на сегодня социальном медиа - мессенджере Telegram.
2. Основная часть
2.1. Изменение подхода к использованию мессенджера Telegram
Суммарная аудитория русскоязычных telegram-каналов за 2022 год выросла вдвое - с одного до двух миллиардов пользователей [6]. Рост аудитории мессенджера связан, с одной стороны, с объективными процессами, происходящими в медиапространстве, в частности, с блокировкой нескольких популярных социальных сетей, и демонстрирует результаты поиска альтернативных площадок для общения и получения информации. С другой стороны, наблюдаемый рост может свидетельствовать об изменении предпочтений аудитории в части потребления новостного контента, и для представителей медиаотрасли это означает не просто изменение медиаландшафта, но и трансформацию новостных жанров и закрепление новой стратегии медиапотребления. Об этом свидетельствует, в частности, появление нового типа новостных telegram-каналов, не имеющих аналогов в традиционной системе СМИ.
До какого момента мессенджер Telegram рассматривался преимущественно как один из источников трафика на сайт. Исследователь Д.В. Соколова, изучавшая стратегии дистрибуции медиакон-тента российскими изданиями в 2017 и 2018 г., пришла к выводу, что наиболее популярным типом сообщений в Telegram-каналах СМИ являются посты-анонсы: «Данные первого этапа исследования показали, что наиболее популярным способом передачи контента является сочетание текста с гиперссылкой на сайт издания (52 %). Вариативно могут быть добавлены фото (17 %) и эмодзи (23 %). Спустя год стратегия дистрибуции новостей претерпела некоторые изменения: увеличилось использование текста, ссылки и фото (21 %), но сократилась иллюстрация новостей с помощью эмодзи (10,3 %)» [9, с. 258]. Однако наблюдения показывают, что ситуация меняется: появляются Telegram-каналы, которые используются как самостоятельный (и подчас единственный) вариант трансляции контента. При этом отмечается и содержательная переориентация площадок. Ранее Telegram-каналы выступали как место, где собираются непроверенные данные, слухи, инсайды из мира политики или шоу-бизнеса, чему способствовал целый ряд факторов: отсутствие правовой схемы регулирования и регистрации, характерных для традиционных СМИ, возможность сохранять анонимность редакции. Подобные каналы журналисты нередко использовали для поиска актуальных информационных поводов: «Основная проблема содержания телеграмм-каналов - доверие. Поскольку многие политические каналы зачастую используются как "сливные бачки" для непроверенных "инсайдов", журналисты начинают им доверять только после нескольких осуществившихся прогнозов» [3, с.171].
В новой ситуации появился целый пул новостных Telegram-каналов, претендующих на роль полноценного информационного агентства. По скорости передачи информации они опережают традиционные СМИ, что позволяет некоторым исследователем классифицировать их как «прото-СМИ» [10, с. 199]. Однако особенности функционирования мессенджера формируют специфику реализации информационной функции СМИ, что нагляднее всего проявляется в трансформации жанра заметки в новостных telegram-каналах.
2.2. Эмпирическая база исследования
Для выявления специфики презентации новостного контента нами были проанализированы материалы telegram-каналов «Раньше всех. Ну почти», Baza, «Осторожно, новости», «Varlamov News», «Пул №3», вышедшие в эфир в марте и апреле 2023 года. Публикации изучались по следующим критериям:
- соответствие традиционной структуре информационной заметки;
- особенности выражения авторской позиции в отношении описываемых событий.
На начальном этапе исследования предполагалось, что специфика медиапотребления мессен-джера накладывает определенные особенности на презентацию жанра информационной заметки. «Восприятие контента в "Телеграм" отличается от других платформ <...> Читатели <...> находятся в своеобразном приватно-публичном пространстве, а вся коммуникация пропускается через фрейм личной переписки. Иными словами, в "Телеграме" для ощущений читателя разница между сообщением от друга и постом из канала минимальна», - отмечают В. Круглов и М. Федотова [12]. Именно поэтому в критериях для анализа фигурирует авторская позиция, что не характерно для традиционного жанра информационной заметки.
2.3. Особенности жанра заметки в Telegram
В результате исследования были сформулированы следующие особенности презентации жанра в новостных telegram-каналах.
В первую очередь, особенности использования мессенджера, который пролистывается постоянно в течение дня, вынуждает авторов менять подход к подаче новостей. Редакции делают ставку на оперативность, а не на сбор всех известных деталей события. В результате каждая подробность, каждый новый комментарий становятся самостоятельным информационным поводом. Так, telegram-канал «Раньше всех. Ну почти» взрыв на железнодорожных путях в Брянской области «отработал» посредством восьми самостоятельных публикаций: сообщение о факте подрыва со ссылкой на неназванный источник1, первые кадры с места событий от очевидцев2, пост с уточненной локацией ЧП3,
'В Брянской области неизвестные совершили подрыв железнодорожного полотна [Электронный ресурс]// Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154368 (дата обращения 12.03.2023).
2 Первые кадры с места подрыва ж/д путей в Брянской области показывает Shot [Электронный ресурс]// Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154369 (дата обращения 12.03.2023).
3На железнодорожных путях в Брянской области сошли 20 вагонов, сообщает 112 [Электронный ресурс]// Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154370 (дата обращения 12.03.2023).
комментарии официальных лиц по факту случившегося4 и так далее. Такому формату «разворачивания» события способствуют внутренние инструменты мессенджера, позволяющие делать ссылку-ответ на предыдущее событие.
Если говорить о традиционной структуре информационной заметки, то в telegram-каналах она существенно упрощается. Можно выделить несколько основных типов информационных публикаций.
1. Новость в формате хедлайна, состоящая из одного-двух предложений со ссылкой на источник. От традиционной заметки остается фактически только лидовый абзац, «тела» новости, а также бэкграунда нет; ср.:
Правительство отозвало из Госдумы законопроект о 30-процентном НДФЛ для уехавших россиян для «техническихуточнений» - пресс-служба кабмина / ТАСС5.
В начале февраля Роспатент зарегистрировал товарный знак «Грустно и точка» для одной из похоронных компаний; ее руководитель признал, что «это немножко на грани», «сделали про запас» - РБК6.
Запрет на запуск гражданских беспилотников вводится на территории Псковской области с 5 мая - губернатор7.
2. Публикация, сопровождающаяся фото- или видеоматериалом. Текст подобных заметок включает в себя от одного до четырех абзацев, что связано с ограничением мессенджера на количество символов, из которых может состоять описание к фотографии, видео или галерее. Несмотря на то, что логика построения подобных публикаций близка к структуре традиционной заметки, у них также отсутствует заголовок:
С 26 апреля сотрудников московского МЧС переводят на режим чрезвычайной ситуации. А работников МВД и Росгвардии - на усиленный режим.
По данным «Базы», руководство МЧС донесло до сотрудников, что с завтрашнего дня до 12 мая для них в столице вводится режим ЧС. Московские гарнизоны переводят на работу сутки через сутки и готовят технику для расчетов. Двух сотрудников выставят для охраны. Также введены усиления и почасовые обходы территорий.
МВД и Росгвардия не вводят чрезвычайный режим, однако сотрудников этих ведомств переводят на усиленный режим, который продлится до 10 мая. Для сотрудников режим усиления обычно представляет из себя график 24/7 без выходных и отпусков.
Возможно, режим ЧС и усиления связаны с праздником 9 Мая. Сегодня же стало известно, что в связи с проведением Парада Победы примерно на те же даты закроют Красную площадь (с 27 апреля по 10 мая)8.
Отличительная черта новостных заметок исследуемых каналов - подчеркнутое авторское начало. Если в традиционной заметке позиция автора не предполагала быть отчетливо обозначенной, то новостные telegram-каналы ищут яркую, подчас провокационную подачу. Это находит выражение в активном использовании риторических вопросов, аллюзий на популярные интернет-мемы (на уровне цитат и иллюстраций)9, эмодзи; ср.: «Правило №1: плоти налоги. Правило №2: смотри правило №1»10, - так заканчивается новостная заметка о том, что в России будет проведена серия семинаров
4 Вмешательство посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта привело к сходу локомотива и вагонов грузового поезда в Брянской области - РЖД [Электронный ресурс] // Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://tme/bbbreaking/154371 (дата обращения 12.03.2023), В районе ж/д станции Снежетьская сработало неустановленное взрывное устройство, подтверждает глава Брянской области Богомаз [Электронный ресурс] // Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154372 (дата обращения 12.03.2023).
'Правительство отозвало из Госдумы законопроект о 30-процентном НДФЛ для уехавших россиян для «технических уточнений» - пресс-служба кабмина ТАСС [Электронный ресурс] // VarlamovNews [сайт]. URL: https://t.me/varlamov news/40467 (дата обращения 12.03.2023).
6 В начале февраля Роспатент зарегистрировал товарный знак «Грустно и точка» для одной из похоронных компаний [Электронный ресурс]// VarlamovNews [сайт]. URL: https://t.me/varlamov news/40510 (дата обращения 12.03.2023).
7Запрет на запуск гражданских беспилотников вводится на территории Псковской области с 5 мая — губернатор [Электронный ресурс] // Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154512 (дата обращения 12.03.2023).
8С 26 апреля сотрудников московского МЧС переводят на режим чрезвычайной ситуации [Электронный ресурс] // Baza [сайт]. URL: https://t.me/bazabazon/17165 (дата обращения 12.03.2023).
9 В Киеве состоялись укро-марсианские переговоры [Электронный ресурс] // Пул №3 [сайт]. URL: https://tme/dimsmimov175/46962. Ким Чен Ын изучает потенциального противника [Электронный ресурс] // Пул №3 [сайт]. URL: https://t.me/dimsmirnov 175/47005 (дата обращения 12.03.2023).
10 Бизнесменов из новых российских территорий научат жить в России [Электронный ресурс] // Baza [сайт]. URL: https://t.me/bazabazon/17017 (дата обращения 12.03.2023).
для интеграции предпринимателей из ЛНР и ДНР в бизнес-сообщество; «Наши люди на шашлыки на такси ездят»11 - резюме заметки о новом сервисе оператора пассажироперевозок; «В страховой сильно удивятся: В Белгороде сняли с крыши «Пятерочки» машину, которую туда закинуло взрывной волной»12.
Эмодзи, к слову, часто используются в качестве аналога рубрикатора. Так, важные новости помечаются эмодзи «восклицательный знак»13, актуальные - эмодзи «молния»14, эксклюзив - эмодзи «огонь» и т.д.
Заключение
Проведённый анализ позволяет заключить, что в настоящий момент новостные telegram-каналы формируют новый тип информационного сообщения, который содержательно строится по типу новостной заметки: упор на фактологическую информацию, «перевернутая пирамида», ответ на традиционные вопросы «что? где? когда?», но при этом, с точки зрения структуры, эти сообщения значительно упрощаются - сокращается объем, вплоть до одного предложения, исчезает заголовок и бэкграунд. Одновременно обозначаются и новые жанровые признаки. В частности, в новостных telegram-каналах признаётся нормой активное проявление в новостной заметке авторской позиции. Наблюдаемые изменения связаны прежде всего с особенностями восприятия контента: постоянное потребление новостей в течение дня, соответственно, отсутствие возможности и желания читать объемные тексты; минимальная дистанция между редакцией (автором информационной заметки) и читателями, восприятие процессов коммуникации через фрейм личной переписки и одновременно возможность сохранения полной анонимности авторов заметок. Кроме того, на формат публикаций накладывают отпечаток технические особенности работы мессенджера: ограничение по количеству символов, что только закрепляет стремление к лаконичности, возможность сделать ссылку-ответ на ранее вышедшие сообщения, что исключает необходимость формулировать развернутый бэкграунд новости, возможность оперативно получать обратную связь от читателей посредством реакций и комментариев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканов Р. П. Интернет-издания Республики Татарстан в борьбе за внимание аудитории в современном изменяющемся медиаландшафте // Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 03 марта 2022 года /под общей ред. Т. Н. Владимировой,
B. А. Славиной, Н. В. Кодола. Москава : Московский педагогический государственный университет, 2022.
C. 149-154.
2. Болдина К. А. Виды русскоязычных медиа на платформе Telegram // Медиа в меняющемся мире: проблемы изучения и преподавания : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. кафедры журналистики, Нижний Новгород, 10 марта 2021 года. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 109-115.
3. Бондаренко О. В. Телеграмм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. 2018. № 2-2. С. 170-172.
4. Будовская Ю. Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 11. С. 57-63.
5. Горбатов Д. С. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм // Власть. -2021. Т. 29, № 3. С. 26-35.
6. Демидкина К. Аудитория русскоязычных каналов в Telegram выросла вдвое за 2022 год [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/483954-auditoria-russkoazycnyh-kanalov-v-telegram-vyrosla-vdvoe-za-2022-god (дата обращения: 12.03.2023)
''Майские праздники уже на носу - а значит приближается время традиционных поездок с рассадой на дачу и с шашлыками на природу [Электронный ресурс] // Baza [сайт]. URL: https://t.me/bazabazon/17194 (дата обращения: 12.03.2023).
12 В страховой сильно удивятся: В Белгороде сняли с крыши «Пятерочки» машину, которую туда закинуло взрывной волной [Электронный ресурс] // Пул №3 [сайт]. URL: https://t.me/dimsmirnov175/47009 (дата обращения: 12.03.2023).
13 Глава Минэнерго Турции Фатих Донмез сообщил в воскресенье, что в ближайшее время следует ожидать важную новость об обнаружении в стране новых запасов нефти [Электронный ресурс] // Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t. me/bbbreaking/154241 (дата обращения: 12.03.2023).
14Два украинца с поддельными документами запустили неизвестный дрон в московском районе Южное Бутово, сообщает Shot [Электронный ресурс] // Раньше всех. Ну почти [сайт]. URL: https://t.me/bbbreaking/154242 (дата обращения: 12.03.2023).
7. Дудина В. И. Влияние социальных медиа на восприятие рисков здоровью в период эпидемий // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития : материалы Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2020 года. Санкт-Петербург : ООО «Скифия-принт», 2020. С. 403-404.
8. Иванов А. Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1, № 3. С. 126-132.
9. Катенева И. Г. Социальные медиа как объект исследования (рубрика «Социальные сети» журнала «Русский репортер») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 6. С. 81-90.
10. Коноплев Д. Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3(25). С. 19 -200.
12. Круглов В., Федотова М. SMM в Телеграме: что учитывать, чтобы не запороть канал [Электронный ресурс] // SMMplanner blog. 2023. URL: https://smmplanner.com/blog/osobiennosti-smm-v-tielieghramie-chto-vazhno-uchityvat-chtoby-nie-zaporot-kanal (дата обращения: 12.03.2023)
13. Мухина О. С. Психологические особенности гражданской и внештатной журналистики цифровой эпохи // От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде : сб. науч. трудов Всероссийской научной конференции, Новосибирск, 24-25 марта 2021 года / отв. ред. В. В. Петров. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. С. 200-204.
14. Олешко В. Ф. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 564-585.
15. Сапрыкин Ю. Мы будем читать это в мессенджерах и часах [Электронный ресурс] // МедиаПрофи. URL: http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (дата обращения: 13.03.2023)
16. Соколова Д. В. Трансформация стратегий дистрибуции новостного контента в мессенджере Telegram // Век информации. 2018. № 2-1. С. 257-258.
A. М. Maximova (Magnitogorsk, Russia)
TELEGRAM CHANNELS AS A TYPE OF MEDIA: TRANSFORMATION OF INFORMATION NOTE GENRE
Abstract. The article attempts to record changes in the production and distribution of news content, which are manifested against the background of the active development of a new mass communication channel - the Telegram messenger. The urgency of the problem solved by the author is determined by the ubiquity of instant messengers such as Telegram and the associated need to alter the established professional journalistic practices necessary to adapt to new conditions. The focus is on the transformation of the traditional news genre - an informational note. In order to identify signs of the process of transformation of the information note genre, the author analyzed about 120 publications of Telegram news channels, such as: "Before all. Well, almost", "Caution, news", "Varlamov News", "Pool No. 3", etc. It was revealed that the processes of genre transformation obey the logic of the messenger and at the same time indicate changes in the perception of media content. The results obtained may be of interest to the professionals, since they provide a key to understanding the technology of news creation in new conditions, which is important for media experts interested in mastering a new communication channel and attracting an additional audience.
Keywords: journalism, media communications, smm, media consumption, messenger, informational note, news content.
REFERENCES
1. Bakanov R. P. Internet-izdaniya Respubliki Tatarstan v bor'be za vnimanie auditorii v sovremen-nom iz-menyayushchemsya medialandshafte, Media-2022: teoriya i praktika: k 150-letiyu MPGU : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 03 marta 2022 goda, pod obshchei red. T. N. Vladimirovoi, V. A. Slavinoi, N. V. Kodola, Moscow, Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, 2022, pp. 149-154.
2. Boldina K. A., Vidy russkoyazychnykh media na platforme Telegram, Media v menyayushchemsya mire: pro-blemy izucheniya i prepodavaniya, sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. kafedry zhurnalistiki, Nizh-nii Novgorod, 10 marta 2021 goda, Nizhniy Novgorod, Natsional'nyi issledovatel'skii Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo, 2021, pp. 109-115.
3. Bondarenko O. V., Telegramm-kanaly kak novyi vid kommunikatsii s obshchestvennost'yu, Vek informatsii [Information Age], 2018, no. 2-2, pp. 170-172.
4. Budovskaya Yu., Egoizm kak dvizhushchaya sila pol'zovatel'skoi aktivnosti v sotsial'nykh media i sotsi-al'nykh setyakh, Sotsial'naya politika i sotsial'noe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership], 2010, no. 11, pp. 57-63.
5. Gorbatov D. S. Priemy propagandy v novostnykh internet-memakh messendzhera Telegram, Vlast', 2021, vol. 29, no. 3, pp. 26-35.
6. Demidkina K. Auditoriya russkoyazychnykh kanalov v Telegram vyrosla vdvoe za 2022 god [Elektronnyi tekst], Forbes, URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/483954-auditoria-russkoazycnyh-kanalov-v-telegram-vyrosla-vdvoe-za-2022-god (accessed 12 March 2023).
7. Dudina V. I., Vliyanie sotsial'nykh media na vospriyatie riskov zdorov'yu v period epidemii, Tsifrovoe ob-shchestvo - novyi format sotsial'noi real'nosti: struktury, protsessy i tendentsii razvitiya: materialy Vseros. nauch. konf., Saint Petersburg, 12-14 noyabrya 2020 goda. Saint Petersburg, OOO «Skifiya-print», 2020, pp. 403-404.
8. Ivanov A. D., Chat-bot v Telegram i VKontakte kak novyi kanal rasprostraneniya novostei, Vestnik Volzh-skogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 2016, vol. 1, no. 3, pp. 126-132.
9. Kateneva I. G., Sotsial'nye media kak ob"ekt issledovaniya (rubrika «Sotsial'nye seti» zhurnala «Russkii reporter^»), Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya, 2017, vol. 16, no. 6, pp. 81-90.
10. Konoplev D. E., Telegram kak novaya sreda kommunikatsii v SMI i sotssetyakh, Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2017, no. 3(25), pp. 19-20.
12. Kruglov V., Fedotova M., SMM v Telegrame: chto uchityvat', chtoby ne zaporot' kanal [Elektronnyi tekst], SMMplanner blog, 2023, URL: https://smmplanner.com/blog/osobiennosti-smm-v-tielieghramie-chto-vazhno-uchityvat-chtoby-nie-zaporot-kanal (accessed 12 March 2023).
13. Mukhina O. S., Psikhologicheskie osobennosti grazhdanskoi i vneshtatnoi zhurnalistiki tsifrovoi epokhi, Ot idei k praktike: sotsiogumanitarnoe znanie v tsifrovoi srede : sb. nauch. trudov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, Novosibirsk, 24-25 marta 2021 goda / otv. red. V. V. Petrov, Novosibirsk, Novosibirskii natsional'nyi issledovatel'skii gosudarstvennyi universitet, 2021, pp. 200-204.
14. Oleshko V. F., Skvoznye tsifrovye tekhnologii: diapazon vozmozhnostei sovremennykh massmedia, Vo-prosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2022, vol. 11, no. 3, pp. 564-585.
15. Saprykin Yu., My budem chitat' eto v messendzherakh i chasakh [Elektronnyi tekst], MediaProfi, URL: http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (accessed 12 March 2023).
16. Sokolova D. V., Transformatsiya strategii distributsii novostnogo kontenta v messendzhere Telegram, Vek informatsii [Information Age], 2018, no. 2-1, pp. 257-258.
Максимова А. М. Трансформация жанра информационной заметки в новостных telegram-каналах // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 49-54.
Maximova A. М. Telegram Channels as a Type of Media: Transformation of the Genre of Information Note, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2023, vol. 7, no. 2, pp. 49-54.
Дата поступления статьи - 04.05.2023; 0,65 печ. л.
Сведения об авторе
Максимова Альбина Муратжановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Albina М. Maximova -Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected].