Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
УДК 331.5 332.1
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ -НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ1
Тонких Наталья Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент
старший научный сотрудник
Института экономики УрО РАН
доцент кафедры Экономики труда
и управления персоналом
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62 - 455, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (912) 24-09-436
Аннотация. В статье дан обзор динамики показателей занятости в аграрном секторе экономики Свердловской области за 2001-2014 годы. Обосновывается необходимость изменения методов прогнозирования количественной и качественной потребности в кадрах в аграрной сфере региона. Представлены результаты апробации отдельных методических подходов к прогнозированию, учитывающих процессы внедрения технических и технологических инноваций, а так же расчеты возможных экономических потерь в связи с трансформацией занятости аграрной сферы. Доказывается актуальность разработки программ по развитию и использованию трудового потенциала сельскохозяйственных территорий региона, предусматривающих применение нестандартных форм занятости.
Ключевые слова: занятость, рынок труда, трудовой потенциал, сельское хозяйство, нетрадиционная занятость.
JEL Code: J43; P47
Введение
Одним из факторов обеспечения роста конкурентоспособности организаций, является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. На наш взгляд, проблема формирования и развития трудового потенциала аграрной сферы требует более пристально- 1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-12-66003 © Н.В.Тонких 1
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
го внимания. Данными вопросами занимаются различные отрасли науки: экономика, социология, демография, юриспруденция. Из зарубежных специалистов можно отметить исследования Bryden, J., Bollman, R. [1], Calzadilla, J., Villa, A., Lopez, J. L.[2], Ciburiene, J. [3], Elias-son, K., Westlund, H., Johansson, M. [4], Kroon, B., Paauwe, J. [5]. Вопросами влияния токсичных практик управления занимаются Федорова А.Э., Dvorakova, Z. [6]. Изучению трудового потенциала аграрной сферы значительное внимание уделяется в работах следующих современных отечественных ученых: Богдановский В.А., Буробкин Н.А., Генкин Б.М., Гиль-дингерш М.Г., Горелов Н.А., Долгушкин Н.К., Семин А.Н., Огородников П.И. и др. Отдельно следует отметить разработки Николайчук О.В. [7] и Попова Н.С.[8]. Однако имеющиеся теоретические разработки по управлению занятостью в сельском хозяйстве не адаптированы к происходящим изменениям в аграрной сфере, связанных с политикой импортозамещения продовольственных товаров. Мало изучены вопросы государственного управления и прогнозирования обеспеченности трудовыми ресурсами аграрной сферы на региональном уровне. Для Свердловской области, находящейся в зоне рискованного земледелия, вопросы продовольственной безопасности имеют особое значение. В сложившихся условиях роста потребности в отечественной продукции сельского хозяйства, внедрения новых высокопроизводительных технологий возникают риски роста безработицы, с одной стороны, а с другой - дефицита трудоспособных квалифицированных кадров как среди руководителей и специалистов, так и по рабочим специальностям. Необходима выработка новых подходов к прогнозированию потребности в персонале с целью реализации инновационной стратегии развития агропродовольственной системы Свердловской области. Требуется уточнение методологии государственного управления социально-трудовой сферы сельскохозяйственных территорий, что и является основной целью настоящего исследования. 1
1. Статистика занятости в сельском хозяйстве Свердловской области.
Трудовой потенциал аграрной сферы региона имеет устойчивую тенденцию к ухудшению своих характеристик, что связано с длительным воздействием следующих факторов: ценообразование в аграрном секторе экономики; мотивация и условия труда в сельских хозяйствах; социально-бытовая и культурная инфраструктура; система профессионального образования и профориентации молодежи; демографические и миграционные процессы; состояние системы здравоохранения в сельской местности. Анализ внутриобластных миграционных потоков свидетельствует о наличии длительной тенденции оттока жителей из села в город, при этом уезжает в основном молодежь в возрасте до 29 лет, а приезжают граждане пред- и пенсионного возраста. Данная тенденция отрицательно сказывается на количественных и ка-© Н.В.Тонких 2
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
чественных характеристиках трудового потенциала сельского хозяйства, так как традиционно персонал отрасли формируется за счет численности трудовых ресурсов сельских территорий (табл. 1).
Табл. 1:Численность постоянного населения Свердловской области на 1 января соот-
ветствующего периода
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Городское население, тыс. чел.
3991 3967 3937 3913 3677 3665 3659 3659 3664 3666 3605 3617 3629 3638
Ц епной темп роста, %
- 99,4 99,2 99,4 94,0 99,7 99,9 100,0 100,1 100,0 98,3 100,3 100,3 100,3
Сельское население, тыс. чел.
554,6 547,0 540,6 535,3 751,4 745,1 740,4 737,0 730,7 728,1 692,5 690,4 687,4 683,1
Цепной темп роста, %
98,6 98,8 99,0 140,4 99,2 99,4 99,5 99,1 99,6 95,1 99,7 99,6 99,4
Источник: составлено автором по опубликованным данным региональной статистики [9],
Резкий рост численности населения в сельской местности в 2005 году обусловлен административными преобразованиями: часть населенных пунктов городского типа получила статус сельского поселения. С 2006 года сокращение численности сельского населения продолжилось. Наблюдается так же сокращение численности занятых в аграрной сфере региона (Табл. 2).
Табл. 2: Численность занятого населения аграрной сферы Свердловской области за 2002 -
2013 гг., тыс. чел.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
По отраслям: Сельское хозяйство, лесное хозяйство По видам экономической деятельности (ВЭД): сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство
131,0 126,3 139,0 139,1 134,5 Нет данных 118,5 111,0 108,7 103,6 100,1
Источник: составлено автором по данным статистических сборников «Баланс затрат труда по Свердловской области».
По данным сборника Труд и занятость в Свердловской области, статистика занятости за 2010-2011гг. несколько отличается от выше изложенных данных. Причина - методологические расхождения при формировании данных о численности занятого населения, к примеру, в среднесписочной численности не учитываются лица, отсутствующие в связи с отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком, но учитываются лица, находящиеся в длительном неоплачиваемом отпуске по инициативе администрации предприятия (Табл. 3).
© Н.В.Тонких
3
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Табл. 3: Состав работников сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства
Показатель 2010 2011
всего в том числе всего в том числе
мужчины женщины мужчины Женщины
Состав по полу, тыс. чел. 98,8 68,3 30,5 104,1 69,2 34,9
в % от общей численности занятых в экономике 4,6 6,3 2,8 4,7 6,2 3,2
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, тыс. чел. 34,1 16,7 17,4 37,6 18,3 19,2
в % от занятых в сельском хозяйстве, лесном, охотничьем хозяйствах 34,5 24,5 57,0 36,1 26,4 55,0
Источник: составлено по данным региональной статистики [10
Отметим высокую самозанятость населения в аграрной сфере экономики. Так, доля работников организаций сельского, лесного, охотничьего хозяйства составляет лишь 37 % от общей численности занятых в данном секторе по данным 2011 г.
Отрасль характеризуется низким качеством персонала, по данным таблицы 3 видно, что в 2011 г. квалифицированные кадры составили 36 % от среднесписочной численности организаций. Крайне негативным фактом является старение персонала в группе занятых квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйства. Доля работников старше 50 лет составляет 50%, старше 60 лет - 23.7%. Для сопоставления: доля высококвалифицированных работников старше 60 лет в других секторах экономики колеблется в диапазоне 2.6 - 8.3%. Таким образом, риски дефицита квалифицированных кадров для реализации инновационного сценария развития сельского хозяйства высоки. Уже настоящее время в ряде муниципальных образований планируемое развитие экономики не обеспечивается соответствующим ростом численности трудоспособного населения.
«Новые современные рабочие места требуют от работников обязательного профессионального образования, в отдельных случаях узкоспециализированного. В то же время, на существующем рынке труда 80% претендентов на рабочие места обладают низким уровнем квалификации, 7% - не имеют никакой квалификации, а 39% не получили профессионального образования» [11]. Дополнительное профессиональное обучение в течение года в сельском хозяйстве получает порядка 4,3% работников, это один из самых низких показателей в разрезе отраслей, в среднем по экономике проходят дополнительную подготовку в различных формах 20,4 % от численности работников списочного состава (по данным выборочного обследования на конец 2010 года).
Сравнивая соотношение оборота принятых и выбывших работников организаций,
следует отметить продолжение тенденции к сокращению занятости аграриев, если в среднем © Н.В.Тонких 4
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
по экономике количество выбывших замещается вновь принятыми на работу, то в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве персонал выбывает большими темпами (на 7% больше, чем принято по состоянию на 2011г.). Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест в категории «квалифицированные работники» на 31 октября 2010 г. по данным выборочного обследования организаций составила на область 150 чел. (1,1 % от численности данной группы персонала; 83% потребности сосредоточено в организациях негосударственного сектора экономики).
Основным фактором сокращения занятости в аграрном секторе экономики является ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций Свердловской области: рост долговых обязательств, снижение материально-технического обеспечения. Таким образом, отток трудоспособного населения из сельской местности стимулируется достаточно напряженной ситуацией на рынке труда данного сегмента экономики: уровень безработицы в сельской местности стабильно превышает аналогичный среднеобластной показатель (Табл. 4).
Табл. 4: Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области на 01 января
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Уровень официальной безработицы, %
1. сельская местность 2,01 1,91 2,33 2,65 3,92 3,58 3,60 3,30 3,60 5,5 3,2
2. в среднем по области 1,51 1,61 1,63 1,65 2,00 1,65 1,47 1,26 1,58 3,8 2,2
Критичность безработицы в сельской местности (стр. 1/ст] р.2)
Коэффициент соотношения 1,3 1,2 1,4 1,6 2,0 2,2 2,4 2,6 2,3 1,4 1,5
Источник: составлено на основе информации Департамента по труду и занятости Свердловской области.
По состоянию на 01.07.2012 года в рейтинге муниципальных образований по напряженности рынка труда первые позиции занимают сельскохозяйственные территории (Табл. 5). Показатель напряженности рынка труда (количество незанятых на одну вакансию) применяется в стандартной методике анализа рынка, расчет производится по формуле 1.
КН
Ч
В
нг
сх
(1)
где КН - коэффициент напряженности; Чнг - численность незанятых граждан, чел.; В - количество вакансий, заявленных работодателями, шт.
Отсутствовали заявки работодателей (вакансии) в трех муниципальных образованиях: Муниципальное образование «поселок Уральский»; Гаринский городской округ; Городской округ Верх-Нейвинский.
© Н.В.Тонких
5
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Табл. 5: Рейтинг муниципальных образований по напряженности рынка труда на 01.07.2012
Муниципальное образование Коэффициент Напряженности (нез. на 1 вак.)
Гаринский городской округ 219,0
Городской округ Верх-Нейвинский 27,0
Волчанский городской округ 21,3
Городской округ Верхотурский 14,1
Муниципальное образование «поселок Уральский» 14,0
Махневское муниципальное образование 12,8
Муниципальное образование Красноуфимский округ 11,2
Городской округ Верхняя Тура 10,8
Байкаловский муниципальный район 10,2
Новолялинский городской округ 9,4
Городской округ Верхний Тагил 8,8
Таборинский муниципальный район 8,0
Ачитский городской округ 7,3
Городской округ Староуткинск 7,3
Шалинский городской округ 6,9
Сосьвинский городской округ 6,8
Ирбитское муниципальное образование 6,5
Источник: составлено по оперативной информации Департамента по труду и занятости Свердловской области.
Доля безработных граждан сельской местности в общей численности безработных составляет порядка 30%. В качестве негативной характеристики развития сельских территорий можно отметить более высокую интенсивность трудоустройства сельских жителей в другой местности, как правило, в близлежащем городском населенном пункте. В среднем по области трудоустроились в другой местности 3% от граждан, нашедших работу (доходное занятие), в сельской местности данный показатель составил 6%. Альтернатива трудоустройства в других отраслях экономики на селе крайне низка.
Другой движущей силой, стимулирующей отток трудоспособного населения в альтернативные отрасли и территории, является низкая заработная плата в аграрном секторе. В рейтинге среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности ВЭД «рыболовство, рыбоводство» заняло последнее 16 место (место не меняется с момента выделения данного вида экономической деятельности; в 2 раза ниже среднего размера заработной платы по области). «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» с 14 места в 2006 году поднялось на 13 место в 2010 г., размер заработной платы составил 12729,7 р. (64% от среднеобластного значения)[3]. В 2013 году изменилась группировка видов экономической деятельности и по уровню заработной платы и отрасль заняла 19 место из 23. В настоящее время только в одном секторе экономике заработная плата ниже, чем в аграрной сфере (Табл. 6).
© Н.В.Тонких
6
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Табл. 6: Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Свердлов-
ской области в разрезе отдельных видов экономической деятельности
Вид экономической деятельности Январь - ноябрь 2014 года, руб. Темп роста, в % к соответствующему периоду прошлого года
ВСЕГО 29186,8 107,8
Сельское хозяйство 19181,9 111,6
Гостиницы и рестораны 16400,2 109,2
Рыболовство, рыбоводство 15604,5 107,1
Источник: составлено по данным региональной статистики [9].
К положительным тенденциям следует отнести сокращение дифференциации средней начисленной заработной платы. Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой сократилось с 17 раз в 2007 г. до 7.6 раз в 2011 г. (в среднем по области данный показатель составил 11.5 раз).
Таким образом, актуальность кадрового вопроса в обеспечении конкурентоспособности агропродовольственной системы региона высока. Необходимы прогнозные исследования по определению количественной и качественной потребности аграрной сферы в персонале с учетом внедрения технических и технологических инноваций, а так же разработка программ по развитию трудового потенциала отрасли.
2. Методические аспекты прогнозирования занятости в сельском хозяйстве.
Ниже представлены методические подходы к оценке возможных изменений в сфере занятости в сельском хозяйстве региона и оценки экономических потерь в результате возможного роста безработицы, связанной с переходом на производство конкурентоспособной продукции.
Важным фактором эффективности производства, его конкурентоспособности является показатель производительности труда, который в общем виде определяется отношением объема производства к затратам труда. Информационной базой для расчета производительности труда в сельском хозяйстве являются данные по валовому региональному продукту, данные по обороту и среднесписочной численности работников, учитываемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Прогнозную численность занятых в сельском, лесном, охотничьем хозяйствах предлагается считать по достаточно стандартной схеме (формула 2).
Ч
сх
ВО,
ПТ,
(2)
© Н.В.Тонких
7
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
где Чсх- прогнозная численность занятых в сельском, лесном, охотничьем хозяйствах, тыс.чел.; ВОсх - прогнозный оборот организаций сельского, лесного, охотничьего хозяйства, млн. р.; ПТсх -сценарный уровень производительности труда в сельском, лесном, охотничьем хозяйствах по обороту, тыс.р. на чел. ;
Для оценки объемов производства выбран показатель валового оборота, а не валовой добавленной стоимости. Обоснованием решения является возможность более оперативного получения информации по результатам деятельности хозяйств, а так же сопоставимость с методикой оценки производительности труда, применяемой в Министерстве экономики Свердловской области. Хотя, более точный результат прогнозирования потребности отрасли в персонале достигается путем использования модели Леонтьева В.В., традиционно применяющейся для формирования межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Однако данную модель в настоящее время затруднительно использовать на региональном уровне из-за сложности учета и прогнозирования величин межотраслевых поставок, коэффициенты по межотраслевым поставкам определяются в настоящее время на уровне Российской Федерации, при этом такая работа проводится не ежегодно.
Дальнейшие расчеты приведены по данным 2011 года (Табл. 7). В сценарных расчетах заложена задача сохранения объема производства не ниже уровня 2011 года, варианты производительности труда так же приведены в ценах 2011 г.
Расчетный оборот организаций сельского хозяйства в 2011 г. составил 70060 млн.р. В основу определения объемов производства легли опубликованные аналитические данные на сайте Министерства экономики свердловской области, а именно «Схема размещения объектов нового строительства и модернизации на территории Свердловской области на период до 2020 года (Программа модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года)» [11]. Валовые обороты производства в настоящее время на сайте территориального органа статистики не публикуются. Численность занятых работников сельского хозяйства взята из статистического сборника Труд и занятость в Свердловской области.2011г [10].
В целом за период 2007-2012 гг. темп роста производительности труда в Свердловской области составил 117,4% при среднегодовом росте 103,3%. Производительность труда по Свердловской области, рассчитанная по обороту организаций, в 2012 г. составляла чуть более 2 млн. руб. на одного работающего.
© Н.В.Тонких
8
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Табл. 7: Территориально-отраслевое сопряжение значений производительности труда
(по обороту), базовые отрасли экономики, 2011 год, тыс.руб. на чел.
Северный округ Горнозаводс кой округ Западный округ Южный округ Восточный округ Вне округов ВСЕГО
Сельское хозяйство 312 774 664 1 561 334 836 673
Добыча ископаемых 3 755 1 719 764 5 083 289 1 791 3 109
Обрабат. Производства 1 617 2 525 5 839 1 974 1 205 2 652 2 963
Производство эл/энергии 1 854 1 962 2 005 4 854 964 7 288 4 037
Строительство 807 956 1 269 1 666 1 991 1 396 1 315
Торговля 2 525 9 671 3 284 3 447 2 809 5 308 5 234
Транспорт и связь 81 118 151 120 56 2 465 1 782
ВСЕГО 1 119 1 929 2 697 1 487 474 2 256 2 017
Источник: [11, с.15]
Наиболее производительным сектором экономики Свердловской области была и остается торговля - 5,3 млн.руб. и сектор по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 4 млн.руб. В высокотехнологичном секторе обрабатывающих производств производительность труда по обороту составляла в 2012 г. чуть более Змлн.руб. на человека.
Разработчики программы указывают, что, несмотря на то, что сельское и лесное хозяйство не является высокопроизводительным в целом по Свердловской области, тем не менее, повышенные значения производительности отмечаются в Южном управленческом округе. Наиболее эффективные муниципальные образования - ГО Богданович и Белоярский ГО. Сельское хозяйство Восточного управленческого округа, где оно традиционно локализовано (40% численности занятых в сельском хозяйстве), имеет самые низкие показатели производительности. Среди относительно эффективных муниципальных образований Восточного округа - Артемовский ГО, Ирбитское МО и Талицкий ГО. В оставшихся округах и в территориях вне управленческих округов сельское хозяйство в целом представлено слабо, однако имеются муниципальные образования, где отмечается высокая производительность: Западный округ - Полевской ГО, ГО Первоуральск; Горнозаводской округ - Горноуральский ГО; вне округов - Екатеринбург, Березовский ГО и Сысертский ГО.
Наибольшая сложность в расчетах по прогнозу численности занятых заключается в определении темпов роста производительности труда, обеспечивающих рост конкурентоспособности сельского хозяйства в регионе.
Рассмотрим некоторые подходы к обоснованию планового (прогнозного) показателя производительности труда в условиях ограничения статистической, информационной базы.
© Н.В.Тонких
9
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Первый подход. Реализация целевого сценария Программы модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года (Табл. 8). Далее этот подход будем называть «Целевой».
Табл. 8: Выдержки из основных показателей Схемы размещения объектов нового строительства и модернизации на территории Свердловской области на период до 2020 года. Целевой сценарий. В ценах 2011 года
Наименование показателя 2011 г. 2018 г. 2020 г. 2018 г. к уровню 2011 г., % 2020 г. к уровню 2011 г., %
Производительность труда одного работающего, млн.руб. 2, 0 3,7 4,4 183,4 217,2
в т.ч. по базовым отраслям экономики
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,6 1,2 1,5 185,0 220,5
Источник: [11, с. 17]
Второй подход. Применение бенчмаркинга, исследование достижений показателей производительности лучших компаний в аграрной сфере. Апробация бенчмаркингового подхода произведена на основе доступной статистики, данных рейтинга Експерт-400, в котором публикуются обороты крупнейших 400 компаний России. Агропромышленный комплекс слабо представлен, в рейтинг вошли только 7 компаний (Табл. 9).
Табл. 9: Трудовые показатели компаний агропромышленного комплекса, вошедших в
число 400 крупнейших компаний РФ по объему реализации в 2012 г.
место компании в рейтинге Название компании Регион Отрасль Объем реализации в 2012 г. (млн руб.)* Среднеспи- сочная численность (чел) Средняя 5аработная шата (руб) Производительность груда (тыс.р.)
130 «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» - агропромышленный комплекс 59 057 6500 9085,7
159 Агропромышленный холдинг «Мираторг» - агропромышленный комплекс 48 136 15 000 3209,1
213 Группа компаний «Русагро» - агропромышленный комплекс 34 064 13 500 19 700 2523,3
311 «Продимекс- холдинг» - агропромышленный комплекс 22 202 Нет данных Нет данных Нет данных
331 «Содружество- Соя» Калинин- градская область агропромышленный комплекс 21 295 Нет данных Нет данных Нет данных
335 КОМОС ГРУПП Удмуртская Республика агропромышленный комплекс 20 994 3454 35 160 6078,2
385 АПК «Астон» Ростовская область агропромышленный комплекс 17 083 4 000 12 000 4270,8
© Н.В.Тонких
10
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
Источник: составлено автором по данным ежегодного рейтинга крупнейших компаний Експерт-400, проводимого «ЕкспертРА». Электронный ресурс. URL: http:// www.raexpert.ru/ database/ companies /gazprom automatization/ (дата обращения: 30.08.2013).
Источником данных по среднесписочной численности послужила информация, размещенная на сайтах компаний, показатель производительности труда расчетный.
По данным таблицы 9 заметно существенное отставание организаций сельского хозяйства Свердловской области от компаний, вошедших в российский рейтинг по показателю производительности труда. Однако, по нашему мнению, за ориентир при определении необходимого роста производительности труда, обеспечивающего рост конкурентоспособности сельского хозяйства в регионе данные цифры брать не корректно. Лидеры агропрома территориально относятся к югу России, где другие условия земледелия, кроме того, вид деятельности не сопоставим с организациями, работающими в Свердловской области, производится разнородная продукция.
Бенчмаркинг корректно и возможно проводить на основе данных по производительности труда передовых сельскохозяйственных предприятий Свердловской области, однако такая статистика закрыта, ее получение возможно путем проведения мониторинга, организованного Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Третий подход. Ориентиром для планирования могут послужить методические установки в рамках поставленной Президентом Российской Федерации задачи созда-ния/модернизации 25 млн. рабочих мест к 2020 году. Оценки АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» показывают, что к 2012 году в Российской Федерации уже создано 12 млн. высокопроизводительных рабочих мест. АНО «АСИ» ставит целью достижение к 2017 году 17 млн. высокопроизводительных рабочих мест, к 2020 году - 25 миллионов. Несмотря на то, что уже разработаны программы по созданию высокопроизводительных рабочих мест в регионах, до сих пор не было предложено четкого определения того, чем же является высокопроизводительное рабочее место. Так, в процессе разработки программы в Свердловской области были рассмотрены несколько рабочих критериев:
1) Союз предпринимателей - общероссийская общественная организация «Деловая Россия» в своем программном докладе «Стратегия России - 25 млн. новых современных рабочих мест» предлагает считать высокопроизводительным такое рабочее место, которое обеспечивает выручку не менее 3,5 млн. рублей в год (в ценах 2011 года);
© Н.В.Тонких
11
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
2) автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках дорожной карты «создание национальной системы компетенций и квалификаций» предлагает двусоставное определение высокопроизводительного рабочего места [12]:
- производительность труда не ниже 900 тыс. рублей в год в ценах 2011 года - для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг;
- зарплата не ниже 30 тыс. рублей в месяц в ценах 2011 года, скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране - для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг;
3) исходя из целевых установок, заданных указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной среднем в Российской Федерации должна вырасти в полтора раза к 2018 году (к уровню 2011 года). Производительность труда в промышленности Свердловской области в 2011 году составляла около 2,6 млн. рублей на человека. Таким образом, исходя из положений указа, высокопроизводительным будет место с производительностью труда не менее 3,9 млн. рублей в год (2,6 х 1,5);
В связи с отсутствием четкого понимания критериев высокопроизводительного рабочего места, усредненностью имеющихся оценок, не учитывающих отраслевые особенности, считаем, что данный подход определения прогнозного темпа роста производительности труда пока некорректен.
Четвертый подход. В качестве базовой идеи послужили рассуждения на тему конкурентоспособности Российской Федерации по сравнению с зарубежными игроками на рынке. По опубликованным данным проведенного анализа уровня производительности труда в сельском хозяйстве в США и России, производительность труда в РФ отстает в 8.5 раз, значит, уровень производительности труда по данному сценарию составит: 5,7 млн. р. на человека (расчет: 673*8.5/1000) [13, с.34-38]. Отметим, что представленный расчет носит, скорее всего, арифметический характер, не учитывает разницы в климатических условиях, отличий по видам продукции, технологиям производства.
Таким образом, за основу определения прогнозной численности предложено использовать целевые показатели, заложенные в Программе модернизации и создания новых рабо-
© Н.В.Тонких
12
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
чих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года (таблица 8). Ниже представлены расчеты прогнозной численности (Табл. 10).
Табл. 10: Ожидаемое изменение численности занятых работников в сельском хозяйстве. В ценах 2011 г., целевая задача «Сохранение объемов производства на базовом уровне»
Наименование Сценарий сохранения объемов производства
показателя 2018 г. 2020 г.
Оборот предприятий сельского хозяйства, млн.р. 70060
Производительность труда, млн.р. на чел. 1,2 1,5
Прогнозная численность, тыс. чел. 58,4 46,7
Расчетное сокращение занятости, тыс. чел. 45,7 57,4
Источник: рассчитано автором.
Таким образом, в условиях не наращивания объемов производства, рост конкурентоспособности приведет к снижению уровня жизни значительной части населения региона в результате возможного роста безработицы. Снизить напряженность на рынке труда можно только наращиванием объемов производства, или путем диверсификации экономики сельских территорий, требуется расширение рынков сбыта.
Далее представлена апробация методики расчетов возможных экономических потерь, связанных с ростом безработицы в условиях повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
Первая группа затрат связана с необходимостью выплат пособий по безработице, сумма зависит от среднего размера пособия и продолжительности безработицы. По средней продолжительности официальной сельской безработицы серьезных отличий от среднеобластных значений нет, по оперативным данным Департамента по труду и занятости Свердловской области она составляла 5,3 месяца в стабильный период функционирования экономики, в 2012 г.. Отметим, что в условиях возможных массовых сокращений, службы занятости не смогут работать с этой же эффективностью, продолжительность безработицы с большой долей вероятности вырастет.
Вторая группа затрат относится к косвенным потерям. При сокращении рабочих мест, бюджет недополучит подоходный налог с фонда заработной платы потерянных рабочих мест. Подоходный налог - основа формирования местных бюджетов, следовательно, будет ухудшено финансирование социально-бытовых программ развития сельских территорий.
Рассчитаем средние потери бюджета на 1 безработного (формула 3).
Средний размер пособия по безработице на 01.11.12 составил 3025 руб.
Средняя заработная плата за январь-апрель 2012 г. в Сельском хозяйстве, охоте и лес-
ном хозяйстве составила 14330,4 руб. © Н.В.Тонких
13
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
ПЗ = ПБх СПБ+ ЗПх 0,13 х СПБ, (3)
где ПЗ - прямые затраты на 1 безработного; ПБ - средний размер пособия по безработице в месяц, руб.; СПБ - средняя продолжительность безработицы, мес.; ЗП - средняя заработная плата в месяц по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйстве», руб.; 0,13 - коэффициент подоходного налога.
Таким образом, прямые затраты на одного безработного в год по Свердловской области составили 25905 руб. (ПЗ = 3025x5,3+14330,4*0,13x5,3 = 25905 руб.). В расчетах заложена продолжительность безработицы настоящего периода, в условиях напряженности рынка труда, эта цифра вырастет.
Трудоустройство высвобождаемого персонала сельскохозяйственных организаций потребует также принятие активных мер, в частности организации обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан. Затраты на активную политику занятости представлены ниже (Табл. 11 ).
Табл.11: Плановые и фактические достигнутые показатели деятельности и объемы
бюджетных расходов в 2011 году по направлению профессиональной подготовки
Показатели деятельности Департамента по стратегическим целям и тактическим задачам Значения показателей Объемы финансирования
план факт % выполнения план, тыс. рублей факт, тыс. рублей % исполнения
1.1.7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, человек 15 020 14 484 96,4 148 224,9 144 310,3 97,36
Источник: составлено по данным Доклада о результатах и основных направлениях деятельности главного
распорядителя средств областного бюджета Департамента по труду и занятости населения Свердловской области на 2013 - 2015 годы. Информация официального сайта Департамента по труду и занятости Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx
Согласно отчетным данным, средние затраты на одного безработного, прошедшего профподготовку составили 10 тыс.р. на человека. Практика показывает, что на обучение направляется порядка 30% от численности безработных граждан. Тогда, средние затраты на профподготовку в расчете на одного среднесписочного безработного составят 3 тыс.р., а общая стоимость оказания помощи одному безработному обойдется бюджету в размере 29 тыс.р. Отметим, что фактические затраты будут несколько выше, так как из-за сложности учета в расчет не были приняты другие виды расходов, например, затраты на содействие трудоустройству в другой местности, на организацию общественных работ.
© Н.В.Тонких
14
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
По расчетам, представленным в таблице 10, к 2020 году при условии стабильного объема производства, расчетное сокращение персонала должно составить 57,4 тыс. чел. Численность безработных граждан будет существенно меньше. Во-первых, часть персонала сократится за счет естественного выбытия (выход на пенсию и смертность). Во-вторых, статистика Департамента труда и службы занятости населения, а так же данные по объему неофициального рынка труда свидетельствуют о том, что не все граждане, занимающиеся поиском работы, обращаются в службу занятости за помощью в трудоустройстве. По имеющимся экспертным оценкам в службу занятости обращается порядка 40% от численности граждан, находящихся в поиске работы. В сельской местности доля обращений выше (порядка 60%). Таким образом, расчет ожидаемого уровня безработицы предлагается проводить следующим образом (формула 4).
Чбез = ЧВыс X (1 - Кх) X К2 , (4)
где Чвыс - расчетное сокращение занятости в условиях модернизации, тыс. чел. ; К1 - коэффициент естественной убыли (выбытия) из состава трудовых ресурсов; К2 - коэффициент обращений в службу занятости от общей численности граждан, занимающихся поиском работы.
В наших условиях расчетная численность сокращения занятости составило 24,1 тыс. человек (Чбез = 57,4Х(1 - 0,3)х0,6= 24, 1 тыс.чел.).
Тогда, общие затраты на реализацию программы занятости на сельских территориях к 2020 году составят почти 700 млн.р. (29 тыс.р.х24,1 тыс. чел.).
Заключение.
Отметим некую условность представленных расчетов, нами сознательно не был скорректирован объем производства организаций сельского хозяйства для определения возможных масштабов социально-экономических потерь. На наш взгляд данные цифры доказывают целесообразность государственных инвестиций в экономику региона, процессы глобализации, кризисные явления, переход на самообеспечение в агропродовольственной политике региона так или иначе приведут к необходимости повышения производительности труда, следовательно, возникает проблема создания новых рабочих мест в альтернативных секторах экономики, и особенно на сельскохозяйственных территориях. Начинать данную работу следует с прогнозирования, определения точек роста. Методики, применяемые сейчас Правительством, базируются на неполноценной информационной базе. Нужны изменения в статистическом учете труда и занятости в сельском хозяйстве. В настоящее время информация по данному направлению достаточно скудная, не всегда корректная или оперативная. Актуально в настоящее время создание системы сбора экспертной информации от руководителей ор© Н.В.Тонких 15
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
ганизаций сельского хозяйства. Необходимы нестандартные решения в сфере регулирования рынка труда сельских территорий, особенно в период кризиса и перехода агропредприятий на новые технологии производства.
Так, по результатам исследования нестандартной занятости в регионе, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в 2015 году в выборку опроса работодателей Свердловской области попали 6 организаций сельского хозяйства численностью от 16 до 100 чел., от 100 до 250 и от 251 до 1000 чел. В каждом хозяйстве применяются нестандартные формы занятости. Среди специалистов встречается совместительство (4% от данной категории персонала); 10% квалифицированных и неквалифицированных рабочих привлекаются по договорам гражданско-правового характера; в группе неквалифицированных рабочих часто встречается неформальная занятость (без оформления договоров). Ее уровень колеблется от 3 до 20 % персонала данной категории. 30% работодателей-экспертов отметили использование иностранного труда среди неквалифицированных рабочих. Уровень такой занятости составляет 70%, эти же работники заняты по технологии удаленной занятости (смартстаффинг), то есть руководство сдает их в аренду другим хозяйствам. Среди специалистов высокой и средней квалификации отмечается как недогруженность (16%), так и сверхзанятость (работа более 40 часов в неделю). Сверхзанятость характерна и для неквалифицированных рабочих. В 60% организаций сельского хозяйства применяются технологии аутсорсинга. Таким образом, региональные программы занятости, на наш взгляд, должны включать нестандартные методы содействия трудоустройству населения, обратившегося в центры занятости, например трудоустройство в нестандартный сегмент занятости, необходимы корректировки методики прогнозирования потребности сельского хозяйства в рабочей силе с учетом развития новых технологий и форм занятости.
Литература:
1. Bryden, J., Bollman, R. Сельская занятость в индустриально развитых странах// Сельскохозяйственная Экономика.- 2000. - № 22 (2). - С.185-197.
2. Calzadilla, J., Villa, A., Lopez, J. L. Сельское экономическое развитие, моделирование роста занятости// Материалы 8-й международной конференции по вопросам прикладного исследования конъюнктуры (ICABR 2013). Ист-Лондон, Южная Африка. - 2013. - С. 48-56.
3. Ciburiene, J. Сельское хозяйство и производство продуктов питания: аспекты занятости// Материалы 4-й международной научной конференции по развитию сельского хозяйства. Noreikiskes: Литовский унив. Agr Akad, Литва. - 2009. - С. 39-43.
© Н.В.Тонких
16
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
4. Eliasson, K., Westlund, H., Johansson, M. Детерминанты чистой миграции в сельских районах и воздействие миграции на территориальные рынки труда. Самостоятельная предпринимательская деятельность в сельском секторе экономики Швеции// Европейские Исследования Планирования. - 2015. - № 23 (4). - С. 693-709.
5. Kroon, B., Paauwe, J. Структуризация сомнительной занятости в организациях: на примере голландского сельского хозяйства// HumanResourceManagementJournal. - 2014. - № 24 (1). - С. 19-37.
6. Федорова, A., Menshikova, M., & Dvorakova, Z. Токсичный человеческий фактор кризисных ситуаций в российских организациях// Материалы 7-х Международных Дней Статистики и Экономики. Прага: Melandrium, Чешская Республика. - 2013. - С.388-397.
7. Николайчук О.В. Аграрная экономика и аграрная политика. Псков, 2008. 312 с.
8. Попов Н.С. Экономика сельского хозяйства. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 400 с.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL : http://sverdl.gks.ru (дата обращения: 21.08.2014).
10. Труд и занятость в Свердловской области.2011г: Статистический сборник./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.-Екатеринбург, 2012. - 171 с.
11. Схема размещения объектов нового строительства и модернизации на территории
Свердловской области на период до 2020 года (Программа модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года). [Электронный ресурс]. URL: http://econom.midural.ru/sites/default/files/files/123.pdf (дата обращения:
20.09.2014).
12. Агентство стратегических инициатив. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: asi.ru (дата обращения: 31.08.2014).
13. Серков А.Ф., Чекалин В.С. Производительность труда и конкурентоспособность продукции сельского хозяйства в России и других странах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 6. - С.34-78.
© Н.В.Тонких
17
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
TRANSFORMATION OF EMPLOYMENT IN AGRICULTURE IN THE TERRITORY OF SVERDLOVSK REGION -NON-STANDARD DECISIONS2 Tonkikh Natalia
Abstract: In article the review of dynamics of indicators of employment in agrarian sector of economy of Sverdlovsk region for 2001-2014 is given. Need of change of methods of forecasting of quantitative and qualitative need for shots for the agrarian sphere of the region locates. Results of approbation of the separate methodical approaches in forecasting considering processes of introduction of technical and technological innovations, and also calculations of possible economic losses in connection with transformation of employment of the agrarian sphere are presented. Relevance of development of programs for development and use of labor capacity of the agricultural territories of the region providing application of non-standard forms of employment is proved.
Keywords: employment; labor market; labor potential; agriculture; unconventional employment.
JEL Code: J43; P47 References:
1. Bryden, J.,Bollman, R. (2000) Rural employment in industrialised countries. Agricultural Economics, 22(2). 185-197.
2. Calzadilla, J., Villa, A., Lopez, J. L. (2013) Rural Economic Development, Modelling Employment Growth. In 8th International Conference on Applied Business Research (ICABR 2013) (pp. 48-56). East London, South Africa.
3. Ciburiene, J. (2009) Agriculture and Food Production: Employment Aspect. In 4th International Scientific Conference on Rural Development (pp. 39-43). Noreikiskes: Lithuanian Univ Agr Akad, Lithuania.
4. Eliasson, K., Westlund, H., Johansson, M. (2015) Determinants of Net Migration to Rural Areas, and the Impacts of Migration onRural Labour Markets and Self-Employment in Rural Sweden. European Planning Studies, 23(4), 693-709.
5. Kroon, B., Paauwe, J. (2014) Structuration of precarious employment in economically constrained firms: the case of Dutch agriculture. Human Resource Management Journal, 24(1), 19-37.
2 Research is executed with financial support of RGNF within the scientific project No. 14-12-66003 © Н.В.Тонких 18
Журнал «Human Progress» Том 1, № 1 (сентябрь 2015)
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
6. Fedorova, A., Menshikova, M., & Dvorakova, Z. (2013). Toxic human factor of crisis situations within the Russian organizations. In 7th International Days of Statistics and Economics (pp. 388397). Prague: Melandrium, Czech Republic.
7. Nikolaychuk O. V. Agrarian economy and agrarian policy. Pskov, 2008. 312 p.
8. N. S priests. Rural economics. Moscow: Research Center INFRA-M, 2013. 400 p.
9. Territorial authority of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk region. Official site. [Electronic resource].URL: http://sverdl.gks.ru (date of the address: 21.08.2014).
10. Work and employment in Sverdlovsk oblasti.2011g: Statistical sbornik./Territorial authority of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk region. - Yekaterinburg, 2012. - 171 p.
11. The scheme of placement of objects of new construction and modernization in the territory of Sverdlovsk region for the period till 2020 (The program of modernization and creation of new workplaces in the territory of Sverdlovsk region for the period till 2020). [Electronic resource]. URL: http://econom.midural.ru/sites/default/files/files/123.pdf (date of the address: 20.09.2014).
12. Agency of strategic initiatives. Official site. [Electronic resource]. URL: asi.ru (date of the address: 31.08.2014).
13. Serkov A.F., Chekalin V. S. Labor productivity and competitiveness of production of agriculture in Russia and other countries//Economy of the agricultural and overworking enterprises. - 2013. - No. 6. - pp 34-78.
Contact
Natalia Tonkikh
The Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620219, Yekaterinburg, Russia
© Н.В.Тонких
19