Научная статья на тему 'Перспективные направления государственной политики регулирования рынка труда'

Перспективные направления государственной политики регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / WORK / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / REGULATION OF EMPLOYMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляшко Анастасия Андреевна

Статья посвящена анализу перспективных направлений государственной политики на рынке труда в нашей стране. Целью настоящей статьи является осмысление при каких условиях программа создания и модернизации в России до 2020 года высокопроизводительных рабочих мест моет быть выполнена. Автор выявила, что численность экономически активного населения страны к данному периоду сократится, ряд профессий будет не востребована, что негативно воспринимается населением. Прогнозируется увеличение дефицита рабочей силы, а также несбалансированность спроса и предложения труда по квалификационному и территориальному признакам. По мнению автора, повышение гибкой занятости является одним из основных перспективных направлений формирования современного рынка трудовых ресурсов России. Сделан вывод о необходимости целенаправленного привлечения кадров в наиболее важные отрасли путем профориентирования, в том числе силами профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY PERSPECTIVE DIRECTIONS OF LABOR MARKET REGULATION

The article is devoted to the analysis of the state policy perspective directions on the labor market in Russia. The purpose of this article is to comprehend under what conditions the program for the creation and modernization in Russia of high-performance jobs by 2020 can be performed. The author has revealed that the number of economically active population of the country by this period will decrease, a number of professions will not be claimed, which is negatively perceived by the population. It is forecasted an increase in the labor deficit, as well as the imbalance in the supply and demand for labor, according to qualification and territorial features. By the author's opinion, the increase in flexible employment is one of the main promising directions for the formation of the modern labor market in Russia. It was concluded that it is necessary to attract targeted personnel to the most important sectors through professional orientation, including through trade union forces.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления государственной политики регулирования рынка труда»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ляшко А.А. Перспективные направления государственной политики регулирования рынка труда // Human Progress. - 2017. - Том 3, № 8 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_8/Lyashko.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 331.5

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Ляшко Анастасия Андреевна

Студент направления «Управление персоналом» ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

[email protected] ул. 8 Марта, 62 - 455 г. Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 221-17-57

Аннотация. Статья посвящена анализу перспективных направлений государственной политики на рынке труда в нашей стране. Целью настоящей статьи является осмысление при каких условиях программа создания и модернизации в России до 2020 года высокопроизводительных рабочих мест моет быть выполнена. Автор выявила, что численность экономически активного населения страны к данному периоду сократится, ряд профессий будет не востребована, что негативно воспринимается населением. Прогнозируется увеличение дефицита рабочей силы, а также несбалансированность спроса и предложения труда по квалификационному и территориальному признакам. По мнению автора, повышение гибкой занятости является одним из основных перспективных направлений формирования современного рынка трудовых ресурсов России. Сделан вывод о необходимости целенаправленного привлечения кадров в наиболее важные отрасли путем профориентирования, в том числе силами профсоюзов.

Ключевые слова: труд; рынок труда; государственная политика; регулирование занятости; развитие.

1ЕЬ коды: J 20; J 23.

Введение

Выявление перспективных направлений государственной политики регулирования рынка труда актуально тем, что тесно связано с проблемой разработки и реализации государ-

ственной политики комплексного развития России. Цель перспективных направлений развития государства - синергетические социально-экономические результаты: увеличение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала, удовлетворение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и увеличение производительности их труда; увеличение результативности применения бюджетных средств в сфере образования методом осуществлении комплексных системных проектов [1].

В условия современной нестабильности, государство обязано осуществлять контроль рынка труда и использовать меры по повышению уровня занятости. При этом, по нашему мнению, повышение гибкой занятости является одним из основных перспективных направлений формирования современного рынка трудовых ресурсов России [2].

Целью написания статьи является анализ прогнозов состояния занятости населения России на период до 2020 года.

Рынок труда: перспективы и тенденции

Несовершенство элементов кадровой политики России в ближайшей перспективе может привести к ухудшению положения работников, занимающих устаревающие и недостаточно востребованные рабочие места. Существенная часть населения может лишиться собственной конкурентоспособности на рынке труда, не имея возможность переквалифицироваться.

Отношение населения к смене профессии часто является негативным, и такой социально-психологический барьер вызывает волну сопротивления и сдерживает трансформационные процессы. Это становится особенно важным, поскольку согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики к 2020 году только на основе убыли населения страна потеряет примерно 9,6 млн. человек трудоспособного возраста [3].

Говоря о мотивации и стимулировании населения к труду, не стоит забывать о государственной программе создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в стране до 2020 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что в ближайшей перспективе, к 2020 году, надо создать и модернизировать 25 млн. рабочих мест. При этом Президент отметил то, что у страны есть ресурсы для решения этой амбициозной и трудной задачи, государство может помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». Правительству были поставлены следующие задачи: создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест уже к 2020 году и увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года [4].

redactor@ progress-human.com

Долгосрочная перспектива развития рынка труда характеризуется возрастающим дефицитом рабочей силы из-за снижения численности трудоспособного населения, а также диспропорциональности спроса и предложения по квалификационному и территориальному признакам. Ожидается сокращение трудоспособного населения до 2020 года на 13%, что будет все-таки способствовать сокращению тенденций безработицы с 6,5% до прогнозного 2,7% в 2020 году. Более стабильно ожидается рост занятости в сфере услуг, а именно в гостиничном и ресторанном бизнесе, что говорит об экстенсивном развитии данного сектора.

В таблице 1 проведен анализ и представлен прогноз структуры занятых по группам отраслей экономики.

Табл. 1: Структура занятых по 5 укрупненным группа видов экономической деятельности в 2006-2020гг., %*

Группа 2006 2010 2015 2020 2020/2015 2020/2006

Всего в экономике 100 100 100 100

сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота 10,8 9,2 7,5 5,7 76 53

промышленность 21,2 21,2 19,6 17 86 80,2

строительство 7,6 6,7 7,7 9,6 124 126,3

торговля, гостиницы и рестораны; транспорт и связь 26,8 28,1 29,9 32,1 107 119,8

финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 33,7 34,9 35,3 35,7 101 105,9

Важным инструментом государственного управления в сфере занятости выступает Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, которую разрабатывают Министерство экономики и другие макроэкономические институты. Она организовывается для определения перспективных направлений развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе. Данный опыт становится важнейшим при решении такой проблемы как безработица [5; 6].

Государству различными программами и льготами необходимо поощрять инициативы частных и государственных компаний, направленные на повышение качества рабочей силы и рост занятости. Прямое управление процессом формирования гибкого рынка труда со стороны государства после выхода из затяжного кризиса должно быть ограничено. Систему регулирования данного процесса можно охарактеризовать как сложное взаимодействие рыночных и государственных методов управления.

1 Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики © А.А. Ляшко 3

При разработке региональных и федеральных программ обеспечения занятости населения нужно учитывать специфику России и ее регионов, исходя при этом из многократно проверенного факта: снизить уровень безработицы до нуля невозможно, но можно и необходимо минимизировать ее, смягчая разом все социальные, нравственные и политические последствия неполного обеспечения работой трудоспособного населения. В основном, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи зарплаты, занятости и инвестиций в том оптимальном соотношении, которое является условием социально-экономического баланса рынка труда.

Необходимо более активное влияние на рынок труда профсоюзов. Помимо непосредственной защиты интересов трудящихся, профсоюзы выполняют важнейшую функцию стороны социального диалога [7; 8]. Имея иерархическую структуру представительства, первичные структуры объединяются в районные профсоюзные организации, которые входят в более крупные. Например, профсоюзные организации Москвы способны выступать серьезной стороной переговоров не только на городском, но и на федеральном уровне. Профсоюзы активно участвуют в выработке и корректировке трудового законодательства. Ставят вопросы, касающиеся регулирования рынка труда. Активно участвуют в формировании социальной политики страны [9]. Необходимы более активные меры со стороны профсоюзов по привлечению кадров в наиболее важные отрасли экономики.

Заключение

Характерные черты рынка труда в Российской федерации в последние годы строятся на основании подходов и принципов, которые свойственны для стратегий европейских стран [10; 11; 12]. Однако не всегда учитывается, что их возможно осуществить в жизнь только при условии полной адаптации к отечественным реалиям. Были сформированы приоритетные тенденции государственной политики на 2016-2020 годы:

- формирование институционных, экономических и правовых обстоятельств, которые станут гарантировать формирование результативно функционирующего и эластичного рынка труда;

- преодоление структурного несоответствия предложения и спроса рабочей силы;

- формирование условий для увеличения качества рабочий силы, мотивации к труду и трудовой мобильности;

- осуществление полномочия российских граждан на защиту от безработицы.

Создавая условия для привлечения кадров в отраслях, в которых стоит острая необходимость в дополнительной рабочей силе [13], государство и отдельные отрасли таким обра© А.А. Ляшко 4

redactor@ progress-human.com

зом решают не только проблемы занятости и безработицы населения страны, но и увеличивают объем производимой продукции, создаваемой данной отраслью, что помогает реализо-вывать перспективные направления развития государственной экономики.

Именно так может быть обеспечена надежная социально-экономическая основа для развития производства, создания новых рабочих мест, что расширит сферу эффективной занятости.

Литература

1. Кулькова И.А., Воробьева Н.В., Плутова М.И. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами. Екатеринбург, 2016. 144 с.

2. Официальный портал Министерство труда и социальной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosmintrud.ru

3. Федеральная служба государственной статистики Население России до 2030 г.: демографические и функциональные прогнозы.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

5. Живалёва Е. А., Горбуля Н. Ю. Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ // Молодой ученый. 2016. №8.8. С. 10-12..

6. Федеральный Закон №1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации».

7. Leonard, J.S. Unions and Employment Growth // Industrial Relations: A Journal of Economy and Society. - 1992. - 31(1). - с. 80-94

8. Livingston, D. Labor Unions and Full Employment // The Annals of the American Academy of Po-litical and Social Science. - 1975. - 418(1). - с. 122-126

9. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

10. Аврамов С.П. Занятость и безработица - М.: Знание, 2012. - 245 с.

11. Булавинов С.А. Управление безработицей // Экономикс. - 2015. - №4. - С. 12-17

12. Галагуря М.О. Экономика труда. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 389 с.

13. Кулькова И. А. Гусак Д. Г. Кадровый дефицит: мифы и реальность // Управленец -№5-6(33-34). - 2012. - С.22 -25.

STATE POLICY PERSPECTIVE DIRECTIONS OF LABOR MARKET REGULATION

Anastasiya Lyashko Student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of the state policy perspective directions on the labor market in Russia. The purpose of this article is to comprehend under what conditions the program for the creation and modernization in Russia of high-performance jobs by 2020 can be performed. The author has revealed that the number of economically active population of the country by this period will decrease, a number of professions will not be claimed, which is negatively perceived by the population. It is forecasted an increase in the labor deficit, as well as the imbalance in the supply and demand for labor, according to qualification and territorial features. By the author's opinion, the increase in flexible employment is one of the main promising directions for the formation of the modern labor market in Russia. It was concluded that it is necessary to attract targeted personnel to the most important sectors through professional orientation, including through trade union forces.

Keywords: work; labor market; public policy; regulation of employment; development. JEL Code: J 20; J 23.

References:

1. Kulkova, I.A., Vorobyova, N.V., Plutova, M.I. Methodical management of human resources management. Yekaterinburg, 2016. 144 p.

2. Official portal Ministry of Labor and Social Policy [Electronic resource]. - URL: www.rosmintrud.ru

3. Federal State Statistics Service Population of Russia until 2030: demographic and functional forecasts.

4. Presidential Decree of May 7, 2012 N 596 "On Long-Term State Economic Policy."

5. Zhivaleva, E.A., Gorbulya, N. Yu. Problems and perspectives of the state employment policy in the Russian Federation // Young Scientist. 2016. №8.8. Pp. 10-12 ..

6. Federal Law No. 1032-1 of 19.04.1991. "On employment in the Russian Federation."

7. Leonard, J.S. Unions and Employment Growth // Industrial Relations: A Journal of Economy and Society. - 1992. - 31(1). - P. 80-94

redactor@ progress-human.com

8. Livingston, D. Labor Unions and Full Employment // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1975. - 418(1). - P. 122-126

9. Official portal of the Federal Service of State Statistics [Electronic resource]. - Access mode: www.gks.ru

10. Avramov, S.P. Employment and unemployment - M .: Knowledge, 2012. - 245 p.

11. Bulavinov, S.A. Managing unemployment // Ekonomiks. - 2015. - № 4. - P. 12-17

12. Galagury, M.O. Labor Economics. - Moscow: Finance and Statistics, 2012. - 389 p.

13. Kulkova, I.A., Gusak, D. G. Personnel Deficit: Myths and Reality // Upravlenets -№5-6 (33-34). - 2012. - P.22 -25.

Contact

Anastasiya Lyashko

Ural State University of Economics

62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

[email protected]

Научный руководитель: канд. экон. наук, преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» М.И. Плутова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.