Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФИСКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ1'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФИСКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые преступления / возбуждение уголовного дела / фискальные интересы / уголовно-правовые риски / tax crimes / initiation of criminal proceedings / fiscal interests / criminal risks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Викторовна Шевелева, Алексей Николаевич Цуканов

В конце 2022 — начале 2023 г. внесен ряд изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс России, нацеленных на снижение уголовно-правовых рисков необоснованного преследования. Данная статья посвящена отдельным изменениям уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере налоговых правоотношений на основе поручений Президента России. Дается оценка поправкам, внесенным в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в части вопросов возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям только по информации, направленной налоговыми органами в порядке ч. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации. На основе анализа материалов уголовных дел представлены уголовно-правовые риски, связанные с избирательным подходом правоохранительных и налоговых органов по выбору нормы Налогового кодекса Российской Федерации при передаче материалов для возбуждения уголовного дела. Представлены авторские аргументы в части необходимости изменения размеров ущерба или иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CRIMINAL LAW PROTECTION FISCAL INTERESTS OF THE STATE IN THE LIGHT OF THE INSTRUCTIONS OF THE PRESIDENT OF RUSSIA

The article is devoted to certain changes in criminal and criminal procedure legislation in the field of tax relations based on the Instructions of the President of Russia. An assessment is given of the amendments made to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding the initiation of criminal proceedings on tax crimes only based on information sent by tax authorities in accordance with Part 3 of Article 32 of the Tax Code of the Russian Federation. Based on the analysis of the materials of criminal cases, the criminal law risks associated with the selective approach of law enforcement and tax authorities in choosing the norms of the Tax Code of the Russian Federation when transferring materials for the initiation of criminal proceedings are presented. The author's arguments regarding the need to change the amount of damage or other dimensional features for the purposes of qualifying economic crimes are presented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФИСКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ1»

УДК 343.359

doi: 10.25724/VAMVD.A151

ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

ФИСКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

В СВЕТЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ1

Светлана Викторовна Шевелева*, Алексей Николаевич Цуканов**

* Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

Decan46@yandex.ru

** Прокуратура Курской области, Курск, Россия, a.n.tsukanov@mail.ru

Аннотация. В конце 2022 — начале 2023 г. внесен ряд изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс России, нацеленных на снижение уголовно-правовых рисков необоснованного преследования. Данная статья посвящена отдельным изменениям уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере налоговых правоотношений на основе поручений Президента России. Дается оценка поправкам, внесенным в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в части вопросов возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям только по информации, направленной налоговыми органами в порядке ч. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации. На основе анализа материалов уголовных дел представлены уголовно-правовые риски, связанные с избирательным подходом правоохранительных и налоговых органов по выбору нормы Налогового кодекса Российской Федерации при передаче материалов для возбуждения уголовного дела. Представлены авторские аргументы в части необходимости изменения размеров ущерба или иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.

Ключевые слова: налоговые преступления, возбуждение уголовного дела, фискальные интересы, уголовно-правовые риски

Для цитирования: Шевелева С. В., Цуканов А. Н. Трансформация уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства в свете поручений Президента России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2023. № 3 (66). С. 9—15. doi: 10.25724/VAMVD.A151

TRANSFORMATION OF CRIMINAL LAW PROTECTION

FISCAL INTERESTS OF THE STATE

IN THE LIGHT OF THE INSTRUCTIONS OF THE PRESIDENT OF RUSSIA

Svetlana Victorovna Sheveleva*, Alexey Nikolaevich Tsukanov**

* Southwest State University, Kursk, Russia, Decan46@yandex.ru

** Prosecutor's Office of the Kursk Region, Kursk, Russia, a.n.tsukanov@mail.ru

Abstract. The article is devoted to certain changes in criminal and criminal procedure legislation in the field of tax relations based on the Instructions of the President of Russia. An assessment is given of the amendments made to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding the initiation of criminal proceedings on tax crimes only based on information sent by tax authorities in accordance with Part 3 of Article 32 of the Tax Code of the Russian Federation. Based on the analysis of the materials of criminal cases, the criminal law risks associated with the selective approach of law enforcement and tax authorities in choosing the norms of the Tax Code of the Russian Federation when transferring materials for the initiation of criminal proceedings are presented. The author's arguments regarding the need to change the amount of damage or other dimensional features for the purposes of qualifying economic crimes are presented.

Keywords: tax crimes, initiation of criminal proceedings, fiscal interests, criminal risks

1 Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2023 г. «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюционирующих личности, общества и государства (номер 0851-20200033)». © Шевелева С. В., Цуканов А. Н., 2023

For citation: Sheveleva S. V., Tsukanov A. N. Transformation of criminal law protection fiscal interests of the state in the light of the instructions of the President of Russia. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 9—15, 2023. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A151

В условиях беспрецедентных санкций против Российской Федерации отечественная экономика показывает стабильные показатели роста, что было бы невозможно без грамотной фискальной политики. Выделяя шесть важных задач на 2023 г., Президент России В. Путин отметил, что государственные финансы России сохраняют устойчивость, а консолидированный бюджет исполнен с профицитом более чем в 1,5 млрд руб.1 Проведена глубокая и качественная работа по цифровизации таможенных и налоговых органов, ведется работа по внедрению прозрачных и понятных для налогоплательщиков элементов администрирования. В то же время существенные изменения регулятивного законодательства требуют качественного изменения охранительного права, в первую очередь уголовного. Только в конце 2022 — начале 2023 г. внесен ряд изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс России, нацеленных на снижение уголовно-правовых рисков необоснованного преследования. Президентом России даны поручения о недопустимости уголовного преследования лиц, погасивших задолженность по налогам, о возможности возбуждения уголовного дела только по материалам проверки налоговой службы2, полной или частичной декриминализации отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы3, пересмотре в сторону увеличения размеров неуплаченных фискальных платежей во внешнеэкономической сфере4. Данные поручения свидетельствуют о трансформации уголовно-правового противодействия в сфере налоговых правоотношений.

1 Владимир Путин назвал шесть ключевых задач на 2023 год и объявил о новых решениях в социальной сфере и экономике // RG.RU: сайт. URL: https://rg.ru (дата обращения: 30.04.2023).

2 Путин предложил изменения в наказании за экономические преступления // РИА Новости: сайт. 05.03.2022. URL: https://ria.ru.html (дата обращения: 03.01.2023).

3 Перечень поручений по итогам XXV Петербургского международного экономического форума. Пр-1269, п. 9а-1. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 03.01.2023).

4 Там же. П. 9б.

Часть поручений уже выполнена. Так, Федеральным законом от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ5 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) дополнена пунктом 1.3, дословно воспроизводящим п. 1.1 этой же статьи, отмененной в 2014 г.: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198—199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела»6. В пояснительной записке указано, что данный законопроект разработан «в целях совершенствования правового регулирования вопросов возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»7. Практические работники неоднозначно оценили данную новеллу. Сотрудники правоохранительных органов высказывали сомнение в целесообразности «реанимированных» положений УПК РФ, работники налоговых органов и прокуратуры указали, что подобный подход упорядочит межведомственное взаимодействие. Представители прокуратуры также отметили, что фактов возбуждения уголовного дела без материалов налоговой проверки (с 2015 по 2021 г.) в их практической деятельности не встречалось8. Полагаем, «опасения» отдельных ученых относительно возможности ухода от ответственности за налоговые

5 О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 09.03.2022).

6 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2014).

7 О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: пояснительная записка к проекту федерального закона. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80928-8 (дата обращения 23.08.2022).

8 Опрос проводился среди сотрудников ФНС России по курской области, прокуратуры Курской области, МВД России по Курской области. Всего опрошено около 200 человек.

преступления только в силу отсутствия материалов налоговой проверки имеют гипотетический характер. Межведомственное взаимодействие предполагает обоюдное информирование1. Так, «органами прокуратуры Российской Федерации поступившие заявления, сообщения и иная информация, содержащие сведения о признаках налоговых правонарушений, направляются в территориальные органы ФНС России. Проверка таких сведений органами прокуратуры берется на контроль»2.

Тем не менее адвокаты предлагают «не терять бдительность» [1]. В соответствии с действующей Инструкцией по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями3, налоговые органы обязаны информировать Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ) об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным, о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), что не является препятствием для возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальная новелла (ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ) препятствует использованию следователем результатов оперативно-разыскной деятельности (ОРД) до получения материалов налоговой проверки. Однако в рамках взаимодействия (ч. 3 ст. 82 НК РФ) результаты ОРД могут быть использованы налоговыми органами при проведении своей проверки.

Отчасти опасения правозащитников оправдались. Дело в том, что процедура передачи материалов для возбуждения уголовного дела регламентирована ч. 3 ст. 32 НК РФ, которая также была подвергнута трансформации в 2022 г4. В соответствии

1 См.: Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 22 ноября 2010 г. № 22-14998. Доступ из информ.-правового портала «Гарант»; Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 13 апреля 2011 г. № 22-4444. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями: приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 8 июня 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же.

4 _

О внесении изменений в части первую и вторую

Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон

от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 2022. № 29. Ч. II. Ст. 5230.

с указанной нормой, если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение денежные средства не будут перечислены в полном объеме, налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы.

В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 82 НК РФ налоговые и правоохранительные органы осуществляют межведомственное взаимодействие по обмену информацией, свидетельствующей о признаках налогового преступления. Данная норма не предусматривает ни порядка, ни сроков направления таких материалов следственным органам.

Так, ФНС по Новгородской области вынесла решение в отношении ООО о доначислении более 6 млн руб. по НДС, пеням и штрафам. В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ материалы налоговой проверки были направлены в СУ СК РФ по Новгородской области. Не соглашаясь с подобным решением, ООО, обжалуя его в суде, указало: «...Управление не имело правовых оснований для направления материалов выездной налоговой проверки в следственные органы, в том числе для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, поскольку не наступили условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 32 НК РФ»5. Ни суд первой инстанции, ни апелляционная коллегия исковые требования ООО не удовлетворила, сославшись на Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. № 101-162-12/ММВ-27-2/3, указав: «В материалах дела усматривается, что основанием для направления копий материалов выездной налоговой проверки в следственные органы явилось наличие у налогового органа информации, свидетельствующей о выявленных при проверке нарушениях обществом законодательства о налогах и сборах»6. В итоге уголовное дело было возбуждено до выполнения сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 32 НК РФ, поскольку «...как верно установил суд первой инстанции, направлено в порядке информирования, установленном в пункте 3 статьи 82 НК РФ, на основании Соглашения, а не на основании пункта 3 статьи 32 НК РФ»7.

5 Решение Арбитражного суда Новгородской области № А44-4876/2022 от 3 октября 2022 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

6 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда № 14АП-9777/2022 от 22 декабря 2022 г. по делу № А44-4876/2022. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

7 Там же.

В другом уголовном деле, возбужденном также в нарушение положений ч. 3 ст. 32 НК РФ, но на основании ч. 3 ст. 82 НК РФ, ГСУ СК России по г. Москве указало: «...в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует ссылка, согласно которой... материалы направляются налоговым органом в следственные органы исключительно в порядке ч. 3 ст. 32 НК РФ... Вместе с тем налоговые органы в порядке осуществления функций налогового контроля в соответствии с ч. 3 ст. 82 НК РФ также наделены полномочиями по направлению в следственные органы материалов, свидетельствующих о совершении преступлений, предусмотренных ст. 198—199.2 УК РФ»1. Как видно, «избирательный» подход по выбору нормативного основания направления материалов налоговой проверки для возбуждения уголовного дела имеет место. Очевидно, в духе дальнейшей гуманизации необходимо предусмотреть, что межведомственное взаимодействие в порядке ч. 3 ст. 82 НК РФ невозможно по налоговым преступлениям. В Курской области такое взаимодействие налажено по признакам мошенничества, связанного с возмещением НДС.

Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 78-ФЗ во исполнение поручений Президента Российской Федерации внесены изменения в ст. 198— 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Налоговые преступления теперь относятся к категории небольшой или средней тяжести, что, соответственно, влияет на сроки давности. В целях совершенствования порядка возбуждения уголовных дел о рассматриваемой группе преступлений внесены изменения в ст. 24, 144, 148 УПК РФ. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное должно быть прекращено, если лицо погасило полностью недоимку по налогам и страховым сборам. Целью указанных изменений было «...снижение негативных последствий для российской экономики в современных условиях и для либерализации уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей»2. Данные

1 Письмо ГСУ СК России по г. Москве от 17 августа 2022 г. № 216/3-25-22 (77юлск-3403). Цит. по: Матюнин О. Либерализация порядка уголовного преследования за налоговые преступления: особенности начала и проведения предварительного расследования. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс

Российской Федерации: законопроект № 301951-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/301951-8 (дата обращения: 30.04.2023).

изменения в целом следует оценить положительно. Действительно, существовала порочная практика, когда налогоплательщик, погасивший свою задолженность, оставался в статусе подозреваемого или обвиняемого со всеми вытекающими последствиями в виде применения меры пресечения, обеспечительных мер и т. д. Прекращение уголовного дела происходило на стадии судебного разбирательства. Что касается снижения санкций по налоговым преступлениям, то риск здесь видится в том, что, ввиду длительности налоговых проверок и иных процессуальных мероприятий, уголовное преследование будет прекращаться по нереабили-тирующим обстоятельствам — истечению сроков давности, и взыскание недоимки по фискальным платежам будет осуществляться в рамках гражданского судопроизводства.

Относительно поручения Президента РФ о полной или частичной декриминализации отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы, сложилась неоднозначная ситуация. Федеральным законом от 21 апреля 2023 г. расширен перечень преступлений в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ3. От уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба могут быть освобождены лица за деяния, совершенные в особо крупном размере: за присвоение авторства (п. «в» ч. 2 ст. 146 УК РФ), причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ), незаконное предпринимательство (п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ), незаконную банковскую деятельность (п. «б» ч.2 ст. 172 УК РФ), ограничение конкуренции (п. «в» ч.2 ст. 178 УК РФ), использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК РФ), репатриацию денежных средств (п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РФ). Казалось бы, указанные новеллы можно было бы оценить как некое смягчение уголовно-правовых механизмов в отдельных направлениях экономической деятельности. Но в пояснительной записке указано: «Это даст возможность обеспечить защищенность прав граждан, а также повысить поступление компенсационных средств

3 О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2023. 17 апр.

в федеральный бюджет»1. Авторы законопроекта считают, что расширение норм, позволяющих освободить от уголовной ответственности при условии возмещения в двукратном размере причиненного преступлением вреда улучшит деловой климат2. Если исходить из того обстоятельства, что деловой климат и защищенность граждан могут быть улучшены отсутствием страха у предпринимателей перед уголовным законом, то допустимо предположить достижение указанной цели. Что касается повышения поступления компенсационных средств, здесь ситуация несколько иная. Часть 2 ст. 76.1 УК РФ не получила широкого распространения в практике. Например, по ч. 2 ст. 146 УК РФ в 2022 г. было осуждено 15 человек, 12 из них было назначено наказание в виде штрафа, общая сумма которого составила 312 тыс. руб., 11 человек были освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, сумма которого составила 195 тыс. руб. За все преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ) положения ст. 76.1 УК РФ применены лишь в отношении одного человека3.

В 2022 г. зарегистрировано 145 преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ, за незаконное предпринимательство привлечено к уголовной ответственности 272 человека4. 111 осужденным назначено наказание в виде штрафа, общая сумма которого составила 24 735 тыс. руб. 52 человека освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, сумма которого составила 4 127 тыс. руб.5 Ни один человек не освобож-

1 Пояснительная записка к законопроекту № 142292-8. URL: http://duma.gov.ru/legislative/lawmaking/ (дата обращения: 30.05.2023).

2 Там же.

3 Отчет об особенностях рассмотрения уголовных дел, применения реальных видов наказания и оснований прекращения уголовных дел // Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2022 год. URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=. (дата обращения: 04.06.2023).

4 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2022 года. URL: https://мвд.рф/reports/item/ 35396677/ (дата обращения: 04.06.2023).

5 Отчет об особенностях рассмотрения уголовных дел, применения реальных видов наказания и оснований

прекращения уголовных дел // Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2022 год.

URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=. (дата обращения: 04.06.2023).

ден от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба6.

Полагаем, ст. 76.1 УК РФ следует считать «специальной» нормой по отношению к ст. 76.2 УК РФ. Иными словами, если суд придет к выводу о возможности освобождения лица от уголовной ответственности, то выбор основания должен строиться по следующему алгоритму: если норма Особенной части УК РФ в ст. 76.1 УК РФ не указана, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, т. е. по правилам ст. 76.2 УК РФ.

Отдельного внимания заслуживает поручение Президента РФ, касающееся увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба или иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности (ПР-1269, п. 9б). В настоящее время на обсуждении в Государственной Думе РФ находится законопроект7, согласно которому предлагается повышение размеров крупного и особо крупного размеров ущерба, причиненного бюджету государства по налоговым преступлениям (табл.).

Таблица

Предлагаемые размеры ущерба по налоговым преступлениям

Статья Крупный Предла- Особо круп- Предла-

УК ущерб гаемый ный ущерб гаемый

по дейст- крупный по дейст- особо

вующему ущерб вующему крупный

законода- законода- ущерб

тельству тельству

199 15,0 млн 35 млн 45 млн 100 млн

199.1 15,0 млн 35 млн 45 млн 100 млн

199.3 1,8 млн 4 млн 9 млн 20 млн

199.4 6,0 млн 13 млн 13 млн 67 млн

6 Отчет об особенностях рассмотрения уголовных дел, применения реальных видов наказания и оснований прекращения уголовных дел // Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2022 год. URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=. (дата обращения: 04.06.2023).

7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности): законопроект № 327269-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/327269-8 (дата обращения: 30.05.2023).

Авторы законопроекта обосновывают свою позицию ростом уровня инфляции в России («...в 2019 году... 3 %, в 2020 году — 4,9 %, в 2021 году — 8,4 %, в 2022 году, по прогнозам Банка России, инфляция достигнет беспрецедентного уровня и составит 18—23 %» ), длительным отсутствием индексации размера ущерба преступной деятельности в сфере экономики («...последняя индексация сумм по статьям 199, 199.1, 199.2 и 199.4 была в 2011 году (+122 %)»2), «серьезными испытаниями на устойчивость», выпавшими на долю предпринимателей3. В официальном отзыве Правительства РФ предлагаемые изменения подвергнуты критике, так как размеры по ст. 199, 199.1 УК РФ повышались в 2016 г.4, ст. 199.3, 199.4 УК РФ были введены лишь в 2017 г. , «...и осужденных лиц по ним не было, что обусловлено, в частности, высокими пороговыми значениями сумм страховых взносов, установленных примечаниями к указанным статьям»6. Кроме того, Правительство РФ считает, что изменения в УПК РФ (о которых мы указывали выше) достаточны, чтобы сократить количество возбуждаемых уголовных дел о налоговых преступлениях. В заключении Правового управления указана некая «выборочность» норм, где предлагается индексировать размер причиненного ущерба7. Комитет Государственной Думы по государствен-

1 Пояснительная записка к законопроекту № 327269-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/327269-8 (дата обращения: 30.05.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 325-ФЭ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: федер. закон от 29 июля 2017 г. № 250-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

6 Официальный отзыв Правительства РФ от 30 марта 2023 г. № 470-П4 на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», вносимый депутатами Государственной Думы А. В. Деминым, А. Г. Нечаевым, В. А. Даванковым. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

7 Заключение на проект федерального закона

№ 327269-8 от 12.05.2023 № вн2.2-1/2229 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А. Г. Нечаевым, В. А. Даванковым, А. В. Деминым. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

ному строительству и законодательству указал, что в 2020 г. из налоговых преступлений была «...исключена возможность исчисления суммы налогов (сборов) в относительных величинах (долях в процентах), и фактически пороги крупного и особо крупного размеров были увеличены»8.

Стоит отметить, что в поручении Президента РФ говорится о необходимости увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба или иных размерных признаков по экономическим преступлениям без привязки к конкретным составам. Исключением является ст. 194 УК РФ. Однако именно данный состав преступления оказался вне внимания законотворцев, тогда как действительно крупный и особо крупный размеры при уклонении от уплаты таможенных платежей не индексировались с 2016 г., а инфляция за этот период составила 50 %. Если вспомнить первоначальную редакцию УК РФ, то размер причиненного ущерба по налоговым (ст. 198, 199 УК РФ) и таможенным (ст. 194 УК РФ) преступлениям был одинаковым. Дальнейшие корреляции с крупным и особо крупным ущербом в ст. 194 УК РФ нельзя признать удачными [2]. Полагаем, существующий «разрыв» в размере ущерба, причиненного бюджету государства (ст. 194, 198 и 199 УК РФ), необходимо исключить, размер причиненного ущерба фискальным интересам государства во внешнеэкономической сфере должен быть идентичен размеру ущерба, причиненного фискальным интересам России во внутриэкономической сфере.

В связи с изменением регулятивного законодательства с 1 января 2023 г. — слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, изменение подходов в расчете и взимании налогов и иных обязательных платежей (повсеместное введение единого налогового платежа) — теряется необходимость в существовании ст. 199.3, 199.4 УК РФ, так как взносы на профтравматизм «растворяются» в общей массе обязательных публичных платежей, а налогоплательщик будет подавать информацию по единой форме, где такие взносы будут консолидированы с иными платежами.

8 Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству на проект федерального закона № 327269-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

1. Павлов Р. Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам изменился // Адвокатская газета. 2022. 1—15 мая. № 9.

2. Цуканов А. Н. Формирование современного уголовного законодательства по охране фискальных интересов России во внешнеэкономической деятельности // Юго-Западный юридический форум: сб. науч. тр. Юго-Западного юридического форума. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2021. С. 545—550.

1. Pavlov R. The procedure for initiating criminal cases on tax structures has changed. Advocate newspaper, 2022. (In Russ.).

2. Tsukanov A. N. Formation of modern criminal legislation on the protection of Russia's fiscal interests in foreign economic activity. In: Southwestern Legal Forum. Collection of scientific works of the South-Western legal forum. Kursk: Southwest State University; 2021: 545—550. (In Russ.).

Шевелева Светлана Викторовна,

декан юридического факультета Юго-западного государственного университета, доктор юридических наук, профессор; Decan46@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цуканов Алексей Николаевич,

прокурор Курской области a.n.tsukanov@mail.ru

Sheveleva Svetlana Victorovna,

dean of the faculty of law of Southwest State University, doctor of juridical sciences, professor; Decan46@yandex.ru

Tsukanov Alexey Nikolaevich,

prosecutor of the Kursk region; a.n.tsukanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2023; одобрена после рецензирования 04.07.2023; принята к публикации 11.09.2023.

The article was submitted 26.06.2023; approved after reviewing 04.07.2023; accepted for publication 11.09.2023.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.