УДК 37.032
В.И.Вассерман
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
В условиях современной жизнедеятельности происходит трансформация ценностных ориентиров студенческой молодежи. Молодое поколение, не имеет четкой жизненной позиции, поэтому легко поддается вли-янию негативных тенденций, среди которых коммерческое образование, воздействие средств массовой инфор-мации, а также глобальной системы интернет. Смещение ценностных ориентиров современной студенческой молодежи по вектору коллективизм - индивидуализм в сторону последнего является общепринятой тенденцией современного общества.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, культура, ценности, трансформация.
Vasserman Valeriya PROCESS OF VALUE TRANSFORMATION PERFORMED BY STUDENT COHORT OF NEW GENERATION.
The transformation of the youth values is taking place in the conditions of modern life. The younger generation does not possess clear life position; as a consequence they are easily influenced by negative trends, including business direction of education, media exposure, as well as the global Internet system. Displacement of value references performed by modern student youth on the vector collectivism - individualism in favor of the latter is a common trend of modern society.
Keywords: youth, students, culture, values, transformation.
Современный мир вышел на новый уровень развития: формирование новых политических, экономических, культурных систем, приводит к глобализации, выходящей за пределы отдельных государств. Данный процесс влияет на неустойчивость экономического развития, на появление политических конфликтов, ослабление национальных традиций. Под влияние попадает все общество в целом, однако, особо остро глобализационные изменения переживает молодежь. Молодое поколение, не имеет четкой жизненной позиции, поэтому легко поддается негативному влиянию со стороны средств массовой информации, а также глобальной системы Интернет.
Анализируя данную ситуацию в среде молодого поколения Р.С.Гарифуллина, рассматривая ценности современной молодежи как аксиологический ресурс духовно-нравственного воспитания, считает, что «наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию рынка, низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект» [1, с. 136]. Исследователи1 отмечают, что среди молодежи стали популярными такие тенденции как процесс индивидуализации, отчуждение, снижение уважения к старшему поколению, отвержение исторически сложившихся идеалов.
Данному влиянию подвержены все сферы человеческой деятельности, однако наиболее критическое положение наблюдается в сфере образования, так как именно эта сфера содержит педагогический и воспитательный компоненты. Российское образование уже несколько десятков лет стоит на пути поиска новых методов обучения и воспитания. Модификация педагогической практики, преобразование форм и методов образовательного процесса положительно отразятся на обучении специалиста нового поколения. Для выявления проблем, возникающих у студенческой молодежи XXI века, необходимо рассмотреть становление данного слоя общества в истории человечества.
Студенчество как самостоятельный социальный слой общества появляется в период с X -XII вв. при формировании первых университетов. Жизнь, статус в обществе и процесс обучения современного студента отличается от студенчества средневековья. Причина данного различия -постоянное перемещение студента того времени. Миграция из одного университета в другой была необходима для повышения уровня знаний. К концу XII века эта ситуация меняется: укрепляются позиции национальных университетов, национальный язык становится основой преподавания, что ведет за собой спад странствующих студентов. «Появляется студенчество как
1 Бауман З. Индивидуализированное общество / З.Бауман. - М.: Логос, 2002. - 326 с.; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.; Гарифуллина Р.С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи (духовно-нравственный ресурс воспитания.): Издательство казанского университета / Р.СГарифуллина.- Казань, 2007. С.-147; Лебедева Н.М Базовые ценности русских на рубеже XXI века, // Психологический журнал / Н.М.Лебедев.- Т.21, № 3.- С. 73-87; Титаренко Л.Г., Широканова А.А. Индивидуализм в структуре ценностей постсоветской молодежи // Молодежь и будущая Россия: Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции / Л.Г.Титаренко, А.А.Широканова. - М., ИНИОН, 2008. - С.254-258
составная часть национальной интеллигенции, космополитичное по своей природе - форме деятельности, образу жизни, менталитету, возрасту». [4, с. 21]
Во времена Петра I началась массовая посылка русских юношей за границу. Университетское образование перестало существовать как частное дело и превратилось в принудительную обязан-ность. Если раньше студент был родом из среднеобеспеченных слоев общества, то в XVIII в. в русском обществе появляется новый тип студента - интеллигент, получивший образование за границей. Приоритетным считалось владение другим языком, а так же чужеродность образования. Такое студенчество становилось подобно аристократической элите молодежи.
И, наконец, наступает диверсификация образования, которая связана с освобождением общественной жизни от духовной власти церкви, а также с капиталистическим изменением общества в целом. Происходит демократизация студенчества, которая способствует появлению специалиста получающего образование в целях обслуживания управленческих и интеллектуальных интересов всего общества в целом. «Профессиональное разделение университетского цикла расширило социальную интеграцию студенчества, поскольку открыло ему доступ во все сферы социальной жизни и, тем самым, прорвало кастовую замкнутость университетской богемы, поместив студенчество на левый фланг политической жизни общества».[3, с. 115] Понятие студенчество претерпело большие изменения за период с X по XXI века, поменялся не только образ жизни студентов, но и процесс образования.
Научная сфера насчитывает большое множество определений понятия «студенчество». Среди ученых, вопросы и проблемы студенчества рассматривали В.В.Бовкун, Г.А.Будник, В.С.Волков, А.С. Власенко, М.Е.Главацкий, С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, В.С.Меметов, В.Л.Миловидов, Л.Я. Рубина, В.В.Ткаченко, А.А.Шмагельский и другие.
В диссертационном исследовании ААШмагельского дано разъяснение данному понятию. Автор рассматривает студенчество как социальную группу, которая функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образователь-ная деятельность. В этом и заключается одна из специфических особенностей студенчества как социальной группы общества. Одной из главных функций студенчества, считает автор - это «пополнение рядов интеллигенции, ее наиболее квалифицированных слоев». По мнению И.С. Кона «студенчество всегда рассматривается с одной стороны, как часть молодежи, а с другой, как часть интеллигенции» [5, с.72]. Однако, не смотря на специфику деятельности студенческой молодежи (умственный труд) относить студенчество к интеллигенции полностью нельзя, так как период обучения в вузе является небольшим от продолжительности всей жизни человека, а труд интеллигенции (сфера духовного производства) занимает весь жизненный путь.
Возрастные характеристики студенческой молодежи значительно отличаются от возраста молодежи в целом. «Возраст студенческой молодежи - важнейший в становлении человека как личности и активного члена общества» [6, с.76]. Основными характеристиками студенческой молодежи одного возрастного периода являются: формы организации своей жизнедеятельности, концентрация в крупных вузовских центрах, «локализация» образа жизни в стенах вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и вне учебное время. Студенческие годы - это период становления личности, воспитания морально-право-вых качеств человека, формирование активного члена общества. Адаптация к изменениям общественной жизнедеятельности побуждает студента формировать свою систему ценностей, перестраивать ее структуру.
Не смотря на то что «духовные искания студенческой молодежи XXI века, как и в предыдущие эпохи, выстраиваются вокруг представления человека о смысле жизни»[2, с.42] совокупность студенческих установок 60-70 гг. заметно отличаются от системы ценностей современного студента.
Развитие ценностных ориентаций молодежи с середины 60 -х годов занимались Б.ГАнаньев, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни2. Молодежь 60-х годов среди ценностей, которые делают их счастливыми, выделяет любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружающих. Советская молодежь стремилась быть полезным обществу,
2 Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития./ А.И. Шендрик.- М.: 1990.
иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно полезная работа.
В 80-х годах среди приоритетных в системе ценностных ориентаций выделены: политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца, общественно-поли-тическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека, искусство как средство ценностной ориентации личности», «труд как высшую ценность социалистического образа жизни.
Основные изменения в массовом сознании россиян (в том числе и студенческой молодежи) произошли на рубеже XXI века. Теряется ценность к познанию, труду, образовательной деятельности. На первенство иерархии ценностей вступает материальная стабильность, уверенность в завтрашнем дне с точки зрения материальной обеспеченности. Данный этап характеризуется примитивизацией духовных начал человека. Для студенческой молодежи становится чуждым коллективистское направление ценностных ориентаций. Значимость индивидуализма становится первостепенным в кругах молодежи, и ведет к нарастанию эгоизма, агрессии и цинизма.
Проблемы трансформации системы ценностей студенческой молодежи - один из важнейших вопросов социологов, психологов и педагогов. Исследования в этой сфере3 показывали результаты, которые указывали на взаимосвязь ценностей и социальных, экономических, политических условий, в которых формируется личность будущего профессионала, при этом «наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании жителей России происходит изменение ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма»[1, с. 144]. Анализ исследования 4выделил блок повторяющихся ценностей: защита семьи, здоровье, настоящая дружба, верность, интеллект, смысл жизни, внутренняя гармония. Однако, есть ценности, которые предпочитаемы в одной из групп, уходят на второй план в другой группе респондентов. Учителя выделили такие ценности как мир на земле, ответственность, социальный порядок, уважение старших, честность, национальная безопасность. Группа студентов предпочитает такие ценности как самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, зрелая любовь, выбор собственных целей. Одним из главных различий среди выбранных групп ценностей является направленность доминирующих ценностей, в группе учителей - коллективистская, в группе студентов - индивидуалистическая. Ценностные ориентации учителей направлены на формирование групповой гармонии и поддержание группового единства, а ценностные установки студенческой молодежи служат личностному росту и развитию.
Р.С.Гарифуллина отмечает, что «у студентов в сравнении с учителями возрастает ценность Иерархии и резко падает ценность Равноправия. В сочетании с заметным ростом ценностей Мастерства и Интеллектуальной автономии это свидетельствует о том, что молодое поколение будет стремиться к индивидуальному богатству («зарабатывать деньги своим собственным умом»), и при этом готово принять социальное неравенство в доходах»[1, с. 147]. Заметным становится первостепенность тенденций у студенческой молодежи в заработке большого количества денег, улучшения благосостояния, материальная стабильность.
Тенденция усиления ценностей потребительского индивидуализма и снижения значимости ориентаций на нравственные императивы наблюдается многими учеными. Среди значимых в молодежной среде ценностей отсутствуют скромность, правдивость, мужество, коллективизм, альтруизм, самоотверженность, а среди предпочитаемых присутствуют постоянная работа и
3Эмпирическое исследование изменения базовых культурных ценностей русских было проведено в рамках проекта «». Целью исследования стал сравнительный анализ структуры ценностей двух групп респондентов: студентов и взрослых - учителей и других специалистов, цель которого состояла определение сходств и различий в структуре базовых ценностей двух поколений. Сходства должны показывать неизменность ценностного ядра русской культур, а различия-направления изменения ценностей в последние десятилетия XX века.- См.: Лебедева Н.М Базовые ценности русских на рубеже XXI века, // Психологический журнал. - Т.21, №№ 3.- С. 73-87
4 Методология исследования в рамках проекта «Изменяющая этническая идентичность Опыт кросс культурного анализа этнопсихологических исследований в России и СНГ в 90 -х годах XX века» в схематическом плане выглядит следующим образом: 28 альтернативных пар суждений (по 2 на каждую ценность), охватывали 4 подсистемы: интеракционистскую, витальную, социализационную и смысложизненную - См.: Лебедева Н.М Базовые ценности русских на рубеже XXI века, // Психологический журнал. - Т.21, № 3.- С. 73-87
материальное благополучие. Переход от коллективистской системы ценностей к индивидуалистической, подтверждается пилотным эмпирическим исследованием, который был верифицирован в трудах Г.К.Триандиса.
Индивидуалистическая среда поведения характерна именно личностными принципами и установками. Достижения в какой- либо сфере приписываются собственным способностям, а неудача зависит от внешних факторов. С точки зрения коллективистского подхода, успех связан с помощью, поддержкой других людей, а неудачные попытки достижения целей- с собственным бездействием. К.Г.Триандис5 выделяет такие черты индивидуалистского мира как достижения «ради себя самого», стремление к власти, кратковременность целей, ценности свободы и независимости. В то же время для человека коллективистского типа характерно отождествление себя с группой, стремление к терпению, порядку, самоконтролю, долговременные цели, соответствующие ролевым позициям.
Склонность молодежи в сторону ценностей индивидуалистской сферы находит подтверждение в трудах Р.С.Гарифуллиной «Молодые отвергают ценности коллективизма: уважение традиций, умеренность, равенство, а люди постарше - ценности индивидуализма: разнообразие жизни, интересная жизнь, наслаждение жизнью, удовольствие»[1, c. 150]
В реформируемой России появляется большое количество факторов, которые становятся причинами изменения вектора ценностных ориентаций студенческой молодежи (от коллективизма к индивидуализму). Одним из таких факторов является платное образование. Будущий специалист, получая знания по своей специальности, должен уделять время не только образовательной деятельности, но и трудовой. Для работающего студента становится первостепенным не потерять место работы, проявить себя в трудовом процессе (то есть удовлетворить свои личностные потребности), что ведет к сокращению периода образовательной деятельности, к выбыванию из студенческого коллектива. Коммерческое образование - одна из важнейших проблем государства, которая искореняет такие ценностные ориентиры как интерес к познанию, потребность к творчеству (вымыслу, выдумке, фантазии), а так же становится причиной более позднего возрастного периода молодежи, который сопровождается готовностью к семейной жизни.
Существует еще один негативный фактор, который оказывает влияние на становление ценностных ориентиров молодого человека: СМИ и глобальная система Интернет. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Функциональные возможности СМИ оказывают давление на сознание населения с помощью: пропаганды, внушения, управления и так далее. Помимо рекламы (которая не всегда оказывает положительное действие), в СМИ сконцентрировано большое количество источников отрицательных эмоций, примеров, и других форм, влияющих на сознание студенческой молодежи. Одним из решений данной проблемы, могли бы служить внедрение и систематическое повторение программ, посвященных нравственным проблемам, ответственности, формированию эстетического вкуса, этических норм и патриотизма. Передачи должны быть построены на живом примере молодежи, то есть показывать путь исправления, методы «исцеления», а также положительные результаты в реальной жизни молодого человека.
Таким образом, проанализировав студенческую молодежь различных исторических периодов, мы выявили глобальные изменения в жизнедеятельности студенческой молодежи XXI века. Студенческая молодежь, как и любая группа общества, имеет свои проблемы, которые зависят от трансформации общества. Одной из глобальных проблем студенчества - это смена системы ценностей по вектору коллективизм - индивидуализм в сторону последнего. Смещение ценностных ориентиров студенческой молодежи в сторону индивидуализма происходит под влиянием большого количества факторов, главными из которых являются коммерческое образование и средства массовой информации, в том числе и всемирная сеть Интернет. Решение данных проблем, искоренение отрицательного влияния, помогут успешному развитию моральных принципов молодежи и становлению студенческой молодежи в целом.
Литература
5 Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. / Г.К. Триандис.- М.: Форум, 2007.
1. Гарифуллина Р.С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб. пособие. Казань: Изд-во Казанск. ун- та, 2007. - 136, 144, 147, 150 с.
2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И.Лапин, Л.А.Беляева; под редакцией Н.И. Лапина. М.: 1996.- 42 с.
3. Инионин В.И. Университетская элитарность и демократизм студенчества: мат. конф. «Студенчество как социальный феномен: история и современность» СПбГУ. СПб: 2000.115 с.
4. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. СПб.: 1999.- 21 с.
5. Кон И.С. Студенчество на западе как социальная группа: вопросы философии // Вопросы философии 1971.- №9. 72 с.
6. Шмагельский А.А. Студенческая молодежь в условиях реформирования современного российского общества: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. Кострома, 2011.- 76 с.
1. Garifullina R.S. Tehnologii social'no-kul'tumoj dejatel'nosti molodezhi (duhovno-nravstvennyj resurs vospitanija): ucheb. posobie. Kazan': Izd-vo Kazansk. un- ta, 2007. - 136, 144, 147, 150 s.
2. Dinamika cennostej naselenija reformiruemoj Rossii / N.I.Lapin, L.A.Beljaeva; pod redakciej N.I. Lapina. M.: 1996.- 42 s.
3. Inionin V.I. Universitetskaja jelitarnost' i demokratizm studenchestva: mat. konf. «Studenchestvo kak social'nyj fenomen: istorija i sovremennost'» SPbGU. SPb: 2000.- 115 s.
4. Kozlov A.A. Molodye patrioty i grazhdane novoj Rossii. SPb.: 1999.- 21 s.
5. Kon I.S. Studenchestvo na zapade kak social'naja gruppa: voprosy filosofii // Voprosy filosofii 1971.- №9. 72 s.
6. Shmagel'skij A.A. Studencheskaja molodezh' v uslovijah reformirovanija sovremennogo rossijskogo obshhestva: dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.02. Kostroma, 2011.- 76 s.