ТЕМА НОМЕРА
УДК 1:37 (517.3 - 057.875)
Перспективы формирования созидательных жизненных установок у российских и монгольских студентов на Алтае1
В статье рассматриваются положительные и негативные факторы, влияющие на формирование ценностных установок и жизненных ориентиров современной российской и монгольской студенческой молодежи на Алтае. Авторы приходят к выводу о том, что в ходе международных контактов для молодежи становится все более очевидной объективная ценность алтайского месторазвития на евразийском пространстве. С этих позиций значимость малой родины открывается новыми гранями и красками; становится понятным, что молодому человеку есть где применить свои творческие силы, и его деятельность на Алтае может иметь не только личное и локальное, но общественно значимое и глобальное измерение.
Ключевые слова: Россия, Монголия, Алтай, студенчество, образование, ценности, сотрудничество, социальнопсихологические черты, евразийство.
В настоящее время принадлежность России к срединному евразийскому культурно-географическому миру (или евразийскому цивилизационному пространству) получает все большую поддержку у исследователей самых разных научных специальностей. Россия формировалась под влиянием и Запада, и Востока, впитывая в себя их культурные достижения, но приобретая по мере своего исторического развития ярко выраженное своеобразие.
В отличие от России, цивилизационный статус Монголии продолжает вызывать довольно острые дискуссии среди специалистов. Ряд авторов полагает, что Монголия является абсолютно самодостаточной и уникальной цивилизацией, расположенной между российской и китайской цивилизациями
1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ-МинОНК Монголии №14-23-03002 «Культурно-исторические особенности психологии личности современных студентов России и Монголии и социальные факторы их формирования».
А.В. Иванов
Т.А. Артамонова
Б. Энхжаргал
© Иванов А.В., Артамонова Т.А., Энхжаргал Б., 2015
71
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
и вынужденной в течение столетий сохранять свою культурную идентичность [5, с. 23]. Другие авторы считают ее частью восточного культурногеографического мира; третьи подчеркивают принадлежность Монголии к цивилизации кочевников. Во всех этих подходах есть свой резон, однако мы считаем, что глубокая самобытность и самоценность монгольской кочевой культуры вовсе не исключает ее евразийского характера. Эту точку зрения проводит, в частности, монгольский исследователь Н.Х. Цэдэв [10], а также ряд российских ученых самых разных специальностей [4; 7]. С Россией Монголию роднят культурная открытость, религиозная и этническая терпимость, ориентация на коллективистские формы организации социальной и хозяйственной жизни, верность воинскому и гражданскому долгу, уважение к прошлому, почитание родной земли и ее героев, а также крепких семейных отношений. Ряд этих общих и для русских, и для монголов ценностей и психологических установок отметили еще классики евразийства — Н.С. Трубецкой и Н.К. Рерих, а в рамках современных этнокультурных исследований они получили довольно обстоятельное раскрытие в коллективной российско-монгольской монографии [6].
В той или иной мере выделенные выше ценности и социально-психологические установки в течение столетий влияли на становление российской и монгольской молодежи, формировали жизненные приоритеты личности и ее гражданскую позицию. Как бы мы сегодня критически ни оценивали социалистический период нашей общей истории, необходимо признать, что с точки зрения формирования личностных человеческих качеств он был вполне конструктивным и евразийским. Советская педагогика в целом была социально ориентированной, а в воспитании исходила из признания высших ценностей (в их секуляризованном виде) и задач служения общественно значимой идее. Русский социализм и марксизм, по мнению одного из основоположников евразийского движения — Н.Н. Алексеева, близок к евразийству, так как преодолевает западный индивидуализм, атомарность общества и имеет свою идеократическую надстройку. «Психологические настроения, внушаемые при этом массам, являются формами титанического пафоса, вдохновения и подъема, подобными религиозным эмоциям и чувствам. Заимствованный у Запада продуктивизм движется в России не мотивами личного эгоизма, не инстинктом личного обогащения, а некоторыми коллективными эмоциями, в которых воскрешается романтика общего сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся» [1, с. 146]. Поэтому атеизм и пролетарский интернационализм не смогли разрушить ценностно-смысловое евразийское ядро обеих культур. Более того, социалистическая система образования, которая начала складываться в России в первой половине ХХ века и явилась образцом для формирования большинства национальных образовательных систем стран соцлагеря, позволила решить проблему повышения уровня культуры населения через внедрение системы всеобщего сред-
72
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
него образования. Так, в Монголии до 1921 года грамотность населения составляла всего 1%. В стране не имелось ни одной постоянно действующей светской школы. По просьбе монгольских учителей Народный комиссариат просвещения РСФСР разработал рекомендации по содержанию образования и организации учебного процесса. В результате этих многолетних усилий к концу 1957 года уровень грамотности в Монгольской Народной Республике составил 93,4% , а в начале 1970-х годов Монголия стала страной сплошной грамотности [8].
Ситуация сильно изменилась после смены социально-экономического вектора развития России и Монголии в 90-е годы прошлого века. Как российские, так и монгольские исследователи единодушно отмечают, что в условиях капиталистической модернизации России и Монголии, принявшей характер вестернизации, начался процесс быстрого размывания системы традиционных евразийских ценностей, особенно у городской студенческой молодежи [3, с. 176]. При этом система образования, в силу своего консервативного характера, по-прежнему стремилась сохранить идеалы коллективизма, трудолюбия, стремления к знаниям, патриотизма и братства народов. В результате, как показывают современные исследования, у молодежи сформировался сложный мировоззренческий конгломерат из традиционных евразийских ценностей, закрепленных социалистической системой образования, и западно-либеральных ценностных установок. 78% российских и монгольских студентов считают, что в жизни важнее единство и сотрудничество, чем борьба и соперничество. Вместе с этим только 40% российских студентов отметили, что сейчас необходимо развивать коллективную собственность. Среди монгольской молодежи этой позиции придерживаются 59% [4, с. 250—260]. Среди традиционных евразийских ценностей, отмеченных респондентами обеих этнических групп, исследователи выделяют такие как приоритет общего блага по сравнению с личными интересами, ценность социального порядка, защита родной природы. Вместе с тем очевидно противоречие между заявленными при опросе ответами и реальными тенденциями. Отдавая приоритет общему благу, большинство молодежи стремится улучшить прежде всего свое материальное и социальное положение, переезжая из села в город, из провинции в столицу или другую страну. Ценность охраны родной земли, которая конечно же осознается подрастающим поколением, мало реализуется на практике. Тяга к знаниям уступила место стремлению получить диплом, обеспечивающий будущий карьерный рост. Все это говорит о сложности происходящих процессов и о необходимости их дальнейшего более глубокого изучения.
В целом насильственная вестернизация молодежи, не учитывающая своеобразие национальной культуры и ментальности, обернулась, на наш взгляд, формированием не столько позитивных качеств личности капиталистического типа в виде индивидуальной хозяйственной предприимчи-
73
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
вости, гражданской активности, социальной ответственности в ведении бизнеса, сколько появлением у российской и монгольской молодежи откровенно деструктивных ценностных установок и психологических качеств:
— культа материального потребления и обогащения любой ценой;
— агрессивного индивидуализма;
— космополитизма и неуважения к своей Родине;
— презрительного отношения к труду, особенно землепашца и скотовода;
— социального инфантилизма и гражданской апатии;
— ложной толерантности, сплошь и рядом оборачивающейся смирением с откровенным злом.
Разрушение традиционных устоев жизни, попытка насильственно перестроить евразийские культурные коды с неизбежностью привели в России и в Монголии к мировоззренческому хаосу в головах молодежи, тяжелым психологическим фрустрациям, разрыву духовных связей между поколениями [9, с. 361]. Современная ситуация в мире со всей очевидностью показала, что вопросы воспитания студенческой молодежи не менее важны, чем передача профессиональных знаний. Из стен высших учебных заведений должны выходить не просто высококвалифицированные и инициативные специалисты, но широко мыслящие и культурные люди с прочным нравственным и патриотическим стержнем. При всей внутренней свободе в выборе жизненных путей они должны чувствовать ответственность не только за свою собственную судьбу, но и за судьбы своей страны, региона, города или сельского поселения, в которых живут. Свободы, как известно, нет без ответственности; и точно также нет полноценного и творческого индивидуального жизненного пути, если он не связан с судьбой и благополучием людей, которые тебя окружают. Нельзя быть счастливым самому, если люди вокруг страдают или несчастны.
Студенческая молодежь — будущая элита своей страны, и если в ее душе царят эгоизм и хаос, то они неизбежно трансформируются в будущем в групповой эгоизм и социально-политический хаос, а в конечном итоге приведут к утрате страной ее политической самостоятельности, экономической безопасности и культурной самобытности.
Для формирования у современной российской и монгольской молодежи созидательных жизненных установок, на наш взгляд, представляется необходимым:
1) проведение целенаправленной и гибкой воспитательной работы по пропаганде в студенческой среде традиционных евразийских ценностей и образа жизни, их органическое совмещение с созидательными западными жизненными ориентирами и психологическими установками, в первую очередь в сфере ведения малого и среднего бизнеса, формирования гражданского общества, деятельности неправительственных организаций;
74
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
2) активное противодействие антиценностям, насаждаемым современной глобалистской пропагандистской машиной. Это в первую очередь касается идей космополитизма (принцип «родина там, где мне хорошо живется и где больше платят»), уравнивания однополых и нормальных браков, возможности усыновления детей гомосексуальными парами;
3) укрепление молодежных студенческих связей между монгольскими и российскими студентами, опора этих связей на все лучшее, что было во взаимоотношениях между нашими народами;
4) активное использование в воспитательной работе со студентами современных научных методов и технологий, в первую очередь методик составления эмпирических социально-психологических портретов современного монгольского и российского студента, а также средств целенаправленного формирования личностей созидательно-альтруистического типа.
Исключительно важным воспитательным элементом, который хорошо известен, но на котором хотелось бы остановиться особо, является воспитание чувства любви к своей малой родине. Чаще всего под малой родиной понимается часть страны, где человеку суждено было родиться и провести годы детства и юности. С несколько иной ситуацией мы сталкиваемся на Алтае — подлинном сердце многонациональной Евразии, колыбели десятков племен и культур, где сходятся границы четырех крупнейших государств: России, Китая, Казахстана и Монголии. В этих условиях понятия «родная земля» и малая родина, особенно в нынешних сложнейших геополитических условиях, могут расширяться до границ всего Алтайского региона. Такая возможность обусловлена еще и тем, что природа Алтая не знает границ, и молодежи всех сопредельных территорий в будущем придется решать общие задачи по поддержанию природно-климатических балансов и сохранению природной уникальности региона. Не будем забывать и то, что на Алтае ищут свою историческую прародину корейцы и венгры, турки и индейцы. Неслучайно региональный алтайский патриотизм, где любовь к своей стране сочетается с открытостью иным народам и культурам, получил довольно мощную подпитку в последние годы.
Процессы международного регионального сотрудничества, которые активно разворачиваются в последнее время на Алтае в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай», оказывают все большее положительное влияние на ценностную сферу сознания современной алтайской молодежи, в том числе монгольской и российской. В основном это касается студенческой молодежи. Основания для такого заключения дает личный опыт одного из авторов данной статьи (Иванова А.В.), который уже в течение 12 лет является одним из руководителей Международной летней школы студентов Алтайского региона. За это время через школу прошло более 500 студентов из вузов Западной Монголии,
75
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
Алтайского края и Республики Алтай (Россия), Восточного Казахстана, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В Алтайском крае, например, существует конкурс, который надо пройти, чтобы попасть в число участников. Последняя школа состоялась в июле 2014 года на туристическом комплексе «Айгерим» на озере Алаколь в Восточном Казахстане.
Многие из выпускников школы защитили кандидатские диссертации по региональной проблематике; успешно работают в государственных органах власти, в том числе занимающихся международным сотрудничеством; проявляют себя в бизнес-структурах и в общественных организациях. Кроме летней Школы студентов, молодежь Алтая активно взаимодействует и по другим линиям, например, в рамках ежегодного молодежного форума «АТР-Сибирь», проводимого в Алтайском крае; международного туристско-спортивного фестиваля «Большой Алтай», который впервые прошел в Монголии в 2013 году; обмена студентами и аспирантами между алтайскими вузами на двусторонней основе, а также туристическими и художественными молодежными группами и коллективами. Исследователи в целом отмечают резкую интенсификацию регионального молодежного сотрудничества на Алтае в последние 10 лет, а также расширение информационного воздействия на сознание, которым сопровождаются подобные международные форумы и акции. Конечно, не следует это переоценивать, учитывая общие непростые социально-экономические условия, в которых происходит формирование личности современного молодого человека, однако действие положительных факторов нужно всячески поддерживать и по возможности укреплять.
В целом можно выделить следующие важные позитивные факторы влияния на ценностную сферу сознания российской и монгольской студенческой молодежи, связанную с Алтаем и формированием чувства регионального алтайского патриотизма.
Во-первых, в ходе международных контактов молодежи становится все более очевидной объективная ценность алтайского месторазвития на евразийском пространстве. Ценность малой родины открывается все новыми гранями и красками; становится понятным, что молодому человеку есть где применить свои творческие силы и что его деятельность на Алтае может иметь не только личное и локальное, но общественно значимое и глобальное измерение. Многообразие и богатство алтайской природы и культуры, открывающиеся молодому человеку, способны вызвать чувство законной и творческой гордости не только за свой народ и культуру, но и за культурные достижения других народов, живущих на Алтае.
Алтай является центром биоразнообразия, местом произрастания уникальных лекарственных растений, сосредоточием лечебных вод и глин, то есть очагом концентрации жизненных сил. Многие природные комплексы Алтая, подобные плоскогорью Укок, через которое безответственные
76
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
технократы задумали вести прямой газопровод в Китай; уникальным ленточным борам, лечебным водным источникам, старовозрастным кедровым лесам и ледникам, являются регуляторами природно-климатического баланса на огромных пространствах Сибири и Центральной Азии. Многие места на Алтае, возможно связанные с геомагнитными разломами, получили название «центры сил», и люди чувствуют их оздоравливающее воздействие. Общение с природными святынями, которыми так богата алтайская земля, не только освежает память прошлого, но и в состоянии помочь современному молодому человеку обрести новые жизненные и духовные ориентиры.
Все эти факты являются подтверждением того, что Алтай предстает как загадка, как тайна, как до конца не познанная земля. Та же Западная Монголия — это еще не вскрытая до конца сокровищница истории, особенно ее гобийские территории, где молодым ученым еще предстоит совершить многие удивительные открытия. Не познаны до конца закономерности эволюции алтайских лесов и ледников, не оценен еще в полной мере эколого-рекреационный потенциал алтайского высокогорья и т.д. Сакральные природные объекты, являющиеся носителями исторической памяти и свидетелями величия духовной культуры предков, должны стать очагами обретения жизненных смыслов и духовных констант, на которые может опереться современная молодежь.
Во-вторых, очень важным фактором формирования сознания молодежи является то, что на Алтае испокон веков существует ценностная традиция этнической и религиозной терпимости, особенно значимая в нынешней кризисной исторической ситуации, если обратиться к событиям, происходящим, например, на юго-востоке Украины. На Алтае мирно сошлись и до сих пор мирно сосуществуют как ключевые этносы Евразии (славяне, монголы, тюрки, китайцы), так и все мировые религии (христианство, буддизм, ислам, различного рода архаические культы). Сегодня наблюдается повышение интереса к религии среди молодежи. Исследования, проведенные в Западной Монголии, показали, что 92% респондентов в возрасте до 21 года в Ховдском аймаке и 95% в Ба-ян-Ульгийском аймаке определили себя как верующие. У представителей населения в возрасте от 22 до 46 лет этот показатель не превышает 77% [2, с. 23—26].
Возможность свободно, в атмосфере дружбы и открытости, узнавать культурный и религиозный мир твоего соседа-сверстника, его обычаи и взгляды на жизнь — это важнейший позитивный фактор, влияющий на молодежь. На тех же летних школах студентов Алтайского региона одно из самых красочных и познавательных мероприятий — это презентация студенческими делегациями своих национальных культур: песен, танцев, одежды, блюд национальной кухни. Радость узнавания другого (обратите внимание, что в русском языке слово «другой» происходит от слова «друг») —
77
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
это очень ценная черта психологии личности, которую можно и нужно целенаправленно формировать у человека с самого раннего возраста.
В-третьих, для становления широкого и творческого сознания, открытого миру и людям, очень важна совместная работа, общее дело, которое сплачивает людей разных верований и убеждений. Совместная научная работа студентов разных стран, их объединение вокруг изучения, сохранения и развития природы и культуры Большого Алтая — это еще один очень важный положительный фактор их личностного ценностного роста.
Заканчивая, хочется сделать главный вывод.
Если мы хотим, чтобы молодежное сотрудничество на Алтае было успешным и имело будущее, чтобы среди монгольских и российских студентов на Алтае формировался открытый и творческий тип евразийской личности, то надо познавать и учитывать в своей деятельности объективные закономерности территории, на которой мы живем, а также совместно действовать по защите уникальной природы и культуры Большого Алтая. Когда-то среди российских студентов, боровшихся против строительства разрушительной гигантской гидроэлектростанции на реке Ка-тунь, родился очень показательный лозунг: «Спасем Алтай — Алтай спасет нас!»
Он до сих пор полностью сохраняет свое значение.
Литература
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с.
2. Дашковский П.К. Новые данные по этноконфессиональным процессам в Ховдском и Баян-Ульгийском аймаках Монголии // Эрдэм шинжилгэл-гээний бичиг (Нийгэм хумуулэгийн ухаан). Улаанбаатар. 2013. № 6 (18). С. 23—31.
3. Дашпурэв Д. Особенности менталитета монголов // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: Материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Барнаул, 25—26 июня 2012 г.: в 2 т. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2012. Т. 2. С. 172—178.
4. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2010. 449 с.
5. Железняков А.С. Монголия во взаимодействии с соседями: проблемы сохранения идентичности // Россия — Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие. СПб.: Изд-во философского факультета СПбГУ, 2011. С. 21—29.
6. Константы культуры России и Монголии: Очерки истории и теории. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. 313 с.
7. Кульпин ЭС. Золотая Орда: Проблемы генезиса Российского государства. М., 2006. 240 с.
78
Перспективы формирования созидательных жизненных установок...
8. Обычаи и традиции монголов: образование Монголии, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/
education.shtml.
9. Тудупова Т.Ц., Цыремпилова М.Д. Традиции и глобализация высшего образования в Бурятии и Монголии // Россия — Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие. СПб.: Изд-во философского факультета СПбГУ, 2011. С. 360—366.
10. Цэдэв Н.Х. Евразийская идея глазами монгола // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: Материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Барнаул, 25—26 июня 2012: в 2 т. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2012. Т. 1. С. 13—22.