Н. С. Горяинова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
Аннотация
^атья посвящена проблеме ценностного становления студенческой молодежи в контексте определения ключевых факторов влияния на данный процесс в сложившихся в современной России условиях. Первостепенное внимание уделяется институту семьи, образования и труда как определяющих ценностный облик студенческой молодежи.
Ключевые слова
Молодежь, студенческая молодежь, ценности, ценностные приоритеты, институт семьи, институт образования.
N. S. Goryainova
FORMATION OF VALUE PRIORITIES OF RUSSIAN STUDENTS IN MODERN CONDITIONS: INFLUENCES
Annotation
The article is devoted to the problem of value formation of students in the context of the definitions of the key factors of influence on the process in the way of modern Russian conditions. Primary attention is paid to the institution of the family, education and work as a defining value-shape students.
Keywords
Youth, college students, value, value priorities, the institution of the family, the institution of education.
2014 № 2 (46) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
В исследованиях современных российских ученых категория «ценность» выступает едва ли не доминирующей, поскольку совершенно очевидно, что ценностная динамика, характеризующаяся деформацией традиционного ценностного пространства российского общества, отражается на функционировании как отдельных сфер общественного производства, так и отдельных социальных групп, и прежде всего молодежи. Необходимо выявить причины снижения ценности важнейших для нормального функционирования общества моральных, эстетических, трудовых норм в последние десятилетия, поскольку это неизбежно ведет к трудностям формирования у подрастающего поколения установок на соблюдение законов, регламентирующих поведение личности в семье, общественных местах, на производстве [1].
В статье объектом исследования выступает студенческая молодежь, ценностные приоритеты которой формируются под влиянием ряда факторов, связанных как со спецификой ценностного пространства российского социума, активно трансформирующегося и наполненного многочисленными рисками, так и спецификой современного института образования в России и его целевой и аксиологической сущностью.
Исследование ценностных приоритетов студенческой молодежи России представляется очень важным направлением в исследовании молодежной проблематики, поскольку ценностный мир российского студенчества сегодня во многом определяет духовный облик, уровень профессиональной культуры и профессионализма общества «завтра».
Одним словом, совершенно очевидно, что потенциальные возможности развития общества заложены в его студенческой молодежи, а потому и проблема формирования ее ценностных ориентаций с анализом противоречий и ключевых тенденций в этом процессе не может характеризоваться иначе как ак-
туальная для отечественной социологии и российского общества в целом.
В контексте сказанного необходимо начать анализ данной проблематики с того, что российское общество, переживающее период социетальной трансформации, характеризуется процессом ценностной трансформации, что отражается на функционировании всей институциональной структуры общества. Большое значение для нашей проблематики имеет тот фактор, что трансформируется ценностное пространство таких базовых социальных институтов, определяющих ценностный облик студенческой молодежи, как институт семьи, образования, труда.
С этой точки зрения необходимо рассмотреть сложившуюся в данных социальных институтах ценностную ситуацию, и начать следует с института семьи, поскольку «самочувствие семьи, уровень адаптированности в обществе и эффективность выполнения социализационной функции являются показателями духовного благополучия нации» [2].
Источником многочисленных проблем в современном российском обществе выступает кризисное состояние базового агента социализации — института семьи, который в результате трансформации демонстрирует явные признаки функциональной недееспособности, определяющие ситуацию высокой динамики негативных явлений в молодежной и подростковой среде, в том числе в области духовно-нравственной деградации [3].
В современной России, как показывают исследования, семья носит переходный характер, как и российское общество в целом, что проявляется в ее ценностной и поведенческой специфике, которая заключается в том, что окончательный переход от семьи дето-центристского типа к семье эгалитарного типа еще не завершен, и в процессе этого перехода формируются те самые социализационные риски, которые свя-
заны с деформацией ценностного пространства института семьи [4].
Конечно же, разрушение ценностного пространства семьи с ее социо-регулятивными нормами отражается на воспитательном процессе, который утратил некогда присущий советскому обществу единый облик на базе ключевых ценностей, разделяемых всем обществом. Современная семья в России носит многоликий характер, причем это связано не столько с факторами региональной и этнокультурной специфики российского социума, сколько с факторами ценностной дифференциации и ценностным плюрализмом. Современная российская семья, лишенная единых ценностных регу-лятивов, сама выбирает логику своего развития, тип семейных и воспитательных отношений, характер адаптации в обществе. Все это отражается на процессе социализации молодого поколения, погруженного в мир семьи и питающего из нее жизненные ориентиры, ценности, поведенческие стратегии.
В результате разрушенной системы межпоколенческой ценностной преемственности, в ходе которой передавалась система ценностей и норм от поколения к поколению, распространенным явлением в России стала отклоняющаяся социализация, на фоне которой рост молодежной девиации не вызывает удивления [5].
Однако несмотря на то что сама семья значительно изменила свой облик в России и продолжает меняться, она уверенно транслирует в молодежную среду высокую ценность семьи, о чем свидетельствуют многочисленные социологические исследования, в которых фиксируется тот факт, что для молодежи различных регионов России среди многочисленных ценностей ценность семьи выступает первостепенной [6], и этот факт позволяет говорить о том, что у России есть потенциал для духовно-нравственного возрождения [7].
Отмечается в трудах российских исследователей бесспорное первенство цен-
ности семьи в сознании студенческой молодежи [8], чего нельзя сказать о ценности труда, которая, как отмечает Г. В. Морозова, в системе жизненных ценностей студенческой молодежи занимает лишь пятое место [9].
Надо заметить, что проблема ценностного облика российской молодежи, в том числе студенческой, является одной из самых популярных в отечественной социологии молодежи, но при этом исследователи далеко не всегда однозначно высказываются относительно ценностного сознания современных молодых россиян, отмечая при этом противоречивость процесса изменения ценностного облика молодежи с его как позитивными, так и негативными сторонами. Студенческая молодежь выделяется своими ценностным предпочтениями в среде молодежи, и это естественно, поскольку ее учебная деятельность в рамках обучения в вузе и сам выбор образовательной стратегии формирует определенные установки и ценностные ориентации, не характерные для большинства той части молодежи, которая не связана со студенчеством.
Студенческая молодежь как наиболее образованная часть молодежи привлекает внимание исследователей с той точки зрения, что она наиболее подвержена влиянию западных ценностей, которые впоследствии и транслирует другим акторам в процессе взаимодействия и коммуникации. Речь идет о том, что в ситуации социокультурного и ценностного раскола, который фиксируется в российском обществе, студенческая молодежь предпочитает ценности нетрадиционного для России типа, ориентированные на развитие индивидуализма, личного успеха, достижение материального успеха и т. д., те, которые транслирует нам западное общество.
Базовые нравственные традиционные ценности русского народа, к которым относят соборность, жертвенность, коллективизм, любовь, добро, справедливость, самоограничение во имя общих
целей и др., определившие логику развития российского общества, его менталь-ности и цивилизационной специфики, сегодня не привлекают молодежь, и прежде всего студенческую. В условиях сложившейся биполярной системы ценностей в современной России (коллективистской и индивидуалистической), естественная склонность к индивидуализму, всегда присущая той или иной части населения, под воздействием СМИ, настойчиво пропагандирующих этику личного успеха, а также нарастания деконсолидирующих сил и тенденций, роста социального расслоения, усложняющего коллективные действия, именно индивидуализм как система ценностей становится приоритетной для россиян, особенно молодых [10].
Если мы посмотрим на результаты исследования ИС РАН «О чем мечтают россияне?», то увидим, что прежде всего мечты россияне связаны с тем, чтобы жить в достатке, «не считая копейки» (40 %), с хорошим здоровьем (своим и близких) (33 %) и, что примечательно, со стремлением жить в справедливом и разумно устроенном обществе (33 %) [11], что говорит о том, что россияне устали жить в бедности и «считать копейки», выживания день ото дня, не в состоянии думать о духовном развитии и совершенствовании; социально и физически нездоровы, о чем также ярко свидетельствуют официальные статистические и социологические исследования; четко понимают, что живут в условиях социальной несправедливости, которая не дает возможности для жизненной самореализации.
Только вслед за перечисленными выше мечтами россиян значатся такие, как: хорошие дети (23 %); своя отдельная квартира (21 %); хорошая семья и интересная жизнь, самореализация (по 1718 %), мечта о собственном доме (15 %), о хорошем образовании (12 %), о возможности «быть полезным обществу» (11 %), о хорошей работе (7 %); на последних местах находятся мечты «встретить настоя-
щую любовь» (6 %), стать уважаемым и известным человеком (4 %), стать очень красивым, привлекательным (1 %) [12].
Как видим, россияне не склонны в современных условиях мечтать о настоящей любви и о том, чтобы внести свою лепту в развитие России, в ее процветание. Мечты россиян носят прагматический характер, что соответствует сложившейся социальной реальности, в которой выживание большинства населения России не сочетается с высшими духовными ценностями и мечтами.
Итак, в современной России фиксируется ценностный раскол, и этот фактор самым непосредственным образом влияет на процесс ценностного развития студенческой молодежи, поставленной перед выбором той или иной системы ценностных приоритетов и, в условиях жесткой конкуренции и развития рыночных отношений, вынужденной в большинстве случаев склоняться в сторону индивидуализма как системы ценностей.
Ценностный раскол выражается также в межпоколенческих ценностных противоречиях, поскольку традиционных ценностных ориентаций придерживается в современной России, как правило, старшее поколение. Так, в исследовании Г. А. Фомченковой показано, что ценности духовно-нравственного порядка на первый план выходят для старшего поколения (материальное благополучие не важно, главное быть честным (16,8 %), не переступать через совесть и общественные нормы — 12,6 %), в то время как для молодежи на первый план выходят следующие ценности (по мере убывания): главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна — 20,5 %, в современном мире необходимо выживать любыми способами — 17,6 %, способы получения доходов не важны, важнее — материальное благополучие (10,7 %) [13].
Итак, социокультурный раскол в России актуализировал проблему цен-
ностного самоопределения российской молодежи, в том числе студенческой, и от этого выбора в массовом масштабе зависит социокультурная динамика российского общества и его будущее как цивилизации. В этом контексте важно определить, какие еще факторы влияют на ценностный выбор студенческой молодежи. И здесь со всей очевидностью на передний план выходит фактор, связанный с развитием системы образования как формирующей через образовательный и воспитательный процесс ценностный образ молодого поколения.
Институт образования в современное время стремительно меняется, а в российских условиях — со знаком деградации, поскольку процесс изменения происходит не на основе модернизации системы образования, как это принято говорить в общественно-политических кругах, а на основе разрушения фундамента сильнейшей образовательной системы советского общества. А без фундамента ни одно здание не может считаться прочным и надежным.
Так и российская система образования, лишенная своего фундамента, и не только в виде организационной специфики, но, прежде всего, концептуальной основы в виде концепции образования и формирования личности в рамках единого образовательно-воспитательного процесса, стремительно деградирует и производит «продукт», соответствующий современному российскому обществу, но не соответствующий целям общественного развития.
Значение образования в современном обществе неоценимо, поскольку оно выступает основой становления гражданского общества и правового государства, преодоления опасности отставания отдельно взятых стран от мейнстрима общественного развития, а также эффективным средством накопления социального и человеческого капитала личности [14].
Образование, являясь результатом общественного развития, выступает в ро-
ли агента социальных изменений, оказывая мощное воздействие на сознание общества. В связи с этим проблемы российского образования не могут не привлекать внимания и не вызывать опасения за судьбу российской молодежи и российского общества. Исследователи отмечают, что российская система образования в настоящее время вынуждена ориентироваться на западные страны и их образовательные стандарты, напрочь отвергая все то положительное, что было накоплено в лоне российской системы образования за долгие годы и столетия ее формирования и развития, ознаменовавшиеся известными всему миру достижениями в мире науки и искусства [15].
Сегодня, как и многие другие значимые сферы общества (искусство, культура), образование подвергается массови-зации, примитивизации, что непременно скажется на развитии российского общества самым негативным образом, и начало этому процессу мы уже наблюдаем, когда сталкиваемся с высоким уровнем непрофессионализма, шарлатанства, жестокости, агрессии, равнодушия, насилия.
Возникает вопрос: возможен ли эффективный процесс социализации российского студенчества в условиях сложившегося образовательного пространства, в котором, по словам Г. И. Герасимова, увеличивающееся несоответствие между тенденциями изменения социума и культуры и типом социализации, принятым за основание организации педагогических систем, не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле многообразных ролей и функций [14]. Другими словами, система образования в России испытывает сильнейший кризис, проявляющийся, прежде всего, в ее социализаци-онной беспомощности.
На формирование ценностей студенческой молодежи немаловажное влияние оказывают факторы трансформации трудовых ценностей в России и сложность трудовой и профессиональ-
ной самореализации в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности. Молодежь с целью дальнейшей, как ей кажется, успешной адаптации в случае «плавильного выбора» будущей профессии и соответствующего для этого учебного заведения ориентируется не на собственные способности, интересы, профессиональные мечтания, а на то, что может привести к социальному успеху и материальному благополучию, наивно полагая, что только этот фактор определяет конечный результат, совершенно не принимая во внимание, что жизненного успеха и профессионального роста гораздо легче добиться в той сфере, которая соответствует способностям индивида и его интересам.
Понять молодежь можно — она стремится обезопасить себя от рисков нетрудоустройства или неэффективного трудоустройства, обеспечить себе определенную уверенность, гарантии жизненного успеха в обществе, в котором в принципе сложно что-либо прогнозировать и гарантировать.
Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что студенческая молодежь формируется в специфической социокультурной, образовательной среде, в российских условиях, наполненных многочисленными рисками, что отражается на ее ценностном мире, который в данных условиях подчиняется, прежде всего, целям и жизненным приоритетам материального характера. Однако духовная составляющая системы ценностей студенческой молодежи также немаловажна, хотя она не пересекается с материальной составляющей, что выступает следствием противоречивого ценностного пространства российского общества и сложностей социально-экономического развития в русле перехода к рыночным отношениям.
Библиографический список
1. Меренков А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. — 2013. — № 2.
2. Верещагина А. В. Роль государственной семейной политики в стабилизации общественных отношений в России в условиях изменения семейных ценностей и отношений // Современность: социокультурный и политико-экономический абрис : сб. науч. статей / под ред. А. А. Вартумяна, Г. В. Косова. — М. : ЦИУМиНЛ, 2012. — Вып. 4.
3. Верещагина А. В., Самыгин С. И. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 2.
4. Дементьева И. Ф. Факторы риска современного детства // Социологические исследования. — 2011. — № 10.
5. Лысова А. В., Щитов Н. Г. О внутрисемейном насилии // Социологические исследования. — 2010. — № 10.
6. Меренков А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. — 2013. — № 2.
7. Молодая семья в Ростовской области (по результатам социологического исследования) : моногр. — М. : Ростов н/Д : Социально-гуманитарные знания, 2011.
8. Староверова И. В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социологические исследования. — 2009. — № 11.
9. Широканова А. А. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. — 2011. — № 12.
10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — 2-е изд., доп. и испр. — М. : ИС РАН, 2010.
11. Явон С. В. Ценностные ориентации молодежи Среднего Поволжья //
Социологические исследования. — 2012. — № 5.
12. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. — 2012. — № 6.
13. Верещагина А. В., Самыгин С. И. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2011. — № 1 (2).
14. Морозова Г. В. Система жизненных ценностей студенческой молодежи: анализ результатов социологического исследования // Вестник ПАГС.
— 2012. — № 4 (33).
15. Мотрич Е. Л., Ли Е. Л., Скрипник Е. О. Студенчество Хабаровского края: социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения // Социологические исследования. — 2008. — № 5.
Bibliographic list
1. Merenkov A. V. Trends in family education in modern society // Sociological Research. — 2013. — № 2.
2. Vereshchagina A. V. The role of the state family policy in the stabilization of public relations in Russia in the changing family values and relationships // Modernity: a socio-cultural and politico-economic outline. Compilation of Scientific Articles / еd. A. A. Vartumyan, G. V. Kosov. — M., 2012. — Vol. 4.
3. Vereshchagina A. V, Samygin S. I. Demographic safety of Russian society: the criteria and assessment // Humanities, socio-economic and social sciences. — 2013.
— № 2.
4. Dementieva I. F. Risk factors of modern childhood // Sociological Research. — 2011. — № 10.
5. Lysova A. V., Schitov N. About intrafamily violence // Sociological Research. — 2010. — № 10.
6. Merenkov AV Trends in family education in modern society // Sociological Research. — 2013. — № 2.
7. Young family in the Rostov region (according to the case study): a collective monograph. — M. : Rostov-on-Don : Social and human knowledge, 2011.
8. Staroverova I. V. Factors deviation of consciousness and behavior of Russian youth // Sociological Research. — 2009. — № 11.
9. Shirokanova A. A. Individualization of the post-Soviet youth in the moral sphere // Sociological Research. — 2011. — № 12.
10. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Russian youth: a sociological portrait. — M. : IP RAN, 2010. — 2n^ed.
11. Yavon S. V. The value orientations of young people of the Middle Volga region // Sociological Research. — 2012. — № 5.
12. Kazarina-Volshebnaya E. K., Komissarov I. G., Turchenko V. N. The paradoxes of transformation of value orientations of the Russian youth // Sociological Research. — 2012. — № 6.
13. Vereshchagin A., Samygin S. I. Russian spiritual security of the Russian state as a basis // Humanities, socio-economic, and social sciences. — 2011. — № 1 (2).
14. Morozova G. V. The system of values in life of students: an analysis of the results of the survey // Herald PAGS. — 2012. — № 4 (33).
15. Motrich E. L, Lee E. L., Skryp-nyk E. O. Students Khabarovsk territory: the socio-professional and migration guidance and motivation of behavior // Sociological Research. — 2008. — № 5.
16. Morozov G. V. The system of values in life of students: an analysis of the results of the survey // Herald PAGS. — 2012. — № 4 (33).