Научная статья на тему 'Трансформация ценностных ориентаций российской и китайской студенческой молодежи в условиях глобализации'

Трансформация ценностных ориентаций российской и китайской студенческой молодежи в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НОРМЫ И ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ломова Т. Е., Тимошенко Е. Д., Ячин С. Е.

На примере российской и китайской студенческой молодежи рассматривается процесс трансформации культурных норм и ценностей в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностных ориентаций российской и китайской студенческой молодежи в условиях глобализации»

Социология

Вестник ДВО РАН. 2009. № 1

УДК 378.1.0+316.4

Т.Е.ЛОМОВА, Е. Д.ТИМОШЕНКО, С.Е.ЯЧИН

Трансформация ценностных ориентаций российской и китайской студенческой молодежи в условиях глобализации

На примере российской и китайской студенческой молодежи рассматривается процесс трансформации культурных норм и ценностей в условиях глобализации.

Ключевые слова: Россия, Китай, высшее образование, глобализация, нормы и ценности.

Cultural resources of the higher education system in conditions of globalization. T.E.LOMOVA, E.D.TIMOSHENKO, S.E.YACHIN (Far Eastern National Technical University, Vladivostok).

The process of transformation of cultural norms and values in conditions of globalization is considered in the paper using the Russian and Chinese students as the example.

Key words: Russia, China, high education, globalization, norms and values.

Система ценностей определяется «преобладающими в данном этносе этическими, идеологическими, религиозными приоритетами и предпочтениями...». Однако она «не только определяет различия между цивилизациями, но и является общей основой диалога и взаимодействия между ними» [16, с. 330, 331]. В эпоху глобализации, когда «возникает необходимость в том, чтобы уравновесить национальную и культурную идентичность более широкими “ символическими границами языка и культуры”» [1, с. 90], понятие «культурная компетентность»1 уже не ограничивается успешным усвоением ценностей, образцов поведения, принятых в рамках определенной социокультурной (этнической, национальной, религиозной и т. п.) общности. Основными составляющими культурной компетентности в современном обществе становятся «психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность» [13, с. 92, 96].

Несмотря на то что «образование передает накопленные знания и навыки, культурные и этические ценности из поколения в поколение», «само по себе оно вряд ли радикально отличается по цивилизациям, особенно в условиях информационной и образовательной революций» [16, с. 329]. Поскольку мировая система высшего образования строится в основном по западной модели, ее можно рассматривать как важный ресурс и один из инструментов интеграционных процессов в мире. По словам известного социолога, директора

ЛОМОВА Татьяна Евгеньевна - кандидат культурологии, доцент, ТИМОШЕНКО Елена Дмитриевна - старший преподаватель, ЯЧИН Сергей Евгеньевич - доктор философских наук, профессор (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: lomova69@mail.ru

Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта 0120.0508.138.

1 Автором данного понятия является отечественный исследователь А.Я.Флиер, определяющий его как «комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций», усвоение которых делает человека полноценным членом общества.

Лондонской школы экономики Э.Гидденса, современные университеты формируют своеобразную «космополитическую генерацию»2.

С целью изучения ценностных ориентаций современной студенческой молодежи нами было проведено пилотное исследование российских и китайских студентов, обучающихся в вузах Владивостока3. Были опрошены 87 российских студентов I, II, III, V курсов (37 мужчин и 50 женщин; 42 студента получают техническое образование, 45 - гуманитарное) и 81 китайский студент II, III и IV курсов (54 мужчины и 27 женщин; 47 студентов получают техническое образование, 34 - гуманитарное).

Исследование проводилось в форме анкетирования. Анкета была разработана авторами и включала в себя следующие тематические блоки: образование, работа, социальная и политическая активность, правовое сознание, личные и государственные приоритеты, культурная компетентность и толерантность. Анкеты для китайских студентов были переведены на китайский язык. Респондентам был предложен ряд утверждений, которые они должны были в зависимости от своего согласия или несогласия отметить баллами от 1 до 5.

В процессе исследования планировалось ответить на следующие вопросы: Как влияют западные ценности, формируемые высшим образованием, на представителей восточной (в данном случае китайской) культуры? Как изменяется характер идентичности современных российских и китайских студентов?

Несмотря на появление еще в конце XIX в. в учебном процессе естественных (так называемых западных) наук, в Китае традиционно почитались гуманитарные знания (так называемые китайские науки), считалось, что они «врачуют душу», тогда как естественные науки «нужны для познания мира» [5, с. 89, 82,83]. Видимо, поэтому китайские студенты (их результат 1,8 - здесь и далее в скобках результаты даются в баллах) в большей степени, чем российские (3,2), не согласны с утверждением, что «система высшего образования должна давать студентам только профессиональные знания и умения». Однако все респонденты видят задачи системы образования в том, чтобы «формировать у студентов духовные ценности и мировоззрение» (российские - 4,3; китайские - 4,7), воспитывать «высоконравственных» (и те и другие - 4,2), «творческих, умеющих самостоятельно мыслить людей» (4,2 и 4,5 соответственно).

Все опрошенные студенты-гуманитарии (российские - 3,7; китайские - 3,3) более высоко, чем студенты-«технари» (российские - 3; китайские - 2,9), оценивают систему образования своей страны, однако проявляют желание получить образование в Европе или США, полагая, что «это престижно и гарантирует успешную карьеру в будущем» (российские гуманитарии - 3,7; российские «технари» - 3,2; китайские - 3,2 и 2,8 соответственно), тогда как студенты технических факультетов обеих стран больше бы хотели получить российское образование, так как «оно дает фундаментальные профессиональные знания» (российские «технари» - 3,8; российские гуманитарии - 3,5; китайские - 3,7 и 3,2 соответственно). Все китайские студенты, обучающиеся в России, хотят «выучить русский язык и лучше узнать русскую культуру» («технари» - 4,1; гуманитарии - 4,2), но процесс обучения в большей степени «доставляет удовольствие» студентам, получающим техническое образование («технари» - 4,4; гуманитарии - 3,6). Таким образом, российское техническое образование по сравнению с гуманитарным является в настоящее время более привлекательным как для российских, так и для иностранных студентов. Вместе с тем именно российское гуманитарное образование может стать важным инструментом культурного влияния России в странах АТР, в том числе и для народов Северо-Восточной Азии.

2 http://www.forum2000.cz/en/projects/ forum-2000-conferences/2000/transcripts/morning-session-oct-16/.

3 В анкетировании приняли участие студенты Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Владивостокского университета экономики и сервиса и Дальневосточной государственной академии искусств.

Мотивы получения высшего образования

Цели Российские студенты Китайские студенты

муж. / жен. всего муж. / жен. всего

Приносить пользу своей стране 3,1 / 2,9 3 3,3 / 3,3 3,3

Стать хорошим специалистом 4,1 / 3,5 3,8 3,5 / 3,3 3,4

Материально обеспечивать себя и семью 4,6 / 4,5 4,5 3,5 / 3,3 3,4

Занимать высокое положение в обществе 3,4 / 4 3,7 2,8 / 3 2,9

Ни в чем не уступать образованным людям 3,3 / 3,2 3,2 2,6 / 2,4 2,5

Выделиться из общего числа соотечественников и не «потеряться» в общей массе людей 2,8 / 2,9 2,8 3,4 / 2,7 3

Узнавать что-то новое и интересное 4 / 4,2 4,1 4 / 4,3 4,1

Развивать свои природные задатки 3,7 / 3,6 3,6 3,8 / 4 3,9

Примечание. Здесь и далее в таблицах - средние баллы.

И российские, и китайские студенты стремятся получить высшее образование для того, чтобы приобрести новые знания и реализовать свои способности (табл. 1). Несмотря на это, большинство опрошенных не собирается «в будущем заняться научной деятельностью», но «намерены продолжать повышение квалификации по своей специальности» (табл. 2). Следует также отметить, что ведущим мотивом получения высшего образования у российских студентов обоих полов является материальный фактор. Они больше, чем китайские студенты, уверены в том, что их «уровень знаний будет способствовать улучшению материального положения». Кроме того, российские студенты (особенно женщины) склонны рассматривать образование как фактор повышения их социального статуса. По их мнению, наличие образования даст им возможность занять более высокое положение в обществе.

Таблица 2

Представления о будущей работе

Утверждения Российские студенты Китайские студенты

Вы уверены, что уровень Ваших знаний будет способствовать улучшению материального положения 3,8 2,6

Получив высшее образование, Вы собираетесь заняться научной деятельностью 2,2 2,3

Вы намерены продолжать повышение квалификации по своей специальности 3,7 4,5

Вы надеетесь найти такое рабочее место, которое бы обеспечивало высокой заработной платой 4,5 4,4

На своем рабочем месте Вы намереваетесь получить ответственную должность 4,1 3,6

Для Вас неважно, какую должность занимать, главное - успех общего дела 2,9 3,5

Ради карьеры Вы готовы пренебречь интересами других людей 3,1 1,9

Внутренний контроль для Вас важнее, чем умение управлять другими людьми 3,4 3,9

Внутренняя гармония важнее, чем успешная карьера 3,3 4

Если у человека хорошее материальное положение, то работать необязательно 2,2 1,4

Самое главное в жизни человека - это работа 2,8 2,5

Каждый человек должен работать, но досуг также важен 4,4 4,1

Работать необходимо для реализации своих способностей 3,8 4,3

Работать необходимо для процветания своей страны 3,2 3,2

Неважно, если работа не является высокооплачиваемой, главное, чтобы она приносила пользу людям и обществу 2,8 3,4

Вы готовы работать ради хорошего вознаграждения, даже если работа не нравится 3,1 2,4

Неважно, если работа не является высокооплачиваемой, главное, чтобы она была интересной 2,9 3,3

Не имеет значение, кем работать, главное, чтобы работа приносила хороший доход 2,9 2,4

Подавляющее число опрошенных надеется в будущем «найти такое рабочее место, которое бы обеспечивало высокой заработной платой», однако китайские студенты меньше, чем российские, хотели бы «получить ответственную должность», так как считают, что «неважно, какую служебную должность занимать, главное - успех общего дела». Ради своей карьеры россияне отчасти «готовы пренебречь интересами других людей», в то время как для китайских студентов внутренняя гармония и внутренний контроль являются более важными, чем карьера и умение управлять другими людьми. Такие ответы китайских респондентов, на наш взгляд, отражают сохранившиеся в их сознании глубинные даосские и конфуцианские представления, согласно которым человек должен стремиться жить в гармонии с окружающим миром и людьми.

Все респонденты не согласны с утверждением, что «если у человека хорошее материальное положение, то работать необязательно», однако они не считают, что «самое главное в жизни человека - это работа», и полагают, что «досуг также важен». По мнению всех респондентов, прежде всего «работать необходимо для реализации своих способностей», и лишь потом - «для процветания своей страны» или «пользы людям и обществу». Тем не менее большинство российских студентов «готовы работать ради хорошего материального вознаграждения, даже если работа не нравится».

Студенты обеих стран стремятся «отвечать общественным требованиям и быть полезными для общества», им «нравится принимать активное участие в общественной жизни», однако мотивация их социальной активности несколько различается (табл. 3).

Многие отечественные исследователи отмечают отсутствие «содержательного интереса» российской молодежи к политике [7, с. 125], поэтому неудивительно, что опрошенные россияне продемонстрировали низкий уровень политической активности. Российские студенты имеют «свои личные политические убеждения», но мало интересуются политикой, полагая, что от их мнения ничего не зависит (табл. 3).

Таблица 3

Социальная и политическая активность

Утверждения Российские студенты Китайские студенты

Вы стремитесь отвечать общественным требованиям и быть полезными для общества 3,4 4,2

Вам нравится принимать активное участие в общественной жизни 3,7 4

Вы занимаетесь общественной деятельностью, чтобы проявлять свои организаторские способности 3,2 2,3

Вы занимаетесь общественной деятельностью, чтобы приносить пользу людям 3,3 3,3

Вы занимаетесь общественной деятельностью ради получения материального вознаграждения 3,7 1,9

Вы занимаетесь общественной деятельностью, чтобы получить опыт общения со знающими людьми 3,6 3,9

У Вас есть свои политические убеждения 3,2 3,7

Вы не интересуетесь политикой, так как считаете, что от Вашего мнения ничего не зависит 2,7 2

Благополучие человека зависит в большей степени от государства 3,7 3,8

Благополучие человека зависит от него самого, а не от государства 3,6 2,4

Чтобы добиться успеха в жизни, нужно быть упорным и трудолюбивым 4,3 4,6

Чтобы добиться успеха в жизни, нужно иметь деньги 3,6 3,1

Чтобы добиться успеха в жизни, нужно иметь знакомства с влиятельными людьми 3,8 3,2

Следует также отметить, что китайским студентам больше, чем российским, присущи патерналистские настроения, хотя и те и другие все же считают, что «благополучие человека зависит в большей степени от государства», а не «от него самого» (табл. 3). Более выраженный патернализм китайцев, видимо, связан с тем, что в китайской культуре

«взаимозависимость является центральной ценностью... Дом или семья являются фундаментальным объединением, связи с которым ощущает каждый китаец, и они идентифицируют свою страну и общество с домом, а сограждан - с членами семьи» [12, с. 415, 417]. Видимо, поэтому китайские студенты оказались большими конформистами по сравнению с российскими студентами, хотя и те, и другие стараются «поддерживать хорошие отношения с окружающими, чтобы сообща выполнять работу», а чтобы избежать конфликтов с окружающими людьми, пытаются соответствовать их ожиданиям. Россияне не всегда готовы следовать в своем поведении существующим в обществе нормам. Более того, они признаются в том, что их не интересует мнение окружающих людей и они всегда поступают так, как считают нужным (табл. 4). О большей по сравнению с россиянами склонности китайцев «следовать нормативным ожиданиям, вести себя, как принято», говорят и другие авторы [2, с. 56].

Китайцы не согласны с тем, что личные интересы для них важнее всего, и выражают готовность «пожертвовать своими интересами ради других», тогда как россияне отчасти допускают, что «ради собственного благополучия можно пожертвовать интересами других людей» (табл. 4).

Таблица 4

Нравственные и правовые установки студентов

Утверждения Российские Китайские

студенты студенты

Вы стремитесь поддерживать хорошие отношения с окружающими, чтобы сообща

выполнять работу 3,2 2,8

Для того чтобы избегать конфликтов с окружающими людьми, Вы пытаетесь соот-

ветствовать их ожиданиям 2,5 2,5

В своем поведении Вы всегда следуете существующим в Вашем обществе нормам 3 3,3

Вас не интересует мнение окружающих людей, Вы всегда поступаете так, как счи- 2

таете нужным 3,2 ,1

Личные интересы для Вас важнее всего 3,5 1,8

Вы готовы пожертвовать своими интересами ради других 3 3,5

Ради собственного благополучия можно пожертвовать интересами других людей 2,7 1,7

Вы цените, когда другие люди правильно выполняют свои обязанности 4,6 4

Нарушать законы нельзя ни при каких обстоятельствах 3,2 4,2

Ради хорошей цели можно иногда нарушить закон 3,1 1,5

Итак, китайцам в большей степени свойственен «баланс между ценностями личного и коллективного интересов» [10, с. 191], что, на наш взгляд, является проявлением конфуцианской этики, согласно которой «выполнение предписанной социальной роли становится и осуществлением личностного потенциала» [12, с. 400]. Отсутствие такого баланса у российских респондентов мы связываем с тем, что в постсоветской России не состоялся индивидуализм «в форме позитивного самоутверждения личности», а «распространение получил “негативный индивидуализм”», оставивший человека наедине с собственными проблемами, заставляющий его видеть в других людях опасность и ощущать отчуждение от общества [15, с. 50].

Все респонденты разделяют мнение, что «для процветания государства нужен не только высокий экономический рост, но и свобода личности и демократические права». Несмотря на это, китайские студенты считают более важным для своей страны в настоящее время «овладение передовыми технологиями для достижения высокого экономического роста», а не права человека, демократию и свободу личности (табл. 7).

И китайские, и российские студенты ценят, «когда другие люди правильно выполняют свои обязанности», но их отношение к законам существенно различается. Респонденты обеих стран в целом разделяют мнение о том, что «нарушать законы нельзя ни при каких обстоятельствах» (табл. 4). В то же время россияне в отличие от китайцев полагают, что

«ради хорошей цели можно иногда нарушить закон» (табл. 4). Таким образом, первое утверждение российских респондентов носит декларативный характер, тогда как второе скорее всего отражает их реальное отношение к законам. Противоречие между «должным» (нормой) и «фактическим», реализуемым в повседневной жизни, поведением свидетельствует о «размытости» или даже несформированности морального и правового сознания у молодых россиян [7, с. 215]. Вместе с тем мораль является не столько частью идентичности, сколько составляет ее сакральное ядро, но при этом моральные представления «должны быть глубоко укоренены в человеке, а не предъявляться ему как чисто внешние предписания» [15, с. 57]. Таким образом, в сознании российской молодежи не сформировалось западное (либеральное) представление о свободе. В ее понимании свобода - это ни что иное, как свобода «от обязанностей перед обществом и другими людьми. Но такая свобода, точнее говоря вольность, всегда была характерной чертой менталитета нашего общества» [7, с. 221]. В отличие от русской китайская культура «сформировала образ идеального, добродетельного человека, который во всех сферах жизни, во всех проявлениях поступает согласно предписываемым общим канонам морали и к тому же четко знает свое место в обществе и блюдет соответствующие этому месту правила» [3, с. 68].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной формой существования ценностей являются общественные идеалы, т.е. выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве [8, с. 22]. Идеалы по своему содержанию категории далеко не абсолютные, а относительные. Каждому поколению, каждой социальной группе, живущей в определенном историческом времени, присущи свои идеалы, которые определяют отношение личности к миру, обществу и людям.

Таблица 5

Представления студентов об идеальном человеке

Качества Российские студенты Китайские студенты

муж. / жен. всего муж. / жен. всего

Трудолюбие 3,6 / 3,2 3,4 4,2 / 4,2 4,2

Честность 4,4 / 4,2 4,3 4,5 / 4,4 4,4

Стойкость в преодолении трудностей 4,2 / 4,3 4,2 4,2 / 4 4,1

Терпение 3,5 / 3,6 3,5 3,8 / 3,4 3,6

Уважение и почитание старших 3,4 / 3,2 3,3 4,3 / 4,3 4,3

Готовность пожертвовать личными интересами ради общественных 2,4 / 2,3 2,3 3,8 / 3,2 3,5

Чувство долга 3,2 / 3,5 3,3 4,4 / 4,1 4,2

Справедливость 4,4 / 4,2 4,3 4,5 / 4,4 4,4

Упорство в достижении целей 4,2 / 4,3 4,2 4,2 / 4 4,1

Преданность своему народу и государству 2,9 / 2,5 2,7 4,3 / 3,9 4,1

Отвечая на вопрос «Какие качества Вы больше всего цените в людях?», все респонденты назвали честность, справедливость, упорство, стойкость и терпение. Тем не менее китайцы более высоко, чем россияне, оценили трудолюбие, чувство долга, преданность своему народу и государству (патриотизм), готовность пожертвовать личными интересами ради общественных, уважение и почитание старших (т.е. те человеческие качества, которые всегда высоко ценились в китайской культуре). Следует также отметить и некоторые гендерные различия в представлениях об идеальном человеке. Так, китайские женщины ниже, чем китайские мужчины, оценили чувство долга, патриотизм и общественные интересы по сравнению с личными (табл. 5).

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, не могли не затронуть его ценностно-нормативную систему. Динамика ценностных

ориентаций россиян в 1990-е годы имела несколько этапов. 1993-1995 гг. не внесли существенных изменений в иерархию основных жизненных ценностей: на первом месте по-прежнему остались семья, интересная работа, спокойная совесть, на последнем - власть, признание, успех. Однако в 1996-1997 гг. ценности духовно-нравственного характера стали вытесняться более прагматическими и материальными - уже более половины населения страны стало ценить материальное благосостояние гораздо выше свободы, а ценность размера оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы [11, с. 67, 68].

Особенно активно реагирует на социокультурные изменения молодежь. Некоторые отечественные исследователи говорят о «резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советский период) в другое (современное)...» [9, с. 111]. Результаты многолетних социологических исследований показывают определенные изменения в структуре ценностных ориентаций отечественной молодежи. По данным социологического опроса ленинградской молодежи, проведенного в 1963 - 1966 гг., 70% респондентов на вопрос «Что прежде всего вам нужно для того, чтобы быть счастливыми?» ответили: самое главное - «иметь интересную, любимую работу», «пользоваться уважением окружающих», «любить и быть любимыми». Подобные результаты были получены и в процессе социологического исследования 9 484 студентов г. Харьков в 1971-1975 гг. Отвечая на вопрос «Что вы считаете для себя главным в жизни?», 93,5% респондентов указали - «интересная, любимая работа», 65,9% - «работа, приносящая пользу обществу, коллективу», 64% - «убежденность в правоте идей нашего общества» и только 1-3% считали, что главное в жизни - это «достижение лишь собственного благополучия» [6, с. 94, 95].

В отличие от советской у современной российской молодежи коллективные интересы сменяются заботой о личном благополучии. Социологи отмечают рост потребительской активности молодежи, повышение значимости для нее материального благополучия [7, с. 214, 217]. Например, среди жизненных приоритетов 1577 представителей молодежи 12 городов России, опрошенных социологами Санкт-Петербургского государственного университета в апреле 1996 г., были названы следующие: любовь (62,6%), семья (54,8), здоровье (38,5), материальный достаток (35,9), любимая работа (23,9), образование (22,6), чистая совесть (13,8), полезность людям (9), творчество (5,3%) [6, с. 94, 95].

Социологические исследования, проводимые в КНР, показывают, что «структура традиционных ценностей трансформируется под воздействием модернизации и реформы, но сами эти ценности все еще сохраняют определенное значение в сознании китайского народа». Так, опрос, проведенный в 324 городах страны в 1987 г. Китайским институтом социальных исследований, показал, что традиционные ценности, особенно честность, почитание родителей и учтивость, занимают в представлениях людей очень большое место [3, с. 68].

Тем не менее, по мнению китайских исследователей, молодежь Китая «испытывает сильное влияние западной культуры, внося в социальную реальность идеи прагматизма и рациональности. Продолжающаяся уже в течение 20 лет реформа и открытая политика значительно изменили представления и ценности молодежи. Наибольшие изменения претерпели отношение к образованию, профессии, сфера любви, брака, потребления и т.д.» [10, с. 185-187]. Многие социологи отмечают такие новые черты современной китайской молодежи, как признание индивидуальных ценностей, «стремление к деньгам, знаниям и повышенному жизненному комфорту» (при этом «университетское студенчество все же ставит деньги ниже ценности карьеры и знания»), «уменьшение влияния традиционных ценностей и авторитетов» [10, с. 185-188].

Несмотря на опасения социологов, и российские (3,4), и китайские (3,3) респонденты заявляют, что они уважают мнение старшего поколения, но не всегда поступают так, как оно требует (4,2 и 4,1 соответственно). Студенты России (2,5) и Китая (1,9) не могут сказать о себе, что не учитывают мнение родителей и всегда поступают так, как считают

нужным, тем не менее они выражают свое нежелание всегда соглашаться со своими родителями, особенно если те неправы (2 и 2,5 соответственно).

Анализ жизненных приоритетов российской и китайской студенческой молодежи (табл. 6) показал, что самой важной ценностью для нее является семья. Значимыми считаются и витальные ценности (здоровье, личное счастье). Демократические (либеральные) ценности - свобода и независимость - также оказались в числе приоритетных. Однако можно отметить и некоторые различия. Так, материальное благополучие имеет большую ценность для российских студентов. Они в большей степени демонстрируют гедонистические настроения, тогда как китайские студенты придают более важное значение такой жизненной сфере, как религия, им более свойственно стремление приносить пользу своему обществу. Однако примечателен факт, что стремление жить для собственного удовольствия более характерно для китайских женщин и для российских мужчин. Обращает на себя внимание и то, что карьера, а особенно свобода и независимость, являются значимой не только для мужчин, но и для женщин (особенно российских).

Итак, наше исследование показало, что, несмотря на некоторые сходства ценностных ориентаций респондентов, китайским студентам больше, чем российским, присущи такие черты, как коллективизм, патриотизм, альтруизм, трудолюбие, приоритет духовных ценностей над материальными. В целом ответы китайских студентов отличаются большей степенью однородности, они меньше, чем ответы российских студентов, дифференцированы и по полу, и по профилю образования респондентов (техническое/гуманитарное).

Таблица 6

Жизненные приоритеты

Жизненные приоритеты Российские студенты Китайские студенты

муж. / жен. всего муж. / жен. всего

Благополучие семьи 4,8 / 4,7 4,7 4,8 / 4,5 4,6

Здоровье 4,1 / 4,3 4,2 4,4 / 4,7 4,5

Личное счастье 4 / 4,1 4 3,4 / 3,5 3,4

Материальное благополучие 3,7 / 3,8 3,7 2,7 / 2,7 2,7

Карьера 3,4 / 3,7 3,5 3,4 / 3,3 3,3

Процветание страны 3,5 / 3,3 3,4 4 / 4 4

Религиозные убеждения 2,3 / 2,1 2,2 3,1 / 3,1 3,1

Свобода и независимость 3,9 / 4,4 4,1 4 / 3,9 3,9

Жить для собственного удовольствия 3,4 / 2,9 3,1 2,3 / 2,7 2,5

Приносить пользу обществу 3,1 / 2,6 2,8 3,4 / 3,2 3,3

Исполнение своих обязанностей 3,5 / 3,2 3,3 4,1 / 3,9 4

В глобальном мире «идентичности и стили жизни становятся «коллажами» разнородных влияний. Они настолько фрагментированы и подвижны, что могут менять свою этническую природу. Многое зависит от того .насколько устойчива групповая ценностная система, насколько ей удалось утвердить свои ценности в качестве стабильных. вместо ценности часто остается лишь оболочка, которую сравнительно легко заполнить новым содержанием» [1, с. 89].

Российские и китайские студенты стремятся «изучать традиции, обычаи и культуру других стран» и считают, что «образованному человеку легче понять культуру и ценности других стран, чем необразованному». С этими утверждениями в большей степени согласились российские студенты-гуманитарии (табл. 7).

Опрошенные студенты (особенно китайские) считают очень важным в настоящее время для своей страны сохранение национальных традиций и моральных ценностей. Но россияне больше, чем китайцы, озабочены угрозой потери национальной и культурной самобытности в условиях усиления влияния американской культуры и меньше уверены

в том, что распространение западной культуры и западных ценностей положительно влияет на развитие их страны (табл. 7).

Настороженное отношение и недоверие российской молодежи к «диалогу с Западом» отметили и авторы социологического опроса «Молодежь-97». По их мнению, «здесь, скорее всего, проявились не обостренные патриотические чувства, а негативные установки ко всему чужому» [7, с. 122-123].

Западные ценности, безусловно, оказывают влияние на современную китайскую молодежь. «Но доступность нового стиля поведения не означает, что традиционная система ценностей уступает позиции, ибо именно она обеспечивает чувство защищенности и принадлежности» [12, с. 419]. Большинство опрошенных китайских студентов продемонстрировало способность к гармоничному сочетанию своего и чужого, старого и нового, личных и коллективных интересов. Х.Рин называет такой стиль мышления «синтетическим» [12, с. 399].

Таблица 7

Представления о государственных приоритетах, культурная компетентность и культурная толерантность

Утверждения Российские студенты Китайские студенты

муж. / жен. тех. / гум. всего муж. / жен. тех. / гум. всего

Вам интересно изучать традиции, обычаи и культуру других стран 3,3 / 4 3 / 4,4 3,6 3,6 / 3,7 3,3 / 4 3,6

Вы не интересуетесь традициями, обычаями, культурой других стран 2,6 / 2 2,6 / 1,8 2,3 1,5 / 1,8 1,3 / 1,9 1,6

Образованному человеку легче понять культуру и ценности других стран, чем необразованному 3,7 / 4,3 3,7 / 4,3 4 3,8 / 3,9 3,8 / 3,9 3,8

Для процветания государства нужен не только высокий экономический рост, но и свобода личности и демократические права 3,8 / 4,1 3,9 / 4,1 3,9 4,6 / 4,4 4,5 / 4,6 4,5

Самое важное сейчас для вашей страны -это овладение передовыми технологиями 3,6 / 3,6 3,6 / 3,3 3,6 4,2 / 3,9 4,2 / 4,1 4

Самое важное сейчас для вашей страны - это права человека, демократия и свобода личности 3,6 / 3,5 3,6 / 3,4 3,5 3,5 / 3,7 3,4 / 3,5 3,6

Самое важное сейчас для вашей страны -это сохранение национальных традиций и моральных ценностей 3,1 / 3,7 3,4 / 3,5 3,4 3,9 / 3,7 3,7 / 3,9 3,8

Американизация грозит вашей стране потерей национальной и культурной самобытности 3,7 / 3,8 3,5 / 4,1 3,7 2,6 / 2,3 2,3 /2,8 2,4

Распространение западной (американской) культуры и ценностей положительно влияет на развитие вашей страны 2,4 / 2,3 2,5 / 2,2 2,3 3,1 / 3,2 3,2 / 3,1 3,1

В отличие от Китая в России существует реальная опасность появления так называемого негативного индивида, находящегося в ситуации потери норм и ценностей (аномии), отщепившегося от социальной ткани, от «мысли о “другом”», от ощущения, что «свобода кончается на кончике носа другого», лишенного чувства солидарности и ответственности [14, с. 3].

Таким образом, задача «усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» [4, с. 7], и сегодня является актуальной для всех россиян, а особенно для российской молодежи, поскольку ценностная система, которая складывается в молодежном сознании сегодня, через некоторое время может стать основой ориентации российского общества, ядром его культуры.

1. Алексеева Т. «Реванш кочевников», или ценностное осмысление глобализации // Космополис. 2003. № 2 (4). С. 86-100.

2. Афонасенко Е.В. Особенности морального самосознания молодежи Китая и России // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т. 4. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. С. 53-56.

3. Бергер Я.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полит. исследования. 1995. № 5. С. 61-77.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. 352 с.

5. Боревская Н. Модернизация или вестернизация? (Специфика китайской школы) // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 4. С. 82-93.

6. Карпухин О., Макаревич Э. О социокультурных ценностях нового поколения // Диалог. 1997. № 4. С. 94-96.

7. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. 224 с.

8. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15-26.

9. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социол. исследования. 2000. № 7. С. 111-116.

10. Лян Лин. Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики // Журн. социол. и соц. антропологии. 2003. Т. 6, № 3. С. 184-192.

11. Наумова ТВ. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. МГУ Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 65-75.

12. Рин Х. Синтетическое мышление китайцев в процессе этнокультурного приспособления // Белик А. А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 399-420.

13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академ. проект, 2000. 496 с.

14. Федотова В.Г. Факторы ценностных измерений на Западе и в России // Вопр. философии. 2005. № 11. С. 3-23.

15. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6. С. 50-58.

16. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003. 411 с.

Новые книги

Чупрынин В.И. Нелинейные явления в геосистемах.

М.: Наука, 2008. - 197 с. - ISBN 978-5-02-035331-2.

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

690041, Владивосток, ул. Радио, 7

Fax: (4232) 31-21-59

E-mail: geogr@tig.dvo.ru

В монографии дано понятие нелинейности систем, представлены соображения автора об источниках нелинейности. Изложены современные представления о роли нелинейностей в функционировании геосистем (ГС), опирающиеся на результаты исследований в других науках. Обсуждены особенности и сложности моделирования геосистем, связанные с нелинейностью. Выделены типы нелинейностей. Детально рассмотрены следствия нелинейности ГС, иллюстрируемые географическими примерами. Представлены эволюционные аспекты, связанные с нелинейностью. Приведены примеры нелинейностей при взаимодействии природы и общества. Обсуждены актуальные проблемы исследования нелинейности свойств ГС.

Для природоведов различных специализаций, занимающихся моделированием окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.