Научная статья на тему '«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности'

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ИНФОРМАЦИОНАЛЬНАЯ» ЦИВИЛИЗАЦИЯ (М. КАСТЕЛЬС) / МЕДИАПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ (Л. Б. ЗУБАНОВА) / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна

Рассматривается проблема обновления кадрового потенциала региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности. С позиции культурологии медиапространства анализируются результаты исследования по изучению характеристик телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа - продюсеров, журналистов, режиссеров, специалистов по связям с общественностью. Выявлены жанрово-тематические предпочтения респондентов, готовность к сотрудничеству с телеканалами на разных этапах профессионального становления, присвоенные практики медиапотребления будущих работников медийной сферы. Теоретическая основа исследования - теории информационного общества и активной аудитории. Анализ результатов основывается на концепции масс-медиа как платформы диалога Ю. Хабермаса. В работе использован диагностический инструментарий, разработанный и апробированный аналитическим центром «Видео Интернешнл» в социологических исследованиях российской медиаотрасти и рекламного бизнеса. Изучаются компетенции специалистов, формируемые в высшей школе и востребованные на местных телеканалах. Делается вывод, что сформированные компетенции и актуальные практики потребления средств массовой коммуникации (СМК) будущих специалистов масс-медиа вписываются в традиции культуры информационного общества. Определяется их типаж - «продвинутый мастеровой». Анализ требований работодателей местных телеканалов формирует типаж «молодого энтузиаста с навыками традиционного ремесла». Несоответствие возможностей и потребностей будущих специалистов и работодателей является основой противоречия, приводящего, с одной стороны, к слабой заинтересованности выпускников в сотрудничестве с местной телеиндустрией, а с другой - к постоянной потребности региональной медиаиндустрии в молодых квалифицированных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности»

УДК 008:316.34/ 35; 316.7

А. С. Сумская

соискатель ученой степени доктора культурологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: anyuta.sumskaja@yandex.ru

«ВЫБИРАЙТЕСЬ СВОЕЙ КОЛЕЕЙ», ИЛИ О ПРОБЛЕМАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИАОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Рассматривается проблема обновления кадрового потенциала региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности. С позиции культурологии медиапространства анализируются результаты исследования по изучению характеристик телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа - продюсеров, журналистов, режиссеров, специалистов по связям с общественностью. Выявлены жанрово-тематические предпочтения респондентов, готовность к сотрудничеству с телеканалами на разных этапах профессионального становления, присвоенные практики медиапотребления будущих работников медийной сферы.

Теоретическая основа исследования - теории информационного общества и активной аудитории. Анализ результатов основывается на концепции масс-медиа как платформы диалога Ю. Хабермаса.

В работе использован диагностический инструментарий, разработанный и апробированный аналитическим центром «Видео Интернешнл» в социологических исследованиях российской медиаотрасти и рекламного бизнеса.

Изучаются компетенции специалистов, формируемые в высшей школе и востребованные на местных телеканалах. Делается вывод, что сформированные компетенции и актуальные практики потребления средств массовой коммуникации (СМК) будущих специалистов масс-медиа вписываются в традиции культуры информационного общества. Определяется их типаж - «продвинутый мастеровой». Анализ требований работодателей местных телеканалов формирует типаж «молодого энтузиаста с навыками традиционного ремесла». Несоответствие возможностей и потребностей будущих специалистов и работодателей является основой противоречия, приводящего, с одной стороны, к слабой заинтересованности выпускников в сотрудничестве с местной телеиндустрией, а с другой - к постоянной потребности региональной медиаиндустрии в молодых квалифицированных специалистах.

Ключевые слова: «информациональная» цивилизация (М. Кастельс), медиапрактики повседневности, информационная дееспособность (Л. Б. Зубанова), культурная компетентность, ценностное взаимодействие участников коммуникации

Для цитирования: Сумская, А. С. «Выбирайтесь своей колеей», или О проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли в условиях информационной культуры современности / А. С. Сумская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 51-59.

Современное информационное общество создает новые возможности для повседневных медиапрактик аудитории/потребителей и актуализирует обновленные требования к культурной компетентности профессионального сообщества масс-медиа.

Отличительной особенностью «информа-циональной» цивилизации (по М. Кастельсу) становится организация коммуникационных,

экономических взаимодействий в цифровой интернет-среде. Важнейшей компетентностью современного потребителя (по Л. Б. Зубано-вой) является его информационная дееспособность или, иными словами, «техническая про-двинутость», владение/не владение которой способно привести к появлению нового типа неравенства - информационного и соответственно класса «новых бедных» - тех, кто не

51

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или О проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

владеет навыками пользователя Интернета и выпадает из пространства актуальной информационной культуры [6, с. 188].

Движущей творческой силой, обеспечивающей процессы преобразования в формализованной медийной сфере (медиахолдингах, медиагруппах) и способствующей внедрению информационной культуры современности, являются, собственно, специалисты масс-медиа, подготовка которых начинается в академической среде. Освоение профессий, связанных с масс-медиа, предполагает формирование общекультурных компетенций. К таким, например, относятся: обладание навыками управления информацией, знание компьютерных технологий как инструмента управления информационными процессами (получения, хранения, передачи и обработки информации), владение культурой системного и творческого мышления, способностью критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации и др. Присвоение этих компетенций влияет на культуру профессионального поколенческого медиаповедения, повседневные медиапрактики.

Безусловно, будущие специалисты ищут возможности приложения своих сил (профессиональных интересов, компетенций) на медиапредприятиях. Вместе с тем предприятия отечественной медиаотрасти, особенно региональной, продолжают испытывать потребность в молодых квалифицированных кадрах.

Для того чтобы понять причины данного противоречия, нами было проведено исследование по восприятию регионального телевидения будущими специалистами масс-медиа и анализ их медиапрактик повседневности. Группы респондентов в настоящее время получают образование в региональных вузах - Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинском государственном университете.

Цель исследования - изучение характеристик телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа, их жанрово-тематических предпочтений, готовности к сотрудничеству с телеканалами на разных этапах профессионального становления, присвоенных практик медиапотребления.

Теоретико-методологической основой явились теории информационного общества (далее ИО) Г.-М. Маклюэна (средства общения и коммуникации - главные факторы развития общества), М. Пората, Й. Масуда, Т. Стоунье-ра, Р. Катца (информационные технологии -основа развития ИО), К. Коямы, Ю. Хаяши (компьютеризация - источник доступа к надежной информации и условие высокого уровня автоматизации производств, как результат -ИО), Д. Белла (телекоммуникации как новый социальный уклад в ИО), Э. Тоффлера (ИО -результат «третьей волны» развития общества, характеризуется демассификацией масс-медиа), А. И. Ракитова (критерии ИО - доступность, количество и качество имеющейся в обработке информации, ее эффективная передача и переработка), Г. Л. Смоляна и Д. С. Черешкина (в числе основных признаков ИО - повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных профессиональных характеристик) и др. исследователей [2]. Безусловно, интерес представляют работы И. С. Мелюхина, относящегося критически к идее информационного общества - как к «городу солнца». Ученый предупреждает об утопичности и иллюзорности осуществления технологических проектов, не всегда экономически выполнимых и социально приемлемых [3]. Высказанные еще в конце XX в. суждения И. С. Мелюхина в середине второго десятилетия XXI в. поддерживает и развивает челябинский исследователь И. Д. Тузовский, обозначая настоящее как quasi информационное общество (quasi - ‘нечто вроде’, по И. Д. Тузовскому). Идею информационного общества ученый признает самой большой мечтой и самым большим заблуждением научного сообщества последних десятилетий [8]. Кроме того, в нашем исследовании используются работы М. Кастельса (в ИО новая культура - культура реальной виртуальности) [1, с. 505].

Мы опираемся на теории активной аудитории Д. Андерсона, Ф. Биоссы, Д. Блумера, М. Гуревича, Е. Каца, Д. Клаппера, Д. Мак-Квейла, К. Ховланда, Д. Шонинга и др. [10]. Анализ результатов основывается на концеп-

52

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или О проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

ции масс-медиа как платформы диалога (в том числе ценностного) Ю. Хабермаса [11].

Акцент в данной работе сделан на особой группе - студентах специализаций, ориентированных на подготовку кадров в медийной сфере (продюсеры, журналисты, режиссеры, специалисты по связям с общественностью). В группу респондентов вошли обучающиеся на первых и последних курсах численностью 74 человека (17-23 лет), из них 14 % - юноши (преимущественно будущие продюсеры) и 86 % - девушки (в основном журналисты и PR-специалисты). В исследовании принял участие не весь списочный состав студенческих групп, а наиболее активная его часть: ученики, систематически присутствующие на занятиях и, вероятно, наиболее заинтересованные в профессиональной самореализации.

По сути, речь идет о субъектах, занимающих срединное положение между создателями медийного продукта (сами студенты пока выступают лишь теми, кто потенциально ориентирован на подобную деятельность, но еще не включен в практику реального медийного производства) и потребителями массовой информации. В то же время анализируемая группа не вполне может рассматриваться как стандартный потребитель телевизионной продукции, так как уровень ее профессионально-культурной компетентности явно выше, чем у «рядового пользователя». Термин культурная компетентность был подробно проанализирован российским культурологом А. Я. Флиером и предполагает особый статус интерпретации культурного продукта [9]. Именно с позиций понимания изучаемой группы как культурно-компетентного сегмента в профессиональной сфере масс-медиа и будут выстраиваться наши последующие рассуждения. Не случаен выбор телевидения как объекта исследования, поскольку, по М. Кас-тельсу (и это подтверждается актуальными рейтингами медиапрактик современности), аудиовизуальный контент представляет в культуре информационального общества основной материал коммуникационных процессов [1, с. 505].

В работе использован диагностический инструментарий, разработанный и апробиро-

ванный аналитическим центром «Видео Интернешнл» в социологических исследованиях российской медиаотрасти и рекламного бизнеса в период с 2000 по 2011-й г. Преимущественно эти исследовательские проекты «диагностировали» настроения и потребности обычных зрителей городов населением свыше 100 000 человек [7].

Предваряя освещение результатов исследования, ответим на вопрос: какие требования предъявляют региональные телекомпании к своим будущим сотрудникам?

Анализ вакансий, размещенных в рубрике «СМИ. Издательство. Полиграфия» на челябинском сайте 74.ru (на май 2015), позволяет сформировать представление о «нужных» специалистах. Совокупные ключевые требования к соискателям: оконченное высшее профильное образование, опыт работы, грамотная устная и письменная речь, начитанность, умение работать в кадре, быстрая обучаемость и гибкость, готовность работать в команде, нацеленность на результат, знание техники и технических программ. В данном случае речь идет о тех специализированных программах, незнание которых ведет к невыполнению базовых профессиональных задач, таких как видеосъемка, монтаж, аудиозапись интервью, верстка и пр. Только в одной из более полусотни вакансий заявлены требования к компетентности, отражающей принадлежность к современной информационной культуре: «активный и профессиональный пользователь сети Интернет», «умение адаптировать текст к особенностям Интернета» [4]. Предлагаемые условия: полный рабочий день, своевременная выплата заработной платы, возможность карьерного роста, удобное месторасположение офиса в центре города. «Дополнительные ценности»: дружный коллектив профессионалов, бесценный опыт участия в создании медиапродуктов, возможность попадать на крупнейшие и интереснейшие события города и пр. Результат дискурсанализа текстов вакансий формирует представление о востребованном специалисте для местной медиаиндустрии, типаж которого

53

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или О проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

можно обозначить как «молодой энтузиаст с навыками традиционного ремесла».

В целом несмотря на достаточно внушительный перечень удовлетворительных условий, предлагаемых работодателями, потребность в «молодых и перспективных» кадрах не исчерпывается. Собственно как и вузы продолжают планово выпускать новых специалистов «в жизнь».

В настоящее время (май 2015) на территории области действуют девять телеканалов (5 эфирных и 4 интернет-ТВ). Как оценивают будущие медийщики предприятия региональной телеиндустрии?

Исследования восприятия телеканалов Челябинска и Челябинской области будущими специалистами масс-медиа показали достаточно любопытные результаты (см. табл. 1). Обобщенная матрица ответов на вопрос о том, нравятся ли респондентам телеканалы, обеспечивающие местное вещание, представлена в табл.

1. Оценивание проводилось по 5-балльной шкале (1 - совсем не нравится, 5 - очень нравится).

Таким образом, были получены следующие результаты:

1. Наибольшее признание у будущих специалистов масс-медиа получили телеканалы

Челябинской области: ГТРК «Южный Урал», ОТВ, СТС-Челябинск, 74.ru и Geometria.TV-Челябинск. Степень интереса - выше среднего. Это вполне отражает и соответствует позиционированию телеканалов.

2. Среди групп журналистов наблюдается следующая динамика: от повышенного интереса на первом курсе - к падению на третьем, а затем, на завершающем этапе обучения - увеличение и выравнивание внимания к телеканалам, но не до прежнего уровня. Вероятно, на первом курсе практически все телеканалы как нечто неизведанное и манящее медийной популярностью представляются респондентам в розовом свете. В процессе узнавания сути и специфики работы на местном телевидении краски меняются, формируется критическое отношение вроде «это не так заманчиво, как я думал(а)». На завершающих этапах обучения при решении вопросов поиска постоянного места работы негатив снижается, формируется позиция: «да, они (телеканалы) такие, какие есть, не лучше и не хуже, чем в других регионах». Таким образом, транслируется уже компетентность по отношению к «институциональным нормам социальной организации» (по А. Я. Флиеру).

Таблица 1

Отношение к телеканалам Челябинска и Челябинской области

Название/баллы 1 курс журналисты 3 курс журналисты 4 курс журналисты 1 курс продюсеры 1 курс режиссеры 2 курс режиссеры 3 курс PR Средний балл

ГТРК «Южный Урал»1 3,6 3,5 3,8 3,5 3,4 2,5 3,8 3,4

ОТВ1 3,3 3,1 3,2 3,4 3,2 3,2 3,6 3,3

31 канал1 3,1 2,7 2,9 2,3 3,0 2,2 2,2 2,6

«Домашний- Челябинск»1 2,8 2,5 3,2 4,0 3,0 2,7 3,0 3,0

СТС-Челябинск1 3,1 2,9 2,7 3,3 4,0 2,7 3,6 3,2

Телеканал 74.ru2 3,2 3,4 3,0 3,4 2,6 2,6 3,5 3,1

«Выбирай ТВ»2 2,4 3,3 2,7 1,0 1,0 3,0 0 1,9

Интернеттелевидение Ural12 2,4 0 2,4 2 2,7 3,6 0 1,8

Geometria.TV- Челябинск2 2,6 3,3 2,5 4,2 2,6 4,0 3,6 3,2

1 - эфирный телеканал, имеющий интернет-версию.

2 - интернет-канал, не имеющий эфирной версии.

54

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

3. Среди групп первокурсников журнали-стов/режиссеров/продюсеров отмечается одинаково высокий интерес к ГТРК «Южный Урал» и ОТВ.

Группы продюсеров/режиссеров значительно больше симпатий проявляют к телеканалам «Домашний-Челябинск» и СТС-Челябинск по сравнению с первокурсниками - будущими журналистами. В то же время журналистам интересен «Выбирай ТВ». Это объяснимо, поскольку «Домашний» и СТС предлагают в большей степени развлекательные программы художественного вещания, а «Выбирай ТВ» - пусть и в формате infotainment, но все-таки новости.

На вопрос «Если можно было бы оставить только три телеканала для просмотра, какой бы вы оставили в первую очередь?» получены следующие ответы:

Наибольшей популярностью пользуется тройка лидеров эфирных телеканалов Челябинской области: ГТРК «Южный Урал», СТС-Челябинск, ОТВ.

Среди групп разных направлений подготовки отмечаются различия в предпочтениях. Так, журналисты выбирают в первую очередь ГТРК «Южный Урал». Единодушны и будущие режиссеры, уделяя внимание ОТВ. Вероятно, это объясняется тем, что выпускники журфака стремятся трудоустроиться на телеканалы информационного вещания. Выпускники кафедры режиссуры кино и телевидения рассматривают возможность совершенствования профессиональных навыков на телеканале области, большая часть вещания которого отдается под художественные проекты.

В числе предпочитаемых отмечен клубный интернет-телеканал Geometria.TV-Челябинск.

Изучение имиджевых характеристик телеканалов Челябинской области на основе методики семантического дифференциала - качественно-количественного индексирования

значений и смыслов с помощью двухполюсных антонимичных шкал прилагательных или других оппозиций - позволило получить результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Характеристики телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа

Характеристики/ телеканалы ГТРК «Южный Урал» СО 1— о 31 канал «Домашний- Челябинск» ЬС О X S ю к с; о D- О н о Телеканал 74.ru «Выбирай ТВ» Интернет-телевидение Ural1 Geometria.TV- Челябинск Характеристики/ телеканалы

Элитарный 5,3 5,5 5,5 5,7 5,5 5,1 4,7 4,0 3,9 Массовый

Для всей семьи 3,3 3,7 3,8 СО ГО 4,1 4,5 4,1 5,3 Не для всей семьи

Тенденциозный 3,9 4,4 3,5 3,5 3,2 4,2 3,4 4,2 3,6 Объективный

Профессиональный 2,7 2,9 3,6 3,8 3,4 3,1 3,9 3,9 3,0 Непрофессиональный

Добрый 3,6 3,3 3,8 2,5 2,9 3,5 3,4 2,9 Злой

Красивый 3,7 3,7 4,5 3,0 3,1 3,4 3,1 3,2 2,5 Некрасивый

Умный 3,2 3,3 3,8 3,7 3,8 3,1 3,7 3,5 3,3 Глупый

Динамичный 3,7 3,6 4,2 3,5 3,1 3,1 3,0 3,1 2,2 Вялый

Веселый 4,9 4,3 4,3 3,0 3,0 3,7 3,3 2,3 Серьезный

Разнообразный 4,1 4,3 4,3 3,2 3,4 28 3,2 3,3 25 Однообразный

Для таких, как я 4,4 4,7 5,1 4,5 3,7 3,8 4,5 4,1 3,0 Не для таких, как я

Богатый 3,9 4,1 4,7 3,8 3,8 3,6 3,5 3,4 3,0 Бедный

Интересный 3,7 3,9 4,4 3,3 3,1 3,1 3,3 3,4 2,7 Скучный

Яркий 3,8 4,1 4,8 3,2 2,9 3,4 3,2 3,6 2,1 Блеклый

Современный 3,8 3,8 4,6 3,3 2,9 3,2 2,6 3,1 2,1 Старомодный

55

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

Таким образом, несмотря на то что студенты проявляют интерес к телеканалам об-

Социально-демографическая характеристика аудитории Geometria.TV подтверждает ориен-

ласти, «признают» их деятельность, качественные характеристики многих в восприятии респондентов весьма нерадужные. Аутсайдер -31 канал. Впрочем, эти данные подтверждаются официальной статистикой [5].

Наибольшее признание - у Geometria.TV-Челябинск. В список «не для таких, как я» попали интернет-каналы - гламурный «Выбирай ТВ» и Urall, причем последний получил самые низкие баллы в первом пункте опроса (см. табл. 1). Причина, на наш взгляд, в проявленной культурной компетенции (позиции) потребителей как представителей своего поколения. В современной молодежной среде модно принадлежать к «интеллектуальной тусовке». Это стильно, является своеобразным маркером-символом для данного поколения.

тированность канала на молодежь, имеющую высшее образование (больше половины зрителей, согласно официальным данным). Аудитория же «Выбирай ТВ» разнообразна по уровню образованности, а гламурный стиль уже не соответствует «образцам социальной престижности» (по А. Я. Флиеру). Что касается телеканала Urall, то проявленная позиция -результат недостаточного знания его деятельности, поскольку ресурс функционирует на рынке всего с декабря 2014 г., пока недостаточно продвинут в массы пользователей, зна-ком/значением является лишь для группы особо «активной аудитории» (по Д. Шонингу и Д. Андерсену).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наглядно результаты по вышерассмотренному вопросу представлены в табл. 3.

Таблица 3

Оценка телеканалов Челябинской области будущими специалистами масс-медиа

Телеканалы Челябинской области Характеристики телеканалов Телеканалы Челябинской области

ОТВ ГТРК «Южный Урал» Профессиональный

Geometria.TV- Челябинск «Вы- бирай ТВ» СТС- Челя- бинск «Домашний- Челябинск» Добрый

Geometria.TV- Челябинск Красивый Некрасивый 31 канал

Geometria.TV- Челябинск Динамичный Вялый 31 канал

«Выбирай ТВ» Geometria.TV- Челябинск Веселый

Серьезный

74.ru Geometria.TV- Челябинск Разнообразный Однообразный 31 канал ОТВ ГТРК «Южный Урал»

Geometria.TV- Челябинск Интересный Скучный 31 канал

СТС- Челя- бинск Geometria.TV- Челябинск Яркий Блеклый 31 канал ОТВ

СТС- Челя- бинск «Выбирай ТВ» Geometria.TV- Челябинск Современный Старомодный 31 канал

74.ru Urall ОТВ Объективный

Бедный 31 канал ОТВ

Не для таких, как я 31 канал ОТВ ГТРК «Южный Урал»

Ural1 Вы- бирай ТВ «Домаш- ний- Челябинск»

56

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

На вопрос о возрасте предполагаемой целевой аудитории телеканалов ответы студентов оказались, на первый взгляд, созвучны официальной статистике. Однако более внимательный анализ позволяет заключить, что возраст целевой аудитории практически всех эфирных каналов студенты завысили на 10-15 лет, а онлайн-каналов определили практически точно. Это, безусловно, объясняется тем, что испытуемые свое поколение знают лучше, чем другое.

На вопрос о том, с каким телеканалами они готовы связать свое профессиональное будущее, были получены следующие ответы: на первых этапах обучения студенты заинтересованы в сотрудничестве прежде всего с эфирными каналами, по мере профессионального становления - с интернет-СМИ.

Анализ удовлетворенности потребителями -в будущем работниками медиасферы информацией на телеканалах показал результаты: «достаточно» - 36 % респондентов, «недостаточно» - 37,4 %, затруднились ответить - 26,6 %. Таким образом, согласно концепции «удовлетворения потребностей» Д. Мак-Квейла, аудитории респондентов не удается удовлетворить свои информационные запросы во взаимодействии с телевидением Челябинска и области. Большей частью это свидетельствует о разных поколенческих ценностях целевой аудитории телеканалов и группы испытуемых. Низкий процент достаточности маркирует исследуемые телеканалы для респондентов - не как «платформу диалога» (по Ю. Хабермасу).

Среди предпочтений (в порядке убывания): (1) новости, (2) сериалы и кино, (3) видеоотчеты с развлекательных мероприятий, (4) телевизионные передачи (проекты) развлекательного характера, (5) прогноз погоды. Конечно, этот контент не соответствует «тренду интеллектуальности» современного поколения, но другие программы телеканалы и не предлагают, т. е. студенты, скорее всего, используют в практике «фоновое телесмотрение», не представляющее для аудитории другого ценностного значения. Жанрово-тематические предпочтения испытуемых соответствуют концепции Т. Модлески о значении

гендера в потреблении продукции массовой культуры. В исследовании приняли участие в основном представительницы прекрасного пола, поэтому в числе приоритетов - сериалы, ток-шоу, музыкально-развлекательные проекты, что соотносится со сферой женского, в то время как аналитика, серьезная публицистика - интерес мужского.

Какие медийные платформы предпочитают студенты в повседневной практике?

Анализ опроса испытуемых о платформах получения информации показал очевидные результаты: студенты формируют свою повестку дня на основе интернет-СМИ, предпочитают коммуницировать, решать оперативные задачи, возникающие в процессе жизнеустройства, используя социальные медиа. Причем потребление отличается избирательностью и преднамеренностью (по Ф. Биоссе), поскольку современные настройки позволяют фильтровать информацию в соцсетях. По сути, это отражает признаки демассифицированного общества «третьей волны» (по Э. Тофлеру). Удовлетворенность такими практиками медиапотребления является показателем ИО по А. И. Ракитову: доступность и качество информации удовлетворяет ее потребителей (на основе концепции удовлетворенных потребностей Д. Мак-Квейла), это позволяет эффективно перерабатывать и передавать информацию для «коллег по цеху». Контентанализ тем выпускных квалификационных работ 2015 г., к примеру, студентов факультета журналистики свидетельствует, что более 60 % из них связаны с реализацией профессиональных функций будущих журналистов в интернетсреде. Это неудивительно, поскольку в процессе своего обучения студенты имели возможность освоить «Сетевые информационные технологии», «Современную печатную и сетевую журналистику», «Интернет-журналистику» и другие дисциплины, формирующие современную информационную культуру. Таким образом, актуальные практики потребления СМК будущих специалистов масс-медиа вписываются в традиции культуры информационного общества (по М. Кастельсу), уровень квалификации, спо-

57

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства»...

собностей и амбиций при реализации профессиональных задач соответствует критериям информатизированного профессионализма как проявления ИО (по Г. Л. Смоляну и Д. С. Че-решкину). Все это формирует типаж «технологически продвинутого мастерового».

Совокупные результаты исследования, таким образом, позволили выявить явные противоречия между квалификационными запросами работодателей и актуальной подготовленностью будущих специалистов масс-медиа; транслируемыми телеканалами поколенческими ценностями для своей целевой аудитории и ценностями поколения «молодых мастеровых»; присвоенной культурой медиаповедения эфирных местных телеканалов и культурно-компетентностной сферой технологически продвинутых молодых специалистов

масс-медиа. Это свидетельствует не только и не столько об индивидуально-личностных особенностях восприятия местных телеканалов группой испытуемых, принявших участие в исследовании, сколько об общих проблемах региональной медиаотрасли, перспективах ее реформирования и развития.

Если в данной ситуации не предпринимать действия по модернизации регионального телевидения в технологическом аспекте, то надежда на встречу молодых квалифицированных специалистов и работодателей местной медиаиндустрии, несмотря на перспективу «работать в дружном коллективе» и «посещать крупные мероприятия города», становится все более хрупкой. Каждому - выпускникам факультетов масс-медиа и работодателям - остается «выбираться своей колеей».

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - Москва: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Лунева, Е. В. Молодежь в информационном обществе: моногр. / Е. В. Лунева, К. А. Фомичев. - Курган: КГУ, 2014. - 136 с.

3. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. -Москва: МГУ, 1999. - 206 с.

4. Работа 74.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://74.ru/job/vacancy/30/ (дата обращения: 20.05.2015).

5. Рейтинг телеканалов в Челябинске [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chel.dk.ru/wiki/reyting-telekanalov#ixzz3afVHeQUo (дата обращения: 19.05.2015).

6. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики / А. В. Бе-техтин и др.; науч. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 280 с.

7. Телевидение глазами телезрителей: коллектив. моногр. / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; под ред. И. А. Полуэхтовой. - Москва: Восход-А, 2012. - 364 с.

8. Тузовский, И. Д. Утопия-XXI: глобальный проект «Информационное общество» / И. Д. Тузовский; Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 389 с.

9. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие / А. Я. Флиер. - Москва: МГУКИ, 2009. - 724 с.

10. Хермес, Д. Активность аудиторий / Д. Хермес // Медиа. Введение / под ред. А. Бриггза, П. Кобли; пер. с англ. Ю. В. Никуличева. - 2-е изд. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 347-350.

11. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society /

J. Habermas; Тг. T. Burger, F. Lawrence. - Cambridge (Mass.), 1989 [1962].

Получено 10.06.2015

58

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

А. С. Сумская

«Выбирайтесь своей колеей», или о проблемах воспроизводства региональной медиаотрасли...

A. Sumskaia

competitor of a scientific degree of Doctor of Culturolodgy, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: anyuta.sumskaja@yandex.ru

“GET OUT OF THEIR TRACK”, OR

ABOUT THE PROBLEMS OF THE REPRODUCTION OF THE REGIONAL MEDIA INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF MODERN INFORMATION CULTURE

Abstract. The article covers the problem of updating in HR potential of the regional media industry in the conditions of modern information culture. In terms of applied branch in cultural studies (cultural studies of media) we analyze research results of a survey, that studies characteristics of TV channels in Chelyabinsk region given by future specialists of mass media. The survey also studied their preferences in genre and thematic range, their wilingness to professional cooperation with TV channels at different stages of professional formation. The survey also studied manners of media consumption acquired by future workers in media. This scientific work defines types ofprepared by the universities employees that employers of the local television industry demand.

The theoretical basis of the study consists of theories of information society and active audience. Analysis of the results is based on J. Habermas’s concept of mass media as a platform for dialogue.

For the study we took diagnostic tools, developed and tested by the analytical center “Video International” in the sociological researches of the Russian media and advertising business.

In this science work we analyze the competences formed while media professionals get high education and skills that local TV channels demand. The results allow to conclude that formed competences and actual consumption practices in mass communication of future media specialists fit the traditions and culture of the information society. We determine them as special type of media workers called “advanced artisan ”. Analysis of the demands that employers in local TV channels make forms another type called “a young enthusiast with skills in traditional crafts”. Mismatch ofpossibilities offuture specialists and requirements of mass media employers makes the basis of the contradiction, which leads, on the one hand, to low interest of future mass media professionals in cooperation with local TV industry and ongoing needs in young professionals for regional media industry, on the other hand.

Keywords: “informational” civilization (M. Castells), mediapackage everyday life, information capacity (L. Zubanova), cultural competence, value the interaction of the participants of communication media

For citing'. Sumskaia, A. “Get Out of Their Track”, or About the Problems of the Reproduction of the Regional Media Industry in the Conditions of Modern Information Culture / A. Sumskaia // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 51-59.

Reference

1. Castells, M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture] / M. Castells. - Moscow: Higher School of Economics. National Research University, 2000. - 608 p.

2. Luneva, E. Molodezh' v informatsionnom obshchestve [Youth in the Information Society] / E. Luneva,

K. Fomichev. - Kurgan: Kurgan State University, 2014. - 136 p.

3. Meliukhin, I. Informatsionnoe obshchestvo: istoki, problemy, tendentsii razvitiya [Information Society: Origins, Problems, Development Trends] / I. Meliukhin. - Moscow: Moscow State University, 1999. - 206 p.

4. Rabota 74.ru [Job 74.ru] [Electronic resource]. - URL: http://74.ru/job/vacancy/30/ (accessed 20.05.2015).

5. Reyting telekanalov v Chelyabinske [The rating of the channels in Chelyabinsk] [Electronic resource]. - URL: http://chel.dk.ru/wiki/reyting-telekanalov#ixzz3afVHeQUo (accessed 19. 05. 2015).

6. Sotsiokul'turnyy potentsial Yuzhnogo Urala: vyzovy vremeni i orientiry kul'turnoy politiki [Socio-cultural Potential of the South Urals: the Challenges and Objectives of Cultural Policy] / A. Betekhtin and other. - Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2011. - 280 p.

7. Televidenie glazami telezriteley [TV in the Eyes of Viewers] / Analytical center “Video International”, ed. by

I. Poluehtova. - Moscow: Voskhod-A, 2012. - 364 p.

8. Tuzovskii, I. Utopia-XXI: global’nyy proekt “Informatsionnoe obshchestvo” [Utopia-XXI: Global Project “Information Society”] / I. Tuzovskii; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2014. - 389 p.

9. Flier, A. kul'turologiya dlya kul'turologov [Cultural Studies to Cultural Scientist] / A. Flier. - Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. - 724 p.

10. Hermes, D. The Activity of Audiences / D. Hermes // Media. Vvedenie [Media. Introduction]. - Moscow: YuNITI-DANA, 2005. - P. 347-350.

11. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society /

J. Habermas, Tr. T. Burger, F. Lawrence. - Cambridge (Mass.), 1989 [1962].

Received 10.06.2015

59

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.