Научная статья на тему 'Обращение россиян за медицинской помощью'

Обращение россиян за медицинской помощью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОБРАЩАЕМОСТЬ ЗА МЕДИЦИНСКОЙПОМОЩЬЮ / ОТКАЗ ОТ ОБРАЩЕНИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / HEALTH / HEALTH SELF-ASSESSMENT / STATE OF HEALTH CHANGE / DESEASE INCIDENCE / PUBLIC DEMAND FOR MEDICAL SERVICES / REFUSAL TO CLAIM MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малышев Михаил Львович, Варламова Светлана Николаевна

В статье приведена динамика самооценок состояния здоровья россиян за 2005-2010 гг., в т. ч. различных социально-демографических и доходных группах. Анализируя результаты общероссийских опросов, авторы рассматривают доступность для населения услуг узких медицинских специалистов в рамках ОМС, а также пользование платными и бесплатными медицинскими услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Getting Access to Medical Care:Public Demand for Health Care Services

The paper monitors change of Russian citizens` health self-assessment in the period from 2005 to 2010. The data of All-Russia surveys are used to assess the accessibility of specialized medical care in in line withgeneral health insurance policy, usage of paid and free medical care. The data are analyzed across various socio-demographic and income groups.

Текст научной работы на тему «Обращение россиян за медицинской помощью»

щт -оциологии

Тема н Социология насел

о м е р а : здоровья е н и я

Обращение россиян за медицинской помощью

М а лышев Михаил Львович - доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии социально-трудовой сферы ИС РАН

E-mail: anpi [email protected]

’«У* <» ж, Л Варламова Светлана Николаевна - старший научный сотрудник Центра социологии социально-трудовой сферы ИС РАН

" ‘ ' E-mail: f [email protected]

№ 6, май 2012

' | СГТи 1/1 ж1'ЦЬнемитцма, ОС^. I П1 /1I\Социологии

Обращение россиян

1

за медицинском помощью1

Аннотация в статье приведена динамика самооценок состо-

яния здоровья россиян за 2005-2010 гг., в т. ч. различных социально-демографических и доходных группах. Анализируя результаты общероссийских опросов, авторы рассматривают доступность для населения услуг узких медицинских специалистов в рамках ОМС, а также пользование платными и бесплатными медицинскими услугами.

Ключевые слова: здоровье, самооценки состояния здоровья, динамика состояния здоровья, заболеваемость, обращаемость за медицинской помощью, отказ от обращения за медицинской помощью

Здоровье человека имеет приоритетное значение не только для него самого, но и для общества, ведь именно состояние здоровья каждого конкретного гражданина предопределяет здоровье и жизнеспособность нации, является одной из составляющих трудового потенциала.

Показатели здоровья населения зависят от множества факторов, среди которых одно их ведущих мест занимает качество оказания медицинской помощи, способность врача быстро и эффективно оказать пациенту необходимую помощь.

Реальное понимание процессов, происходящих в системе здравоохранения под влиянием проводящихся социальноэкономических реформ, и оперативное реагирование на них органов государственной власти и системы подготовки медицинских кадров возможно только при условии всестороннего и глубокого анализа своевременной и достоверной информации, получаемой из различных источников.

Старые информационные системы в принципе не способны обеспечить решение этой задачи, так как ориентированы на официальную статистику состояния системы здравоохранения. К тому же ряд показателей, необходимых для оценки реального состояния здоровья различных групп населения и удовлетворенности конечного потребителя качеством полученных медицинских услуг, в них вообще не разрабатывался.

1 Всероссийский опрос населения проведён под руководством авторов в феврале 2010 г. в 39 субъектах РФ в 120 точках опроса. Многоступенчатая квотная выборка репрезентирует взрослое население страны по полу, возрасту, федеральным округам и типу поселения. Опрошены 2400 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Состояние своего здоровья большинство наших сограждан (76,3%) оценивают со знаком «плюс».

Многие вопросы, с которыми сталкивались население и местные власти в сфере медицинского обслуживания, были столь нетрадиционны для нашей страны в начале 1990-х гг., что статистика не имела необходимой исходной базы для их измерения. Поэтому возникла необходимость в данных, позволяющих формировать оперативно действующую информационно-аналитическую систему, объективно отражающую содержание и тенденции развития различных, как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в системе здравоохранения. Основная цель такого исследования - предоставление органам государственной власти и управления соответствующей информации для оперативного её регулирования и формирования адекватной социальной политики, направленной на увеличение доступности качественной медицинской помощи для всех социальных групп населения.

Самооценки состояния здоровья населения

Состояние своего здоровья большинство наших сограждан (76,3%) оценивают со знаком «плюс». Как показало проведённое исследование, 39,4% опрошенных охарактеризовали своё состояние здоровья как «удовлетворительное», ещё 36,9% как «скорее удовлетворительное». В то же время важно обратить внимание на негативные самооценки здоровья, данные каждым пятым (22,2%) респондентом. Из них 17,9% заявили, что их здоровье «скорее неудовлетворительное», а ещё 4,3% дали ему резко отрицательную оценку «совершенно неудовлетворительное» (см... рис... .. 1).

В целом неудовлетворительное; 22,2

Затруднились ответить; 1,5

Рис. 1. Самооценки состояния здоровья населения,

% от общего числа опрошенных

Самооценки здоровья имеют вполне традиционные половозрастные характеристики, регулярно подтверждаемые данными других опросов. Удовлетворённость своим здоровьем

№ 6, май 2013

несколько выше среди мужчин, нежели среди женщин - положительно его оценили соответственно 80,2% и 73,1% опрошенных из этих групп. Также она выше среди молодежи (88,0% среди 18-24-летних и 87,8% среди 25-34-летних), а с возрастом, напротив, снижается до 60,4% в группе респондентов 55 лет и старше.

Казалось бы, ничего удивительно и противоречивого в этом нет. Однако не следует забывать, что самооценка здоровья основывается не на простой констатации объективных показателей своего здоровья (причём, в соответствии с «возрастными нормативами»), но включает в себя сильную субъективную составляющую, которая подразумевает и эмоциональный настрой человека, его уверенность в жизни, рефлексию на собственный социальный статус, отношение со стороны окружающих и т. д. Представляется, что низкие показатели здоровья пожилых россиян (вполне естественные для их возраста) усугубляются их пессимистическим мироощущением. Можно предположить, исходя из этих данных, что перелом отношения к состоянию своего здоровья наступает у россиян весьма рано -в среднем возрасте. Дальше люди начинают воспринимать эту сторону своей жизни и свой возраст априори пессимистически, как идущую к закату часть жизни, что, как показывают исследования, в том числе медицинские, в действительности приводит в конечном итоге к проблемам со здоровьем.

88,0 87,8

18 лет - 24 года 25 лет - 34 года 35 лет - 54 года 55 лет и старше

Рис. 2. Дифференциация оценок удовлетворенности состоянием здоровья в зависимости от возраста,

|| % от числа опрошенных в каждой возрастной группе,

отмечены позиции «хорошее» и «скорее хорошее»

Выявлена прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и самооценками здоровья: с ростом образовательных характеристик респондентов повышаются самооценки состояния здоровья: с 54,6% в группе с образованием ниже среднего до 81,3% в группе с высшим или неполным высшим образованием.

С ростом образовательных характеристик респондентов повышаются самооценки состояния здоровья: с 54,6% в группе с образованием ниже среднего до 81,3% в группе с высшим или неполным высшим образованием.

Чем многочисленнее «ближний круг» жителей России, тем более здоровыми они себя ощущают.

Ряд исследователей обращают внимание на то, что уровень образования коррелирует с возрастом, а возраст - один из важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья [Решетников 2003].

Однако при всей обусловленности здоровья генетическими, экологическими факторами и образом жизни человека материальное положение остаётся доминирующей индентой в самооценках состояния здоровья. Если финансовые возможности позволяют человеку в случае заболевания получать качественную медицинскую помощь, а не пускать ситуацию на самотёк, то, как правило, он не занимается самолечением, а обращается к врачу (см... . . таблицу .. 1).

Таблица 1

Влияние материального положения россиян на самооценки состояния здоровья, % от численности каждой группы с разным уровнем материального положения

Категория граждан Состояние здоровья

Удовлетво- рительное Неудовлетво- рительное Затруднились ответить

Бедные 39,8 58,6 1,6

Малообеспеченные 63,5 34,7 1,8

Среднеобеспеченные 79,8 19,3 0,9

Высокообеспеченные 86,0 11,7 2,3

Богатые 83,5 11,0 5,5

Отметим фактор семьи в состоянии здоровья населения. Причём важно здесь не просто наличие семьи, а и то, каков её размер, сколько человек живут вместе, создают коммуникативное пространство, являются для человека «опорным стержнем» и «островком безопасности». Худшие показатели здоровья наблюдаются в группе одиноких граждан (57,3%) и формально семейных, но имеющих только одного члена семьи (69,9%). Точка перегиба в графике приходится именно на семью из четырех человек. С наличием ребёнка (детей) в семье существенно улучшаются и показатели самооценок здоровья родителей (от 80,2% и выше). Чем многочисленнее «ближний круг» жителей России, тем более здоровыми они себя ощущают.

Итак, счастливая семья с детьми поддерживает жизненный тонус на высоком уровне и способствует хорошему самочувствию и мужчин, и женщин (см.... рис.. .. 3).

В ходе анализа полученных данных было проведено их сравнение с данными исследований, осуществлённых в 2005-2008 гг. Динамика результатов опросов за эти годы позволяет сделать следующий вывод за последние пять лет ситуация с самооценками состояния здоровья заметно не изменилась, практически вернувшись к докризисным показателям.

№ 6, май 2013

80,2

83,4

81,1

69,9

57,3

71,5

—I -1- -1- ---1-- -1- ---1

Одинокие Семьи из 2 Семьи из 3 Семьи из 4 Семьи из 5 Семьи из 6 человек человек человек человек человек и

более

Рис. 3. Дифференциация оценок удовлетворенности состоянием здоровья в зависимости от численного состава семьи,

% от численности каждой группы по численному составу семей

Доля безусловно положительных оценок россиянами собственного здоровья за период с 2005 по 2006 гг. несколько сократилась (с 34,7 до 32,9%). Однако далее последовало заметно большее её сокращение с 32,9% в 2006 г. до 20,9% в 2008 г. Доля осторожных, умеренно-позитивных оценок, напротив, существенно возросла за 2006-2008 гг. - с 31,9 до 44,4%. Как видим, при в целом стабильной общей доле положительных самооценок здоровья, произошло существенное их перераспределение по линии безусловно положительных и умеренно положительных оценок - доля безусловно оптимистичных самооценок снизилась, уступив место осторожному оптимизму. Улучшение общей экономической ситуации вернуло показатели самооценок состояния здоровья на прежний уровень, лишний раз подтвердив доминирование материального фактора в общем самочувствии граждан (см... рис.. .. 4).

2005

2006

34,7 33,8 20,3 7,2

32,9 31,9 22,7 9,5

2008 20,9 44,4 20,8 8 5,9

-

2010 39,4 36,9 17,9 4

Хорошее ■ Скорее хорошее ■ Скорее плохое ■ Плохое ■ Затруднились ответить

Рис. 4. Динамика оценок состояния здоровья населения, % от общего числа опрошенных в каждом году

Обращение за медицинской помощью

В целом дисциплинированное поведение в ситуации болезни проявляют почти половина (47,1%) респондентов.

В ходе исследования был специально рассмотрен вопрос о своевременности обращения людей за квалифицированной медицинской помощью. Исследование свидетельствует, что всегда и безусловно этому правилу следуют только 13,6% опрошенных. Ещё треть (33,5%) обращаются к медикам за помощью в большинстве случаев, но не всегда. В целом дисциплинированное поведение в ситуации болезни проявляют почти половина (47,1%) респондентов.

Однако более половины наших сограждан (52,9%), как правило, не обращаются к медикам за помощью (см. ...рис.... 5).

Рис. 5. Обращение населения за медицинской помощью в случае заболевания, % от общего числа опрошенных

Чаще всего услугами медиков пренебрегают мужчины, молодёжь и живущие за чертой бедности. Так, отказываются от услуг медиков в случае заболевания большинство (58,8%) мужчин и меньше половины (48,1%) женщин. Среди молодёжи и людей среднего возраста доли тех, кто пытается побороть болезнь самостоятельно, не прибегая к помощи врачей, составляют от 53,9 до 60,1%. Пожилые респонденты, перешедшие возрастной порог в 55 лет, отказываются от услуг медиков заметно реже (41,6%).

Что касается людей, относящихся к различным категориям по уровню материального положения, то среди них обращает на себя внимание группа «бедных», где доля людей, отказывающихся от услуг медиков даже в случае заболевания, максимальна и составляет 63,8% (см. ..рис... 6).

Обращает на себя внимание группа «бедных», где доля людей, отказывающихся от услуг медиков даже в случае заболевания, максимальна и составляет 63,8%.

ПОЛ Мужской Женский ВОЗРАСТ 18-24 лет 25-34 лет 35-54 года 55 и старше МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Бедные Малообеспеченные Среднеобеспеченные Высокообеспеченные Богатые

58,8

48,1

41,6

60,1

53,9 ■ 58,2

63,8

47,8

52,4

57,7

50

Рис. 6. Отказ от обращения за медицинской помощью в случае заболевания респондентов различных социально-демографических групп, % от общего числа опрошенных в каждой группе,отмечены позиции «в большинстве случаев не обращаюсь к врачу» и «не

обращаюсь к врачу»

Среди различных территорий страны наибольшей долей тех, кто обходится без помощи медиков даже в случае заболевания, характеризуются Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа (58,8-60%). Напротив, реже всего пренебрегают услугами докторов во время болезни респонденты, проживающие в Южном федеральном округе (46,1%).

Между группами опрошенных, проживающих в различных типах поселений, заметной разницы по данному показателю не зафиксировано (см... рис.. .. 7).

Только 47,3% жителей страны имеют возможность пользоваться услугами нужных им специалистов в рамках общедоступного медицинского обслуживания по полисам обязательного страхования в районных (городских) поликлиниках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Дальневосточный Северо-Западный Сибирский Приволжский Центральный Уральский Южный ТИП ПОСЕЛЕНИЯ Москва, Санкт-Петербург областной (краевой) центр Город, но не областной центр Поселок городского типа, село

60

58,8

56,5 | 53,3 51,7

50,4

46,1

53,7

56

51

I 52,8

Рис. 7. Региональные особенности отказа населения от обращения за медицинской помощью в случае заболевания,

% от общего числа опрошенных в каждой группе, отмечены позиции «в большинстве случаев не обращаюсь к врачу» и «не обращаюсь к врачу»

Возможности и пользование услугами медицинских учреждений

Одним из факторов, обусловливающих здоровье населения, является качество медицинского обслуживания. Несмотря на заявленное неплохое общее самочувствие, значительное число пациентов, обращающихся в медицинские учреждения, как правило, нуждаются в помощи не только терапевта или врача общей практики, но и врачей узкой специализации (таких как отоларинголог, окулист, хирург, кардиолог, онколог, уролог, и т. д.). Однако только 47,3% жителей страны имеют возможность пользоваться услугами нужных им специалистов в рамках общедоступного медицинского обслуживания по полисам обязательного страхования в районных (городских) поликлиниках. В то же время доступность специального медицинского обслуживания на бесплатной основе для значительной части населения города ограничена - 28,1% заявили, что у них есть возможность пользоваться услугами

Бесплатной медициной продолжают пользоваться 71,2% опрошенных. Более трети россиян (38,7%) пользуются исключительно бесплатной медициной, а еще 32,5% пользуются ею в основном.

районных специалистов, но далеко не всех, кто им необходим, а у каждого девятого (10,9%) такой возможности нет совсем

(см... . . таблицу, . . 2).

Таблица 2

Доступность для россиян услуг врачей узкой специализации

Доступность услуг врачей-специалистов %*

Есть возможность пользоваться услугами всех необходимых специалистов 47,3

Есть возможность пользоваться услугами узких специалистов, но далеко не всех 28,1

Нет такой возможности 10,9

Затруднились ответить, пока в этом не было необходимости 13,7

*Доля указана от числа всех опрошенных респондентов.

С изменением стандартов предоставления медицинской помощи населению изменилась структура самой системы здравоохранения. Во времена Советского Союза существовали достаточно широкие гарантии бесплатного предоставления медицинской помощи. С началом реформ произошло существенное сокращение государственного финансирования здравоохранения и снижение стандартов медицинской помощи, гарантированных государством. Ответом на существующий у населения, но неудовлетворённый спрос, стало появление платной медицины, которая, ликвидировав наиболее раздражающие пациентов составляющие государственной системы здравоохранения, смогла привлечь в свои учреждения значительную долю горожан.

Наши сограждане продолжают пользоваться бесплатной медициной - ей отдают предпочтение 71,2% опрошенных, пользовавшихся в 2009 г. медицинскими услугами. Причём более трети россиян (38,7%) пользуются исключительно бесплатной медициной, а еще 32,5% пользуются ею в основном.

В то же время, по мере увеличения доли среднего класса и повышения реальных доходов населения, растёт и число сторонников платной медицины. Доля тех, кто примерно в равной степени обращается и к платной, и бесплатной медицине, уже фиксируема - 13,9%. Что же касается россиян, которые отдают предпочтение платной медицине, то их сегодня насчитывается 14,9%, причём исключительно платными услугами пользуются лишь 4,3% из них.

В целом же показатель востребованности платной медицины можно оценить сегодня на уровне 28,8% - такова суммарная доля жителей страны, которые прибегают к её помощи более или менее регулярно. Общая картина представлена в таблице .. 3.

То, какими услугами люди чаще пользуются - платными или бесплатными, во многом зависит от их принадлежности к той или иной социально-демографической группе.

№ 6, май 2013

В частности, к услугам бесплатной медицины чаще прибегают пожилые люди (81,4% против 67,1% респондентов среднего возраста и 66,5% молодёжи).

Таблица 3

Востребованность пациентами платных/ бесплатных медицинских услуг

Платность медицинских услуг %*

Пользуются только бесплатными медицинскими услугами 38,7

Пользуются в основном бесплатными медицинскими услугами , иногда - платными 32,5

Пользуются в равной мере платными и бесплатными медицинскими услугами 13,9

Пользуются в основном платными медицинскими услугами, иногда -бесплатными 10,6

Пользуются только платными медицинскими услугами 4,3

’Доля указана от числа респондентов, пользующихся медицинскими услугами.

Понятно, что пользование платными медицинскими услугами зависит от уровня жизни граждан. Проведённое исследование с очевидностью это иллюстрирует: если среди богатых и высокообеспеченных респондентов регулярно пользуются платной медициной 46,2 и 42,9% соответственно, то в группах населения со средними и низкими доходами, среди бедных она составляет примерно четверть респондентов. Доля же пользующихся преимущественно бесплатным медобслужи-ванием, напротив, максимальна в группах опрошенных с низкими доходами и бедных (71,2-78,7%) и значительно ниже среди богатых (53,8%). При этом важно видеть, что возможность пользоваться платными услугами с увеличением доходов возрастает неравномерно. Лишь переход в группы достатка даёт людям возможность более широко пользоваться услугами платной медицины (см... . . таблицу . . 4).

Таблица 4

Востребованность платных/бесплатных медицинских услуг в группах различной материальной обеспеченности,

% от численности групп различной материальной обеспеченности,пользовавшихся медицинскими услугами в 2009 г.

Платность медицинских услуг Бедные Мало- обеспеченные Средне- обеспеченные Высоко- обеспеченные Богатые

Преимущественно бесплатными 71,2 78,7 75,9 57,1 53,8

Регулярно пользуются платными (в равной мере с бесплатными или преимущественно платными) 28,8 21,3 24,1 42,9 46,2

Бесплатные медицинские услуги удовлетворяют по своему качеству только половину опрошенных (47,3%). Куда более привлекательно в этом отношении выглядит платная медицина, качеством которой довольны большинство её пользователей (70,9%).

В то же время, нельзя сказать, что если человек состоятельный, то он избегает учреждений бесплатной медицины и пользуется только платными услугами. Как показал опрос, доля состоятельных людей, пользующихся только платными медуслугами, не велика и составляет всего 7,7% в группе богатых, 6,3% - в группе высокообеспеченных, ещё 15,4% богатых и 15,0% высокообеспеченных пользуются ими в основном. При желании эти группы горожан могут позволить себе сочетание платных и бесплатных услуг - среди них доля респондентов, которые пользуются в равной степени и теми, и другими услугами, составляет 23,1 и 21,6% соответственно.

Оценка качества медицинских услуг

Важным обстоятельством, из которого складывается общая характеристика состояния системы медицинского обслуживания, является его качество. Распределение оценок респондентами качества медицинских услуг различных категорий представлено в таблице .. 5.

Таблица 5

Удовлетворенность россиян качеством предоставленных медицинских услуг, % от числа пользовавшихся данным видом медицинских услуг в 2009 г.

Удовлетворенность качеством медицинских услуг Медицинские услуги

Платные Бесплатные

Да 24,5 10,4

Скорее да 46,4 36,9

В целом да 70,9 47,3

Скорее нет 14,1 31,0

Нет 6,7 15,9

В целом нет 20,8 46,9

Трудно оценить 8,3 5,8

Доступные большинству россиян бесплатные медицинские услуги удовлетворяют по своему качеству только половину обратившихся за медицинской помощью в бюджетные учреждения здравоохранения, а точнее - 47,3%. Тех, кто этими услугами не доволен, примерно столько же (46,9%).

Куда более привлекательно в этом отношении выглядит платная медицина, качеством которой довольны большинство её пользователей (70,9%). Нельзя не отметить долю тех, кто, получив услуги платной медицины, ими не доволен - 20,8%. Однако это недовольство, судя по данным исследования, носит во многом наведённый социальный характер - его выражают те, кому она обходится слишком дорого, а именно - её поль-

№ 6, май 2013

зователи из группы «бедных». Среди них доля недовольных качеством платных медицинских услуг доходит до 39,4%, тогда как среди «богатых» она составляет только 6,3%.

Так или иначе, но, несмотря на далеко не полный охват населением всех возможностей платной медицины, можно предположить, что с ростом уровня жизни россияне будут использовать их более широко. И главная предпосылка для этого - то, что у платной медицины сложилась заметно более позитивная «репутация», нежели у бесплатной.

Оценка качества платной и бесплатной медицины «расшифровывается» оценками их конкретных составляющих, в том числе квалификацией специалистов, техническим оснащением учреждений, оперативностью оказания услуг, отношением к пациентам со стороны медперсонала, отсутствием либо наличием поборов со стороны врачей и младшего медицинского персонала.

Рассмотрим оценки качества и доступности медицинской помощи на примере демографической ситуации - обеспечения качественной медпомощи для женщин во время беременности и родов.

В ходе исследования была проведена оценка качества услуг, оказываемых женскими консультациями, родильными домами и родильными отделениями городских/муниципальных больниц по унифицированному набору показателей, позволяющих сравнивать работу учреждений.

Женские консультации

Среди опрошенных оказалось 19,7% тех, кто в течение последнего года лично или члены их семей пользовались услугами женской консультации.

Понятно, что в основном пользователи услуг женских консультаций - женщины (31,3% гендерной группы). Однако 5,8% респондентов-мужчин также можно рассматривать в качестве косвенных пользователей услуг этих учреждений, поскольку в их семьях были те, кто непосредственно туда обращались (например, жёны). Наиболее высоки значения пользования услугами женских консультаций среди старшей молодёжи и людей среднего возраста (22,1-25,4% в средневозрастной группе и в группе 24-29-летних при 13,4% среди 55-летних и старше). Чем выше уровень образования респон-денток, тем чаще женщины следят за своим здоровьем и посещают женские консультации - доля пользователей их услуг растёт с 14,6% в группе с образованием ниже среднего до 23,6% среди пациенток с высоким образовательным статусом.

Как видно из полученных данных, практически все основные параметры работы женских консультаций пациентами оцениваются в целом положительно - средние баллы

№ 6, май 2013

оценок превышают срединное значение в 3 балла (средние баллы рассчитаны исходя из 5-балльной шкалы, где оценка «1» - «совершенно не удовлетворён», а «5» - «вполне удовлетворён»). Однако, несмотря на значительные усилия, предпринятые федеральной властью по улучшению деятельности учреждений родовспоможения, это оценки скорее «троечника», чем «хорошиста», а тем более «отличника». Необходимый минимум - достижение в ближайшие годы 4-4,5 балльных оценок по большинству позиций, прежде всего в оценке качества работы медперсонала.

Пока лучше всего дело обстоит с содержанием помещения консультаций - жилищно-коммунальным обслуживанием, поддержанием чистоты, качеством ремонта (3,8-3,9 из 5 возможных баллов соответственно). Умеренно позитивно оценивается работа врачей, их квалификация и отношение к пациентам (3,7 и 3,6 балла). В эти же границы (3,5-3,6 баллов) укладывается и средняя оценка бытовой стороны вопроса -условий, в которых происходит ожидание приёма (наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д.). С учётом того, что для женщин, особенно беременных, условия ожидания являются весьма важным показателем отношения к работе консультаций, баллы, которые получила эта позиция, нельзя считать достойной оценкой. Столь же слабо, несмотря на реализуемые программы господдержки демографического направления в рамках программы «Здоровье», выглядит оценка обеспеченности консультаций необходимым оборудованием (3,5 балла).

В то же время следует выделить несколько моментов в работе женских консультаций, оценки которых выглядят почти неблагополучно. Так, критически приближены к троечному уровню оценки порядка записи посетителей на приём к врачу и собственно его организация (3,2 и 3,1 балла). Это означает, что доля позитивных оценок данных позиций едва превышает долю негативных.

Резюмируя своё отношение к качеству работы женской консультации в целом, опрошенные чаще высказывались о нём умеренно позитивно, среднее значение оценок составило

3,6 балла (см. .. рис.. .. 8).

Региональные различия в оценке работы женских консультаций ощутимы (см. таблицу ...6). Выше среднего по стране в целом работу этих учреждений оценили жители СевероЗападного, Приволжского и Южного ФО (3,9; 3,6 и 3,6 баллов соответственно). Самые низкие баллы - в Дальневосточном ФО (3,2 балла, т. е. совсем небольшое преодоление водораздела позитивных и негативных оценок).

№ 6, май 2013

3,0

Качество работы женской Поддержание чистоты в помещениях Жилищно-коммунальное Квалификация врачей Отношение врачей к пациентам Состояние помещения, качество... Условия ожидания - наличие. Обеспеченность учреждения. Порядок записи на прием к Организация приема

3.6 3,9 3,8

3.7

3.6

3.6

3.5

3.5

3,2

3,1

Рис. 8. Качество работы женских консультаций, средний балл от 1 до 5 (где 1 - минимальный балл, 5 - максимальный балл), от числа опрошенных, обращавшихся в женские консультации в 2009 г.

Таблица 6

Региональные особенности оценки качества работы женских консультаций, средний балл от 1 до 5 (где 1 — минимальный балл, 5 — максимальный балл), от числа опрошенных в каждом федеральном округе, обращавшихся в женские консультации в 2009 г.

Федеральные округа

Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к с сж И о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный

Качество работы женской консультации в целом 3,9 3,5 3,6 3,6 3,4 3,5 3,2

Квалификация врачей 4,1 3,5 3,9 3,8 3,5 3,6 3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение врачей к пациентам 4,2 3,5 3,8 3,6 3,3 3,4 3,3

Порядок записи на прием к врачу/вызовом скорой помощи 3,5 3,2 3,6 3,2 3,0 3,2 2,2

Организация приема 3,4 3,1 3,5 2,8 2,9 3,0 2,6

№ 6, май 2013

Продолжение таблицы 6

Федеральные округа

Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к о * и о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный

Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д. 4,0 3,5 3,6 3,3 3,5 3,6 3,1

Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием, аппаратурой для проведения диагностики, процедур 4,0 3,6 3,7 3,4 3,2 3,4 3,3

Поддержание чистоты в помещениях 4,6 3,9 3,9 3,6 3,5 4,0 3,7

Состояние помещения, качество ремонта помещения 4,1 3,6 3,7 3,3 3,4 3,6 3,2

Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения 4,2 3,8 3,9 3,4 4,0 3,7 3,6

Родильные дома

Что касается родильных домов и родильных отделений городских и муниципальных больниц, то их услугами за последний год пользовались 7,3% респондентов или членов их семей. Средняя оценка качества работы родильных домов и отделений составила 3,4 балла. Самая высокая оценка была дана (как и в случае с женскими консультациями) условиям ожидания пациентами приёма - 4,3 балла и работе санитарок по поддержанию чистоты в помещениях - 3,8 балла. Также к числу относительно сильных сторон в работе родильных домов и отделений россиянами отнесены квалификация врачей, условия пребывания пациентов и жилищно-коммунальное обслуживание роддомов (по 3,5 балла). Чуть ниже других характеристик работы родильных домов и отделений, хотя также с перевесом положительных отзывов, оценивается их обеспеченность необходимым оборудованием и аппаратурой (3,4 балла). Две оценки по 3,2 балла вызывают безусловную тревогу - это отношение врачей к пациентам и организация направления на приём в роддом (см. рис. 9).

|| Региональные отличия, характеризующие ответы

пациентов данных учреждении, почти повторяют расклад ответов по оценке качества работы женских консультаций (см. таблицу .7). Лидеры по всем позициям те же - СевероЗападный, Приволжский и Южный ФО. Самые низкие оценки работы роддомов имеют Уральский и Дальневосточный федеральные округа, причём в УрФО общая оценка оказалась негативной.

№ 6, май 2013

3,0

Качество работы женской консультации в целом

Поддержание чистоты в помещениях

Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения

Квалификация врачей

Отношение врачей к пациентам

Состояние помещения, качество ремонта помещения Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т.д. Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием,.

Порядок записи на прием к врачу/вызовом скорой помощи

Организация приема

3.6 3,9 3,8

3.7

3.6

3.6

3.5

3.5 3,2

Рис. 9. Качество работы родильных домов, родильных отделений больниц, средний балл от 1 до 5 (где 1 - минимальный балл,

5 - максимальный балл), от числа опрошенных, обращавшихся в родильные дома, родильные отделения больниц в 2009 г.

Таблица 7

Качество работы родильных домов, родильных отделений больниц, средний балл от 1 до 5 (где 1 — минимальный балл,

5 — максимальный балл), от числа опрошенных в каждом федеральном округе, обращавшихся в родильные дома, родильные отделения больниц 2009 г.

Федеральные округа

Параметры оценки Северо-Западный Центральный Прив олжский Южный Уральский Сибирский Дальневосточный

Качество работы родильного дома, родильного отделения больницы в целом 3,6 3,2 3,6 3,8 2,3 3,4 3,3

Квалификация врачей 4,0 3,3 3,8 4,3 3,3 3,3 3,7

Отношение врачей к пациентам 3,4 3,3 3,5 3,7 2,7 2,7 3,3

Порядок записи на приём/госпитализацию 3,4 3,6 3,2 3,2 3,7 2,9 3,7

Организация направления на приём в роддом 3,2 3,5 3,3 3,0 2,3 3,0 3,3

Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д. 3,8 3,7 3,0 3,2 3,7 6,9 3,3

№ 6, май 2013

Продолжение таблицы 7

Федеральные округа

Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к о * и о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный

Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием, аппаратурой для проведения диагностики, процедур 4,2 3,4 3,5 3,8 1,7 3,4 3,3

Поддержание чистоты в помещениях 4,4 3,8 3,6 4,3 2,7 3,6 3,7

Состояние помещения, качество ремонта помещения 4,2 3,6 3,4 3,7 3,3 3,4 2,7

Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения 3,8 3,7 3,2 4,0 4,0 3,4 2,7

В современном мире здоровье человека становится одним из значимых факторов, обеспечивающих в условиях жёсткого рынка конкурентоспособность человека, его физическое и профессиональное долголетие, способность зарабатывать средства для собственного существования и жизни семьи,

и, наконец, «отложенную» старость и продолжительность здоровой жизни. Поэтому признание здоровья населения не личным делом каждого, а стратегическим потенциалом и фактором национальной безопасности страны, повышение своевременности, доступности и качества медицинской помощи, развитие в целом сферы здравоохранения становится первоочередной государственной задачей и задачей всего общества.

Библиографический список

1. Решетников А. В. 2003. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования. № 1.

2. Решетников А. В. 2010. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. № 12.

3. Воронин Ю. А., Доронин Б. М., Лавров Н. Г., Марасулов А. Ф., Шанин И. А. 2008. О методологических основах реформирования и оценки эффективности системы здравоохранения // Здравоохранение РФ. № 6.

4. Закирова С. А. 2010. Маркетинг в здравоохранении // Здравоохранение РФ. № 4.

5. Малышев М. Л., Варламова С. Н. 2009. Социальное самочувствие россиян накануне финансово-экономического кризиса // Учёные записки РГСУ. № 1.

№ 6, май 2013

6. Малышев М. Л., Варламова С. Н. 2009. Здоровье россиян: проблемы и перспективы // Учёные записки РГСУ. № 3.

7. Варламова С. Н., Седова Н. Н. 2009. Латентная нетрудоспособность - характер, факторы, масштабы // Социологические исследования. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.