Научная статья на тему 'О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов'

О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION / CREATIVITY / STATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION / NON-STATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Виктор Иванович

Представлено исследование сущности и содержания ценностных ориентаций студентов вузов. Ценностные ориентации, в свою очередь, детерминируют мотивацию, то есть внешние и внутренние стимулы деятельности людей, причины конкретных поступков. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи частных и государственных учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования, с одной стороны, и инертностью ценностных ориентаций молодежи – с другой. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе и большим соответствием ценностных ориентаций студентов частного вуза рыночной стратегии российских реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ VALUE SYSTEM OF CREATIVITY IN STATE AND NON-STATE HIGHER INSTITUTIONS

The article deals with an analysis of the essence and contents of students’ value-focused orientations. Value orientations in their turn determine the motivation, i.e., the external and internal incentives of human activity and reasons for concrete actions. The main values of life, which have been formed throughout the existence of mankind, are undergoing significant changes in the modern social society. The moral crisis that emerged as a new anti-social phenomenon in the late 20th century is changing the outlook of the youth, placing material gain on priority positions. The study of the value orientations of students of higher educational institutions (HEIs) in the private and state sector shows that there are no cardinal distinctions between them. In many respects it could be accounted for by the immaturity of the private sector of the educational system, on the one hand, and the inertness of young people’s value orientations, on the other hand. Nevertheless, the study revealed certain dependence of a higher motivation towards creativity in the cases of fee-paying education and a higher consistency between the students’ value orientations in the private HEIs and the market strategy of the Russian reforms. The proportion of students with a creative potential in terms of value orientation in all years of their training is found to be relatively stable and does not exceed 30%. The other students’ creativity orientations are not only developing, but are maintained until senior courses. This is particularly evident in analyzing the responses of students of the Altai State University.

Текст научной работы на тему «О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов»

УДК 37.018

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-25-29

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ НА ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ВУЗОВ

В. И. Степанов

Алтайский экономико-юридический институт, Барнаул

Представлено исследование сущности и содержания ценностных ориентаций студентов вузов. Ценностные ориентации, в свою очередь, детерминируют мотивацию, то есть внешние и внутренние стимулы деятельности людей, причины конкретных поступков.

Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи частных и государственных учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования, с одной стороны, и инертностью ценностных ориентаций молодежи - с другой.

Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе и большим соответствием ценностных ориентаций студентов частного вуза рыночной стратегии российских реформ.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, мотивация, творчество, государственный сектор высшего образования, частный сектор высшего образования.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций - одна из центральных теоретических и практических проблем формирования личности специалиста. Социально-экономические реформы в России создали принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования, особенность которой заключается в радикальном изменении духовного облика студенчества. Ослабление идеологического прессинга, деполитизация высшей школы, расширение самостоятельности и появление частных высших учебных заведений повлияли на переоценку ценностей, изменили их иерархию.

В целом актуальность изучения ценностных ориентаций студентов, и прежде всего ориентаций на творчество, не вызывает сомнений, поскольку выпускникам вузов придется еще длительное время действовать в нестандартных условиях экономики переходного периода. И вообще, рыночная экономика - это такая форма организации производственных отношений, в которой преуспевают прежде всего конкурентоспособные творческие личности.

Изучением проблемы формирования ценностных ориентаций занимались И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, И. Г. Афанасьева, О. Г. Дроб-ницкий, А. Г. Здравомыслов, В. Л. Оссовский, В. П. Тугаринов и др. [1].

В научной литературе ссылки на результаты исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи фрагментарны и поверхностны. В аналитических работах лишь в самом общем плане констатируется, что в студенческой среде идет процесс разрушения социалистических идеалов и их замена либерально-рыночными. Исследователи

отмечают наличие в ценностных ориентациях современных российских студентов мифологем и идеологических суррогатов, почерпнутых из средств массовой информации. Обычно либерально-рыночные ценности соседствуют в сознании студентов с культом насилия и национализмом.

Социально-экономические реформы России создали принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования. В научной и публицистической литературе сегодня достаточно разных, вплоть до противоположных, оценок происходящих процессов. По мнению А. В. Рубцова и Б. Г. Юдина, российская система образования оказалась перед необходимостью нового самоопределения. Его суть в выборе одного из двух путей: либо забрать у населения часть доходов, чтобы централизованно направить их на улучшение финансирования государственного образования, либо убедить население в том, что вклад в образование - одна из лучших форм инвестиций как для отдельного человека, так и страны в целом [2, с. 137]. Предложенная альтернатива, несмотря на ее привлекательность и политическую заостренность, тем не менее отражает только одну грань проблемы и оставляет на втором плане другие, в частности психологические, аксиологические и педагогические, аспекты. Это также вопрос о целях и содержании образования в контексте ценностей рыночного общества. «Ценность образования, - справедливо отмечает М. И. Фишер, - определяется подвижным отношением к его целям, содержанию и методам» [3, с. 20]. В. Н. Стегний и Л. Н. Курбатова считают, что переоценка таких ценностей, как удовлетворенность работой, ориентация на творчество, мораль, прямо связана с кризисными явлениями в самом обществе

Вестник ТГПУ (ТБРиБиПеПп). 2017. 12 (189)

[4, с. 59]. Г. Н. Попов и Н. В. Шевелёва полагают, что одна из приоритетных задач государства -укрепление ценности семьи, сохранение нравственности среди молодежи, противостояние деструктивным изменениям внутри института семьи [5, с. 43]. Концептуальным основанием ФГОС ВО избран компетентностный подход. При этом, как считает А. А. Вербицкий, компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентност-ному выполнению профессиональной деятельности [6, с. 32]. Н. В. Лопатина приходит к выводу, что сегодняшние студенты слабо мотивированы к образованию. Понимая ценность диплома, они не слишком высоко ценят знания [7, с. 48]. Т. А. Сах-невич считает, что для развития качеств студентов, свойственных творческому специалисту, необходима определенная культуротворческая образовательная среда, которая наряду с другими педагогическими условиями оказывает влияние на характер и динамику развития у студентов эмоционально-ценностного отношения к творчеству [8]. Совершенно не изучены ценностные ориентации на творчество в частных высших учебных заведениях, один из наименее исследованных, по мнению Л. П. Ледедера, - вопрос о внутренних ценностях самого института образования [9, с. 91-104]. Следовательно, сравнить эффективность государственного и частного секторов высшего образования можно путем изучения ценностных ориентаций и мотивов учебы студентов, что мы и предполагаем сделать.

Школьные годы нынешних студентов пришлись на время экономических реформ, когда пропаганда либерально-демократических ценностей в средствах массовой информации явно доминировала над вялой защитой ценностей социализма. Следовало бы ожидать, что студенты в целом, в частных вузах в особенности, проявят склонность к типично рыночному менталитету. Ведь социальный статус и доходы родителей, преуспевших в современной экономической ситуации, имеющих возможность оплаты учебы в частном вузе, создают для этого необходимые условия. Проверке этой гипотезы было посвящено социологическое исследование ценностных ориентаций студентов Алтайского экономико-юридического института. Данные опроса 240 студентов института сравнивались с материалами аналогичного опроса студентов Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова.

Исследование ценностных ориентаций проводилось с помощью специальной ранговой шкалы и дублировалось несколькими закрытыми вопросами анкеты. Была проведена предварительная интерпре-

тация содержания ценностей, исключавшая двусмысленность при сравнении результатов. Метод выбора одного из нескольких ценностных суждений, предложенный центром исследования динамики ценностей, оправдан, когда в выборку попадают респонденты с низким образовательным цензом [10]. В данном случае такое усложнение методики измерения ценностных ориентаций было целесообразным. Полученные результаты сведены в табл. 1-4.

Таблица 1

Оценки значимости ценностей студентами АЭЮИ (2015 г.), балл

Ценности Курс

1-2 2-3 3-4 4-5

Большие деньги 4,5 4,6 4,8 4,8

Интересная и разнообразная работа 4,'/ 4,8 4,8 4,9

Любовь 4,1 4,7 4,5 4,9

Нехлопотная спокойная работа 2,4 2,6 2,2 2,2

Жизнь и работа, полные риска и неожиданностей 3,9 4,0 3,8 3,7

Во всем быть первым 4,0 4,0 4,0 3,6

Здоровье 4,6 4,7 4,8 4,8

Личная безопасность 4,0 4.2 3,8 4,0

Семейное благополучие 4,6 4,8 4,2 4,6

Слава и известность 3,9 3,8 3,7 3,5

Свобода в принятии решений и деятельности 4,0 4,2 4,0 4,0

Величие России 4,0 4,1 4,1 4,2

Жизнь без конфликтов, в согласии с собой и окружающими людьми 4,2 4,6 4,2 4,5

Стабильность и уважение традиций 2,6 2,6 3,3 3,2

Таблица 2

Оценки значимости ценностей студентами АЭЮИ (2016 г.), балл

Ценности Курсы

1-2 2-3 3-4 4-5

Большие деньги 4,6 4,6 4,7 4,8

Интересная и разнообразная работа 4,5 4,7 4,5 4,5

Любовь 4,1 4,4 4,7 4,5

Нехлопотная спокойная работа 2,2 2,2 2,4 2,1

Жизнь и работа, полные риска и неожиданностей 3,8 3,8 3,7 3,3

Во всем быть первым 4,0 3,9 3,8 3,6

Здоровье 4,7 4,6 4,7 4,6

Личная безопасность 3,8 4,2 4,1 4,0

Семейное благополучие 4,2 4,6 4,4 4,5

Слава и известность 4,3 3,7 3,6 3,1

Свобода в принятии решений и деятельности 4,1 4,1 3,8 4,2

Величие России 4,2 4,2 4,6 4,5

Жизнь без конфликтов, в согласии с собой и окружающими людьми 4,0 3,6 4,0 4,2

Стабильность и уважение традиций 2,8 2,9 3,2 3,3

Таблица 3

Оценки значимости ценностей студентами АлтГТУ (2015 г.), балл

Ценности Курсы

1-2 2-3 3-4 4-5

Большие деньги 3,8 4,2 4,2 4,0

Интересная и разнообразная работа 4,5 4,5 4,8 4,8

Любовь 4,2 4,8 4,6 4,2

Нехлопотная спокойная работа 2,5 2,4 2,2 2,3

Жизнь и работа, полные риска и неожиданностей 4,0 3,8 3,8 3,4

Во всем быть первым 3,6 3,9 3,1 2,6

Здоровье 4,9 4,'/ 4,7 4,8

Личная безопасность 4,0 4,1 4,0 3,9

Семейное благополучие 2,9 3,8 4,2 4,1

Слава и известность 3,6 3,7 3,2 2,9

Свобода в принятии решений и деятельности 4,2 4,3 4,2 4,4

Величие России 4,0 3,4 3,6 3,1

Жизнь без конфликтов, в согласии с собой и окружающими людьми 4,5 4,5 4,8 4,6

Стабильность и уважение традиций 2,7 2,5 2,9 3,0

Таблица 4

Оценки значимости ценностей студентами АлтГТУ (2016 г.), балл

Ценности Курсы

1-2 2-3 3-4 4-5

Большие деньги 3,9 4,1 4,2 4,1

Интересная и разнообразная работа 4,4 4,5 4,8 4,7

Любовь 4,0 4,2 4,3 4,3

Нехлопотная спокойная работа 2,3 2,4 2,4 2,2

Жизнь и работа, полные риска и неожиданностей 4,0 3,2 3,4 3,3

Во всем быть первым 2,4 4,0 3,2 2,5

Здоровье 4,5 4,6 4,6 4,5

Личная безопасность 3,6 3,3 3,9 4,2

Семейное благополучие 3,6 3,9 4,3 4,5

Слава и известность 3,8 3,5 3,5 2,8

Свобода в принятии решений и деятельности 4,0 4,1 3,9 4,2

Величие России 4,6 4,0 3,2 3,2

Жизнь без конфликтов, в согласии с собой и окружающими людьми 4,0 4,1 4,7 4,8

Стабильность и уважение традиций 2,5 2,9 2,8 3,1

Студентам предлагалось оценить в баллах 14 ценностей, часть из которых были индикаторами творческого потенциала личности, часть - нейтральными ценностями, по-разному интерпретируемыми в зависимости от других предпочтений, часть - противоположностью творчества. Значимость ценностей оценивалась респондентами в баллах от 0 до 5. Слово «творчество» исключалось,

чтобы избежать подсказок студентам, гарантировать большую объективность исследования.

Сравнение данных, полученных при двух опросах, показывает, что динамика в ценностных ори-ентациях на творчество выражена не очень значительно. Обращает на себя внимание высокая значимость «больших денег», которые в других исследованиях играли явно не первую роль

Как же соотносится желание разбогатеть с собственно ценностями творчества? Ведь еще в педагогических исследованиях личности студента десятилетней давности констатировалось, что стремление к творчеству, познавательная мотивация несовместимы с «чистоганом», эксплуатацией человека, комплексом хапуги. В данном исследовании индикаторами творческой направленности личности являются такие ценности, как «интересная и разнообразная работа», «жизнь и работа, полные риска и неожиданностей», «во всем быть первым», «слава и известность», «свобода в принятии решений и деятельности», «величие России».

В целом же «интересная и разнообразная работа» явно доминирует. Ее значимость была особенно высока на всех курсах при первом опросе и сохранилась в качестве приоритетной в структуре ценностных ориентаций на втором этапе. Высокий коэффициент корреляции между «большими деньгами» и «интересной и разнообразной работой» колеблется в АЭЮИ на разных курсах от 0,6 до 0,79.

Рейтинг ценности «величие России» оказался весьма значительным. Первичная обработка анкет показала, что у студентов негосударственного вуза значимость данной ценности растет от младших курсов к старшим. Корреляционный анализ свидетельствует о положительной связи между оценками «величия России» и «жизнью и работой, полными риска и неожиданностей», «славой и известностью».

У студентов государственного университета на обоих этапах исследования прослеживается падение значимости ценности «величие России» к старшим курсам. Разница между ее оценками на младших и старших курсах достигает одного балла.

Первичный анализ ценностных ориентаций студентов частного вуза не позволяет сделать однозначного вывода о развитии творческого потенциала всей массы опрошенных. За время обучения слабая положительная динамика характерна для ценности «интересная и разнообразная работа», которая находится в противоречии с потребностями в стабильности, общественном согласии, гарантиях безопасности. Напрашивается вывод о том, что в сегодняшней России не до творчества, речь идет об элементарном выживании. Такой вывод правомерен относительно студентов обоих вузов.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разница лишь в том, что у студентов частного вуза интерес к работе, содержанию трудовой деятельности опосредован стремлением получать более высокие доходы. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что они сами оплачивают свою учебу.

Для студентов частного института значимость ценности «интересная и разнообразная работа» почти не меняется на младших и старших курсах.

В отличие от студентов АЭЮИ обучающиеся государственного университета демонстрируют некоторое снижение значимости творческих ценностей к старшим курсам.

Подводя итоги изучения ценностных ориента-ций студентов частного и государственного вузов, можно сделать следующие выводы:

- никаких существенных различий в ценностных ориентациях на творчество между студентами частного и государственного вуза нет;

- удельный вес студентов, обладающих творческим потенциалом, с точки зрения ценностной направленности на всех курсах относительно стабилен и не превышает 30 %. У остальных студентов ценностные ориентации на творчество не только не развиваются, но имеют тенденцию к угасанию к старшим курсам. Это особенно заметно при анализе ответов студентов государственного вуза;

- существует устойчивая связь между комплексом индикаторов творческого потенциала личности студента и ценностными ориентациями на творчество;

- на развитие творческих качеств и ценностных ориентаций на творчество значительное влияние оказывает социально-экономическая ситуация в России, социальные риски, неизбежно повышающие ранги таких ценностей, как большие деньги, личная безопасность, жизнь без конфликтов, у всех категорий студентов.

Список литературы

1. Михальцова Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 30-37.

2. Рубцов А. В., Юдин Б. Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. № 2. С. 135-137.

3. Фишер М. И. Преодоление неопределенности в российском образовании // Педагогика. 1993. № 6. С. 18-23.

4. Стегний В. Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.

5. Попов Г. Н., Шевелёва Н. В. Семейные ценности современной молодежи (на примере студентов заочного отделения педагогического вуза) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 39-44. DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-39-44.

6. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

7. Лопатина Н. В. Педагогические инновации в подготовке информационных специалистов в гуманитарных вузах // Alma mater. 2010. № 5. С. 44-50.

8. Сахневич Т. А. Формирование у студентов ценностных ориентаций на творчество в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2002. 195 с.

9. Ледедер Л. П. Ценностные факторы функционирования и динамики образования // Человек, интеллект и образование. Новосибирск: Экор, 1995. С. 91-104.

10. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14-24.

Степанов Виктор Иванович, кандидат педагогических наук, ректор, Алтайский экономико-юридический институт (пр. Красноармейский, 108, Барнаул, Россия, 656015). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.09.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-25-29

STUDENTS' VALUE SYSTEM OF CREATIVITY IN STATE AND NON-STATE HIGHER INSTITUTIONS

V. I. Stepanov

Altai Economics and Law Institute, Barnaul, Russian Federation

The article deals with an analysis of the essence and contents of students' value-focused orientations. Value orientations in their turn determine the motivation, i.e., the external and internal incentives of human activity and reasons for concrete actions. The main values of life, which have been formed throughout the existence of mankind, are undergoing significant changes in the modern social society. The moral crisis that emerged as a new anti-social phenomenon in the late 20th century is changing the outlook of the youth, placing material gain on priority positions.

The study of the value orientations of students of higher educational institutions (HEIs) in the private and state sector shows that there are no cardinal distinctions between them. In many respects it could be accounted for by the immaturity of the private sector of the educational system, on the one hand, and the inertness of young people's value orientations, on the other hand. Nevertheless, the study revealed certain dependence of a higher motivation towards creativity in the cases of fee-paying education and a higher consistency between the students' value orientations in the private HEIs and the market strategy of the Russian reforms.

The proportion of students with a creative potential in terms of value orientation in all years of their training is found to be relatively stable and does not exceed 30%. The other students' creativity orientations are not only developing, but are maintained until senior courses. This is particularly evident in analyzing the responses of students of the Altai State University.

Key words: values, value orientations, motivation, creativity, state sector of higher education, non-state sector of higher education.

References

1. Mikhal'tsova L. F. Fenomen ponyatiya "tsennost' " i yego genezis v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Phenomenon of the concept "value" and its genesis in psychological and educational research]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2009, no. 5, pp. 30-37 (in Russian).

2. Rubtsov A. V., Yudin B. G. Novyye oriyentiry gumanitarnogo obrazovaniya [New directions of humanitarian education]. Chelovek - Humane, 1995, no. 2, pp. 135-137 (in Russian).

3. Fisher M. I. Preodoleniye neopredelennosti v rossiyskom obrazovanii [Overcoming uncertainty in Russian education]. Pedagogika, 1993, no. 6, pp. 18-23 (in Russian).

4. Stegniy V. N., Kurbatova L. N. Sotsial'nyy portret sovremennogo studenchestva [Social portrait of modern students]. Vissheye obrazovaniye v Rossii- Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 57-63 (in Russian).

5. Popov G. N., Sheveleva N. V. Semeynyye tsennosti sovremennoy molodezhi (na primere studentov zaochnogo otdeleniya pedagogicheckogo vuza) [Family values of modern youth (on the example of extramural students of pedagogical university)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 4 (181), pp. 39-44 (in Russian). DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-39-44.

6. Verbitskiy A. A. Kontekstno-kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii obrazovaniya [Context-competence approach to modernizing education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 5, pp. 32-37 (in Russian).

7. Lopatina N. V. Pedagogicheskiye innovatsii v podgotovke informatsionnykh spetsialistov v gumanitarnykh vuzakh [Pedagogical innovations in training information specialists in liberal arts colleges]. Alma mater, 2010, no. 5, pp. 44-50 (in Russian).

8. Sakhnevich T. A. Formirovaniye u studentov tsennostnykh oriyentatsiy na tvorchestvo v obrazovatel'nom protsesse vuza. Dis. kand. ped. nauk [Formation of students value orientations to creativity in the educational process of the university. Diss. cand. ped. sci.]. Petrozavodsk, 2002. 195 p. (in Russian).

9. Lededer L. P. Tsennostnyye faktory funktsionirovaniya i dinamiki obrazovaniya [Value factors of the functioning and dynamics of education]. Chelovek, intellekt i obrazovaniye [Man, intelligence and education]. Novosibirsk, Ekor Publ., 1995. Pp. 91-104 (in Russian).

10. Lapin N. I. Tsennosti gruppy interesov i transformatsiya rossiyskogo obshchestva [Values, interest groups and the transformation of Russian society]. Sotsiologocheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 1997, no. 3, pp. 14-24 (in Russian).

Stepanov V. I., Altai Economics and Law Institute (pr. Krasnoarmeyskiy, 108, Barnaul, Russian Federation, 656015). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.