Научная статья на тему 'Ценности здоровья в структуре ценностей студентов и учащихся колледжей'

Ценности здоровья в структуре ценностей студентов и учащихся колледжей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / ЖЕЛАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / МОТИВЫ ДОЛГОЛЕТИЯ / VALUE OF HEALTH / THE DESIRABLE LONGEVITY / EXPECTED LONGEVITY / MOTIVES OF LONGEVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоткина Светлана Александровна, Яцковская Любовь Николаевна

В статье по материалам опроса учащейся молодежи г. Красноярска дается анализ ценностей здоровья в структуре жизненных ценностей молодых людей, их установок на желаемую и ожидаемую длительность жизни, а также спектра мотивов, определяющих потребность молодых людей в долголетии. Анализируется дифференциация этих характеристик среди студентов и учащихся колледжей. Приводится сравнительный анализ с материалами всероссийского опроса, позволяющего выявить территориальную специфику результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article on materials of studying youth as poll of Krasnoyarsk the analysis of values of health in structure of vital values of young people, their installations for desirable and expected longevity, and also a spectrum of the motives defining requirement of young men in longevity is offerede. Differentiation of these characteristics among students and pupils of colleges is analyzed. The comparative analysis with materials of the over Russia poll, allowing to reveal territorial specificity of results is given.

Текст научной работы на тему «Ценности здоровья в структуре ценностей студентов и учащихся колледжей»

УДК 316:61

ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И

УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

Федоткина Светлана Александровна,

заведующий кафедрой зимних видов спорта, кандидат медицинских наук, доцент Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия Яцковская Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Сибирский государственный технологический университет,

г. Красноярск, Россия safedotkina@mail. т

В статье по материалам опроса учащейся молодежи г. Красноярска дается анализ ценностей здоровья в структуре жизненных ценностей молодых людей, их установок на желаемую и ожидаемую длительность жизни, а также спектра мотивов, определяющих потребность молодых людей в долголетии. Анализируется дифференциация этих характеристик среди студентов и учащихся колледжей. Приводится сравнительный анализ с материалами всероссийского опроса, позволяющего выявить территориальную специфику результатов.

Ключевые слова: ценность здоровья; желаемая длительность жизни; ожидаемая длительность жизни; мотивы долголетия.

VALUES OF HEALTH IN STRUCTURE OF VALUES OF STUDENTS AND

PUPILS OF COLLEGES

Svetlana Fedotkina,

Managing chair of winter kinds of sports, candidate of medical sciences, Associate Professor of chair Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafev,

Krasnoyarsk, Russia Liubov Yatskovskaya, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor 'Siberian state technological university, Krasnoyarsk, Russia

safedotkina@mail. ru

In article on materials of studying youth as poll of Krasnoyarsk the analysis of values of health in structure of vital values of young people, their installations for desirable and expected longevity, and also a spectrum of the motives defining requirement of young men in longevity is offerede. Differentiation of these characteristics among students and pupils of colleges is analyzed. The comparative analysis with materials of the over Russia poll, allowing to reveal territorial specificity of results is given.

Keywords: value of health; the desirable longevity; expected longevity; motives of longevity.

По мере того как общество модернизируется и становится более богатым и информированным, меняется и представление людей о том, какие условия существования они считают желательными как отдельные личности и как члены сообщества, то есть меняются их ценности [6]. Людей больше, чем это обычно считается, заботит их здоровье как неотъемлемая часть повседневной жизни их самих и членов их семей [7]. Когда людей просят назвать наиболее

важные проблемы, с которыми они и их семьи сталкиваются постоянно, на первое место часто выходят финансовые заботы, а непосредственно следом -здоровье [5]. Существенно, что забота о сохранении здоровья и ответственный тип самосохранительного поведения формируется на основе ценностей, которое занимает здоровье и продолжительная жизнь в системе ценностей населения.

Цель исследования - изучить место ценностей здоровья в структуре жизненных ценностей молодых людей, а также спектра мотивов, определяющих потребность молодых людей в продолжительной жизни.

Материалы и методы

В 2011 г. проведен опрос молодых людей Красноярского края, учащихся ВУЗов и колледжей. В выборке представлены Красноярский государственный медицинский университет им. Войно-Ясенецкого и Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева; а также три образовательных учреждения среднего специального образования: техникум физической культуры, фармацевтический колледж и торговый техникум. В каждом образовательном учреждении опрошено по 150 респондентов в равном соотношении мужчин и женщин. Общий объем выборки составил 750 респондентов. Средний возраст опрошенных составляет 19,0-18,8 лет для учащихся ВУЗов и 17,9-17,5 лет для учащихся колледжей соответственно мужчин и женщин. Таким образом, структура выборки позволяет выделить две крупные группы образовательных учреждений и сравнивать результаты по ним без учета возраста респондентов, а в тех случаях, когда гендерный фактор не является значимым, то и без учета пола.

Результаты

Опрос молодых людей свидетельствует, что собственное жилье и материальный достаток являются важнейшими ценностями и для мужчин и для женщин (4,7-4,8 балла по 5-бальной шкале) (табл. 1). Обладание крепким здоровьем - третья по значимости ценность (4,6 балла), которая является более

важной, чем прожить долгую жизнь (4,4 балла). По-видимому, продолжительная жизнь и здоровье далеко не всегда сопутствуют друг другу, и более того, здоровье - не всегда рассматривается как необходимое условие, чтобы жить долго.

Вопреки ожиданиям, ценности профессионального успеха и карьеры отнюдь не занимают лидирующие позиции в молодежной среде (4,4 балла), а потому получение образования и повышение квалификации как условие для профессионального продвижения, не относится к числу приоритетов (4,3 балла). Еще менее привлекательным для молодых людей является создание собственного семейного предприятия, которое могло быть стать источником дохода для респондента и его будущей семьи (3,8 балла). Таким образом, возникает отчетливый диссонанс между высокой ценностью материального достатка и средней и даже низкой ценностью стратегий его достижения. Это может быть связано с несколькими обстоятельствами. С одной стороны, полученные результаты могут свидетельствовать о социальном инфантилизме молодежи, вследствие которого источники желаемого материального достатка остаются не сформулированными. С другой стороны, возможно, что социально приемлемые и одобряемые способы приобретения материального достатка не привлекают молодежь, вследствие чего она предпочитает находить иные пути достижения высоко значимых ценностей.

Ценности семьи, детей и внуков столь же значимы для молодых людей (4,4-4,5 баллов), что и ценности карьеры и профессионального роста, что свидетельствует о неправомерности утверждений о вытеснении в молодых поколениях потребности в семье и детях карьерными устремлениями. В пользу этого заключения свидетельствует низкая значимость такой цели, как «быть свободным, независимым и делать то, что хочу только я» - 3,9 балла. Скорее можно говорить о потребности молодежи сочетать в реальной жизни достижение обеих ценностей, т.е. семьи и карьеры.

И, наконец, среди значимых ценностей, составляющих более 4 баллов по 5-бальной шкале, на последнем месте находятся ценности интересного досуга и возможности много общаться с друзьями (4,3 балла).

Среди существенных различий в системе ценностей отдельных категорий респондентов можно отметить следующие. С потребностью прожить долгую жизнь в большей степени ассоциирована потребность иметь внуков, а не семью и детей, и в целом эти потребности более значимы для учащихся колледжей: и мужчин и женщин. Может возникнуть сомнение в достоверности различий, поскольку появление внуков невозможно без создания семьи и рождения детей. Однако, полученные результаты могут означать, что в ориентации на внуков проявляется более длительный горизонт планирования. Второе существенное отличие в системе ценностей связано с тем, что для учащихся колледжей более высокую, чем для студентов, ценность представляет перспектива иметь свое собственное семейное дело (предприятие, хозяйство, земельный участок), чтобы работать только в нем, вкладывать в него средства и силы, жить на полученный от него доход. Интересно, что эти различия определяются, прежде всего, женщинами, тогда как у мужчин студентов и учащихся значимость этих ценностей близка. Третье отличие касается ценностей интересного досуга и общения с друзьями. В целом для студентов и учащихся колледжей они близки, однако эта близость маскирует существенные отличия. У мужчин значимость этих ценностей выше для учащихся колледжей, для женщин - для студенток. Характерно, что эти различия обнаруживают обратную корреляцию с ценностями семьи и детей, которые оказались выше среди мужчин - у студентов, а среди женщин - у учащихся колледжей.

Структура жизненных ценностей молодых людей, баллов

Таблица 1

Мужчины Женщины Оба пола

ВУЗ колледж итого ВУЗ колледж итого ВУЗ колледж итого

Собственное жилье 4,7 4,8 4,8 4,9 4,8 4,9 4,8 4,8 4,8

Жить в браке с супругом и детьми, своей семьей 4,4 4,2 4,3 4,6 4,7 4,6 4,5 4,4 4,4

Материальный достаток 4,6 4,8 4,7 4,8 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7

Получить образование, постоянно повышать квалификацию 4,1 4,2 4,2 4,4 4,5 4,5 4,3 4,4 4,3

Иметь свое собственное семейное дело (предприятие, хозяйство, земельный участок), чтобы работать только в нем, вкладывать в него средства и силы, жить на полученный от него доход 3,8 3,9 3,9 3,5 3,8 3,7 3,6 3,9 3,8

Иметь успех, продвижение на работе (значительное время и силы уделять работе), чтобы зарабатывать много денег или сделать карьеру 4,4 4,5 4,5 4,3 4,4 4,4 4,3 4,4 4,4

Интересно проводить досуг 4,3 4,4 4,4 4,5 4,3 4,4 4,4 4,3 4,3

Много общаться с друзьями 4,3 4,5 4,4 4,4 4,2 4,3 4,3 4,4 4,3

Прожить долгую жизнь 4,4 4,5 4,4 4,3 4,5 4,4 4,3 4,5 4,4

Иметь внуков 4,4 4,6 4,5 4,4 4,6 4,5 4,4 4,6 4,5

Обладать крепким здоровьем 4,7 4,7 4,7 4,6 4,6 4,6 4,6 4,7 4,6

Быть свободным, независимым и делать то, что хочу только я 4,1 4,1 4,1 3,8 3,8 3,8 3,9 3,9 3,9

Для более детального анализа ценностей здоровья воспользуемся принятыми измерителями, которыми являются показатели «желаемой» и «ожидаемой продолжительности жизни. Показатель «желаемая продолжительность жизни» отражает установки опрошенных на число лет, которое они предпочли бы прожить при самых благоприятных условиях. Показатель ожидаемой (планируемой) длительности жизни отражает число лет, которое, по мнению респондентов, им удастся прожить, учитывая их состояние здоровья, условия и образ жизни.

По результатам опроса молодых людей желаемая продолжительность жизни составляет 83,4 года для мужчин и 81,2 года для женщин, что довольно близко к фактическим уровням, достигнутым в наиболее успешных странах мира. В свою очередь, это означает, что в своих ответах респонденты опираются на объективные данные о предмете опроса, об этом же свидетельствует незначительный процент фантастических оценок (в диапазоне от 120 до 150 лет). Различия оценок мужчин и женщин невелики, но все же надо отметить, что желаемые оценки длительности жизни у мужчин выше, хотя фактическая продолжительность жизни у них существенно ниже, чем у женщин. У студентов ВУЗов и у мужчин, и у женщин желаемая длительность жизни выше, чем у учащихся колледжей: 85,1 и 82,3 года у мужчин, 81,8 и 80,4 года у женщин.

Надо сказать, что гендерная и образовательная дифференциация оценок желаемой продолжительности жизни соответствует результатам других социологических исследований [1, 2], в частности всероссийского опроса молодежи в 2010 г. [3, 4], однако сами уровни желаемой длительности жизни красноярской молодежи ниже, чем в целом по стране, где они составили 88,1 года. Возможно, что даже в оценках желаемой длительности жизни отражается опыт реальной жизни молодых людей, который свидетельствует, что в Красноярском крае фактическая продолжительность жизни ниже, чем в целом

по стране. Если это так, то в еще большей степени этот опыт должен отражаться на оценках ожидаемой продолжительности жизни.

По результатам опроса ожидаемая продолжительность жизни составила 72,5 лет для мужчин и 72,3 лет для женщин, т.е. оказалась фактически равной. Также как и при характеристике желаемой продолжительности жизни, в оценках ожидаемой длительности жизни присутствует четкая образовательная дифференциация: 73,1 год у студентов ВУЗов и 71,6 год у учащихся колледжей. При сравнении с данными всероссийского опроса показатели ожидаемой продолжительности жизни обнаружили большее сходство (для мужчин - 69,7 года, для женщин 72,0 года), чем оценки желаемой длительности жизни, что подтверждает нашу гипотезу о влиянии жизненного опыта респондентов на характеристику перспектив долголетия.

С чем связана потребность в долголетии?

Таблица 2

Мотивы дожития до желаемой продолжительности жизни (среднее число ______________________баллов по 5-бальной шкале) _____________________

ВУЗ Колледж итого

мужчины

Хотелось бы еще пожить и для себя, не работая 3,4 3,6 3,5

Не хочу терять свои пенсионные накопления и полностью их использовать 2,6 2,7 2,6

Пожилые люди пользуются уважением в обществе 2,5 2,7 2,6

Хочу подольше поработать и в пенсионном возрасте 2,7 2,4 2,6

Хочу помогать моим взрослым детям 4,0 3,6 3,8

Не хочу оставить супруга одного без моей помощи и поддержки 4,0 4,0 4,0

Хочу долго жить, чтобы увидеть внуков 4,5 4,3 4,4

женщины

Хотелось бы еще пожить и для себя, не работая 3,4 3,6 3,5

Не хочу терять свои пенсионные накопления и полностью их использовать 2,6 2,7 2,6

Пожилые люди пользуются уважением в обществе 2,3 2,8 2,6

Хочу подольше поработать и в пенсионном возрасте 2,5 2,5 2,5

Хочу помогать моим взрослым детям 3,6 4,0 3,8

Не хочу оставить супруга одного без моей помощи и поддержки 3,9 4,0 4,0

Хочу долго жить, чтобы увидеть внуков 4,5 4,6 4,6

В мотивации долголетия выделены две группы мотивов: условно

общественные и личные, семейные (табл. 2).

Среди семейных мотивов наибольшей значимостью обладает желание прожить долго, чтобы увидеть внуков: 4,4-4,6 баллов в среднем по 5-бальной шкале, причем у женщин, как и следовало ожидать, значимость этого мотива несколько выше, чем у мужчин. Вторым по важности мотивом долгой жизни является нежелание оставлять супруга одного без своей помощи и поддержки. Этот мотив в одинаковой степени значим и для мужчин, и для женщин: 4,0 по 5-бальной шкале. Потребность помогать взрослым детям является третьим по значимости среди личностно-семейных мотивов долголетия, также в одинаковой степени значимым для мужчин и женщин: 3,8 балла. И, наконец, четвертым по значимости мотивом долголетия в рассматриваемой группе является желание пожить для себя по достижении пенсионного возраста, не работая: 3,5 балла. Можно было ожидать, что значимость этого мотива будет выше, поскольку опрашиваются молодые люди, в среде которых ценности индивидуализма и свободы прививаются более органично. Однако, значимость этого мотива пока оказывается средней, что возможно связано с неудовлетворительным материальным положением, как существенным условием для того, чтобы «пожить для себя».

В целом можно отметить, что, поскольку опрашиваются молодые люди, у большинства которых нет детей, а тем более внуков, в приведенных результатах отчетливо отражается опыт семей, в которых выросли наши респонденты, характеризующийся взаимной поддержкой, заботой и даже опекой детей и тем более внуков. Тот факт, что респонденты транслируют семейные ценности, а не индивидуальные взгляды, во многом объясняет отсутствие гендерных различий в оценках.

В целом общественные мотивы долголетия оказываются менее значимы, чем лично-семейные, их оценки составляют 2,5-2,6 балла в зависимости от мотива. Желание дожить до преклонного возраста, поскольку пожилые пользуются уважением в обществе, оценивается респондентами в 2,6 балла; желание прожить дольше, чтобы полностью использовать свои пенсионы накопления, также оценено в 2,6 балла; и, наконец, потребность жить долго,

чтобы подольше поработать и в пенсионном возрасте оценено в 2,6 баллов мужчинами и 2,5 балла женщинами. Стимул использования пенсионных накоплений пока не является актуальным, поскольку накопительная часть пенсионной системы не проявила своих преимуществ. Во-первых, в поколениях выходящих на пенсию накопительная часть слишком мала, чтобы повлиять на размер пенсии, а, во-вторых, проблемы сохранения накоплений в условиях достаточно высокой инфляции не делают пенсионное накопление актуальной задачей в молодых возрастах. Характерно низкой является также оценка, связанная с престижем старости. В этой оценке проявляется реальное положение пожилых людей в обществе и отношение молодежи к перспективе дожить до пожилого возраста. Что касается потребности поработать и в пенсионном возрасте, то возникает противоречие с мотивом помогать взрослым детям. По-видимому, речь идет не столько о материальной помощи, а потому не определяется необходимостью продолжения работы в пенсионном возрасте.

Рассмотрим далее дифференциацию мотивов долголетия в зависимости от места обучения. В отношении личностно-семейных мотивов можно отметить заметные отличия в мнении студентов ВУЗов и учащихся колледжей, причем противоположных у мужчин и женщин. Так, у студентов-мужчин заметно выше, чем у учащихся колледжей мотивация продолжительной жизни, связанная с желанием увидеть внуков (4,5 и 4,3 балла) и помогать своим взрослым детям (4,0 и 3,6 балла). При этом у женщин те же мотивы в большей степени выражены у учащихся колледжей (4,6 и 4,5 балла, 4,0 и 3,6 балла). У женщин учащихся также более выражен мотив, связанный с нежеланием оставить супруга одного, без своей помощи (4,0 и 3,9 балла). Таким образом, отмеченный выше консерватизм семейных ценностей молодых людей характерен, прежде всего, для мужчин. Женщины оказываются более восприимчивы к индивидуальному выбору.

Мотивация продолжительности жизни, связанная с характером досуга в пенсионном возрасте, также специфична для учащихся средних специальных учебных заведений и студентов. Для учащихся колледжей большей

значимостью обладает мотив, связанный с возможностью пожить для себя по достижении пенсионного возраста, не работая (3,6 и 3,4 балла и для мужчин и для женщин), тогда как для студентов ВУЗов, прежде всего, мужчин большей ценностью обладает мотив, связанный с возможностью подольше поработать и в пенсионном возрасте. Скорее всего, такая разница в оценках определяется самим характером работы, которым заняты лица с высшим и средним образованием. Возможность заниматься своим делом и после наступления пенсионного возраста воспринимается студентами ВУЗов не как обуза, но как способ сохранения социального статуса, доходов, интересов в жизни. Тем более, что имидж старости как таковой, оценивается студентами ВУЗов существенно ниже в качестве стимулов продолжительной жизни, чем учащимися колледжей.

Выводы

Обладание крепким здоровьем - третья по значимости ценность для молодых людей после обретения собственного жилья и материального достатка. С потребностью иметь хорошее здоровье и прожить долгую жизнь ассоциирована потребность иметь внуков, что позволяет задействовать дополнительные механизмы формирования самосохранительного поведения. В характеристике ценностей здоровья и ориентации на продолжительную жизнь прослеживается традиционная образовательная дифференциация, однако в мотивацию долголетия вмешивается гендерный фактор: так, потребность увидеть внуков является более значимым для студентов-мужчин и учащихся колледжей-женщин.

Литература

1. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Зверева Н.В., Иванова Л.Ю. Демографическое поведение и его детерминация. М., 2005

2. Иванова Л.Ю. Самосохранительное поведение // Демографическая ситуация и демографическая политика в Липецкой области. Липецк, 2006, с.92-94.

3. Федоткина С.А. Потребность в долголетии: по результатам опроса

российской молодёжи // Современные исследования социальных проблем. -2011. - № 2. - С. 205-208.

4. Федоткина С.А. Мотивация долголетия. //Права ребенка. М., 2010., декабрь. С. 62-65

5. A global look at public perceptions of health problems, priorities and donors: the Kaiser/Pew global health survey. Kaiser Family Foundation, December 2007 (http:// www.kff.org/kaiserpolls/upload/7716.pdf , accessed 1 July 2008).

6. Inglehart R, Welzel C. Modernization, cultural change and democracy: the human development sequence. Cambridge, Cambridge University Press, 2005.

7. Kickbush I. Innovation in health policy: responding to the health society. Gaceta Sanitaria, 2007, 21:338-342.

Рецензент:

Иванова А.Е., доктор экономических наук, профессор (ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.