Научная статья на тему 'О мотивах студентов государственных и частных вузов'

О мотивах студентов государственных и частных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MOTIVES / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / STATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION / PRIVATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Виктор Иванович

Дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается динамика мотивов выбора профессии, влияние типа учебного заведения на мотивацию образовательной деятельности студентов государственных и частных вузов. Отмечается, что среди студентов частного вуза явно преобладает стремление к знаниям и ориентация на профессиональную карьеру и в то же время некоторое пренебрежение к диплому. Как показал опрос, наличие денег при недостатке способностей играет заметную, но не главную роль при выборе платного образования. Изучение мотивов студенческой молодежи частных и государственных высших учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе студентов частного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the concept of motivation and motives, explores a naturalistic approach to man, characteristic of the Western tradition studying the motives as «a multifaceted concept that includes: needs, attitudes, interest, habits, motives, desires, inclinations, urges, examines the impact of motivation on learning, the dynamics of motives of choice of profession, the influence of type of school on the motivation of educational activity of students at state and private institutions. It is noted that among the students of a private university clearly prevails the pursuit of knowledge and orientation to a professional career and at the same time a disregard for the degree. We are slightly puzzled by the coincidence of positions of students of both universities in relation to the career of the entrepreneur and the manager. The survey showed that the availability of money with a lack of abilities plays a prominent but not central role in the selection of paid education. The motives of educational activity of students are closely linked with the motives of choice of institution (profession), and with the conditions of professional activities. They are largely determined by the degree of satisfaction with the quality of teaching and training. The study motives of the student youth of non-state and state colleges of higher education suggests that at present the fundamental differences in this area do not exist, largely due to the immaturity of the private sector of higher education. However, research has shown the relationship between the payment for learning and a higher motivation for learning of students of a private college. The students found great interest in his professional career, confidence in their future, there is no doubt that they are faster to adapt to new economic and social realities.

Текст научной работы на тему «О мотивах студентов государственных и частных вузов»

УДК 37 . 018

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-123-128

О МОТИВАХ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ВУЗОВ

В. И. Степанов

Алтайский экономико-юридический институт, Барнаул

Дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается динамика мотивов выбора профессии, влияние типа учебного заведения на мотивацию образовательной деятельности студентов государственных и частных вузов. Отмечается, что среди студентов частного вуза явно преобладает стремление к знаниям и ориентация на профессиональную карьеру и в то же время некоторое пренебрежение к диплому. Как показал опрос, наличие денег при недостатке способностей играет заметную, но не главную роль при выборе платного образования. Изучение мотивов студенческой молодежи частных и государственных высших учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе студентов частного вуза.

Ключевые слова: мотивы, мотивация учебной деятельности, государственный сектор высшего образования, частный сектор высшего образования.

Современный этап развития высшего образования характеризуется тем, что целью обучения становится формирование умения учиться. В связи с этим растет актуальность мотивации учебной деятельности.

Исследование мотивации ведется психологами, педагогами, социологами уже десятки лет. Только в зарубежной психологии насчитывается более тридцати теорий мотивации.

Натуралистический подход к человеку, характерный для западной традиции изучения мотивации, делает неразрешимой проблему инициативной формы поведения человека, ограничивает ее суть рассмотрением субъект-предметных отношений. Выход за рамки такого натуралистического подхода возможен, когда мотивация предстает в качестве компоненты структуры активно действующей, самостоятельно выбирающей способ поведения личности. Подчиняясь социальным требованиям, человек формирует мотивы, необходимые для выполнения каких-либо функций в социальной системе и ее изменения. Такой методологический подход характерен для отечественной традиции. Большой вклад в разработку теории мотивации, в частности мотивации учебной деятельности, внесли выдающиеся русские ученые К. Д. Ушинский, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Хуторской и другие.

В словарях и энциклопедиях мотив обычно понимается как побудительная причина действий и поступков человека. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных сторонах изучения мотивации.

Например, С. Л. Рубинштейн подчеркивает осознанность мотивов. «...Мотивация человеческо-

го поведения, - пишет он, - это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через эту мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значения предметов и явлений и их „смысл" для человека есть то, что детерминирует поведение» [1, с. 137]. В соответствии с концепцией А. Н. Леонтьева, которому принадлежит одна из наиболее серьезных теорий мотивации, мотивы рассматриваются как «многогранное понятие, включающее в себя: потребности, установки, интерес, привычки, побуждения, желания, склонности, влечения» [2]. Таким образом, мотив оказывается и функцией предмета потребности, и свойством самой потребности, что свидетельствует о противоречии в определении понятия и затрудняет его использование в прикладных исследованиях мотивации.

Непростые отношения мотива с целями деятельности. Может ли цель выступать, пусть не всегда, мотивом поведения? На наш взгляд, может. Сложная, отдаленная во времени цель порождает целую гамму мотивов, но иногда она непосредственно мотивирует действия человека или присутствует в нем как один из элементов. По мнению В. И. Ковалева, мотив не тождествен цели, так как мотив - это осознанное побуждение, а цель - предполагаемый результат деятельности. «Мотивы, -пишет он, - обычно предшествуют возникновению целей, ставящихся лишь при наличии определенных потребностей и в соответствии с имеющейся мотивацией» [3, с. 51]. Осознанность мотива предполагает соотнесение его с целью, осознанность самой цели как побудителя действий. Совершенно справедливо замечает Х. Хеккаузен, что при всех различиях в оттенках значения терминов побуждения, влечения, стремления указывают на «динами-

ческий момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые, независимо от их специфики, всегда содержат в себе ценностный момент» [4, с. 33]. Целеустремленность и направленность личности порождают, как правило, систему мотивов, субординированных по степени важности, как и иерархия ценностей.

Например, профессиональная направленность человека возникает под влиянием совокупности мотивов, связанных с престижностью, доходностью профессии, содержанием и разнообразием труда. При этом мотивы не просто ранжируются по определенной иерархии, занимая более или менее значимые места, но и вступают в определенные противоречия, отражая их двухмодальное строение. «Эти две модальности, - считает В. Г. Асеев, - проявляются в относительно различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения и типа необходимости, нужды, в виде стремления к чему-либо и избегания...» [5, с. 104].

Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова, А. И. Терре подчеркивают, что успешность обучения понятиям зависит во многом от первого этапа учебной деятельности - мотивации [6, с. 103].

Н. В. Мормужева возлагает ответственность за мотивацию учебной деятельности студентов и ее повышение не только на преподавателей и семью, но и на общество [7, с. 163].

Ф. К. Ахмедзянова полагает, что мотивация учебной деятельности складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса [8].

По мнению Т. А. Семеновой, учебная мотивация выступает, как правило, одним из основных факторов, оказывающих влияние на получаемый результат обучения [9, с. 32].

А. В. Смирнов считает учебную мотивацию частным видом мотивации, включенным в учебную деятельность [10].

Выявить динамику мотивов выбора профессии, влияние типа учебного заведения на мотивацию учебной деятельности - важная и непростая исследовательская задача, которая осложняется неразработанностью проблемы.

По данным исследований, компоненты, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, в структурах образа профессионала и его мотивационной сфере начинают преобладать только к четвертому курсу обучения. Это не удивительно, так как в модель высшего образования до массового перехода на бакалавриат специализация закладывалась с третьего курса.

Вот почему для опроса мы взяли студентов 4-го курса государственного технического университета. Особенностью программы частного экономико-юридического института является одновременное

с общеобразовательными дисциплинами изучение специальных предметов, что позволило включить в число респондентов студентов первого и второго курсов.

Согласно одной из гипотез исследования, на мотивы собственно учебной деятельности влияют как ценностные ориентации студентов, так и профессиональная ориентация в целом. Поэтому важно было знать отношение к высшему образованию в целом и мотивы выбора типа учебного заведения. Ответы на соответствующие вопросы анкеты представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Мотивы поступления в вуз,

Варианты ответов Институт Университет

Высшее образование престижно 4,7 20,8

Хочу получить знания и умения, необходимые для будущей работы 76,5 43,2

Не хочу служить в армии (респонденты мужского пола) 1,1 39,4

Диплом не помешает - 50,0

Многие учатся, чем я хуже - 5,6

Высшее образование гарантирует чистую, спокойную работу 5,9 12,3

Хочу серьезно заняться наукой 2,3 1,6

Это путь к карьере менеджера, бизнесмена 5,9 5,6

Что-то другое 2,3 1,8

Таблица 2 Мотивы выбора частного учебного заведения,

Варианты ответов Студенты института

Считаю, что здесь выше качество образования 11,9

Легко сдать вступительные экзамены 40,0

Не выдержу конкурс на вступительных экзаменах в госуниверситет по интересующей специальности 36,3

Устраивает программа обучения 15,5

Родители настояли 9,6

Что-то другое 4,4

Таблица 3

Мотивы выбора государственного учебного заведения, %

Варианты ответов Студенты университета

Считаю, что здесь выше качество образования 12,3

Не надо платить за учебу 57,9

Частный вуз не готовит специалистов по нужной мне специальности 26,4

Устраивает программа обучения 32,6

Родители настояли 8,4

Что-то другое 5,6

Как видно из табл. 1, среди студентов частного вуза явно преобладает стремление к знаниям и

ориентация на профессиональную карьеру и в то же время некоторое пренебрежение к диплому, элементу имиджа преуспевающего человека. Несколько озадачивает совпадение позиций студентов обоих вузов по отношению к карьере предпринимателя и менеджера.

В мотивах студентов АлтГТУ представлены две различных тенденции. Первая - это ориентация на профессиональную карьеру, характерную в основном для студентов престижных специальностей (программисты, менеджеры). Вторая - практически отсутствующая в мотивах студентов института - использование студенческого статуса для решения личных проблем, не связанных непосредственно с высшим образованием. Обращает на себя внимание стремление значительной части респондентов избежать службы в армии, использовать диплом как инструмент дальнейшего самоопределения не обязательно в изучаемой профессиональной области. Профессиональный выбор для большинства студентов АлтГТУ не окончателен.

Это подтверждается и анализом данных табл. 2, 3. Интересует конкретная профессия 76,3 % студентов института, выбравших второй и третий варианты ответов. Они предпочли бы государственный вуз, если бы смогли преодолеть барьер вступительных экзаменов.

Лишь 11,9 % студентов института считают, что частное высшее учебное заведение дает образование более высокого качества. Примерно такое же число - 12,3 % - студентов АлтГТУ убеждено в преимуществах государственного университета.

Согласно нашей гипотезе, выбор частного вуза должен коррелировать с оценкой способностей. Как показал опрос, наличие денег при недостатке способностей играет заметную, но не главную роль при выборе платного образования. Наряду с данными табл. 2 об этом косвенно свидетельствуют и ответы на следующий вопрос (табл. 4).

Таблица 4

Соответствуют ли Ваши способности требованиям учебной программы и будущей профессии, %

Варианты ответов Институт Университет

Да, вполне 28,2 58,4

Ощущаю некоторое несоответствие 45,9 32,6

Несоответствие явное, но я стараюсь развить способности 13,4 2,8

Нет 1,5 6,2

Не знаю 10,6

В два раза большее число студентов АлтГТУ уверены в своих способностях, так как к четвертому курсу значительная часть неуспевающих уже отчислена из университета. Это же обстоятельство объясняет, почему студенты младших курсов ин-

ститута не могут определенно ответить на вопрос о соответствии своих способностей профессиональному выбору. Зато среди них почти в 5 раз больше тех, кто, признавая низкий стартовый уровень, стремится развить способности. Видимо, заплаченные за образование деньги мотивируют более заинтересованное отношение к учебе.

Отмеченная тенденция подтверждается также сравнением ответов, представленных в табл. 5.

Таблица 5

Хватает ли Вам времени на усвоение учебной программы?, %

Варианты ответов Институт Университет

Да 11,1 39,4

Немного не хватает 71,1 50,0

Совсем не хватает 17,8 10,6

Мотивы учебной деятельности тесно связаны как с мотивами выбора вуза (профессии), так и с условиями последующей профессиональной деятельности. При этом последние являются видоизмененными мотивами выбора профессии.

О конкретной карьере, объясняющей мотивы будущей профессиональной деятельности, можно судить по табл. 6.

Таблица 6

Кем Вы мечтаете стать?, %

Варианты ответов Институт Университет

Профессиональный политик 0,7 0,7

Предприниматель в сфере производства 22,2 20,2

Банкир 5,9 12,3

Адвокат, судья, юридический консультант 67,4 1,8

Бухгалтер 3,7 5,6

Преподаватель 2,2 12,3

Инженер на государственном (акционерном) предприятии 12,3

Инженер на частном предприятии - 34,8

Другие профессии 2,2 0,7

Лишь по второму варианту ответа мы наблюдаем некоторое единодушие: независимо от типа учебного заведения чуть больше трети молодых людей ориентированы на самоутверждение в творческой работе. По остальным вариантам ответов различие существенно. Значительная часть опрошенных студентов АлтГТУ видит свое будущее в образе инженера.

Как видно из таблицы, ответы студентов экономико-юридического института никаких сюрпризов не содержат и соответствуют ценностным ориента-циям и мотивам поступления в вуз. Можно отметить лишь различие между мечтами о статусе предпринимателя и соответствующим мотивом поступления в частный вуз (табл. 1). Однако это раз-

личие объясняется просто, если учесть, что студенты института интересуются бизнесом в сфере правоотношений, а у 23 % студентов родители являются предпринимателями. Что касается студентов университета, то у них противоречие между мотивами поступления в вуз, мотивами будущей профессиональной деятельности и соответствующими мечтами очевидно.

Таким образом, в мотивах профессионального выбора у студентов частного вуза мы наблюдаем большую статистически значимую определенность и соответствие ценностным ориентациям, чем у студентов государственного университета. Посмотрим, как мотивы выбора учебного заведения, профессиональной карьеры проявляются в отношении к учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности студентов во многом определяются степенью удовлетворенности качеством преподавания и организации обучения. Использованная анкета включала несколько вопросов на эту тему. Данные опроса представлены в следующих таблицах.

Таблица 7

Испытываете ли Вы разочарование в выборе учебного заведения?

Варианты ответов Институт Университет

Да 8,9 9,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчасти 57,8 32,6

Нет 23,0 51,7

Не знаю 10,3 6,7

Число вполне удовлетворенных выбором вуза среди студентов университета в 2,2 раза выше, однако надо учесть, что студенты института полностью оплачивают свое образование и их требования выше. Кроме того, на меньший процент разочарованных влияет использование студенческого статуса для решения внеобразовательных проблем (отсрочка от службы в армии, пережидание тяжких времен).

Таблица 8

Удовлетворены ли Вы качеством преподавания в Вашем вузе?, %

Варианты ответов Институт Университет

Да, вполне 28,2 26,4

Не совсем 56,5 58,4

Нет 3,5 10,7

Не знаю 11,8 4,5

Сравнивая распределение ответов в табл. 8 с табл. 7, мы можем сделать вывод о том, что не качество преподавания является причиной разочарования в выборе вуза, а факторы другого порядка.

Поскольку оба вуза находятся в одном городе и часть их студентов знакома друг с другом, общаются на досуге, было интересно сравнить их восприятие качества образования в учебных заведениях различного типа.

Мы отдавали себе отчет в относительности данного индикатора, фиксирующего, скорее, определенный стереотип студенческого сознания, чем реальность. Тем не менее считаем, что он может быть использован для сравнительного анализа мотивации.

Таблица 9

Как Вы оцениваете качество преподавания и образования в учебных заведениях различного типа?, %

Варианты ответов Институт Университет

Частные вузы обеспечивают более высокий уровень, чем государственные 16,5 10,1

Платность не влияет на качество образования 64,7 43,8

Частные вузы не гарантируют уровня и качества обучения государственных 10,6 25,3

Не знаю 8,2 20,8

Никаких явных преимуществ в частных высших учебных заведениях большинство студентов не видит, причем обучающиеся института обнаружили в этом вопросе даже больший скептицизм.

Это подтверждается высоким коэффициентом положительной корреляции к соответствующим вариантам ответов следующей табл. 10.

Таблица 10

Как Вы считаете, в частных высших учебных заведениях по сравнению с государственными студенты относятся к учебе?, %

Варианты ответов Институт Университет

Более ответственно 22,3 23,0

Менее ответственно 18,8 12,3

Так же 51,9 43,8

Не знаю 7,0 20,8

Подводя итоги, мы вправе сделать вывод об отсутствии принципиальных различий в мотивации учебной деятельности студентов частного и государственного вузов.

Студенты института обнаружили большую заинтересованность в профессиональной карьере, уверенность в своем будущем, их ценностные ориентации больше соответствуют рыночной стратегии российских реформ. Нет сомнений в том, что они быстрее адаптируются к новым экономическим и социальным реалиям.

Список литературы

1. Рубинштейн С . Л . Проблемы общей психологии . М . : Педагогика, 1973. 424 с .

2 . Леонтьев А. Н . Потребности, мотивы, эмоции . М . : МГУ, 1971.40 с .

3 . Ковалев В . И . Мотивы поведения и деятельности . М .: Наука, 1988. 192 с .

4 . Здравомыслов А. Г . Потребности . Интересы . Ценности . М .: Политиздат, 1986 . 223 с.

5 . Асеев В . Г. Мотивация поведения и формирование личности . М . : Мысль, 1976 . 158 с.

6 . Гельфман Э . Г . , Демидова Л . Н . , Терре А. И . Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов

// Вестн. Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 8 (185) . С . 100-107 .

7 . Мормужева Н . В . Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV

Междунар . науч . конф . (г . Челябинск, декабрь 2013 г . ) . Челябинск: Два комсомольца, 2013 . С . 160-163.

8 . Ахмедзянова Ф . К . Формирование мотивации учения студентов вузов в условиях концентрированного обучения: автореф . дис .... канд .

пед наук Казань, 2006 26 с

9 . Семенова Т . А. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России .

2016 . № 7 .С .27-37 .

10 . Смирнов А . В . Мотивы учебной деятельности студентов // Научно-образовательный потенциал молодежи в системе профессионально-

го образования как основной ресурс нации / И . В . Семенова, Р . В Габдреев . Казань: РИЦ «Школа», 2007 . С . 164-167 .

Степанов Виктор Иванович, кандидат педагогических наук, Алтайский экономико-юридический институт (пр.

Красноармейский, 108, Барнаул, Россия, 656015). E-mail: svi_2@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.10.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-123-128

ABOUT THE STUDENTS' MOTIVES IN STATE AND PRIVATE HIGHER INSTITUTIONS

V I. Stepanov

Altai Economics and Law Institute, Barnaul, Russian Federation

The article describes the concept of motivation and motives, explores a naturalistic approach to man, characteristic of the Western tradition studying the motives as «a multifaceted concept that includes: needs, attitudes, interest, habits, motives, desires, inclinations, urges, examines the impact of motivation on learning, the dynamics of motives of choice of profession, the influence of type of school on the motivation of educational activity of students at state and private institutions. It is noted that among the students of a private university clearly prevails the pursuit of knowledge and orientation to a professional career and at the same time a disregard for the degree. We are slightly puzzled by the coincidence of positions of students of both universities in relation to the career of the entrepreneur and the manager. The survey showed that the availability of money with a lack of abilities plays a prominent but not central role in the selection of paid education. The motives of educational activity of students are closely linked with the motives of choice of institution (profession), and with the conditions of professional activities. They are largely determined by the degree of satisfaction with the quality of teaching and training. The study motives of the student youth of non-state and state colleges of higher education suggests that at present the fundamental differences in this area do not exist, largely due to the immaturity of the private sector of higher education. However, research has shown the relationship between the payment for learning and a higher motivation for learning of students of a private college. The students found great interest in his professional career, confidence in their future, there is no doubt that they are faster to adapt to new economic and social realities.

Key words: motives, motivation of educational activity, state sector of higher education, private sector of higher education.

References

1. Rubinshteyn S . L . Problemy obshchey psikhologii [Problems of general psychology] . Moscow, Pedagogika Publ ., 1973. 424 p . (in Russian) .

2 . Leont'yev A. N . Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, motives, emotions] . Moscow, MSU Publ . , 1971. 40 p . (in Russian) .

3 . Kovalev V. I . Motivy povedeniya i deyatel'nosti [Motivation and activity] . Moscow, Nauka Publ ., 1988. 192 p . (in Russian) .

4 . Zdravomyslov A. G . Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Needs . Interests . Values] . Moscow, Politizdat Publ ., 1986 . 223 p . (in Russian) .

5 . Aseev V. G . Motivatsiya povedeniya i formirovaniye lichnosti [Motivation of behavior and personality formation] . Moscow, Mysl' Publ . , 1976 .158 p .

(in Russian)

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 1 (190)

6 . Gel'fman E . G ., Demidova L . N . , Terre A . I . Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya osnovnoy shkoly sredstvami uchebnykh tekstov

[Learning activity motivation of primary school students by means of teaching texts] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 8 (185), pp . 100-107 (in Russian) .

7 . Mormuzheva N . V. Motivatsiya obucheniya studentov professional'nykh uchrezhdeniy [Motivation for teaching students of professional

institutions] . Pedagogika: traditsii i innovtsii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. [Pedagogy: traditions and innovations: materials of the IV mezhdunar. scientific, conf. (Chelyabinsk, December 2013) ] . Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa Publ . , 2013 . Pp . 160-163. (in Russian) .

8 . Akhmedzyanova F. K . Formirovaniye motivatsii ucheniya studentov vuzov v usloviyakh kontsentrirovannogo obucheniya. Aftoref. dis. kand. ped.

nauk [Formation of motivation teachings of students in conditions of concentrated training . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Kazan, 2006 . 26 p (in Russian)

9 . Semenova T. A . Vliyaniye uchebnoy motivatsii na uspevaemost' studentov: rol' uchebnoy aktivnosti [The effect of learning motivation on student

performance: the role of educational activity] . Vissheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2016, no . 7, pp . 27-37 (in Russian) .

10 . Smirnov A. V. Motivy uchebnoy deyatel'nosti studentov [The motives of educational activity of students] . Nauchno-obrazovatel'nyy potentsial

molodezhi v sisteme professinal'nogo obrazovaniya kak osnovnoy resurs nazii. I. V. Semenova, R. V. Gabdreev [Scientific and educational potential of young people in the system of vocational education as the main resource the nation . I . V. Semenova, R . In Abdreev] . Kazan, RITs «Skola» Publ . , 2007 . Pp . 164-167 (in Russian) .

Stepanov V. L, Altai Economics and Law Institute (pr. Krasnoarmeyskiy, 108, Barnaul, Russian Federation, 656015). E-mail: svi_2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.