Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Яна Олеговна

В статье выявлены и систематизированы общие ценностные ориентации респондентов от 24 до 48 лет. Подтверждено различие ценностных ориентаций на разных возрастных этапах. Определено, что трансформация ценностных ориентаций является важным признаком развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT DIFFERENT AGE STAGES

The article identifies and systematizes the general value orientations of respondents from 24 to 48 years old. The difference of value orientations at different age stages is confirmed. It is determined that the transformation of value orientations is an important sign of personality development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ»

н и о

РАЗДЕЛ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072

Тарасова Яна Олеговна,

Московский институт психоанализа, г. Москва Tarasova Yana Olegovna, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT DIFFERENT AGE STAGES

Аннотация: в статье выявлены и систематизированы общие ценностные ориентации респондентов от 24 до 48 лет. Подтверждено различие ценностных ориентаций на разных возрастных этапах. Определено, что трансформация ценностных ориентаций является важным признаком развития личности.

Abstract: the article identifies and systematizes the general value orientations of respondents from 24 to 48 years old. The difference of value orientations at different age stages is confirmed. It is determined that the transformation of value orientations is an important sign of personality development.

Ключевые слова: ценностные ориентации, возрастная психология, потребности, личность.

Keywords: value orientations, age psychology, needs, personality.

На протяжении жизни человек проходит этапы социализации: общение в семье, детском саду, школе, группе сверстников, группе учеников, рабочей группе - в разных социальных сферах [2]. Группы, с которыми взаимодействует человек, представляют собой разные системы ценностей. Эти ценности регулируют и ограничивают поведение индивида и во многом определяют его ценностную ориентацию.

Б.Г. Мещеряков указывает на то, что «ценностные ориентации - это значимый компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)» [3, с. 114]. Данные ориентации являются составляющей Я-концепции человека и воздействуют на восприятие им значимого другого, которым в свою очередь является личность, в свою очередь влияющая на других людей.

Имплицитная структура ценностей оформляется как осознанный процесс при умении выделить из множества явлений ключевое. Важнейшие явления под влиянием жизненных обстоятельств образуют единую структуру, которая зависит от поставленных целей и задач. Данный навык формируется при высоком уровне развития личности, что подразумевает наличие:

• высокого уровня формирования высших функций психики,

• зрелости в психологическом и социальном смысле.

Еще один параметр, характеризующий деятельность ценностных ориентаций, содержится в их содержательной части [1]. Уровень предпочтения одних ценностей перед другими определяется ценностями, которые составляют ядро ценностных ориентаций личности, что позволяет определить целевые ценности личности.

Ценности личности формируют структуру ее ценностных ориентаций, т.е. систему важных характеристик личности, составляющие основу сознания и поведения личности, которые способствуют ее гармоничному развитию и бытованию в мире.

Также ценностные ориентации - это способ классификации объектов действительности по их значимости. Ключевой является связь ценностных ориентаций с 4

целеполаганием личности. Такая система позволяет выявить сущностную направленность личности и является базой мировоззрения, позволяет осмыслить свою жизнь. Через направленность личности ее ценностные ориентации выражаются в деятельности человека, они могут быть стабильными мотивами и сформироваться в убеждения.

Исследуем разные возрастные группы для определения ценностных ориентаций на разных этапах жизни. Т. Мужицкая представляет крупные этапы развития взрослого человека (молодость, ранняя зрелость, зрелость, старость) в виде 12-летних циклов развития личности, каждый из которых разделен на 6 этапов: физический - 24-26, 36-38 лет; личностный - 26-28, 38-40 лет; межличностный - 28-30, 40-42 лет; социальный - 30-32, 42-44 года; принципиальный уровень - 32-34, 44-46 лет; духовный - 34-36, 46-48 лет [4].

Данные этапы разделяются на короткие возрастные периоды, которые позволяют определить динамику потребностей с учетом специфики каждого этапа, характеризующегося наличием определенных ценностных ориентаций. В исследовании участвовали 109 человек в возрасте от 24 до 48 лет, 31 мужчин и 78 женщин, проживающие в различных городах России (от Сахалина до Калининграда) и Украине. Используемый метод - анкетирование.

Респонденты, находящиеся на физическом этапе развития личности (24-26, 36-38 составили 31 человек, они продемонстрировали следующий результат, представленный на рисунке 1.

■ Стать счастливым, изменить жизнь к лучшему

■ Найти профессиональное призвание

■ Гармонизировать все области жизни

■ Найти мужа / жену

■ Понять, какой именно партнер нужен

я Приобрести материальные атрибуты (машину, квартиру и т.д.}

Рисунок 1 - Ценностные ориентации на физическом этапе развития личности (24-26, 36-38)

32 % респондентов отмечают, что самое важное - это гармонизация всех областей жизни. При этом люди в возрасте 24 года указывали следующие запросы - жить отдельно от родителей, найти себя, систематизировать свою жизнь, купить машину, в возрасте 36-38 лет наиболее частыми запросами были - найти призвание, партнера, стать счастливым.

Респонденты, находящиеся по возрасту на личностном этапе развития личности (2628, 38-40 лет) составили 21 человека и продемонстрировали следующий результат, представленный на рисунке 2.

33% исследуемых считают важным увеличение материального достатка, 14% полагают, что значимым является планирование времени, 10% - повышение уверенности в себе, 10% - раскрытие внутренней энергии, 10% - наличие внутренней гармонии.

Ценностные ориентации на межличностном этапе развития личности (28-30, 40-42 лет) связаны с областью отношений с собой и другими людьми. 32 % респондентов указывали на необходимость гармонизации отношений во всех областях жизни.

На социальном этапе развития личности (30-32 лет) 40 % респондентов отмечают, что хотели бы повысить эффективность, чтобы достигать социально значимых результатов. Для возраста 42-44 года характерно стремление улучшить отношения в семье, разрешить внутренние проблемы.

■ Увеличение материального достатка ■ Семейные отношения

■ Повышение уверенности в себе ■ Внутренняя гармония

ш Эффективное планирование времени ■ Ракрытие внутренней энергии

Рисунок 2 - Ценностные ориентации на личностном этапе развития личности

(26-28, 38-40 лет)

Принципиальный этап развития включает две группы возраста: 32-34 и 44-46 лет. Респонденты возраста 32-34 уделяют внимание вопросу организации жизни после развода, выстраиванию личных границ и отношений с супругом и детьми. В возрасте 44-46 на первый план выходит укрепление самооценки, стремление к целостности, достижение баланса во всех сферах жизни.

Универсальный уровень демонстрирует, что в возрасте 34-36 важны запросы делегирование, увеличение дохода, самореализация, дисциплина. В возрасте 46-48 на первый план выходят потребности в постановке и достижении целей, обеспечение полноценной жизни, полезная и интересная деятельность.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что основные запросы респондентов совпадают с ценностями этапов развития личности, представленными Т. Мужицкой. Личность развивается, и у нее возникают специфические потребности, каждой возрастной группе выделяется ядро ценностных ориентаций. Каждые 12 лет цикл повторяется, актуальные проблемы в возрастных группах позволяют выявить закономерности, а именно трансформацию ценностных ориентаций, на которую оказывает влияние обстоятельства жизни, возрастные кризисы, приобретение жизненного опыта. Респонденты переносят фокус внимания с отношений с людьми на повышение личной эффективности, создание социальных результатов.

Список литературы:

1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 108-128.

2. Батюта М. Б. Возрастная психология: уч. пос. - М.: Логос, 2011. - 306 c.

3. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, 2009. - 816 с.

4. Мужицкая, Т. Математические парадоксы возраста // «ЭГОИСТ generation», №5. 2009. URL: http://egoist generation.ru/mathematicheskie_paradoksi_vozrasta.html (дата обращения: 02.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.