Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи'

Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2110
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБЩЕНИЕМ / ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОММУНИКАТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / VALUE ORIENTATIONS / COMMUNICATIVE CORE OF PERSONALITY / COMMUNICATION SATISFACTION / VALUE DETERMINANTS OF THE COMMUNICATIVE WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Елена Алексеевна

В статье проанализированы ценностные детерминанты коммуникативного благополучия студенческой молодежи. Рассматриваются взаимосвязи ценностных ориентации с коммуникативными личностными характеристиками, представлена ценностно-коммуникативная типология личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations as a factor of the communicative well-being of students

In the article the value determinants of the communicative well-being of students are analyzed. The relationships of value orientations with communicative personal characteristics are shown, the value communicative typology of students' personality is represented.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи»

УДК 316.6 : 316.346.32 - 053.6

Е. А. Васина

Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи

В статье проанализированы ценностные детерминанты коммуникативного благополучия студенческой молодежи. Рассматриваются взаимосвязи ценностных ориентаций с коммуникативными личностными характеристиками, представлена ценностно-коммуникативная типология личности студентов.

In the article the value determinants of the communicative well-being of students are analyzed. The relationships of value orientations with communicative personal characteristics are shown, the value communicative typology of students' personality is represented.

Ключевые слова: ценностные ориентации, коммуникативное ядро личности, удовлетворенность общением, ценностные детерминанты коммуникативного благополучия.

Key words: value orientations, communicative core of personality, communication satisfaction, value determinants of the communicative well-being.

Ценностная проблематика является точкой пересечения различных исследовательских областей гуманитарных и социальных наук в связи с ее значимостью во многих сферах жизни людей. Обращая внимание на междисциплинарный характер проблемы ценностных ориентаций, Б.Г. Ананьев писал, что «имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов... Этим общим центром являются ценностные ориентации групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей» [1, с. 251]. Идеи ценностной детерминации многообразных проявлений жизнедеятельности человека (в том числе и общения) составляют прочный фундамент отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

Рассматривая общение как универсальное условие человеческого бытия, где проявляется и переживается человеческая сущность, мы неизбежно приходим к пониманию того, что онтопсихологический анализ общения невозможен без обращения к понятию ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий ведущие жизненные принципы, направленность и содержание социальной активности личности. Теоретико-методологический анализ этой категории показывает, что она

© Васина Е. А., 2014

может быть выражена как через понятия ценностей и ценностного отношения, разработанные в аксиологии (как вид ценностного отношения, система ценностных представлений личности), так и через психологические понятия установки, отношения, личностного смысла, направленности личности (как компонент психологической структуры личности) [8]. Результаты психологических исследований, а также разработок в области семантики, позволяют определить ценностные ориентации как систему личностных смыслов отражаемого человеком мира [11].

По своей психологической природе ценностные ориентации являются смысловыми образованиями, выражающими значимость для человека определенных аспектов действительности. Ценностные ориентации внутренне организуют содержание сознания и направляют мотивацию человеческого мышления, социального поведения, общения и деятельности, определяют отношения человека с социумом, ближайшим окружением и самим собой. Они упорядочены по степени их важности, относятся к желательным конечным состояниям (целям, идеалам) и средствам их достижения, являются критериями для оценки и сравнения желаемого и действительного, управляют согласованием жизненных целей и выбором в различных жизненных ситуациях. Интегрируя когнитивную и потребностно-мотивационную сферы человека в единую смысловую сферу, ценностные ориентации детерминируют процесс социального познания и выступают субъективными регуляторами поведения человека. Сложившаяся система ценностных ориентаций выступает как особый когнитивно-конативный комплекс в структуре механизмов регуляции жизнедеятельности, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения [8].

В последнее время ценностно-смысловая проблематика активно разрабатывается отечественной психологией (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.). В рамках смыслового подхода к личности межличностное общение предстает как трансляция индивидуальных смыслов субъектов общения друг другу, регулируемая целями и мотивами, отражающими ценностно-смысловые позиции и содержание внутреннего мира партнеров по общению. Тесная связь общения с ценностями и смыслами отмечается многими отечественными исследователями (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бо-далев, Л.И. Рюмшина и др.). Ценностные ориентации оказывают влияние на избирательность восприятия информации в процессе общения, атрибутивные процессы, выбор мотивационных и копин-говых стратегий, способов поведения в конфликтных ситуациях, на коммуникативные навыки и динамику становления взаимоотноше-

ний личности с другими людьми, являются значимым фактором субъективной удовлетворенности общением.

Однако исследований влияния ценностно-смысловых структур на характер межперсональных отношений, взаимопонимание, коммуникативную успешность и удовлетворенность относительно немного. В их числе исследование ценностно-смысловых детерминант межличностного взаимопонимания Ю.А. Желтоновой [9], ценностно-смысловой анализ форм межличностного общения Л.И. Рюмшиной [12]. В частности, в диссертационном исследовании Л.И. Рюмшиной показано, что согласованность ценностно-смысловых отношений личности ориентирует ее на поиск диалога с партнером (или партнерами), а их противоречивость и несогласованность - на манипулирование людьми. Тем не менее, ценностно-смысловая детерминация общения изучена недостаточно, что значительно усложняет понимание его глубинных характеристик, а также других проблем, связанных с человеческим бытием.

Одним из ключевых социально-психологических понятий является понятие коммуникативного ядра личности, предложенное А.А. Бодалевым [3; 4], описывающее направленность, потенциал и меру устойчивости личности, которые обнаруживаются в общении человека с другими людьми. Коммуникативное ядро личности представляет собой единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых и опосредованных контактах человека с другими людьми и общностями. Важнейшей функцией и результатом проявления коммуникативного ядра личности является ее направленность. Как отмечает А.А. Бодалев, «вступая в общение..., человек обнаруживает определенную направленность. Жестокость, черствость, грубость, лживость, злобность, скрытность и другие подобные качества, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности одного типа. Чуткость, альтруизм, милосердие, совестливость, искренность, доброта и многие другие похожие качества в совокупности образуют коммуникативное ядро личности другого типа. Существуют относительно устойчивые симптомокомплексы, которые выражают сущность коммуникативного ядра личности и характер которых благоприятствует общению гуманистического типа или затрудняет его» [3, с. 64-65].

В коммуникативном ядре одни качества могут играть доминирующую роль, а другие подчиненную. От того, каким оказывается коммуникативное ядро, зависят потребности, не только непосредственно связанные с общением, но и другие, представляющие субъективную значимость для человека определенной стороны действительности (природа, труд, учение, семья и др.), по поводу которых должна актуализироваться его коммуникативная сфера. Таким образом, потребности личности воздействуют на отражение других

людей и общностей, на отношение к ним и на характер поведенческих контактов с ними. Удовлетворение или неудовлетворение их в общении изменяют отражение других людей и общностей, эмоциональный отклик на них и поведение по отношению к ним. Готовность человека к полноценному межличностному общению предполагает, по мнению А.А. Бодалева, формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т. е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность [3, с. 65].

Важным аспектом анализа проблем общения является изучение влияния ценностных ориентаций личности на характер ее взаимоотношений с окружающими людьми и коммуникативное благополучие. Удовлетворенность общением и отношениями в близком кругу составляет важную сторону психологического благополучия человека, его удовлетворенности жизнью в целом.

По определению В.Н. Куницыной, удовлетворенность общением представляет собой «характеристику субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества» [10, с. 414-415]. Удовлетворенность общением является важным психологическим показателем коммуникативной успешности, наряду с такими критериями, как легкость, спонтанность, свобода, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность [10, с. 415].

Понятия коммуникативного благополучия и удовлетворенности близки по своему психологическому смыслу. Однако понятие коммуникативного благополучия является несколько более широким и отражает не только удовлетворенность как субъективную позитивную оценку качества межличностных отношений и актуальное состояние, но и коммуникативно-личностный потенциал человека, его коммуникативные способности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения и выполнения совместной деятельности.

В психологических исследованиях взаимосвязи между личностными чертами и субъективной удовлетворенностью устойчиво обнаруживаются положительные корреляции с экстраверсией и уверенностью в себе, и отрицательные - с нейротизмом [2, с. 177; 5, с. 677]. Экстраверсия - комплексное свойство личности, стандартно описываемое как склонность к широким разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость, ориентация на внешний мир). К комплексу черт

экстраверта относят также жизнерадостность, импульсивность, беспечность, непостоянство. Различные аспекты субъективного благополучия взаимосвязаны, при этом имеются данные о существовании генетической основы этих свойств [2, с. 190].

Наблюдается корреляция благополучия с разнообразными когнитивными аспектами личности, или стилями мышления, предполагающими позитивный, оптимистичный взгляд на мир. Как отмечает М. Аргайл, «сильная взаимосвязь обнаружена между счастьем и внутренним контролем, высокой самооценкой, оптимизмом и наличием целей в жизни. Последнее характеризуется неуклонным стремлением к целям, которые носят реалистичный характер и для достижения которых человек обладает нужными ресурсами» [2, с. 190].

Кроме того, в психологических исследованиях путем опроса было установлено, что удовлетворенность собой и своей жизнью положительно коррелирует со склонностью человека к альтруистическим поступкам. Б. Римланд назвал эту зависимость «парадоксом А.» [5, с. 31]. Комментируя результаты этих исследований, М. Аргайл объясняет взаимосвязь между уровнем счастья и бескорыстием тем, что «...счастливые люди больше интересуются окружающими, их больше волнуют социальные проблемы и меньше тревожат личные неурядицы или собственный внутренний мир. Тот, кто чувствует радость, возможно, стремится восстановить «баланс счастья» между собой и остальными людьми» [2, с. 253]. Следует добавить, что в причинно-следственном отношении влияние благополучия на психическое здоровье, общительность, отзывчивость и альтруизм необходимо рассматривать и в прямом, и в обратном направлении.

Важнейшим фактором общего и коммуникативного благополучия являются ценностные ориентации, которые участвуют в формировании коммуникативного ядра личности, актуализируются в общении и придают ему определенную направленность. Обратимся к анализу ценностных детерминант коммуникативного благополучия современной студенческой молодежи.

Студенческий возраст - центральный период становления личности, психологическое содержание которого связано с социальным и профессиональным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь. Характерной чертой его является формирование жизненной перспективы, возникающей в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. В этом возрасте складывается собственное мировоззрение, жизненная философия и система взглядов на мир, отражающаяся в ценностных ориентациях как системе лич-

ностных смыслов, которые становятся основой самореализации и личностного развития.

Как показывают результаты социологических и социально-психологических исследований ценностных ориентаций молодого поколения, в том числе данные многолетних исследований ценностных ориентаций студенческой молодежи, проводившихся Е.А. Васиной с 1988 г. и продолжающихся в настоящее время [6-8], ориентация на межличностное общение является ключевой, ведущей в этом возрасте. Она не подвержена влиянию фактора социального времени и занимает приоритетное положение в ценностных иерархиях всех возрастных групп студентов (на фоне общей тенденции повышения значимости ценностей индивидуального человеческого существования и снижения ориентации на широкую социальную общность). Ценности, связанные в потребностью в аф-филиации, являются доминирующими в студенческом возрасте. Этот жизненный период характеризуется поиском своего места в пространстве межличностных отношений, стремлением к сотрудничеству с другими людьми. Обретение близких и доверительных отношений является основой гармонизации личностной сферы, именно поэтому любовь, дружба и верность ценятся в юности так высоко. Достижение психологической близости со значимыми другими, установление отношений взаимопонимания, уважения, заботы и ответственности становится источником удовлетворенности жизнью и общением.

При этом именно ценностные ориентации являются значимым фактором субъективного благополучия в студенческом возрасте, что находит отражение как в содержательно-смысловых, так и структурно-динамических характеристиках системы личностных ценностей. В диссертационном исследовании Е.А. Васиной [6] было установлено, что удовлетворенность общением и отношениями с людьми положительно коррелирует с предпочтением личностью традиционных терминальных ценностей и высокой социальной чувствительностью к ценностям референтной и контактной групп. Она проявляется также в отсутствии компенсаторного характера системы ценностных ориентаций и гармоничности структуры личностных ценностей, связана с выраженной ориентацией на построение близких, доверительных отношений и сотрудничество с другими людьми.

Изучая проблемы социализации современной студенческой молодежи, мы получили эмпирические данные, отражающие ценностный мир и коммуникативно-личностные особенности студентов экономического, юридического, биотехнологического факультетов КГУ им. Кирилла и Мефодия (2009-2011), Лужского института (филиала) ЛГУ им. А.С. Пушкина (2012-2013). Согласно результатам математико-статистического анализа, большинство студентов (на

уровне самооценки) характеризуются общим коммуникативным благополучием: удовлетворены своими контактами с ближайшим окружением (76,2 %), чувствуют себя полезными и необходимыми своим близким (76,2 %), имеют надежных и верных друзей (82,5 %), пользуются уважением и авторитетом среди сверстников (54,5 %), не страдают от одиночества и нерешенных личных проблем (51,5 %). Однако многие испытывают серьезные трудности в общении: чувствуют себя дискомфортно, находясь в обществе других людей (43,9 %), не имеют близких друзей (15,3 %), испытывают отчужденность и одиночество (41,8 %), ощущают себя бесполезными и ненужными в семье (21,2 %), считают, что в жизни с ними часто поступали несправедливо (52,9 %), хотели бы иметь больший авторитет среди сверстников (27,5 %).

Из 180 студентов, принявших участие в нашем исследовании, 69 человек составили группу с высокими оценками по шкале коммуникативного благополучия (9-12 баллов) и 32 человека - с низкими (0-4 балла). Сравнительный анализ этих двух групп показывает, что они существенно различаются по своим ценностным предпочтениям. Так, для коммуникативно благополучных студентов большую значимость по данным модифицированного варианта методики RVS (Rokeach Value Survay) М. Рокича имеют любовь и счастливая семья, хорошие и верные друзья, а также целенаправленная, осмысленная жизнь, образованность, способности и талант, твердая воля и умение настоять на своем, не отступая перед трудностями; для группы же с низкими оценками коммуникативного благополучия сравнительно более значимыми оказались материально обеспеченная жизнь, удовольствия, переживание прекрасного, внешность и приятные манеры. Указанные различия достоверны на 1 % уровне статистической надежности (по Т-критерию Стьюдента).

Данные методики С. Шварца расширяют диапазон этих различий: благополучная группа выше оценивает самоуважение, здоровье, смысл жизни, отзывчивость, вежливость, широту взглядов, общее благо, альтруизм, терпеливость и жизнерадостность, а неблагополучная отдает предпочтение эгоцентрическим ценностям и более высоко оценивает благосостояние, власть, наслаждение жизнью и потакание себе. Эти данные свидетельствуют о качественных различиях коммуникативных ядер, характеризующих направленность личности у студентов из благополучной и проблемной групп.

Корреляционный анализ позволяет уточнить ценностно-смысловые детерминанты коммуникативного благополучия в студенческом возрасте. Наибольшей статистической достоверностью (при а=0,01) обладают следующие критерии: терпеливость (0,225), выбор собственных целей и осмысленность существования (0,216), и с отрицательным знаком - удовольствия, приятное проведение

времени (-0,203). Кроме того, положительную связь с коммуникативным благополучием (при а=0,05) имеют самоуважение (0,171), любовь (0,159) и верность (0,154), а отрицательную - благосостояние (-0,161) и власть (-0,172).

Выделенные ценностно-смысловые критерии вполне согласуются с имеющимися в психологической литературе данными о взаимосвязях субъективной удовлетворенности с личностными свойствами и стилями мышления. Так, терпеливость, означающая спокойствие, самообладание, способность противостоять раздражению в ситуации столкновения интересов и мнений, безусловно требует хорошей саморегуляции, эмоциональной уравновешенности и связана с низким нейротизмом. Целевой, смысложизненный аспект субъективной удовлетворенности в сочетании с внутренним контролем, выявленный в нашем исследовании, отмечается также М. Аргайлом и может быть интерпретирован как фактор, способствующий личностной интеграции. Ориентация на отзывчивость, альтруизм и общее благо имеет большую выраженность в группе коммуникативно благополучных студентов, что также соответствует результатам предшествующих исследований, однако причинно-следственная связь с субъективной удовлетворенностью, на наш взгляд, здесь не является парадоксальной, а объясняется самой природой гуманистической направленности, являющейся условием полноценного межличностного общения, особенно в близком кругу. Оптимистичный взгляд на мир, жизнерадостность и чувство юмора, коррелирующие с субъективной удовлетворенностью, помогают справляться со стрессом, снимают напряженность, способствуют укреплению социальных связей и сохранению отношений, поэтому и на уровне ценностных ориентаций эти позиции являются индикаторами субъективного благополучия.

Взаимосвязь ценностных ориентаций с коммуникативными характеристиками и личностными особенностями подтверждается ценностной типологией, полученной эмпирически в исследовании Е.А. Васиной (1993-1994) на основе факторного анализа индивидуальных ранговых структур ценностных ориентаций студентов [7]. Было выявлено шесть типов, различающихся по своим ценностным предпочтениям, психологическому складу, коммуникативным особенностям и профессиональной мотивации. Для описания этих типов были использованы результаты статистической обработки данных методики СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения) В.Н. Куницыной, методики Э. Шейна «Якоря карьеры» (в адаптации В.А. Чикер) и модифицированного варианта методики RVS (Rokeach Value Survay) М. Рокича.

1 тип - манипуляторы. Доминирует ориентация на материально обеспеченную жизнь, активное общение; при этом нравственные ценности оказываются относительно незначимыми. Эти студенты

отличаются достаточно развитыми коммуникативными навыками и способностью оказывать влияние на других людей; они манипуля-тивны, легко общаются, незастенчивы, агрессивны и конфликтны. В общении ориентированы на самоподачу, ценят внешность и приятные манеры поведения. Не склонны к самоанализу, социальная чувствительность снижена, социальный интеллект сравнительно невысок. В профессиональной сфере предпочитают менеджмент и автономию.

2 тип - гуманисты (аффилиаторы). Для них характерна выраженная потребность в близких, доверительных, гармоничных отношениях с людьми, наиболее значимыми личностными ценностями являются любовь и счастливая семейная жизнь; менее важны рационализм, здравый смысл, твердая воля и адаптивность. Эту группу отличает от других более выраженное стремление к переживанию прекрасного, красоты природы и искусства. В общении они открыты, неагрессивны, не авторитарны, обладают эмпатией и достаточно высоким социальным интеллектом. В жизни ценят стабильность, к управленческой деятельности и соперничеству не стремятся.

3 тип - реалисты. Для студентов этой группы самое главное -рационализм, здравый смысл, жизненный опыт и мудрость. Высоко ценят свободу, самостоятельность, твердую волю, добросовестность, трудолюбие, чувство долга; в жизни полагаются на себя и свои собственные силы. Они характеризуются адекватным самоуважением, сформированностью партнерского стиля общения, хорошим социальным интеллектом и способностью понимать других (хотя и не отличаются высокой эмпатией). Эти студенты уверены в себе, самодостаточны, удовлетворены общением и отношениями с людьми. Стремление к интеграции стилей жизни у них выражено наиболее ярко; при этом способности, талант и само содержание работы не имеют особого значения. В то же время общественное признание, уважение оказывается для них более значимо, чем для студентов других групп.

4 тип - идеалисты. Целенаправленная осмысленная жизнь, интересная творческая работа, честность и принципиальность являются высшими ценностями для студентов этой группы. Ярко выраженное стремление к самореализации, ориентация на служение значимым целям (нередко в ущерб себе и своему здоровью), желание создать, выстроить что-то свое (организовать собственное дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им) отличает эту группу. В характерологическом плане эти студенты, с одной стороны, достаточно уверены в себе, а с другой - испытывают трудности в общении, интровертированы, отчуждены, не удовлетворены контактами с окружающими, часто чувствуют себя одинокими, отличаются высокой рефлексивностью.

5 тип - невротики. Наряду с традиционными ценностями наиболее значимыми для них являются ориентации на способности, талант; гибкость, предприимчивость, адаптивность. Возможно, это компенсаторно связано с наличием целого комплекса личных проблем: пониженным самоуважением, избыточной критичностью по отношению к себе, неразвитыми коммуникативными навыками, застенчивостью, невротичностью, повышенной сенситивностью, нервной истощаемостью. Для них особенно значимой является помощь родных и близких, характерно стремление к поиску внешней опоры и поддержки в жизни.

6 тип - традиционалисты. Эта группа характеризуется консервативностью, сохранением ориентации на традиционные ценности прошлых лет; предпочитаются социально-значимые ценности (например, общая хорошая обстановка в стране) при низкой значимости ценностей индивидуальной жизни (удовольствия, материальная обеспеченность). Эти студенты ценят профессиональную компетентность и стремятся к образованности, высокой общей культуре, широте знаний. Они умеют сотрудничать с другими людьми, обладают эмпатией, неагрессивны, не склонны к манипулированию, но при этом довольно авторитарны, отличаются недостаточной критичностью по отношению к себе, ригидностью, слабой адаптивностью и имеют относительно невысокие показатели социального интеллекта.

Можно отметить определенную поляризацию в следующих парах: 1 и 6 типы (по признаку манипулятивности), 3 и 5 типы (по уровню личностной зрелости и гармоничности личностной сферы), 2 и 4 типы (по направленности на общение или активную профессиональную деятельность). Интересно, что первые три типа отличаются наиболее высокой удовлетворенностью в сфере общения (особенно 3 тип), все они характеризуются легкостью общения, экспрессивностью, развитыми коммуникативными навыками, но если манипуляторы (1 тип) достигают удовлетворенности за счет активного подчинения окружающих своему влиянию, то гуманисты и реалисты (2 и 3 типы) предпочитают доверительные, партнерские отношения с людьми и отличаются более высоким социальным интеллектом. При этом построение гармоничных отношений с окружающими у гуманистов (2 тип) основано на эмпатии, эмоциональном сопереживании, доверии и открытости, а у реалистов (3 тип) - на рационально-логическом понимании мыслей и чувств других людей, жизненной мудрости и духовной зрелости.

Выделенные шесть групп являются достаточно специфичными по своим коммуникативным особенностям и структуре личностных ценностей. Это вполне реальные ценностные типы, суммирующие многообразие проявлений индивидуального ценностного сознания,

жизненных стратегий и стилей общения в студенческой среде. В настоящее время продолжается работа по проверке и уточнению этой эмпирической типологии (на материале исследований 20092013 гг.), в связи с трансформацией базовых ценностей, обусловленной социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. Усиление вариативности индивидуальных структур ценностных ориентаций под влиянием социального времени является неизбежным, и, безусловно, должно найти свое отражение в ценностной типологии. Тем не менее, взаимосвязь ценностных ориентаций и коммуникативно-личностных характеристик студенческой молодежи не вызывает сомнений.

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют, что система ценностных ориентаций, формирующаяся в студенческом возрасте, образует тесные связи с глубинными личностными синдромами свойств, оказывает влияние на становление характера и личности в целом и является важным фактором гармонизации межличностных отношений и субъективной удовлетворенности общением.

Внутренняя согласованность структуры личностных ценностей, ориентация на нормативность в общении, на построение доверительных, уважительных и равноправных отношений с другими людьми, на сотрудничество и взаимопомощь способствуют формированию гуманистического коммуникативного ядра личности, этическим основанием которого является отношение к другому человеку как безусловной ценности.

В числе основных ценностных индикаторов коммуникативного благополучия в студенческом возрасте - высокая значимость таких личностных ценностей, как терпеливость, целенаправленная осмысленная жизнь, самоуважение, любовь и верность, и низкая значимость удовольствий, благосостояния и власти. Для других возрастных групп ценностно-смысловая детерминация благополучия в сфере межличностного общения может быть несколько иной, что связано с возрастной динамикой ценностных ориентаций и требует специального изучения. Кроме того, представляет интерес анализ гендерных различий и социокультурной специфичности ценностных оснований субъективного благополучия, что является задачей дальнейших исследований в этой области.

В целом, изучение ценностно-смысловых и нравственных аспектов межличностного общения открывает возможности для его онтопсихологического анализа, а также более глубокого понимания сущности социализационных процессов и имеет важное значение для образовательно-воспитательных практик.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002.

2. Аргайл М. Психология счастья. - СПб., 2003.

3. Бодалев А.А. Коммуникативное ядро личности // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2011. - С. 64-65.

4. Бодалев A.A. Психология общения. - М.; Воронеж, 2002.

5. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М., 2009.

6. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1993.

7. Васина Е.А. Ценностные ориентации современного юношества. - СПб.,

2007.

8. Васина Е.А. Ценностные ориентации: феноменология, структура, динамика. - Архангельск, 2013.

9. Желтонова Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2000.

10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. - СПб., 2001.

11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 1999.

12. Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Ростов н/Д., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.