Научная статья на тему 'Ценностно-коммуникативная сфера личности при аутоагрессивном поведении'

Ценностно-коммуникативная сфера личности при аутоагрессивном поведении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЙ / ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / RELATIONS’ MECHANISMS / AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOR / DISPOSITION TO DEPENDENCE / VALUE AND COMMUNICATIVE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова В. В., Карпов А. М., Грязнов А. Н., Дергунова Д. И.

В статье рассматриваются результаты социально-психологического исследования ценностно-коммуникативных особенностей студентов с аутоагрессивным поведением, склонных к зависимости от алкоголя и наркотиков. За показатели ценностно-коммуникативных особенностей были приняты ценностные ориентации и механизмы отношений студентов. Выборка состояла из 110 студентов высших учебных заведений г. Казани. Исследование показало, что ценностно-коммуникативные особенности студентов с аутоагрессивным поведением, склонных к зависимости от алкоголя и наркотиков достаточно деформированны и ориентированы на негативную направленность. Данная категория требует пристального внимания психологов и психотерапевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова В. В., Карпов А. М., Грязнов А. Н., Дергунова Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and communicative personality sphere in autoaggressive behavior

The results of socio-psychological study of value and communicative characteristics in students with autoaggressive behavior who are disposed to alcohol and drug dependence are discussed. Value orientations and relations’ mechanisms in students were considered as value and communicative characteristics’ indicators. The sample was formed by 110 students of Kazan universities. The research has shown that value and communicative characteristics in students with autoaggressive behavior disposed to alcohol and drug dependence are deformed and negatively oriented. The given category is worthy of attention from psychologists and psychotherapists.

Текст научной работы на тему «Ценностно-коммуникативная сфера личности при аутоагрессивном поведении»

ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПРИ АУТОАГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ

В.В. Герасимова, А.М. Карпов, А.Н. Грязнов, Д.И. Дергунова

Институт педагогики и психологии профессионального образования, Казанская государственная медицинская академия, Казанский государственный энергетический университет, Казань

Введение. Аутоагрессивное поведение студентов, их инфантильное отношение к потреблению психоактивных веществ все чаще становится объектом внимания службы практической психологии и психотерапии. Известно, что к формам аутоагрессивного поведения относятся алкоголизация, наркотизация, курение и другие виды химической зависимости. Суицид является крайней формой аутоагрессивного поведения, тогда как употребление психоактивных веществ может рассматриваться как проявление отсроченного во времени, опосредованного саморазрушения, не противоречащего культурным традициям. Взаимосвязь между аутоагрессивным поведением и употреблением алкоголя и наркотиков в литературе изучена недостаточно, в частности, не исследованы ценностно-коммуникативные особенности студентов, склонных к прямому и опосредованному саморазрушению.

Согласно данным Центра по исследованию самоубийств ВОЗ, самый высокий уровень самоповреждающего поведения среди женщин отмечается в 15-24 лет, а среди мужчин - в возрасте 12-34 лет. Россия выходит на второе место в мире по числу суицидов на 100 тысяч постоянно проживающего населения [1].

Показатели распространенности опосредованного саморазрушения в форме потребления наркотиков и алкоголя в России также крайне высокие. В докладе Управления ООН по наркотикам и преступности за 2010 год прозвучало, что Россия и страны ЕС являются мировыми лидерами по употреблению героина [2]. По данным Минздравсоцразвития России, с 1990 по 2008 год потребление алкоголя возросло в 1,8 раза. Также растет число студентов, курящих кальян, наносящих татуировки, ведущих "ночной образ жизни".

Для исследования взаимосвязей между аутоагрессией и химическими аддикциями у студентов целесообразно определить их ценностные ориентации и коммуникативные особенности. "Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей" [4].То, какие ценности выбирает для себя человек, в значительной степени влияет на его мировоззрение и поведение. Ценностные ориентации человека определяют стиль его жизни и круг общения.

Люди со сходными ценностными ориентациями обычно легко находят понимание друг у друга и испытывают взаимную симпатию. Личности с противоположными ценностными ориентациями редко становятся единомышленниками и чаще испытывают антипатию друг к другу. Следует заметить, что ценностные ориентации людей являются очень важным фактором, детерминирующим характер взаимоотношений.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе высших учебных заведений города Казани в 2010 году. В нем приняли участие 296 студентов, из них 146 чел. (49 %) - юноши, 150 чел. (51 %) - девушки в возрасте от 18 до 20 лет.

Определение студентов с аутоагрессивным поведением осуществлялось с помощью методики выявления ауто- и гетероагрессивности Е.П. Ильина. Склонность студентов к алкогольной и наркотической зависимости (аддиктивные особенности) выявлялась с помощью теста "Склонность к зависимому поведению" А.Н. Грязнова, Е.А. Чеверикиной.

Изучение ценностно-коммуникативных особенностей студентов с аутоагрессивным поведением, склонных к зависимости от алкоголя и наркотиков, проводилось с помощью методики "Рейтинг" М.Г. Рогова, А.Н. Грязнова.

Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием анкет-опросников.

Результаты исследования и их обсуждение. По опроснику ауто- и гетероагрессии Е.П. Ильина было установлено, что из

296 студентов направленность агрессии на себя имеют 123 человека (46 %), направленность агрессии на других - гетероагрессия выражена у 136 обследуемых (42 %), у 37 студентов (12 %) направленность агрессии имела сходные значения.

Результаты теста "Склонность к зависимому поведению" А.Н. Грязнова, Е.А. Чеверикиной обнаружили, что общая склонность к зависимости у студентов с аутоагрессивным поведением имеется у 110 чел. из 123 (89,5 %), у 13 чел. (10,5 %) общая склонность не выражена.

Для изучения ценностно-коммуникативных особенностей студентов с аутоагрессивным поведением, с высокой и низкой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков нами из общей выборки были вычленены группы студентов по интересующим нас параметрам. Отметим, что численность каждой выборки адекватна для используемого статистического инструментария: выборка студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков составила 67 человек, а с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости - 43 человека.

Исследование ценностей студентов с аутоагрессивным поведением и высокой и низкой склонностью к зависимости, проводилось посредством анализа блоков, в которых группируются конкретные ценности. Блоки ценностей отражают основные аспекты их жизни, т.е. то, к чему может стремиться конкретный человек. Высокий вес, или значение конкретной ценности может означать не только ее значимость, но и то, что именно эта ценность еще не достигнута, не реализована на сегодняшнем этапе жизни.

Наиболее значимыми блоками ценностей для студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков являются "общение" (1 ранг, значение - 4,62), "удовольствия, увлечения" (2 ранг, значение -4,21), "труд" (3 ранг, значение - 4,20) и "материальные" (4 ранг, значение - 4,17). Для студентов с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости приоритетными блоками ценностей являлись "общение" (1 ранг, значение - 5,15), "активная жизнь" (2 ранг, значение - 4,73), "удовольствия, увлечения"

(3 ранг, значение - 4,56), "труд" (4 ранг, значение - 4,39) (табл. 1). В группах сравнения приоритетным блоком ценностей является общение. В группе студентов аутоагрессантов с высокой склонностью общение сопряжено с удовольствием, увлечениями. В группе студентов с низкой склонностью общение сопряжено с активной жизнью, по-видимому, это способствует повышению их адаптивности. Отметим, что для студентов ауто-агрессантов с высокой склонностью к зависимости блок ценностей - активная жизнь имеет самое низкое значение, что позволяет компенсировать социальную невостребованность, незрелость, наполнять свою жизнь псевдозанятиями саморазрущаю-щего характера.

Таблица 1

Выраженность блоков ценностей у студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости

Блоки ценностей С высокой склонностью к зависимости С низкой склонностью к зависимости

Ранг Значение Ранг Значение

Общение 1 4,62 1 5,15

Удовольствия, увлечения 2 4,21 3 4,56

Труд 3 4,20 4 4,39

Материальные 4 4,17 9 3,72

Семейная жизнь 5 4,15 10 3,57

Социально-статусные 6 4,13 6 4,06

Личностные качества 7 4,12 7 4,06

Общечеловеческие 8 4,07 5 4,07

Развитие, самосовершенствование 9 4,04 8 3,86

Активная жизнь 10 3,95 2 4,73

Критериальные 4,4 4,62

Для студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков наименьшее значение имеют такие ценности, как "активная жизнь" (10 ранг, значение - 3,95), "развитие, самосовершенствование" (9 ранг, значение - 4,04) и "общечеловеческие" (8 ранг, значение -

4,07). Социально-статусные ценности, ценности семейной жизни и личностные качества занимают места в середине ранжированного ряда блоков.

Для студентов с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков наименьшее значение имеют блоки таких ценностей, как "семейная жизнь" (10 ранг, значение - 3,57), "материальные" (9 ранг, значение - 3,72) и "развитие, самосовершенствование" (8 ранг, значение - 3,86). В середине ранжированного ряда блоков ценностей были размещены ценности: "общечеловеческие", "социально-статусные", "личностные качества".

Критериальными ценностями в методике являются такие, как "удовлетворённость и радость от здорового образа жизни", "удовлетворённость и радость от образа жизни алкоголика" и "полноценная жизнь в обществе (благополучие в семье, на работе, здоровые увлечения и т.д.)" (табл. 2).

Таблица 2

Выраженность критериальных ценностей среди студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости

Ценности С высокой склонностью к зависимости С низкой склонностью к зависимости

Значение Ранг Значение Ранг

Удовлетворенность и радость от здорового образа жизни 4,68 2 4,12 20

Удовлетворенность и радость от образа жизни зависимого от наркотиков и других ПАВ 4,66 3 5,35 5

Полноценная жизнь в обществе (благополучие в семье, на работе, здоровые увлечения и т.д.) 3,86 38 4,39 13

Критериальные 4,4 4,62

Как видно в табл. 2., студенты с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков имели низкий средний балл по такой ценности этого блока, как "полноценная жизнь в обществе" (3,86), а студенты с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости - "удовлетворенность и радость от здорового образа жизни"

(4,12). Это свидетельствует о том, что студенты аутоагрессанты с высокой склонностью к зависимости от психоактивных веществ не довольны своей жизнью в обществе. Им свойственно искаженное понимание здорового образа жизни и образа жизни аддикта. Они стремятся к здоровому образу жизни, однако считают, что самым эффектным способом выхода из состояния напряжения, опустошенности является компания, приветствующая нарушения режимных элементов образа жизни и поощряющая употребление алкоголя и наркотиков. Студенты с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости стремятся получить радость от образа жизни человека, зависимого от алкоголя и наркотиков. Возможно, это результат тех трудностей, которые они испытывают в противостояние агрессивной пронаркотической культуре.

У студентов аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости выявляется сопряженность собственной склонности к зависимости с людьми, имеющими одноименную зависимость. Известно, что зависимость от ПАВ является иллюзорнокомпенсаторной деятельностью. У студентов с высокой склонностью к зависимости отношение к потреблению ПАВ является иррациональным. В нем присутствует символическое представление о ПАВ как о критериях, характеризующих здоровье, выносливость, зрелость, силу, мужественность. Понятие здорового образа жизни является искаженным, так как оно включает употребление ПАВ.

Для студентов аутоагрессантов с низкой склонностью к зависимости характерно наличие среди друзей людей, злоупотребляющих ПАВ. По-видимому, это позволяет им компенсировать ощущение собственной несостоятельности, малоценности сравнением с людьми менее нормативными, на фоне которых они чувствуют себя более адаптированными.

В сравнении показателей наименее значимых ценностей обнаружено, что для группы аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости не представляет ценности полноценная жизнь в обществе (благополучие в семье, на работе, здоровые увлечения и т.д.), здоровый образ жизни, активная жизнь в обществе, т.е. те ценности, которые исключают алкоголизацию и

агрессию. В группе студентов аутоагрессантов с низкой склонностью к зависимости наименее значимыми ценностями оказались: высокооплачиваемая работа, хорошие отношения в семье и семейное благополучие. Возможно, это следствие одиночества, недовольства собой, дистанцирования от семьи и профессионального сообщества, пребывания в состоянии выученной беспомощности.

Нами изучались коммуникативные особенности в системе механизмов отношений у студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ данных выраженности механизмов отношений

в группах студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости и лиц, не подверженных алкогольной, наркотической зависимости

Механизмы отношений С высокой склонностью к зависимости С низкой склонностью к зависимости

Значение Ранг Значение Ранг

Эмоциональное эхо 4,69 1 4,29 5

Дефицит 4,64 2 4,58 3

Содействие 4,56 3 4,71 1

Бумеранг 4,55 4 4,68 2

Созвучие 4,2 5 4,36 4

Критерий "удовлетворений" 4,9 4,54

Для студентов аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости ведущее место занимает механизм "эмоциональное эхо" (1 ранг, значение - 4,69). Действие этого механизма проявляется как эмоциональный отклик на переживания другого человека. Оно выступает как проекция тех эмоциональных состояний, которые субъект переживает в данный момент. Высокая значимость данного механизма свидетельствует о характерной для них напряженности в собственных переживаниях, об умении замечать и понимать состояние окружающих лиц, фиксировать на них свое внимание. Мы склонны оценивать этот механизм как "дефицитарный", именно поэтому он настолько значим в этой группе.

Следующий по значимости механизм "дефицит" (2 ранг, значение - 4,64), который заключается в оценивании человека с позиции социально значимых, но относительно редких качеств. Для студентов аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости лица, не подверженные алкогольной зависимости, являются уважаемыми, они в них видят иное смысловое содержание и жизненные приоритеты. Они видят то, что им не свойственно.

На третьем по значимости месте стоит механизм "содействие" (3 ранг, значение - 4,56). Он характеризуется волевым опосредованным отношением, которое связано с удовлетворением человеческих устремлений любой модальности. Среди студентов аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости люди, ведущие здоровый образ жизни, считаются скорее всего мешающими достижению их целей, реализации волевых установок и стремлений. В связи с тем, что данный механизм находится в середине рангового распределения, он не несет большой функциональной нагрузки. В основном общение студентов аутоаг-рессантов с высокой склонностью к зависимости является усеченной категорией, в которой крайне редко может быть интегрирована личность с актуализированными здоровьесберегающими ценностями.

Следующим механизмом отношений в ранговом распределении является "бумеранг" (4 ранг, значение - 4,55). Действие этого механизма проявляется в эмоциональном ответном отношении. Очевидно, что оно представлено достаточно слабо в межличностных отношениях студентов аутогарессантов с высокой склонностью к зависимости с людьми, не подверженными алкогольной, наркотической зависимости.

Отметим, что механизм "созвучие" (5 ранг, значение - 4,2) является замыкающим в ранговом распределении механизмов отношений. В связи с этим можно предположить, что студенты с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости ориентированы прежде всего на себя, не готовы к конструктивным, доверительным отношениям с людьми, не подверженными зависимостям от психоактивных веществ.

Студенты с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости имеют очевидные отличия в выраженности механизмов отношений с людьми, не подверженными алкогольной, наркотической зависимости относительно группы сравнения.

Для них приоритетным является механизм "содействие" (1 ранг, значение - 4,71). Это может свидетельствовать о том, что лица, не подверженные зависимости от ПАВ, тяготеют к общению с людьми этой категории, хорошо их понимают, осознают свои недостатки, которые могут оказать негативный эффект на общение.

На второй позиции находится механизм "бумеранг" (2 ранг, значение - 4,68). Можно предположить, что студенты аутоаг-рессанты с низкой склонностью к зависимости симпатизируют людям, ведущим здоровый образ жизни, так как это конгруэнтно их образу жизни.

На третьем месте рангового распределения расположен механизм "дефицит" (3 ранг, значение - 4,58). Это может свидетельствовать о том, что формально образ жизни людей, не подверженных зависимости, им близок. Однако содержательная сторона не имеет желаемого наполнения. Студенты аутоагрес-санты с низкой склонностью к зависимости чувствуют себя усеченными в общении и взаимодействии.

Механизм "созвучие" (ранг 4, значение - 4,36) и "эмоциональное эхо" (ранг 5, значение - 4,29) являются замыкающими в ранговом распределении. Можно предположить, что им не свойственно эмоциональное сближение в общении, проявление морально-психологического сходства и согласия для облегчения взаимопонимания.

Сравнительный анализ выраженности механизмов отношений в группах студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости и в группах лиц, не подверженных алкогольной, наркотической зависимости, показал наличие существенных различий в них (табл. 4).

Приоритетным механизмом отношений студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости лиц, подверженных зависимости, является "эмоциональное эхо" (1 ранг, значение - 5,54) и "бумеранг" (2 ранг, значение - 5,35).

Следовательно, для этих групп характерна общность переживаний, интересов, вариантов решения проблемных ситуаций. Они достаточно хорошо понимают и чувствуют друг друга.

Таблица 4

Сравнительный анализ выраженности механизмов отношений в группах студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости и в группах лиц, подверженных (алкогольной, наркотической) зависимости

Механизмы отношений С высокой склонностью к зависимости С низкой склонностью к зависимости

Значение Ранг Значение Ранг

Эмоциональное эхо 5,54 1 5,16 4

Бумеранг 5,35 2 5,2 2

Содействие 5,32 3 5,29 1

Дефицит 5,25 4 4,91 5

Созвучие 5,15 5 5,14 3

Критерий "удовлетворений" 5,34 5,33

У студентов аутоагрессантов с низкой склонностью к зависимости ведущее место занимает механизм "содействие" (1 ранг, значение - 5,16), который, однако, сменяется механизмом "бумеранг" (2 ранг, значение - 5,2). Высокая значимость данного механизма свидетельствует о том, что потребности студентов связаны с ожиданием друг от друга помощи и поддержки. Можно предположить, что им легче строить отношения с этой категорией, так как они не испытывают рядом с ними большого напряжения, они ощущают некоторое свое превосходство на их фоне, что придает им чувство уверенности, востребованности, значимости.

Отметим, что у студентов с аутоагрессивным поведением и разной склонностью к зависимости в отношении лиц, подверженных зависимости, имеются отличия, в том числе и в замыкающих ранговое распределение позициях. Для студентов ауто-агрессантов с высокой склонностью к зависимости это механизм "созвучие" (5 ранг, значение - 5,15), а для группы сравнения -"дефицит" (5 ранг, значение - 4,91). В первом случае для представителей группы очевиден диссонанс в отношениях, который

ими либо не осознается, либо осознанно игнорируется. Для студентов с низкой склонностью к зависимости лица, подверженные зависимости от ПАВ, являются категорией, не заслуживающей особого внимания и уважения.

Выводы. Ценностно-коммуникатиные особенности студентов с аутоагрессивным поведением с высокой и низкой склонностью к зависимости от алкоголя и наркотиков имеют существенные отличия, на которые в большей степени влияет выраженность уровня склонности к зависимости.

Ценностные ориентации студентов аутоагрессантов с высокой склонностью к зависимости более деформированы и ориентированы в большей степени на негативную направленность;

Выраженность механизмов отношений у студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости с лицами, не подверженными алкогольной, наркотической зависимости, значительно отличается от отношений студентов с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости. Если для первой группы не характерно выстраивание доверительных отношений с людьми, не подверженными зависимости от психоактивных веществ, то вторая группа тяготеет к общению с ними, готова к сотрудничеству и взаимодействию.

Выраженность механизмов отношений у студентов с аутоагрессивным поведением и высокой склонностью к зависимости с лицами, подверженными зависимости, очевидно, отличается от отношений с ними студентов с аутоагрессивным поведением и низкой склонностью к зависимости. Для первой группы - это лица с близкими переживаниями, сходным отношением к действительности, однако они в меньшей степени готовы откровенно и честно делиться с ними своими проблемами, меньше доверяют. Вторая группа студентов относится к лицам, подверженным алкогольной и наркотической зависимости, достаточно снисходительно, доверяет им, готова оказать им материальную помощь и моральную поддержку.

Эти результаты могут найти практическое применение в психокоррекционнных, психотерапевтических, профилактических программах для учащихся высших учебных заведений, об-

наруживающих высокую склонность к аутоагрессии и химической зависимости.

Литература

1. Газизова Р. Суицид - выход для умных и свободных? // Молодежь Татарстана. 03.12.08. Режим доступа: http://moltat.ru

2. Доклад ООН. Режим доступа: http://3rm.info/3840-rossiYa-zanvala-pervoe-mesto-v-mire-po.html.

3. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. 39 с.

4. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.