Научная статья на тему 'Трансформация транспортно-логистической системы'

Трансформация транспортно-логистической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-логистическая система / развитие цифровых технологий / transport and logistics system / development of digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.П. Смирнов

Показаны процессы трансформации транспортно-логистической системы. Охарактеризованы основные тенденции в развитии цифровых технологий в сфере транспортной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the Transport and Logistics System

The article describes the processes of transformation of the transport and logistics system. The author characterizes the main trends in the development of digital technologies in the field of transport logistics.

Текст научной работы на тему «Трансформация транспортно-логистической системы»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.9

DOI 10.24412/1815-0683-2023-2-35-42 В. П. СМИРНОВ*

Трансформация транспортно-логистической системы

Показаны процессы трансформации транс-портно-логистической системы. Охарактеризованы основные тенденции в развитии цифровых технологий в сфере транспортной логистики.

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, развитие цифровьх технологий.

СМИРНОВ Владимир Петрович -кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. smirnov.vladimir@vfrta.ru.

SMIRNOV V. P. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Customs Economy and Management.

VP. SMIRNOV

Transformation of the Transport and Logistics

System

The article describes the processes of transformation of the transport and logistics system. The author characterizes the main trends in the development of digital technologies in the field of transport logistics.

Keywords: transport and logistics system, development of digital technologies.

В условиях глобализации мировой экономики и перехода к Индустрии 4.0 ключевым индикатором экономического роста становится цифровизация. Глобальное движение в этом направлении трансформирует транспортно-логистическую систему, выполняющую важную роль в развитии рыночных процессов. Рыночная привлекательность товара определяется его качеством и стоимостью, а также дополняется высокой скоростью продвижения в цепях поставок и быстротой доставки до конечного потребителя.

В работе В. В. Щербакова и Г. Ю. Силки-ной [17] преимущества и потенциал интегрированной логистики раскрываются через

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

комплиментарность инновационных решений в логистике и информатике, основанных на формирующихся тенденциях развития цифровой экономики, позволяющих, в частности, оптимизировать контрактные формы взаимодействия субъектов рынка на основе современной цифровой технологии блокчейн. Цифровизации логистической деятельности посвящены работы В. В. Борисовой [2; 3], в которых автор рассматривает цифровые технологии как неотъемлемый атрибут ежедневной деятельности компаний различных сфер, в том числе и транспортно-логистической, а также дает определение цифровой логистике как части функционально-операционного поля логистики, в котором прошли цифровые трансформационные процессы с применением информационно-коммуникационных технологий.

В работах В. В. Дыбской [7; 8] отмечается, что развитие интеграционных процессов в цепях поставок и общая глобализация мировой экономики порождают необходимость оптимизации деятельности компаний транспортно-логистического сектора с использованием передовых практик, создающих условия для формирования наиболее полной базы тактического и стратегического планирования логистики и цепей поставок, контроллинга и бенчмаркинга логистической деятельности с целью оптимального использования всех видов ресурсов. Автор также подчеркивает, что новые цифровые технологии, охватывающие функциональные области логистики, затрагивают глобальные коммуникационные и информационные потоки в цепях поставок. При этом одной из важнейших инноваций в указанной области следует считать поддерживаемую робототизацией, сенсорикой, моделированием и аналитикой цифровизацию ключевых логистических бизнес-процессов, за счет которой в цепях поставок ускоряется выполнение бизнес-процессов и обеспечивается большая достоверность и прозрачность данных для принятия обоснованных управленческих решений.

Глобальный характер логистического сервиса исследуется В. В. Сергеевым [16]. Автор связывает Четвертую промышленную революцию с цифровой логистикой и управлением цепями поставок, обусловленную переходом к интернет-торговле и цифровому производству, заставляющему рассматривать логистику в качестве инструмента управления цепочкой создания ценности и определения фокуса изменений в сфере логистики под влиянием развития киберфизических систем на разнообразный характер грузов и увеличение числа новых рынков сбыта в условиях глобализации мировой торговли - с соответствием каждой операции, выполняемой логистическими посредниками, большому количеству государственных предписаний, нормативно-правовых режимов и соответствующих процедур, особенно имеющих отношение к таможне.

Получившие преимущественное развитие направления внедрения цифровых технологий Н. А. Гвилия и К. О. Михайлова выделяют в транс-портно-логистическую систему:

«1. Активное использование искусственного интеллекта и машинное обучение (ИИ и МО).

2. Отслеживание посредством интернета вещей (IoT).

3. Внедрение блокчейн и смарт-контрактов в информационные логистические потоки.

Основанный в августе 2017 г. Blockchain in Transport alliance (BiTA) -Альянс блокчейн транспортировок - быстро превратился в крупнейший коммерческий альянс блокчейнов в мире, чьей миссией является распространение технологии в логистической деятельности, он насчитывает почти 500 членов (ТНК - лидеры большинства отраслей) более чем в 25 странах, которые вместе приносят годовой доход более 1 трлн долл. США. Еще один успешный пример внедрения технологии блокчейн реализуют корпорации IBM и Maersk, которые в конце 2018 г. создали совместное предприятие по внедрению блокчейн-технологий в логистическую деятельность, выступая экспертами с разных сторон процесса - цифровиза-ции и логистической деятельности, прогнозируя решение проблем бюрократии, таможенного оформления, отслеживания доставки, достижения законопослушности и оперативности с помощью смарт-контрактов.

4. Применение автономных транспортных средств («безлюдные» технологии).

5. Развитие цифрового аутсорсинга. Логистические провайдеры по-прежнему имеют тенденции развития, т. к. корпорации продолжают искать средства контроля над затратами на создание собственной логистической инфраструктуры, передавая функции опытным внешним поставщикам услуг» [5, с. 150-155].

В транспортно-логистической отрасли России растут масштабы цифровой трансформации. В 2018 г. было объявлено о создании ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» единой цифровой платформы транспортного комплекса России. В качестве основных задач были выделены снижение издержек перевозок и унификация транспортно-логистических решений. Создание цифровой платформы транспортного комплекса позволяет:

- повысить безопасность, качество и доступность перевозок;

- снизить издержки;

- обеспечить максимальную загрузку инфраструктуры;

- расширить экспортные и транзитные возможности страны;

- открыть новые возможности роста транспортной отрасли.

Запуск цифровой платформы транспортного комплекса в режиме промышленной эксплуатации планируется на 2024 г. [20].

Эксперты отмечают, что «в современной экономике для управления бизнес-процессами, для формирования эффективной среды ведения бизнеса необходимым становится внедрение "сквозных" IT-технологий, построенных на основе единой транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей сетевое взаимодействие бизнес-процессов и создание цепочек ценностей для клиентов» [4, с. 74].

Проявляются основные тенденции в развитии цифровых технологий в сфере транспортной логистики. Первой тенденцией является создание и использование цифровых онлайновых платформ. Любые комбинированные технологии организации транспортировки товара становятся наиболее эффективными при применении цифровых технологий, позволяющих выбрать необходимые перевозочные средства, рассчитать оптимальный маршрут и другие параметры грузопотоков.

Достигается это путем создания и продвижения онлайновых платформ или электронных торговых площадок - специализированных сайтов, построенных на идеологии web 2.0 и приобретающих массовую популярность. Так, согласно отчету по глобальному экспедированию грузов за 2019 г., основанному на опросе грузоотправителей, возрастает использование цифровых экспедиторских платформ для бронирования услуг. Платформу онлайн-экспедирования используют 49 % опрошенных. Ожидается, что к 2023 г. 18,7 % грузов будут бронироваться/отправляться в режиме онлайн [6].

На протяжении 2019 г. и последующих лет в России реализовались проекты по развитию цифровых платформ в сфере транспортной логистики. Летом 2019 г. заработала Единая контейнерная платформа Containers.Guide (https://containers.guide). Она позволяет искать, покупать и продавать контейнеры в любой части мира. В марте 2019 г. в рамках Международного железнодорожного конгресса в Вене был подписан меморандум о сотрудничестве между ООО «Цифровая логистика» и Rail Cargo Austria AG. Компании планируют разработать единую цифровую платформу для оптимизации трансграничных железнодорожных перевозок. На ее базе будет выстроена система продаж в режиме онлайн транзитных и экспортно-импортных перевозок, в том числе с использованием электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» [14]. Эта площадка (https://etpgp.rzd.ru) разработана в ОАО «РЖД» и позволяет заказывать грузоперевозки РЖД. В ней работают свыше 3,2 тыс. клиентов, а количество оформленных через систему заказов на перевозку приблизилось к 50 тыс. С 1 августа 2019 г. ООО «Цифровая логистика» запустила в промышленную эксплуатацию подсистему площадки - «Лоты подвижного

состава», позволяющую поставщикам подвижного состава разместить публичные предложения в виде лотов вагонов, указав полигоны их курсирования, разрешенные к перевозке грузы, начальную цену за вагон в лоте, срок оказания услуги и размер задатка для обеспечения сделки [15].

Компания GoEuro Corp создала платформу Omio (https://www.omio. ru), помогающую пассажирам добраться до места назначения на территории Европы. С платформой Omio сотрудничают более 800 транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки [11].

Второй тенденцией является применение технологии блокчейн при разработке современных цифровых платформ транспортной логистики. «Девять морских грузоперевозчиков (CMA CGM, COSCO Shipping Lines, Evergreen Marine, OOCL и Yang Ming) вместе с операторами терминалов планируют создать новую платформу для коммуникации и учета на основе блокчейн под названием Global Shipping Business Network (GSBN). Она будет работать совместно с ранее созданной блокчейн-платформой CargoSmart (https://www.cargosmart.com) и объединит операторов терминалов, таможенные агентства, грузоотправителей, поставщиков логистических услуг и другие заинтересованные стороны. Эта блокчейн-платформа также позволит грузоотправителям оцифровывать документы по опасным грузам и автоматически связываться с соответствующими сторонами» [13]. Трансмашхолдинг в 2019 г. принял решение о сотрудничестве с блокчейн-платформой Vostok (https://www.vostokplatform.org), целью которого является верификация и хранение системы сбора и анализа данных о состоянии локомотивного парка.

Использование технологии блокчейн вместе со смарт-контрактами и нейронными сетями позволяет вывести на новый уровень процесс страхования грузоперевозок. В 2019 г. Ингосстрах перешел на смарткон-тракты при страховании грузов. IT-система «Цунами», разработанная IT-компанией «Инносети», сама отбирает нужные данные и в автоматическом режиме формирует полис. Все процессы по страхованию грузов и урегулированию убытков совершаются автоматически с использованием ЭЦП [9]. Создана система обслуживания судов «Цифровой порт», внедрена в 2019 г. АО «Инфотек Балтика» [18] и блокчейн-платформой TradeLens (https:// www.tradelens.com), предназначена для отслеживания грузовых перевозок и обмена таможенной и финансовой информацией [1].

Третьей тенденцией является внедрение в эксплуатацию беспилотного транспорта, который, по оценкам экспертов, в ближайшие годы сыграет определенную роль в организации транспортировки грузов. «Технологии беспилотного рельсового транспорта уже давно используются на метрополитенах и железных дорогах Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии, России и других

стран» [21]. «Национальный оператор железных дорог Франции (SNCF) в 2019 г. вел разработку двух прототипов автономных поездов: пассажирского и грузового» [22]. Беспилотные технологии начинают использовать на водном транспорте. В начале декабря 2018 г. Rolls-Royce представил «первый в мире полностью автономный паром Falco» [19]. Сферами применения беспилотников станет абсолютно все, касающееся перевозок, -от больших грузов до перевозок пассажиров такси и курьерской доставки1.

Четвертой тенденцией является использование в транспортной логистике технологии спутниковой навигации. Оно становится особенно актуальным при контроле за опасными грузами2.

Пятая тенденция - активное совместное использование в транспортной логистике технологии интернета вещей (IoT) и технологии «цифрового двойника» (Digital Twins). Сферами применения IoT являются: системы платной эксплуатации автотрасс; системы хранения и учета грузов; системы мониторинга графиков доставки, складской логистики; системы мониторинга технического состояния автопарка [10]. «В России технология цифрового двойника была опробована АО "Первая грузовая компания" (ПГК), которая разработала на ее основе свою систему цифровой диспетчеризации вагонов для морских портов. С помощью этой системы гавани могут прогнозировать вагонопоток на два месяца вперед и эффективнее планировать подходы судов и грузовые операции» [12].

Таким образом, транспортная логистика все энергичнее заявляет о себе как о важной составляющей экономики, а современные информационные технологии и появление новых аппаратных устройств дают возможность оптимизации практически всех ее компонентов - маршрутизации транспортных потоков, обеспечения сохранности грузов, страхования грузов, способов доставки, учета потребностей получателей. Потребности транспортной логистики, в свою очередь, стимулируют развитие IT-индустрии, разработку новых цифровых технологий, в том числе сочетающих в себе различные по природе технологии для решения логистических задач.

Список литературы

1. Блокчейн-платформе Maersk разрешили «зайти» в Россию. Росморреч-флот под этим подписался. URL: http://logirus.ru/news/transport/blokcheynplatfor me_maersk_razreshili_-zayti-_v_rossiyu-_rosmorrechflot_pod_etim_podpisalsya.html (дата обращения: 11.12.2022).

1 Об утверждении правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N. используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАССЮР8: постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153.

2 Там же.

2. Борисова В. В. Институциональная среда цифровой логистики // Вестник факультета управления СПбГЭУ СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. № 3. С. 279-282.

3. Борисова В. В. Проектирование логистических систем цифрового типа // Форсайт логистики: будущее логистики глазами молодых ученых: сб. материалов междунар. форсайт-сессии, Санкт-Петербург, 28 февраля 2018 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. эконом. ун-та. 2018. С. 53-58.

4. Бубнова Г. В., Левин Б. А. Цифровая логистика - инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортнологистических систем и комплексов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5, № 3. С. 72-78.

5. Гвилия Н. А., Михайлова К. О. Развитие корпоративных логистических систем в условиях цифровизации // Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Щербакова. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 144-155.

6. Грузоотправители переходят на платформы цифрового бронирования. URL: https://aircargonews.ru/2019/06/03/gruzootpraviteli-perehodjat-naplatformy-cifr ovogo-bronirovanija.html (дата обращения: 11.12.2022).

7. Дыбская В. В., Сергеев В. И. Мировые тренды развития управления цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 2 (85). С. 3-14.

8. Дыбская В. В., Сергеев В. И. Цифровая логистика и управление цепями поставок: перспективы развития // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ГУМРФ, 2018. С. 5-11.

9. Из смарт-страховки на грузы «слов не выкинешь». Потому что блок-чейн. URL: http://logirus.ru/news/transport/iz_smart-strakhovki_na_gruzy_-slov_ne_ vykinesh-_potomu_chto_blokcheyn.html (дата обращения: 12.12.2022).

10. Исследование: «Цифровая воронка» потребления: особенности и перспективы российского рынка IoT // Schneider Electric Russia. URL: https://www.se. com/ru/ru/about-us/press/digital-funnel-research.jsp (дата обращения: 01.03.2020).

11. Кто мы такие. URL: https://www.omio.ru/about-us (дата обращения: 12.12.2022).

12. Морские порты смогут принимать поезда «по записи» - электронной и предварительной. URL: http://logirus.ru/news/transport/morskie_porty_smogut_ prinimat_poezda_-po_zapisi-_-_elektronnoy_i_predvaritelnoy.html (дата обращения: 01.03.2020).

13. Одна блокчейн-платформа объединит девять крупнейших судоходных компаний мира. URL: http://logirus.ru/news/transport/odna_blokcheynplatforma_ob edinit_devyat_krupneyshikh_sudokhodnykh_kompaniy_mira.html (дата обращения: 12.12.2022).

14. ООО «Цифровая логистика» и Rail Cargo Austria AG подписали меморандум о сотрудничестве в области информационных технологий. URL: https:// digitalrzd.ru/novosti/post/ooo-tsifrovaya-logistikai-rail-cargo-austria-agpodpisali-me

morandum-o-sotrudnichestve-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologiy (дата обращения: 12.12.2022).

15. РЖД. Новости. URL: https://etpgp.rzd.ru/#news (дата обращения: 12.12.2022).

16. Сергеев В. И., Дутиков И. М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 2. С. 87-97.

17. Щербаков В. В., Силкина Г. Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сборник научных статей международной научной конференции. СПб.: СПбГЭУ, 2017. С. 103-108.

18. Эксперт: блокчейн позволит отказаться от коносаментов. URL: http:// logirus.ru/news/transport/ekspert-_blokcheyn_pozvolit_otkazatsya_ot_konosamentov. html (дата обращения: 11.12.2022).

19. «Яндекс»: будет беспилотник, дайте только срок. URL: http://logirus.ru/ news/transport/yandeks-_budet_bespilotnik-_dayte_tolko_srok.html (дата обращения: 11.12.2022).

20. Blockchain in Transport Alliance (Альянс блокчейн транспортировок). URL: https://www.bita.studio/members (дата обращения: 14.12.2022).

21. 'Drone Train' Completes First Trial // Railway Gazette International. URL: https://www.railwaygazette.com/drone-train-completes-first-trial/48874.article (дата обращения: 11.12.2022).

22. Rolls-Royce выставила на показ первый в мире беспилотный паром. URL: http://logirus.ru/news/transport/rolls-royce_vystavila_na_pokaz_pervyy_v_mire_ bespilotnyy_parom.html (дата обращения: 11.12.2022).

© Смирнов В. П., 2023 © Smirnov V. P., 2023

Для цитирования:

Смирнов В. П. Трансформация транспортно-логистической системы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.