Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиханова Ровзат Арбиевна

Статья посвящена вопросам трансформации традиционных семейных ценностей и института семьи в современном обществе на примере Чеченской республики. В статье дана характеристика понятия семейных ценностей с учетом этнокультурного компонента. Рассматривается структурные и организационные трансформации традиционной чеченской семьи, включающие изменения гендерных ролей, коллективной регуляции, демографической стратегии. В качестве одной из основных причин происходящих трансформаций рассматриваются процессы глобализации и информатизации общества и связанные с ними пересмотр традиционных семейных ценностей, выбор иного алгоритма и моделей семейного поведения. Рассмотрены различные подходы к интерпретации семейных трансформаций, особенности и перспективы государственной семейной политики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES OF THE CHECHEN PEOPLE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND INFORMATIZATION OF SOCIETY

The article deals with the transformation of traditional family values and the institution of the family in modern society on the example of the Chechen Republic. The article describes the concept of family values taking into account ethno-cultural component. It examines the structural and organisational transformations of the traditional Chechen family, including changes in gender roles, collective regulation, and demographic strategy. The processes of globalisation and informatisation of society and the associated revision of traditional family values, and the choice of a different algorithm and models of family behaviour, are considered as one of the main reasons for the transformations taking place. Different approaches to the interpretation of family transformations, features and prospects of the state family policy in modern conditions are considered.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Щф}

Л-

.ц«лит<(/>ные шщКл,

Р. А. Алиханова

УДК 316.7

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

и нститут семьи неизменно остается в центре внимания социологов, психологов, философов, поскольку, именно семья, будучи базовой ячейкой общества, обеспечивает его функционирование, развитие и возобновление. В основе семьи лежат семейные ценности, объединяющие основополагающие принципы, которые служат фундаментом семьи, залогом ее целостности, обеспечением возможности выполнять присущие ей социальные функции.

Чеченский народ с его многовековой историей имеет богатые духовные традиции с высоким престижем семьи, воспринимаемой самими вайнахами в качестве обязательного и необходимого элемента организации общества и условием существования каждого члена этого общества. Вайнахская семья служит носителем моральных, нравственных, этических представлений народа, способом передачи этнокультурных ценностей следующим поколениям [8, с. 40].

Изменения в обществе, происходящие в течение последних десятилетий, не могли не отразиться и на семье. Наблюдаемая в настоящее время трансформация традиционной семьи касается не только внешних характеристик, но и ее структуры, социальных ролей, демографических функций, семейных ценностей [3, с. 85]. Эти изменения вызывают озабоченность демографов, социологов, педагогов, культурных и духовных деятелей, широкой общественности.

2022/.]-

На необходимость сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей народов России обращается особое внимание в государственных документах стратегического развития - указах президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» 2018 года [9] и «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 2021 года [10]. Размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, одной из причин которого названа глобализация, признано одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных подходов к решению проблемы трансформации традиционной семьи на основе всестороннего изучения факторов, обуславливающих происходящие изменения.

Семейные ценности - это совокупность личностно значимых ориентиров, определяющих поведение человека по созданию и сохранению семьи, одобряемых социумом и служащих образцом и целью деятельности человека в сфере семейных отношений. Исследователи чеченского этноса отмечают, что в представлении чеченцев высшим благом, наибольшей ценностью и предметом гордости для чеченца является честь, семья, потомки, принадлежность к роду, традиции и обычаи своего народа [1; 2; 11].

Представление о традиционности северокавказской семьи вообще и чеченской в частности со строгим распределением социальных ролей, регламентированными правами и обязанностями (непререкаемый авторитет мужа и отца, обеспечивающего финансовую стабильность, жена и мать, занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей, безоговорочное послушание детей, главенство старших над младшими) прочно укоренилось как в научной литературе, так и в общественном сознании.

Между тем современные исследования демонстрируют, что подобные оценки существен-

но преувеличивают архаичность сложившейся модели семейных отношений. Нельзя сказать, что традиционная кавказская семья полностью разрушена, однако она, безусловно, переживает серьезные структурные измене-ния [8, с. 40]. При этом трансформацию традиционных семейных ценностей семьи нельзя назвать уникальным явлением, характерным лишь для северокавказского региона: экономические, социальные, политические изменения последних десятилетий, произошедшие в российском обществе, отразились на системе бра-чно-семейных отношений в целом по России.

Трансформация семьи в России, проявляющаяся в учащении разводов, увеличении количества семей с одним ребенком и монородительских семей, увеличением незарегистрированных браков, внебрачных детей, переход к эгалитарным отношениям внутри семьи, эмансипации женщин и т. д., в целом повторяет путь, пройденный к настоящему моменту развитыми странами Европы и Америки. Для России помимо прочего характерно повышение возраста вступления в брак, практически повсеместное распространение добрачных и внебрачных семейных отношений, повторные браки после неудачного и недолговременного (менее 5 лет) «пробного» брака. Все чаще приоритетными целями для молодых людей становятся карьерный рост и экономическая независимость и только потом - вступление в брак и рождение детей [1, с. 135]. Исследователи объясняют направленность происходящих с семьей изменений снижением или утратой ее традиционных функций: репродуктивной, экономической, воспитательной, до-суговой и психологической (коммуникативной) [7, с. 20].

Процесс сопровождается ослаблением родственных связей (нуклеаризацией семей), связей между детьми и родителями, между супругами, что проявляется в индивидуализации и большей автономии членов семьи [7, с. 21]. Помимо этого происходит смена семейных ролей и размывание представлений об их содержании.

В кавказских семьях на смену коллективному регулированию и контролю приходит ин-

дивидуальный и родительский контроль. Роль старших родственников в принятии решений и воспитании детей отходит на задний план, окончательное решение остается за отцом. При этом каждая семья самостоятельно определяет пределы свободы для ее членов - самостоятельность выбора, гендерные роли, возможность и уровень насилия. Функции главы рода зачастую сводятся к номинальному присутствию на значимых мероприятиях - свадьбах, похоронах. Ответственность за членов семьи и взаимопомощь распространяется лишь на ближайших родственников.

Перечисленные изменения наиболее ярко и очевидно проявляются в городах и поселениях городского типа. В то же время в сельских районах Чечни традиционные семейные отношения трансформируются гораздо медленнее, в местах компактного и изолированного проживания тейпов традиционные семейные ценности подвержены меньшему внешнему деструктивному воздействию.

Основным фактором происходящих изменений института семьи и трансформации семейных ценностей служат процессы глобализации и информатизации современного общества В целом информатизация общества описывает процесс изменений в жизни и деятельности людей, вызванный экспоненциальным приростом количества, доступности, возможностей для распространения и выражения информации, в отсутствии цензуры сопоставимых с публичным высказыванием на рыночной площади [4, с. 1].

В информационном обществе индивидуальное и общественное сознание становится объектом воздействия со стороны создателей информационного, прежде всего, визуального контента. Причем в погоне за аудиторией создатели этого контента руководствуются по большей части отнюдь не этическими соображениями. Они ориентируются на привлекательность информационного продукта для среднего потребителя или конкретную целевую часть аудитории, в первую очередь, в целях получения прибыли либо продвижения идей. Низкий уровень критического мышления, характерный для массового потребителя инфор-

мационных услуг в информационном обществе, усложняет сознательный выбор контента и открывает широкие возможности для разного рода манипулятивных интернет-технологий в рекламных, идеологических, политических целях [3, с. 87].

Основным отличием интернет-пространства, в первую очередь, социальных сетей, от традиционных СМИ (телевидения, радио, журналов и газет) является распространение информации в горизонтальной плоскости, то есть без посредников (в лице заказчиков информации, журналистов, редакций) от пользователя к пользователю. Таким образом, информация выходит сразу на личный уровень и вызывает у пользователя больше доверия. Вместе с тем горизонтально распространяемая информация более эффективно воздействует на сознание людей и создает больший простор для манипуляций [5, с. 39]. Информационно-коммуникационная структура как горизонтальная (от пользователя к пользователю, от пользователя к аудитории подписчиков, иногда насчитывающей сотни тысяч человек), так и вертикальная (от государства к пользователю) позволяет манипулировать виртуальными образами реальности, создавая имитацию действительности, которая воспринимается пользователем в качестве реальности и может ретранслироваться им в реальную жизнь.

Традиционные семейные ценности, существовавшие в замкнутых социумах, подвергаются пересмотру под влиянием иных моделей поведения, транслируемых в информационном поле. Социальные сети позволяют либерализовать гендерные взаимоотношения, допускают более открытое и близкое общение между молодыми людьми, которое некогда было невозможно в публичном пространстве. Образцы западной культуры предлагают более индивидуалистский и рациональный подход к жизненным приоритетам, чем это принято в традиционной системе семейных ценностей народов Кавказа. В то же время информатизация открывает беспрецедентные возможности распространения всех культурных достижений человечества и реальной демократизации общества [4, с. 13].

Происходящие с институтом семьи изменения могут быть истолкованы с двух разных позиций - кризиса или трансформации. Все разнообразные точки зрения на происходящие перемены по сути сводятся к двум парадигмам, одну из которых можно назвать парадигмой модернизации, другую - парадигмой кризиса традиционной семьи [7, с. 27]. В рамках каждой из них предлагаются различные интерпретации наблюдаемых изменений семьи и, соответственно, различные подходы к решению проблем института семьи.

Парадигма модернизации происходящие с семьей изменения трактует в качестве частных проявлений процесса смены «традиционных» моделей семьи «современными», происходящего в рамках общих прогрессивных изменений общества. Модернизация семьи рассматривается ими как неизбежное следствие общественного прогресса, а сопутствующие этому процессу негативные проявления (снижение рождаемости, естественная убыль населения, увеличение количества неполных семей) трактуются в качестве сопутствующих издержек, которые носят временный некритический характер и компенсируются увеличением личных прав, свобод и возможностей членов общества, которое и служит одной из целей общественного прогресса.

Сторонники парадигмы кризиса семьи, напротив, в трансформации семьи видят не частные, диктуемые какими-либо внешними факторами, а критические системные изменения института семьи в постиндустриальных обществах в глобализованном мире, которые представляются в качестве сущностной его характеристики. Поскольку кризис семьи в рамках данной концепции рассматривается как порок самой социальной организации постиндустриального общества, меры по устранению негативных последствий кризиса, предпринимаемые в рамках социальной политики, не могут претендовать на эффективность. Основными источниками проблемы семьи кризисная концепция называет ослабление социально-нормативного контроля семейного поведения, утрату традиционных семейных

ценностей, преемственности поколений, размытие духовно-нравственных ориентиров и культурных эталонов. Сторонники кризисной концепции призывают бороться с причинами и источниками кризиса, а не с его проявлениями.

Названные парадигмы по-разному оценивают внутренние изменения семьи: переход от патриархальных к эгалитарным отношениям, индивидуализацию, большую автономность, изменение гендерных ролей. В связи с этим предлагаются разные подходы к государственной семейной политике: либо усиление институциональной регуляции семейных отношений и повышение субъектной социальной и экономической роли семьи, либо создание условий для развития каждой семьи, обеспечение реализации потребностей и интересов личности на основе эгалитарных отношений в семье и обществе.

Возрастающая обеспокоенность российского государства относительно размытия традиционных духовно-нравственных, в том числе семейных ценностей, усиления влияния чуждых идеалов и ценностей, воспринимаемых в качестве угрозы российскому обществу и культурному суверенитету РФ, подрыва основ политической стабильности и государственности, отраженная в Стратегии национальной безопасности [10], свидетельствует о том, что в семейной политике государство стремится к восстановлению традиционных семейных ценностей и усилению институционально-коллективного контроля над демографическим и семейным поведением членов российского общества.

Одна из основных особенностей семейной политики состоит в том, что она не располагает прямыми методами воздействия на формирование глубоко личной системы семейных ценностей, от которой зависит функционирование института семьи. Поэтому принимаемые государством меры могут быть эффективными только при условии совпадения интересов государства с интересами и потребностями его граждан. Не столько материальная поддержка семьи в форме социальных пособий и

выплат в сочетании с пропагандой традиционных семейных ценностей в информационном поле, сколько обеспечение стабильных экономических, политических, социальных условий в обществе, необходимых для реализации потребностей личности в создании семьи, рождении и воспитании детей, способны привести к сколь-нибудь ощутимым результатам. Наибольшая стабильность обеспечивается, прежде всего, расширением возможностей выбора - форм семейного образа жизни, демографического поведения, идеологии, культурных предпочтений. Семейные ценности динамичны, как динамично само общество. Отобранные веками традиции следуют за прогрессом, а не противостоят ему, вбирая в себя лучшее из каждого периода развития общества.

Выводы

1. Семейные ценности являются основополагающими личностно значимыми ценностями, определяющими жизненные ориентиры и стратегию человека в его деятельности, направленной на реализацию потребностей в создании семьи и продолжении рода.

2. Семейные ценности характеризуются выраженным этнокультурным компонентом. В представлениях чеченского народа принадлежность к семье и роду, наличие потомков, соблюдение народных традиций и обычаев является наивысшим благом и предметом гордости.

3. В настоящее время традиционная чеченская семья претерпевает ряд значительных изменений, касающихся как структуры семьи (увеличение нуклеарных семей, снижение роли родового регулирования), так и внутренней организации (изменение семейных ролей, уменьшение количества детей, изменение взаимоотношений между родственниками).

4. Одной из основных причин трансформации традиционной чеченской семьи являются последствия глобализации и информатизации современного общества.

5. Существует два различных подхода к рассмотрению трансформаций семьи - кризисный и модернизационный, первый из которых трактует происходящие изменения в качестве сущностной характеристики постин-

дустриального общества в условиях глобализации, второй - представляет семейные трансформации неотъемлемым компонентом общественного прогресса. Эффективность мер государственной семейной политики будет зависеть от объективной обоснованности выводов одной из концепций, принятой в качестве базовой.

АННОТАЦИЯ

В статье дана характеристика понятия семейных ценностей с учетом этнокультурного компонента. Рассматривается структурные и организационные трансформации традиционной чеченской семьи, включающие изменения гендерных ролей, коллективной регуляции, демографической стратегии. В качестве одной из основных причин происходящих трансформаций рассматриваются процессы глобализации и информатизации общества и связанные с ними пересмотр традиционных семейных ценностей, выбор иного алгоритма и моделей семейного поведения. Рассмотрены различные подходы к интерпретации семейных трансформаций, особенности и перспективы государственной семейной политики в современных условиях.

Ключевые слова: семейные ценности, институт семьи, трансформация традиционных ценностей, глобализация, информатизация.

SUMMARY

The article describes the concept of family values taking into account ethno-cultural component. It examines the structural and organisational transformations of the traditional Chechen family, including changes in gender roles, collective regulation, and demographic strategy. The processes of globalisation and informatisation of society and the associated revision of traditional family values, and the choice of a different algorithm and models of family behaviour, are considered as one of the main reasons for the transformations taking place. Different approaches to the interpretation of family transformations, features and prospects of the state family policy in modern conditions are considered.

Key words: family values, family institution, transformation of traditional values, globalisation, informatisation.

2022/.3

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиханова Р. А., Юсупова Р. Я. Семья и семейное воспитание в условиях перемен (на примере Чеченской Республики) // Известия Чеченского педагогического университета. Серия гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 1 (17). - С. 134-140.

2. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук // Чеченский государственный педагогический институт. - Йошкар-Ола, 2004. - 24 с.

3. Гуров Ф. Н. Информатизация общества: амбивалентный характер социальных изменений // Ценности и смыслы. - 2018. - № 6. -С. 83-96.

4. Гуров Ф. Н. Информатизация общества и трансформация субъекта коммуникативных практик // Гуманитарный вестник. - 2019. -№ 4 (78). - С. 1-16.

5. Ибрагимов Л. Х. Технологии интернет-манипуляции в сетевом пространстве политики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2015. -№ 2. - С. 34-40.

6. Кулаженкова Н. В. К вопросу о трансформации семейных ценностей в современном российском обществе // Вестник государственного и муниципального управления. -2015. - № 1. - С. 18-27.

7. Кучмаева О. В., Кучмаев М. Г., Петря-кова О. Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур. - 2009. - № 3. - С. 20-29.

8. Стародубровская И. В. Кризис традиционной северокавказской семьи в постсоветский период и его социальные последствия // ЖИСП. - 2019. - № 1. - С. 39-56.

9. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 №703). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 24.08.2022).

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2

июля 2021 года № 400). - URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc= 1&last Doc=1&nd=602263723 (дата обращения: 24.08.2022).

11. Юсупова Р. Я. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы автореф. дисс. ... канд. пед. наук // МГПУ им. М. А. Шолохова - М., 2001. - 22 с.

Н. О. Щупленков, О. В. Щупленков

УДК 378.2

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

[российская система гуманитарного образования в современных реалиях должна опираться на историко-философские основы подачи фактов. Гуманитарная основа российского образования развивалась в течение многих столетий, были сформированы духовно-нравственные скрепы российской национально-культурной идентичности. Любовь к Родине, патриотизм, семейные традиции, уважение к другим народам, милосердие - вот основные нравственные категории, выделяющие российскую систему воспитания и образования. Затушевывание национальной особенности русского менталитета, роли русской цивилизации в общемировом культурном наследии, сохранении и приумножении культур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.