Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1223
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / FAMILY / MODERN SOCIETY / VALUES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шурова Наталия Владимировна

Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с отношением в современном обществе к семье как основной и фундаментальной ценности, которая, тем не менее, переживает серьезный социально-психологический кризис. Традиции и трансформации системы семейных ценностей рассматриваются как механизм динамических перемен в разных направлениях и областях общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM S OF THE MODERN FAMILY

The article deals with some issues related to the attitude of modern society to the family as the main andfundamental value, which, however, is experiencing a serious socio-psychological crisis. Traditions and transformations of the system of family values are considered as a mechanism of dynamic changes in different directions and areas of social life.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ»

26. Филарет, архиеп. Черниговский [Гумилевский]. История Русской церкви. Период 1-й, от начала христианства в России до нашествия монголов. (1721-1826 г.). Изд. 5-е. М. : М.А. Ферапонтов, 1888. 273 с.

Махно Лев Львович, канд. ист. наук, доц., зав. кафедрой, levmakhno@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: HISTORY AND

MODERNITY

L. L. Makhno

The article provides a comparative analysis of the peculiarities of Church historians ' consideration of the social service of the Russian Orthodox Church in the pre-revolutionary period (XIX-early XX century).XX centuries) and understanding of its current state in the XXI century. The article considers the assessments of Orthodox historians and figures of the Russian Orthodox Church based on the analysis of their works and speeches. The article describes various theoretical and methodological approaches to understanding social service as an important social task of the ROC. Its significance for the social policy of Russia is shown.

Key words: social service, Russian Orthodox Church, the church-historical science, historical source, the clergy.

Makhno Lev L'vovich, candidate of historical sciences, docent, manager of kathedra, levmakhno@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 159.99

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Н. В. Шурова

Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с отношением в современном обществе к семье как основной и фундаментальной ценности, которая, тем не менее, переживает серьезный социально-психологический кризис. Традиции и трансформации системы семейных ценностей рассматриваются как механизм динамических перемен в разных направлениях и областях общественной жизни.

Ключевые слова: семья, современное общество, ценности, социально-психологический кризис.

Семья как структурная единица общества была и остается фундаментальной основой жизни любого отдельного человека и общества в целом. За всю долгую историю существования семьи менялись ее типы,

формы, функции, которые шли вслед за социальными и культурными революциями, войнами и восстановлением мирной жизни. Менялись и ее ценности: материальные, психологические, физиологические, эстетические, нравственные. В сознании многих поколений семейные традиции воспринимаются и воспроизводятся как духовная атмосфера в семье, которая выражается в правилах жизни и общении членов семьи, принятых обычаях и ежедневных ритуалах. Семейных традиций может быть не много, они просто должны быть. Передача традиций от поколения к поколению - это само по себе ценно, потому что объединяет детские, родительские, прародительские поколения.

Экономическое и политическое равноправие мужчин и женщин в современном обществе ставит нас в ситуацию пересмотра, переоценки и переосмысления их роли в самой сложной и значимой составляющей нашей жизни - семейных отношениях. Современные тенденции таковы, что традиций в семье сохраняется все меньше. А те, что приходят им на смену, с точки зрения общекультурных и социальных ценностей не всегда положительны. Постиндустриальное развитие, идея эгалитарности полов, урбанизация сказываются на социальной активности мужчин и женщин, но особенно женщин. Провозглашенное социальное равенство представителей обоих полов ориентирует на их подготовку по одному образцу. Семья для женщин превращается из основной в дополнительную сферу самореализации. При этом у работающей женщины имеет место ролевой конфликт т.к. она выполняет двойную нагрузку [1].

Пересмотр и переоценка семейных ценностей является актуальной проблемой нашего времени. Традиционные семейные ценности подвергаются не просто трансформации, но в отдельных своих аспектах обесцениваются. Эгалитарный подход приводит к смешению социальных ролей, размыванию границ ответственности мужчин и женщин. Акценты социальной активности женщин смещены в сторону общественной жизни и отвлекают ее от семьи. Дети при этом переживают дефицит родительского внимания и влияния семейного воспитания. Общие негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи, интерпретируются как выражение не просто кризиса института семьи, но, главным образом, ценностного кризиса всего общества.

Понятие «ценности» активно рассматривается различными науками - философией, социологией, психологией, культурологией. Принято выделять объективные и субъективные ценности, из них первые имеют отношение к определению дихотомических категорий: добра - зла, красивого -безобразного, истины - не истины, справедливости - несправедливости и т.п., а вторые имеют отношение к форме нормативных представлений - запретов, императивов, установок, оценок и т. п. [12].

Изучение специальной литературы подводит нас к следующей достаточно точной формулировке понятия «ценности»: это наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми каждый человек руководствуется в повседневной жизни при принятии тех или иных решений.

Ценность определяется как образ части действительности, значение которой влияет на деятельность, отношения, жизненные позиции и в целом на существование личности. В структуре ценностей человека особое место занимают семейные ценности. Это ценности, которые «культивируются в обществе в качестве совокупности представлений о семье, влияющие на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [9].

Среди классиков и современных отечественных исследователей, которые занимаются проблемами изучения семьи, следует отметить таких, как Антонов А.И. [12], который сфокусировал внимание на методологических аспектах данной проблематики, А.В. Артюхов [3], рассматривающий вопросы государственной семейной политики, В.Н. Гуров [5], в сферу интересов которого входят исследования в области взаимодействия семьи и школы, а также отмечаем М.С. Мацковского [10], изучавшего проблемы воспитания детей в семьях различного типа. Обстоятельный анализ социализирующей функции семьи в условиях, набирающих силу процессов трансформации и глобализации общества сделан в работах Л.В. Карцевой [6], Г.И. Климантовой [7], Е.А. Мухиной [11].

Семья, как сложное общественное явление, вбирает в себя практически все стороны человеческой деятельности и выходит на все уровни общественной практики: от материального до духовного, от индивидуального до общественно-исторического. Обзор исследований позволяет также условно выделить в структуре семьи три взаимосвязанных блока отношений: 1) кровнородственные; 2) экономические и 3) духовно-психологические и нравственно-эстетические. Только совокупность перечисленных связей, взятая в целостности и единстве, делает семью особой социальной общностью.

Интимные отношения между мужчиной и женщиной, не оформленные юридически и не связанные с ведением общего хозяйства и воспитанием детей, издавна принято считать сожительством или когабитационным союзом [8, с.1]. Экономические отношения и взаимопомощь близких людей, не основанные на брачных и родственных связях, также не считаются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Кризисные явления в обществе и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество опирается на духовно-нравственные основы человеческой души, которые закладываются в семье, из нее вырастают и в ней формируются. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения.

Статистические данные констатируют, что за последние сто лет в результате самых разных социально- политических и экономических изменений в обществе число разводов возросло катастрофически. От 2-3 % в начале прошлого столетия эта цифра выросла до 70-85 % в наши дни. Причем время проживания в браке резко сократились. Двадцать пять -двадцать лет назад разводы происходили в первые три - пять лет, теперь это происходит даже в первый год семейной жизни. Причин подобных негативных социальных явлений можно выделить несколько:

- распространение тенденции перекладывать воспитание детей на нянь, гувернанток, тогда как родители не находят не только времени, но и желания заниматься, играть, отдыхать вместе друг с другом и детьми, что в целом расшатывает устои и отношения в семье;

- отсутствие или крайне недостаточное внимание в родительской семье подготовке детей к самостоятельности и ответственности, нормальной организации времени, что провоцирует рост инфантильности не только в подростничестве, но и юности;

- снижение внимания к семейным традициям, которые нередко сводятся к массовому застолью в дни рождения и другие праздники;

- общество большей частью толерантно к вредным привычкам и ранним сексуальным отношениям молодежи;

- основополагающей ценностью семьи всегда были дети, но намечается тенденция к сознательной бездетной семье (при отсутствии медицинских показаний), т.е. семья без детей перестает быть исключением из правила;

- в прежнее время ценностью было проживание в единственном браке - «пока смерть не разлучит нас», сегодня СМИ наряду с позитивной информацией часто выносят на всеобщее обсуждение частную жизнь «звезд» и медийных представителей нашего общества, освещая количество браков, деление не только финансов, нажитых за время совместной жизни, но и детей [2].

Частные проблемы, на первый взгляд, в результате серьезно деформируют представления о ценности семьи и семейных отношений у эмоционально незрелых, подверженных разному влиянию представителей подрастающего поколения.

Разнообразие концептуальных подходов, анализ современных тенденций и трансформации семейных ценностей позволил выявить три точки зрения на данную проблематику. Первая рассматривает трансформацию традиционной семьи в современную как естественный исторический процесс, который обусловлен переходом к постиндустриальному обществу. Вторая резко отличается от предыдущей и представляет кризис института семьи в России как деградацию общества в целом. В рамках третьей точки зрения утверждается, что кризис выступает как условие, необходимое для модернизации российской семьи, во многом несущей в себе устаревшие семейные установки советского периода.

Такие ученые, как С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Вишневский и др. , предлагают воспринимать изменения института семьи как позитивный процесс трансформаций различных форм семьи, т. е. на рухнувшей конструкции традиционной семьи возникают новые альтернативные структуры семьи [9]. Соответственно, задачи семейной политики данной группой исследователей видятся в том, чтобы «ускорить объективный ход событий», завершить процессы «модернизации» в семейной сфере. С другой стороны, А. И. Антонов, В. А. Борисов, В. М. Медков, А. Е. Сидель-ников [9, 12] и др., придерживающиеся «кризисной парадигмы», призывают рассматривать изменения системы семейных ценностей как «глобальный кризис семейного образа жизни, упадка семьи как социального института».

При этом негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи, интерпретируются как выражение не просто кризиса только института семьи, но главным образом ценностного кризиса всего общества. Перечисленные причины указывают на качественные изменения функции первичного социального контроля, на то, что социальная ситуация требует смены зон ответственности и укрепления ценности семьи. В принципе, это и является первостепенной задачей и государства, и науки, и культуры, и духовного потенциала страны.

Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестн. МГУ. Психология. Сер. 14. 1989. № 2. С. 44-53.

2. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении // Вестник РГНФ. 2004. №1. с. 142.

3. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России //Социологические исследования. 2002 №7. С. 108-110.

4. Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку: дис. ... канд. социол. наук. М., 2008. 212 с.

5. Гуров В.Н. К вопросу о технологии социальной работы с семьей // Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. Т.1. Кн.2. М., 1997. 345 с.

6. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 34-46.

7. Климантова Г.И. Семья в условиях мировых социальных трансформаций // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / под ред. В.И. Жукова. М., 2009. 416 с.

8. Лидовская Н.Н. Взаимоотношения супругов в незарегистрированном браке: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2009. 24 с.

9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М:, Изд-во Эксмо, 2005. 415 с.

10. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М., 1989. 112 с.

11. Мухина Е.А. Нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2012. 26 с.

12. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. 237 с.

Шурова Наталия Владимировна, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой nv shiirova a mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM S OF THE MODERN FAMILY

N.V. Shurova

The article deals with some issues related to the attitude of modern society to the family as the main andfundamental value, which, however, is experiencing a serious socio-psychological crisis. Traditions and transformations of the system of family values are considered as a mechanism of dynamic changes in different directions and areas of social life.

Key words: family, modern society, values, socio-psychological crisis.

Shurova Natalya Vladimirovna, candidate of psychology sciences, docent, head of chair, nv_shurova@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.