Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЮДЖЕТНУЮ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЮДЖЕТНУЮ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буттаева Саида Мухтаровна, Гаджиева Наира Альбертовна, Айдаева Сакина Агавердиевна

В статье рассматриваются основные направления трансформации таможенного контроля на основе внедрения в деятельность ФТС России современных цифровых технологий. Обоснована значимость проведения цифровых трансформаций таможенного контроля как ключевого фактора, оказывающего воздействие на бюджетную и налоговую системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буттаева Саида Мухтаровна, Гаджиева Наира Альбертовна, Айдаева Сакина Агавердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL AND ITS IMPACT ON THE BUDGET AND TAX SYSTEMS

The article discusses the main directions of the transformation of customs control based on the introduction of modern digital technologies into the activities of the Federal Customs Service of Russia. The importance of carrying out digital transformations of customs control as a key factor influencing the budget and tax system of Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЮДЖЕТНУЮ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМЫ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_44 УДК 339

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЮДЖЕТНУЮ И НАЛОГОВУЮ СИСТЕМЫ

Буттаева Саида Мухтаровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, e-mail: sbutaeva.ru@mail.ru

Гаджиева Наира Альбертовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и прикладной информатики в экономике, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: naira. gamidova@ mail.ru

Айдаева Сакина Агавердиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: aysa_73@ mail.ru

В статье рассматриваются основные направления трансформации таможенного контроля на основе внедрения в деятельность ФТС России современных цифровых технологий. Обоснована значимость проведения цифровых трансформаций таможенного контроля как ключевого фактора, оказывающего воздействие на бюджетную и налоговую системы России.

Ключевые слова: трансформация; цифровые технологии; таможенный контроль; таможенные услуги; таможенное администрирование; качество таможенных услуг.

UDC 339

TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL AND ITS IMPACT ON THE BUDGET AND TAX SYSTEMS

Buttaeva Saida Mukhtarovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, e-mail: sbutaeva. ru@mail.ru

Gadzhieva Naira Albertovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Applied Informatics in Economics, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia, e-mail: naira.gamidova@mail.ru

Aidaeva Sakina Agaverdievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia, e-mail: aysa_73@ mail.ru

The article discusses the main directions of the transformation of customs control based on the introduction of modern digital technologies into the activities of the Federal Customs Service of Russia. The importance of carrying out digital transformations of customs control as a key factor influencing the budget and tax system of Russia is substantiated.

Keywords: transformation; digital technologies; customs control; customs services; customs administration; quality of customs services.

В свете последних изменений во внешнеэкономическом положении Российской Федерации, обусловленных введением санкций, в том числе против элементов экономической системы государства, особенно важным представляется поиск путей по поддержанию экспортной и импортной сферы государства, стимулированию участников внешнеэкономической деятельности к установлению и расширению имеющихся контактов с Российской Федерацией. Трансформация и адаптация таможенного контроля к современным условиям играет важную роль в обеспечении эффективного и комфортного климата для субъектов внешнеэкономической деятельности, перемещающих свои товары и транспортные средства через таможенную границу [4].

В процессе трансформации таможенного контроля на сегодняшний день большая роль уделяется концентрации цифровых технологий. Релевантность цифровой повестки в деятельности таможенных органов как субъектов публичного управления определена не только самоочевидными выгодами от упрощения взаимодействия между регулятором и хозяйствующими субъектами, но и задекларирована во Всемирной таможенной организации, действующей в рамках концепции цифровой таможни. Цифровая трансформация публичных органов является наиболее приоритетным вектором развития государственного управления в целом и в области экономического администрирования в частности. Существенную часть администрирования в экономическом секторе составляет деятельность таможенного регулятора по обеспечению безопасного и законного товарного оборота в процессе международной торговли [3].

С точки зрения участников экономических отношений экономическая сущность контрольной системы видится по-разному. Согласно законодательству участниками отношений в данной области являются:

- физические лица и организации, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и сборов;

- физические лица и организации, которые по Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) считаются налоговыми агентами;

- налоговые органы, осуществляющие контроль и надзор;

- таможенные органы, являющиеся органами исполнительной власти, которые действуют в области таможенного дела, а также подчиненные ему другие таможенные органы Российской Федерации.

Таможенная политика является важной составляющей в финансовой системе страны. Она тесно связана с другими сегментами экономической политики государства: бюджетной, валютной, налоговой и др. Налоговая политика в свою очередь помогает выстроить взаимосвязь всех элементов налоговой системы и таким образом повысить ее эффективность. Для этого у данной систе -мы есть не только свои цели и задачи, но и методы, с помощью которых можно этого достичь. Она является важнейшей частью налоговой системы страны, поскольку главная цель этих двух явлений заключается в максимально эффективном сборе налоговых платежей для дальнейшего равномерного перераспределения финансовых ресурсов между всеми слоями населения, а также реализации государством своих функций.

Проведем анализ исполнения показателей доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2019-2021 гг. Поступления доходов в федеральный бюджет в разрезе администраторов доходов за 2019-2021 гг. приведены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, именно администри-руемые ФТС и ФНС России доходы составля -ли наибольшую долю доходов федерального бюджета в 2019-2021 гг.

В 2019 г., как и в соответствующем периоде прошлого года, наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета занимают доходы, администрируемые ФНС России и ФТС России (90,9 % общего объема доходов федерального бюджета). На долю остальных главных администраторов доходов федерального бюджета приходится 9,1 % доходов (в 2018 г. - 7,5 %).

Соответственно именно налоговые доходы являются последние годы основными драйверами роста доходов федерального бюджета. Благодаря проведенным в посткризисный период реформам в налоговой сфере, более пяти лет наблюдается тенденция снижения ненефтегазового дефицита, который сократился по сравнению с 2018 г. на 0,6 процентного пункта и составил 5 964,2 млрд руб. (5,5 % ВВП) [8].

Таблица 1 - Исполнение доходов федерального бюджета за 2019-2021 гг. (источник: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019-2021 годы. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/49b/lta8qp80bo3s2833egf5mw7d8qdt26m6.pdf)

Наименование администратора доходов федерального бюджета Исполнение Исполнение Отклонение исполнения 2021 г.

за 2019 г. за 2020 г. 2021 г. от федерального закона № 385-ФЗ от исполнения за 2020 г.

млрд руб. в % структура млрд руб. в % структура млрд руб. в % структура млрд руб. % млрд руб. %

Всего 20171,1 100,0 18719,1 100,0 25286,5 100,0 6521,4 134,8 6567,4 135,1

ФТС России 5722,3 28,4 4751,7 25,4 7156,9 28,3 2169,0 143,5 2405,2 150,6

ФНС России 12604,8 62,5 10978,7 58,7 15880,3 62,8 3688,4 130,3 4901,5 144,6

Минфин России 393,4 2,0 1511,8 8,1 549,8 2,2 31,7 106,1 -962,0 36,4

Росимущество 473,9 2,3 449,5 2,4 361,1 1,4 51,2 116,5 -88,4 80,3

Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами 976,5 4,8 1027,1 5,5 1338,3 5,3 581,0 176,7 311,1 130,3

В 2021 г., как и в 2020 г., наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета занимают доходы, администрируемые налоговой и таможенной службами России (91,1 % общего объема доходов федерального бюджета). На долю остальных главных администраторов доходов федерального бюджета приходится 8,9 % доходов (в 2020 г. - 16 %).

Доля администрируемых ФТС России доходов федерального бюджета составили в среднем за три года 27,3 %, а ФНС России -61,3 %.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод: формирование финансовых ресурсов бюджета, которое, помимо налоговых отчислений, взносов и уплаты штрафов, пеней и иных мер взыскательного характера, производится также за счет уплаты таможенных платежей, что весомо пополняет бюджет.

В первую очередь, декларирование принципа трансформации на международном уровне вызвано необходимостью стандартизации моделей и направлений развития таможенного администрирования в общемировом масштабе. При этом предполагаемыми итогами такой цифровой модернизации должно стать фоновое повышение качества оказания таможенных услуг, модернизация таможенного контроля и управления им, до-

стижение высокой степени информационной интегративности между структурными подразделениями, как следствие - снижение издержек субъектов внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенного контроля, получение иных услуг [5; 7].

На национальном уровне соответствующие принципы нашли свое отражение в ТК ЕАЭС, а также в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. Примечательно, что принципы кли-ентоориентированности таможенных органов, равно как и учета интересов бизнеса в процессе таможенного администрирования, находят свое отражение в вышеуказанной стратегии, подчеркивающей приоритет цифровой трансформации для оптимизации взаимоотношений публичного регулятора и коммерческого сектора, формирования их частичной «фидуциарности».

В настоящее время ответственность за внедрение цифровых технологий в управление таможенным администрированием возложена на ряд структурных подразделений ФТС России, в частности на Главное управление информационных технологий и Центральное информационно-техническое таможенное управление. Цели соответствующей деятельности также относятся и к территориальным структурам данных подразделений.

В общем виде концепция трансформации таможенного управления в целом остается неизменной на протяжении последних нескольких лет, поскольку достижение поставленных в программных документах целей имеет среднесрочный горизонт реализации [1]. В частности, основными векторами такой трансформации следует признать: формирование в полной степени цифровых таможен; полную автоматизацию регистрации и выпуска любых деклараций посредством ЦЭД; дальнейшую функциональную модернизацию личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности; глубокую информационно-аналитическую интеграцию с

информационными системами иных публичных органов и т. д.

В контексте уже реализованной модернизации таможенного сектора важно отметить успешный опыт существования, развития и функционирования ЕАИСТО (Единой информационной автоматизированной системы), аккумулирующей в себе массивы данных об операциях таможенного регулятора. Более того, наиболее актуальные программные документы, посвященные целевому развитию таможенных органов, также содержат в себе положения о необходимости внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс таможенного администрирования (рис. 1).

Рисунок 1 - Направления трансформации государственных таможенных услуг

Формирование и внедрение ЕАИСТО в деятельность таможенных органов характеризуется функционированием соответствующей системы на основе принципа внешнего доступа, позволяющего как на физическом,

так и на программном уровне отделить ЕА-ИСТО от внешней информационной среды, обеспечить взаимодействие с иностранными таможенными органами, международными организациями в сфере таможенного дела,

иными органами государственной власти, а также с хозяйствующими субъектами. В рамках дальнейших программ по модернизации ЕАИСТО предполагается формирование аналитических хранилищ информации, аккумулирующих в себе основные информационные ресурсы таможенных органов, а также «интеллектуальных пунктов пропуска», представляющих собой точки приема предварительной информации для всех государственных органов и хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности.

Использование подобных технологий позволит нивелировать временные издержки на проведение таможенного контроля, реализовать систему электронной очереди, оптимизировать электронный документооборот в данной области. Данная система направлена на реализацию непрерывной транспортировки через таможенную границу грузов и транспортных средств после получения предварительной информации, предоставления перемещаемым объектам сопроводительного электронного документа, принимаемого всеми контролирующими органами на таможенной границе.

В качестве промежуточных итогов цифровой трансформации, произведенной за период прошлого десятилетия, также следует рассматривать внедрение системы электронного декларирования в рамках создания центров электронного декларирования (ЦЭД). Количество функционирующих центров электронного декларирования включает в себя 16 таких центров, обрабатывающих более 95 % поступающих в таможенные органы электронных деклараций.

Следующим этапом развития функционала центров электронного декларирования стало параллельное внедрение системы автоматической регистрации и выпуска таких деклараций, что потребовало функционирования такой системы на принципах единоначалия со структурой управления рисками таможенных органов. В частности, согласно сведениям, предоставленным первым заместителем руководителя ФТС России Р. Давыдовым на Международном таможенном форуме в рамках панельной сессии «Функционирование единой сети электронных таможен и ЦЭД» в октябре 2021 г., декларации, поданные компаниями низкого уровня риска,

выпускаются автоматически. Число деклараций, выпускаемых в автоматическом порядке, оценивается в величину порядка 26 % от всех деклараций, из них больше 20 % -импортных и порядка 40 % - экспортных. В свою очередь, смежная система действует в отношении транзитных деклараций с 2019 г.

Кроме того, развитие системы электронного декларирования привело к формированию практики электронной удаленной оплаты таможенных платежей. Так, таможенными органами применяются несколько технологий оплаты, разработанных различными хозяйствующими субъектами: ООО «Таможенная карта», ООО «Мультисервисная платежная система». Соответствующие платежные системы позволяют совершать процедуру оплаты таможенного платежа посредством портативных терминалов или сервисов ФТС России, в частности посредством личного кабинета субъекта внешнеэкономической деятельности.

В заметной степени упрощает процесс получения государственных таможенных услуг функционирование личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности, предоставляющего доступ к нескольким десяткам сервисов и услуг таможенных органов, в том числе позволяющего получать доступ к необходимой информации в электронном виде. В настоящий момент доступ к данному сервису осуществляется посредством аутентификации пользователя с использованием электронной подписи или через ЕСИА «Госуслуги» [6].

Информационная безопасность аутентификации в соответствующих электронных системах может быть повышена посредством внедрения прочих средств цифровой идентификации конечного пользователя, в частности через добровольное предоставление минимального функционального объема биометрических данных, достаточных для аутентификации.

Перечень цифровых функций, доступных участнику внешнеэкономической деятельности в соответствующей системе, включает в себя, кроме прочего, получение сведений о состоянии лицевого счета, необходимой документации разрешительного характера, подачу электронных деклараций и т. д. В контексте управления таможенным администрированием наиболее важным фактором

является возможность обеспечения электронного документооборота с таможенными органами, поскольку цифровой функционал исключает личный контакт должностных лиц и хозяйствующих субъектов, повышает прозрачность их взаимодействия, а также позволяет отслеживать статус предоставления той или иной таможенной услуги в реальном времени.

В контексте управления фискальным контролем, осуществляемым таможенными органами, важно обратить внимание на внедрение в таможенную практику в 2016 г. принципа неделимости таможенных расчетов, заключающегося в централизации поступления таможенных платежей, то есть исключении дифференциации счетов в рамках единого лицевого счета. Существовавшая до внедрения соответствующей системы практика внесения платежей была в заметной степени разрозненной, принуждала хозяйствующих субъектов вносить таможенные платежи на счета территориального таможенного органа, в адрес которого поступила декларация [2]. Оптимизация в совокупности с системой электронного декларирования, думается, способствовала упрощению процесса управления фискальным контролем.

Внедрение централизации финансовых расчетов поспособствовало стремительному увеличению пользователей единого лицевого счета. Так, в декабре 2020 г. число пользователей указанной системы в лице российских и иностранных физических лиц, а также организаций оценивалось величиной порядка 900 тыс. участников внешнеэкономической деятельности. На конец 2021 г. число пользователей составило более одного миллиона участников экономического оборота.

Достижение целей эффективного управления таможенным администрированием и услугами, кроме прочего, обеспечивается посредством использования средств электронного взаимодействия между таможенным регулятором и иными публичными органами, в частности фискальными. Основным способом такого взаимодействия в настоящее время является СМЭВ (система электронного межведомственного взаимодействия), внедрение которой осуществлено в рамках программы развития ФТС России до 2020 г.

Внедрение инструментов электронного документационного взаимодействия, в частности, снимает с хозяйствующих субъектов бремя получения пакета документации при обращении за разрешительными документами к таможенному регулятору, поскольку на таможенные органы параллельно возлагается обязанность по самостоятельному истребованию всех необходимых для рассмотрения заявки документов у компетентных органов. Более того, подобная модель деятельности снижает риски получения недостоверной информации и снимает часть ответственности с хозяйствующего субъекта за ненадлежащее или несвоевременное предоставление необходимой документации, следовательно, снижает уровень административного давления. Однако для дальнейшей модернизации электронного межведомственного взаимодействия посредством унификации информационно-аналитических систем различных национальных и иностранных органов власти потребуется унификация средств криптографической защиты, применяемых при таком документообороте. В каче -стве перспективного направления развития цифровых технологий при оказании государственных таможенных услуг можно отметить создание облачных сервисов таможенных органов в виде единой таможенной цифровой облачной платформы, а также формирование единой электронной разрешительной таможенной документации, исключающей получение множественных разрешительных документов в соответствии с требованиями различных отраслей законодательства. Комплексность таможенной документации и ее унификация позволят увеличить уровень интеграции с информационными системами иностранных таможенных и фискальных органов, в особенности с таможенными органами государств - участников ЕАЭС.

Таким образом, существующие векторы развития национальных таможенных органов свидетельствуют о динамичном применении средств цифровой среды для адаптации областей таможенного администрирования, управления, предоставления таможенных услуг под институционализацию интересов участников внешнеэкономической деятельности. Уже существующие средства находят широкое применение в фискальном и прямом таможенном администрировании, во взаимо-

действии между таможенным регулятором и другими органами, а также во взаимоотношениях с широким перечнем хозяйствующих субъектов. Весомая часть цифровых инстру-

ментов таможенного менеджмента посвящена автоматизации и симплификации управления администрированием.

Список литературы _

1. Жаркова Е. А., Родионова Т. П. Цифровые таможенные технологии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 10(128). С. 19.

2. Козлов И. И. Методика совершенствования предоставления участникам ВЭД таможенных услуг // Роль инноваций в трансформации современной науки: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 1 июня 2017 г.) : сборник научных статей. В 6 частях. Ч. 1 / отв. редактор А. А. Сукиасян. Уфа : Аэтерна, 2017. С. 160-165.

3. Кузьмин И. Г, Пешкова К. А. Трансформация и современный таможенный контроль // Экономические исследования и разработки. 2019. № 7. С. 71-74.

4. Макарова Г В., Тиницкая О. В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 71-81.

5. Матвеева О. П., Ледовской Е. Е. Развитие таможенного декларирования как одного из видов услуг на осно -ве информационных технологий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 6(79). С. 194-203.

6. Мешечкина Р. П., Матвеева О. П. Трансформация таможенных процессов как фактор развития государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 2(81). С. 9-19.

7. Шабашева Ю. Е. Трансформация экономики Российской Федерации как условие инновационного развития государственных таможенных услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 6-2. С. 162-168.

8. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 20192021 годы. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/49b/lta8qp80bo3s2833egf5mw7d8qdt26m6.pdf (дата обращения: 04.07.2020).

References _

1. Zharkova E. A., Rodionova T. P. Digital customs technologies. Management of economic systems: electronic scientific journal. 2019. No. 10(128). P. 19.

2. Kozlov I. I. Methodology for improving the provision of customs services to foreign trade participants. The role of innovations in the transformation of modern science: Materials of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, June 1, 2017): collection of scientific articles. In 6 parts. Part 1 / editor A. A. Sukiasyan. Ufa : Aeterna, 2017. Pp. 160-165.

3. Kuzmin I. G., Peshkova K. A. Transformation and modern customs control. Economic research and development. 2019. No. 7. Pp. 71-74.

4. Makarova G. V., Tinitskaya O. V. Electronic document management as a basis for the development of customs operations. Russian Foreign Economic Bulletin. 2014. No. 1. Pp. 71-81.

5. Matveeva O. P., Ledovskaya E. E. Development of customs declaration as one of the types of services based on information technologies. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2019. No. 6(79). Pp. 194-203.

6. Meshechkina R. P., Matveeva O. P. Transformation of customs processes as a factor in the development of state customs services. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2020. No. 2(81). Pp. 9-19.

7. Shabasheva Yu. E. Transformation of the economy of the Russian Federation as a condition for innovative development of state customs services. Economics and business: theory and practice. 2019. No. 6-2. Pp. 162-168.

8. Execution of the federal budget and budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2019-2021. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/49b/lta8qp80bo3s2833egf5mw7d8qdt26m6.pdf (accessed: 04.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.