А. И. Лаптева
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТОИМОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стоимость представляет собой сложный экономический и социально-психологический феномен, отражающий как продуктивную, так и мотивационную сторону человеческой деятельности в системе хозяйствования общества. При переходе индустриальной системы на новый качественный уровень (постиндустриальный) происходят изменения и в природе стоимости. Инструментарий, который применялся для ее анализа классической и неоклассической экономическими школами, становится недостаточным.
Новая природа стоимости в постиндустриальной экономике непосредственно связана со специфическими свойствами важнейших экономических ресурсов - знаний и информации, которые имеют качества, резко выделяющие их из других факторов производства: в них противоречиво сочетаются объективный характер с субъективизмом, неэкономическая мотивация их обретения вызывает очевидные и вполне экономические по своей сути последствия. Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности, легкой тиражируемости и избирательности в доступе к пользованию.
Знания и информация представляют собой такой фактор производства, который не потребляется в производственном процессе и может использоваться в неограниченном количестве воспроизводственных циклов. Накопления знаний и опыта, распространяясь через системы образования, информационные и коммуникационные сети, формируют «запасы знания» в обществе. Отсюда следует, что в таком обществе наибольшее уважение будет вызывать образ жизни, сопровождающийся потреблением знания, а находить наилучший сбыт будет продукция, свидетельствующая о том, что ее покупатель -человек «знающий».
Экспансия новых производственных факторов радикально модернизирует процесс образования издержек производства благ. Несмотря на то что материальные носители информации легко тиражируемы, обладающие ею люди остаются уникальными и невоспроизводимыми. Издержки по распространению материализованной информации
Анна Ивановна ЛАПТЕВА - аспирант кафедры экономической теории СПбГУ. В 2002 г. окончила экономический факультет СПбГУ. Автор 4 публикаций. Сфера научных интересов - исследование постиндустриальной экономики, процесса глобализации.
© А. И. Лаптева, 2008
весьма невелики и легко исчисляемы. В то же время ценность заключенного в носителях кодифицированного знания не может быть определена даже приблизительно. С точки зрения трудовой теории стоимости и неоклассической теории факторов производства такая ситуация представляет собой радикальный подрыв фундаментальных основ традиционных стоимостных оценок. Ни один, ни другой подходы не применимы для анализа стоимости знания. В процессе производства знания из информации конечный продукт имеет такую же специфическую природу, что и сам фактор. Фиксирование рыночной цены, складывающейся в результате взаимодействия спроса и предложения, содержащегося в информации знания, невозможно. Поэтому неоклассическое определение вклада единицы фактора в издержки производства через его предельный продукт в денежном выражении теряет всякий смысл1.
С точки зрения трудовой теории стоимости существенными являются два факта. С одной стороны, издержки производства информации и знания становятся неисчислимыми, так как деятельность по их созданию уже не может рассматриваться как один из видов труда. С другой стороны, процесс тиражирования информации не является воспроизводственным процессом. Следовательно, затраты труда на воспроизводство блага, выступающие объективной стороной стоимостного отношения, становятся в условиях постиндустриальной экономики иррациональным понятием, не способным получить количественную оценку2.
Попытки определить цену информации, связывая ее с ценами товаров, производство которых основано на ее использовании, все чаще приводят к выводу, что исчислимость цен товаров мало что дает для понимания цены и стоимости информации3.
Таким образом, рассматривая материальную сторону производства, мы сталкиваемся с кардинальным изменением процесса исчисления издержек при производстве продукта. Эта ситуация дополняется и тем, что в условиях хозяйства постиндустриального типа люди как субъекты производства руководствуются в своих предпочтениях совершенно новыми мотивами и ценностями. Движение цен и других форм денежных оценок все в большей мере определяется не объективным отношением издержек к полезности, а взаимодействием субъективных представлений об издержках со столь же субъективными представлениями о полезности. Стоимость товара есть функция человеческих отношений, причем отношений многомерных, не моделируемых в традиционных рыночных координатах. Значение товара для потребителя уже целиком определяется взаимоотношениями между ним и продавцом. Процесс общения становится центральным звеном бизнеса4. Поскольку стоимость постиндустриального продукта формируется в процессе собственно общения, контакта, то и продукт превращается в повод для контакта, стоимостью обладает не продукт как таковой, а сам акт общения по его поводу. В связи с этим в структуре издержек производства увеличивается доля трансакционных (на подготовку, заключение, юридическое сопровождение и страхование контрактов) и авансированных затрат (на НИОКР, обучение кадров и т. д.).
Рассмотрим основные характеристики, которыми обладает стоимость в постиндустриальной экономике. Созданная знанием стоимость содержится в продукции, имеющей неповторимый дизайн, уникальные свойства, превосходное качество. Таким видом стоимости обладают и в высшей степени специализированные услуги, подкрепленные длительной традицией в обеспечении нужд потребителей. Необходимо также отметить, что изменения потребительских свойств товаров и услуг, ведущие к возникновению «новой» стоимости, не обязательно являются модными тенденциями, за ними может стоять реальное улучшение потребительских качеств в результате инноваций, основанных на
усовершенствованиях, открытиях и изобретениях5. Поэтому созданную знаниями стоимость можно называть также инновационной стоимостью, подчеркивая этим роль инноваций в ее создании.
Реализуемые инновации следующим образом влияют на стоимость товаров и услуг. Во-первых, повышается роль информации (в форме знаний и предпочтений) в создании стоимости, а составляющая стоимости, определяемая затратами на материалы и энергию, уменьшается. Во-вторых, созданная знаниями стоимость, воплощенная в конкретном товаре или услуге, непрерывно изменяется относительно величины средних издержек. Вначале, когда предлагаемый товар (услуга) является лучшим в своем классе, заключенная в нем инновационная стоимость значительно выше величины средних издержек. Затем, когда в результате несовершенной конкуренции лучшими становятся другие товары (услуги), увеличивается их инновационная стоимость, а стоимость первоначальных товаров и услуг уменьшается. Уменьшение величины созданной знаниями стоимости означает одновременно и уменьшение прибыли производителя. Чтобы сохранить норму прибыли неизменной, производитель вынужден постоянно осуществлять инновации, рассчитывая на то, что некоторые из них будут одобрены потребителем. Это позволит ему компенсировать моральное старение прежних достижений6.
В постиндустриальной экономике трансформируется понятие «редкость» производимого блага. К. Келли называет это «эффектом факса»: один факс бесполезен, но чем больше становится на планете факсов, тем больше возрастает полезность каждого из них. Главной движущей силой новой экономики К. Келли считает «закон обратного ценообразования»: «... в информационную эпоху существенное повышение качества можно получить за меньшую цену, если немного подождать». Чем дальше - тем дешевле. Поэтому компании, если хотят выжить в конкурентной борьбе, вынуждены постоянно выбрасывать на рынок новые продукты. Отсюда - растущая ценность инноваций и «интеллектуального капитала»7.
Желая сохранить прибыль, конкурентный производитель будет создавать новую инновационную стоимость, обрекая себя тем самым на дополнительные издержки. Однако он быстро обнаружит, что даже сохранение прежнего уровня прибыли требует от него растущих усилий. Таким образом, в экономике, основанной на созданной знаниями стоимости, начинает действовать закон Л. Кэрролла: «Для того чтобы оставаться на месте, необходимо бежать, причем все быстрее и быстрее»8.
Одной из важнейших характеристик созданной знанием стоимости является нестабильность, которая проявляется во всем: ценообразовании, спросе, предложении. Товары, обращающиеся в индустриальной экономике, имели стабильную, прогнозированную стоимость. Эта стоимость в долгосрочной перспективе была сбалансированной, хотя цены, безусловно, были подвержены рыночным колебаниям.
Созданная знанием стоимость представляет собой не только переменную величину с резкими колебаниями; каждое из ее конкретных воплощений отличается преходящим, чуть ли не одномоментным характером. Даже если той или иной компании удастся заработать большую прибыль путем внедрения какой-то впечатляющей технологии, быстро наступает время, когда его конкурент преуспеет еще больше, и тогда цена, установленная на внезапно ставший устаревшим товар, резко падает вниз. Например, это постоянно происходит с такой продукцией, как программное обеспечение для персональных компьютеров.
Резкое падение цены на товар, имеющий созданную знанием стоимость, означает падение стоимости данного товара до нуля. Продукция, обладающая высокой стоимостью
в силу того, что она представляет собой уникальную новую технологию, немедленно утрачивает свою ценность, как только появляется другая, превосходящая ее техноло-гия9.
Созданная знаниями стоимость в любой из областей своего проявления требует творческого начала. Временный характер созданной знанием стоимости связан с преходящим характером самого творческого процесса. Это обусловливает высокую степень уязвимости факторов хозяйства перед лицом нестабильности. Даже незаурядные способности специалиста как субъективный фактор развития производства могут быть обесценены в процессе эволюции соответствующего производства. Таким образом, повсеместные изменения являются непременным условием развития постиндустриального общества, а само оно оказывается гораздо более динамичным, чем индустриальное.
Созданная знанием стоимость обладает уникальной чертой: она связана с индивидуализированными усилиями людей. А важной отличительной характеристикой основывающегося на ней общества является тенденция к объединению труда и средств производства. Это происходит потому, что сам человек становится главным фактором производства, а наиболее важным средством умножения созданной знанием стоимости оказывается разум отдельного человека.
Новое содержание полезности в постиндустриальной экономике заключено не столько в универсальной потребительной стоимости продукта, сколько в его высокоин-дивидуализированной символической ценности. Появляются новые виды потребления: престижное, статусное и другие симулированные потребности. Индивидуализированное потребление, в котором человек выражает себя как уникальная личность, формирует неквантифицируемую полезность потребляемых благ10.
В постиндустриальной концепции стоимости находят отображение постулаты энергетической теории стоимости, которая возникла во время становления трудовой теории стоимости; она дополнила и расширила диапазон познания феномена стоимости как таковой. Обращение к энергетической концепции стоимости становится особенно актуальным в постиндустриальной экономике, так как ее логика объяснения происхождения стоимости позволяет глубже исследовать информационную составляющую стоимости продукта.
Сторонники энергетической концепции стоимости рассматривают не только трудовую, но и природную составляющую стоимости. Эта концепция предполагает, что сам живой труд непосредственно не создает новой стоимости, он лишь извлекает (отчуждает) из природы востребованную стоимость и переносит ее вместе со стоимостью прошлого труда, запечатленной в производственном капитале, на продукт труда, который и является непосредственным потреблением человека11. Добавленная стоимость образуется многократным умножением прошлого труда, точнее, интеллектуальной его части, запечатленной в капитале и производственном потенциале человека и извлеченной живым трудом стоимостью природы. Иными словами, вышеописанный процесс можно назвать интеллектуальной рентой.
Таким образом, данная концепция указывает на рентный характер происхождения источника стоимости. Его составляют энергетическая, или природная, рента (использование природной энергии в процессе труда, которое позволяет получать доход, не зависящий от затрат человеческого труда) и интеллектуальная рента (как знание, накопленное трудом прошлых поколений).
Итак, новые характеристики стоимости обусловлены в первую очередь специфическими свойствами ведущих экономических ресурсов постиндустриальной экономики: знаний и информации. Таким образом, основными результатами постиндустриальной трансформации стоимости можно считать следующие:
1. Модернизация структуры издержек производства: существенное возрастание доли трансакционных издержек и информационной составляющей в стоимости продукции.
2. Изменение процесса исчисления издержек производства знаниеемкой продукции из-за преврщения стоимости в нестационарную величину, подверженную резким колебаниям.
3. Смещение направления анализа стоимости в сторону потребительских представлений о ценности продукта.
4. Необходимость разработки и использования инструментария для анализа рентных составляющих стоимости.
1 Антипина О. Н., Иноземцев В. Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. Статья первая (http://www.postindustrial.net/content2/show_text.php?razdeli_id = 153&table=books&sql=razdeli_ finder&lang=russian).
2 Антипина О. Н, Иноземцев В. Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. Статья вторая (http://www.postindustrial.net/doc/magazines/article32.doc).
3 Drucker P. F. Managing in a Time of Great Change. Oxford, 1997. P. 234.
4 Введение в современный бизнес (http://www.gilbo.ru/index.php?page=curs8&art=105).
5 Костюк В. Н. Нестационарная стоимость товаров, услуг и капитала // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 122.
6 Хасис Л. А. Инновации - брэнд успеха (http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_11EBC168-792E-4415-80F2-02B89B48FBE0.html).
7 Келли К. Новые правила для новой экономики (http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/ZS/KELLY.HTM).
8 Костюк В. Н. Нестационарная стоимость товаров, услуг и капитала//Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 123.
9 Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999 (http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1337.html).
10 Иноземцев В. Л.. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы (http://lib.ru/ECONOMY/inozemcew.txt).
11 Пунтус В. И. Природа стоимости (http://paralog.narod.ru/sto1.htm).
Статья поступила в редакцию 28 февраля 2008 г.