Научная статья на тему 'Концептуальные основы информационной теории стоимости'

Концептуальные основы информационной теории стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / БЛАГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / VALUE / GOODS / INFORMATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гужвин П. А.

В статье рассмотрены основные предпосылки появления информационной теории стоимости, новые субъективные и объективные факторы формирования стоимости бл аг в информационной экономике, а также тенденции развития этого перспективного направления в экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF THE INFORMATION THEORY OF COST

The article deals with the basic preconditions for the emergence of the information theory of cost, new subjective and objective factors of formation of the value of the goods in the information economy. The tendency in development of this prospective area in the economic theory is considered as well.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы информационной теории стоимости»

ры при реализации следующих возможностей: доступ мелкого акционера к информации (включая хозяйственные договора); право инициирования обсуждения проблемных вопросов на общем собрании; право обращения в суд с исками о нанесенном ущербе и создание в суде необходимых прецедентов; изыскание возможностей покрытия издержек мониторинга со стороны мелких акционеров (особенно если конфликт инициирован группой резидентов-держателей высокораспыленного пакета).

В этой связи возможны следующие поправки в один из основных формальных институтов - в Закон «Об акционерных обществах»:

1. Определение (через фиксацию соответствующих прав в мониторинге) формальной исходной доли в акционерном капитале, относящей акционера к категории «мелких», но без ущерба для текущей деятельности АО (начиная с 1% акций в совокупности);

2. Право безусловного доступа к хозяйственным документам АО для акционеров, отнесенных к категории «мелких»;

3. Помимо кумулятивного голосования, введение дополнительных упрощенных механизмов назначения в совет директоров (в число независимых директоров) представителя определенного совокупного числа мелких акционеров;

4. Отнесение функции назначения генерального директора АО в исключительную компетенцию общего собрания акционеров без права делегирования ее совету директоров (вместе с тем досрочный отзыв генерального директора может быть осуществлен и советом директоров по представлению группы мелких акционеров);

5. При инициировании вопроса не менее чем 10% акционеров - безусловная обязанность АО учредить специальный фонд мелких акционеров. Единственным направлением расходования средств этого фонда должно быть независимое изучение (аудит) сделок и заключение на предмет нанесенного АО и акционерам ущерба. Для этого, безусловно, должны привлекаться неаффилированные аудиторские фирмы (что, собственно , и требует средств). Контроль за финансовой деятельностью фонда (и одобрение ее) должны осуществлять совместно все акционеры, имеющие пакеты акций от 1 до 25%, и независимые директора.

Таким образом, единственно возможный путь развития формальных институтов корпоративной экономики - это «пошаговое» совершенствование уже имеющихся формальных институтов в целях построения сбалансированной формальной модели и системы регулирования, защищающей интересы всех потенциальных участников корпоративных отношений.

УДК 330.138

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ

П.А. Гужвин,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

Различие между классической и неоклассической школами экономической теории заключается в отношении к категории «стоимость». Стоимость, т.е. сущность цены, - основная категория классической школы. Если товары, различные по своей физической природе, обмениваются друг на друга, то у них должно быть некое общее свойство, по которому возможно их сравнение. Это свойство было обозначено классиками как стоимость.

Исторически первой попыткой раскрыть природу стоимости было предположение о том, что она определяется количеством труда, затраченного на производство продукта (трудовая теория стоимости). Основу трудовой теории стоимости составляют три принципа: 1) пропорции обмена товаров определяются сравнительными количествами необходимого для их производства труда; 2) к учету принимается не только живой, но и прошлый труд, воплощенный в средствах производства обмениваемых товаров; 3) в качестве меры ценности используются единицы однородного труда.

Затратная теория стоимости, утверждающая, что в основе стоимости результатов труда лежат затраты факторов производства, не является достаточно универсальной, так как стоимостью могут обладать вещи, результатами труда не являющиеся. Во второй половине Х1Х в. растет популярность идей неоклассической школы экономики. Применение в ее рамках предельного анализа позволило поставить вопросы о построении экономической теории без объективной меры типа «стоимость», о замене объективного понятия «стоимость» на субъективное понятие «полезность». С другой стороны, теория предельной полезности не дает объективной основы для измерения стоимости, сводя проблему ценообразования к взаимодействию субъективных представлений действующих на рынке агентов. Таким образом, существующие теории стоимости не при-

менимы к анализу стоимости даровых благ, нематериальных активов, инновационных благ. В настоящее время неоклассический подход исчерпал свой потенциал развития. Возврат к обновленной классической экономической теории в этих условиях становится весьма актуальным. Новый импульс развития может дать истолкование стоимости с точки зрения теории информации.

Важность категории «информация» для экономической науки осознается достаточно давно. Первым, кто выдвинул идею об информационной природе стоимости товаров, был болгарский ученый И. Николов. Автором информационной теории стоимости является К. Вальтух (2001). Суть ее в том, что в основу стоимости и как результата труда, и как редкости объективно может быть положена информация. Рассмотрение эко -номических отношений как процесса выработки и распространения информации характерно для сторонников австрийской школы (Ф. Хайека). На важность учета информационной асимметрии агентов рынка указывают исследования сторонников эволюционного и неоин-ституционального подхода в экономике. РАйрес, поставив вопрос о труде как информационном процессе, прямо отрицал возможность объяснения цен на основе информации. Некоторые авторы рассматривают на основе информации природные объекты.

Встраивание категории «стоимость» в неоклассическую теорию на основе информационного подхода открывает дополнительные возможности для исследования ряда важных проблем: ценового манипулирования, воспроизводства инновационных благ, эколого-эко-номического регулирования.

Исчерпание потенциала неоклассического подхода актуализирует обновление классического подхода за счет истолкования ценности с точки зрения теории информации, учета информационной асимметрии агентов рынка, рассмотрения цены как субъективного преломления стоимости через идеальный мир человека, в котором происходит отнесение свойств объекта к совокупности идеальных объектов сознания конкретных индивидов, вступающих в сделку. В данном контексте представляются возможными: продолжение поиска объективного базиса экономических процессов; введение квантификации для количества информации , определяющего стоимость объекта; рассмотрение средней полезности как функции не только объективного информационного содержания, но и достигнутого уровня знаний; анализ зависимости субъективной оценки благ от степени информированности субъекта; выявление связи несравнимости с неопределенностью получения полезности от реализации той или иной альтернативы и отличия несравнимости от безразличия к осуществлению альтернатив; включение в систему предпочтений потребителя не только количества, но и цен товаров и услуг; доказательство того факта, что интервальное восприятие цен требует учета нетранзитивности безразличия по ценовым интервалам.

На рынке появляются товары, насыщенные знанием в большей степени, чем требуется функционально. У товаров появляется интеллектуальный имидж, что служит отличительной особенностью экономических

благ в информационной экономике. Под влиянием рекламы кривая предельной полезности сдвигается вверх, что в перспективе дает возможности для роста даже при отсутствии существенных хозяйственных изменений.

В условиях новой экономики меняется природа собственности. Целостность понятия «собственность» перестает быть необходимым условием свободного рынка. Интеллектуальная фирма может вообще не располагать фондами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы - информацией. При оценке фирмы все чаще отходят от ее материальных активов. Приобретая акции, инвестор покупает не фонды в традиционном понимании. Интеллектуальная фирма не нуждается в больших активах, стоимость ее основных фондов снижается.

В международном аспекте информационные технологии создают гораздо большие возможности для общения между удаленными друг от друга субъектами. Этот эффект известен как нарушение гравитационной модели: чем больше расстояние между странами, тем меньше они торгуют друг с другом. Развитие информационных технологий предоставляет совершенно новые возможности, значительно упрощающие коммуникации между дистанцированными друг от друга территориями: происходит более тесное общение между удаленными друг от друга странами и регионами; образуются интеллектуальные и инновационные кластеры. Местами формирования кластеров становятся отдельные регионы, концентрирующие интеллектуальные и инновационные отрасли и развивающие связи с другими производителями и клиентами. Расстояние перестает быть сильным препятствием для общения, как это было раньше. Налицо объективные предпосылки для развития информационной теории стоимости.

Таким образом, может быть предпринята попытка раскрытия стоимости как информационной меры ценности объекта на основе выявления новых факторов формирования ценности благ (субъективных и объективных) в информационной экономике.

Разработка теоретико-методологических основ информационной теории ценности может быть реализована путем последовательного решения следующих задач:

- анализ существующих теорий ценности;

- выявление особенностей информационного этапа развития экономики;

- характеристика новых видов благ (инновационные, информационные, мериторные, блага с отрицательной полезностью);

- выявление ограничений применения теоретических конструкций формирования ценности в информационной экономике;

- выявление новых факторов формирования ценности благ, их классификация;

- выявление новых элементов структуры издержек, включая интеллектуальный имидж товара;

- выявление тенденций развития информационной теории ценности благ;

- практическое применение информационной теории ценности благ (разные модели ценообразования

на новые виды благ, государственное участие в формировании ценности новых видов благ);

- отражение изменений формы существования, издержек передачи и распространения продукта;

- разработка методики подсчета ценности благ в информационной экономике.

Приведем возможный алгоритм исследования процесса формирования стоимости в информационной экономике.

I. Анализ предпосылок формирования информационной теории ценности благ:

1. Анализ существующих теорий ценности (стоимости) благ (трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, синтезированная теория стоимости);

2. Выявление особенностей информационного этапа развития экономики (информационная экономика в определенном смысле приближает рынок к модели совершенной конкуренции, снижая степень асимметричности информации и стоимость трансакций, но при этом не отменяет регулирующей роли государства; общественная выгода от инвестиций в исследования более чем вдвое превышает частную, поскольку положительные экстерналии от их внедрения распространяются и на другие фирмы);

3. Выявление неоднородности благ (доиндустриаль-ные, индустриальные, постиндустриальные) и новых видов благ (инновационных, информационных, благ с отрицательной полезностью, мериторных, клубных) в информационной экономике;

4. Раскрытие информации и знаний как благ информационной экономики (информация является базисом для возникновения знания; она не может быть применена, не будучи осознанной человеком; для того чтобы вступить в процесс производства, информация должна утратить свою объективированную форму и принять форму субъективную, превратиться из потока данных в знания; новые знания оказываются неотделимыми от их субъекта и не возвращаются к собственнику исходной информации; сущностными признаками знания являются объективность, точность, доказательность, критичность, рациональность);

5. Раскрытие социально-экономической сущности категории «ценность (стоимость) благ в информационной экономике»;

6. Раскрытие стоимости как информационной меры ценности объекта.

II. Разработка концепции информационной теории ценности благ:

1. Создание методологических основ информационной теории ценности (стоимости) благ;

2. Разработка научных принципов анализа процесса формирования ценности (стоимости) благ в информационной экономике;

3. Характеристика основных теоретических моделей информационной теории ценности (стоимости) благ;

4. Выявление ограничений применения теоретических конструкций формирования ценности (стоимости) в информационной экономике;

5. Выявление новых факторов формирования ценности благ и их классификация: субъективные (редкость и полезность) и объективные (производительность и интенсивность труда), внешние и внутренние;

6. Выявление закономерностей формирования ценности (стоимости) благ в информационной экономике;

7. Выявление новых элементов структуры издержек (структура нематериальных активов, степень рекламо-емкости рынка, трансакционные издержки, интеллектуальная составляющая и трудности ее оценки, интеллектуальный имидж товара (престижность, брендинг));

8. Выработка подходов к решению проблемы разграничения добросовестного информирования и информационной манипуляции;

9. Выявление новых факторов и закономерностей формирования ценности благ, новых элементов структуры издержек, специфики потребительной стоимости и стоимости новых видов благ;

10. Раскрытие специфичности сферы продуцирования интеллектуальных благ (информационные продукты не подчиняются закону убывающей предельной доходности или демонстрируют возрастающую доходность в долгосрочной перспективе; высокие постоянные и низкие переменные затраты; наличие реальных возможностей для эксплуатации эффекта масштаба; интенсивно растущая доходность, связанная со структурой издержек производства).

III. Выявление тенденций развития информационной теории ценности благ:

1. Многоуровневый и противоречивый характер формирования ценности в информационной экономике;

2. Дихотомия производителя и потребителя (размывание граней между производителями и потребителями, усиление роли потребителя в оценке благ);

3. Препятствия при реализации законов убывающей предельной полезности и убывающей предельной доходности, демонстрация возрастающей доходности в долгосрочной перспективе;

4. Наличие эффекта масштаба со стороны предложения и спроса, возникновение сетевых внешних эффектов;

5. Изменение жизненного цикла товара (инновации, зрелость, стандартизация); уменьшение срока жизни продукта;

6. Уменьшение входных барьеров (потребители получают возможность сравнивать цены, онлайновая торговля экономит трансакционные издержки, усиливается конкуренция);

7. Изменения в реализации монопольных тенденций (рост производства сопровождается снижением цен);

8. Изменение форм существования, издержек передачи и распространения продукта (форма существования продукта: от видимой к невидимой; уровень промежуточных трансакций: от низкого к высокому; уровень интеграции сети снабжения: от низкого к высокому; расположение производства/дистрибьютерской сети по отношению к рынкам сбыта: от отдаленного к неопределенному);

9. Наличие «эффекта перелива» (рост в информационных отраслях сопровождается ростом в сопряженных отраслях).

IV. Обобщение практического опыта воплощения информационной теории ценности благ:

1. Выявление условий и особенностей российской модели экономики, основанной на знаниях;

2. Определение направлений государственного участия в формировании ценности (стоимости) информационных и инновационных благ;

3. Раскрытие основных подходов к ценообразованию, механизма ценовой дискриминации и ценового манипулирования, защиты прав потребителей;

4. Разработка концепции перспективной научноинновационной модели экономики, основанной на знаниях.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические разработки крупнейших представителей классической и неоклассической экономической теории. Важное значение в методо -логическом плане имеют трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, трехфакторная тео -рия стоимости, теория многоуровневой экономики, теория трансакционных издержек, теория общего экономического равновесия, эволюционная и институциональная теории, теория постиндустриальной эконо -мики, долгосрочного технико-экономического развития, хозяйственного реформирования, общественного воспроизводства и структурных сдвигов, закономерностей историко-экономического развития и макроэкономической динамики.

При разработке концептуальных положений исследования могут быть применены разные методы общенаучного познания: историко-логический, абстрагирование, анализ и синтез, единство объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов, метод структурных уровней, генетический подход, элементы синергетического подхода. Реализация поставленных в процессе научного поиска задач требует применения методов экономико-статистического, структурно-функционального, причинно-следственного, факторного анализов к экономическим явлениям и процессам, субъектам.

Таким образом, информационная теория ценности благ базируется на применении теории информации для нахождения объективной основы для квантификации стоимости. Значение информации меняется в зависимости от того, на какое количество элементов разбивают исследуемую систему В общем случае можно вычислять информацию и для иерархической системы, вычисляя количество информации в элементах более низкого уровня и затем задавая информационные веса отдельных блоков, отражающие сложность их строения, при вычислении количества информации на следующем уровне.

Логически необходимая предпосылка информационной теории стоимости заключается в допущении увеличения информации в Универсуме. В рамках информационной теории стоимости труд рассматривается как информационный процесс, как процесс увеличения количества информации в предметах труда, т.е. овеществление информации. Необходимым эле-

ментом труда является идеальная модель, т.е. ментальный объект Это основа любого труда. Следует отметить, что, во-первых, ментальный объект может быть выражен в знаках и представлять тем самым объект информационный. Однако нельзя поставить в соответствие количество информации в такой записи с ее полезностью: описание изобретения может быть кратким и принести огромный экономический эффект (давая возможность создать огромное количество полезной структурированности). Во-вторых, мышление, результатом которого будут новые ментальные объекты (с фиксацией их на каком-то носителе, в результате чего в будущем кто-то сможет их применить для преобразования среды), является трудом, а просто физические (энергетические) усилия - это не труд: хаотическое воздействие на окружающую среду неэффективно с точки зрения создания полезных объектов. Необходимым (единственно необходимым) ресурсом для труда является интеллект. В-третьих, результат труда (артефакт) должен быть полезен: в материальном мире как предмет, обладающий полезностью, или как потенциально ценная модель, на чем-либо зафиксированная. Если он бесполезен - это не труд.

Развитие информационной теории стоимости имеет фундаментальный характер, так как «ценность благ», наряду с категориями «редкость» и «полезность », является базовой экономической категорией. Вычисление стоимости в общем случае есть процедура сложная, но необходимая. Стоимость является объективной основой наблюдаемого феномена цен. В определении стоимости ничего не говорится об операции, которой эту меру можно получить. Ввести квантификацию для количества информации, определяющего стоимость объекта или степень деградации структуры потребленных объектов, в конкретном случае можно, задав конкретный уровень рассмотрения экономической системы, т.е. степень детальности при вычленении отдельных элементов системы. Стоимость имеется только у объектов, которые обладают, помимо структуры и редкости, также полезностью. Если и структуру, и редкость можно квантифицировать, то полезность есть функция также и идеального мира. Даже если не принимать во внимание флуктуаций, связанных с разбросом индивидуальных вкусов и предпочтений, и рассматривать некую среднюю полезность, то и она - функция не только объективного информационного содержания объекта, но и достигнутого уровня знаний. Для заданного уровня знаний стоимость факторов производства и результатов труда - величина достаточно объективная. Информация - прагматичный параметр, величина которого зависит от структурного уровня, на котором исследуется система. Но на заданном уровне эта величина объективная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.