Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования ценности нематериальных благ'

Теоретические основы формирования ценности нематериальных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ / СИМВО­ЛИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЛАГА / NON-MATERIAL GOODS / INFORMATION ECONOMY / VALUE / ECOLOGICAL GOODS / SYMBOLICAL GOODS / INFORMATION GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Д. В.

В статье раскрываются основы формирования ценности нематериальных благ экологических, символиче­ских, информационных. Анализируются изменения, происходящие в системе благ в связи с переходом к информа­ционному обществу. Доказывается необходимость реконструкции теории стоимости с учетом новых видов благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL GROUNDS FOR VALUE FORMATION OF NON-MATERIAL GOODS

The paper discusses theoretical grounds for value formation of non-material goods (ecological, symbolical, information). The author analyses changes that take place in the system of goods caused by transition to information society. The necessity to reconsider the theory of value in view of new types of goods is stated.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования ценности нематериальных благ»

УДК 330.12 Д.В. Лебедев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ

В статье раскрываются основы формирования ценности нематериальных благ - экологических, символических, информационных. Анализируются изменения, происходящие в системе благ в связи с переходом к информационному обществу Доказывается необходимость реконструкции теории стоимости с учетом новых видов благ.

Ключевые слова: нематериальные блага, информационная экономика, ценность, экологические, символические, информационные блага.

D. V. Lebedev

THEORETICAL GROUNDS FOR VALUE FORMATION OF NON-MATERIAL GOODS

The paper discusses theoretical grounds for value formation of non-material goods (ecological, symbolical, information). The author analyses changes that take place in the system of goods caused by transition to information society. The necessity to reconsider the theory of value in view of new types of goods is stated.

The Key words: non-material goods, information economy, value, ecological goods, symbolical goods, information goods.

Становление информационного общества как одной из ступеней развития общества постиндустриального сопровождается рядом принципиальных изменений. Во-первых, возникают компании нового типа, располагающие только (или в большей степени) нематериальными активами и производящие информационные продукты, распространяемые электронным спо -собом. Это компании, основным ресурсом которых яв -ляются знания, имеют устойчивую деловую репутацию на рынке, владеют известными товарными знаками или работают на рынке наукоемкой продукции. Во-вторых, происходит расширение границ товарного рынка: объектами купли-продажи становятся не только традиционные материальные блага, но и информационные блага, символические активы (брэнды, товарные марки). В информационной экономике осуществляются изменения складывающейся в обществе структуры прав субъекта на знания [1, с. 46]. Рыночную оценку получают и природные блага (ландшафт, рекреационный потенциал территории).

Происходящие изменения актуализируют: в теоретическом аспекте - анализ процесса формирования ценности новых видов благ в информационной экономике; в прикладном аспекте - обобщение практического воплощения теории стоимости в информационной экономике на основе раскрытия основных подходов к ценообразованию новых видов благ.

В информационной экономике создаются объективные предпосылки развития теоретических основ формирования ценности нематериальных благ:

- изменение природы взаимоотношений в обществе

- основой экономического развития становится владение информацией и навыками ее обработки;

- изменение форм собственности и модификация отношений на рынке труда - происходит децентрализация трудовой деятельности во времени и пространстве, возникновение и развитие самонайма;

- сочетание «эффекта перелива» с «парадоксом производительности»: рост в информационных отрас-

лях сопровождается ростом в сопряженных отраслях (но не ростом производительности труда) и сокращает трансакционные издержки;

- появление новых видов благ - информационных, инновационных;

- появление у традиционных благ «интеллектуального имиджа» и символической ценности.

В информационной экономике товарное производство расширяет свои границы, при этом остается и развивается нерыночный сектор. То, что традиционно считалось общедоступным благом, становится товаром, обретающим стоимость, цену, конкурентоспособность и другие рыночные свойства. В мире практически не осталось даровых благ. Это связано с тем, что благо является даровым, только если оно существует в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека. В действительности даже даровые блага «очеловечены», поскольку на их добычу, транспортировку, охрану, улучшение затрачены ресурсы. Эволюцию от дарового блага к экономическому проделали леса, пляжи, вода. Воздух становится экономическим благом, когда его очищают, охлаждают или нагревают. Водные ресурсы по мере расширения масштабов промышленной революции, истощения и загрязнения приобретают все большее значение как источник продовольственной безопасности. Потребление воды для производственных нужд и личных целей требует ее качественной обработки, фильтрации, очистки, доставки и дальней транспортировки. В результате возникают дополнительные затраты труда, и вода из блага превращается в товар -получает стоимость и общественную полезность и может быть реализована на рынке.

В товарный оборот включены и нематериальные активы - блага, принадлежащие юридическим лицам различных форм собственности, их филиалам, дочерним предприятиям: деловая репутация, фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау, авторские права, коммерческая, служебная тайна и др. В товарный

оборот вовлечена и информация, при этом можно выделить несколько срезов отношений по поводу обмена информацией.

Первый срез: нетоварные отношения по поводу создания, распространения, обмена и использования неограниченных информационных ресурсов и создаваемых на их основе продуктов и услуг. Нетоварная форма информационного продукта соответствует его содержанию, основанному на безграничности информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Второй срез: товарные отношения по поводу создания, распространения, обмена и использования ограниченных материальных ресурсов и создаваемых на их основе продуктов и услуг.

Третий срез: товарные отношения, возникающие на основе взаимодействия информационного сектора и традиционных секторов материального производства.

Четвертый срез: возникающие на стыке первого, второго и третьего срезов гибридные экономические отношения на основе искусственного ограничения доступа к информационным ресурсам и частной монопольной собственности на информационный продукт.

На втором и четвертом срезах господствуют товарно-денежные отношения по причине ограниченности материальных ресурсов (компьютеров, магнитных и лазерных носителей информации, космических спутников, телекоммуникаций и их пропускной способности и т.п.).

Следует отметить, что теории стоимости как исходные теоретико-методологические положения постепенно утрачивают свою привлекательность. На первый план выдвигаются теории цены, причем в качестве аргументов в пользу ценового подхода можно выдвинуть следующие положения:

- среднеотраслевые затраты перестают играть решающую роль в формировании рыночных цен. Трудо -вые затраты становятся все менее сопоставимы, определяющую роль в производстве современных товаров играет квалифицированный труд, который трудно свести к простому труду Все большую роль в производственном процессе играют не физические усилия, а квалификация, организация, профессиональная подготовка, способность быстро реагировать на изменения в технологическом режиме, приобретать новые навыки;

- меняется представление о совокупном работнике, который сегодня включает участников, образующих сложную и многозвенную цепочку основанную на качественно новой системе разделения труда;

- происходит изменение структуры спроса. Для покупателя все более важными становятся качество, новизна, мода, престижность. Потребительная стоимость товара оказывает все большее влияние на цену она все чаще приобретает первостепенное значение среди ценообразующих факторов;

- происходит увеличение доли производства услуг. В создании общественного продукта участвуют работники производственной и непроизводственной сфер;

- цена товара и цена услуги определяются не столько затраченным временем, сколько достигнутым результатом.

Таким образом, можно утверждать, что существующие теории стоимости не применимы к анализу сто -имости экологических благ, нематериальных активов,

инновационных благ, эксклюзивных и символических благ. Стоимостью (ценностью) могут обладать объекты, не являющиеся результатами труда, но обладающие редкостью; в этом случае требуется рассмотрение стоимости с учетом информационной асимметрии агентов рынка, анализ зависимости субъективной оценки благ от степени информированности субъекта, интеллектуального имиджа товара, его символической ценности. Процессы формирования ценности (стоимости) нематериальных благ, как и процессы ценообразования в информационной экономике, претерпевают существенные изменения и требуют дополнительного осмысления.

Стоимость, создаваемая определенным видом труда в единицу времени, растет вместе с квалификацией, качеством, сложностью труда. Наблюдается обратная зависимость между высоким уровнем квалификации определенного вида труда и количеством людей, способных выполнять этот высококвалифицированный труд. Вместе с тем наблюдается наличие прямой зависимости между высоким уровнем квалификации определенного вида труда и высоким уровнем его оплаты.

Труд высокой квалификации содержит элементы поиска, творчества и принятия решений. Это труд, сопряженный с обработкой больших объемов информации и генерацией новой информации. «Количество информации», т.е. «информационная стоимость», создаваемая высококвалифицированным трудом в единицу времени, будет больше, чем «количество информации», создаваемое менее квалифицированным трудом.

Стоимостная оценка информационных продуктов затруднена в силу отсутствия повторяемости производственного процесса и невозможности воспроизводства продукта. С точки зрения трудовой теории стоимости существенными оказываются два факта: с одной стороны, становятся неисчислимыми издержки производства информации и знания, поскольку они рождаются в результате деятельности, не представляющей собой одним из видов труда; с другой стороны, процесс тиражирования информационных продуктов не является воспроизводственным процессом в собственном смысле слова, и, следовательно, в принципе невозможно оценить затраты труда на воспро -изводство блага, выступающие объективной стороной стоимостного отношения.

Издержки на производство нового знания оказываются несопоставимы с результатами его применения: незначительные инвестиции нередко приводят к рождению новых знаний об окружающем мире, в то время как попытки получить их с помощью крупных капиталовложений кончаются провалом. На практике, несмотря на многомиллиардные вложения в технологическое переоснащение и многократное возрастание компьютерной мощи в расчете на одного работника, производительность сектора при ее традиционном измерении, как правило, остается без изменений. Этот феномен назван «парадоксом производительности» («парадокс Солоу»).

Выдвигаются разные объяснения этого парадокса:

- несовершенство статистического анализа производительности труда в условиях информационной экономики;

- существование объективной тенденции снижения производительности труда, связанной со снижением инвестиций в средства производства наряду с ускорением роста числа рабочих часов за счет работающих женщин и иммигрантов, а также снижением производительности труда в сфере услуг;

- незначительность доли высокоинформационной техники в ВВП (в США она составляют около 2% национального акционерного капитала), к тому же она мо -рально устаревает почти «со скоростью света»;

- существование временного интервала между инновационным внедрением и получением конечных результатов, которому подвержены все известные значительные изобретения (особенно заметен этот временной интервал в период рецессии) [2, с. 220];

- революция в области компьютерных технологий производительности труда лишь в очень ограниченном секторе экономики, очерченном высокотехнологичными фирмами по производству компьютеров;

- отсутствие свидетельств роста производительности труда, что является лишь отражением неадекватности привычных представлений сегодняшней реальности. Проявляется ограниченность традиционной для индустриальной экономики системы показателей, ориентированной на количественное измерение материальных, трудовых, финансовых затрат и объемов произведенной продукции.

Информационные продукты не подчиняются закону «убывающей п ред ел ь н ой доходности », а наоборот, демонстрируют возрастающую доходность в долгосрочной перспективе. Отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления информационных продуктов выходят за рамки основных экономических законов: предельной полезности, спроса и предложения, убывающей отдачи факторов производства.

Законом функционирования информационной экономики становится закон возрастающей отдачи. В отличие от индустриальной экономики, где возрастание отдачи является результатом нововведений отдельных фирм и им же достаются все выгоды от этого, увеличение отдачи в информационной экономике создается всей сетью и распределяется в ней между всеми. Производители информационного продукта, провайдеры и пользователи вместе создают ценность сети, несмотря на то что результаты увеличения отдачи могут быть распределены между ними неравномерно.

Отсутствие четкого центра и четких границ, характерное для интернет-компаний, смещает их целевые установки с максимизации собственной прибыли на развитие инфраструктуры сети. Ключевым фактором становится поддержка сетевых стандартов, преданность стандартам, а не фирме. Вслед за преуспеванием ведущих компаний преуспевают и все участники сети. В экономике возникают и исчезают ниши, конкуренты оказываются то впереди, то позади своих соперников. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении аутсайдера.

Производство информации отличается высокими постоянными и низкими переменными затратами: достаточно дорого создать первоначальный продукт, но относительно дешево его воспроизводить в возрастающем объеме. Отрасли, занятые производством ин-

формационного продукта, получают значительные возможности для эксплуатации эффекта масштаба. Особенность информационных продуктов заключается в том, что их растущая доходность проявляется более интенсивно в связи со структурой издержек производства.

Переменные затраты на единицу реализованного информационного товара нельзя считать постоянными потому, что по мере перехода от стадии разработки в стадию жизненного цикла технологический процесс совершенствуется и переменные затраты на единицу произведенного товара снижаются. На них влияет объем производства в каждый конкретный период: чем больше объем производства, тем меньше удельные переменные затраты. В отличие от цены переменные затраты на единицу реализованного товара не являются управляемыми, так как зависят от используемой технологии, накопленного фирмой опыта производства, объема производства в каждом конкретном периоде.

Радикально изменяется процесс образования издержек производства. Несмотря на то что материальные носители информации легко тиражируемы, люди, ею владеющие, остаются уникальными и невоспроизводимыми. Издержки по распространению материализованной информации невелики и могут быть квантифицированы; вместе с тем ценность заключенного в носителях кодифицированного знания не может быть определена даже приблизительно, что подрывает фундаментальные основы традиционных стоимостных оценок.

Сегодня следует обратить внимание на то, что в той степени, где не сводимая к абстрактному труду деятельность работника интеллектуальной сферы создает не-квантифицируемые издержки производства, индивидуализированное статусное потребление, в котором человек выражает себя как уникальная личность, формирует неквантифицируемую полезность потребляемых благ. Как никто не может воспроизвести созданное человеком новое знание, так никто не может признать объективной полезность, содержащуюся в том или ином благе для конкретного потребителя. Данное свойство предметов статусного потребления углубляет процессы, связанные с экспансией знаний и информации как основного ресурса производства, и усугубляет количественную неисчислимость стоимостных характеристик продукта.

Производство новой информации осуществляется путем переработки ранее известной информации; продукт имеет ту же специфическую природу, что и сам фактор. В этих условиях невозможно зафиксировать рыночную цену знания, заключенного в информации; следовательно, неоклассическое определение вклада единицы фактора в издержки производства через его предельный продукт в денежном выражении теряет смысл.

В век развития информационных технологий и Интернета товары, стоимость которых определяется их редкостью, завоевывают значительную долю рынка. Все большее влияние на стоимость оказывает редкость, которая несет социальную нагрузку так как конституированная ею стоимость может проявляться лишь в процессе товарно-денежного обмена электронных копий информационного продукта на другие товары. Ценооб-

разование отличается для первой копии (оригинала) информационного продукта, созданного по-настоящему редким ресурсом - интеллектуальным трудом, и для второй и последующих копий, которые в малой степени связаны с феноменом редкости, поэтому они имеют лишь видимость, превращенную форму стоимости, возникающую на основе монопольной собственности на информационное благо.

Встраивание категории стоимость в неоклассическую теорию на основе информационного подхода открывает дополнительные возможности для исследо-вания ряда важных проблем: ценового манипулирования, воспроизводства инновационных благ, эколого-эко-номического регулирования.

В области проблематики формирования оптимальной цены на информационную продукцию необходимо выделить два подхода к определению цены информационных продуктов: для информации в виде информационных изданий (книги, периодические издания, описания изобретений, программные продукты, научнотехнические отчеты, иные виды документов, базы данных, копии документов, выступающие в качестве материальных носителей, содержащих информацию) - по аналогии с материальной продукцией; для «живых знаний» в недолговечной форме - по аналогии с произведениями литературы и искусства.

По отношению к информации закон убывающей отдачи в его локальной, «пофакторной» формулировке бессмыслен, ибо он утверждает убывание отдачи от инвестиций в прирост данного фактора производства в краткосрочном периоде, т.е. при неизменности прочих факторов производства. Прирост научно-технической инфор -мации в производственном процессе автоматически предполагает модернизацию производства и повышение квалификации работников, т.е. изменение всех участвующих в этом процессе факторов производства. В настоящее время предпринимаются попытки включения информации в качестве параметра производственной функции, попытки анализа информации как объективированной формы общечеловеческого интеллекта.

Таким образом, могут быть выявлены особенности информационной экономики, создающие предпосылки для изменения теоретических конструкций формирования стоимости новых видов благ в информационной экономике.

Информационное общество противопоставляется предыдущим по следующим важнейшим направлениям: по основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществах таковыми являлись, соответственно, земля и капитал; по характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; по технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями.

Для информационного общества характерно изменение природы взаимоотношений в обществе: основой экономического развития становится не столько обладание традиционными материальными ресурсами, сколько владение информацией и навыками ее обработки, что, в свою очередь, приводит к изменениям форм собственности и модификации отношений на рынке труда; трансформируется инфраструктура рынка, которая все больше носит информационный характер, снижаются трансакционные издержки, меняются пропорции товарообмена.

Наблюдается «эффект перелива»: рост в информационных отраслях сопровождается ростом в сопряженных отраслях, однако при этом рост применения информационных технологий не сопровождается ростом производительности труда.

Особенностями процесса формирования ценности информационных благ выступают:

- затрудненность стоимостной оценки в силу отсутствия повторяемости производственного процесса и специфики воспроизводства продукта;

- сочетание высоких постоянных издержек с низкими переменными, существенно меняющимися в зависимости от фазы жизненного цикла;

- трудности определения вклада единицы фактора в издержки производства через его предельный продукт в денежном выражении, что разрывает связь издержек с процессом ценообразования.

1. Маркелов А.Ю. Системная характеристика информационной экономики // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3(27).

2. Русановский В.А., Латков А.В. Тенденции структурной трансформации российской промышленности в контексте экономической рецессии // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.