Научная статья на тему 'Трансформация системы высшего образования в России: аспекты совершенствования подготовки юристов'

Трансформация системы высшего образования в России: аспекты совершенствования подготовки юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация высшего образования / высшее юридическое образование / конкурсный отбор / содержание учебных планов / фундаментальность юридического образования / transformation of higher education / higher legal education / competitive selection / curriculum content / fundamental nature of legal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Александр Васильевич, Горбатова Марина Константиновна, Кирюшина Наталья Юрьевна

В статье определяются особенности изменений в системе высшего образования, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию 21 февраля 2023 года и Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». В целом направленность этих изменений характеризуется как возвращение на новом уровне к российской национальной системе высшего образования. Основное внимание уделяется сохраняющимся противоречиям, которые препятствуют продуктивному развитию юридического образования. Здесь анализируются формирование контингента студентов юристов, содержательное наполнение учебных плавов, уровень фундаментальности подготовки выпускников. С учетом предшествующего опыта функционирования системы высшего юридического образования предлагаются пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Александр Васильевич, Горбатова Марина Константиновна, Кирюшина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA: ASPECTS OF IMPROVING THE TRAINING OF LAWYERS

The article defines specificities of transformation in the higher education system, determined by the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on February 21, 2023 and the Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023 “On some issues of improving the higher education system.” In general, the direction of these changes is characterized as a return to the Russian national system of higher education at a new level. The main attention is paid to the remaining contradictions that hinder the productive development of legal education. Here, the formation of a contingent of law students, the content of educational courses, and the level of fundamentality of graduate training are analyzed. Taking into account previous experience in the functioning of the system of higher legal education, ways to solve the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы высшего образования в России: аспекты совершенствования подготовки юристов»

Трансформация системы высшего образования в России: аспекты совершенствования подготовки юристов

Петров Александр Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: avpetrov@unn.ru

Горбатова Марина Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: mkg@jur.unn.ru

Кирюшина Наталья Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: kirushina@unn.ru

В статье определяются особенности изменений в системе высшего образования, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию 21 февраля 2023 года и Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». В целом направленность этих изменений характеризуется как возвращение на новом уровне к российской национальной системе высшего образования. Основное внимание уделяется сохраняющимся противоречиям, которые препятствуют продуктивному развитию юридического образования. Здесь анализируются формирование контингента студентов юристов, содержательное наполнение учебных плавов, уровень фундаментальности подготовки выпускников. С учетом предшествующего опыта функционирования системы высшего юридического образования предлагаются пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: трансформация высшего образования, высшее юридическое образование, конкурсный отбор, содержание учебных планов, фундаментальность юридического образования.

о

U

со

см

см

см

Z

12

Наша страна переживает исторический период, на котором вслед за СССР демонстрирует, что России остается великой мировой державой, жизненные интересы которой на международной арене необходимо учитывать, а мнение - не игнорировать. Такие периоды во внутренней организации страны требуют особой консолидации общества, единства в достижении целей народа и власти, решительного отсечения всего того, что мешает его укреплению, преодолению естественных и искусственно созданных трудностей.

Консолидация общества обеспечивается посредством эффективного функционирования различных сфер общества: экономической, социальной, политической, духовной. Все они при надлежащей организации работают на продвижение страны к экономически развитому, социально гармоничному и духовно богатому обществу. Но особую роль здесь играет правовая система, благодаря которой формируются скрепы, соединяющие все элементы общественной жизни страны в единое целое.

Правовая система - сложное комплексное образование, имеющая свои материальную и духовную части. Но если выделить главное, что определяет ее конкретно историческое состояние и позволяет осуществлять соединяющую общество миссию, то это люди, профессионалы юристы, которые готовят тексты нормативных актов, проводят работу по систематизации юридических норм и устранению их коллизий, которые, работая в юрисдикционных органах, фиксируют факты, имеющие юридическое значение, применяют юридические нормы, разрешают споры между субъектами права, устанавливают наличие в деяниях субъектов права составов правонарушений, определяют меры юридической ответственности и др.

Профессионалы юристы формируется в процессе юридической деятельности, начало, стартовые позиции которой дает профессиональное юридическое образование. И здесь уж точно верно положение, что каково начало, таков и итоговый результат, какого качественного уровня юридическое образование, таковы профессиональные юристы и состояние правовой системы страны в целом.

В чем особенность юридического образования? Да в том, что итогом его должен быть выпуск специалистов, обладающих не просто набором определенных профессиональных знаний и умений, а способных на основе полученных знаний и умений активно утверждать в жизни посредством права национальные интересы российско-

го общества и государства, укреплять, а не разрушать единство общества, находя посредством права приемлемые способы и формы согласования интересов различных социальных групп и слоев общества, властных структур и организаций.

Соответствующий достигнутой ступени развития общественной и юридической науки уровень знаний и умений, высокие личностные качества, осознанное стремление служения национальным интересам общества и государства - таковы ключевые параметры требуемых стране выпускников юристов. Не будем здесь обосновывать тезис о том, что в постсоветский период эти параметры юридического образования подверглись существенной коррозии.

Сошлемся лишь на то, что многочисленные проблемы юридического образования, послужившие причинами и условиями отмеченной выше коррозии, неоднократно отмечались многими учеными, в том числе и авторами настоящей статьи с формулированием соответствующих предложений по их коррекции. Правда, особой результативности от выдвинутых предложений как-то не ощущалось и система высшего образования, в том числе юридического, двигалась прежним путем, подвергая риску постепенной деградации всю правовую систему российского общества.

Обратиться вновь к вопросу о проблемах юридического образования нас побудило даже не нынешнее, далеко не радужное, состояние высшего юридического образования в стране, а проводимые сейчас новые изменения в системе высшего образования. Начало им было положено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года. В нем, в частности, указывалось на назревшие существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни и необходимость синтеза всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыте последних десятилетий; предлагалось вернуться как к основной к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием [1].

Дальнейшие конкретные шаги по нынешнему этапу трансформации высшего образования были сделаны в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Указом определена необходимость реализации в 2023/24 и 2025/26 учебных годах пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования, определены вузы, осуществляющие пилотный проект, закреплены основные параметры пилотного проекта и задачи его субъектов [2].

Обозначенные в официальных документах направления реформы высшего образования обсуждались на различных уровнях, из которых отметим специально посвящённые этому вопросу парламентские слушания. Обратим здесь внимание на выступление Министра науки и высшего

образования, где, пожалуй, впервые на официальном уровне отмечено, что безусловное следование принципам Болонской системы, несмотря на некоторые его позитивные результаты, повело российское высшее образование по пути, не соответствующему национальным потребностям, что не могло не сказаться на результативности этого образования [3].

Поддерживая намеченные изменения системы высшего образования в соответствии с национальными интересами страны, хотели бы обратить внимание на следующее. Выделение необходимых для качественной подготовки уровней образования и определение сроков обучения несомненно важно и содержит значимый для всех отраслей высшего образования потенциал, но не исчерпывает всего спектра проблем возвращения к национальному пути развития высшего образования.

Не претендуя на решение проблем высшей школы в целом, попробуем с учетом опыта организации обучения по юридической специальности, в том числе и личного, выделить те элементы, которые сегодня, как представляется, также препятствуют продуктивному развитию высшего юридического образования в стране. По некоторым из этих проблем мы высказывались и ранее, но они так и остаются нерешенными для юридического образования [4, с. 122-130].

Во-первых, существующая система приема на юридические специальности и направления подготовки не обеспечивает, как представляется, отбор контингента, соответствующего по всем параметрам возможности получения юридической профессии. Если с фиксацией посредством ЕГЭ достаточного для получения высшего образования уровня интеллектуального развития еще можно согласится, хотя понятно, что освоение юридической специальности требует особого типа рационального мышления, то как-то забывается, что есть еще и другие параметры, требуемые для юридической профессии.

Они относится к категории социально-политических и должны фиксировать необходимый уровень нравственных и гражданских позиций будущего студента, без наличия которых нельзя в процессе вузовского обучения получать юриста, готового правильно и последовательно отстаивать интересы общества и государства. Никакой ЕГЭ эти параметры не фиксирует и поэтому введение обязательного для всех юридических специальностей конкурсного отбора посредством вступительных испытаний и собеседования на уровне юридического вуза, скорее всего - в сочетании с еГэ, представляется в современных условиях вполне оправданным.

Во-вторых, обратим внимание на содержание подготовки юристов в плане того, что и в какой последовательности изучают юристы. Современные стандарты оставляют в этом отношении, чувство недоумения, поскольку не дают ни четкого перечня дисциплин, обязательных для формирования профессионального юридического мышления

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

и соответствующих навыков, не определяют, соответственно, объема этих дисциплин и не фиксируют необходимой последовательности их изучения. Каждый вуз поэтому сам выбирает в зависимости от своих возможностей и условий траекторию обучения, выпуская в итоге разнопланово подготовленных юристов.

Возможно, что для каких-то областей высшего образования эта предметная вольница и полезна, но только не сфере юриспруденции. Думаем, что еще многие помнят слова одного из классиков российской политической мысли о невозможности существования законности калужской и казанской при необходимости сохранить единое правовое поле страны, в данном случае через прокуратуру. Задача поддержания единства правовой системы в стране как была, так и остается, только становясь все более насущной. Каким же образом мы собираемся решать эту задачу, готовя в разных вузах юристов, обладающих различной номенклатурой, объемом и качеством профессиональных юридических знаний?

Поэтому считаем объективно необходимым возвращение к системе стандартов, в которых для юридической специальности, как напомним, было в советское время в типовых учебных планах, четко прописаны в основной части обязательные к изучению предметы, в установленных объемах, последовательности и формах итоговой отчётности, а также обязательный перечень государственных экзаменов. Оставим отклонения от профессионально жестко выдержанной линии содержания юридического образования на долю факультативных дисциплин и дисциплин по выбору.

В-третьих, нельзя не заметить, за что последние десятилетия довольно значительно снизился уровень фундаментальности юридического образования. Это происходит путем исключения их учебных планов ряда фундаментальных теоретических дисциплин, сокращения объема их часов, замены на прикладные юридические дисциплины и пр. Этот процесс как правило объясняется необходимостью более тесной связью с практикой, практической ориентацией юридического образования и т.п.

Обратим, однако, внимание на то, что с потерей фундаментальности теряется и принцип универсальности юридического образования. Вместо специалистов, которые по окончанию вуза могут работать судьей, прокурором, следователем, адвокатом, нотариусом, юрисконсультом, начинаем выпускать специалистов узкой профессиональной направленности, скажем, обслуживающих автотранспортные происшествия или рекламный бизнес. Какая здесь польза для юридической практики, если брать ее в целом? Скорее это постепенно проявляющаяся и пока еще не в полной мере осознанная ущербность для нее.

Нельзя также забывать, что с фундаментальностью юридического образования неразрывно связана его идеологическая направленность [5, с 4-7]. Мы готовим не юристов вообще, которые

могут заниматься чем угодно, где угодно и как угодно, а, прежде всего, государственных работников, которые обслуживают российское общество и государство, которые должны жить их интересами и обеспечивать наиболее адекватную реализацию социально значимых потребностей. Призвание специалистов юристов к этой миссии формируется и развивается главным образом через блок фундаментальных дисциплин как общественных, так и юридических, который явно нужно пересматривать количественно и качественно, расширять и содержательно изменять, учитывая прежде всего достижения отечественной философской, социальной и юридической науки на всех этапах ее развития.

Общий вывод из сказанного следующий. Изменения в системе высшего профессионального образования необходимы, они определены в правильном направлении возвращения на новом уровне к российской национальной системе высшего образования, но требуют детализации применительно к отдельным специальностям, в частности, юридическим.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.02. 2023 г. -http ://www. kremlin. ru/acts/bank/49010

2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12 мая 2023 года. -http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202305120005

3. Парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в России 27 июня 2023 года. - http://duma.gov.ru/ news/54725/

4. Петров А.В., Горбатова М.К., Кирющина Н.Ю. Юридическое образование и юридическая практика. Вопросы Российского и международного права. Том 12, № 10А.

5. Петров А.В., Горбатова М.К. Педагогический потенциал российского конституционализма в формировании идеологической работы в системе высшего образования. Юридическая наука, 2022, № 12.

TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA: ASPECTS OF IMPROVING THE TRAINING OF LAWYERS

Petrov A.V., Gorbatova M.K., Kiryushina N. Yu.

Nizhny Novgorod State University named by N.I. Lobachevsky

The article defines specificities of transformation in the higher education system, determined by the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on February 21, 2023 and the Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023 "On some issues of improving the higher education system." In general, the direction of these changes is characterized as a return to the Russian national system of higher education at a new level. The main attention is paid to the remaining contradictions that hinder the productive development of legal education. Here, the formation of a contingent of law students, the content of educational courses, and the level of fundamentality of graduate training are

analyzed. Taking into account previous experience in the functioning of the system of higher legal education, ways to solve the identified problems are proposed.

Keywords: transformation of higher education, higher legal education, competitive selection, curriculum content, fundamental nature of legal education.

References

1. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 21.02. 2023 - http://www.kremlin.ru/acts/ bank/49010

2. Decree of the President of the Russian Federation "On some issues of improving the higher education system" dated May 12, 2023. -http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202305120005

3. Parliamentary hearings on the development of the higher education system in Russia on June 27, 2023. - http://duma.gov.ru/ news/54725/

4. Petrov A.V., Gorbatova M.K., Kiryushchina N. Yu. Legal education and legal practice. Issues of Russian and international law. Volume 12, No. 10A.

5. Petrov A.V., Gorbatova M.K. The pedagogical potential of Russian constitutionalism in the formation of ideological work in the higher education system. Legal Science, 2022, No. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.