Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеценко Ирина Александровна

В статье представлены приоритетные направления развития юридического образования в Российской Федерации. Анализируются проблемные тенденции, обусловившие кризисные явления в системе подготовки юридических кадров в России. Рассмотрены дискуссионные вопросы, обсуждавшиеся профессиональным сообществом в ходе Петербургского международного юридического форума - 2022, касающиеся преобразований высшего образования в этой сфере. Выполнен анализ программы государственной поддержки и развития университетов страны «Приоритет - 2030». Рассмотрены два базовых подхода к подготовке специалистов в области права: практико-ориентированный и деятельностный. Описаны ключевые концепты, составляющие методологические основания юридического образования: правовая социализация, правовая культура, правовое воспитание. Выдвигается тезис о необходимости обогащения системы юридического образования ценностно-смысловым, человекоцентричным содержанием. Сделан вывод о релевантности использования инновационных, активных методов обучения, способствующих усилению практикоориентированной составляющей процесса подготовки юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стеценко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF QUALITY IMPROVEMENT IN THE VOCATIONAL TRAINING OF LEGAL PRO-FESSIONALS: A REFLEXIVE ANALYSIS AND PROSPECTS

The article presents the priority directions of the development of legal education in the Russian Federation. The problematic tendencies that caused the crisis of the phenomenon in the system of legal professionals training in Russia are analyzed. The discussion questions debated by the professional community during the St. Petersburg International Legal Forum - 2022, concerning the transformation of higher education in this sphere, were considered. The program of state support and development of the country’s universities “Priority -2030” is analyzed. Two basic approaches to the training of specialists in the field of law are considered: practice -oriented and activity-based. The key concepts that constitute the methodological foundations of legal education are described: legal socialization, legal culture, legal education. The thesis on the need to enrich the sys-tem of legal education with axiological, human-centered content is put forward. Conclusion drawn on the relevance of using innovative, active teaching methods that contribute to strengthening practice-oriented component of the process of vocational training of legal professionals.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 252-256. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 252-256.

Научная статья

УДК 378.147:347.96

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.39

Проблемы повышения качества профессиональной подготовки юристов: рефлексивный анализ и перспективы

Ирина Александровна Стеценко

Таганрогский институт имени А.П. Чехова - филиал Ростовского государственного экономического университета, Таганрог, Россия, istetsenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6333-5228

Аннотация. В статье представлены приоритетные направления развития юридического образования в Российской Федерации. Анализируются проблемные тенденции, обусловившие кризисные явления в системе подготовки юридических кадров в России. Рассмотрены дискуссионные вопросы, обсуждавшиеся профессиональным сообществом в ходе Петербургского международного юридического форума - 2022, касающиеся преобразований высшего образования в этой сфере. Выполнен анализ программы государственной поддержки и развития университетов страны «Приоритет - 2030». Рассмотрены два базовых подхода к подготовке специалистов в области права: практико-ориентированный и деятельностный. Описаны ключевые концепты, составляющие методологические основания юридического образования: правовая социализация, правовая культура, правовое воспитание. Выдвигается тезис о необходимости обогащения системы юридического образования ценностно-смысловым, человекоцентричным содержанием. Сделан вывод о релевантности использования инновационных, активных методов обучения, способствующих усилению практикоориентированной составляющей процесса подготовки юристов.

Ключевые слова: система высшего образования, юридическое образования, качество подготовки юристов, формы и методы обучения, правовая социализация, правовая культура, правовое воспитание

Для цитирования: Стеценко И.А. Проблемы повышения качества профессиональной подготовки юристов: рефлексивный анализ и перспективы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 252-256. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.39.

Original article

Challenges of Quality Improvement in the Vocational Training of Legal Pro-fessionals:

A Reflexive Analysis and Prospects

Irina A. Stetsenko

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov - branch of Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia, istetsenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6333-5228

Abstract. The article presents the priority directions of the development of legal education in the Russian Federation. The problematic tendencies that caused the crisis of the phenomenon in the system of legal professionals training in Russia are analyzed. The discussion questions debated by the professional community during the St. Petersburg International Legal Forum - 2022, concerning the transformation of higher education in this sphere, were considered. The program of state support and development of the country's universities "Priority -2030" is analyzed. Two basic approaches to the training of specialists in the field of law are considered: practice -oriented and activity-based. The key concepts that constitute the methodological foundations of legal education are described: legal socialization, legal culture, legal education. The thesis on the need to enrich the sys-tem of legal education with axiological, human-centered content is put forward. Conclusion drawn on the relevance of using innovative, active teaching methods that contribute to strengthening practice-oriented component of the process of vocational training of legal professionals.

Keywords: higher education system, legal education, quality of legal training, forms and methods of education, legal socialization, legal culture, legal education

For citation: Stetsenko, I.A. (2022) Challenges of Quality Improvement in the Vocational Training of Legal Professionals: A Reflexive Analysis and Prospects. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 252-256. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.39 (In Russian).

Актуальность проблемы оптимизации возможностей повышения качества профессиональной подготовки юристов связана, на наш взгляд, с дефицитом разработанных и апробированных

© Стеценко И.А., 2022

социально-психологических механизмов привлечения и закрепления молодых кадров в юридических организациях, наличием очевидных лакун в сфере стратегического осмысления института юридического образования в контексте государственной образовательной политики, обусловивших дефицит коррелирующего с реальными условиями функционирования сегментов образовательной системы инструментария эффективного внедрения активных методов обучения в процесс профессиональной подготовки юристов в рамках современных требований общества и государства. По нашему мнению, существует запрос со стороны профессионального сообщества, федеральных органов, курирующих развитие системы юридического образования, на решение ряда проблем в этой области. Следует, в частности, отметить отсутствие соответствующих современным социально-экономическим условиям возможностей для быстрого освоения профессии; при этом уместно говорить о необходимости изучения особенностей влияния объективных и субъективных факторов на организацию учебно-воспитательного процесса в юридических вузах.

В ходе дискуссий в рамках прошедшего в 2022 г. Петербургского международного юридического форума прорабатывался вопрос о формировании новой модели образования по специальности «Юриспруденция». По мнению Ж. Джакупова, заместителя председателя правления Ассоциации юристов России, давшего интервью «Российской газете», необходимо готовить юристов «как добросовестных, честных, порядочных людей, чувствующих право, понимающих законы его функционирования в обществе, повышающих свою квалификацию и знания во благо общества, соединяющих профессиональные и нравственные требования в юридической практике»1.

На форуме рассматривались вопросы развития юридического образования, которые связаны с подготовкой квалифицированных специалистов в области права, а именно: возвращение к традиционному российскому образованию с акцентом на правовую идеологию, воспитание гражданина-патриота, ответственного за будущее страны; низкий уровень специальных профессиональных компетенций выпускников, что является следствием недостаточного их погружения в деятельность правоохранительных органов в ходе обучения; отсутствие должного внимания к воспитательной работе в юридических вузах (в этом смысле заслуживает внимания высказывание председателя Ассоциации юристов России С. Степашина: «Юрист - это очень тонкая даже не модель поведения, а суть человека»2, с которым мы полностью согласны); наличие лакун в развитии универсальных навыков обучающихся по юридическим специальностям, что обуславливает необходимость освоения ими смежных отраслей знания, таких как теория коммуникации и юридическая психология, лингвистика3.

Обострение существующих проблем в системе высшего образования мы связываем с преобладанием в последнее время дистанционных и гибридных форм обучения вследствие действия пандемических ограничений, что повлияло на качество подготовки и трудоустройство выпускников. Данные Росстата свидетельствуют, что профессиональный уровень новоиспеченных юристов не соответствует конъюнктуре рынка труда, и треть выпускников вузов не работает по специальности, а это около 1,2 млн человек4.

Обратим внимание, что современное юридическое образование постоянно видоизменяется и трансформируется: идут процессы переосмысления его основополагающих положений, изменения образовательной стратегии, адаптации учебных программ к новым федеральным стандартам (ФГОС), смены технологического обеспечения, организации учебного процесса в вузе. Соответственно меняется и целевая установка юридического образования, которая заключается сегодня в подготовке специалиста, владеющего общекультурными, общепрофессиональными и специальными профессиональными компетенциями на основе устойчивого сформированного ценностно-мотивационного ядра как важнейшей составляющей его картины мира; иными словами, целесообразно в позиционируемом контексте говорить о синкретизме и взаимной обусловленности различных измерений формирования идентичности (прежде всего, в профессиональном и гражданско-личностном аспектах) юриста как имманентном факторе оптимизации возможностей его продуктивной профессиональной деятельности.

1 Куликов В. Юридическое сообщество предложило ввести единый стандарт подготовки специалиста по праву [Электронный ресурс] // RG.ru. URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2022/07/01/predlagaetsia-vvesti-edinyj-standart-podgotovki-iurista.html (дата обращения: 15.07.2022).

2 На Петербургском международном юридическом форуме обсудили подготовку новых поколений юристов [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/na-peterburgskom-mezhdunarodnom-yuridicheskom-forume-obsudili-podgotovku-novyh (дата обращения: 23.07.2022).

3 Там же.

4 Росстат назвал число выпускников, которые не работают по специальности [Электронный ресурс] // Красная весна. URL: https://rossaprimavera.ru/news/09454224 (дата обращения: 15.07.2022).

Трансформации во всех сферах жизни российского общества влияют и на состояние системы высшего юридического образования. К явным проблемам можно, на наш взгляд, отнести следующие:

- некачественное выполнение выпускниками своих профессиональных обязанностей при устройстве на работу;

- снижение престижности профессии юриста;

- недостаточная сформированность личностных качеств будущих специалистов, отвечающих за коммуникацию с потенциальными потребителями юридических услуг.

В новой социально-экономической реальности возрастает потребность общества в специалистах юридической направленности, которые способны разрешить сложные коллизии современной жизни, принять участие в законотворческих, правоприменительных, надзорных процессах. Отметим, что одним из важнейших аспектов реформирования юридического образования считается инициатива признания законодательства в этой области независимой отраслью российской правовой системы.

Система высшего образования традиционно является определяющей для развития российского государства. Президент РФ В.В. Путин отмечал необходимость модернизации современной образовательной практики в вузах с целью обеспечения ее соответствия общенациональным запросам сегодняшнего дня и повышения конкурентоспособности выпускников1. Остановимся в этой связи на новой программе государственной поддержки и развития университетов страны «Приоритет - 2030», которая переориентирует сферу профессионального образования с международных рейтингов на развитие высшей школы внутри РФ2. В стране растет общественный запрос на качественное профессиональное образование и развитие российской науки. Целевыми ориентирами программы являются увеличение количества исследований отечественных ученых, репрезентация их результатов на международном рынке; повышение привлекательности работы в России для ведущих исследователей; обеспечение кадрами различных сфер науки; привлечение научно-образовательного потенциала университетов в социально-экономические сферы РФ. Реализация программы «Приоритет - 2030» приведет к расширению вклада системы высшего образования в воплощение национальных целей страны, обеспечит создание условий для продвижения талантливых молодых специалистов, а также повысит доступность качественного высшего образования3.

Анализ научно-методической литературы по исследуемым проблемам позволил выделить несколько основных подходов, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка будущих юристов в настоящее время4 (Кириченко, 2001; Кондрашев, 2018; Петров, 2000). Так, востребован в высшей школе практико-ориентированный подход, который связан с решением правовых задач, ситуаций юридической практики и позволяет расширить границы профессиональной подготовки студентов. Практико-ориентированный подход в юридическом образовании направлен на развитие мотивационно-целевого аспекта профессиональной подготовки, от которого зависит адаптация специалиста в правоохранительной сфере на рынке труда, эффективность и продуктивность его деятельности. В настоящее время возросло влияние деятель-ностного подхода, который ориентирован на формирование у студентов юридических вузов практических навыков выполнения профессиональной деятельности в различных ситуациях, близких к реальным, и предусматривает проведение ролевых, деловых, организационно-деятельностных игр, тренингов, микропреподавание, интенсивную профессиональную практику, что позволяет в вузе создать условия, имитирующие реальные профессиональные события.

Рассматривая систему юридического образования, следует обозначить ключевые концепты, составляющие его теоретико-методологические основания, среди них - правовая социализация, правовая культура и правовое воспитание. Изучим их подробнее.

Правовую социализацию мы определяем как целенаправленный процесс, включающий усвоение и адаптацию личностью социально-правовых ценностей и норм поведения. На нее оказывают влияние конкретные социокультурные процессы в общественной, экономической и других сферах жизнедеятельности.

1 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 03.08.2022).

2 Программа «Приоритет - 2030» [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 23.06.2022).

3 Там же.

4 Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе : учебное пособие. Н. Новгород, 2012. 52 с.

Относительно правовой культуры согласимся с позицией Н.А. Славовой, которая считает ее категорией многоаспектной и многогранной, предполагающей соблюдение правовых норм, соответствие правовым стандартам и признание верховенства закона (Славова, 2020).

Правовое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня их правовой культуры.

Одним из успешных акторов правовой социализации выступает вуз, так как именно в этой образовательной организации осуществляется теоретическая юридическая подготовка обучающихся, их правовое воспитание, формируются правовые установки студентов на правомерное поведение.

Социальная значимость профессии юриста в гражданско-политическом аспекте современного общества выдвигает особые требования к подготовке специалистов в этой области. Специфической особенностью профессии является высокий уровень аналитической компетентности в различных сферах: профессиональной, духовно-нравственной, психологической. Всесторонняя подготовка, знание жизни, правовых законов, гражданская зрелость и нравственные качества, профессиональная этика - составляющие профессиограммы юриста.

Обращаясь к научным исследованиям в области юридического образования, остановимся на близкой нам позиции А.В. Петрова, который рассматривает подготовку юридических кадров как основной элемент правовой культуры в рамках актуальной социальной, политической и экономической ситуации в РФ (Петров, 2000). Целевые ориентиры юридического образования связываются им с подготовкой нового поколения специалистов при помощи гармоничного сочетания принципов специализации и фундаментализации, для которых право является высшей ценностью (Петров, 2000).

Критическую позицию по отношению к современной профессиональной юридической подготовке занимает профессор А.А. Кондрашев, который отмечает недостатки, характерные для всей системы высшего образования: слабая подготовка специалистов к практической деятельности, негибкость, статичность учебных программ, трансформация ФГОС без содержательных изменений (Кондрашев, 2018).

Интересна позиция Н.Б. Кириченко, касающаяся целесообразности введения дифференциации специальностей юридического профиля с указанием их практической деятельности и самостоятельным дипломированием на основе индивидуальных учебных планов. Исследователь предлагает осуществлять традиционную целевую юридическую подготовку, дополнив ее специализациями по государственному управлению, финансово-хозяйственной деятельности, международному праву и т.д. (Кириченко, 2001).

По мнению М.К. Горбатовой, оценить результативность правовых преобразований, их соответствие современным задачам, стоящим перед государством и обществом, возможно по уровню правовой культуры профессиональных юристов. Общеизвестно, что главенствующим источником профессионального правосознания выступает юридическое образование, которое является составной частью и формой воспроизводства общественной правовой культуры, подчиняющейся принципам функционирования системы права общества1.

Таким образом, существуют очевидные проблемы «заполнения лакун» изучаемого исследовательского фокуса в контексте развития современной отечественной системы юридического образования: преобладающее использование традиционных форм обучения в ущерб инновационным, недостаточность практикоориентированной составляющей подготовки юристов, необходимость ее обогащения ценностно-смысловым, человекоцентричным содержанием. Для их преодоления необходимо сотрудничество с представителями работодателей в рамках следующих направлений: создание системы «мотиваторов» к получению юридической профессии; актуализация контекста горизонтального и вертикального партнерства; оптимизация условий профессиональной социализации выпускников юридического профиля; использование ресурса таких структурных подразделений юридических факультетов, как криминалистическая лаборатория, юридическая клиника, потенциал которых необходимо направить на качественную подготовку специалистов.

Список источников:

Кириченко Н.Б. Реформа в юридическом образовании как проблема правовой политики // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Тольятти, 2001. С. 149-151.

Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в РФ: итоги и перспективы // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144-156. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.134.1.144-156

Петров А.В. Юридическое образование: проблемы и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1. С. 76-84.

Славова Н.А. Правовая культура: понятие и функции // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2020. Т. 1, № 3 (96). С. 48-55.

1 Горбатова М.К., Назипова М.А. Указ. соч.

References:

Kirichenko, N. B. (2001) Reforma v yuridicheskom obrazovanii kak problema pravovoi politiki [Reform in Legal Education as a Legal Policy Problem]. In: Pravovaya politika: federal'nye i regional'nye problemy. Tol'yatti, рр. 149-151 (in Russian).

Kondrashev, A. A. (2018) Problems of Modern Legal Education in the Context of the Higher Education Reform in the Russian Federation: Results and Prospects. Lex Russica (Russkii zakon). (1 (134)), 144-156. Available from: doi:10.17803/1729-5920.2018.134.1.144-156 (in Russian).

Petrov, A. V. (2000) Yuridicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Legal Education: Problems and Prospects]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo. (1), 76-84 (in Russian).

Slavova, N. A. (2020) Legal Culture: Concept and Functions. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. 1 (3 (96)), 48-55 (in Russian).

Информация об авторе И.А. Стеценко - доктор педагогических наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова - филиала Ростовского государственного экономического университета, Таганрог, Россия.

Information about the author I.A. Stetsenko - D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov - branch of Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.