Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ-ЮРИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торосян Рима Андраниковна, Басова Алла Викторовна

Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, - необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS CONSTITUTIONAL VALUE: PROBLEMS OF FORMING THE STUDENT’S LEGAL CULTURE

Introduction. The specifics of modern professional legal education are inherently linked with the need to form the legal culture of a lawyer, which is an important constitutional value. The fundamental paramount role of legal education as a constitutional value is traced not only in the course of formation of sense of justice and the legal culture of future lawyers, but also indirectly, through realization of a professional component: law-making, law-enforcement, law-enforcement activity. In this regard, the formation of the professional legal culture of students in legal education is one of the most important aspects of their studies, and is a prerequisite for the e ective implementation of national law in their subsequent professional activities. Theoretical analysis. The authors made an attempt to comprehensively study the factors that influence the process of forming the professional competencies of future lawyers, in particular their moral orientation, necessary to serve “law.” Empirical analysis. We analyzed the professional competencies that determine the demand for graduates of legal universities on the labor market and are regulated by the Federal Law "On education in the Russian Federation", as well as requirements for lawyers specified by employers. Results. The authors conclude that a carefully organized legal education system can be e ective only when the legal culture of a lawyer is brought up and formed while training students, with a responsible attitude to the duty to serve the law and the interests of society.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 78-85 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 78-85

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-1-78-85

Научная статья УДК 342.733

Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента

Р. А. Торосян1 и, А. В. Басова2

"'Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

2 Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Торосян Рима Андраниковна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, rima_t@mail. ru, https://orcid.org/0000-0001-8870-7809

Басова Алла Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), allsar@rambler.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-9155-5957

Аннотация. Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, - необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества. Ключевые слова: юридическое образование, правовая культура, студент-юрист, образование

Для цитирования: Торосян Р. А., Басова А. В. Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 78-85. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-1-78-85

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Legal education as constitutional value: Problems of forming the student's legal culture R. A. Torosyan1 и, A. V. Basova2

1Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

2V. I. Razumovsky Saratov State Medical University, 112 Bolshaya Kazachia St., Saratov 410012, Russia

Rima A. Torosyan, rima_t@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8870-7809 Alla V. Basova, allsar@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9155-5957

Abstract. Introduction. The specifics of modern professional legal education are inherently linked with the need to form the legal culture of a lawyer, which is an important constitutional value. The fundamental paramount role of legal education as a constitutional value is traced not only in the course of formation of sense of justice and the legal culture of future lawyers, but also indirectly, through realization of a professional component: law-making, law-enforcement, law-enforcement activity. In this regard, the formation of the professional legal culture of students in legal education is one of the most important aspects of their studies, and is a prerequisite for the effective implementation of national law in

their subsequent professional activities. Theoretical analysis. The authors made an attempt to comprehensively study the factors that influence the process of forming the professional competencies of future lawyers, in particular their moral orientation, necessary to serve "law." Empirical analysis. We analyzed the professional competencies that determine the demand for graduates of legal universities on the labor market and are regulated by the Federal Law "On education in the Russian Federation", as well as requirements for lawyers specified by employers. Results. The authors conclude that a carefully organized legal education system can be effective only when the legal culture of a lawyer is brought up and formed while training students, with a responsible attitude to the duty to serve the law and the interests of society. Keywords: legal education, legal culture, law student, education

For citation: Torosyan R. A., Basova A. V. Legal education as constitutional value: Problems of forming the student's legal culture. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 78-85 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-1-78-85

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Эффективная реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от уровня правовой грамотности юристов, особенно когда люди нуждаются в правовой защите, для этого необходимо повысить качество юридического образования в образовательных учреждениях.

Кроме того, юридическое образование обеспечит формирование правовой культуры граждан, студентов, улучшит качество юридических кадров, будет способствовать развитию правового государства [1, с. 30].

Немаловажным для формирования правовой культуры будущих юристов является их правовое воспитание, до сих пор остающееся практически без внимания в юридической науке [2, с. 56]. В этом процессе первостепенное значение уделяется интересам личности с учетом необходимости создания условий для самореализации. В эпоху глобальной экономической, политической и культурной интеграции и объединения, развития и самореализации ключевыми понятиями воспитательного и образовательного процесса являются (что, в свою очередь, становится своеобразным трендовым направлением) «самореализация», «самообразование», «самообучение», «самообразование» [3, с. 164].

Профессиональная деятельность юриста связана с охраной гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод личности, обеспечением безопасности граждан, защитой государственных интересов, отстаиванием публичных ценностей общества и государства. Так, защищая закон на основе верховенства права, юрист призван охранять на профессиональной основе конституционные ценности, находить баланс между частными и публичными интересами.

Теоретический анализ

Интересным представляется подход Н. С. Бондаря к определению юридического образования как конституционной ценности, который рассматривает ее через непосредственное значение данного образования, представлен-

ного в двух аспектах: публично-правовом и субъективно личностном [4, с. 25].

Публично-правовой аспект определяет непосредственно практическую роль в подготовке юридических кадров с целью обеспечения законности и правопорядка, защиту суверенитета страны. А субъективно-личностный аспект выражен природой получаемого человеком юридического образования как субъективно значимого для данного лица блага, а также формированием правовой культуры личности, что составляет высшую ценность российского конституционализма.

Однако, по мнению ведущих специалистов в области подготовки юристов, состояние российского юридического образования не отличается достаточно высоким уровнем по причинам существования в системе высшего и среднего специального образования частных и «низкопрофильных» образовательных учреждений, выпускающих юристов, а также в связи с ухудшением системы образования из-за работы в вузах преподавателей старше 60-летнего возраста. Отмечая, что активная умственная работоспособность приходится на возраст 30-40 лет, а затем идет необратимый процесс отмирания нервных клеток и падения продуктивности научной деятельности, по их мнению, российское образование и наука ускоренными темпами деградируют, когда самые продуктивные в научном отношении кадры просто бегут из науки в иные отрасли народного хозяйства [5, с. 146].

С нашей точки зрения, такая позиция авторов требует серьезного исследования, поскольку нет официальных данных, характеризующих качество юридического образования в государственных и частных учебных заведениях, тем более что большинство студентов все же обучаются в государственных образовательных учреждениях. Работоспособность педагога высшей школы чаще всего связана не с возрастом, а с его интеллектуальными способностями, опытом и компетенциями, которые он приобретает. Вряд ли он их утрачивает, достигнув возраста более 40 лет.

Если в конце 90-х гг. прошлого столетия в российской сфере образования наблюдались раз-

рушительные процессы в результате распада Советского Союза, устоявшихся советских традиций и советской идеологии, то начало XXI в. характеризуется значительным развитием образовательных технологий. Дальнейшее совершенствование данного направления возможно только с учетом современных требований к качеству образования.

В настоящее время образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [3, с. 146]. В связи с этим представляет интерес изучение роли высшего юридического образования как конституционной ценности, способствующей формированию правовой культуры и профессионального правосознания юриста.

Эмпирический анализ

Повышение правовой и профессиональной компетентности студентов рассматривается в действующем образовательном законодательстве Российской Федерации как важнейшее условие реализации задач по обеспечению качественного образования в стране, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Исходя из этого, юридическое образование должно быть направлено на формирование навыков и компетенций для создания и поддержания справедливого общества, оно должно способствовать осознанию обществом своих проблем и обеспечению социальной и экономической справедливости.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года призвана сформировать у подрастающего поколения информационную и правовую культуру, а также адекватно развить правосудие. Стратегия включает в себя разработку различных механизмов, направленных на разрешение конфликтов между детьми, создание на базе школьных библиотек центров правовой информации в сетевом формате [7], что обеспечит формирование правовой культуры подросткового поколения. Цель данных центров - сформировать гармонично развитую личность с критическим мышлением и достаточным уровнем информационно-право -вой культуры, что сегодня является важным аспектом в воспитании современного подрастающего поколения [8]. Интересным представляется видение юридического образования и развития правой грамотности Д. С. Лихачевым и Н. И. Элиасбергом, которые предлагают сделать из центров неформальные юридические центры образования, киноклубы, т. е. место, где школа предоставляет учащимся дополнительные возможности для саморазвития и самообразования, коммуникаций [9].

Следовательно, реализация конституционного права на юридическое образование начинается в школьном возрасте, это помогает ученикам самоопределиться с будущим профессиональным юридическим образованием, прийти в профессию осознано, что прямо влияет на заинтересованность и мотивацию студентов в обучении, вовлеченность в образовательный процесс, выступающими важными составляющими качества профессионального образования юристов.

Изучение в рамках юридического образования феномена правовой культуры является одним из особо важных элементов. Хотелось бы отметить, что правовая культура определяет уровень правосознания, правопонимания и законности [10, с. 25].

В современной науке понятие «правовая культура» формируется с различных позиций, а именно:

- как вид деятельности, согласно которому правовая культура рассматривается как результат и способ правовой деятельности. Так, Н. Л. Гранат и В. В. Панасюк отмечают, что «это не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете» [11, с. 4];

- как информация, которая сохраняется не только на определенном носителе-объекте, но и в субъекте [12, с. 52];

- как ценность, формирующаяся в результате развития различных сфер человеческой жизнедеятельности, в основу которой положено право и которая позволяет обеспечить правомерное поведение абсолютного большинства членов общества [13, с. 8].

Так, в процессе юридического образования у студентов формируются такие виды правовой культуры, как теоретическая и профессиональная. Под теоретической правовой культурой студента необходимо понимать совокупность знаний о сущности права, его значении и механизме регулирования общественных отношений. Под профессиональной правовой культурой студента принято понимать культуру, присущую лицам, занимающимся деятельностью в сфере юриспруденции, которые знают, понимают и осознают свои права и обязанности, имеют профессиональное отношение к практике права и его регулированию. Правильно сформированная теоретическая и профессиональная культура сегодня студентов, а завтра практикующих юристов обеспечивает конституционную защиту личности и общества в целом.

Правовая культура студентов является составной частью базовой культуры личности и характеризует качество и глубину юридических знаний, уровень восприятия морально-правового смысла правовых норм, качество правовых убеждений, которые реализуются во всех сферах жизнедеятельности. Под влиянием воли юридическое знание формирует правовые убеждения, мировоззрение, определяющие оценки юридических явлений, и поэтому создает правовые ценностные ориентации, правовые отношения, координирующие правомерное поведение гражданина в правовом государстве. В рамках этого подхода волевая эмоциональная область - это механизм, который формирует юридические ценности студента. Поэтому, если мы изучаем правосознание через интегративную характеристику, то, согласно ей, процесс познания включает в себя аксиологические действия и волю гражданина [14, с. 129]. Получается, что в этой интерпретации правосознание включает в себя правовые знания, которые посредством анализа правового мышления принимают форму убеждений и ценностных ориентаций у студентов.

Важно отметить, что независимость и подчинение только закону составляют важнейший принцип деятельности юристов. Профессиональная деятельность юриста неизбежно связана с правовой оценкой исследуемого им события, которая зависит в том числе от сформированных у него в процессе обучения нравственных убеждений юриста, его гражданской позиции и социальной ориентации. Противоречие между объективными и субъективными факторами юридического познания нередко приводит к нравственному конфликту или психологическому дискомфорту юриста в выборе приоритетного направления в принятии решения [15, с. 21].

Данная ситуация вызвана наличием серьезной деформации правосознания, кризисным состоянием правовой культуры. Правовой нигилизм в правовой среде как вид профессиональной деформации личности недопустим и опасен тем, что юридически грамотный человек, владеющий знанием законов, способный проявлять пренебрежительное отношение к праву в профессиональной деятельности, тем самым демонстрирует «уход» из правового поля решения проблем в сторону использования неправовых методов, что противоречит сущности правовой культуры [16, с. 68].

Правовой нигилизм юриста-профессионала не только отрицательно сказывается на его профессиональном поведении, но и является социально опасным для общества. Демонстрация пренебрежительного отношения к праву в социуме самим служителем закона ослабляет нравственные

и правовые установки окружающих его граждан, что способствует дальнейшему распространению правового нигилизма в обществе и сдерживает конституционное развитие государства.

Решение данной проблемы видится в дальнейшем совершенствовании учебных программ юридического образования, а именно в усилении подготовки квалифицированных специалистов, обладающих высокой степенью правовой культуры, что является главной задачей высшего профессионального образования в сфере юриспруденции. С этой целью необходимо разработать рекомендации по оптимальному сочетанию обучения и воспитания в рамках юридического образования, учитывая, что правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний в сфере юриспруденции. Важно, чтобы каждый выпускник юридического вуза владел навыками консультировать клиентов, эффективно опрашивать свидетелей, вести переговоры со спорящими сторонами. Необходимо обучать юриста решению проблем не только отдельных клиентов, но и общества, в котором он живет.

Важную социальную, теоретико-познавательную, методическую и воспитательную роль играют юридические клиники, созданные в ряде вузов. Их социальная значимость неоспорима, поскольку юридические услуги населению они оказывают бесплатно. В рамках посещения юридических клиник студенты не только проходят учебную практику, но и на практике применяют знания, полученные в ходе обучения. Большая роль отводится преподавателям, курирующим деятельность студентов, так как в рамках практики студенты оказывают юридическую консультацию гражданам [2, с. 55].

Юридические клиники осуществляют не только практическую подготовку будущих юристов, но и насколько это возможно приближают уровень их образования к необходимым реалиям общества, а также позволяют обеспечить и запросы российского населения на конституционную защиту прав и свобод.

Недостаточная практическая подготовка, несоответствие между способностями выпускников и ожиданиями работодателей являются одними из важных проблем, за что вузы критикуют. При этом следует отметить, что, согласно последнему ФГОСу от 13.08.2020 г. № 1011 [17], практической подготовке законодатели уделяют большое внимание, обязав вузы включить ее во все учебные планы, по направлению «Юриспруденция» в том числе.

Работодатели преимущественно хотят получить сразу опытных работников, которых не нужно будет обучать, их, как правило, не интересует,

где этот опыт был приобретен. В связи с этим зачастую от выпускников работодатели требуют наличие опыта работы по специальности, что значительно усложняет процесс их трудоустройства.

Однако есть и работодатели, которые готовы взять к себе студентов без практического опыта, или в процессе прохождения практики (производственной, преддипломной) студентами будущий работодатель дает максимум знаний для приглашения их впоследствии к себе на работу. Для решения данной проблемы считаем необходимым более широко привлекать к разработке образовательного стандарта не только представителей вузовской науки, но и практических работников, а также «потребителей» юридических кадров.

Присутствуют и недостатки в содержании образовательных стандартов подготовки юристов (организация работы студентов, введение электронной образовательной среды, отсутствие полноценной концепции юридического образования и пр.). В новых стандартах наблюдается резкий рост времени на самостоятельную работу студентов, на изучение непрофильных дисциплин. При этом в зарубежных странах, например в США, студент имеет право получить набор курсов для изучения по собственному усмотрению, а набор обязательных для выбора учебных дисциплин крайне ограничен.

В нынешних условиях, вызванных пандемией, большинство вузов перешли на дистанционную форму обучения, этот формат ведет к снижению уровня качества получаемых студентом знаний. Студенты не имеют возможности пройти очную практику в различных структурах органов власти, непосредственно взаимодействовать с преподавателями для получения консультации по тем или иным вопросам, возникшим в ходе освоения самостоятельного учебного материала, которого в данный период становится значительно больше. Считаем, что дистанционное обучение возможно лишь как дополнение к традиционным формам получения высшего образования, когда человек уже получил базовое образование по традиционной схеме. Первичное дистанционное образование должно осуществляться только в условиях распространения инфекционных заболеваний с целью обеспечения баланса конституционных ценностей - права на образование и охрану здоровья. При этом необходимо разработать образовательный стандарт проведения учебного процесса дистанционно.

В развитии юридического образования следует отметить роль юридических провайдеров (Google, IBM, Amazon), которые создают множество онлайн курсов-программ, направленных на предоставление дополнительных знаний в

области юриспруденции, а также позволяющих расширить и диверсифицировать юридическое образование, чтобы привести его в соответствие с требованиями работодателей и тех, кто нуждается в юридических услугах [18].

На сегодняшний день перед работниками образования стоят важные задачи формирования и воспитания поколения, обладающего высокой правовой культурой и широким социальным опытом, использующимися впоследствии в решении практических поставленных профессиональных задач. При этом выпускники-юристы должны уважать и соблюдать закон, рационально использовать полученные и накопленные правовые знания, уметь отстаивать свои права и права других лиц.

Ценностные ориентации студентов реализуются в их правовом поведении, что является практическим воплощением правовой культуры. Индивидуальная работа студента над своим поведением и сознанием дает возможность развивать юридические способности, умения и навыки, правомерное поведение, правовые привычки.

Важно отметить высокую роль преподавателей в формировании правовых ценностных ориентаций. При этом средства и методы могут быть различными: познавательно-творческие, обсуждение проблемных вопросов, ролевые игры (судебные процессы, решение кейс-заданий, квесты). В настоящее время актуальным стало проведение юридических диктантов с целью повышения мотивации в изучении права, знание которого является неотъемлемой составляющей образованного человека [19].

Для решения поставленных задач правового образования и воспитания подрастающего поколения важно наличие правовой компетентности у самих работников образования. Отсюда следует, что «педагог должен в своей работе обладать необходимым объемом знаний о праве, уметь решать проблемные ситуации образовательного процесса, выступать защитником прав и интересов обучающихся, нуждающихся в грамотном педагогическом сопровождении» [20, с. 5]. Преподаватель должен учитывать тот факт, что студент не только «слышит» юридическую информацию и нравственные установки, которые ему предоставляются в процессе обучения, но он их «усваивает», делает заключения о правовых процессах, степени защиты и уважения к правам и законным интересам человека и гражданина в обществе, чтобы потом иметь возможность трансформировать освоенные знания во взаимосвязи с правовыми принципами в свое правовое поведение [21, с. 234].

Вместе с тем правовая компетентность работников образования выступает важным фактором

повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а правовая компетентность педагога - важнейший показатель его правовой культуры. В этой связи очевидна необходимость юридизации интернет-пространства, что обеспечит повышение правовой культуры граждан, в том числе решение теоретико-правовой проблемы определения правовой природы, роли интернет-пространства [22, с. 155].

Правовая культура является более широким понятием, чем правовая компетентность, поскольку не только включает знание права и формирование позитивных правовых ориентации и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность [23, с. 222].

Результаты

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что отсутствие отлаженной системы юридического образования может негативно сказаться в конечном итоге не только на эффективности механизма правового регулирования, правотворчества, состоянии законности и правопорядка, но и на авторитете юристов. На сегодняшний день в обществе существует острая необходимость формирования и воспитания юристов с высоким уровнем нравственно-правовой культуры. И именно на это должна быть нацелена вся деятельность учреждения высшего образования.

Важно формировать нравственно-правовую культуру именно в тот момент, когда студент находится еще в учреждении высшего образования, поэтому необходимо усиливать содержание изучаемых дисциплин профессиональной этической направленностью. Образованные, высоконравственные сегодня студенты, а завтра юристы смогут контролировать деятельность органов власти, предостерегать их от ошибок, активно участвовать в управлении государством, грамотно выражать свою гражданскую позицию, что в целом положительно скажется на безопасности жизни населения, правомерности его поведения, улучшении качества жизни общества. Готовность действовать на благо Родины, руководствуясь ее законами, - вот для чего необходима правовая культура человека [24, с. 245]. В этой связи юрист с высшим образованием должен обладать такой культурой, где и знания, и ценности не только тесно переплетаются, но и существуют в гармонии, т. е. у такого специалиста должно быть сформировано правомерное поведение, когда он поступает так не потому, что боится санкций и порицаний,

а потому, что на первом месте у него ценностный аспект и личное убеждение в правомерном, соответствующем принципу справедливости поведении. Следовательно, целью качественного юридического образования должно стать воспитание не только квалифицированных специалистов-юристов, но и обладающих высокой правовой культурой законопослушных граждан, активных представителей гражданского общества, которые должны стать примером для других людей.

Список литературы

1. Шапкина Е. А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 28-31.

2. Алешина О. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания // Философия права. 2008. № 5 (30). С. 55-57.

3. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи : некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности // Управленческое консультирование. 2016. № 5. С. 164-172.

4. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность : национальные традиции и космополитические иллюзии. 2-е изд., доп. М. : Юрист, 2014. 72 с. (Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3).

5. Кондрашев А. А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации : итоги и перспективы // Ьех КиББка (Русский закон). 2018. № 1. С. 144-156. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.134.1.144-156

6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2021. № 27 (ч. 1), ст. 5150.

7. Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3307.

8. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразо-вания на базе школьных библиотек : необходимость создания, возможности и реальные перспективы // Медиаобразование. 2016. № 3. Р. 16-22.

9. Третьяков А. Л. Инновационная модель школьного центра правовой и иной социально значимой информации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4. Р. 261-267.

10. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24-30.

11. Гранат Н. Л., Панасюк В. В. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 2-8.

12. Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 50-56.

13. Ромашов Р. А., Тищенко А. Г. Правовая культура : ценностный аспект // Правовая культура. 2006. № 1. С. 7-10.

14. Зумакулов Б. М., Хубиев Б. Б. Образование как основа правовой культуры граждан // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Нальчик : Кабарнино-Балкарский гос. ун-т им. М. Х. Бербекова, 2019. С. 127-134.

15. Есикова М. М., Бухарина О. А., Сребнев В. А., Терехова Г. Л. Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения. Тамбов : Изд-во ТГТУ 2015. 84 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

16. Бугаенко Ю. Ю. Деформация и кризисные явления в правовой культуре современного российского общества // Общество и право. 2007. № 1 (15). С. 67-74.

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011. Доступ из справ.-правовой системы « Гарант».

18. Cohen M. A. Skills and Education for Legal Professionals in the 2020's. URL. https://www.forbes.com/sites/ markcohen1/2020/07/01/skills-and-education-for-legal-professionals-in-the-2020s/?sh=479112992702 (дата обращения: 05.10.2021).

19. Тогузаева Е. Н. Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 312-316. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-312-316

20. Болотова Е. Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 4-9.

21. Южакова О. В. Некоторые аспекты взаимосвязи правовой культуры и юридического образования // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград : Волгоградский гос. агроун-т, 2018. С. 234-237.

22. Комкова Г. Н., Тюменева Н. В., Тогузаева Е. Н. Юри-дизация интернет-пространства как способ повышения информационно-коммуникативной культуры граждан // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34, № 2. С. 151-155. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-151-155

23. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Совершенство, 1998. 432 c.

24. Малышева И. В. Правовая культура и правовое образование как основа устойчивости существования и развития современного государства // Государство и право в эпоху глобальных перемен : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. К. Буря-кова. Барнаул : Барнаульский юридический ин-т МВД РФ, 2017. С. 245-249.

References

1. Shapkina E. A. Improving the quality of higher legal education as a stage in the development of the rule of law. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal Education and Science], 2011, no. 1, pp. 28-31 (in Russian).

2. Alyoshina O. A. Formation of legal culture in the process of legal education and upbringing. Filosofiya prava [Philosophy of Law], 2008, no. 5 (30), pp. 55-57 (in Russian).

3. Demidov A. A., Tretyakov A. L. Saint-Petersburg model of ethic and legal education of children and youth: Some approaches to process of formation of legal culture of the personality. Administrative Consulting, 2016, no. 5, pp. 164-172 (in Russian).

4. Bondar N. S. Rossiiskoe yuridicheskoe obrazovanie kak konstitutsionnaya tsennost': natsional'nye tradi-tsii i kosmopoliticheskie illyuzii. Seriya «Bibliotechka sudebnogo konstitucionalizma». Vyp. 3 [Russian Legal Education as a Constitutional Value: National Traditions and Cosmopolitan Illusions. Series "Library of Judicial Constitutionalism". Iss. 3]. Moscow, Yurist Publ., 2014. 72 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kondrashev A. A. Problems of modern legal education in the context of higher education reform in the Russian Federation: Results and prospects. Lex Rus-sica, 2018, no. 1, pp. 144-156 (in Russian). https://doi. org/10.17803/1729-5920.2018.134.1.144-156

6. On education in the Russian Federation. Federal Law 273-FZ of 29.12.2012 (an edition of 02.07.2021). Sob-ranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53 (pt. 1), art. 7598; 2021, no. 27 (pt. 1), art. 5150 (in Russian).

7. On the approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the Government of the Russian Federation no. 996-r of May 29, 2015. Sob-ranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no. 23, art. 3307 (in Russian).

8. Demidov A. A., Tretyakov A. L. Network centers model of ethical and legal education and civil-patriotic education and media education centers at school libraries: The need to create opportunities and real prospects. Media Education, 2016, no. 3, pp. 16-22 (in Russian).

9. Tretyakov A. L. Innovative model school center legal and other socially important information. Bulletin of Science and Practice, 2016, no. 4, pp. 261-267 (in Russian).

10. Martyshin O. V. On some particularities of Russian legal and political culture. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2003, no. 10, pp. 24-30 (in Russian).

11. Granat N. L., Panasyuk V.V. Legal awareness and legal culture. Iurist [Lawyer], 1998, no. 11-12, pp. 2-8 (in Russian).

12. Kleimenova E. V., Moraleva K. A. Legal culture and its standards in the constitutions of the Russian Federation. Pravovedenie, 2003, no. 1, pp. 50-56 (in Russian).

13. Romashov R. A., Tishchenko A. G. Legal culture: Value aspect. Pravovaya kultura [Legal Culture], 2006, no. 1, pp. 7-10 (in Russian).

14. Zumakulov B. M., Khubiev B. B. Education as the basis of the legal culture of citizens. In: Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodologii social'noj raboty [Current Problems of History, Theory and Methodology of Social Work: Materials of the interregional scientific and practical conference]. Nalchik, Izd-vo Kabarnino-Balkarskij gosudarstvennyj universitet im. M. H. Berbekova, 2019, pp. 127-134 (in Russian).

15. Esikova M. M., Bukharina O. A., Srebnev V. A., Terekho-va G. L. Professional'naya etika yurista [Elektronnyj resurs]: uchebnoe posobie [Professional Ethics of a Lawyer [Electronic resource]: Textbook]. Tambov, Izd-vo TGTU, 2015. 84 p. 1 electronic optical disc (CD-ROM) (in Russian).

16. Bugaenko Yu. Yu. Deformations and depression oc-curance in the legal culture of modern Russian society. Obshchestvo ipravo [Society and Law], 2007, no. 1 (15), pp. 67-74 (in Russian).

17. On the approval of the Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence". Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1011 dated August 13, 2020. ATP "Garant" [electronic resource] (in Russian).

18. Cohen M. A. Skills and Education for Legal Professionals in the 2020's. Available at: https://www.forbes.com/sites/ markcohen1/2020/07/01/skills-and-education-for-legal-professionals-in-the-2020s/?sh=479112992702 (accessed 5 October 2021).

19. Toguzaeva E. N. The role of legal (juridical) dictation in identifying the level of legal literacy and legal education. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 312-316 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-312-316

20. Bolotova E. L. Legal training of a teacher in the conditions of formation of civil society. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], 2012, no. 2, pp. 4-9 (in Russian).

21. Yuzhakova O. V. Some aspects of the relationship between legal culture and legal education. Tekhnologii formirovaniya pravovoi kul'tury v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Technologies of Formation of Legal Culture in the Modern Educational Space: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Volgograd, Volgogradskiy gosudarstvennyi agrouniversitet Publ., 2018, pp. 234-237 (in Russian).

22. Komkova G. N., Tyumeneva N. V., Toguzaeva E. N. Legalization of internet space as a method for increasing the information and communicative culture of citizens. Law Herald of Dagestan State University, 2020, vol. 34, no. 2, pp. 151-155 (in Russian). https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-151-155

23. Gershunsky B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of Education for the XXI Century]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 432 p. (in Russian).

24. Malysheva I. V. Legal culture and legal education as a basis for the sustainability of the existence and development of the modern state. In: Buryakov S. K., ed. Gosudarstvo i pravo v epokhu global'nykh peremen [State and Law in the Era of Global Changes: Materials of the International scientific and practical conference]. Barnaul, Barnaul'skiy yuridicheskiy institut MVD RF Publ., 2017, pp. 248-249 (in Russian).

Поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021 The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.