Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 312-316 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 312-316
E. H. Тогузаева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Тогузаева Екатерина Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4462-677X
Аннотация. Введение. Подтверждение важности правового просвещения, необходимости преодоления правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры нашло отражение на официальном уровне в нормативно-правовых актах, прежде всего в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В настоящее время активно развивается взаимодействие с негосударственными организациями в данном направлении, что открывает новые грани. Так, к примеру, Ассоциацией юристов России с 2017 г. инициировано проведение Всероссийского правового диктанта, масштаб которого с каждым годом увеличивается в разы. Теоретический анализ. Обозначены следующие проблемы, препятствующие высокой эффективности правопросветительской деятельности: отсутствие системности и методического надлежащего обеспечения; риски социального, организационного, финансово-экономического и нормативного характера; отсутствие карт препятствий правового просвещения с указанием всех возможных рисков и путей их минимизации и преодоления. Результаты. Выделены основные препятствия правового просвещения, сопутствующие им риски, которые могут быть минимизированы для повышения эффективности правового просвещения, уровня правовой грамотности населения; даны рекомендации по совершенствованию такой акции, как Всероссийский юридический диктант, а также по проведению подобных акций отдельно по профессиональным сообществам. Не следует пренебрегать и факультативными задачами, которые также могут быть достигнуты при проведении мероприятий правопро-светительского характера. Так, например, не менее важными представляются задачи по формированию и развитию информационно-коммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования.
Ключевые слова: правовое просвещение, информационно-коммуникативная культура, Всероссийский правовой диктант, препятствия правового просвещения
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект «Правовая основа становления, развития информационно-коммуникативной культуры населения и пути ее повышения в эпоху цифровизации» № 20-011-00211).
Для цитирования: Тогузаева Е. Н. Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 312-316. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21 -3-312-316
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
The role of legal (juridical) dictation in identifying the level of legal literacy and legal education E. N. Toguzaeva
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Ekaterina N. Toguzaeva, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4462-677X
Abstract. Introduction. Confirmation of the importance of legal education, the need to overcome legal nihilism and increase the level of legal culture was reflected at the official level in regulatory legal acts, primarily in the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the development of legal literacy and legal awareness of citizens. Currently, cooperation with non-governmental organizations in this direction is actively developing, which opens up new facets. So, for example, the Association of Lawyers of Russia has initiated the All-Russian Legal Dictation since 2017, the scale of which increases significantly every year. Theoretical analysis. The following problems that hinder the high efficiency of educational activities in legal domain are identified: 1) lack of consistency and proper methodological support; 2) risks of social, organizational, financial, economic and regulatory nature; 3) the absence of maps of obstacles to legal education, indicating all possible risks and ways to minimize and overcome them. Results. The main obstacles to legal education, the associated risks, that can be
https://eup.sgu.ru
https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21 -3-312-316
Научная статья УДК 340
Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении
© Тогузаева Е. Н., 2021
minimized to increase the efficiency of legal education and the level of legal literacy of the population, are highlighted. Recommendations are given to improve such an action as the All-Russian Legal Dictation, as well as to conduct such actions separately by professional communities. One should not neglect the optional objectives, which can also be achieved when carrying out activities of a law-enlightening nature. For example, tasks of the formation and development of the information and communication culture of citizens, which are now at the initial stage of formation, are no less important.
Keywords: legal education, information and communication culture, all-Russian legal dictation, obstacles to legal education Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project "The legal basis for the formation, development of information and communication culture of the population and ways to improve it in the era of digitalization" No. 20-011-00211). For citation: Toguzaeva E. N. The role of legal (juridical) dictation in identifying the level of legal literacy and legal education. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 312-316 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-312-316
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Являясь основой формирования правовой культуры граждан, правовое информирование и правовое просвещение выполняют ряд задач, стоящих перед государством по развитию и повышению правовой грамотности. Правовое просвещение остается важнейшим фактором повышения гражданской активности населения, без которого становится невозможным укрепление демократических традиций в обществе, более того, правовое просвещение остается важнейшим фактором формирования правового государства.
В научных изысканиях немало работ, посвященных правовому образованию, правовому просвещению, правовому информированию, их взаимосвязям и взаимодействию. Темой правового воспитания и законопослушания занимались еще древнегреческие ученые, Сократ, Платон, Аристотель обращались к ней в поиске решений.
Под правовым просвещением в современной юридической науке понимают целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения и развития в России правового государства [1, с. 51].
Важно осознать необходимость развития позитивного массового правосознания для российского общества, так как даже такая наиболее мягкая форма искажения правосознания, как правовой инфантилизм, выражается в неинформированности, пробельности в правовых знаниях.
Подтверждение важности правового просвещения, необходимости преодоления правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры нашло отражение на официальном уровне. В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) сформулированы
цели и направления государственной политики России в данной сфере. Кроме того, в указанном документе отмечается, что государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики. Учеными подчеркивается важность поощрения правозащитных организаций, занимающихся оказанием бесплатной юридической помощи, в том числе и правовым просвещением, что является одним из методов, гарантирующих повышение всеобщей правовой культуры [2, с. 131].
Теоретический анализ
Вектор развития взаимодействия с негосударственными организациями в данном направлении открывает новые грани. Так, к примеру, Ассоциацией юристов России с 2017 г. инициировано проведение Всероссийского правового (юридического) диктанта, масштаб которого с каждым годом увеличивается в разы (если в 2017 г. было привлечено 55 тыс. участников, то в 2020 г. - уже 507 тыс. 174 чел.). Проводя разнообразную просветительскую деятельность, нацеленную на повышение правовой культуры населения, Ассоциация включила в перечень своих мероприятий и Всероссийский правовой диктант. Ежегодно содержание вопросов, предлагаемых в диктанте, актуализируется и меняется, например, в 2020 г. большой блок вопросов был посвящен новым поправкам к Конституции России.
Такое мероприятие способно выявить пробелы в правовом просвещении граждан и указать на те области знаний, с которыми надо активно работать. Так, например, по итогам ежегодного проведения диктанта и анализа его последующих результатов было выявлено, что о конституционном и уголовном праве граждане более осведомлены, чем о своих правах как потребителя, вопросах семейного и гражданского законодательства [3].
Выборка и анализ процентного соотношения доли правильных ответов по субъектам РФ, по образованию и возрасту участников диктанта дают актуальную информацию о тех недоработках в вопросах правового просвещения, которые имеются в настоящее время, указывают нужные индикаторы и ту аудиторию, с которой необходимо далее проводить активную просветительскую работу.
Согласно Положению о проведении Всероссийского правового (юридического) диктанта [4], целью его является оценка уровня правовой грамотности населения. Задачами Диктанта обозначены: получение информации об уровне правовой грамотности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры; предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области права; привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к повышению правовой культуры; мотивация населения к изучению права; разработка рекомендаций по улучшению качества юридического образования.
Результаты
Учитывая вышеобозначенные цели и задачи, считаем возможным выделить следующие проблемы и предложить некоторые рекомендации.
1. В деятельности по правовому просвещению часто отсутствуют системность и методика. Это зачастую приводит к тому, что наибольший упор делается на организацию просветительской деятельности, чем на ее содержание. Следует больше уделять внимание содержательному контенту, разбивке по отраслям, по комплексам публичного и частного права, по сферам законодательства, обратить внимание на методику группировки вопросов по степени сложности - от общего к частному. Методическая составляющая важна и для других форматов правопросветитель-ской деятельности, как для диалоговых лекций, так и для деловых игр, правопросветительских онлайн-программ.
2. Важно понимать наличие такого явления, как риск, в данном случае назовем его «препятствия правового просвещения» - условия вероятности наступления неблагоприятных последствий, связанных с действиями по правовому просвещению, под которыми можно понимать те условия, обстоятельства, при наличии которых предоставляется возможность искажения, невосприятия либо вообще неполучения правовой информации просветительского характера. К таким рискам могут относиться неподготовленность аудитории к восприятию представленной информации (низкий уровень ее правовой
культуры, несформированность социальных и практических навыков, недостаточная мотивация аудитории), цензурирование правовой информации, некомпетентность субъекта, занимающегося правовым просвещением, несоответствие метода и средства правового просвещения возрастным и функциональным возможностям аудитории и т.д.
Наиболее значимые риски в данной сфере, на наш взгляд, можно поделить на:
- нормативные риски (риски технико-юридического характера, дефицит нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по правовому просвещению, противоречивость законодательства);
- социальные (ослабление мотивации позитивного правосознания, рост социальных конфликтов, в том числе важно отметить и информационно-коммуникативные риски, связанные с низким уровнем информационно-коммуникативной культуры граждан);
- организационные (недостаточное обеспечение методической подготовкой, нехватка вариативности средств, технологий и методик правового просвещения, нельзя не учитывать и важность проведения мероприятий, улучшающих реакцию аудитории на правовое просвещение, это превентивные мероприятия, значительно снижающие вероятность наступления неблагоприятных последствий - в нашем случае низкая эффективность или абсолютная неэффективность мероприятия по правовому просвещению);
- финансово-экономические (недостаточное финансирование деятельности по правовому просвещению, недолжное обеспечение материально-технической базой, что снижает эффективность проводимой деятельности).
Следовало бы составить карты препятствий правового просвещения с указанием всех возможных рисков и путей их минимизации и преодоления, что даст наглядное представление для их оценки и позволит сформулировать меры по их минимизации, а также будет способствовать эффективной разработке программы превентивных мероприятий.
3. По содержанию вопросов, вошедших во Всероссийский правовой (юридический) диктант:
- необходимо обширно использовать потенциал Всероссийского юридического диктанта в том числе и для антикоррупционного просвещения и пропаганды, вводить туда вопросы на соответствующую тематику, заставляющие граждан задуматься в дальнейшем и подробнее изучить нормы права;
- кроме того, на наш взгляд, цели правового просвещения не охватывают вопросы исторического характера (так, например, в 2020 г. во
Всероссийский правовой диктант были включены вопросы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Нюрнбергскому трибуналу, которые следовало бы включать во Всероссийский исторический диктант, так называемый Диктант Победы;
- избегать излишней перегруженности проблемами теоретического характера при слабой связи с практикой, такую проблему отмечают многие обучающиеся в процессе преподавания правовых дисциплин [5, с. 107].
4. Важность критерия системности. Правовое просвещение тесно связано с правовым информированием. Игнорирование такой связи значительно уменьшит коэффициент эффективности правового просвещения, в связи с чем и та и другая деятельность должна проходить в тесной взаимосвязи. Кроме того, необходимо помнить о том, что эффективность мероприятий по правовому просвещению увеличивается в разы, когда они проходят систематически и связаны между собой, поскольку юридический диктант есть проверочная стадия, на которой дается оценка состоянию просвещенности общества, однако этой проверочной стадии должен предшествовать целый план взаимосвязанных мероприятий. Следует включать проведение подобных мероприятий в другие значимые в этой области мероприятия. Так, например, Всероссийский правовой диктант включен в комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2023 гг. (утв. Президиумом Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом). Большинство правопросветитель-ских мероприятий должны быть взаимосвязаны для повышения их эффективности. Можно, например, предложить связать дни правовой помощи, которые проходят во всероссийском масштабе, и юридический диктант, проанализировав спектр тех вопросов, с которыми обращаются граждане для оказания правовой помощи в рамках подобных акций, по которым проведена большая разъяснительная работа, и отразив их уже на проверочной стадии диктанта.
5. Рекомендовать проводить такие акции еще и отдельно по профессиональным сообществам (отдельно у учителей и педагогов, сотрудников правоохранительных органов, представителей бизнеса, госслужащих и др.) для выявления погрешностей их правовой грамотности и эффективной корректировки плана просветительской работы среди них Такая точечная работа дает актуальную информацию об имеющихся недоработках. Примеры подобных акций уже имеются.
Важность проведения правового диктанта как способа популяризации правовых знаний среди военнослужащих органов военного управления подчеркивается в научных изысканиях. Проведенный в Вооруженных силах Всеармейский правовой диктант позволил сосредоточить внимание на наиболее острых проблемах в правовой грамотности военнослужащих, что позволит Министерству обороны РФ более точечно проводить работу по правовому просвещению личного состава [6]. В апреле 2020 г. в условиях распространения коронавирусной инфекции в интернет-формате с применением цифровых технологий был реализован проект « Правозащитный диктант» для студентов вузов [7, с. 26].
6. Правопросветительская деятельность должна осуществляться при помощи специального инструментария, посредством которого будет возможно «донести правовые ценности до сознания каждого человека» таким образом, чтобы указанные ценности позитивного характера могли стать личными убеждениями человека и выступать в роли основополагающих ориентиров его правового поведения [8, с. 13]. Ныне, во время непрерывной цифровизации и техноло-гизации общества, вопросы просвещения также непосредственно связаны с информационным пространством, и оставаться прежним, каким был десятки лет назад, этот инструментарий уже не может. Одновременно с задачами правового просвещения достигаются и факультативные, но не менее важные задачи по формированию и развитию информационно-коммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования. Новые информационные технологии позволяют поучаствовать в диктанте и других просветительских акциях, не выходя из дома.
Список литературы
1. Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России : состояние, проблемы и перспективы развития. М. : Проспект, 2019. 272 с.
2. Куликова С. А., Курдюков Д. С. Деятельность государства по повышению правовой культуры граждан : основные направления, проблемы и перспективы // Система конституционного права современной России : ценности, принципы, институты и нормы : материалы XI Международного Конституционного Форума, посвященного 110-летию Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 127-133.
3. Итоги III Всероссийского правового (юридического) диктанта // Ассоциации юристов России : [сайт]. URL: https://alrf.ru/news/itogi-iii-vserossiyskogo-pravovogo-yuridicheskogo-diktanta/ (дата обращения: 25.03.2021).
4. Положение о проведении Всероссийского (юридического) диктанта // Ассоциации юристов России : [сайт]. URL: https://alrf.ru (дата обращения: 25.03.2021).
5. Самыгин П. С., Самыгин С. И., ПоповМ. Ю. Правовое просвещение и формирование правовой культуры современной российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С.105-109.
6. Бибарсова Г. Ш., Бибарсов М. Ш., Ульянова О. А. Всеармейский правовой диктант как способ повышения правовой культуры личного состава органов военного управления // Наукосфера. 2021. № 2-1. С. 242-246.
7. Москалькова Т. Н. Правовое просвещение в цифровую эпоху : опыт института уполномоченных по правам человека // Новые горизонты развития системы правовой помощи и правового просвещения населения в Российской Федерации : сб. материалов по итогам национальной науч.-практ. конф. М. : [б.и.], 2020. С. 18-28.
8. Право знать право : Методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авт.-сост. Э. И. Атаги-мова, Е. В. Горбачева. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с.
References
1. Pevtsova E. A., Sokolov N. Ya. Pravovoe prosveshchenie v Rossii: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya [Legal Education in Russia: State, Problems and Development Prospects]. Moscow, Prospekt Publ., 2019. 272 p. (in Russian).
2. Kulikova S. A., Kurdyukov D. S. State activities to improve the legal culture of citizens: Main directions, problems and prospects. Sistema konstitutsionnogo prava sovremennoi Rossii: tsennosti, printsipy, instituty i nor-my: materialy XI Mezhdunarodnogo Konstitutsionnogo Foruma, posvyashchennogo 110-letiyu Saratovskogo go-sudarstvennogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo
[The system of constitutional law in modern Russia: Values, principles, institutions and norms: Materials of the XI International Constitutional Forum dedicated to the 110th anniversary of the Saratov State University]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2020, pp. 127-133 (in Russian).
3. Results of the III All-Russian legal (juridical) dictation. Assotsiatsiya yuristov Rossii (Russian Lawyers Association. Site). Avsilable at: https://alrf.ru/news/itogi-iii-vserossiyskogo-pravovogo-yuridicheskogo-diktanta/ (accessed 25 March 2021) (in Russian).
4. Regulations on the conduct of the All-Russian (juridical) dictation. Assotsiatsiya yuristov Rossii (Russian Lawyers Association. Site). Available at: https://alrf.ru (in Russian).
5. Samygin P. S., Samygin S. I., Popov M. Yu. Legal education and formation of legal culture of modern Russian students. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Socio-economic and Social Sciences], 2019, no. 10, pp. 105-109 (in Russian).
6. Bibarsova G. Sh., Bibarsov M. Sh., Ul'yanova O. A. All-army legal dictation as a way to improve the legal culture of military command personnel. Naukosfera, 2021, no. 2-1, pp. 242-246 (in Russian).
7. Moskal'kova T. N. Legal education in the digital age: The experience of the institution of ombudsmen for human rights. Novyye gorizonty razvitiya sistemy pravovoy pomoshchi i pravovogo prosveshcheniya naseleniya v RossiyskoyFederatsii [New horizons for the development of the system of legal assistance and legal education of the population in the Russian Federation: Proceedings of of the national sci. and pract. conf.]. Moscow, 2020, pp. 18-28 (in Russian).
8. E. I. Atagimova, E. V. Gorbacheva, comp. Pravo znat' pravo: Metodicheskie rekomendacii po organizacii pra-vovogo prosveshcheniya uchastnikov obrazovatel'nogo processa [The Right to Know the Law: Methodological Recommendations for Organizing Legal Education for Participants in the Educational Process]. Moscow, 2016. 76 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 28.03.2021, после рецензирования 10.04.2021, принята к публикации 15.04.2021 Received 28.03.2021, revised 10.04.2021, accepted 15.04.2021