УДК 343.9
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
Куркова Наталья Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград
e-mail: [email protected]
Макарова Олеся Александровна
доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград
e-mail: [email protected]
ACTUAL QUESTION OF LEGAL EDUCATION OF CANDIDATES FOR JURORS
Natalia Kurkova
Candidate of Law Science, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics of the Institute of Law, the Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad
e-mail: [email protected]
Olesya Makarova
Candidate of Law Science, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics of the Institute of Law, the Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad
e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Анализируются проблемы, связанные с недостатком правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели, и предлагаются пути их решения в свете проводимой судебной реформы. Для повышения эффективности деятельности суда присяжных необходимо активизировать правовое просвещение кандидатов в присяжные заседатели, которое позволяет формировать их правовую культуру и правовое сознание.
ABSTRACT
In order to improve the efficiency of the jury, it is necessary to intensify legal. The problems associated with the lack of legal education of candidates for jurors are analyzed, and the ways to solve them in the light of the ongoing judicial reform are proposed.
Ключевые слова: проблемы правового просвещения; кандидаты в присяжные заседатели; правовая культура; правовое сознание.
Keywords: problems of legal education; candidates for jurors; legal culture; legal conscience.
С 1 июня 2018 г. суды присяжных в Российской Федерации начали свою работу в новом составе [1]. Данная новация российского уголовно-процессуального законодательства, с одной стороны, расширила возможности для обычных граждан участвовать в отправлении правосудия, что неразрывно связано с укреплением и развитием демократических основ Российского государства, с другой — правоприменителю и современному российскому
обществу придется столкнуться с рядом трудностей при реализации данной реформы.
Одной из таких проблем является отбор кандидатов в присяжные заседатели и формирования коллегии присяжных. Основная причина — это отсутствие активной гражданской позиции, низкий уровень правосознания и правовой культуры, недоверие наших граждан к судебной и правоохранительной системам [15].
Среди российских граждан достаточно часто можно наблюдать стремление уклониться
Глагол Ъ
правосудия
3(17)/2018
от исполнения роли присяжного заседателя, например, по причине болезни, командировки, в силу религиозных убеждений и значимой служебной деятельности и т. д. Поэтому на сегодняшний день российские коллегии присяжных в основном сформированы следующими категориями граждан: пенсионерами, безработными, домохозяйками, причем на 70 % — это женщины [8].
Так, социологический опрос граждан показал, что 16 % россиян готовы выступить в роли присяжного, 78 % — отказываются участвовать в суде присяжных, 6 % — затрудняются с ответом. Следует отметить, что данные тенденции приводят к затягиванию сроков рассмотрения уголовного дела в связи с отсутствием необходимого численного состава кандидатов в присяжные заседатели. Только один кандидат из 10 вызванных является в суд для участия в отборе [8].
Например, в деле об убийстве Немцова коллегию присяжных с первого раза отобрать не удалось, так как из 59 человек, которые пришли на отбор в Московский окружной военный суд, 45 взяли самоотвод, опасаясь за свою жизнь. Второй раз пришли 84 кандидата, из которых уже удалось собрать коллегию. Люди в возрасте от 33 до 60 лет, в том числе несколько пенсионеров, два библиотекаря, два инженера, два электрика, социальный работник и режиссер [13].
В современном российском обществе многие граждане не обладают даже минимальным набором правовых знаний и навыков, необходимых для реализации своих прав и свобод, законодательно закрепленных Конституцией РФ и федеральным законодательством. Информирование населения об изменениях в законодательстве РФ возможно только при условии правового просвещения граждан. Таким образом, требует своего решения проблема правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели [17, с. 273].
На сегодняшний день такое понятие, как «правовое просвещение», законодательно не закреплено, однако в 2011 г. Президентом РФ утверждаются Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [2], которые наметили основные принципы государственной политики в этом направлении. Кроме того, за последние годы в области правового просвещения граждан Правительством РФ был разработан и утвержден целый ряд документов [3; 4].
Правовое просвещение в юриспруденции представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию правового сознания и повышению правовой культуры граждан и противодействия правовому нигилизму в целях реализации идеи построения правового государства в нашей стране [20, с. 77]. Таким образом, правовое просвещение тесно связано с такими понятиями, как правовая грамотность и правовая культура.
Проблемам правового просвещения посвящены работы таких авторов, как Э. И. Атагимова и Г. И. Макаренко [5, с. 64], Ю. В. Миронова [12, с. 75], В. Н. Синюков [19, с. 34] и др. Вопросы правового и антикриминального просвещения являются темами исследования не только специалистов в области теории и истории государства и права, муниципального и конституционного права, но и ученых-криминалистов. Например, «Концепция антикриминального просвещения в Российской Федерации и участие юридических вузов и студенческой молодежи в ее реализации» [11] — тема исследования научной школы под руководством Ю. П. Гармаева [7]. Научная школа криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта под руководством профессора Т. С. Волчецкой активно занимается разработкой вопросов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации и внедрением правового и антикриминального просвещения среди преподавателей, учителей, студентов и учащихся высших, средних учебных заведений и школ г. Калининграда и Калининградской области [14].
Понятию правовой культуры посвящали свои исследования такие авторы, как А. И. Долгова [9], Л. А. Петручак [16], В. И. Каминская и А. Р. Ратинов [10] и др. Согласно концепции, разработанной этими учеными, правовая культура представляет собой сложившуюся в сознании и мотивации индивида систему норм и правил поведения, которыми он руководствуется при выборе стиля поведения и взаимоотношения с правом. Правовая культура включает в себя в качестве структурного элемента такие понятия, как культура правового сознания, культура правовой деятельности и культура правовых отношений [6, с. 135]. Повышение правовой культуры возможно лишь благодаря правовому просвещению и воспитанию, которые играют решаю-
щую роль в процессе формирования правового сознания граждан.
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо знакомить и информировать население о тех нормах права, которые содержатся в законодательстве РФ, в целях защиты их прав и свобод и выработки активной гражданской позиции, а также тех изменениях, которые претерпевает наше законодательство.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие проблемы, связанные с недостатком правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели:
— отсутствует целостная система нравственной культуры населения, которая является основой формирования правовой культуры. Отсутствие моральных регуляторов поведения индивида является причиной сложностей в принятии норм права и способствует развитию правового нигилизма. Так, большинство граждан относятся к исполнению обязанностей присяжного заседателя, как к неприятной обязанности. Нередко можно встретить в средствах массовой информации (далее — СМИ) советы, как избежать участия в исполнении роли присяжного заседателя;
— низкая правовая культура большей части населения нашей страны. Незнание правовых норм, прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ. Отсутствие устойчивой установки на соблюдение всех норм права в любой жизненной ситуации. Кандидаты в присяжные заседатели порой не видят, как можно реализовать свою гражданскую позицию в реальной жизни. Например, большинство кандидатов в присяжные заседатели не имеют представления о порядке и размере оплаты труда в период исполнения своего гражданского долга в качестве присяжного заседателя, не знают порядок работы суда и порядок отправления правосудия с участием присяжных заседателей. Практика показывает, что некоторые люди на третьем-четвертом заседании начинают возмущаться, что процесс не такой, каким они его себе представляли, как правило, основная претензия к тому, что он долгий и у них пропал интерес. 2—3 человека просто без причины перестают посещать судебные заседания;
— стихийное приобщение к правовому просвещению и правовой культуре из СМИ. Например, нередко граждане имеют сформированное искаженное представление о работе присяжных заседателей благодаря
Глагол Ъ
СМИ. Иногда непосредственно в суде открыто высказывают недовольство чрезмерной «за-формализованностью» процесса судопроизводства, а также заявляют, что судья от них что-то утаивает, всерьез ссылаясь на популярные телепередачи.
Исходя из вышесказанного, для решения перечисленных проблем способов автором предлагаются следующие способы:
1) совершенствование методик правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели. Основной акцент в этом просвещении должен делаться именно на осознание целей и смысла правовых норм, а также практического результата его использования в роли присяжного заседателя;
2) пропаганда права и правовых знаний СМИ, активизация роли средств массовой информации в формировании правовой культуры граждан Российской Федерации, профилактика правового нигилизма среди населения.
К формам правопросветительской работы с использованием СМИ можно отнести беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам, интересующим граждан в связи с исполнением роли присяжного заседателя, комментарии специалистами правовых норм, связанных с отправлением правосудия с участием суда присяжных, различные тематические передачи, фильмы на данную тематику (например, отечественный фильм «Двенадцать» и его американский вариант «Двенадцать разгневанных мужчин», «Господа присяжные» и т. д.). В целях обеспечения беспристрастности и объективности присяжных заседателей необходимо исключить возможность выхода в Интернет, просмотра новостей по ТВ, чтения газет, журналов и т. п., в которых возможно искаженное освещение хода судебного разбирательства по уголовному делу, по которому им предстоит вынести вердикт;
3) выработанную годами практику такой массовой правопросветительской работы, как лекционная пропаганда по данной тематике, различные декады, месячники и дни правовых знаний (например, с учетом тематики и направления просветительской работы, день присяжного заседателя и т. д.);
4) разработку инновационных программ обучения не только для граждан, но и для судейского корпуса, сотрудников суда, прокуроров и т. д. Для сотрудников правоохранительных органов и суда важно предусматривать и
правосудия
3(17)/2018
проводить обучающие семинары, мастер-классы, тренинги, круглые столы, дискуссии с участием преподавателей и научных сотрудников юридических вузов и учебных заведений.
Так, в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (г. Калининград) (далее — БФУ им. И. Канта) прошел научно-практический семинар на тему «Поддержание государственного обвинения с участием присяжных заседателей». В работе семинара приняли участие представители судейского сообщества, сотрудники прокуратуры, преподаватели Юридического института БФУ им. И. Канта и Академии Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербургский филиал), а также студенты [18, с. 323].
Для студентов Юридического института в рамках научно-практического семинара состоялась деловая игра-тренинг, причем в условиях, максимально приближенных к реальной процедуре рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в помещении Калининградского областного суда. В игровом процессе рассматривалось уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ, основанное на реальных событиях [18, с. 330]. В роли присяжных заседателей выступили студенты Юридического института БФУ им. И. Канта, а роли прокурора, адвоката и судьи взяли на себя практические сотрудники.
Основной акцент в деловой игре был сделан на создание оптимальных условий для работы с кандидатами в присяжные заседатели, формирования коллегии присяжных. Не только студенты, но и практические работники прокуратуры и суда повысили свою профессиональную компетенцию и получили прекрасную возможность попробовать свои силы в работе суда с участием присяжных заседателей. Студенты Юридического института БФУ им. И. Канта на собственном опыте, исполняя роль присяжных заседателей, приобрели теоретические знания и практические навыки работы в суде присяжных и сделали вывод о том, что участие граждан в отправлении правосудия помогает в формировании правосознания и повышении правовой культуры, а также способствует росту доверия наших граждан к правоохранительной и судебной системам. Считаем, что данный опыт проведения научно-практического семинара и деловой игры является прекрасным тренингом профессионального роста сотрудников правоохранительной
системы и судейского корпуса и играет важную роль в правовом и антикриминальном просвещении;
5) проведение бесед с отобранными для конкретного уголовного дела присяжными заседателями. Работники аппарата суда должны проводить детальные беседы: для выяснения обстоятельств, которые препятствуют отправлению правосудия гражданами в роли присяжных заседателей; ознакомления граждан с их правами и обязанностями, порядка и размера оплаты их труда; правилами и распорядком работы суда.
Таким образом, требует своего решения вопрос о просветительской работе среди населения, которая продвигает идею о том, что суд присяжных — это не только желание и возможность граждан, но и их конституционная обязанность, такая же, как обязанность платить налоги [17, с. 273]. Успешность предпринятой судебной реформы, на наш взгляд, зависит только от повышения уровня правосознания граждан.
Список литературы
1. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 26, ч. 1. - Ст. 3859.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ 28 апр. 2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. - 2011. -№ 151.
3. Об утверждении государственной программы «Юстиция» : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 312 (в ред. от 30.03.2018 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 18, ч. 2. - Ст. 2158.
4. О внесении изменений в государственную программу РФ «Юстиция» : постановление Правительства РФ от 23 апр. 2016 г. № 346 // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 19. - Ст. 2680.
5. Атагимова Э. И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения / Э. И. Атагимова, Г. И. Макаренко // Мониторинг правоприменения. -2014. - № 4(13). - С. 64-68.
6. Блясова И. Ю. Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути их решения // Пед. образование в России. - 2014. - № 10. - С. 134-138.
7. Гармаев Ю. П. Организация антикриминального и антитеррористического просвещения в Крымском федеральном округе / Ю. П. Гармаев, Е. И. Попова // Криминол. журн. Байкал. гос. ун-та. - 2016. -№ 2. - С. 270-279.
8. Данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2014—2017 гг. [Электронный ресурс] // Верховный Суд РФ : офиц. сайт. — URL: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 28.07.2018 г.).
9. Долгова А. И. Правовое воспитание молодежи / А. И. Долгова. - М. : Знамя, 1979. - 46 с.
10. Каминская В. И. Правосознание как элемент правовой культуры / В. И. Каминская, А. Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания : сборник. — М., 1974. — С. 42-43.
11. Концепция антикриминального просвещения в Российской Федерации и участие юридических вузов, студенческой молодежи в ее реализации [Электронный ресурс] // Международная ассоциация содействия правосудию : офиц. сайт. — URL: http://www.iuaj.net /node/2381 (дата обращения: 10.08.2018 г.).
12. Миронова Ю. В. О некоторых вопросах государственной политики по правовому просвещению населения // Вестн. Моск. ун-та МВД России. — 2011. — № 10. — С. 75—77.
13. Медиазона. Дело об убийстве Немцова глазами присяжных [Электронный ресурс]. — URL: https://zona.media/article/2017/07/20/jury (дата обращения: 12.08.2018 г.).
14. Научная школа криминалистической ситуа-логии [Электронный ресурс] // Балт. федер. ун-т им.
И. Канта : офиц. сайт. — URL: https://www.kantiana.ru /situalogy/counteraction-to-extremism/ (дата обращения 10.08.2018 г.).
15. Пашин С. Суд присяжных: проблемы и тенденции // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
16. Петручак Л. А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Лариса Анатольевна Петручак. — М., 2012. — 54 с.
17. Ренер Н. А. Проблемы эффективности института присяжных заседателей в России // Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сб. науч. тр. / под ред. О. А. Заячковского. — Калининград, 2017. — С. 272—276.
18. Ренер Н. А. Реформирование суда присяжных: проблемы и перспективы. Обзор научно-практического семинара / Н. А. Ренер, О. А. Макарова // Воен. право. — 2017. — № 1(41). — С. 323—330.
19. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журн. рос. права. — 2009. — № 7. — С. 31—44.
20. Троян (Фадеева) Н. А. Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан // Мониторинг правоприменения. — 2017. — № 3(24). — С. 77—86.
Глагол Ъ 3(17)/2018
правосудия