Научная статья на тему 'Высшее юридическое образование как элемент правовой культуры: роль государства в формировании концептуальных основ национальной образовательной стратегии'

Высшее юридическое образование как элемент правовой культуры: роль государства в формировании концептуальных основ национальной образовательной стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER LEGAL EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / EDUCATIONAL STRATEGY / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ELEMENTS OF THE LEGAL CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

В статье автор рассматривает высшее юридическое образование как элемент правовой культуры. Также автор уделяет особое внимание роли государства в формировании образовательной стратегии. Рассматриваются три уровня правовой активности через систему высшего образования, а также уровни правовой культуры. Автор проводит правовой анализ действующей системы подготовки юристов и предлагает решение проблем в действующей системе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER LEGAL EDUCATION AS AN ELEMENT OF LEGAL CULTURE: THE ROLE OF THE STATE IN SHAPING THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE NATIONAL EDUCATION STRATEGY

In the article the author examines the higher legal education as an element of legal culture. The author also devotes special attention to the role of state in shaping educational strategy. The author considers three levels of legal activity through the system of the higher education and also levels of legal culture. The author carries out a legal analysis of the current system of training of lawyers and offers solutions to problems in the current system of training specialists with higher legal education.

Текст научной работы на тему «Высшее юридическое образование как элемент правовой культуры: роль государства в формировании концептуальных основ национальной образовательной стратегии»

УДК 347

Д-Г- Коровяковский ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК

ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация. В статье автор рассматривает высшее юридическое образование как элемент правовой культуры. Также автор уделяет особое внимание роли государства в формировании образовательной стратегии. Рассматриваются три уровня правовой активности через систему высшего образования, а также уровни правовой культуры. Автор проводит правовой анализ действующей системы подготовки юристов и предлагает решение проблем в действующей системе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, образование, единое образовательное пространство, высшее учебное заведение, правовая культура, образовательная стратегия, элементы правовой культуры, правосознание.

Derns Korovyakovsky HIGHER LEGAL EDUCATION AS AN ELEMENT

OF LEGAL CULTURE: THE ROLE OF THE STATE IN SHAPING THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE NATIONAL EDUCATION STRATEGY

Annotation. In the article the author examines the higher legal education as an element of legal culture. The author also devotes special attention to the role of state in shaping educational strategy. The author considers three levels of legal activity through the system of the higher education and also levels of legal culture. The author carries out a legal analysis of the current system of training of lawyers and offers solutions to problems in the current system of training specialists with higher legal education.

Keywords: higher legal education, education, unified educational space, institution of higher education, legal culture, educational strategy, elements of the legal culture, legal awareness.

В настоящее время большинство развитых демократических стран мира осознали необходимость реформирования своих систем высшего образования с тем, чтобы студенты действительно стали центральной фигурой учебного процесса в высшей школе, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам [4, с. 124].

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т.д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая [11].

Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Так же следует отличать от правовой активности просто

© Коровяковский Д.Г., 2015

инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, так как оно (исполнение) является профессиональным долгом.

Правоведы В.И. Каминская и А.Р. Ратинов под правовой культурой понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к как сфере действия права, так и к их отражению в сознании и поведении людей [10]. В структуре правовой культуры ими выделены такие крупные компоненты, как право, правоотношения, правосознание, правовое поведение, деятельность, правовые учреждения и институты. В контексте данного подхода является перспективным использование синергетической парадигмы. Правовая культура является весьма сложным и изменчивым явлением общественной жизни человека. Определение учеными ее сущностных свойств происходит в рамках конкретной методологии, в «прокрустово ложе» которой не укладываются все ее «живые» компоненты.

Юридическое образование выступает как форма воспроизводства профессиональной правовой культуры и подчиняется закономерностям развития и функционирования правовой системы общества [1]. С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны. Оно имеет свои содержательные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов; реализуется в различных формах специализированными социальными институтами - высшими учебными заведениями. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования [8].

В настоящее время подготовка юристов ведется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования четвертого поколения [9]. Но их внедрение мало повлияло на состояние качества юридического образования. Проблемы отечественного юридического образования накапливались длительное время, но особенно обострились в последнее десятилетие. Не случайно именно юридическому образованию был посвящен специальный Указ Президента РФ № 599 от 26 мая 2009 года «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». В соответствии с ним была предусмотрена разработка при содействии Ассоциации юристов России (АЮР) механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, которая - в сочетании с поставленной тем же Указом задачей упорядочения процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации государственных и негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, необходимостью выработки четких критериев оценки качества их деятельности - должна была бы вывести на оптимальные показатели необходимого количества юридических вузов.

С 2012 г. все основные образовательные программы высшего профессионального образова-ниия (ВПО) реализуются по уровням согласно федеральному государственному образовательному стандарту ВПО, срок освоения образовательной программы для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года, а для получения квалификации (степени) «магистр» - два года. Лица, завершившие освоение программы магистратуры, согласно федеральному государственному стандарту имеют возможность получения диплома магистра с отличием, и он не зависит от качества и направления его подготовки по соответствующей ступени отраженного в дипломе о высшем профессиональном образовании, на основании которого лица были приняты в образовательное учреждение для обучения по программе магистратуры.

В основе государственной политики реформирования юридического образования должно лежать четкое представление о национальной конституционной модели современного юриста [6]. Она (эта модель) сама по себе, в основных своих характеристиках, имеет конституционное обоснование: в

основе всех ее составляющих должны лежать конституционные ценности демократической правовой государственности России.

Многочисленные проблемы юридического образования, которые существуют и обсуждаются публично, можно свести к следующим основным группам. Первая группа - проблемы, связанные с перепроизводством юристов. К ним относятся:

- излишнее количество бюджетных мест в государственных вузах и, соответственно, увеличение затрат государства на подготовку специалистов, которые после окончания обучения не устраиваются в государственные учреждения, куда, собственно, предназначались;

- необходимость общественной аттестации (оценки в юридическом сообществе) деятельности каждого вуза;

- невостребованность государственными структурами выпускников с юридическим образованием, получаемым в непрофильных вузах;

- преобладание платного образования, получаемого впервые [3].

Вторая группа - это проблемы, порождаемые нововведениями в законодательство:

- вызывают сомнения требования федерального законодательства о введении бакалавриата в области юриспруденции в связи с недостаточностью бакалаврской подготовки для работы в качестве квалифицированного юриста;

- несовпадение содержания профессиональной и образовательной деятельности юриста с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

- недостаточно качественно разработаны ФГОС по программам подготовки бакалавров и магистров юриспруденции.

Третья группа - это проблемы, которые можно отнести к числу внутривузовских. Среди них наиболее значимыми являются следующие проблемы:

- фактическое отсутствие ответственности вузов за конечные результаты осуществляемой образовательной деятельности;

- недостаток научно-педагогических кадров во многих вузах по отдельным специальностям, в частности, по трудовому праву, праву социального обеспечения, финансовому и налоговому праву;

- низкое качество обучения во многих вузах, которые готовят юристов;

- пассивность самих обучающихся, во многом вызванная отсутствием должной мотивации;

- снижение функциональной значимости и привлекательности традиционных методов обучения в условиях всемерной информатизации;

- недостаточное изучение международно-правовых дисциплин, в том числе для использования сравнительного метода обучения, а также дисциплин социально-трудовой направленности;

- слабая языковая подготовка студентов-юристов, начиная с русского языка и заканчивая английским;

- низкий культурный уровень выпускников многих юридических вузов, не ориентированный на социально значимые ценности [5].

В заключение отметим, что проблемы юридического образования являются производными от проблем образования в целом. В то же время, в силу своей массовости, юридическое образование привлекает пристальное внимание общественности, его недостатки находятся на виду. При этом именно юридическое образование может стать движущей силой успешного развития всей системы высшего образования в Российской Федерации. Ориентиром является в этом плане осознание того безусловного факта, что юридическое образование - важнейшая национальная ценность и конституционная цель современного демократического правового государства. Таким образом, отечественный опыт развития юридического образования несет в себе не только определенный положительный по-

тенциал, но и содержит целый ряд существенных недостатков. Среди них, в дополнение к указанным выше, отметим следующие: 1) доминирование идеи о коммерциализации образования; 2) понимание образования как услуги, а не как важной функции государства; 3) бюрократизация системы образования, сопровождающаяся стремительным ростом всевозможной отчетности; 4) господство формальных признаков и подходов в образовании, убивающих творческое начало и академическую свободу; 5) несовершенство системы нормативно-правового регулирования образования [2, с. 68]. Выход из этой ситуации видится в решении следующих задач: а) совершенствование законодательства, в первую очередь, недавно принятого закона об образовании; б) борьба с бюрократизацией образования; в) развитие демократических начал в образовании, университетской автономии и академических свобод; г) учет общественного мнения, в первую очередь, мнения академического сообщества по вопросам реформирования образования. Успешная реформа высшего юридического образования в России является неотъемлемым элементом процесса евразийской интеграции [7].

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Формирование единого образовательного пространства, рынка в области высшего образования, в т.ч. юридического, дает уникальные возможности для высшего образования и одновременно ставит вопрос о сопоставлении национальных образовательных систем. Поэтому возникает необходимость в сопоставимости национальных данных о высшем образовании путем введения международных образовательных стандартов. Эта необходимость вызвана и тем, что сегодня информационные технологии позволяют студентам свободно перемещаться в едином образовательном пространстве, т.е. начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учреждениях высшего образования. Это можно делать, даже не меняя места жительства (дистанционное обучение).

Библиографический список

1. Алешина, Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования : дис... канд. юрид. наук / Е. А. Алешина. - Ростов н/Д, 2008. - С. 23.

2. Атоян, В. Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе / В. Р. Атоян. - Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. - 226 с.

3. Балашов, Г. В. Экономика высшей школы : проблемы и перспективы / Г. В. Балашов, С. А. Беляков, Н. М. Виноградов. - СПб. : Изд-во СПб Университета, 2002. - 130 с. - ISBN 5-7310-0668-7.

4. Баранов, В. М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики / В. М. Баранов. - Саратов : Изд-во Сарат. унта, 1989. - 397 с.

5. Батырева, М. В. Особенности профессионального самоопределения современной молодежи / М. В. Баты-рева // Образование и молодежная политика в современной России. - СПб 2002. - С. 169-170.

6. Бондарь, Н. С. Конституционная модель современного юриста : соответствует ли ей нынешняя система юридического образования? / Н. С. Бондарь // Человек и закон. - 2010. - № 1. - С. 18-27.

7. Гончарук, Н. П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов / Н. П. Гончарук. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 184 с. - ISBN 5-7464-0763-1 (в обл.).

8. Горбатова, М. К. Высшее юридическое образование в современной России : теоретико-правовые аспекты развития : дис. ... канд. юрид. наук / М. К. Горбатова. - Н. Новгород, 2007. - С. 41-42.

9. Загородский, В. В. Правовая культура в контексте прав человека : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Загород-ский. - Краснодар, 2010. - 243 с.

10. Каминская, В. И. Правосознание как элемент правовой культуры / В. И. Каминская, А. Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. - С. 39-67.

11. Смоленский, М. Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства : gерспективы становления в современной России : дис. ... д-ра социол. наук / М. Б. Смоленский. - Ростов н/Д, 2003. - 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.