Научная статья на тему 'Высшее юридическое образование в Канаде: история и современность'

Высшее юридическое образование в Канаде: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1364
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / РИМСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

Определены и обоснованы истоки высшего юридического образования в Канаде, проведен анализ его современного состояния. Описана канадская модель юридического образования, основанная на индивидуальном выборе студентов изучаемых дисциплин, где роль преподавателя заключается в том, чтобы пробуждать интерес к знаниям и стимулировать работу мысли. Задачей юридического факультета является не обучение студентов различным правовым техникам, а привитие им умения вести юридическую аргументацию. Рассмотрены юридические школы в нескольких канадских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION LAW IN CANADA: PAST AND PRESENT

Identified and justified the origins of higher legal education in Canada, an analysis of its current state. Described the Canadian model of legal education based on individual choice, students study subjects, where the role of the teacher is to awaken interest in knowledge and stimulate the mind. The task of the Faculty of Law is not teaching students various legal techniques, and to give them the ability to conduct legal arguments. Considered law school in several Canadian universities.

Текст научной работы на тему «Высшее юридическое образование в Канаде: история и современность»

УДК 347

Д-Г- Коровяковский ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КАНАДЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Определены и обоснованы истоки высшего юридического образования в Канаде, проведен анализ его современного состояния. Описана канадская модель юридического образования, основанная на индивидуальном выборе студентов изучаемых дисциплин, где роль преподавателя заключается в том, чтобы пробуждать интерес к знаниям и стимулировать работу мысли. Задачей юридического факультета является не обучение студентов различным правовым техникам, а привитие им умения вести юридическую аргументацию. Рассмотрены юридические школы в нескольких канадских университетах.

Ключевые слова: образование, обучение, знание, воспитание, высшее образование, культура, гуманизм, образовательная традиция, римское право.

Derns Korovyakovsky HIGHER EDUCATION LAW IN CANADA:

PAST AND PRESENT

Annotation. Identified and justified the origins of higher legal education in Canada, an analysis of its current state. Described the Canadian model of legal education based on individual choice, students study subjects, where the role of the teacher is to awaken interest in knowledge and stimulate the mind. The task of the Faculty of Law is not teaching students various legal techniques, and to give them the ability to conduct legal arguments. Considered law school in several Canadian universities.

Keywords: education, training, knowledge, education, higher educationculture, humanism, educational traditions, Roman law.

В настоящее время выпускник по квалификации «юрист» должен обладать такими качествами как гражданская зрелость, профессиональная этика, правовая и психологическая культура, уважение к закону, бережное отношение к социальным ценностям правового государства, честь и достоинство гражданина, высокое нравственное сознание, гуманность, чувство долга, твердость моральных убеждений, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Проведем анализ современного состояния юридического образования в Канаде. Канадская система высшего образования во многом унаследовала черты британской системы образования. При этом особенности геополитического характера, мультикультурализм, сосуществование двух правовых систем - континентального и общего права, а также наличие двух официальных языков: английского и французского, обусловили особенности канадской системы юридического образования [3, с. 51]. В Канаде юриспруденция и медицина относятся к категории «профессионального образования», что означает повышенные требования к абитуриентам. В частности, для того, чтобы поступить на юридический факультет, необходимо в течение трех лет отучиться в университете и получить степень бакалавра по любой другой специальности либо успешно прослушать определенное количество часов по программе, ведущей к получению данной степени. Следующим важным условием является успеваемость абитуриента в этом вузе. Средний бал (англ. Grade Point Average) не должен быть менее 4,3 балла. Третье условие - Law School Admission Test: это задания, которые призваны протестировать логическое мышление и понимание прочитанного текста абитуриентом. Четвертым условием является знание языка обучения, которое должно быть подтверждено высоким результатом Test of English as a Foreign Language. Для оценки кандидатов применяется индекс поступления. Индекс, как правило, включает сочетание академических характеристик и баллов, набранных по системе вышеуказанных тестов. Формула выведения индекса индивидуальна для каждого вуза [2].

© Коровяковский Д.Г., 2015

В Канаде нет федеральных стандартов преподавания общих для всех юридических школ (их всего 22), поэтому учебное заведение (а они есть в каждой из 12 провинций) свободно в выборе учебных программ. Например, в провинции Квебек находится несколько крупных университетов, имеющих юридические факультеты, где образование ведется на французском языке. В городе Квебек расположен старейший в Северной Америке франкоязычный вуз (основан в 1663 г.) - Университет Лаваль. Здесь учились премьер-министры Канады - Брайан Малруни и Жан Кретьен. Хорошие юридические школы есть в университетах Монреаля и Шербука. На юридических факультетах, расположенных в других провинциях Канады: Osgoode Hall Law School (г. Торонто, провинция Онтарио), Queen's University (г. Кингстон, провинция Онтарио), University of Calgary (г. Калгари, провинция Альберта), Univercity of British Columbia (г. Ванкувер, провинция Британская Колумбия), обучение производится на английском языке. Объяснялось это тем, что ответственность за допуск к юридической профессии в Канаде лежит на провинциальных правовых обществах. Специфика каждой провинции, отличающаяся своеобразием экономики и культуры, действительно предполагает разный спрос на юристов.

В последние годы спрос на юридическое образование в Канаде удерживался на высоком уровне, от 5000 до 7000 кандидатов претендовали на приблизительно 2350 мест на первых курсах юридических школ Канады. В большинстве юридических школ действуют программы, способствующие расширению представительства этнических меньшинств в профессии. Многие школы имеют программы академической поддержки для представителей этнических меньшинств и других групп абитуриентов.

Лица, чья родословная восходит к коренным жителям, могут подать заявление на участие в Программе изучения права для коренных жителей (Program of Legal Studies for Native Persons). Эта программа позволяет коренным жителям Канады получить предварительную подготовку, изучая юридические материалы на очных летних курсах Университета провинции Саскачеван (University of Saskatchewan).

Стоимость юридического образования в Канаде становится все более высокой. В 20092010 гг. плата за обучение в канадских юридических школах составила от 7000 до 21 000 долл. США в год. Многие школы взимают различную плату с канадских граждан и иностранных студентов. В зависимости от географического положения школы и стиля жизни студента расходы на жилье и другие расходы на жизнь потребуют еще от 10 000 до 22 000 долл. в академический год. Студенты имеют возможность пользоваться финансовой помощью. Большинство средств поступает через программы займов, спонсируемые федеральным правительством. Студенты-канадцы и получившие статус иммигрантов могут обратиться к властям провинций, где они проживают, с просьбой предоставить заем в рамках Программы студенческих займов (Canada Student Loan Plan).

В большинстве провинций также можно получить безвозмездные стипендии или займы, которые, однако, не покрывают всех расходов на обучение. Каждый год журнал «Канадский юрист» проводит исследование с целью определить лучшие юридические факультеты (школы) Канады. Редакция журнала рассылает тысячи писем с анкетами выпускникам вузов текущего года и из 500 полученных ответов составляет рейтинг. В целом, мнения выпускников являются положительными. Самое большое недовольство высказывалось в отношении высокой стоимости обучения и предлагаемых за такие большие деньги вариантов прохождения практики для будущих юристов. Факультеты оцениваются по 5-ти бальной шкале. Критериями для оценки были выбраны: расписание занятий, профессорско-преподавательский состав всего университета, преподаватели только юридического факультета, проводимые тестирования, техническое оснащение, возможность прохождения практики, рекомендация выпускника по поступлению на факультет. Распределение мест каждый год разное, но среди лидеров неизменно следующие юридические школы:

- юридическая школа Осгуд (Университет Йорк). Основана в 1889 г. Юридическая школа Осгуд всегда была среди лучших в Канаде. Профессорско-преподавательский состав школы считается самым квалифицированным в стране и представлен учеными, прославившимися во всем мире своими исследованиями. Приглашенные преподаватели ни с кем не сравнятся, они являются членами Коллегии адвокатов Торонто. Учебная программа школы очень обширна и не имеет аналогов в Канаде;

- юридический факультет Университета Торонто. Был основан в 1887 г., и является одним из старейших профессиональных факультетов в долгой и яркой истории Университета. На сегодняшний день факультет входит в число лучших по всему миру. На факультете работают 57 штатных преподавателей, и 25 профессоров приглашаются из других известных юридических школ. Каждый год факультет принимает более 500 новых студентов. Обширные образовательные программы факультета дополняются программами юридических консультаций и тесными связями с более чем 6000 выпускниками, которые успешно находят свое место в канадском обществе и продолжают участвовать в жизни факультета. Факультет находится не только в двух красивейших исторических зданиях, но и располагает обновленной, высокотехнологичной юридической библиотекой Bora Laskin;

- юридический факультет Университета Нью Брансвик. Студенты, преподаватели и выпускники называют Юридический факультет Университета Нью Брансвик «Великой канадской маленькой юридической школой». Самым главным преимуществом факультета является его маленький размер. Каждый год на этот факультет принимаются только 80 студентов, а общее число студентов составляет 230 чел. На факультете всего 20 преподавателей, а соотношение преподаватель-студент впечатляет - 11,5:1. Факультет - это сплоченное сообщество, объединяющее студентов со всех районов Канады, со всех уголков мира. Все комнаты для преподавателей, учебные классы, библиотека, книжный магазин находятся в прекрасном Ludlow Hall;

- юридический факультет Университета Виктория входит в число лучших в Канаде. Великолепный профессорско-преподавательский состав, студенческая атмосфера и стремление к социальной справедливости в Канаде и во всем мире ставят факультет в число лидеров среди юридических школ;

- юридический факультет Университета МакГил расположен в четырех великолепных особняках XIX в. и в одном современном шестиэтажном здании, которое выходит окнами на студенческий городок и деловой центр Монреаля. Преподаватели факультета являются специалистами как, в общем, так и в гражданском праве и предпочитают сравнительный подход, уже признанный в мире многими известными правоведами;

- юридический факультет Университета Виндзор. Юридическая школа Университета Детройт и Юридический факультет Университета Виндзор объединились, чтобы создать уникальную совместную американско-канадскую юридическую программу. Студенты сдают 104 зачета за три года обучения и по окончании получают степени Доктора права (J.D.) и Бакалавра права (LL.B.);

- факультет права Университета Квинс. Известен не только своей прекрасной образовательной базой, но и командным духом среди его студентов, что ставит этот факультет в один ряд с ведущими юридическими «школами» Канады. Университет расположен в уютном городе Кингстон, который находится в нескольких часах езды от столицы Канады Оттавы и крупных канадских мегаполисов - Торонто и Монреаля.

Канадская модель юридического образования основана на индивидуальном выборе студентов изучаемых дисциплин. Каждый студент во время учебы должен набрать определенное количество зачетных единиц или «кредитов» для перехода на следующий курс. Так, в университете Квинс конституционное право читается на 1-м курсе в объеме 104 часов и имеет 8 зачетных баллов, на юридическом факультете университета Йорк - 80 часов и 6 зачетных единиц. Это максимальное количество

«кредитов» обеспечивает обязательность конституционного права для студентов. При обучении праву используются различные методы. Возможно, наименее привычным для студентов первого курса оказывается метод анализа конкретной ситуации или метод кейсов (англ. case study). Метод подразумевает детальное изучение некоторого числа судебных решений, касающихся той или иной правовой ситуации [1]. Сосредоточив внимание на основополагающих принципах, формирующих правовой подход к различным ситуациям, студенты учатся улавливать различия между мало отличающимися результатами применения законодательства и определять критические факторы, повлиявшие на тот или иной исход. Овладев умением находить такие различия, студенты становятся способны применять эти знания в новых ситуациях. Также студенты учатся применять этот метод критического анализа к законодательным текстам и научным статьям. Роль преподавателя заключается в том, чтобы пробуждать интерес к знаниям и стимулировать работу мысли.

Настоящей задачей юридического факультета, по мнению профессора университета МакГил Родерика Макдональда, является не обучение студентов различным правовым техникам, а привитие им умения вести юридическую аргументацию, чтобы в один прекрасный день они довели это умение до уровня мастерства. Это возможно путем усвоения фундаментальных понятий правосудия, но также и через законодательные тексты, в которых излагаются, не совершенно, но осязаемо и реально, все эти понятия. Для того чтобы иметь право заниматься юридической практикой, правовые общества всех провинций требуют, чтобы: кандидат имел степень в области права, присужденную одной из признанных юридических школ, а также чтобы кандидат прошел период работы стажером, выполняя поручения имеющего необходимую квалификацию члена правового общества.

Стажировка обычно подразумевает работу на полную ставку за небольшое вознаграждение клерком в юридической фирме, в суде, или правовом департаменте государственного учреждения или корпорации. Продолжительность стажировки составляет от девяти месяцев до одного года, в зависимости от провинции. Затем провинциальные правовые общества проводят специализированные учебные курсы, которые могут быть от 3-х до 6-ти месяцев. Данные курсы направлены на подготовку к конкурсу по замещению конкретной специальности - адвоката, юриста в коммерческой компании и нотариуса. По окончании программы обучения проводится оценка, призванная гарантировать, что новый член юридического сообщества обладает знаниями, умениями и установками, необходимыми для юристов, начинающих свою профессиональную деятельность. Курсы подготовки к юридической практике и соответствующие экзамены находятся под постоянным надзором и регулярно пересматриваются. Для того, чтобы узнать о структуре и формате подготовительных курсов необходимо обращаться в правовое общество конкретной провинции перед окончанием юридической школы. После того, как человек приступил к юридической практике, важной задачей становится постоянное обновление знаний. Чтение юридических журналов и специальной литературы, участие в заседаниях юридических ассоциаций весьма полезны в этом плане, но не позволяют в равной мере охватить все аспекты работы и не всегда доступны для тех, кто в них больше всего нуждается. В последние годы раздаются призывы принять более систематизированные программы продолжения юридического образования.

В 2008 г. Федерация правовых обществ Канады (англ. Federation of Law Societies of Canada) провела Конференцию по вопросам качества юридических услуг (англ. Conference on Quality of Legal Services). Было решено всячески поощрять продолжение юридического образования, но хотя рекомендации ввести такой порядок законодательным путем не последовало, в большинстве провинций растет число программ продолжения юридического образования. Поскольку все канадские провинции, кроме Квебека, унаследовали английское общее право, юридическое образование в Канаде -подготовка к юридической практике - первоначально копировало английское. Однако, в Англии профессия юриста была и остается разделенной на две взаимоисключающие ветви - профессию бар-

ристера и профессию солиситора. Солиситоры работают с клиентами, но в случае, если предстоит судебное разбирательство в Высоком суде правосудия, клиент должен нанять барристера в качестве адвоката. Барристеры, обладающие эксклюзивным правом представлять одну из сторон в суде или при апелляционном разбирательстве, являются «старшей» ветвью профессии, однако до недавнего времени их образовательный уровень был довольно низок. Несмотря на то, что у большинства барристеров есть университетские степени (не обязательно в области права), это не является обязательным и студенты все еще могут стать барристерами, не проведя ни одного дня в суде. В то же время солиситоры обязаны провести определенное время стажируясь у практикующего солиситора и после этого сдать специальные экзамены. Базовый период подготовки недавно был сокращен с пяти до четырех лет, но и это время может быть сокращено до двух лет, если кандидат успешно сдаст квалификационные экзамены и имеет университетскую степень.

В Канаде (кроме Квебека) разделения на две взаимоисключающие ветви профессии не произошло. Сегодня практикующий юрист в провинции, где действует общее право, является одновременно и солиситором и барристером, хотя на практике может исполнять функции одного или другого. Правовая специализация была предметом серьезных споров по всей Канаде, начиная с конца 1960-х гг., что привело к введению системы аккредитации специализированных областей юридической профессии в провинции Онтарио в 1986 г. Введение аккредитации по различным направлениям было постепенным. Так, специализация по гражданскому и уголовному праву была введена в июне 1987 г., по семейному праву - в октябре 1989 г., по иммиграционному законодательству - в ноябре 1991 г., по праву интеллектуальной собственности - в апреле 1992 г., по патентному и авторскому праву, а также трудовому праву - в 1993 г., в области банкротства и несостоятельности - 1993 г. и экологического права - в 1999 г.. Были установлены критерии, которым должны отвечать претенденты на аккредитацию в области уголовного права по сравнению с другими. Среди них; - стаж работы не менее 7-ми лет и экзамен по профессиональной этике, а также письменный экзамен по специализации. Претенденты на аккредитацию в других областях практики не сдают экзамен по этике.

Онтарио остается единственной провинцией официально признающей специализацию в области права, но были предыдущие - хотя и неудачные - попытки внедрения программы аккредитации специалистов в других местах, в частности, предложение Юридического общества Британской Колумбии в 1977 г. Канадская ассоциация адвокатов предложила ввести национальные системы аккредитации в 1983 г., но это было отклонено правовыми обществами провинций, поскольку они не желали уступать контроль в регулировании правил профессионального поведения. Так в провинции Нью-Брансуик адвокаты могут рекламировать не более трех предпочтительных сфер практики, но должен быть стаж работы в этих областях в течение, по крайней мере, три года, прежде чем они получат право это сделать.

Библиографический список

1. Атоян, В. Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе / В. Р. Атоян. - Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. - 226 с.

2. Грудцына, Л. Ю. Право научных работников на авторство научных и научно-технических результатов деятельности / Л. Ю. Грудцына // Образование и право. - 2013. - № 3-4. - С. 43-44.

3. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. - М. : Владос-Пресс, 2003. -224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.