Научная статья на тему 'Актуальные вопросы правового образования'

Актуальные вопросы правового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / LAWYER / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS / STATE / SOCIETY / LEGAL CONSCIOUSNESS / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Арман Серикович

Проведено исследование системы правового образования и его особенностей. Автор освещает вопросы, которые затрагивают основные области совершенствования правового образования в условиях целостного педагогического процесса. Большое внимание автором уделяется мерам государственного контроля системы высшего профессионального образования. В статье освещаются основные проблемы юридического образования и пути их решения, а также вопросы качественной подготовки выпускников юридических вузов. Научная работа написана на основе отечественных и зарубежных исследований, освещающих вопросы правового образования и путей его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES IN LEGAL EDUCA TION

In the presented article, a study of the system of legal education and its peculiarities was carried out. The author covers issues that affect the main areas of improving legal education in a holistic pedagogical process. The author pays much attention to measures of state control of the system of higher professional education. The article highlights the main problems of legal education and ways to solve them, as well as the issues of qualitative training of graduates of law schools. The scientific work is written on the basis of domestic and foreign research, covering the issues of legal education and ways to improve it.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы правового образования»

6. Давыдов В.О. Методика расследования экстремистских преступлений, совершаемых в компьютерных сетях: монография / под. ред. А.Ю.Головина. М., 2014. С.92.

7. Гузин А.Р., Валиева Ю.М. Проблемы регламентации собирания электронной информации в действующем законодательстве // Юридические науки и политология. 2017. №1. С.34.

8. Криптографическая защита информации: уч. пособие / А.Я. Яковлев, А.А. Безбогов, В.В.Родин, В.Н. Шамкин. Тамбов, 2006. С.124-127.

Дубоносов Евгений Серафимович, д-р юрид. наук, проф, зав. кафедрой уголовного права и процесса, dubonosov1@yndex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

OPERATIONAL-PINK ACTIVITY "OBTAINING COMPUTER INFORMATION": CONTENT AND PROBLEMS OF CARRYING OUT E.S. Dubonosov

The article is devoted to the concept and content of a new operative-search activity "obtaining computer information". The article examines the subjects of its conduct, objects, distinguishes the forms of carrying out, the tasks solved by the operational units in the information sphere. Based on the analysis of legislation, and law-enforcement practice, the main problems of conducting this operational-search activity in the context of mass computerization are highlighted.

Key words: operatively-search activity, operational-search activity, operational officer, operative-search units, computer information, control of the information sphere, forms and tasks of the operative-search activity.

Dubonosov Eugeney Serafimovich, Dr. jurid. Sciences, Professor, Head. Department of Criminal Law and Procedure, dubonosov1964@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.147:340:004

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. Ахметов

Проведено исследование системы правового образования и его особенностей. Автор освещает вопросы, которые затрагивают основные области совершенствования правового образования в условиях целостного педагогического процесса. Большое внимание автором уделяется мерам государственного контроля системы высшего профессионального образования. В статье освещаются основные проблемы юридического образования и пути их решения, а также вопросы качественной подготовки выпускников юридических вузов. Научная работа написана на основе отечественных и зарубежных исследований, освещающих вопросы правового образования и путей его совершенствования.

Ключевые слова: юрист, правовое образование, правовая культура, культура, образовательный процесс, государство, общество, правовое сознание, образовательная программа.

В современном обществе возникающие изменения в социально -экономической и политико-правовой областях требуют особое внимание к формированию личности современного юриста. Этот вопрос напрямую связан с качеством высшего образования по юридическим специальностям. Главная задача системы правового образования заключается в том, чтобы студенты -выпускники приобретали действительно глубокие знания в области правовой науки, обрели необходимые компетенции, которые позволили бы им качественно выполнять свои обязанности, решать поставленные государством и обществом перед ними задачи. Процесс обучения и воспитания профессиональных и личностных качеств будущих юристов осуществляется в рамках образовательного процесса в вузах, колледжах т.д. Сам образовательный процесс имеет главную цель - воспитание полноценной личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и необходимыми компетенциями по выбранной специальности.

Сама профессия юриста затрагивает практически все стороны жизнедеятельности человека. Еще с древности юристы представляли определенное элитное сообщество, которое олицетворяло высокий уровень духовности и нравственности, законности и справедливости. Однако, на сегодняшний день, в современном обществе происходит девальвация системы духовных ценностей, что, к сожалению, приводит к деградации и утрате устоявшихся высоких характеристик личности [1, с. 187].

Если говорить о юриспруденции как науке, то она является одной из древних классических наук, которая напрямую связана с человеком, обладающим правами и обязанностями, социальным статусом и способностью нести ответственность за свои поступки. Юриспруденция изучает индивида через призму множественности его связей и отношений: социальных, экономических, политических и главным образом - правовых.

По мнению В.Н. Казакова и А.Ю. Анненкова, совокупность данных связей и отношений рассматриваются не только в единстве или в сложном комплексе, но также разграничиваются, т.е. отделяются друг от друга. Например, соотношения «человек и закон», «человек и власть», «человек и общество» и т.д. Сама личность в процессе своей деятельности должна опираться не только на действующие социально-экономические и политические устои, но и должна обладать необходимыми правовыми основаниями своего места в обществе [2, с. 52].

Современное юридическое образование выступает составным элементом отечественной системы образования и является относительно автономной сферой образования, оказывающей большое воздействие на формирование основ правовой системы всего государства. Качественная подготовка квалифицированных юристов, специалистов своей области, а также уровень осуществляемой ими деятельности влияют на практически все стороны развития современного общества (политика, экономика, социальная сфера, культура и т.д.).

Главной целью высшего юридического образования является подготовка

высококвалифицированных специалистов, обладающих фундаментальными научными знаниями и способных применять их на практике. Очень важно научить студентов методологии научных исследований, привить им достаточный уровень научной культуры, а также научить их применять полученные результаты исследований в практической области. Для этого в вузах важно уделять внимание научно-исследовательской работа со студентами (проводить семинары, организовывать научные конкурсы, олимпиады и т.д.).

Правовое образование выступает как модель воспроизводства правовой культуры и является индикатором уровня развитости правовой системы государства. Юридическая грамотность населения выступает критерием реализации самого права в жизни каждого индивида, его способности реализовывать свои личные и профессиональные задачи. Ответственность за качество правового образования в большей степени лежит именно на вузах, т.к. они обеспечивают процесс обучения студентов, формирование и воспитание целостной личности, обладающей профессиональными качествами и высоким уровнем нравственной культуры.

Например, по мнению В.К. Кочисова и С.В. Кочисова, любой человек должен владеть практическими основами права. Правовое обучение необходимо реализовывать еще со средней школы, которые в будущем будут поступать в юридические вузы, и представлять эту сферу в практической деятельности. Юридическое образование условно можно поделить на несколько этапов:

1) начальный этап - обучение общим основам права следует начинать с общего образования в школах;

2) высший этап - осуществление профессионального обучения в профильных ВУЗах или в неюридических ВУЗах [3, с. 139].

В зависимости от этапов развития государства меняются подходы к определению целей, задач, содержания и самой организации высшего профессионального образования. Система юридического образования является частью единой образовательной среды, т.е. не может формироваться без учета основных тенденций модернизации образовательной системы. Современное юридическое образование должно быть открытым, многоуровневым, способным адекватно реагировать на возникающие изменения в системе образования [4, с. 241].

Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах: 1) в изучении определенных дисциплин (приобретение компетенций); 2) в междисциплинарных связях (связи с другими науками); 3) в воспитательной форме (правовая культура); 4) в институциональной форме (взаимодействие государства и общества)

Интересна позиция А.С. Бижигитовой, Д.Т. Теменовой, которые считают, что система правового образования должна включать в себя:

1. Правовое просвещение, выступающее превентивным фактором, который способен предотвратить антиправовое поведение личности. Юридическая практика наглядно показывает, что процесс предвидения

правовых последствий за совершаемые действия является «сдерживающей мерой». Система правового просвещения выступает профилактическим методом, т.е. предупреждает потенциальное криминальное поведение личности.

2. Систему воспитания адекватного отношения к нормам права и выработку у личности системы устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правого поведения.

3. Систему воспитания осознания у личности определенной ценности для общества ее личного вклада в процесс правотворчества и правоприменения посредством лиц и органов, которые принимают участие в правовом воспитании [5, с. 241].

Для успешной реализации правовой политики государства необходимо уделять особое внимание принятию соответствующих нормативных правовых актов, которые направлены на дальнейшее совершенствование системы законодательства, что будет в конечном итоге, способствовать построению демократического, светского, социального и правового государства [6, с. 87].

Особенно это касается нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов в сфере образования. В Казахстане уделяется большое внимание системе высшего образования, суть которой сводится к подготовке высококвалифицированных специалистов по разным специальностям. Качество работы вузов оценивается не только по разнообразным рейтингам независимых международных агентств, но со стороны государства. В этом направлении одним из главных документов является «Государственная программа развития образования на 2011 -2020 годы», которая включает основные направления развития образовательной системы с учетом специфики государственной политики и мировыми стандартами.

В Республике Казахстан в связи с принятием Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы и в соответствии с Законом Республики «Об образовании», в 2011-2012 учебном году была введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД).

Основными задачами ВОУД являются:

1) определение соответствия качества знаний обучающихся требованиям государственного общеобязательного стандарта образования;

2) оценка эффективности организации учебного процесса;

3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования [7].

Результаты ВОУД используются для широкого информирования потенциальных учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в той или иной организации образования. Тем самым, организации образования, не обеспечивающие достаточный уровень подготовки, будут вынуждены принимать экстренные меры к исправлению ситуации. Кроме того, результаты ВОУД влияют на рейтинг вуза и на количество выделяемых грантов (государственный заказ)

вузу.

По мнению И.В. Алениной, приоритетными направлениями совершенствования нормативно-правой базы качественной оценки уровня освоения образовательных программ являются: 1) работа в области соответствия всех положений о промежуточной и итоговой аттестации с современными требованиями (стандартами) об оценке наличия у обучающихся необходимых компетенций; 2) процесс формализации существующих процедур оценки знаний студентов; 3) работа в области восполнения пробелов в существующей системе правил осуществления аттестации; 4) при заключении договоров возмездного оказания образовательных услуг - уточнение определения правового статуса участников образовательного процесса [4, с. 242].

Оценить качество высшего профессионального образования можно исходя из критериев, позволяющих выявить проблемные зоны высшего образования и дать определенную оценку качеству подготовки специалистов.

Например, М.В. Махрова, А.Х. Хузина предлагают следующую модель критериев оценки качества высшего профессионального образования:

Первый критерий - на старших курсах уже можно четко изучить возможность и желание студентов получить качественное образование для дальнейшего устройства на работу. На первых и вторых курсах у студентов преобладают стремления адаптироваться к новому окружению, среде. Затем в дальнейшем постепенно формируется определенная мотивация, которая соответствует реальности, поэтому меняется само отношение к будущей профессии, выделяются группы студентов с положительной и отрицательной установками.

Второй критерий - сам уровень подготовленности преподавателей. Студенты вуза, которые выступают участниками взаимодействия или субъектами процесса обучения, практически всегда оценивают уровень профессионализма преподавателя в соответствии с современными требованиями.

Третий критерий - выбор направления студентов на прохождение производственной практики, которая играет важную роль, т.к. показывает качество применения полученных знаний студентами.

Четвертый критерий - умение студентами применять законодательство на практике.

Пятый критерий - система обучения студентов специальным курсам. Основная цель этих курсов - дополнение либо углубление некоторых разделов той или иной дисциплины для обеспечения успешного трудоустройства [8, с. 120].

На основе проведенного анализа научной литературы по проблемам подготовки специалистов юридического профиля можно прийти к выводу, что на сегодняшний день существует множество различных рекомендаций и предложений со стороны ученых по вопросам качественной подготовки специалистов юридических специальностей, что создает условия для внедрения

в учебный процесс данных рекомендаций. Однако вопрос о совершенствовании качества юридического образования все же остается открытым, т.к. существуют некоторые проблемы, требующие незамедлительного решения.

Интересна позиция казахстанского ученого Е.О. Алауханова, который считает, что для совершенствования юридического образования, а также приближения его к международным и европейским стандартам системы образования необходимо: 1) завершить работу по разработке государственных стандартов высшего юридического образования и внедрить их при условии наличия системы госконтроля над уровнем профессиональной подготовки юристов; 2) качественно изучить существующую ситуацию с обеспечением юридическими кадрами государственных органов. Кроме того, имеет большое значение разработка и утверждение перечня должностей, которые в будущем смогут занимать выпускники высших учебных заведений юридического профиля в соответствии с их образовательно-квалификационным уровнем. Также следует создать гибкую систему последипломного образования через переподготовку и повышение квалификации специалистов юридического профиля по возникающим новым направлениям юриспруденции с оптимальными сроками, периодичностью обучения и обеспечением необходимого обновления содержания данной системы [9, с. 101].

По мнению В.А. Плохотниченко, повышение и развитие уровня правового образования будущих юристов - это долгий и сложный процесс, который производится для совершенствования общеправовой (как части профессиональной) подготовки юристов, основанный на повышении и развитии уровня правовой культуры личности студента юридического вуза, его правосознания, что в итоге позволит разрешить ряд возникающих вопросов между:

- возникающей потребностью общества в квалифицированных юристах, которые получили качественное юридическое образование и недостаточной степенью разработанности теоретическо-методологических оснований процесса повышения образования у студентов вузов;

- возникающими интересами студентов в получении достойного юридического образования и некоторой неспособностью традиционной системы общеправовой подготовки будущих юристов выполнить их запросы [10, с. 189].

Для повышения качества юридического образования необходима разработка целостной модели общеправовой подготовки студентов юридических вузов с развитой системой методического обеспечения образовательного процесса и наличием научных исследований в этом направлении. Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1) необходимо разработать комплексную модель общеправовой подготовки студентов юридического вуза и внедрить ее в учебный план, а также доработать систему критериев оценки качества правового образования;

2) необходимо определить актуальность применения педагогических

технологий, которые являются основным организационно-методическим средством повышения уровня и качества правового образования;

3) необходимо разработать систему наиболее эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса в рамках имеющихся юридических дисциплин, основываясь на использовании личностно-ориентированных образовательных технологий [10, с. 190].

Таким образом, можно сделать следующие выводы касательно мер и положений для повышения качества образования будущих юристов:

1) научные исследования в области совершенствования правового образования обладают особой актуальностью и требуют дальнейших поисков решения стоящих перед нами задач;

2) нормативно-правовая база в сфере правового образования требует дальнейшей модернизации в силу изменяющихся социально-экономических условий развития общества;

3) личностные качества будущих работников юридической сферы представляют собой один из важных критериев качества их профессиональной деятельности, что говорит о необходимости воспитания высокого уровня правовой культуры у студентов-выпускников;

4) качество наполняемости образовательных программ по юридическим специальностям должно отвечать реалиям времени, а именно необходимо «наполнять» эти программы обучения дисциплинами, необходимыми для качественной профессиональной деятельности выпускников;

5) необходимо проводить работу в области повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава (специальные курсы, научные исследования, стажировки и т.д.);

6) использование современных педагогических технологий обучения должно зависеть от специфики обучения по выбранным специальностям;

7) необходим особый контроль в области правового образования, т.к. выпускники юридических специальностей в будущем будут представлять «лицо» государства и призваны защищать права и свободы граждан.

Список литературы

1. Рамазанова П.К., Гаджиева З.А. Пути оптимизации юридического образования в России // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 185189.

2. Казаков В.Н., Анненков А.Ю. Профессиональные качества юриста: постановка проблемы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. Вып. 1. Ч.П. С. 52-61.

3. Кочисов В.К., Кочисов С.В. Современная система правового образования студентов // Территория науки. 2016. № 1. С. 138-143.

4. Аленина И.В. О содержании программ подготовки юристов в условиях реформирования системы высшего образования // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 241-245.

5. Бижигитова А.С., Теменова Д.Т. Правовое образование в Казахстане: современный взгляд на проблемы и перспективы развития // Межвузовский вестник. 2004. № 1. С. 241-245.

6. Жамулдинов В.Н. О проблеме справедливости как цели уголовного наказания // Гуманитарно-пенитенциарный вестник. 2014. №7. C. 87-94.

7. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)

8. Махрова М.В., Хузина А.Х. Критерии качества высшего юридического образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3 (139). C. 120-125.

9. Алауханов Е.О. Актуальные проблемы юридического образования в Казахстане // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2015. № 1. С. 99-101.

10. Плохотниченко В.А. Повышение эффективности и качества юридического образования // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2016. № 1. С. 189-193.

Ахметов Арман Серикович, д-р Ph.D по философии, доц., arman.ahmetovamail.ru, Республика Казахстан, Павлодар, Павлодарский государственный педагогический институт

CURRENT ISSUES IN LEGAL EDUCA TION A.S. Akhmetov

In the presented article, a study of the system of legal education and its peculiarities was carried out. The author covers issues that affect the main areas of improving legal education in a holistic pedagogical process. The author pays much attention to measures of state control of the system of higher professional education. The article highlights the main problems of legal education and ways to solve them, as well as the issues of qualitative training of graduates of law schools. The scientific work is written on the basis of domestic and foreign research, covering the issues of legal education and ways to improve it.

Keywords: lawyer, legal education, legal culture, culture, educational process, state, society, legal consciousness, educational program.

Akhmetov Arman Serikovich, Ph.D in Philosophy, Assoc., arman.ahmetovamail.ru, Republic of Kazakhstan, Pavlodar, Pavlodar State Pedagogical Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.