Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ / РЕЙТИНГ / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драгомирова Елизавета Александровна

В работе рассматривается место и значение юридического образования в единой российской системе высшего образования. Для анализа используются статистические данные за период с 2013 по 2022 гг., представленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В качестве основного объекта исследования принимается численность студентов, обучающихся по программам высшего юридического образования. Сравнивается общая численность студентов и выявляется доля студентов-юристов в ней. Рассчитывается рейтинг направлений и определяется место «Юриспруденции» в нем. Также составляется рейтинг численности студентов высшего юридического образования отдельно по уровням подготовки, и выявляются места юридического направления на всех образовательных уровнях. Анализируется структура численности внутри направления 40.00.00 «Юриспруденция»: бакалавриата, специалитета и магистратуры, подробнее рассматривается структура специалитета, включающего в себя четыре специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драгомирова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS AN INTEGRAL PART OF THE UNIFIED RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

This paper examines the place and importance of legal education in the unified Russian system of higher education. The analysis uses statistical data for the period from 2013 to 2022, provided by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. The main object of the study is the number of students enrolled in higher legal education programs. The total number of students and law students is compared, the proportion is revealed. The rating of directions is calculated and the place of “Jurisprudence” in it is determined. Also, a rating of the number of students of higher legal education is compiled separately by training levels, and places of legal direction are identified at all educational levels. The structure of the number within the direction 40.00.00 “Jurisprudence” is analyzed: bachelor’s degree, specialty and master’s degree, the structure of the specialty, which includes four specialties, is considered in more detail.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Юридическое образование как составная часть единой российской системы высшего образования

Драгомирова Елизавета Александровна,

кандидат педагогических наук, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» E-mail: [email protected]

В работе рассматривается место и значение юридического образования в единой российской системе высшего образования. Для анализа используются статистические данные за период с 2013 по 2022 гг., представленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В качестве основного объекта исследования принимается численность студентов, обучающихся по программам высшего юридического образования. Сравнивается общая численность студентов и выявляется доля студентов-юристов в ней. Рассчитывается рейтинг направлений и определяется место «Юриспруденции» в нем. Также составляется рейтинг численности студентов высшего юридического образования отдельно по уровням подготовки, и выявляются места юридического направления на всех образовательных уровнях. Анализируется структура численности внутри направления 40.00.00 «Юриспруденция»: бакалавриата, специалитета и магистратуры, подробнее рассматривается структура специалитета, включающего в себя четыре специальности.

Ключевые слова: юридическое образование, юриспруденция, высшее образование, численность, рейтинг, бакалавриат, специалитет, магистратура, тенденции.

Система образования в силу объективных причин в последние годы претерпевая многочисленные изменения, формирует молодежный сегмент на рынке труда. Выпускники учебных заведений высшего и среднего профессионального образования ежегодно пополняют рынок труда и должны соответствовать его тенденциям. За счет них осуществляется прирост рабочей силы, и с точки зрения изменений, наблюдаемых на рынке труда, интерес вызывает профессиональная структура молодых специалистов.

Одним из наиболее востребованных и популярных среди молодежи является юридическое образование. Общие изменения, относящиеся ко всей системе образования, относятся в равной степени и к данному образовательному направлению. Основной целью данной работы является выявление современных тенденций, которые наблюдаются в сфере высшего юридического образования в последние годы, определение его места в общей системе высшего образования и анализ структуры.

Ранее автором уже исследовались образовательные тенденции в сфере юриспруденции: анализировались тенденции приема и численности, а также составлялись рейтинги и определялись в них места юридических специальностей отдельно по программам среднего профессионального и высшего образования [3], а также общие тренды, без разделения на программы и уровни, что позволило оценить, насколько в целом актуально направление 40.00.00 Юриспруденция [2].

В данной работе подробно анализируются традиции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, позволяющие определить его место в целом в системе высшего профессионального образования и проанализировать основные показатели его структуры.

При этом, с точки зрения количественных данных, исследуется десятилетний период: с 2013 по 2022 гг. Основой для исследования статистических данных принимаются открытые статистические сведения, опубликованные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации за соответствующий период. Предшествующие статистические данные постсоветского периода, позволяющие выделить отдельное направление профессиональной подготовки в современной России, отсутствуют. Однако изменения содержательных аспектов можно выявить, проанализировав образовательные стандарты разных поколений.

Для того, чтобы определить место и роль высшего юридического образования в общей систе-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ме, рассмотрим данные о численности студентов (табл. 1).

Таблица 1. Общая численность студентов и студентов юридических специальностей высшего образования в 2013-2022

Год Общая численность студентов, чел. Численность студентов, обучающихся по направлению 40.00.00 Юриспруденция, чел. Процент в общей численности

2013 5646671 694845 12,3

2014 5209019 610445 11,7

2015 4766479 563941 11,8

2016 4399487 497703 11,3

2017 4245885 473151 11,1

2018 4161672 440780 10,6

2019 4068327 414111 10,2

2020 4049333 395529 9,8

2021 4044203 388621 9,6

2022 4130018 399152 9,7

Ранее было выявлено, что в высшем образовании имеется тенденция на сокращение приема [3]. Численность студентов юридических специальностей высшего образования также уменьшается: в 2013 г. число студентов, обучающихся на всех курсах по направлению 40.00.00 Юриспруденция, составило 694845 человек, а в 2022 г. - 399152 человека, что меньше на 42,6%. Сокращается также и доля юристов в общей численности студентов (с 12,3 в 2013 г. до 9,7% в 2022 г.). Однако, в 2022 г. эти показатели незначительно увеличились по сравнению с предыдущим 2021 г.: численность студентов-юристов выросла на 2,7%, и доля увеличилась на 0,1 процентный пункт (табл. 1).

В 2022 г. по данным о численности студентов направление «Юриспруденция» входит в десятку наиболее многочисленных наравне с такими, как «Экономика и управление», «Образование и педагогические науки», «Клиническая медицина», «Информатика и вычислительная техника» и др. (табл. 2).

Таблица 2. Рейтинг направлений по общей численности студентов высшего образования в 2022 г.

Место Наименование Код Числен- Процент

в рей- направления ность в общей

тинге студентов, чел. численности

Всего по про- 4130018 100

граммам ВО

1 Экономика и управление 38.00.00 665987 16,1

2 Образование и педагогиче- 44.00.00 468802 11,4

о с ские науки

и со 3 Юриспруденция 40.00.00 399152 9,7

см о см 4 Клиническая 31.00.00 293465 7,1

медицина

22

Окончание

Место в рейтинге Наименование направления Код Численность студентов, чел. Процент в общей численности

5 Информатика и вычислительная техника 09.00.00 242139 5,9

6 Техника и технологии строительства 08.00.00 129073 3,1

7 Техника и технологии наземного транспорта 23.00.00 125884 3,0

8 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 35.00.00 120041 2,9

9 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 21.00.00 111137 2,7

10 Машиностроение 15.00.00 109658 2,7

Исследование показало, что такая ситуация наблюдается в течение всего рассматриваемого периода. При этом места профессиональных направлений в рейтинге незначительно меняются, однако «Юриспруденция» в 2013-2022 гг. стабильно находится на третьем месте данного рейтинга. [1]

Если рассматривать рейтинг численности студентов высшего юридического образования отдельно по уровням подготовки, то в 2022 г. юридическое направление также находится на третьем месте на всех уровнях: среди бакалавриата (8,9%), специ-алитета (10,1%) и магистратуры (12,9%) (табл. 3).

Таблица 3. Рейтинг направлений по численности студентов высшего образования в 2022 г. по уровням подготовки

Место в рейтинге Наименование направления Код Численность студентов Процент в общей численности

Бакалавры 2776270 100

1 Экономика 38.00.00 и управление 489084 17,6

2 Образование 44.00.00 и педагогические науки 397259 14,3

3 Юриспруден- 40.00.00 ция 247544 8,9

4 Информатика 09.00.00 и вычислительная техника 210378 7,6

5 Сельское, лес- 35.00.00 ное и рыбное хозяйство 104062 3,7

Специалисты 824044 100

Окончание

Окончание

Место в рейтинге Наименование направления Код Численность студентов Процент в общей численности

1 Клиническая 31.00.00 медицина 293465 35,6

2 Экономика 38.00.00 и управление 88537 10,7

3 Юриспруден- 40.00.00 ция 83148 10,1

4 Техника и тех- 23.00.00 нологии наземного транспорта 70245 8,5

5 Прикладная ге- 21.00.00 ология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 46355 5,6

Магистры 529704 100

1 Экономика 38.00.00 и управление 88366 16,7

2 Образование 44.00.00 и педагогические науки 68903 13,0

3 Юриспруден- 40.00.00 ция 68460 12,9

4 Информатика 09.00.00 и вычислительная техника 30700 5,8

5 Техника и тех- 08.00.00 нологии строительства 21222 4,0

Соотношение численности юристов по уровням неоднородно: так наибольший процент студентов, обучающихся по программам бакалавриата, наблюдался в 2015 г. (82,9%), а наименьший -в 2022 г. (62%); специалистов в 2013 г. (38,3%) и 2016 г. (6,1%); магистров в 2020 г. (18,1%) и 2013 г. (3,2%) соответственно (табл. 4). В среднем за период в структуре численности студентов-юристов высшего образования преобладают бакалавры (71%), на долю специалистов приходится 16%, магистров 13%.

Таблица 4. Распределение численности студентов высшего юридического образования в 2013-2022 гг. по уровням подготовки

Год Чис- В об- Чис- В об- Числен- В об-

лен- щей лен- щей ность щей

ность чис- ность числен- маги- числен-

бака- лен- специ- ности стров ности

лав- ности али- юри- юри-

ров юри- стов стов,% стов,%

стов,%

2013 412793 59,4 265992 38,3 22087 3,2

2014 470427 77,1 113608 18,6 26410 4,3

2015 467247 82,9 54726 9,7 41968 7,4

Год Чис- В об- Чис- В об- Числен- В об-

лен- щей лен- щей ность щей

ность чис- ность числен- маги- числен-

бака- лен- специ- ности стров ности

лав- ности али- юри- юри-

ров юри- стов стов,% стов,%

стов,%

2016 406827 81,7 30419 6,1 60457 12,1

2017 365983 77,4 35807 7,6 71361 15,1

2018 321586 73,0 45666 10,4 73528 16,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 283876 68,6 57616 13,9 72544 17,5

2020 259753 65,7 64015 16,2 71761 18,1

2021 245363 63,1 73769 19,0 69489 17,9

2022 247544 62,0 83148 20,8 68460 17,2

71,0 16,0 13,0

Внутри специалитета также можно выделить определенные тенденции (табл. 5). Следует отметить, что, в связи с особенностями перехода на многоуровневую систему образования в 2013 г. и далее, наравне с другими существует специальность Юриспруденция (1) (код 30501 и 50402), которая в первые годы рассматриваемого периода (2013-2015 гг.) и является самой многочисленной. Начиная с 2016 г. наибольший вес имеет специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (2). Специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность (3) с 2016 по 2020 гг. находится на втором месте. В 2017 г. появилась новая специальность 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (5), и с 2021 г. она занимает второе место. Специальность 40.05.03 Судебная экспертиза (4) находится на третьем месте с 2016 по 2018 гг., а с 2019 г. на четвертом.

Таблица 5.Распределение численности и долей студентов в 20132022 гг. внутри специалитета

Год 1 2 3 4 5 Всего

человек

2013 232740 8120 22085 3047 265992

2014 98851 7350 6316 1091 113608

2015 32260 10844 8434 3188 54726

2016 1370 15059 10305 3685 30419

2017 135 19828 11577 3982 285 35807

2018 15 24398 13424 3985 3844 45666

2019 5 29229 15290 3802 9290 57616

2020 3 30457 15356 3564 14635 64015

2021 0 34279 15362 3355 20773 73769

2022 1 36539 14982 3411 28215 83148

в процентах

2013 87 3 8 1 0 100

2014 87 6 6 1 0 100

2015 59 20 15 6 0 100

2016 5 50 34 12 0 100

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Год 1 2 3 4 5 Всего

2017 0 55 32 11 1 100

2018 0 53 29 9 8 100

2019 0 51 27 7 16 100

2020 0 48 24 6 23 100

2021 0 46 21 5 28 100

2022 0 44 18 4 34 100

о с

CJ

со

Распределение численности по уровням и внутри специалитета в 2022 г. можно наглядно представить в виде диаграммы (рис. 1). Так, большая доля приходится на студентов, обучающихся по программам бакалавриата - 62%, 21% составляет численность студентов, обучающихся по программам специалитета и 17% - по программам магистратуры. Программы специалитета составили: специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности - 36539 человек (9%); специальность 40.05.03 Судебная и прокурорская деятельность - 28215 (7%), 40.05.04 Правоохранительная деятельность - 14982 (4%), наименьшая доля студентов приходится на специальность 40.05.02 Судебная экспертиза - 3411 (1%) от общего числа студентов-юристов.

■40.03.01 Юриспруденция

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

40.05.04 Правоохранительная деятельность

40.05.02 Судебная экспертиза

■ 40.05.03 Судебная и прокурорская деятельность

■40.04.01 Юриспруденция

Рис. 1. Соотношение юридических специальностей высшего образования

Если сравнить эти данные с предыдущими [3], за 2020 г., то такое соотношение юридических специальностей высшего образования также можно рассматривать как тенденцию.

Проанализировав данные о численности студентов юридического направления высшего образования за период 2013-2022 гг., можно выделить определенные тенденции и сделать следующие выводы:

1. Численность студентов юридических специальностей высшего образования уменьшилась на 42,6% (с 694845 до 399152 человек).

2. Сократилась доля юристов в общей численности студентов (с 12,3 до 9,7%).

3. Направление «Юриспруденция» в течение всего рассматриваемого периода входит в число самых многочисленных и находится на третьем месте.

4. В структуре численности студентов-юристов среднем за период преобладают бакалавры -71%, на долю специалистов приходится 16%,

Окончание магистров 13%. При этом доля магистров увеличилась, специалистов - уменьшилась. 5. Внутри специалитета самой многочисленной является специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Наименее многочисленной - 40.05.03 Судебная экспертиза. В 2017 г. появилась новая специальность 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность, и с 2019 г. ее численность начинает преобладать над численностью специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, которая ранее находилась на втором месте.

Литература

1. Драгомирова, Е.А. Прирост трудовых ресурсов страны за счет выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования / Е.А. Драгомирова // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 02 декабря 2022 года. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2023. - С. 347-352. - EDN VHGELH.

2. Драгомирова, Е.А. Трансформация юридического образования: оценка структуры и динамики статистических показателей / Е.А. Драгомирова // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 7. - С. 168-172. - EDN YCQMJW.

3. Драгомирова, Е.А. Юридическое образование: статистический анализ тенденций / Е.А. Драгомирова // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 6. - С. 88-95. - EDN NQBASB.

4. Сводные статистические отчеты высшего образования за 2013-2022 г. Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ stat/highed/ (дата обращения 08.07.2023)

5. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 08.07.2023)

LEGAL EDUCATION AS AN INTEGRAL PART OF THE UNIFIED RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Dragomirova E.A.

The North Western branch of the Russian State University of Justice

This paper examines the place and importance of legal education in the unified Russian system of higher education. The analysis uses statistical data for the period from 2013 to 2022, provided by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. The main object of the study is the number of students enrolled in higher legal education programs. The total number of students and law students is compared, the proportion is revealed. The rating of directions is calculated and the place of "Jurisprudence" in it is determined. Also, a rating of the number of students of higher legal education is compiled separately by training levels, and places of legal direction are identified at all educational levels. The structure of the number within the direction 40.00.00 "Jurisprudence" is analyzed: bachelor's degree, specialty and master's degree, the structure of the specialty, which includes four specialties, is considered in more detail.

i%

Keywords: legal education, jurisprudence, higher education, number, rating, bachelor's degree, specialist degree, master's degree, trends.

References

1. Dragomirova, E.A. The growth of the country's labor resources due to graduates of institutions of higher and secondary vocational education / E.A. Dragomirova // Transformation of the national socio-economic system of Russia: Materials of the V International Scientific and Practical Conference, Moscow, December 02, 2022. - Moscow: Russian State University of Justice, 2023. - pp. 347-352. - EDN VHGELH.

2. Dragomirova, E.A. Transformation of legal education: assessment of the structure and dynamics of statistical indicators / E.A. Dragomirova // Modern pedagogical education. - 2022. -No. 7. - pp. 168-172. - EDN YCQMJW.

3. Dragomirova, E.A. Legal education: statistical analysis of trends / E.A. Dragomirova // Modern pedagogical education. -2021. - No. 6. - PP. 88-95. - EDN NQBASB.

4. Summary statistical reports of higher Education for 2013-2022 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (accessed 08.07.2023)

5. Federal State educational standards. URL: https://fgos.ru / (accessed 08.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.