Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юриспруденция / юрист / образовательный стандарт / очная форма / очно-заочная форма / заочная форма / бакалавриат / специалитет / магистратура.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р., Нарутто С.В.

Вопрос определения формы обучения в высшей школе имеет неопределенное значение. Подтверждением тому может служить отсутствие нормативно-правового регулирования форм обучения, а именно, их границ. Таким образом, целью статьи является обоснование необходимости формализации содержания такого форманта образования как форма обучения. Отмечено отсутствие в нормативном правовом акте об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования дифференциации форм обучения между собой. Подобная дифференциация имеется в небольшом числе федеральных государственных образовательных стандартов, но по юриспруденции ее нет. Предложено ввести дифференциацию форм обучения по объему контактной работы обучающихся с педагогическими работниками в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования для реализации положений федеральных государственных образовательных стандартов в части реализации той или иной формы обучения (если их несколько), а также установления срока получения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р., Нарутто С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

БОДРОВ Андрей Вениаминович,

кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры общей и органической химии Казанского государственного медицинского университета, e-mail: avbodroff@gmail.com SPIN-код: 8877-7003, AuthorID: 742648

ФАТХУЛЛИН Рустем Рамазанович,

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета подготовки специалистов для судебной системы, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: fathullin_fsin@mail.ru SPIN-код: 2673-4134, AuthorID: 982694

НАРУТТО Светлана Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: svetanarutto@yandex.ru SPIN-код: 6384-7799, AuthorID: 392890

К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Аннотация. Вопрос определения формы обучения в высшей школе имеет неопределенное значение. Подтверждением тому может служить отсутствие нормативно-правового регулирования форм обучения, а именно, их границ. Таким образом, целью статьи является обоснование необходимости формализации содержания такого форманта образования как форма обучения.

Отмечено отсутствие в нормативном правовом акте об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования дифференциации форм обучения между собой. Подобная дифференциация имеется в небольшом числе федеральных государственных образовательных стандартов, но по юриспруденции ее нет. Предложено ввести дифференциацию форм обучения по объему контактной работы обучающихся с педагогическими работниками в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования для реализации положений федеральных государственных образовательных стандартов в части реализации той или иной формы обучения (если их несколько), а также установления срока получения образования.

Ключевые слова: юриспруденция, юрист, образовательный стандарт, очная форма, очно-заочная форма, заочная форма, бакалавриат, специалитет, магистратура.

BODROV Andrei Veniaminovich,

PhD in Chemistry, Head of the Department of Education and Methodology, Associate Professor of the Department of General and Organic Chemistry, Kazan State Medical University

FATKHULLIN Rustem Ramazanovich,

PhD in Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law for Training Specialists for the Judicial System, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Kazan Branch of the Russian State University of Justice

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-181-189 NIION: 2018-0076-3/22-534 MOSURED: 77/27-023-2022-3-733

NARUTTO Svetlana Vasilyevna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ON THE QUESTION OF THE TRAINING FORM (BY THE EXAMPLE OF HIGHER LEGAL EDUCATION)

Annotation. The question of determining the form of education in higher education is of uncertain importance. This is confirmed by the lack of legal regulation of the forms of education, namely, their boundaries. Thus, the purpose of the article is to substantiate the need to formalize the content of such a formant of education as a form of education.

The absence in the normative legal act on the organization and implementation of educational activities on educational programs of higher education of differentiation of the forms of education among themselves is noted. Such differentiation is found in a small number of federal state educational standards, but in jurisprudence it is not. It is proposed to introduce differentiation of the forms of education in terms of the volume of contact work between students and pedagogical workers in the procedure for organizing and implementing educational activities in educational programs of higher education for the implementation of the provisions of federal state educational standards in terms of the implementation of one or another form of education (if there are several), as well as setting the term getting an education.

Key words: jurisprudence, lawyer, educational standard, full-time form, part-time form, extramural studies, baccalaureate, specialty, magistracy.

Введение

Форма обучения как формат получения образования в зависимости от аудиторной нагрузки педагогического работника с обучающимися раскрывается в ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании), которая устанавливает, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Первые две формы обучения давно получили альтернативные наименования: дневная и вечерняя формы обучения (ст. 72 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании»). Таким образом, можно заключить, что дифференциация форм обучения устанавливается в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.

Исследование проблем получения высшего образования в заочной форме находили отражение в ряде работ, например [1-5]. Тем не менее, вопрос определения формы обучения в высшей школе, по нашему мнению, имеет неопределенное (неоднозначное) значение. Подтверждением тому может служить отсутствие нормативно-правового регулирования форм обучения, а точнее их границ.

Ниже считаем необходимым привести извлечение из ряда нормативных правовых актов, содержащих в том или ином виде отсылку к такому понятию как «форма обучения».

Частью 4 ст. 11 Федерального закона об образовании определено, что федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Таким образом, в зависимости от формы обучения срок получения высшего образования может быть разным.

Частью 5 ст. 17 Федерального закона об образовании установлено, что формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия (ч. 3 ст. 36 Федерального закона об образовании).

Другой социальной возможностью для студентов является то, что нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций (ч. 1 ст. 39 Федерального закона об образовании).

Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания (ч. 9 ст. 80 Федерального закона об образовании).

Форма обучения находит отражение в договоре об образовании (ч. 2 ст. 54 Федерального закона об образовании).

В ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации приведены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, а также работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам. Так, например, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.

Действующим Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301, определены следующие дополнительные особенности реализации образовательных программ в зависимости от формы обучения. В соответствии с п. 23 Порядка органи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

зации и осуществления образовательной деятельности учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.

Необходимо отметить, что с 1 сентября 2022 года вступит в силу новая редакция Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. № 245. В свою очередь, и в новом Порядке организации и осуществления образовательной деятельности в части форм обучения нет ничего принципиально нового. Разве только можно отметить, что и по очно-заочной форме обучения помимо заочной, а также при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в формах обучения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, срок начала учебного года устанавливается организацией.

Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами не проясняется, в чем собственно заключается отличие очной, очно-заочной и заочной форм обучения друг от друга. Какой переменной эти формы обучения должны определяться?

На данные вопросы постараемся дать ответ

ниже.

Образовательные стандарты

Структура высшего юридического образования была подробно описана нами в предыдущей работе [6]. Поэтому остановимся лишь на рассмотрении и сравнении между собой федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования так называемого поколения 3++ (далее - ФГОС ВО) по направлениям подготовки и специальностям, относящимся к укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) 40.00.00 Юриспруденция. В качестве дополнения можно отметить введение в бакалавриат нового направления подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка.

Так, п. 1.3 ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция установлено, что обучение по программе бакалавриата в организации может осущест-

вляться в очной, очно-заочной и заочной формах. Приведенный ФГОС ВО является, пожалуй, одним из немногих1, в котором приведено условие обучения по заочной форме, а именно, для лиц, имеющих среднее юридическое образование или при получении лицами второго или последующего высшего образования. Проблематика вокруг полу-

чения заочного юридического образования была подробно рассмотрена в статье [7].

В свою очередь, ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка также допускает обучение в очной, очно-заочной и заочной формах, но уже без предъявления требования к уровню образования для обучения в заочной форме.

Таблица 1

Формы обучения в рамках высшего юридического образования

Код направления подготовки, специальности Наименование направления подготовки, специальности Форма обучения

Бакалавриат

40.03.01 Юриспруденция очная очно-заочная заочная2

40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка очная очно-заочная заочная

Магистратура

40.04.01 Юриспруденция очная очно-заочная заочная

Специалитет

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности очная очно-заочная заочная

40.05.02 Правоохранительная деятельность очная очно-заочная заочная

40.05.03 Судебная экспертиза очная

40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность очная очно-заочная заочная

1 Обучение по программам бакалавриата в заочной форме допускается при получении лицами второго или последующего высшего образования: 01.03.05 Статистика, 21.03.01 Нефтегазовое дело, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.05 Бизнес-информатика, 38.03.06 Торговое дело, 38.03.07 Товароведение, 38.03.10. Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура.

Обучение по программе бакалавриата допускается в очно-заочной форме при получении лицами второго или последующего высшего образования: 01.03.04 Прикладная математика.

Обучение по программе специалитета допускается в заочной форме при получении лицами второго или последующего высшего образования: 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг.

2 Обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей среднего профессионального образования 40.00.00 Юриспруденция или при получении лицами второго или последующего высшего образования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Из приведенной в табл. 1 информации по формам обучения в рамках образовательных программ укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) 40.00.00 Юриспруденция можно отметить, что по всем программам возможны все три формы обучения за исключением специалитета по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза. Про заочную форму на бакалавриате по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция было приведено ранее.

Согласно ФГОС ВО - бакалавриат по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция и 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года, а в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.

Срок получения образования по программе магистратуры (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 2 года, а в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на 6 месяцев по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения (п. 1.9 ФГОС ВО -магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция).

Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет, а в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в

очной форме обучения (п. 1.9 ФГОС ВО - специа-литет по специальностям: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность).

Таким образом, срок получения высшего образования зависит от формы обучения - в очно-заочной и заочной формах он больше, чем на очной форме. В свою очередь, если есть зависимость срока получения образования от формы обучения, то на наш взгляд, должны быть и соответствующие критерии, чем очная форма отличается от заочной. К сожалению, ни в одном из ФГОС ВО укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) 40.00.00 Юриспруденция нет критериев, по которым формы обучения отличаются друг от друга. В этой связи мы вынуждены обратиться к содержанию других ФГОС ВО (поколения 3++), которые содержат признаки, различающие формы обучения.

Примеры регламентации объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин, в зависимости от той или иной формы обучения приведены в табл. 2.

Так, например, в ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология регламентирован объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, который при проведении учебных занятий должен составлять в очной форме обучения - не менее 60%, в очно-заочной форме обучения - не менее 40% общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей). Или другой пример, ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий должен составлять в очной форме обучения - не менее 50%, в очно-заочной форме обучения - не менее 30%, в заочной форме обучения - не менее 20% общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Таблица 2

Регламентация объема контактной работы по формам обучения

Код и наименование направления подготовки, специальности Объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей), %

Форма обучения

очная очно-заочная заочная

Бакалавриат

37.03.01 Психология > 60 > 40 -

46.03.01 История > 50 > 30 > 20

54.03.04 Реставрация > 30 10-20 5-10

Магистратура

19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения > 60 20-30 10-15

45.04.02 Лингвистика > 25 > 20 > 10

51.04.06 Библиотечно-информа-ционная деятельность > 50 > 30 > 20

Специалитет

20.05.01 Пожарная безопасность > 50 20-30 10-15

51.05.01 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ > 30 > 10 > 5

Из приведенных примеров регламентации объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками по формам обучения следует, что, как правило, задается минимальный порог такого объема. Иногда для очно-заочной или заочной форм обучения приводится жесткий интервал объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин.

Нельзя не обратиться к опыту прошлого в части регламентации по формам обучения. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее -ГОС ВПО), утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940, уста-

навливались общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен был превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться ГОС ВПО в части, где устанавливаются государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям высшего профессионального образования. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен был быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна была быть обе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

спечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Так, ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» устанавливалось, что объем аудиторных занятий при очной форме обучения должен был быть в среднем за период теоретического обучения не менее 27 часов в неделю. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий - не менее 10 часов в неделю, а при заочной форме обучения - не менее 160 часов в год.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») также было регламентировано, что максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к основной

образовательной программе и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения должен был составлять в среднем за период теоретического обучения не менее 24 и не более 36 академических часов. Минимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме обучения в среднем за период теоретического обучения должен был быть не менее 12 и не более 16 часов в неделю, а для заочной формы обучения не менее 160 и не более 200 часов в год.

Опыт МГЮА

Для наглядной иллюстрации в табл. 3 представлены данные из учебных планов 2021 года начала подготовки основной образовательной программы высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (направленность (профиль): Юриспруденция) по различным формам обучения, реализуемой в МГЮА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Извлечение из учебных планов МГЮА

Образовательная программа Срок получения образования Общий объем времени,отводимый на реализацию дисциплин (модулей), час. Объем контактной работы, час. Доля контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, %

Код и наименование направления подготовки, специальности Форма обучения

40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): Юриспруденция очная1 4 года 8212 3662 44,6

очно-заочная2 4 года 6 мес. 8212 1970 24

заочная3 4 года 6 мес. 8212 750 9,1

Представленные в табл. 3 сведения носят информативный характер и показывают фактическое соотношение форм обучения по объему контактной работы обучающихся с педагогическими работниками. Тем не менее, для приведенного направления подготовки, например, по очно-заочной форме обучения ничто не запрещает долю

контактной работы обучающихся с педагогическими работниками снизить до 10%, сравняв тем самым ее с таковой на заочной форме. С учетом того, что срок получения образования по очно-заочной и заочной формам одинаков, то приведенным нехитрым приемом можно обойти требование к образованию на заочной форме обучения.

1 URL: https://msal.rU/upload/medialibrary/4c5/1.-Baklavriat-YUrisp-OFO-2021.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

2 URL: https://msal.rU/upload/medialibrary/b68/3.-Baklavriat-YUrisp-OZFO-2021.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

3 URL: https://msal.rU/upload/medialibrary/655/7.-Baklavriat-YUrisp-ZFO-2021.pdf (дата обращения: 10.03.2022). ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Данное обстоятельство здесь приводится в качестве обоснования необходимости (целесообразности) регламентации объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками в зависимости от формы обучения.

В качестве справки уместно привести значения корректирующих коэффициентов, отражающих формы обучения, при определении итогового значения базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования, утвержденных Министерством науки и высшего образования РФ 25 июня 2019 г. № МН-Пр-18/СК. Так, для очно-заочной формы обучения данный коэффициент, равен 0,25, а для заочной формы обучения - 0,1. Таким образом, принимая во внимание, что в первом приближении затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава и других работников образовательной организации прямо пропорциональны объему контактной работы, то по приведенным корректирующим коэффициентам можно ориентироваться при определении минимальных значений объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин, с учетом стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования.

Заключение: предложения

На основании приведенных выше доводов представляется уместным установить в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры минимальный порог (значение) объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей), по различным формам обучения с приведением примечания о наличии иного (дополнительного) требования в конкретном ФГОС ВО («если иное не установлено ФГОС ВО»).

Также считаем уместным предложить федеральному учебно-методическому объединению в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция пересмотреть условия обучения по программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка в заочной форме с

целью приведения к единству требований к образованию в рамках одного уровня высшего образования, которые в свою очередь приведены в ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Список литературы:

[1] Селиверстова Н.А., Солнышкина М.Г. Заочное обучение как образовательный тренд высшей школы // Высшее образование в России. 2021. № 3. С. 128-141. DOI 10.31992/0869-36172021-30-3-128-141.

[2] Чередниченко Г.А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 254-282. DOI 10.17323/18149545-2018-2-254-282.

[3] Яковлева Е.В. Пути организационно-методического совершенствования очно-заочной формы обучения // Бюллетень науки и практики. 2020. № 4. С. 465-473. DOI 10.33619/24142948/53/55.

[4] Сунгурова Е.А. Система элементов заочного обучения в высшей школе // Медицинское образование сегодня. 2019. № 3. С. 55-61.

[5] Варшавская Е.Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. № 7. С. 31-39.

[6] Бодров А.В., Нарутто С.В. Высшее юридическое образование et профессиональная деятельность // Юридическое образование и наука. 2020. № 5. С. 9-18. DOI 10.18572/1813-1190-20205-9-18.

[7] Кальяк А.М., Кальяк Н.А. Отдельные особенности современной государственной политики в сфере высшего юридического образования // Право и образование. 2017. № 5. С. 42-47.

Spisok literatury:

[1] Seliverstova N.A., Solnyshkina M.G. Zaoch-noye obucheniye kak obrazovatel'nyy trend vysshey shkoly [Distance Learning as an Educational Trend in Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021. № 3. S. 128-141, doi 10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141. (In Russ.).

[2] Cherednichenko G.A. Zaochnaya forma polucheniya vysshego obrazovaniya v sravnenii s ochnoy (na materialakh statistiki RF) [Distance Learning as Compared to Full-Time Programs in Higher Education (Based on Russia's Official Statistics)]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. 2018. № 2. S. 254-282, doi 10.17323/18149545-2018-2-254-282. (In Russ.).

[3] Yakovleva E.V. Puti organizatsionno-metod-icheskogo sovershenstvovaniya ochno-zaochnoy

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

formy obucheniya [Ways of Organizational and Methodological Development of Intra-Extramural Form of Study]. Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of Science and Practice]. 2020. № 4. S. 465-473, doi 10.33619/2414-2948/53/55. (In Russ.).

[4] Sungurova E.A. Sistema elementov zaoch-nogo obucheniya v vysshey shkole [Correspondence Education System of Its Components at Higher Educational Institutions]. Meditsinskoye obrazovaniye segodnya. 2019. № 3. S. 55-61. (In Russ.).

[5] Varshavskaya E.Ya. Zaochnoye vyssheye obrazovaniye v Rossii: ekonomiko-statisticheskiy analiz [Part-time Higher Education in Russia: Eco-

nomic and Statistical Analysis]. Voprosy statistiki. 2018. № 7. S. 31-39. (In Russ.).

[6] Bodrov A.V., Narutto S.V. Vyssheye yuridich-eskoye obrazovaniye et professional'naya deya-tel'nost' [Higher Legal Education and Professional Activities]. Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka [Law Education and Science]. 2020. № 5. S. 9-18, doi 10.18572/1813-1190-2020-5-9-18. (In Russ.).

[7] Kalyak A.M., Kalyak N.A. Otdel'nyye oso-bennosti sovremennoy gosudarstvennoy politiki v sfere vysshego yuridicheskogo obrazovaniya [Some Features of the Modern State Policy in the Sphere of Higher Law Education]. Pravo i obrazovaniye [Law and Education]. 2017. № 5. S. 42-47. (In Russ.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.