Научная статья на тему ' проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции'

проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в сфере юриспруденции / проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции. / federal state educational standards of higher education in the field of law / continuity of federal state educational standards of higher education in the field of law.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. А. Чесноков, О. А. Яловой

Статья посвящена постановке проблемы преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции. В основе статьи лежит анализ Постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. А. Чесноков, О. А. Яловой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE

The article is devoted to continuity of Federal state educational standards of higher education in the field of jurisprudence. The article is based on the analysis of the Government of the Russian Federation resolutions and the Ministry of education and science of the Russian Federation departmental regulations concerning Federal state educational standards of higher education in the field of jurisprudence.

Текст научной работы на тему « проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции»

УДК 343.8

Н. А. Чесноков, О. А. Яловой

Чесноков Н. А., кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия МГЛУ; e-maiL: agpch@maiL.ru

Яловой О.А., кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия МГЛУ; e-maiL: trofim3311@maiL.ru

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Статья посвящена постановке проблемы преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции. В основе статьи лежит анализ Постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в сфере юриспруденции; проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции.

N. A. Chesnokov, O. A. Yalovoi

Chesnokov N. A., Ph. D. in Law, Department of NationaL Security

and Law Enforcement Activity, Institute of InternationaL Law and Justice,

Associate Professor, MSLU; e-maiL: agpch@maiL.ru

Yalovoi O. A., Ph. D. in Law, Department of NationaL Security

and Law Enforcement Activity, Institute of InternationaL Law and Justice,

Associate Professor, MSLU; e-maiL: trofim3311@maiL.ru

CONTINUITY OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE

The articLe is devoted to continuity of FederaL state educationaL standards of higher education in the fieLd of jurisprudence. The articLe is based on the anaLysis of the Government of the Russian Federation resoLutions and the Ministry of education and science of the Russian Federation departmentaL reguLations concerning FederaL state educationaL standards of higher education in the fieLd of jurisprudence.

Key words: federaL state educationaL standards of higher education in the fieLd of law; continuity of federal state educational standards of higher education in the field of law.

Введение

В настоящее время в Российской Федерации высшее юридическое образование продолжает находиться в процессе совершенствования и сопровождается построением трехуровневой модели в соответствии с действующими мировыми стандартами.

Однако многие авторы указывают на ряд недостатков в этом процессе. Среди них наиболее актуальными можно выделить: 1) выпуск квалифицированных специалистов не востребованных в сфере юридических услуг; 2) снижение уровня подготовки юристов; 3) подготовка юристов в непрофильных образовательных организациях высшего образования; 4) недостаточная взаимосвязь в содержании учебных дисциплин образовательных программ как в рамках одного уровня высшего образования, так и между дисциплинами разного уровня подготовки [Андреев 2015; Зарубежный и отечественный опыт... 2016; Мазаев 2016].

Как справедливо отмечает Д. А. Плотников: «одной из особенностей современного правового регулирования термина «высшее юридическое образование» является то, что у законодателя отсутствует единая концепция в осмыслении данного термина» [Плотников, Плотникова 2017, с. 61].

В свою очередь, О. И. Виляк отмечает существование в России в течение многих лет двух тенденций в организации высшего юридического образования, одна из которых ориентирована на его универсальность (фундаментальность), а вторая - на специализацию [Виляк 2018, с. 5].

Основная часть

При этом в рамках существующей трехуровневой системы высшего образования преемственность образовательных программ по направлениям и специальностям укрупненной группы 40.00.00 «Юриспруденция», как нам представляется, должна выступать в качестве базового (основного) принципа организации образовательной деятельности. Традиционно под преемственностью понимают связь

между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

01 декабря 2016 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1511 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). В настоящее время данный приказ действует в редакции приказов Минобрнауки России от 13 июля 2017 № 653 и от 11 января 2018 г. № 28. Изменения вносились каждый календарный год. Первое изменение - до вступления в силу приказа (01 сентября 2017 г.), а второе -после указанной даты.

Изменения, вносимые приказом от 13 июля 2017 № 653, имели следующее содержание: «в пункте 3.3 слова: в абзаце третьем слова «программы специалитета» заменить словами «программы бакалавриата»; в абзаце пятом слова «программы специалитета» заменить словами «программы бакалавриата»; в п. 6.3 слова «в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО» заменили «в части, не урегулированной пунктами 6.4 и 6.5 настоящего ФГОС ВО».

Стоит отметить, что большинство образовательных организаций высшего образования формирует и утверждает основные образовательные программы в марте - апреле текущего года.

Изменения, вносимые приказом от 11 января 2018 г. № 28, предполагают дополнительно в рамках базовой части блока 1 программы бакалавриата обязательное изучение дисциплин по «семейному праву», «криминологии» в объеме, содержании и порядке, определяемом организацией самостоятельно.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», вступившем в силу с 1 сентября 2013 г., Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Для рассмотрения проектов оно создает Совет Министерства образования и науки Российской

Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам и рабочие группы по стандартам высшего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации организует разработку проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Проекты могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе. Также Министерство образования и науки Российской Федерации не менее чем за 2 месяца до даты заседания Совета, на котором планируется рассмотреть проекты, размещает их на сайте regulation.gov.ru в Интернете для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами. В соответствии п. 17 рассматриваемого Постановления Правительства стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время, специальности и направления подготовки высшего юридического образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (в ред. от 01 декабря 2016 г. № 1508), представлены следующим образом:

1) направление подготовки высшего образования - бакалавриата: 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»);

2) направление подготовки высшего образования - магистратуры и специальности высшего образования - специалитета: 40.04.01 Юриспруденция (квалификация «магистр»);

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация «юрист»);

40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация «юрист»);

40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «судебный эксперт»);

40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (квалификация «юрист»).

3) направление подготовки высшего образования - направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: 40.06.01 Юриспруденция (квалификация «исследователь», «преподаватель-исследователь»).

Следует обратить внимание на то, что образовательные организации (учреждения) осуществляли набор на обучение по направлению подготовки высшего образования 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр») три года подряд (2014, 2015 и 2016) без утвержденного на очередной год обучения федерального государственного образовательного стандарта, а по направлению подготовки высшего образования 40.04.01 Юриспруденция (квалификация «магистр») утвержденного федерального государственного образовательного стандарта нет до сих пор. На это Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 дает соответствующий ответ. Спасают положение, наверное, только официальные цифры приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры - по научной области юриспруденция в 2016 г. составило 137,2 тыс. чел. (в 2015 г. - 150,3 тыс. чел.) [Образование в цифрах... 2018, с. 45].

Относительно преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования следует вести речь о четком понимании того, что было, что есть и что будет. А в нашем случае, наблюдается проблемная ситуация, проявляющаяся в отсутствии нормативно закрепленных стандартов высшего образования (по направлению подготовки высшего образования 40.04.01 Юриспруденция), что с большой вероятностью отрицательно скажется на качестве образования.

Вышеуказанные недостатки создают предпосылки негативных ситуаций в сфере высшего юридического образования. Решение данной проблемы, по мнению авторов, заключается в создании системы высшего юридического образования, способной функционировать, не изменяя собственную структуру, при этом находясь в равновесии, т. е. в стабильном развитии.

Заключение

Таким образом, проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции, связанная с отсутствием нормативно закрепленных стандартов высшего образования и их хаотичной сменой, может быть решена следующим образом:

во-первых, качественной проработкой проектов вышеуказанных стандартов с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц; во-вторых, своевременным утверждением соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; в-третьих, исключением необоснованных изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, приводящих к существенным исправлениям основных образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев Г. В. Образовательные стандарты в контексте подготовки судей и прокуроров // Законность. 2015. № 5. С. 31-36.

Виляк О. И. О конституционализации юридического образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 8. С. 3-16.

Мазаев Д.В. Участие работодателей в системе высшего юридического образования и в подготовке юристов // Закон. 2016. № 11. С. 59-65.

Образование в цифрах: 2018 : краткий статистический сборник / Л. М. Гох-берг [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2018. 80 с.

Плотников Д. А., Плотникова Г. Н. Новый подход к понятию юридического образования: постановка проблемы // Российская юстиция. 2017. № 6. С. 60-63.

Свистунов А. А., Щепанский И. С., Куликова Т. Б. Зарубежный и отечественный опыт оценки квалификации юристов : монография. М. : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2016. 192 с.

REFERENCES

Andreev G. V. Obrazovatel'nye standarty v kontekste podgotovki sudej i prokuro-rov // Zakonnost'. 2015. № 5. S. 31-36.

Vilyak O. I. O konstitucionalizacii yuridicheskogo obrazovaniya // Gosudarstven-naya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2018. № 8. S. 3-16.

Mazaev D. V. Uchastie rabotodatelej v sisteme vysshego yuridicheskogo obrazovaniya i v podgotovke yuristov // Zakon. 2016. № 11. S. 59-65.

ОЬга70уаше V шСгаЬ: 2018 : Ьаку 8Ш1811сЬе8ку вЬогшк / L. М. Gohberg [1 ёг.] ; Кас. 18Б1её. ип-1 «Vysshaya БЬко1а еЬкошош1к1». М. : №и VSHEH, 2018. 80 s.

Plotnikov D. A., Plotnikova G. N. Коту] роёЪоё к ропуа11уи yuridicheskogo оЬга-zovaniya: postanovka ргоЬ1ешу // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 6. S. 60-63. Svistunov A. A., SHCHepanskij I. S., Kulikova T. B. Zarubezhnyj ! otechestvennyj ору осещМ kva1ifikacii yuristov : шonografiya. М. : УЦг. Когша : №С INFRA-M, 2016. 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.