Научная статья на тему 'Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования'

Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENCE / EDUCATION / LEGAL REGULATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SCIENTIFIC DIVISION / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАУЧНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна

В статье автор анализирует особенности правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования, где научно-исследовательская деятельность рассматривается как ключевой компонент содержания образования. Автор обосновывает роль федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, сравнивая содержание стандартов нескольких областей образования и приходит к выводу о том, что большинство стандартов не могут в полной мере выполнять свою функцию по унификации требований к научно-исследовательской деятельности обучающихся того или иного направления подготовки. В статье также раскрываются формы организации работы научного подразделения самой образовательной организацией высшего образования, а также даются конкретные рекомендации по совершенствованию правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

In the article the author analyzes the features of legal regulation of research activities of students in educational institutions of higher education, where research activities are considered as an important component of the content of education. The author substantiates the role of Federal state educational standards in education, comparing the content of standards in several areas of education and concludes that most of the standards can not fully perform its function to unify the requirements for research activities of students of a particular field of training. The article also reveals the forms of organization of the scientific unit of the educational organization of higher education, as well as specific recommendations for improving the legal regulation of research activities of students.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования»

УДК 34.09

Вяткина Г.О., магистр 1 курса, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автор анализирует особенности правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования, где научно-исследовательская деятельность рассматривается как ключевой компонент содержания образования. Автор обосновывает роль федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, сравнивая содержание стандартов нескольких областей образования и приходит к выводу о том, что большинство стандартов не могут в полной мере выполнять свою функцию по унификации требований к научно-исследовательской деятельности обучающихся того или иного направления подготовки. В статье также раскрываются формы организации работы научного подразделения самой образовательной организацией высшего образования, а также даются конкретные рекомендации по совершенствованию правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся. Ключевые слова: наука, образование, правовое регулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся, образовательная организация высшего образования, федеральный государственный образовательный стандарт, научное подразделение.

В настоящее время наука выступает мощным фактором повышения качества жизни населения, способствуя развитию экономики, медицины, управления, кадрового потенциала, взаимоотношений общества и государства. Одним из ключевых научных секторов является научно-исследовательская деятельность обучающихся. Именно в период обучения в образовательной организации высшего образования зачастую выявляется и раскрывается интеллектуальный потенциал обучающихся, которые в дальнейшем могут стать выдающимися учёными. Становление студента как исследователя зависит, в первую очередь, от порядка организации и правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Вопросы, связанные с организацией научно-исследовательской деятельности студентов активно разрабатываются в работах различных ученых. Например, научные труды таких авторов, как Е.В. Бережнова, В.В. Краев-ский, Н.И. Люткин, Г.А. Бордовский, В.В. Балашов, Л.Н. Гражданкина, М.В. Шацкая раскрывают вопросы организации и методического обеспечения научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования в процессе их обучения, [см.: 9, 12, 10, 13, 11, 14]. Однако системные исследования, направленные на изучение правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в

образовательных организациях высшего образования, в юридической науке на сегодняшний день отсутствуют.

В статье используются следующие методы исследования: 1) сравнительно-правовой метод; 2) анализ нормативной правовой базы Российской Федерации по образованию и науке; 3) системный подход при исследовании особенностей правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования; 4) обобщение полученных результатов исследования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», [ 1].

Статья 72 данного Закона указывает на необходимость интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, так как это способствует повышению качества

подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, а также использованию новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. В статье также закреплены различные формы интеграции образования и науки (например, проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения, создание в образовательных организациях лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность). Таким образом, научно-исследовательская деятельность является одним из важных компонентов содержания образования.

Содержание образования устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (далее - стандарт). В соответствии со статьей 2 закона № 273-Ф3 под стандартом понимается «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Таким образом, стандарт призван унифицировать требования к специальностям разных сфер образования, [1].

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 12 сентября 2013 года №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки, [8]. Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования, то есть совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности. К областям образования относятся: 1) математические и естественные науки; 2) инженерное дело, технологии и технические науки; 3) здравоохранение и медицинские науки; 4) сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; 5) науки об обществе; 6) образование и педагогические науки; 7) гуманитарные

науки; 8) искусство и культура.

Проанализируем стандарты нескольких областей образования уровня бакалавриата и сравним их со стандартами внутри и вне группы в части, касающейся требований к научно-исследовательской деятельности обучающихся: федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) высшего образования по направлениям подготовки: 1) 03.03.02 Физика, 06.03.01 Биология (в области образования «Математические и естественные науки»); 2) 40.03.01 Юриспруденция, 38.03.01. Экономика (в области образования «Науки об обществе»); 3) 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (в области образования «Образование и педагогические науки»), [см.: 4, 2, 5, 3, 6, 7].

В ходе анализа выяснилось, что стандарты первой области образования относят научно-исследовательскую деятельность к типу профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата по данным направлениям. Однако стандарты ставят перед выпускниками различные задачи научно-исследовательской деятельности.

Стандарт по направлению подготовки «Физика» предусматривает решение выпускником несколько ключевых задач научно-исследовательской деятельности, среди которых: 1) освоение методов научных исследований; 2) освоение теорий и моделей; 3) участие в проведении физических исследований по заданной тематике; 4) участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне; 5) работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий. Кроме того, данный стандарт закрепляет научно-исследовательскую работу как составляющую производственной практики обучающегося, [4].

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Биология» выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: 1) научно-исследовательская деятельность в составе группы; 2) подготовка объектов и освоение методов исследования; 3) участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике; 4) выбор технических средств и

методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования; 5) анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники; 6) составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме; 7) участие в разработке новых методических подходов; 8) участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций. Интересно, что стандарт не включает научно-исследовательскую работу в производственную практику, [2]. Мы видим, что второй стандарт, с одной стороны, предъявляет к научно-исследовательской деятельности больше требований к обучающимся, с другой стороны, в практику данный вид деятельности не входит.

Оба стандарта настаивают на освоении методов научного исследования, участии в проведении исследовании по заданной тематике и работе с научной литературой. Однако, второй стандарт, например, больше внимания уделяет исследованиям в составе группе, составлению научных докладов, участию в подготовке публикаций, организации конферен-циий, участию в разработке новых методических подходов (заметим, последний пункт в первом стандарте даже косвенно не предусматривается). Таким образом, стандарты одной и той же области образования не предусматривают унифицированные требования к научно-исследовательской деятельности обучающихся и ставят перед выпускниками разные задачи.

Стандарт по направлению подготовки «Юриспруденция» вообще не относит научно-исследовательскую деятельность к типу профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата по данному направлению, [5].

ФГОС по направлению подготовки «Экономика» выделяет научно-исследовательскую деятельность наряду с аналитической как вид профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата. К задачам данных видов деятельности стандарт относит, например: 1) поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; 2) анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-

экономические процессы и явления на микро-и макроуровне как в России, так и за рубежом; 3) подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; 4) проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; 5) участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. Заметим, что научно-исследовательская работа включена стандартом и в учебную, и в производственную практику, [3]. Таким образом, содержание стандартов в области «Науки об обществе» в части, касающейся требований к научно-исследовательской деятельности кардинально отличается.

Стандарт по направлению подготовки «Педагогическое образование» не рассматривает научно-исследовательскую деятельность в качестве вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники данного направления подготовки, соответственно, специальные требования к ней не предъявляются. В то же время, стандарт включает научно-исследовательскую работу в план как учебной, так и производственной практики. Стандарт также устанавливает такую общепрофессиональную компетенцию выпускника как способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний, [6]. Идентичные требования содержит в себе и стандарт по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», [7]. Вероятно, это связано с системным обновлением всех стандартов в данной области образования.

Сравнивая стандарты разных областей образования, было выявлено, что требования к научно-исследовательской деятельности в стандартах естественных областей образования гораздо выше, чем гуманитарных. Кроме того, не все области образования считают необходимым включать научно-исследовательскую деятельность в типы профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата. Большинство стандартов также включают данный вид деятельности в различные виды практик обучающихся. Тем не менее, в ходе анализа стандартов был выявлен высо-

кий уровень разрозненности требований и задач научно-исследовательской деятельности. Следовательно, в настоящее время большинство стандартов ввиду своего содержания не могут в полной мере обеспечить унификацию требований к научно-исследовательской деятельности, а значит, регулирование особенностей данного научного сектора находится в ведении самой образовательной организации высшего образования.

В соответствии со статьей 27 Закона №273-ФЗ образовательная организация может иметь научно-исследовательские подразделения, [1]. Статья 28 говорит о том, что образовательная организация самостоятельна в осуществлении научной деятельности. К ее компетенции относится, например: 1) поощрение обучающихся за успехи в научной деятельности; 2) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных конференций, семинаров; 3) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах и олимпиадах. На сегодняшний день Министерством науки и высшего образования не разработаны единые для всех образовательных организаций высшего образования рекомендации для организации работы научного подразделения и ведения научно-исследовательской деятельности или же вовсе её отсутствия.

В результате проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы: 1) научно-исследовательская деятельность обучающихся образовательных организаций высшего образования является важным компонентом содержания образования; 2) образовательные стандарты, призванные обеспечить единообразие требований к научно-исследовательской деятельности обучающихся, не справляются в полной мере со своей функцией в силу постановки совершенно разных задач перед выпускниками, освоившими программу бакалавриата по тому или иному направлению подготовки; 2) законодательство указывает на необходимость интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, в то же время вопросы организации работы научного подразделения

законодатель оставляет на усмотрение самой образовательной организации.

Таким образом, в целях повышения эффективности правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования необходимо: 1) разработать единые требования к научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных стандартах одной области образования; 2) включить научно-исследовательскую деятельность в типы профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата по тому или иному направлению подготовки, в содержание всех образовательных стандартов; 3) разработать методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и работе научного подразделения и определении его правового статуса.

Таким образом, автор проанализировал современное состояние правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования, выявил основные проблемы в данной сфере и разработал конкретные предложения по совершенствованию законодательства по образованию. Выводы и предложения, разработанные автором, могут быть квалифицированы как вклад в теоретическое осмысление проблемы правового регулирования научно-исследовательской обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности по совершенствованию системы, структуры и содержания федерального законодательства об образовании и науке.

Подводя итог, следует ещё раз отметить, что научно-исследовательская деятельность студентов является первым и самым важным шагом на пути к проведению масштабных научных исследований и развитию нашего общества. Именно поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие чёткое правовое регулирование особенностей функционирования данного научного сектора.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 14.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

2. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 944 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России

25.08.2014 № 33812) // «Российская газета», N 254, 07.11.2014.

3. Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России

30.11.2015 № 39906) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.12.2015.

4. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 937 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 Физика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33805) // «Российская газета», № 18, 30.01.2015.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.

6. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50362) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2018.

7. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 12 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50363) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2018.

8. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. ОК 009-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-СТ). М.: Стандартинформ, 2016.

9. Бережнова, Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов // Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.

10. Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста /Г.А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. - СПб., 2013. ВыпУИ. С. 3-7.

11. Гражданкина, Л.Н. Формирование системного подхода организации научно- исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://college.biysk.secna.ru (дата обращения - 10.12.2018)

12. Люткин Н.И. Методика и организация научно-исследовательской деятельности студентов в университете. Учебно-методическое пособие // под ред. В.Г. Созанова и Б.А. Тахо-хова. - Владикавказ: СОГУ, 2014. 157 с.

13. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе // под ред. В.В. Балашова. - М.: Изд. центр ГУУ, 2016. 358 с.

14. Шацкая М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. С. 140-142. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/23/2483/ (дата обращения - 09.12.2018)

LEGAL REGULATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

In the article the author analyzes the features of legal regulation of research activities of students in educational institutions of higher education, where research activities are considered as an important component of the content of education. The author substantiates the role of Federal state educational standards in education, comparing the content of standards in several areas of education and concludes that most of the standards can not fully perform its function to unify the requirements for research activities of students of a particular field of training. The article also reveals the forms of organization of the scientific unit of the educational organization of higher education, as well as specific recommendations for improving the legal regulation of research activities of students.

Keywords: science, education, legal regulation of research activities of students, educational organization of higher education, Federal state educational standard, scientific division

References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (v red. ot 14.08.2018) «Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federatsii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.12.2012, № 53 (ch. 1), st. 7598.

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 № 944 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 06.03.01 Biologija (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 25.08.2014 № 33812) // «Ros-sijskaja gazeta», N 254, 07.11.2014.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.11.2015 № 1327 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.01 Ekonomika (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 30.11.2015 № 39906) // Retrieved 20 January, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 № 937 (red. ot 20.04.2016) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 03.03.02 Fizika (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 25.08.2014 № 33805) // «Rossijskaja gazeta», № 18, 30.01.2015.

5. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 1 dekabrja 2016 g. № 1511 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 40.03.01 Jurisprudentsija (uroven' bakalavriata) (Zaregistrirovano v Minjuste RF 29 dekabrja 2016 g.) // Retrieved 20 January, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 121 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 15.03.2018 № 50362) // Retrieved 20 January, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 12 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.03 Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 15.03.2018 № 50363) // Retrieved 20 January, 2019 from http://www.pravo.gov.ru

8. Obscherossijskij klassifikator spetsial'nostej po obrazovaniju. OK 009-2016 (utv. Prikazom Rosstandarta ot 08.12.2016 № 2007-ST). M.: Standartinform, 2016.

9. Berezhnova, E.V. Kraevskij V.V. Osnovy uchebno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov // E.V. Berezhnova, V.V. Kraevskij. - M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2005. - 128 s.

10. Bordovskij, G. A. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' - reshajuschee uslovie pov-yshenija kachestva podgotovki spetsialista /G.A. Bordovskij // Podgotovka spetsialista v oblasti obrazovanija: Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' v sovershenstvovanii professional'noj podgotovki. - SPb., 2013. Vyp.VII. S. 3-7.

11. Grazhdankina, L.N. Formirovanie sistemnogo podhoda organizatsii nauchno- issle-dovatel'skoj dejatel'nosti studentov v protsesse samostojatel'noj raboty. Retrieved 10 December, 2018 from http://college.biysk.secna.ru

12. Ljutkin N.I. Metodika i organizatsija nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov v universitete. Uchebno-metodicheskoe posobie // pod red. V.G. Sozanova i B.A. Tahohova. - Vladikavkaz: SOGU, 2014. 157 c.

13. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov kak 'element sistemy vosproizvodstva nauchnyh kadrov v vysshej shkole // pod red. V.V. Balashova. - M.: Izd. tsentr GUU, 2016. 358 s.

14. Shatskaja M. V. Issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov kak faktor povyshenija kachestva podgotovki spetsialistov // Molodoj uchenyj. — 2010. — №12. T.2. S. 140-142. Retrieved 9 December, 2018 from https://moluch.ru/archive/23/2483/

Об авторе

Вяткина Галина Олеговна - магистр 1 курса направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (направленность - Юрист в органах власти) Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, стипендиат Президента Российской Федерации, E-mail: galya.vyatkina00@mail.ru

Vyatkina Galina Olegovna - 1st year student of master's degree in training 40.04.01 "Jurisprudence" (focus - Lawyer in government bodies), Bryansk State University named after Academician I.G. Pe-trovsky, the scholarship of the President of the Russian Federation. E-mail: galya.vyatkina00@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.