УДК 378.1
DOI 10.52070/2500-3488_2021_2_839_137
А. О. Кузнецов, Ю. М. Кунашев, Н. А. Чесноков
Кузнецов А. О., кандидат философских наук
доцент кафедры философии, социально-гуманитарных дисциплин и физического воспитания Университета прокуратуры Российской Федерации [email protected]
Кунашев Ю. М., кандидат экономических наук
доцент кафедры философии, социально-гуманитарных дисциплин
и физического воспитания Университета прокуратуры Российской Федерации
Чесноков Н. А., кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой философии, социально-гуманитарных дисциплин и физического воспитания Университета прокуратуры Российской Федерации, доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной деятельности Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
В статье анализируются место и значение педагогической деятельности в структуре будущей профессиональной деятельности лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция». Выделяются три формы реализации педагогической деятельности как профессиональной юридической деятельности. Рассматривается проблема соответствия компонентов педагогической деятельности юристов профессиональным компетенциям, представленным в соответствующих образовательных и профессиональных стандартах.
Ключевые слова: педагогическая деятельность; педагогические компетенции; профессиональная деятельность юриста; федеральные государственные образовательные стандарты; высшее юридическое образование.
A. O. Kuznetsov, Y. M. Kunashev, N. A. Chesnokov
KuznetsovA. O., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation [email protected]
I© ®
137
Kunashev Y. M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation [email protected]
Chesnokov N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor,
Head of Department of Philosophy, Social Studies and Humanities,
University of prosecutor's office of the Russian Federation,
Associate professor of Department of National Security and Law Enforcement
of the Institute of International Law and Justice
of Moscow State Linguistic University
TEACHING AS A VARIETY OF PROFESSIONAL OCCUPATION FOR LAW GRADUATES
The article provides analysis of teaching as part of future professional occupation of law students and postgraduates. Three different forms of teaching are identified within professional legal occupation. Correlation of the components of teaching with professional competences is explored.
Key words: teaching; pedagogical competences; professional occupation; Federal State Educational Standards; higher education in law.
Введение
Существующая система юридического образования в РФ ориентирована на подготовку обучающихся к осуществлению различных видов деятельности, в том числе и педагогической, которую образовательные стандарты относят к видам профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы высшего образования.
Любое профессиональное и научное сообщество заинтересовано в подготовке специалистов, задействованных в воспроизводстве кадров. Существует два пути достижения этой цели: использование привлеченного педагогического ресурса и создание собственного. Заинтересованность в формировании собственного педагогического ресурса, на наш взгляд, проявляется во включении специальных компетенций, связанных с организацией педагогического процесса и участием в нем в качестве педагога, в стандарты подготовки профессионалов. Следует отметить, что профессиональному юридическому сообществу присуще стремление к передаче «внутрицеховых» знаний и опыта, что определяет некоторую его закрытость и склонность к автономному воспроизводству кадров.
Формирование педагогических компетенций предусмотрено не всеми стандартами профессионального образования. Такое положение дел свидетельствует об отсутствии единства взглядов разработчиков стандартов на необходимость включения подобных компетенций в образовательные программы.
Авторы статьи предпринимают попытку определить значение педагогической деятельности в профессиональной деятельности специалистов в области права и описать формы ее реализации. В рамках статьи будет сделан анализ содержания стандартов профессионального юридического образования с целью определить место педагогической деятельности в структуре профессиональной деятельности юристов.
Основная часть
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит определения понятия «педагогическая деятельность». Оно также не закреплено и в других отраслевых правовых актах. Теоретическая разработка данного понятия осуществлялась в трудах отечественных ученых [Горовая, Тарасова 2004]. В структуре профессиональной деятельности юристов (то есть лиц, освоивших образовательные программы высшего образования по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция») педагогическая деятельность занимает определенное место. Она представляет собой специально организованный процесс формирования юридических компетенций у обучающихся в образовательном процессе. Ключевой фигурой этого процесса выступает педагог. Часто в системе юридического образования преподаватели помимо осуществления педагогической деятельности решают некоторые профессиональные юридические задачи. Во многом именно практический опыт помогает им сформировать юридические компетенции у других лиц.
Понятие «компетенции» закрепилось в научном обороте с укоренением компетентностного подхода в образовании. Один из разработчиков этого подхода А.В. Хуторской определяет компетенцию как нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере [Хуторской 2017].
Категория «компетенция» в отдельных случаях позволяет игнорировать такие феномены, как знания, умения и навыки. При этом если содержание образования сводится только к опыту деятельности (при компетентностном подходе), то оценка результата такого образования затруднена.
Подтверждение факта освоения образовательной программы, по нашему мнению, должно быть максимально алгоритмизировано. Поэтому далее мы будем использовать термин «компетенция» для обозначения совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления определенного вида деятельности и готовности эту деятельность осуществлять. Укажем также, что умения и навыки рассматриваются нами как явления одного рода: возможности реализации определенного действия. Отличия между ними заключаются в том, что выполнение действия, основанного на умении, требует большего контроля со стороны субъекта.
Так, наглядное представление о навыках педагога дают следующие формулировки:
- контроль времени в процессе проведения занятий;
- узнавание применяемого дидактического метода;
- вербализация учебной информации;
- оценка выполнения стереотипных заданий.
В отличие от навыков содержание умений формулируется комплексно:
- идентификация реализации педагогических принципов в процессе обучения;
- анализ показанного способа действия и его воспроизводство;
- определение содержания компетенций;
- разработка тематического плана учебной дисциплины;
- подбор источников для организации обучения.
Понятие компетенция может быть отображено в виде авторской формулы:
К = З + У (Н) + Г,
где К - компетенция;
З - знания, необходимые для выполнения действия; У(Н) - возможность выполнения действия (умение или навык в зависимости от степени осознанности контроля); Г - готовность, выраженная в желании выполнения действия.
На наш взгляд, в профессиональной деятельности юриста наиболее отчетливо могут проявляться три формы реализации педагогической деятельности.
1. Просветительская деятельность
Например, в организационно-распорядительных документах органов прокуратуры к такой форме реализации педагогической деятельности относится правовое просвещение и правовое информирование. В Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» указывается, что такая работа должна отвечать задачам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, оказывать воспитательное воздействие в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. В настоящее время она направлена на доведение до сведения граждан и организаций специальной правовой информации с целью профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений в сфере охраны окружающей среды, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, оказания противодействия незаконной миграции, терроризму и экстремистской деятельности, незаконному обороту наркотических средств, коррупции.
2. Деятельность по обмену опытом и педагогическому управлению
Отметим, что такая форма реализации педагогической деятельности естественным образом складывается в профессиональных коллективах. Кроме того, она может институализироваться. Так, приказом Следственного комитета РФ от 29.03.2011 № 42 предусмотрена организация наставничества в целях ускорения процессов адаптации и профессионального становления молодых сотрудников, оказания им помощи в приобретении профессиональных навыков.
3. Преподавательская деятельность по образовательным программам всех уровней и видов образования
Очевидно, что значительное число юристов, помимо осуществления правотворческой, правоприменительной, консультационной и прочих видов деятельности, реализуют себя в качестве преподавателей.
Таким образом, место педагогической деятельности в профессиональной деятельности юриста определяется палитрой сценариев профессиональной и социальной самореализации.
При этом наличие в учебных планах юридических вузов дисциплин, направленных на формирование педагогических компетенций, часто воспринимается как инструктивное требование федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), а не как необходимое условие овладения профессией юриста, тем более что подготовка обучающихся к педагогической деятельности на некоторых уровнях профессионального юридического образования не ведется.
Содержание действующих ФГОС по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция» убеждает нас в том, что к педагогической деятельности готовятся обучающиеся, осваивающие программы специалитета, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации: ни стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО)1, ни стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 (уровень бакалавриата) не предусматривают приобретения педагогических компетенций. В то же время освоение специальности 40.05.03 Судебная экспертиза не предполагает подготовку к педагогической деятельности независимо от спе-циализации2.
Помимо этого сама структура и формулировки педагогических компетенций отличаются в разных стандартах. Здесь отмечается три варианта раскрытия содержания педагогической деятельности.
Соотнесение компетенций, определяющих содержание педагогической деятельности, со стандартом профессионального образования представлено в виде таблицы (см. табл. 1).
1 ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование.
2 Ни одна из указанных во ФГОС высшего образования по специальности 40.05.03 специализаций («Криминалистические экспертизы», «Инженерно-технические экспертизы», «Экспертизы веществ, материалов и изделий», «Экономические экспертизы», «Речеведческие экспертизы») не подразумевает подготовки обучающихся к педагогической деятельности.
Таблица 1
Наличие и содержание педагогических компетенций во ФГоСах по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция»
К В ПК
40.02.01 -
40.02.02 -
40.02.03 -
40.03.01 -
40.04.01 В1 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15
40.05.01 В2 ПК-23 ПК-24
40.05.02 В2 ПК-30 ПК-31
40.05.03 -
40.05.04 В1 ПК-31 ПК-32 ПК-33 ПК-34
40.06.01 В3 УК-3 ОПК-4 ОПК-5
К - код специальности (направления подготовки); В - вариант раскрытия содержания педагогической деятельности во ФГОС; ПК, УК и ОПК - сокращенные обозначения соответствующих профессиональных, универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных стандартами.
Первый вариант (В1) характерен для ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») и для ФГОС высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность.
Второй вариант (В2) используется во ФГОС высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности и во ФГОС высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность.
Третий вариант (В3) реализован во ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Рассмотрим каждый из вариантов детально.
В рамках первого варианта реализуются следующие решения. Магистр в области права должен быть подготовлен к решению определенных профессиональных задач в педагогической деятельности. К числу таковых относятся преподавание юридических дисциплин и осуществление правового воспитания. Те же виды деятельности включены в область профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательные программы по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность. При этом профессиональные педагогические компетенции выпускников сведены к способностям преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12 в стандарте подготовки магистров и ПК-31 в стандарте подготовки специалистов), управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13 и ПК-32), эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15 и ПК-34), а также организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14 и ПК-33).
Необходимость формирования последней из указанных компетенций вызывает у авторов статьи сомнение, так как она не связана очевидным образом ни с одним из компонентов педагогической деятельности юриста. Кроме того, возникает вопрос о целесообразности выделения одного из дидактических умений педагога (речь идет о ПК-13 и ПК-32) в самостоятельную компетенцию.
Второй вариант мы могли бы охарактеризовать как более компактный по сравнению с первым. В нем каждому из двух компонентов педагогической деятельности (преподаванию юридических дисциплин и осуществлению правового воспитания) соответствует своя компетенция. При этом в каждом из стандартов используются уникальные формулировки, по-видимому, отражающие специфику педагогической деятельности в ее связи с направленностью профильного образования.
В третьем варианте речь идет лишь об одной из форм реализации педагогической деятельности: работе преподавателя. Формулировка предельно конкретна в силу того, что реализация программ такого уровня высшего образования ориентирована на подготовку научно-педагогических кадров. Подразумевается, что прочими видами профессиональной деятельности обучающиеся овладели до поступления в аспирантуру.
В августе 2020 года были утверждены новые стандарты высшего образования по специальностям 40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04. Стоит отметить, что только подготовка специалистов по специальности «Судебная и прокурорская деятельность» подразумевает овладение специальными педагогическими компетенциями: данным стандартом образование отнесено к области профессиональной деятельности выпускников.
При этом право определять содержание и объем профессиональных компетенций (в том числе педагогических компетенций) передается образовательным организациям, в которых ведется подготовка соответствующих специалистов. На наш взгляд, формулировать педагогические компетенции следует с опорой на второй из обозначенных вариантов.
Содержание рассматриваемых компетенций ставит перед исследователями новые вопросы. В будущем мы попытаемся ответить на часть из них в ряде научных публикаций, объединенных одной проблематикой.
Заключение
Проанализировав содержание стандартов профессионального юридического образования, авторы приходят к следующим выводам:
1) педагогическая деятельность юриста есть вид профессиональной деятельности, представляющей собой специально организованный процесс формирования юридических компетенций у обучаемых;
2) место педагогической деятельности в профессиональной деятельности юриста определяется разнообразием вариантов профессиональной и социальной реализации;
3) можно выделить три формы реализации педагогической деятельности как профессиональной юридической деятельности
(просветительскую деятельность; деятельность по обмену опытом и педагогическому управлению; преподавательскую деятельность);
4) авторы считают, что содержание педагогических компетенций в стандартах подготовки юристов требует последующего научного исследования и должно быть соотнесено с возможными формами реализации педагогической деятельности преподавания юридических дисциплин. Для начала целесообразно поставить вопрос о необходимости формирования способности организовывать и проводить педагогические исследования у лиц, осваивающих основные образовательные программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (ПК-14) и специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (ПК-33).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Горовая В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность как категория педагогики: основные проблемы и направления исследования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. № 36. С. 148-156. [Gorovaya, V. I., Tarasova, S. I. (2004). Teaching as a category in pedagogical science: core issues and research profile. Vestnik of Stavropol State University, 36, 148-156. (In Russ.)].
Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентност-ного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91. [Hutorskoj, A. V (2017). Methodology grounds for applying competence-related approach to designing in education. Higher education in Russia, 12(218), 85-92. (In Russ.)].