Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2023-2026 ГОДОВ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2023-2026 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
703
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
система высшего образования / законодательство Российской Федерации / Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. No 343 / вопросы совершенствования системы высшего образования.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарь Нина Николаевна

В связи с беспрецедентным политическим давлением на Российскую Федерацию становится актуальным рассмотрение вопросов национальной идентичности российского общества в различных сферах его деятельности для определения преимущественных особенностей российского государства. Следовательно, в последние два года возрос социальный запрос на поиск новых моделей и систем, которые бы отличали Россию от западных аналогов, внедрившихся в российскую жизнь. В 2022 году Министерством образования и науки была инициирована программа разработки своей российской модели системы высшего образования, которая бы отвечала требованиям российского общества, государственной безопасности и национальной идентичности. Объектом исследования был Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. No 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Предметом исследования были особенности, закладываемые в совершенствование системы высшего образования Российской Федерации в период 2023-2026 годов. Целью исследования было определить проблемные особенности новой системы высшего образования, внедряющейся в тестовом режиме в ряде высших учебных заведения Российской Федерации в период с 2023 о 2026 годы. В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа, а также хронологический метод. В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты – указы, постановления и федеральные законы, а также материалы ряда исследователей в данной области правовой науки. В ходе исследования был проведен анализ базовых федеральных нормативных правовых актов, ставших основой формирования системы высшего образования в рамках соответствия Болонской декларации, определены тенденции социального запроса по трансформации системы высшего образования на современном этапе развития российского общества, выявлены проблемные особенности новой российской системы высшего образования на сравнении с действующей до 2023 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2023-2026 ГОДОВ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-392-397 ГОНТАРЬ Нина Николаевна,

NIION: 2018-0076-6/23-468 кандидат юридических наук, доцент

MOSURED: 77/27-023-2023-6-468 Российский государственный

университет правосудия, e-mail: ninagontar@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2023-2026 ГОДОВ

Аннотация. В связи с беспрецедентным политическим давлением на Российскую Федерацию становится актуальным рассмотрение вопросов национальной идентичности российского общества в различных сферах его деятельности для определения преимущественных особенностей российского государства. Следовательно, в последние два года возрос социальный запрос на поиск новых моделей и систем, которые бы отличали Россию от западных аналогов, внедрившихся в российскую жизнь. В 2022 году Министерством образования и науки была инициирована программа разработки своей российской модели системы высшего образования, которая бы отвечала требованиям российского общества, государственной безопасности и национальной идентичности. Объектом исследования был Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Предметом исследования были особенности, закладываемые в совершенствование системы высшего образования Российской Федерации в период 2023-2026 годов. Целью исследования было определить проблемные особенности новой системы высшего образования, внедряющейся в тестовом режиме в ряде высших учебных заведения Российской Федерации в период с 2023 о 2026 годы. В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа, а также хронологический метод. В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты - указы, постановления и федеральные законы, а также материалы ряда исследователей в данной области правовой науки. В ходе исследования был проведен анализ базовых федеральных нормативных правовых актов, ставших основой формирования системы высшего образования в рамках соответствия Болонской декларации, определены тенденции социального запроса по трансформации системы высшего образования на современном этапе развития российского общества, выявлены проблемные особенности новой российской системы высшего образования на сравнении с действующей до 2023 года.

Ключевые слова: система высшего образования, законодательство Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343, вопросы совершенствования системы высшего образования.

Gontar Nina Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian State University of Justice

PROBLEMS OF IMPROVING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERIOD 2023-2026

Annotation. Due to the unprecedented political pressure on the Russian Federation, it becomes urgent to consider the issues of national identity of Russian society in various spheres of its activity to determine the predominant features of the Russian state. Consequently, in the last two years, the social demand for the search for new models and systems, which would distinguish Russia from Western analogues that have been introduced into Russian life, has increased. In 2022, the Ministry of Education and Science initiated a programme to develop its Russian model of the higher education system that would meet the requirements of Russian society, state security, and national

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

identity. The study object was the Decree of the President of the Russian Federation No. 343 dated May 12, 2023 "On Some Issues of Improving the Higher Education System". The study subject was the features laid down in the improvement of the Russian Federation higher education system in the period 2023-2026. The study purpose was to determine the problematic features of the new higher education system, being implemented in a test mode in a number of higher educational institutions of the Russian Federation in the period 2023-2026. Various methods were used in the study, including methods of systematic and comparative analysis, horizontal and vertical analysis, the chronological method. The study used regulatory legal acts - decrees, resolutions, and federal laws, as well as materials from a number of researchers in this field of legal science. The study analysed the basic federal regulatory legal acts that became the basis for the formation of the higher education system within the framework of compliance with the Bologna Declaration, identified trends in social demand for the transformation of the higher education system at the present stage of Russian society development, identified problematic features of the new Russian higher education system comparing with the current one until 2023.

Key words: higher education system, legislation of the Russian Federation, Decree of the President of the Russian Federation No. 343 of May 12, 2023, issues of improving the higher education system.

В связи с беспрецедентным политическим давлением на Российскую Федерацию становится актуальным рассмотрение вопросов национальной идентичности российского общества в различных сферах его деятельности для определения преимущественных особенностей российского государства. Следовательно, в последние два года возрос социальный запрос на поиск новых моделей и систем, которые бы отличали Россию от западных аналогов, внедрившихся в российскую жизнь.

В 2022 году Министерством образования и науки была инициирована программа разработки своей российской модели системы высшего образования, которая бы отвечала требованиям российского общества, государственной безопасности и национальной идентичности. Таким образом, был задан курс на создание отличительной модели, которая бы в дальнейшем могла показать преимущественные особенности взглядов российской науки на высшее образование по сравнению с западными моделями. В результате работы Министерства образования и науки мае 2023 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [1].

Объектом исследования был Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

Предметом исследования были особенности, закладываемые в совершенствование системы высшего образования Российской Федерации в период 2023-2026 годов.

Целью исследования было определить проблемные особенности новой системы высшего образования, внедряющейся в тестовом режиме в ряде высших учебных заведения Российской Федерации в период с 2023 о 2026 годы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Для реализации поставленных целей были сформированы следующие задачи:

1) провести анализ базовых федеральных нормативных правовых актов, ставших основой формирования системы высшего образования в рамках соответствия Болонской декларации;

2) определить тенденции социального запроса по трансформации системы высшего образования на современном этапе развития российского общества;

3) выявить проблемные особенности новой российской системы высшего образования на сравнении с действующей.

В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа, а также хронологический метод.

В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты - указы, постановления и федеральные законы, а также материалы ряда исследователей в данной области правовой науки.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [1] в период 2023-2026 годов будет проводиться реализация пилотного проекта трансформации системы высшего образования, которая ставит своей целью создание особой модели развития образования в стране.

Предполагается, что данный проект станет закономерным продолжением развития системы высшего образования в Российской Федерации от федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] к данному указу. В рамках начавшейся в 2013 году очередной трансформации системы высшего образования было издано несколько законода-

тельных актов, которые закрепляли стремления государства соответствовать принципам и требованиям, закрепленным в Болонском Соглашении, в состав членов которого Российская Федерация вошла в 2003 году. Среди данных актов необходимо отметить:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специа-литета, программам магистратуры» [3], который юридически закреплял организацию разработки и реализации образовательных программ и образовательного процесса по образовательным программам согласно принципам Болонского Соглашения.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» [4], который утверждал перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки уже с учетом перехода системы образования страны на Болонскую модель. Далее был разработан приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89 [5], который был призван уточнить и расширить перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования. Однако данный законодательный акт так и не вступил в силу.

3. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Положения о докторантуре» [6].

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения из экспертизы и ведения реестра основных образовательных программ» [7], утративший силу согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 17 июня 2021 года № 496 [8].

5. Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата. Тип образовательной программы «Прикладной бакалавриат», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 11 сентября 2014 г. № АК-2916/05 [9].

Все они соответствовали концепции развития образования в Российской Федерации, обозначенной сначала в распоряжении Правитель-

ства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» [10], а затем в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной Программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» [11].

При анализе всех вышеперечисленных документов мы не находим ни прямых, ни косвенных ссылок на Болонскую декларацию [12], что юридически делало новую модель высшего образования хотя и аналогичной той, что закреплена в данном документе. Однако, при сопоставлении принципов декларации и построении новой российской модели высшего образования явно обозначались совпадения в создании уровней образования, принципах определения уровня знаний умений и навыков учащихся, перевода оценочной системы на бальную [13].

В ходе реализации данных трансформаций в период 1913-2021 годов была проделана огромная законодательная работа на уровне Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации. Тем не менее, с 2022 года стали появляться в научной литературе аналитические работы о негативной оценке созданной модели, в основном, в аспекте защиты суверенитета государства, примером которых может служить статья Дмитрия Александровича Липина, заместителя исполнительного директора-руководителя Аппарата Ассоциации юристов России [14]. Фактически, политические взгляды на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским Союзом стали превалировать в юридической плоскости над научно-образовательными. В срочном порядке было предложено создать особую систему высшего образования, которая бы соответствовала концепции независимого развития российского государства.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 должен был определить и в тестовом режиме запустить новую модель системы высшего образования, о которой было заявлено Министерством образования и науки. Данная модель должна также определить уникальность новой системы высшего образования, т.е. индивидуальность, гибкость, защищенность и перспективность.

Новый законодательный акт определяет два уровня высшего образования - базовое и специальное высшее. При этом, согласно части 5 статьи 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], в Российской Федерации определено четыре вида высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Все эти

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

виды образования определены как уровни профессионального образования. Однако, в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации устанавливается аспирантура как уровень профессионального образования, а магистратура как уровень специализированного высшего образования. Следовательно, бакалавриат, специалитет и подготовка кадров высшей квалификации теряют уровень профессионального образования переходя вниз на уровень базового высшего образования. В указе вообще отсутствует даже упоминание о таком виде высшего образования как подготовка кадров высшей квалификации.

Данное несоответствие фактически лишает владельцев степени бакалавра и уровня специа-литета, а также тех, кто осваивает программы профессиональной переквалификации на базе бакалавриата или специалитета, возможности претендовать на рабочие места, предусматривающие специализированное высшее образование. В то же время, необходимо учесть, что любое высшее образование предусматривает специализацию, которая определяет право гражданина России на квалифицированный профессиональный труд, определяемый общим классификатором специальностей. Следовательно, наблюдается несоответствие принципов и целей получения высшего образования (первой ступени) и определения данного уровня в законодательном акте.

Несоответствие проявляется и в формулировке второй ступени высшего образования, наименованной «специализированное высшее образование», в категорию которой определена магистратура. Ни федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2], ни Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [1] не представляют определение данного уровня образования или ссылку на нормативные правовые акты, способствующие разграничению уровней «высшего образования» и «специализированного высшего образования». Фактически, второй уровень высшего образования имеет только одно практическое применение - право подачи документов для поступления в аспирантуру для получения «уровня профессионального образования» согласно пункту 2б Указа Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [1], что может расцениваться как дополнительный искусственно созданный уровень образования, сугубо промежуточный, не имеющие социального значения.

С другой стороны, представленная новая модель системы высшего образования в её уровнях не отличается от той, что реализовывалась до 2023 годы в рамках внедрения принципов Болон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ской декларации, т.е. не имеет принципиальной инновационности или индивидуальности для российской высшей школы. На законодательном уровне абсолютно не решена проблема разграничения бакалавриата и специалитета. Наоборот, эти два уровня высшего образования юридически сведены к общему знаменателю, что оставляет вопрос о логичности и эффективности двойственности наименования. При этом, ещё в начале 2000-х годов было определено, что дипломы специалитета на международном уровне не могут претендовать ни на что более, чем на соответствие уровню бакалавриата. Следовательно, понятие специалитета логично удалить из номенклатуры уровней образования и оставить термин «бакалавриат», который будет применим как для обучения граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. Это тем более логично и выгодно не только с точки зрения номенклатуры терминов, но и с юридической позиции как прямая нострификация документов о высшем образовании, а также экономической позиции привлечения иностранных студентов в любые высшие учебные заведения Российской Федерации и получения доходов как государством, так и юридическими лицами.

Таким образом, совершенствование системы высшего образования Российской Федерации, предусмотренное в тестовом режиме в период с 2023 по 2026 годы и утвержденное Указом Президента Российской Федерации, не несет в системности каких-либо принципиальных новшеств, которые бы определяли уникальность или индивидуальность новой российской модели высшего образования. Сохранены все виды высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура.

Также сохранилось отсутствие разграничения бакалавриата и специалитета, данные виды высшего образования также сохраняются на одном уровне «высшее образование», что будет вести к путанице.

Принципиальным остается и вопрос подразделения высшего образования на два уровня: базовое высшее образование и специализированное высшее образование - что в терминологическом понимании не несет никакого значения, а в содержательном понимании абсолютно не соответствует наименованности. То же самое можно сказать в отношении уровня профессионального образования, куда определена аспирантура, которая функционально предназначена для подготовки научных кадров - кандидатов наук. Следовательно, данный уровень образования логично ассоциировать содержательно, т.е., например, «уровень научного образования» или «уровень образования научных работников».

Список литературы:

[1] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1623647/

[2] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

[3] Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специа-литета, программам магистратуры». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/

[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования». URL: https://base.garant.ru/70480868/

[5] Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специали-тета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/403503990/

[6] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Положения о докторантуре». URL: https://base.garant. ru/70632296/

[7] Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения из экспертизы и ведения реестра основных образовательных программ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70609994/

[8] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 336/496 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу о разработке примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107120023?in dex=1&rangeSize=1

[9] Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата. Тип образовательной программы «Прикладной бакалавриат», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 11 сентября 2014 г. № АК-2916/05. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70690040/

[10] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70165348/

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». URL: https://base.garant. ru/57406915/

[12] The Bologna Declaration. Joint declaration of the European Ministers of Education. Bologna, 19 June 1999. URL: https://accreditation.org/ accreditation-processes/accords/bologna-declaration-1999

[13] Петрова Т. А., Петров, Д. В. Краткий обзор основных положений болонской декларации статья / Т. А. Петрова, Д. В. Петров // Всероссийский журнал. - 2016. - № 19(4). - С. 51-59.

[14] Липин Д. А. Болонская образовательная система в аспекте защиты суверенитета Российской Федерации / Д. А. Липин. - Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 8. - С. 13-15.

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2023 g. № 343 «O nekotoryh voprosah sover-shenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647/

[2] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/

[3] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2013 g. № 1367 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazova-tel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magis-tratury». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70503294/

[4] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 12 sentyabrya 2013 g. № 1061 «Ob utverzhdenii perechnya special'nostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaniya». URL: https://base.garant.ru/70480868/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[5] Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obra-zovaniya RF ot 1 fevralya 2022 g. № 89 «Ob utverzh-denii perechnya special'nostej i napravlenij podgot-ovki vysshego obrazovaniya po programmam bakal-avriata, programmam specialiteta, programmam magistratury, programmam ordinatury i programmam assistentury-stazhirovki». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/403503990/

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 aprelya 2014 g. № 267 «Ob utverzhdenii Polozheniya o dok-toranture». URL: https://base.garant.ru/70632296/

[7] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 maya 2014 g. № 594 «Poryadok razrabotki primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm, pro-vedeniya iz ekspertizy i vedeniya reestra osnovnyh obrazovatel'nyh programm». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70609994/

[8] Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossi-jskoj Federacii, Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 2021 g. № 336/496 «O priznanii utrativshimi silu nekotoryh pri-kazov Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po voprosu o razrabotke primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm, provedeniya ih ekspertizy i vedeniya reestra primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107120023?-index=1&rangeSize=1

[9] Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i realizacii obrazovatel'nyh programm vysshego obra-

zovaniya urovnya bakalavriata. Tip obrazovatel'noj programmy «Prikladnoj bakalavriat», utverzhdennye Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 11 sentyabrya 2014 g. № AK-2916/05. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70690040/

[10] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 noyabrya 2012 g. № 2148-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70165348/

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 goda № 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj Programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody». URL: https://base.garant.ru/57406915/

[12] The Bologna Declaration. Joint declaration of the European Ministers of Education. Bologna, 19 June 1999. URL: https://accreditation.org/accredita-tion-processes/accords/bologna-declaration-1999

[13] Petrova T. A., Petrov, D. V. Kratkij obzor osnovnyh polozhenij bolonskoj deklaracii stat'ya / T. A. Petrova, D. V. Petrov // Vserossijskij zhurnal. -2016. - № 19(4). - S. 51-59.

[14] Lipin D. A. Bolonskaya obrazovatel'naya sistema v aspekte zashchity suvereniteta Rossijskoj Federacii / D. A. Lipin. - Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2022. - № 8. - S. 13-15.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.