Научная статья на тему 'Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны'

Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1314
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / VETERANS / WORLD WAR II / SOCIAL SECURITY / TRANSFOIMATION / SOCIAL POLICY / PENSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна

Статья посвящена проблемам трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, начиная с военного периода и по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF VETERANS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the problems of transformation of the system of social protection of Veterans of the Great Patriotic War, from the war period to the present time.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны»

УДК 364-787.32-053.9:94(470)«1941/1945» ББК С9

д. А. Бистяйкина

трансформация системы социальной защиты ветеранов великой отечественной войны

ключевые слова: ветераны, Великая Отечественная война, социальная защита, трансформация, социальная политика, пенсионное обеспечение.

D. A. Bistyaykina

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF veterans OF the great PATRIOTIC WAR

Keywords: veterans, World War II, social security, transformation, .socialpolicy, pensions.

Исследование трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны весьма актуально для определения изменения межпоколенческих отношений, места и роли ветеранов Великой Отечественной войны в обществе, их отношения к переменам, охватившим Россию и мир в целом.

В последнее десятилетие решение проблем системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны становится ведущим приоритетом в области социальной политики. Однако их социальное положение и уровень социальной защищенности свидетельствуют о том, что существуют выраженные противоречия в указанной сфере. В современной науке практически не выработано специальных подходов, объясняющих проблемы становления и развития системы социальной защиты участников и ветеранов боевых действий. Все это указывает на острую потребность теоретического осмысления и анализа темы трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны.

Для более системного и комплексного анализа социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны мы выделили следующие периоды: военное время (1941-1945 гг.), послевоенное и мирное время СССР (19461991 гг.), современное время (современный этап (современная Россия)) (1991-2009 гг.). Данная классификация была введена нами по причине того, что социальная защита данной категории претерпевала существенные изменения с точки зрения направлений, мер

социальной защиты на основании развития социального законодательства. Менялись технологии работы с исследуемой категорией граждан, произошли преобразования в деятельности организационно-управленческих структур социальной защиты и т. д.

Военное время - особый период в системе социальной политики государства. Война привела к существенной трансформации государственно-правовой системы СССР. Она обусловила перевод государственного механизма социального обеспечения с мирного на военное положение. Послевоенное и мирное время СССР (период восстановления народного хозяйства, укрепления мощи Советского государства и т. д.) характеризуется патерналистской моделью социальной политики государства. Выявляются новые тенденции и особенности социальной защиты участников и инвалидов войны. Современный период - период изменений в системе социальной защиты, системе пенсионного обеспечения населения. Процесс развития социальной защиты строится на принципиально ином идеологическом подходе: отказе от государственного патернализма, всестороннего попечительства о человеке. На смену приходит принцип государственной социальной помощи. Исчезают централизованные фонды общественного потребления, служащие экономической основой социального обеспечения. В сфере защиты от социальных рисков возникают принципиально новые субъекты - внебюджетные фонды. Формируются органы социальной защиты населения РФ, реализующие новые функции.

Военное время характеризуется созданием необходимых материально - бытовых условий, приобщением инвалидов войны к общественно полезному труду. Это являлось главной задачей государства. В годы Великой Отечественной войны пенсия оставалась основной гарантированной формой социального обеспечения. Накануне войны, в 1940 г., затраты на социальное обеспечение в РСФСР составили 1 844 млн руб., из них 1 500 млн руб. пошло на выплату пенсий (их получали 2,2 млн чел.).

Одним из ведущих видов социального обеспечения в военные годы было пенсионное обеспечение. Встречающиеся в литературе сведения сопровождаются подчеркиванием крупных государственных затрат на эти цели для категории бывших фронтовиков. Анализ архивных данных показал, что только по РСФСР за период с июня 1941 по август 1942 г. на выплату пенсий инвалидам войны и семьям погибших фронтовиков израсходовано 398 114,5 тыс. руб. В 19421943 гг. эта сумма превысила 2 млрд руб. Ежемесячно органы социального обеспечения РСФСР выплачивали инвалидам войны около 100 млн руб. в виде государственных пенсий. Мероприятия по социальному обеспечению финансировались не только из союзного и республиканского, но и из местных бюджетов [11].

Указанные объемы финансирования оказались такими значительными из-за большого и постоянно увеличивающегося числа инвалидов войны и семей погибших фронтовиков.

Правительство предоставило инвалидам войны различные льготы: работающим сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы; их в первую очередь обеспечивали жилплощадью. Зарплата и пенсия инвалидов в совокупности равнялась среднему заработку квалифицированного рабочего, что, естественно, укрепляло бюджет семьи [7].

Следующим направлением социальной защиты инвалидов и участников войны было возвращение к труду. На 1 января 1942 г. на территории РСФСР проживало 368,4 тыс. инвалидов войны. К концу лета 1943 г. их количество возросло до 590,3 тыс. Из них трудоустроили или определили на учебу только 443,8 тыс. чел. Еще через полгода число ин-

валидов достигло 666,3 тыс. чел. (I группа -12, 3 тыс. чел., II группа - 251,7 тыс. чел., III группа - 402,3 тыс. чел.), а к началу 1945 г. оно составило 1 139,7 тыс. чел.

Нами выявлена важная закономерность социальной защиты военного времени - трудоустройство. Государство стремилось показать инвалидам войны их нужность государству и обществу.

Другие не менее важные направления социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны - социальная помощь и выплата социальных пособий.

Социальная помощь оказывалась, в разных формах - материальной, натуральной, в виде предоставления льгот, услуг и т. д. Реализацию ее вели райгорсобесы, комитеты помощи раненым и больным фронтовикам. Кроме того, привлекались общественные структуры, в первую очередь партийные, профсоюзные организации. Комитеты помощи создавали фонды из различных источников и выдавали денежные безвозвратные пособия (300-1 000 руб., иногда до 3 000 руб.). Нами были определены основные субъекты социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время. Они представлены на рис. 1.

Наличие многих организаций, реализующих названную социальную помощь, часто приводило к неравномерности ее объемов. Одним инвалидам войны, обращавшимся в разные инстанции, выделялись большие денежные средства и промтовары, другие же их не получали.

Кроме выдачи денежных сумм, продуктов питания и промтоваров, практиковалось и приобретение крупного рогатого скота, фуража для личного подсобного хозяйства и др.

Комитетами помощи раненым проверялись состояние трудоустройства и бытового обслуживания инвалидов войны, обеспечение их квартирами, проведение долечивания бывших фронтовиков, обслуживание их в магазинах и столовых. Они поддерживали инвалидов в повседневных заботах, помогая пройти комиссию, которая определяла план дальнейшего лечения; отремонтировать жилье; купить топливо и т. д.

Оказание социальной помощи через организацию касс взаимопомощи пенсионеров, получающих пенсию, являлось также видом

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

<_> Л" I ¿¿¿^ 1«.

Военные госпитали

Государство

Комитеты помощи

Население

Кассы взаимопомощи

Санатории и дома отдыха у

/

Субъекты

социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время

А

Народный комиссариат

Колхозы

Семья

Общественные организации (партийные, комсомольские,

пионерские, профсоюзные)

Министерство социального обеспечения

Министерство обороны

Рис. 1. Субъекты социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время

социального обеспечения в военное время. Типовой устав касс был впервые утвержден НКСО РСФСР 15 июля 1937 г. В последующем в него вносились различные изменения, и 22 июня 1944 г. приказом НКСО РСФСР он был заменен.

В Мордовии в 1942 г. через кассы представлена помощь в сумме 16 890 руб., выданы: хлеб - 328 ц, обувь и одежда на сумму 8 600 руб. Отдельные кассы общественной взаимопомощи содействовали постройке домов инвалидам войны [5].

Инвалиды войны из сельской местности поддерживались подобными организациями -кассами общественной взаимопомощи колхозников (КОВК). Формы руководства партийных и государственных органов социальным обеспечением этой категории лиц изменялись вслед за появлением новых или углублением старых проблем. Трудности в снабжении продовольствием и промтоварами вызывали к жизни новую форму социального обслуживания - открытие специальных магазинов и столовых. Впервые вопрос об организации специальных магазинов был поставлен в июле 1942 г.

В военное время расширилась сеть медицинской помощи инвалидам войны. В годы войны раненые и больные фронтовики, инвалиды войны занимали особое место. Их число быстро увеличивалось. Они нуждались в разностороннем социально-медицинском обслуживании, в том числе в реабилитации, которая быстро и наиболее полно позволяла восстановить способности к жизни.

Большую роль в реабилитации инвалидов войны играли медицинская наука и практика лечебных учреждений, в первую очередь госпиталей. В главном военном госпитале в Москве за годы войны прошли лечение более 74 тыс. раненых и больных, из которых 82 % были возвращены в строй [1].

Параллельно с госпитальным немалое значение приобрело восстановительное лечение тяжело раненых и больных воинов. Были приняты акты о создании стационарных и поликлинических лечебных учреждений для оказания инвалидам войны специализированной медицинской помощи, восстановления утраченной трудоспособности, проведения лечения в специальных санаториях и курортах, организации отдыха [10].

Социальное обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время включало такой существенный элемент, как льготы. Они предусматривали за работающими инвалидами сохранение пенсии. Действовали льготы в области налогов и квартирной платы, преимущество при приеме на работу или учебу. Была установлена первоочередность зачисления их детей в дошкольные учреждения и т. д.

Предоставление услуг инвалидам войны также является видом социального обеспечения. Они ежегодно пользовались путевками в санатории и дома отдыха. 20 мая 1944 г. СНК РСФСР принял специальное Постановление «Об организации домов отдыха для инвалидов Отечественной войны». В соот-

ветствии с ним они открывались на четырех территориях, а на 14 территориях действующие интернаты были реорганизованы в дома отдыха. К лету 1944 г. в системе Наркомсо-беса РСФСР работали 323 дома отдыха для инвалидов войны.

Всего за 1944 г. в РСФСР было дополнительно открыто 18 домов отдыха для инвалидов войны I и II групп. За четыре месяца 1944 г. в этих заведениях отдохнули 4 840 бывших фронтовиков. Срок пребывания составлял один месяц и более. Обслуживание инвалидов в специально созданных учреждениях традиционно занимало значительное место среди направлений деятельности органов социального обеспечения.

Не менее нужной была моральная поддержка. По инициативе советских патриотов в городах и селах создавались всевозможные добровольные организации, комиссии, советы по оказанию разнообразной помощи семьям фронтовиков. Особое внимание обращалось на более активное привлечение к этой работе общественности. В областях, краях и республиках проводились недели, декадники, месячники помощи семьям военнослужащих, в которых участвовали миллионы тружеников тыла.

С 1943 г. в Мордовии систематически проходили месячники по оказанию помощи семьям фронтовиков. Особенно организованно прошел месячник с 15 октября по 1 декабря 1944 г. В это время были проведены два воскресника, в которых приняли участие 24 310 чел. За месяц были отремонтировано 23 813 квартир семей военнослужащих, построено 216 новых домов, подвезено 63 338 м3 дров, 8 168 т торфа, 36 079 ц соломы для топлива. Для улучшения материально-бытовых условий семей фронтовиков было собрано 1,5 млн руб., 4 072 ц хлеба, 5 085 -картофеля, 7 185 ц овощей. В сапожных мастерских было изготовлено несколько тысяч пар обуви. Для пошива изготовления зимней одежды и обуви было собрано свыше 100 ц шерсти и около 10 тыс. овчин [5]. Большую роль в проведении всех этих мероприятий играли женские советы, боевые отряды комсомольцев, уличные и квартальные комитеты, другие самодеятельные организации трудящихся, которые жили рядом с семьями военнослужащих и хорошо знали их нужды.

Социально-бытовое обслуживание - также одно из важных направлений социальной защиты участников и инвалидов Отечественной войны. В Мордовии для инвалидов Отечественной войны была открыта столовая, для детей инвалидов и погибших на фронте - детская столовая, школьниками велось шефство над инвалидами войны и т. д.

Всенародная забота об инвалидах войны, проявляющаяся в деятельности различных фондов, морально поддерживала их, снимала социальную напряженность в обществе.

Исключительным вниманием в годы Великой Отечественной войны были окружены семьи защитников Родины, так как уход на фронт мужчин привел к снижению доходов многих семей, особенно многодетных и имеющих в составе престарелых и инвалидов. Государство пришло на помощь таким семьям.

Характерной чертой жизни пионерской организации Мордовии той поры стало тимуровское движение. Вдохновителями и руководителями патриотического начинания стали комсомольские организации. В Саранске первая тимуровская команда начала действовать в июле 1941 г.

Тимуровские команды возникали почти во всех пионерских отрядах. В сельской местности в первые годы войны в Мордовии насчитывалось 700 тимуровцев. Они помогали семьям красноармейцев, шефствовали над госпиталями, выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, помогали писать письма; возвращали в школы беспризорников.

Несмотря на трудности военного времени, государство взяло на себя различные расходы, связанные с материальным обеспечением семей фронтовиков. По всей стране в каждом городе, в каждом районе создавались комиссии, которые немедленно приступали к работе. Заявления о назначении пособий они обязаны были разбирать в трехдневный срок. Пособия семьям военнослужащих выплачивались ежемесячно по месту жительства в сумме от 100 до 250 руб., в зависимости от количества нетрудоспособных в семье.

Кроме пенсий и пособий, семьи военнослужащих получали налоговые льготы, льготы по квартплате. В случае гибели на фронте военнослужащего за его семьей сохранялись

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

<_> Л" I ¿¿¿^ 1«.

на время войны все предоставленные ей ранее льготы.

На октябрь 1944 г. в МАССР насчитывалось 164 928 семей военнослужащих, в их числе: рядового и сержантского состава -152 221 семья, из которых пособия и пенсии получали 87 453 семей; семей офицерского состава - 12 707, из них получали по аттестатам 8 311 семей; семей Героев Советского Союза - 23. В городах республики проживало 26 256 семей военнослужащих, в сельской местности - 138 672 семьи, из членов которых работали в сельском хозяйстве (в колхозах и совхозах) 131 291 чел. В общем количестве эвакуированных семей военнослужащих было 17 326.

В целях улучшения материального положения семей фронтовиков в первые же месяцы войны были образованы многочисленные заводские и фабричные фонды помощи. Особенно серьезная поддержка семей фронтовиков оказывалась общественными фондами, созданными по инициативе самих трудящихся масс. Общественные фонды помощи семьям военнослужащих формировались из различных добровольных поступлений и отчислений организаций, обществ, отдельных лиц [4].

Горкомам и райкомам партии были даны указания, чтобы квартиры, освобождающиеся в городах и районных центрах, предоставлялись в первую очередь семьям военнослужащих.

Трансформация всей системы социальной защиты указанной категории населения строилась на основании нормативно-

правовых документов. Льготы семьям носили схожий характер. Обкомом ВКП (б) были приняты меры к тому, чтобы каждая семья военнослужащего имела индивидуальный огород. Многим семьям предоставлялась помощь в их обработке.

Важное значение имело Постановление КВКП (б) от 22 января 1943 г. «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих». Местные партийные и советские организации стали конкретнее заниматься вопросами материального обеспечения и бытового устройства семей фронтовиков, следили за правильным и своевременным назначением и выплатой пенсий и пособий семьям воинов, рассматривали поступившие жалобы. Весомую помощь семьям воинов оказывали профсоюзные организации [6].

Основные направления социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время схематично представлены на рис. 2.

Рассмотренный исторический опыт социальной защиты участников и инвалидов войны свидетельствует, что виды их социального обеспечения постоянно совершенствовались. Забота об инвалидах войны с середины 1942 г. стала общенародной задачей. Появившиеся новые социальные источники (областные, городские, районные) предоставляли помощь, выдавая разовые пособия, безвозвратные ссуды, талоны на питание. Для инвалидов открывались специальные магазины, отделы и столовые. Вводились

Рис. 2. Направления социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военное время

различные льготы, выделялись путевки в дома отдыха, санатории, интернаты. Использовались многие другие формы (отведение земли под огороды, содействие в выращивании урожая и др.).

Таким образом, в период войны социальная сфера столкнулась с серьезными испытаниями, которые вполне успешно преодолела. Государство стремилось своевременно трансформировать структуру органов социального обеспечения, помощи и поддержки прежде всего бывших фронтовиков. Несмотря на ограниченность ресурсов и возможностей, оно увеличивало объемы средств для осуществление мероприятий в области социального обеспечения.

Подводя итог сказанному, отметим, что в целом сформировавшаяся и выдержавшая тяжелые удары первого периода войны система социальной защиты успешно выполняла поставленные перед ней задачи.

Важными направлениями социальной защиты периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация инвалидов и участников Великой Отечественной войны, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов для детей, оставшихся без родителей.

В СССР была сформирована патерналистская модель социальной политики с финансированием главным образом из госбюджета (95 %), ассигнований централизованной системой распределения фондов социального обеспечения. Эта система носила уравнительный характер, действия ее субъектов сводились к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов.

Суть патерналистской системы социальной защиты в том, что она не ориентируется на естественные права индивида, а сама устанавливает эти права, давая то, что считает нужным. Ее характерной особенностью является предоставление практически всем социальным группам различных льгот. Главный недостаток организации социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны заключался в том, что происходило дублирование социальной помощи. Это повышало долю социальных расходов. Однако

известный социолог П. Д. Павленок считает, «что степень социальной защищенности человека в советский период была выше, чем в дореволюционный период развития России и 90-е гг. прошлого столетия» [8].

Ведущим направлением социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в послевоенное и мирное время СССР являлось пенсионное обеспечение. Пенсия была основным доходом ветеранов.

Следующим не менее важным направлением социальной защиты являлось предоставление льгот (медицинских, транспортных, налоговых, жилищно-коммунальных). С 1965 г. расширился перечень льгот с учетом степени нуждаемости и типа нужд.

В 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выделили как самостоятельное направление социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны материально-бытовое обслуживание. Начинает развиваться комплексная система мер по улучшению их материально-бытовых условий, которая нашла отражение в нормативно-правовых документах.

В послевоенное и мирное время СССР закономерностью социальной защиты ветеранов войны является пенсионное обеспечение. Государство делает все возможное чтобы повышать размер пенсионных выплат, расширить меры материальной поддержки.

В послевоенное и мирное время СССР происходят преобразования в советском государстве, что изменило и положение участников Великой Отечественной войны. Становятся иными функции ветеранов в обществе, укрепляется их социальный статус. Отметим, что после возвращения домой участники войны выступают уже не как военнослужащие. Их главной задачей были восстановление страны, укрепление советской мощи, народного хозяйства. Многие из них получили новые профессии. Они стремились создать новое общество, построить новое государство. Нужно подчеркнуть, что они чувствовали востребованность со стороны общества, но уже с другой позиции, безусловно отличающей от преобладавшей в военное время. Ветераны Великой Отечественной войны являлись не только носителями военной субкультуры, но и созидателями нового социального общества.

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

<_> Л" I ¿¿¿^ 1«.

Власть страны продолжала расширять льготы участникам войны, список которых с 1965 г. регулярно пополнялся каждые пять лет. Инвалидам войны предоставлялись: бесплатный проезд в общественном транспорте, один раз в год бесплатный проезд по железной дороге, разного рода налоговые льготы, внеочередное обеспечение жильем и телефонами; льготные тарифы платы за квартиру и коммунальные услуги; покупка вне очереди мебели, ковров, телевизоров, холодильников и т. д. Особое внимание уделялось обеспечению функциональными, надежными протезами и инвалидными колясками.

Анализируя трансформацию системы социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в 90-е г. ХХ в., отметим, что ей стали уделять меньше внимания. Основной формой была единовременная помощь ветеранам. Их вспоминали лишь в преддверии празднования Дня Победы.

Большая часть военного поколения пережила годы перестройки как время деградации системы социальной защиты ветеранов и девальвации их почетного общественного статуса, который, как и культ Отечественной войны, утратил былое значение. Несмотря на новые свободы и гласность, инвалиды войны не фигурировали ни в исторических дебатах, ни в обновленной историографии.

Основные направления социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в послевоенные мирные годы СССР представлены на рис. 3.

Можно сделать вывод о том, что в послевоенное и мирное время СССР главными на-

правлениями социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны являлись: пенсионное обеспечение (как и в военное время); реабилитационные мероприятия (активизировавшиеся в послевоенное и мирное время СССР); материально-бытовое обслуживание; шефство; льготы, (транспортные, жилищно-коммунальные, лекарственные и т. д.); медицинское обслуживание.

Говоря о современном периоде, отметим, что это период крупных изменений в системе социальной защиты, пенсионном обеспечении как ветеранов войны, так и населения в целом. Происходят идеологические сдвиги: взамен государственного патернализма, всестороннею попечительству о человеке вводится принцип государственной социальной помощи. Укажем, что ведущие направления системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны на протяжении длительного времени остаются прежними, но технологии и методы работы значительно трансформировались в связи с переходом к рыночным отношениям.

По мнению В. И. Жукова, П. Д. Павленка и других исследователей, в середине 90-х гг. ХХ в. условия для реализации эффективной социальной политики не сложились. Экономика страны не была ориентирована социально [2]. Это говорит о том, что существовали определенные проблемы в системе социальной защиты как всего населения, так и ветеранов в частности.

Важным направлением социальной защиты ветеранов в современной России является медико-социальная помощь.

Рис. 3. Направления социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в послевоенные и мирные годы СССР

Она оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется ветеранам войны в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются техническими средствами реабилитации - протезами, протезно-ортопедическими изделиями.

К сожалению, в рамках социально-медицинской помощи ветеранам войны практически не уделяется внимание социально-медицинской реабилитации. В данном аспекте для нас полезен опыт США.

Одним из направлений социальной защиты остается предоставление законодательно закрепленных льгот ветеранам войны. В них число входят: транспортные льготы, льготы при пользовании транспортными средствами и оплате проезда: бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах 1-го класса (на местах 1-й категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом; бесплатное личное пользование внутригородским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий; внеочередное приобретение билетов на все виды железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта; бесплатное пользование (личное и сопровождающего лица) залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов; льготы по коммунально-бытовому и торговому обслуживанию, при пользовании средствами связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений: внеочередное пользование

всеми видами услуг учреждений связи, предприятий торгово-бытового обслуживания, при посещении культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; внеочередное бесплатное посещение государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров и размещенных в них экспозиций, выставок и ярмарок.

Необходимо отметить, что льготы по трудоустройству, обучению неактуальны для ветеранов: они ими не пользуются.

Имеются и другие права и льготы: среди них бесплатное захоронение (в том числе предоставление места для захоронения, подготовка и перевозка тела к месту захоронения, кремирование и погребение) с воинскими почестями умершего (погибшего) Героя и полного кавалера ордена Славы за счет средств федерального бюджета.

В случае отказа от этих льгот граждане из числа рассматриваемой категории ветеранов претендуют на получение ежемесячной денежной выплаты.

Особым направление социальной защиты ветеранов является социальная защита членов семей ветеранов войны. Меры социальной поддержки в ряде случаев имеют существенное значение и для проживающих с ветераном членов семьи. Допускается сохранение за последними части льгот, гарантий, предоставляемых ветеранам. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное его отсутствие удостоверено. Безусловно, это плюс в системе социальной защиты названной категории населения.

Отметим, что инновационной формой поддержки ветеранов войны стала ежемесячная денежная выплата. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предложено модернизировать механизм финансирования предоставляемых гражданам льгот, установив вместо них индексируемую ежемесячную денежную выплату, сохранив при этом право на возможность получения государственной социальной помощи в виде субсидий на оплату социальных услуг и ряд наиболее значимых натуральных льгот.

Закономерностью социальной защиты ветеранов войны на современном этапе является индивидуализация (социальная защита строится с учетом ряда факторов, приведем

90 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (22) 2013

гуманитарной науки и образования - V л

Ежемесячные денежные выплаты

Льготы

Рис. 4. Направления социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современной России

один пример - это различного уровня льготники, социальный пакет и т. д.).

В целях реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат и набора социальных услуг Пенсионным фондом РФ ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Важным направлением социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современный период является социальная поддержка. Но необходимо указать, что с 1 января 2005 г. произошло существенное сокращение мер социальной поддержки. Эти изменения оправдывались необходимостью приведения системы социальной защиты граждан в соответствие принципам правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Ветераны Отечественной войны вправе претендовать: на пенсионное обеспечение, выплату пособий согласно законодательству РФ; на получение ежемесячной денежной выплаты; на получение и содержание жилых помещений; на оплату коммунальных услуг; на медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

С 1 января 2005 г. из системы мер социальной поддержки ветеранов исключены следующие позиции: льготное налогообложение в соответствии с законодательством РФ; приобретение и строительство жилых помещений; оплата бытовых услуг и торговое обслуживание; санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения; обеспечение

транспортными средствами и оплата проезда; трудоустройство, обучение; пользование услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; получение услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Направления социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современное время представлены на рис. 4.

Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны в жилищно-коммунальной сфере реализуется в виде поддержки в получении, содержании жилых помещений и оплате коммунальных услуг. Меры по обеспечению ветеранов жильем за счет средств федерального бюджета носят двойственный характер и зависят от времени постановки ветерана, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Ветераны, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. согласно жилищному законодательству РФ.

Анализируя социальную защиту ветеранов Великой Отечественной войны, необходимо рассмотреть ее субъекты. Все субъекты можно подразделить на несколько уровней: федеральный, региональный и муниципальный. Мы рассмотрим региональный уровень (рис. 5).

Необходимо отметить, что структура социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны остается открытой. В процессе функционирования она постоян-

Рис. 5. Субъекты социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в Республике Мордовия

но пополняется новыми элементами. Специфика системы заключается в том, что она работает и на формирование сознания общества в целом.

Значительную помощь в организации социальной поддержки ветеранам оказывают общественные организации. В данных учреждениях ветераны Великой Отечественной войны могут получить натуральную, материальную, правовую помощь, моральную поддержку. Государство предоставляет данным организациям налоговые льготы.

Традиционно в России помощь пожилым людям оказывают религиозные организации, которые вносят весомый вклад в решение психологических проблем, мировоззренческого кризиса, оказывают духовную поддержку [3].

Одним из проявлений заботы государства о ветеранах Великой Отечественной войны стало создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них ветеранов.

На современном этапе ветераны войны - особая категория индивидов, нуждающихся в социальной защите. Их положение в обществе изменилось по сравнению с советским периодом, стало иным и само отношение общества к ветеранам. В настоящее время ветераны - это прежде всего лица пожилого возраста, имеющие широкий спектр льгот и привилегий, но при этом испытывающее ухудшение социально-психологического самочувствия. Проблема одиночества является одной из самых актуальных. Многие граждане забывают о том, что своей жизнью в данном государстве они обязаны именно ветеранам Великой Отечественной войны - совести нашей нации. Ветеранов волнует отсутствие должного внимания, уважения и почета со стороны подрастающего поколения, за будущее которого они воевали.

Говоря о социальной защите на современном этапе, необходимо отметить, что материальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание, транспортное, жилищное, медицинское обеспечение, а также предоставление различных видов льгот стали

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

<_> Л" I ¿¿¿^ 1«.

приоритетными направлениями социальной политики государства. Однако социально-психологическим проблемам ветеранов не уделяется должного внимания. На наш взгляд, к мероприятиям по улучшению социально-экономического положения ветеранов следует активнее привлекать возможности отечественного бизнеса.

Таким образом, социальная защита инвалидов и участников войны в военное время являлась общегосударственной задачей. Главным ее направлением было возвращение инвалида войны к труду. Не менее важными направлениями выступали пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, моральная поддержка, шефство. Субъектами социальной защиты были органы власти, комитеты помощи различных уровней (районного, городского, областного), тимуровские движения, семья и т. д.

Одной из основных форм являлась материальная и натуральная помощь. Она оказывалась через кассы взаимопомощи (заводские и фабричные).

В послевоенное и мирное время СССР ведущим направлением социальной защиты ветеранов войны, как и прежде, оставалась пенсионное обеспечение. Приоритетным направлением социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны становится жилищное обеспечение.

На современном этапе в сфере социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны появляется новая инновационная форма социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата, которая заменила ряд льгот. При отказе от ежемесячной денежной выплате предоставляется социальный пакет, в который входят льготы: 1) при проезде на международном транспорте к месту лечения и обратно; 2) при проезде на пригородном железнодорожном транспорте; 3) получение бесплатных лекарств в государственных аптеках по рецепту врача; 4) санаторно-курортное лечение (по медицинским показаниям) - одна путевка в три года и проезд к месту отдыха и обратно.

Отметим, что государство по-прежнему направляет усилия на материальное обеспечение, забывая о социально-психологическом самочувствии ветеранов. Анализ направлений социальной защиты ветеранов Великой

Отечественный войны показал, что в различные исторические периоды преобладали отдельные направления.

Главным направлением социальной защиты в военное время было трудоустройство участников и инвалидов войны. Не менее важными направлениями выступали их пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, моральная поддержка, шефство.

Одна из основных форм в военное время являлась материальная и натуральная помощь, которая оказывалась через кассы взаимопомощи (заводские и фабричные).

В послевоенные и мирные годы СССР приоритетным направлением стало пенсионное обеспечение. В число главных входило и жилищное обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Ведущим субъектом социальной защиты было государство, но возросла роль профсоюзных, ветеранских организаций. Особое место занимало развитие социально-бытового и медицинского обслуживания.

На современном этапе, первостепенным направлением социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны является пенсионное обеспечение. Инновационной формой социальной поддержки выступает ежемесячная денежная выплата, которая заменила ряд льгот.

В условиях смены социально-экономического строя в развитии социальной защиты весьма усилилась значимость функции преемственности, что выражается, в первую очередь, в совершенствовании материальной помощи. Наряду с этим, становятся все более заметными черты индивидуализации: акцентирование адресной помощи, введение ежемесячной денежной выплаты взамен льгот, а также существенное ослабление социально-нравственной составляющей.

Социальная защита является элементом социальной политики государства, составной частью общенациональной культуры. Социальная защита ветеранов войны - это общегосударственная задача.

Премьер-министр РФ Д. А. Медведев указывает: «... в социальной поддержке ветеранов я вижу одну из главных задач нашего государства, ту задачу, которую мы будем исполнять последовательно и точно, независимо от каких бы то ни было финансовых

сложностей». «Эта память должна передаваться из поколения в поколение, ведь это по-настоящему героическая память нашего

народа, это гордость за наше историческое прошлое, это взаимная поддержка, сострадание и милосердие» [9].

Библиографический список

1. Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biograph.ru. - Загл. с экрана.

2. Жуков В. И. Российские преобразования : социология, экономика, политика / В. И. Жуков. - М. : Акад. Проект, 2003. - 656 с.

3. Макаренко Т. В. Исторический опыт взаимодействия социальных институтов в оказании помощи и поддержки людей / Т. В. Макаренко // Соц. политика и социология. - 2009. -№ 1. - С. 61-67.

4. Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : материалы к 30-летию Победы над фашистской Германией / ред. Н. М. Кулыгин. - Саранск : [б. и.], 1975. - 120 с.

5. Мордовия в годы Великой Отечественной войны. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1962. - 568 с.

6. Советское пенсионное право / М. Л. Захарова. - М. : Юрид. лит., 1974. - 544 с.

7. Советское право социального обеспечения : учеб. пособие. - М. : Юрид. лит., 1989. - 400 с.

8. Социальная работа : теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Со-рвина. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 427 с.

9. Тезисы выступления Д. А. Медведева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ei1918.ru/historical_speeches/vystuplenie_prezidenta.html. - Загл. с экрана.

10. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов / Я. М. Фогель. - М. : Юрид. лит., 1986. -176 с.

11. ЦГА РМ. - Ф. р-662. - Оп. 31. Д. 7. - Л. 11-16; Оп. 30. - Д. 4. Л. 3; Оп. 30. - Д. 8. - Л. 12; Оп. 25. - Д. 6. - Л. 6- 7; Ф. р-62. - Оп. 7. - Д. 127. - Л. 2; Ф. р-76. - Оп. 1. - Д. 136. - Л. 100; Ф. р-1238. - Оп. 1. - Д. 97. - Л. 52; Ф. р-333. - Оп. 1. - Д. 418. - Л. 79.

Поступила 17.09.2012.

Сведения об авторе

Бистяйкина Динара Асымовна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: социальная защита населения, социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны. Автор более 50 научных и учебно-методических работ.

Тел.: (8342) 29-07-93, 76-33-90

E-mail: [email protected]

94 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (22) 2013

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.