Научная статья на тему 'Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: юбилейная забота или помощь каждый день'

Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: юбилейная забота или помощь каждый день Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4291
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЛЬГОТЫ / АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ / VETERANS / DISABILITY / THE GREAT PATRIOTIC WAR / SOCIAL PROTECTION / BENEFITS / TARGETED ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суркова И. Ю.

В статье говорится о трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в зависимости от конкретного исторического периода. Участники и инвалиды войн традиционно являлись объектом социальной политики, однако социальные обязательства государства в отношении ветеранов претерпели изменения, связанные с распадом СССР. Переход от идеологии патернализма в Советском Союзе к социальной политике либерального типа в Российской Федерации происходил через различные социальные реформы, что неоднозначно сказалось на статусе ветеранов. От советской эпохи нам досталась политика помощи участникам войны, приуроченная к юбилейным датам, настоящее время принесло концепцию адресной социальной помощи и замену льгот денежным эквивалентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS: ANNIVERSARY CARE OR EVERYDAY HELP

The article presents the transformation of Great Patriotic War's veterans social protection that depends upon the particular historical period. Combatants and disabled veterans have been traditionally the object of social policy, but the government social obligations in respect of the veterans have undergone certain changes related to the collapse of the USSR. The transition from paternalism ideology of the Soviet Union to liberal social policy in Russia took place through different social reforms. It affected the status of veterans. We have social policy to veterans, timed to the anniversary dates from the USSR, the concept of targeted social assistance benefits and the monetary equivalent replacement.

Текст научной работы на тему «Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: юбилейная забота или помощь каждый день»

УДК 355.018

И.Ю. Суркова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

ЮБИЛЕЙНАЯ ЗАБОТА ИЛИ ПОМОЩЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

В статье говорится о трансформации системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в зависимости от конкретного исторического периода. Участники и инвалиды войн традиционно являлись объектом социальной политики, однако социальные обязательства государства в отношении ветеранов претерпели изменения, связанные с распадом СССР. Переход от идеологии патернализма в Советском Союзе к социальной политике либерального типа в Российской Федерации происходил через различные социальные реформы, что неоднозначно сказалось на статусе ветеранов. От советской эпохи нам досталась политика помощи участникам войны, приуроченная к юбилейным датам, настоящее время принесло концепцию адресной социальной помощи и замену льгот денежным эквивалентом.

Ветераны, инвалидность, Великая Отечественная война, социальная защита, льготы, адресная помощь

I.Yu. Surkova

SOCIAL PROTECTION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS: ANNIVERSARY CARE OR EVERYDAY HELP

The article presents the transformation of Great Patriotic War’s veterans social protection that depends upon the particular historical period. Combatants and disabled veterans have been traditionally the object of social policy, but the government social obligations in respect of the veterans have undergone certain changes related to the collapse of the USSR. The transition from paternalism ideology of the Soviet Union to liberal social policy in Russia took place through different social reforms. It affected the status of veterans. We have social policy to veterans, timed to the anniversary dates from the USSR, the concept of targeted social assistance benefits and the monetary equivalent replacement.

Veterans, disability, the Great Patriotic War, social protection, benefits, targeted assistance

«И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим»

Булат Окуджава

Цена победы стала одной из самых высоких в истории нашей страны, ведь трагедия войны охватывает миллионы человеческих жертв, огромное количество инвалидов, вдов,

303

беспризорных детей и сирот, не говоря уже о разрухе и нищете, сопутствующих атрибутах любых боевых действий. Победа, выступая структурным элементом идентификации государства, подняла его на вершину мирового геополитического пространства. Поэтому 9 мая сегодня в первую очередь ассоциируется с геройским подвигом народа, а уже потом с горем и страданием поколения победителей.

Современное дискурсивное поле наполнено оценками тех или иных исторических событий, в том числе и Великой Отечественной войны (ВОВ), что отражается на отношении к участникам, освобождавшим Родину от фашистской экспансии. Это сегодня мы говорим о проявлениях военных синдромов, которым подвержены люди, пережившие сверх-экстремальные условия боев, плена и пыток, а после подписания мирового договора в 1945 году на подобные проблемы не обращали внимания, ведь основной задачей было восстановление страны от разрушений.

Социальная политика в отношении участников и инвалидов ВОВ начинает свою историю практически с первых дней войны, когда назначали «денежные аттестаты», регламентировавшие выдачу зарплаты военнослужащих членам их семей в военных комиссариатах, что позволяло выжить женам и детям фронтовиков в голодающем тылу. Тем, кто получил инвалидность в результате участия в боевых действиях, государство назначало пенсию, определенным образом поддерживающую людей, вернувшихся в мирную жизнь.

После войны социальная защита была направлена на заботу об инвалидах ВОВ I и II групп, а также о семьях, потерявших во время боевых действий кормильца. Однако в результате трудовой мобилизации ужесточились правила назначения инвалидности и большому количеству людей, фактически имеющих серьезные проблемы со здоровьем, необходимо было работать на общих основаниях с остальными гражданами СССР. Часть инвалидов начинала нищенствовать, другая выполняла работу недостаточно продуктивно, что вызывало недовольство начальников и последующие репрессивные практики, например депортацию фронтовиков, имеющих увечья, на Соловки.

Важным этапом в развитии системы социальной защиты стала брежневская эпоха, во время которой инвалиды и участники ВОВ уже становятся символами демонстрации социальной заботы, их идеологизированный статус позволял пользоваться различного рода благами, почетом и уважением. Льготные направления фиксировались на медицинском обслуживании, решении жилищных проблем, а также расширении жизненного пространства за счет возможности приобретения автомобиля как средства мобильности, введении гибких условий работы. Следуя традициям советского государства, все это приурочивалось к юбилейным датам празднования Дня Победы.

Вот с таким багажом практик социальной заботы государства о ветеранах и инвалидах ВОВ мы подошли к переломному моменту в истории развития страны, времени правления М.С. Горбачева. Началось глобальное реформирование всех сфер жизни, когда «революция сверху» была ориентирована на переход от авторитарно-бюрократического социализма к демократическому и гуманистическому строю. Но перестроечной волной, накрывшей и индустрию культуры, и социальную сферу, сорвало все мыслимые и немыслимые запреты, ограничения, накладываемые на людей рациональных, индустриальных и подцензурных [1].

Последствия перестройки стали глобальными, трансформировавшими геополитическую карту мира, ведь произошел распад СССР, а также изменения государственного строя в странах социалистического лагеря. Падение железного занавеса и как символ этого разрушение Берлинской стены способствовало снятию табу с многих ранее замалчиваемых тем. Там, в Западной Европе и США была совсем другая жизнь, и образы «бывших потенциальных врагов» стали мифологизироваться. В публичном дискурсе появились высказывания о том, что наша страна не может быть никому и ни в чем примером, а символов гордости практически не осталось. Естественно, происходящие в обществе перемены были настолько ошеломительными, что были поставлены под сомнение даже сама ценность победы и подвиги людей, защищавших страну от насилия, от уничтожения целых народов, от фашизма.

Свобода слова и гласность в качестве атрибутов перестройки открыли поток информации о войне, который долгие годы подвергался сильнейшей сакрализации. Начинается переоценка войны в целом и ее отдельных эпизодов. Как пишет Г.В. Осипов, «самым диким, людоедским «изобретением» определенной части исторической науки является утверждение о том, что Вторая мировая война явилась войной двух неадекватных в психическом плане диктаторов - Гитлера и Сталина, войной двух возглавляемых ими тоталитарных систем. Кое-кто утверждает, что это была «внутрифашистская разборка»» [2]. Такая девальвация ценностей целенаправленно день за днем поражала ветеранов, которые оказались беззащитными перед надвигающимися глобальными переменами. Их почетный социальный статус в собственной стране оказался никому не нужен.

При оценке перестройки нельзя обойти вниманием то, что проводимые реформы открыли возможность приватизации общенародной собственности, и, как следствие, национальное богатство передавалось практически в индивидуальную собственность. Сначала были «отпущены» доходы и избирательно - цены, затем объявлена малая приватизация и вскоре - свобода цен, финалом которой стала массовая приватизация [3]. Как результат произошли спад производства, вывоз национального богатства за рубеж и массовое обнищание населения. Все это в первую очередь маргинализировало пожилых и инвалидов. Все участники войны к началу 1990-х годов уже имели пенсионный возраст, поэтому кризисное состояние экономики, деградация системы социального обеспечения вывели их на периферию социального пространства. На улицах стали появляться пожилые люди плохо одетые, собирающие бутылки и просящие милостыню, а для того, чтобы выжить, ветераны продавали свои ордена и медали. Получается, что, с одной стороны, всемирно-историческое значение победы в войне все-таки признается, хоть и пересматривается, а с другой стороны, участники ВОВ испытывают униженное положение двоякого рода: борьба за выживание (материальная депривация) и моральное унижение, откровенное очернение истории войны, ее результатов и поколений выигравших [4]. Данный период стал серьезным испытанием для всех граждан Советского Союза, поскольку перестройка сняла запреты с многих ранее табуированных тем, в том числе и с оценки Великой Отечественной войны, что девальвировало статус ветеранов ВОВ. Кризисное состояние всех сфер жизни, тотальная бедность населения сформировали страту «нищих победителей», которые страдали от ограниченного внимания государства и от утраты культа войны [5].

С началом правления В. В. Путина наблюдается активный переход от позднесоциалистической идеологии, основанной на ценностях патернализма, к социальной политики либерального, а в последствии неолиберального типа через реализацию различных социальных реформ. Отмечается возрождение системы патриотического воспитания в Российской Федерации через обращение к победоносным справедливым войнам и, соответственно, повышение внимания к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, символизирующее заботу государства о своих героях.

Распад Советского Союза привел к изменениям в законодательстве относительно социальной поддержки участников ВОВ. Первые годы становления Российской Федерации отличаются временным затишьем в отношении обеспечения данной категории лиц льготами и гарантиями. Происходил пересмотр дальнейшей стратегии развития бывших стран СССР, и каждое независимое государство формировало свои нормативно-правовые документы. На проблемы бывших фронтовиков стали вновь обращать внимание с 1993 г., когда было принято соглашение о взаимном признании прав для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним. Вначале это касалось лишь закрепления прав на льготный проезд, а с 1994 г. стали рассматривать вопросы о повышении размеров пенсий, бесплатному обеспечению жилыми помещениями, установлении 50% скидки на оплату телефонной связи, а также оказанию единовременной материальной помощи (Соглашение стран СНГ от 9 декабря 1994 г.).

Так, государственные органы социального страхования обратили внимание на меры по улучшению оздоровления участников ВОВ в связи с приближающимся 50-летием

Победы. В течение 1995 г. участник ВОВ мог использовать только одну бесплатную путевку на санаторное лечение на курорты: Кавказские Минеральные Воды, Черноморское побережье России, Белокуриха, Сестрорецкий курорт, Старая Русса, Краинка, курортная зона г. Владивостока, Шмаковка, Кашин, Карачарово (Письмо Фонда социального страхования РФ от 14 ноября 1994 г. № 02-524/124; Распоряжение Фонда социального страхования РФ от 3 мая 1995 г. № 87).

Серьезным изменением в области социальной политики стало принятие Федерального закона «О ветеранах» (ФЗ от 12 января 1995 г. № 5), поскольку были систематизированы меры по социальной поддержке инвалидов и участников ВОВ. Они фокусируются на следующих направлениях: пенсионное обеспечение, налогообложение; получение и

содержание жилых помещений; оплата коммунально-бытовых услуг и торговое обслуживание; внеочередная бесплатная установка квартирных телефонов; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание, санаторно-курортное лечение; обеспечение транспортными средствами и оплата проезда, трудоустройство, обучение и переподготовка; пользование услугами связи, культурно-зрелищными и спортивно-оздоровительными учреждениями; получение услуг учреждений социального обслуживания.

В сложное для страны время, охваченное кризисами практически всех сфер жизни, государство наконец-то обратило внимание и на мизерные пенсии ветеранов. В результате вышли ряд нормативно-правовых документов об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ, которые устанавливали право получения второй пенсии и различных надбавок, что стало бонусом перед другими гражданами, возвращающим высокий статус победителям Второй Мировой войны. (ФЗ от 7 мая 1995 г. № 72; Указание Минсоцзащиты населения РФ от 22 мая 1995 г. № 1-5-У; Постановление Минтруда РФ от 28 октября 1997 г.). Благодаря валоризации пенсионных прав, приобретенных в советское время, с 1 апреля 2010 года участники ВОВ, имеющие инвалидность, будут получать 18 893 рубля [6], что превышает в два-три раза размер пенсионного обеспечения других категорий населения.

Обратимся к предоставлению транспортных средств инвалидам ВОВ. С 1995 г. изменилась марка автомобиля, предназначенного для выдачи (Постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 244), с этого времени государство стало выдавать в пользование вместо автомобиля «Запорожец» автомобиль «Ока». Мотоколяска стала устаревшим видом транспорта. Новая модель была малолитражной и достаточно удобно оборудованной. А с 2008 г. инвалиды войны стали получать в собственность автомобиль «Жигули» седьмой модели. Так, в Саратове в 2008 году 685 инвалидов войны были бесплатно обеспечены легковыми автомобилями, 206 инвалидов войны, изъявивших желание, получили взамен легкового автомобиля единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. руб. [7]. Такую же заботу проявили в Московской, Нижегородской, Астраханской, Волгоградской, Тульской и ряде других областей.

Возникла другая проблема, ведь большинство инвалидов войны перешагнули 70-летний юбилей. Управлять в этом возрасте машиной достаточно проблематично, да и опасно. Выходом стало разрешение на управление автомобилем родственниками инвалидов ВОВ, проживающих вместе с ними. Однако некоторые родные и близкие стали «напрягать стариков-инвалидов на бесплатное получение транспорта, а для этого необходимо заново проходить врачебную экспертизу, иначе близкие не пустят домой» [8]. Таким образом, социальная поддержка со стороны государства помогала ветеранам, но не могла обеспечить защиту от собственной семьи.

Следующим значимым этапом формирования социальной политики в отношении инвалидов и ветеранов ВОВ стали реформы, проводимые командой В.В. Путина. Хронология событий выглядит следующим образом. В 2000 г. вышел Указ Президента РФ О Российском организационном комитете «Победа» (Указ от 5 августа 2000 г. № 1441), в котором в качестве основных задач определяется осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих социально-экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также координация деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, профсоюзных организаций, ветеранских и других

общественных объединений по решению проблем ветеранов и военно-патриотическому воспитанию молодежи. В 2002-2003 гг. вышли указы о подготовке и проведении празднования 60-й годовщины Победы (Указ Президента РФ от 5 августа 2002 г. № 841; Указ Президента РФ от 27 апреля 2002 г. № 418; Указ Президента РФ от 21 июля 2003 г. № 789). В 2004 г. основное внимание уделялось выпуску юбилейных медалей и организации празднования победы (Распоряжения Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 1039-р; от 14 декабря 2004 г. № 1609-р; от 20 декабря 2004 г. № 606-рп и т.д.). Данный перечень наглядно демонстрирует оставшуюся с советских времен, практику приурочивания каких-либо мероприятий к юбилейным датам, которые зачастую носят демонстративный характер.

Хотя встречаются и нормативные акты, направленные на реальную социальную защиту инвалидов войны. К ним можно отнести Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также правила обеспечения ветеранов техническим средствами (Распоряжение

Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 1343-р; Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. № 771; Письмо ФСС России № 02-18/14-1370 от 17 февраля 2005 г.; Письмо ФСС России № 02-18/07-8590 от 1 сентября 2005 г.; Приказ ФСС России от 26 января 2005 г. № 10 и т.д.). Забота о ветеранах войны стала рассматриваться в качестве одного из самых приоритетных направлений социальной защиты населения. Ведь, несмотря на те льготы, которыми пользовались ветераны, существует немало проблем, требующих незамедлительного решения, в первую очередь в связи с тем, что социальные работники как агенты социальной политики государства, замешкавшись, могут не застать своих клиентов в добром здравии, ведь средний возраст участников войны 80-85 лет.

2005 год можно назвать знаковым в области реформирования системы социального обслуживания населения, поскольку в свет вышел скандальный закон о монетизации льгот, в котором предполагалось обеспечить замену предоставления льгот денежной компенсацией или по выбору - пакетом социальных услуг (Федеральный Закон РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Государству требовалась новая концепция, которая бы сделала систему социальной поддержки более прозрачной, эффективной и адресной. Однако на практике реформы не были до конца продуманы, существовали достаточно серьезные просчеты в бюджетном распределении, что вызвало негативную реакцию со стороны потенциальных потребителей социальных услуг и денежных выплат.

Эта новая модель социальной помощи, связанная с изменениями в обществе иждивенческих настроений, несколько противоречила основаниям предоставления льгот и привилегий ветеранам ВОВ. Стали появляться публикации, в которых утверждается, что понятия «льгота» и «компенсация» явно не равнозначны, поскольку льгота - это преимущества и частичное освобождение от выполнения имеющихся правил, а компенсация - это вознаграждение или возмещение расходов [9]. В интервью маршал авиации А. Ефимов заявил, что «Символом «достойной жизни» не должна быть бутылка водки на 9 Мая... Кроме того, льготы позволяют старикам-ветеранам избежать унизительной и утомительной процедуры хождения по чиновничьим кабинетам, по десяткам окон и не выпрашивать себе всех тех копеечных подаяний, которыми облагодетельствует их государство» [10]. Получается, что изначальное наделение инвалидов и ветеранов ВОВ льготами - это не стимуляция «иждивенческого поведения», а дань страны за освобождение от оккупации, что не соответствует политике компенсации затрат на что-либо. Однако, по мнению независимого консультанта-эксперта В. Чулкина, «сами ветераны несут миф, что о них забыли, и вспоминают только по праздникам» [11]. Основные причины он видит в том, что идеологическая роль ветерана была внушительна, а общество демонстрировало свое душевное признание, однако происходит отрыв ожиданий участников ВОВ от осознания действительной ситуации, что может быть связано с фактическим материальным достатком.

В настоящее время проблемные зоны в повседневной жизни участников ВОВ сосредоточены на следующих направлениях: жилищно-бытовые условия, медицинское обслуживание, финансовые трудности, социальный патронаж на дому. В г. Волгограде было

проведено исследование социальных проблем участников войны, которое показало, что многие нуждаются не в постоянной небольшой материальной поддержке, а в единовременной, значительной по сумме помощи, необходимой для решения самых насущных проблем, таких как покупка слуховых аппаратов, ремонт квартиры, приобретение сложной бытовой техники [12]. Органы социальной защиты субъектов Федерации совместно с ветеранской общественностью проверили условия жизни более 2,6 млн ветеранов, в том числе 250 тыс. инвалидов, 600 тыс. участников войны, 1,8 млн тружеников тыла военных лет. По итогам проверки и обследования единовременная материальная помощь из средств региональных бюджетов оказана 591,9 тыс. человек [13].

Самая серьезная проблема для российских граждан, в том числе и для инвалидов и ветеранов ВОВ, - это получение квартиры. В советское время был найден выход путем строительства жилья, так называемых «хрущевок, брежневок и домов Лагутенко». Они представляли собой малогабаритные, не слишком комфортные для проживания больших семей квартиры, но прекрасно заменяли бараки. К сожалению, достаточно большое количество участников войны по-прежнему продолжают жить в тех же условиях, хотя их квартиры зачастую имеют статус аварийных. Численность ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2009 г., составляет порядка 34,1 тыс. человек. В 2008 году улучшили жилищные условия 900 ветеранов Великой Отечественной войны [14]. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» к 2010 году всем участникам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, будут предоставлены квартиры из расчета 36 м2 на человека. На 2010 год финансирования указанных мероприятий не запланировано. Соответственно, со следующего года «квартирный вопрос» перед инвалидами и ветеранами ВОВ стоять не будет. Хотя, возможно, это очередная декларативная форма социальной защиты, приуроченная к 65-летнему юбилею Победы.

Ведь на протяжении всей истории социального обеспечения бывших фронтовиков жилищная проблема являлась перманентной. Непонятно только, то ли участников было так много, то ли квартир выделялось так мало, но данная проблема в современной России до сих пор не разрешилась. Возможно, одной из причин является «двойное использование» социального статуса при получении жилой площади. Так, ветеран получал от государства квартиру, туда переезжали его дети и внуки. После разрешения приватизации жилых помещений, на законных основаниях собственниками становились члены семьи участника ВОВ, а бывший фронтовик оставался жить в неблагоприятных жилищных условиях. Естественно, через какое-то время ветеран войны заново становился в очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Как и в случае приобретения автомобилей как средств, повышающих мобильность участников и инвалидов войны, родственники могут эксплуатировать ветеранский статус, в связи с этим необходимо уделять повышенное внимание работе социальных служб, под патронажем которых находятся бывшие фронтовики.

Кроме получения нового жилья, актуальными остаются условия проживания ветеранов, которые со временем ухудшаются, и в квартирах требуется ремонт, достаточно дорогостоящий по современным ценам. Поддержка в этом направлении осуществляется на региональном уровне. Так, в Красноярске была принята долгосрочная целевая программа «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на 2009-2010 годы, в которой подробно излагаются меры по улучшению жизни участников ВОВ.

Одним из самых востребованных видов социальной помощи остается выделение средств на медицинские нужды. В 2009 г. вышел приказ о проведении углубленного диспансерного обследования инвалидов и ветеранов ВОВ (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 августа 2009 г. № 571), который направлен на проведение мероприятий,

способствующих профилактике заболеваний и увеличение продолжительности активной жизни данной категории граждан. Опять же конкретные меры зависят от деятельности местных властей регионов. Кроме того, обращается внимание на обслуживание участников ВОВ на дому. Так, например, в Саратовской области социально-бытовые, медицинские, правовые и досуговые услуги получают около 3 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны через 46 центров социального обслуживания населения [7]. В центрах функционируют социально-реабилитационные отделения, отделения дневного пребывания и службы мобильной социальной помощи.

Таким образом, в российском государстве демонстрируется почитание инвалидов и ветеранов войны, закрепленные в привилегиях для данной категории граждан на уровне федеральных и региональных законов. Кроме того, забота об участниках войны становится необходимым атрибутом патриотического воспитания российской молодежи, поскольку смена социально-экономического строя привела к девальвации ценностей и любви к Родине. В этой связи председатель Комитета межрегиональной общественной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы-однополчан Г.И. Датчиков отметил: «Был период, когда нас почти перестали приглашать на встречи, вторая половина 1990-х годов. А теперь снова зовут. И, знаете, видно, что молодым людям опять интересно слушать про войну. Выросло поколение, для которого Великая Отечественная - история, и многие дорожат возможностью услышать об этом эпохальном событии из первых уст» [15].

В настоящее время участники и инвалиды ВОВ становятся символами гражданственности и патриотизма, на их примере воспитывают подрастающее поколение, их чествуют и оказывают всевозможные привилегии. Хотя, как уже бывало и раньше, в основном к юбилейным датам, а зачастую только на бумаге. Ветеранов Великой Отечественной войны становиться все меньше и меньше, их ценность как носителей нашей исторической памяти возрастает с каждым годом, поэтому те затраты, которые накладываются на бюджет - это лишь мизерная часть того внимания, которое может оказать государство. А почитание и уважение к бывшим фронтовикам, которое нельзя пересчитать в денежном эквиваленте, должно воспитываться в каждом, будь то взрослый человек или ребенок, ведь у нас одна Родина на всех.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романов П. В. Идеология социальной политики и практики социального обслуживания в период либеральных реформ / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П.В. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. С. 80-105.

2. Осипов Г.В. Значение подвига советского народа / Г.В. Осипов // Социс. 2005. № 5. С. 9-10.

3. Гольденберг И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки / И.А. Гольденберг // Социс. 1995. № 4. С. 14-27.

4. Афанасьева Л.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / Л.И. Афанасьева, В.И. Меркушин // Социс. 2005. № 5. С. 11-22.

5. Физелер Б. «Нищие победители»: инвалиды Великой отечественной войны в Советском Союзе / Б. Физелер // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 577-591.

6. Смольякова Т. Пенсионерам - прибавка, ветеранам войны - премия к празднику / Т. Смольякова // Российская газета. 31.03.2010.

7. Официальный сайт Правительства Саратовской области. кйр://’^^^8оаа1.8ага1;оу. gov.ru/news/socia1.php. Дата обращения к ресурсу 9.11.2009.

8. Гажев Б. От ВТЭК до МСЭ, или «... Как всегда» / Б. Гажев // Нева. 2007. № 4. С. 216-218.

9. Рог В. Денежная компенсация вместо льгот - унижение для ветеранов Великой Отечественной войны / В. Рог, В. Соловьев // Независимое военное обозрение. Вып. 25 (385) от 09.07.2004.

10. Плугатарев И. Ветеранов слушают, но не слышат / И. Плугатарев // Независимое военное обозрение. Вып. 16 (376) от 30.04.2004.

11. Чулкин В. Победа в ВОВ - это брэнд, элемент идентификации нашей страны / В. Чулкин // Политическая экспертная сеть «Кремль.ОЯО». http://www.kreml.org/opinions/ 83292619. Дата обращения к ресурсу 13.11.2009.

12. Васильев В. Не к дате, а каждый день: об улучшении жизни ветеранов в Волгоградской области / В. Васильев // Социономия. 2005. № 2. С. 7-10.

13. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны: цифры и факты // Народное образование. 2005. № 4. С. 40-42.

14. Информация Министерства регионального развития РФ о численности ветеранов

ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников

ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2009 года. http://www.duma. gov.ru/veteran/info_Minregion.htm. Дата обращения к ресурсу 9.11.2009.

15. Мирное оружие. Интервью с Г.И. Датчиковым // Санкт-Петербургские ведомости. 25.08.2006.

Суркова Ирина Юрьевна - Surkova Irina Yuriyevna -

кандидат социологических наук, Candidate of Sociological Sciences,

доцент кафедры «Социальная антропология Associate Professor of the Department и социальная работа» of «Social Anthropology and Social Work»

Саратовского государственного of Saratov State Technical University

технического университета

Статья поступила в редакцию 15.06.10, принята к опубликованию 30.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.