Научная статья на тему 'Трансформация системы государственного регулирования сельского хозяйства в условиях ВТО'

Трансформация системы государственного регулирования сельского хозяйства в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасюк А.С.

Анализируются институциональные аспекты адаптации России к требования ВТО. Автор обращает внимание на многовекторное развитие механизма регулирования сельского хозяйства в результате членства России в ВТО и активного участия нашей страны в процессах региональной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы государственного регулирования сельского хозяйства в условиях ВТО»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ВТО

© Панасюк А.С.*

Донской государственный аграрный университет, г. Зерноград

Анализируются институциональные аспекты адаптации России к требования ВТО. Автор обращает внимание на многовекторное развитие механизма регулирования сельского хозяйства в результате членства России в ВТО и активного участия нашей страны в процессах региональной экономической интеграции.

В 2011 г. Россия стала полноправным членом ВТО. Наша страна, с одной стороны может пользоваться теми правами, которые предоставляет данная международная организация, с другой стороны обязана выполнять те обязательства, которые взяла на себя в ходе переговорного процесса.

Наряду с общей либерализацией внешней торговли, увеличивается протекционизм в отношении сельскохозяйственной продукции со стороны развитых стран. Правительство этих стран понимают роль и значение отрасли сельского хозяйства для своих экономик, так как сельское хозяйство является многофункциональной отраслью. Процесс вступления России в ВТО оказался крайне непрозрачным и закрытым как для научного сообщества, так и для бизнеса, которому придется работать в новых условиях.

Остановимся более подробно на обязательствах России по сельскому хозяйству. Наиболее значимым являются условия таможенно-тарифного регулирования. В статье академика РАСХН И.Г. Ушачева говорится о том, что ученные Россельхозакадемии и представители отраслевых союзов выделили следующие товарные группы, по которым могут произойти негативные последствия после вступления в силу обязательств России по сельскому хозяйству: это торговля живыми свиньями, мясо свиней свежее и мороженное, молоко и сливки сгущенные, сыры, рис и колбасы.

Наиболее отрицательные последствия ожидаются на рынке свинины за счет: снижение таможенного тарифа с 40 % до 5 %; снижение тарифа на мясо свиней свежее и мороженное внутри квот с 15 % до 0 %, а сверх квоты с 75 % до 65 %; изменение режима тарифного квотирования [1].

Рост импорта по свинине может существенно возрасти за счет отмены квотирования по свинине в 2020 г. и установления единой импортной пошлины на свинину в размере 25 %. Хотя необходимо отметить, что применение тарифного квотирования показала себя как эффективная мера для защиты внутреннего рынка.

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.

Так же могут пострадать отечественные производители сыров, так как на импортную продукцию снижена почти вдвое планка, после которой импортная пошлина не взимается, что приведет к притоку дешевой импортных сыров. На сухое молоко пошлины будут снижены с 25 % до 15 %.

Эти изменения в таможенно-тарифном регулировании приведут к тому, что отечественная продукция станет менее конкурентоспособной по сравнению с импортной, и как следствие усложнит выход отрасли животноводства из кризиса.

После того как Россия стала членом ВТО она должна придерживаться правил субсидирования отрасли сельского хозяйства, которые отражены в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству. В рамках ВТО вся поддержка подразделятся на три группы или корзины: желтая, зеленая и голубая корзина.

В зеленую корзину относят меры, не оказывающие прямого влияние на увеличение производства и ограничение торговли, поэтому могут применяться без ограничений. К ним относят: строительство и развитие инфраструктуры; страхование; подготовка кадров; развитие ветеринарии и фито-санитории; научно-исследовательские работы; компенсация потерь от стихийных бедствий и т.д. [2].

В голубую корзину относят меры поддержки, которые направлены на ограничение производства сельскохозяйственной продукции, путем фиксирования площадей посевов сельскохозяйственных культур и поголовья скота.

Наиболее проблемной и важной для России являются меры желтой корзины, которые влияют на объем производства и искажают торговлю. К этим мерам относят: субсидирование процентных ставок по кредитам; интервенционные закупки сельхозпродукции; компенсации затрат на ГСМ, минеральные удобрения, потребление электроэнергии и др.

В процессе переговоров для России был определен агрегированный уровень поддержки сельхоз товаропроизводителей в размере 9 млрд. долл. в 2012-2013 годах с последующим сокращением до 4,4 млрд. долл. в 2018 году. Если сравнивать данный уровень поддержки, то необходимо отметить, что в 1989-1991 гг. данный показатель был равен 89 млрд. долл. В развитых странах сейчас, в частности в США, уровень поддержки -120-172 млрд. долл., в ЕС - 105 млрд. долл., в Японии - 39,6 млрд. долл..

Важно отметить то, что та поддержка, которая предусматривается для России в первые годы после вступления в ВТО ни разу не будет предоставлена в полном объеме. В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусматривается государственная поддержка на 2013-2014 годы в размере 4,3 млрд. долл. (130 млрд. руб.).

В последующие годы, когда проектом государственной программы предусмотрен рост поддержки, начнут действовать ограничительные нормы ВТО. Так в 2017 г. планируется помощь сельхозпроизводителям в размере

6,6 млрд. долл., а разрешенный ее размер составит 5,4 млрд. долл. Это скорее всего приведет к тому, что государство вынуждено будет переводить меры поддержки желтой корзины в меры зеленой корзины [3].

На основе выше сказанного важно отметить, что проект Государственной программа на 2013-2020 годы скорректированный с учет существующих требований ВТО к России позволит избежать многих противоречий и проблем. Вторым направлением Государственной программы должна стать модернизация отечественного сельскохозяйственного производства, которая создаст основу для повышения конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства.

Важным условием развития отечественного сельского хозяйства помимо условий ВТО является создание мер по регулированию деятельности Таможенного союза и создание Единого экономического пространства. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана является ярким примером регионализации мировой экономики, когда страны создают вокруг себя свои экономические пространства.

Задачами Таможенного союза является создание единой таможенной территории с общим единым таможенным тарифом, единых мер не тарифного регулирования, обеспечение единства в управлении таможенными службами и отмена таможенного контроля на внутренней таможенной границе. Общей целью Таможенного союза является устранение межгосударственных барьеров выработку общего направления социально-экономической, инновационной, внешне-экономической аграрной политики [3].

Сближение агарных политики стран ЕрАзЭС позволит:

- решить проблему продовольственной независимости стран от импорта по основным продовольственным позициям, так Россия и Казахстан являются крупными производителями зерновых культур, а Белоруссия - молочных продуктов и мяса;

- укрепить позиции по экспорту продовольствия на мировом рынке, продвигая общие интересы;

- обновить материально-техническую базу российских аграриев, за счет белорусской техники. От данной меры выиграют как российская сторона - сельхозпроизводители получат дешевую технику, по сравнению с импортной аналогами, так и белорусская сторона -увеличатся объемы реализации техники за счет российского рынка.

- развитие научно-технического сотрудничества, как в машиностроении, переработке, так и в сельхозпроизводстве.

Нужно отметить, что помимо общих преимуществ, которые страны получают от Таможенного союза, каждый из его участников стремиться обеспечить для себя собственные интересы. Прогнозируется, что дополнительный доход от вступления Белоруссии в Таможенный союз, может составить до 28,3 % объема полученных в 2008 году ввозных пошлин и других плате-

жей по импорту [4]. Белоруссия выиграйте так же от введения единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, так как он составит 11,3 %, по сравнению с ранее существующим тарифом 8,04 %.

Для Казахстана участие в Таможенном союзе позволит расширить рынки сбыта для своей продукции, такой как топливно-энергетический комплекс, зерновое хозяйство, а так же цветная и черная металлургия.

Прогнозируется, что Россия от интеграции в Таможенный союз получит дополнительно около 16,7 % от современного уровня ВВП. Однако необходимо отметить, что возникают и определенные риски в частности после вступления в Таможенный союз согласованные доли в совокупных таможенных поступлениях у Казахстана возрастут с 3,1 % до 7,33 %, Белоруссии с 4,6 % до 4,7 %, а у России сократиться с 92,3 % до 87,97 %. Риском является рост китайского импорта через Казахстан в Россию, что может привести к отрицательным последствиям для отечественных производителей, так как китайские объемы продукции и цена, из-за существенной государственной поддержки не сопоставимы с отечественными товаропроизводителями [5].

Не мало важное значение имеет соотношение единого таможенного тарифа Таможенного союза, с таможенными пошлинными в рамках ВТО. Это связано с тем, что вслед за Россией присоединиться к ВТО и Казахстан, который уже в ходе переговорного процесса согласился на большие чем у России уступки по таможенным тарифам. В результате это может привести к дальнейшему снижению единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза по инициативе Казахстана.

В рамках Таможенного союза была достигнута договоренность о верхнем уровне поддержки отрасли в 10 % бюджета. Россия же в настоящее время выделяет средств на отрасль сельское хозяйство в размере 1,2-1,5 % от своего бюджета, Белоруссия - 16 %, что не сопоставимо с развитыми странами, где например в США 24 % бюджета расходуется на данную отрасль, а в ЕС - 33 %. Это наглядно показывает на сколько правительство данных государств оценивает роль отрасли для экономики своей страны.

После вступления Росси в ВТО возникают так же и институциональные проблемы. В настоящее время у России отсутствуют эффективные механизмы для оказания помощи отечественному бизнесу в торговых спорах с конкурентами в рамках ВТО. Особенность ВТО состоит в том, что меры, вводимые для защиты своих рынков от импорта или поддержки своих производителей необходимо аргументировать, доказывать и создавать различные концепции, например концепция «справедливой торговли», концепция «многофункциональности сельского хозяйства» и т.д.

Помимо этого, чтобы проводить споры в рамках ВТО необходимо наличие развитых юридических служб как на уровне государственной власти и в союзах и ассоциациях производителей, так и непосредственно на уровне производителей. Создание такой инфраструктуры является сложным и дли-

тельным процессом и потребует большего участия в этом процессе государства. Если Россия желает стать полноправным участником ВТО она должна подготовить высококлассных юристов и создать конкурентоспособные юридические фирмы международного уровня, которые бы защищали российских производителей в международных торговых спорах в рамках ВТО.

Другой институциональной проблемой является то, что в ходе переговорного процесса Россия взяла на себя обязательства по соответствию национальной системы санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и регулирования, правилам ВТО. При этом применяемые меры должны основываться на международных стандартах и быть научно обоснованными.

Россия должна участвовать в деятельности международных организаций при разработке стандартов и рекомендаций. Принятие технических регламентов и стандартов на продукцию необходимо для защиты российских потребителей от не качественной и опасной продукции. В 2010 году определены регламенты, которые должны быть разработаны в первую очередь, в настоящее время по ним принято 24, общее количество всех регламентов составляет - 300-350, при данном темпе работы на их разработку и принятия уйдет около 10 лет. В настоящее время Россией разработаны и приняты следующие технические регламенты: технический регламент на молоко и молочную продукцию, технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, регламент на масложировую продукцию [6].

Став участником ВТО сама по себе никуда не исчезла проблема инвестиционного климаты страны. По версии Всемирного экономического форума в 2012-2013 году по индексу глобальной конкурентоспособности, который включает 113 переменных, такие как: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность и др. из 144 стран по которым проводился, Россия находится на 66 месте, по уровню развития институциональный среды на 128 месте и по емкости рынка на 8 месте.

Наиболее важными проблемами, которые препятствуют ведению бизнеса и как следствие вложению инвестиций в Российскую экономику являются коррупция, бюрократия и уровень налогов. Пока не будут решены хотя бы первые две первые проблемы, ни о каких инвестициях в российскую экономику говорить не приходится.

Важно отметить, что по показателю емкость рынка данная организация поставила Россию на 8 место, это значить, что Россия рассматривается зарубежными компаниям никак место для вложения инвестиций в производство, а как рынок на котором можно реализовать имеющуюся продукцию. Данная ситуация является негативной, потому что без инвестиций и инноваций в производство нельзя получить эффективную и развитую экономику.

Участие в ВТО не гарантирует решение многих проблем относительно развития экономики и конкретных отраслей страны, наоборот приводит к

возникновению новых более сложных проблем решение которых требует большого и своевременного участия государства.

Можно выделить следующие основные направления государственного политики по решению назревших проблем России в условиях ВТО:

- отражение в Государственной программе по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 годы уровня поддержки сельхоз товаропроизводителей по годам в соответствии с обязательствами в рамках ВТО;

- поиск и применение новых защитных мер по защите тех сельскохозяйственных товаров и отраслей, которые в результате принятия обязательств по ВТО, оказались в не лучших условиях (свиноводство, молочное скотоводство и т.д.);

- модернизация материально-технической базы сельского хозяйства за счет мер поддержки, в течение переходного периода;

- разработка и принятие технологических регламентов на сельскохозяйственную продукцию;

- развитие отношение России со странами в рамках Таможенного союза, с учетом норм и обязательств ВТО;

- решение институциональных проблем по вопросам инвестиционного климата, подготовки кадров и организаций способных работать в условиях ВТО, т.е. знающих национальное законодательство, особенности производства отрасли, правила и нормы ВТО, а так же особенности законодательства стран конкурентов по ВТО и применяющих эти знания для защиты отечественных производителей.

Список литературы:

1. Ушачев И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 6. - С. 1-5.

2. Таранов П.М. Продовольственная зависимость России в свете вступления в ВТО / П.М. Таранов, А.С. Панасюк // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2010. - Т. 2, № 26-1. -С. 106-109.

3. Ушачев И.Г. Государственная программа - основа формирования конкурентоспособного АПК в условиях ВТО / И.Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 4. - С. 3-8.

4. Таранов П.М. Методические аспекты защиты продовольственного рынка России: установление приоритетов в условиях присоединения к ВТО / П.М. Таранов, А.С. Панасюк. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011. - 135 с.

5. Гадаева В.Ю. Региональные аспекты регулирования яичного птицеводства в контексте членства России в ВТО / В.Ю. Гадаева, П.М. Таранов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 23. - С. 33-38.

6. Панасюк А.С. Внешнеторговый аграрный протекционизм в России / П.М. Таранов, А.С. Панасюк // Аграрный научный журнал. - 2010. - № 10. -С. 89-93.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Таранов П.М.*

Донской государственный аграрный университет, г. Зерноград

Анализируется динамика развития российского птицеводства яичного направления в условиях эволюции государственного подхода к регулированию сельскохозяйственного производства. Рассматривается динамика объемов производства отрасли, а также трансформация структуры рынка продукции птицеводства. Автор делает вывод о целесообразных мерах по регулирования рынка яичной продукции в условиях ВТО.

Птицеводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового сельского хозяйства. В период с 1990 г. по 2012 г. производство яиц увеличилось почти в два раза и достигли 1226 млрд. шт. Крупнейшими в 2013 г. производителями были Китай, где производство составило около 40 % мирового производства, США - около 8 %, Индия - около 5 % и Мексика - около 4 %. Россия также является заметным производителем яиц: при объеме производства в 42 млрд. шт. доля отечественного птицеводства составляет около 3 % от мирового производства [1].

Перед началом основных рыночных реформ в 1990 г. объем производства составил около 47 млрд. шт., однако в результате трансформационных процессов к 1995 г. производство яиц в нашей стране достигло своего минимума - около 32 млрд. шт. Оживление в отечественном птицеводстве яичного направления началось после российского финансово-экономического кризиса в 1998 г. Резкое обесценение рубля привело к том, что яичное производство перешло к устойчивому росту и превысило к 2014 г. 42 млрд. шт.,

* Профессор кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.