Научная статья на тему 'Развитие российского рынка продукции птицеводства в условиях интернационализации торгово-экономических отношений'

Развитие российского рынка продукции птицеводства в условиях интернационализации торгово-экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранов П.М.

Анализируется динамика развития российского птицеводства яичного направления в условиях эволюции государственного подхода к регулированию сельскохозяйственного производства. Рассматривается динамика объемов производства отрасли, а также трансформация структуры рынка продукции птицеводства. Автор делает вывод о целесообразных мерах по регулирования рынка яичной продукции в условиях ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие российского рынка продукции птицеводства в условиях интернационализации торгово-экономических отношений»

5. Гадаева В.Ю. Региональные аспекты регулирования яичного птицеводства в контексте членства России в ВТО / В.Ю. Гадаева, П.М. Таранов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 23. - С. 33-38.

6. Панасюк А.С. Внешнеторговый аграрный протекционизм в России / П.М. Таранов, А.С. Панасюк // Аграрный научный журнал. - 2010. - № 10. -С. 89-93.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Таранов П.М.*

Донской государственный аграрный университет, г. Зерноград

Анализируется динамика развития российского птицеводства яичного направления в условиях эволюции государственного подхода к регулированию сельскохозяйственного производства. Рассматривается динамика объемов производства отрасли, а также трансформация структуры рынка продукции птицеводства. Автор делает вывод о целесообразных мерах по регулирования рынка яичной продукции в условиях ВТО.

Птицеводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового сельского хозяйства. В период с 1990 г. по 2012 г. производство яиц увеличилось почти в два раза и достигли 1226 млрд. шт. Крупнейшими в 2013 г. производителями были Китай, где производство составило около 40 % мирового производства, США - около 8 %, Индия - около 5 % и Мексика - около 4 %. Россия также является заметным производителем яиц: при объеме производства в 42 млрд. шт. доля отечественного птицеводства составляет около 3 % от мирового производства [1].

Перед началом основных рыночных реформ в 1990 г. объем производства составил около 47 млрд. шт., однако в результате трансформационных процессов к 1995 г. производство яиц в нашей стране достигло своего минимума - около 32 млрд. шт. Оживление в отечественном птицеводстве яичного направления началось после российского финансово-экономического кризиса в 1998 г. Резкое обесценение рубля привело к том, что яичное производство перешло к устойчивому росту и превысило к 2014 г. 42 млрд. шт.,

* Профессор кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.

т.е. около 90 % от уровня производства 1990 г. Государственная концепция развития птицеводства в России ставит своей целью завершить восстановительный рост к 2018 г.

В 2000-х годах увеличению объемов производства птицеводческой продукции в России способствовало использование высокопродуктивных кроссов и внедрение ресурсосберегающих технологий. В то же время модернизация птицепродуктового подкомплекса носила преимущественно догоняющий характер и сопровождалась ростом зависимости от импорта кроссов, оборудования, премиксов, комбикормов и т.д. [2].

Трехлетние государственные программы основываются на концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 20132020 годов, которая предполагает к 2020 году увеличить производство яиц должно превысить 50 млрд. шт., т.е. 352 шт. на душу населения, что является очень высоким показателем и вызывает у ряда экспертов озабоченность в отношении сбалансированности рынка пищевых яиц.

Устойчивый рост отечественного птицеводства в значительной степени обусловлен государственной поддержкой данной отрасли, а также протекционистскими мерами и политикой импортозамещения, что позволило достигнуть высокого уровня продовольственной независимости в отношении яиц и мяса птицы. Однако в связи со вступлением России в ВТО могут произойти значительные изменения ставок таможенных пошлин, что может угрожать дальнейшему развитию отрасли [3].

В условиях членства в ВТО регулирование зернового рынка России посредством введения экспортных пошлин и квот будет затруднительным, что может негативно повлиять на обеспечение птицеводства кормами.

Значительное увеличение доступности внутреннего рынка для иностранной продукции в свою очередь также может снизить спрос птицеводства на зерновые. Риски для птицеводства также связаны со снижение прямой господдержки отрасли через «желтую» корзину, если этим меры не будут компенсированы другими мерами [4, 5].

Реализация продукции птицепродуктового подкомплекса по данным Минсельхоза РФ происходит в форме натурального яйца в скорлупе на 88 %, около 6 % составляет яичный порошок и около 6 % - жидкие яичные продукты. Однако эти данные разнятся с данными аналитического агентства Бизнесстат, по данным которого в России перерабатывается не более 5 % от общего объема производства яиц.

Научные исследования свидетельствуют, что среди факторов, определяющих спрос на продукцию животноводства, наиболее значимым выступает покупательская способность [6].

Данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) доказывают наличие статистически значимой положительной связи

между общим уровнем подушевого дохода и разнообразием рациона питания. В отношении яичного производства можно утверждать, что по мере роста уровня благосостояния домохозяйств рост потребления натурального яйца замедляется, а в дальнейшем сокращается [7].

Так, в 1960 году потребление яиц на душу населения в США составляло 317,5 шт., при этом перерабатывалось около 9 % валового производства яиц, а в 2010 г. потребление снизилось до 245,8 шт., при этом в форме яичных продуктов потреблялось уже более 27 %. Опыт США и западноевропейских странах свидетельствует, что по мере роста уровня социально-экономического развития страны увеличивается потребление яичных продуктов.

В России с 2000 г. по 2013 г. доходы домохозяйств по паритету покупательной способности увеличились более чем в 3,5 раза, при этом вырос объем среднедушевого потребления яиц с 233 шт. в 2000 г. до 296 шт. в 2013 г. В то же время доля яиц, направляемых на переработку, практически не изменилось и составляет, по данным Бизнесстат, не более 5 % от валового производства яиц [8].

Таблица 1

Рынок яиц и яичных продуктов в США в 1960-2010 гг.

Показатели 1960 1970 1980 1990 2000 2010

Потребление яиц, шт./чел. 317,5 313,8 279,7 241,4 261,0 245,8

Переработка яиц, % 9,4 10,1 12,7 18,8 26,0 27,2

Источник: рассчитано автором на основе данных United States Department of Agriculture, а также American Egg Board (USA).

Исследования ФАО относительно закономерностей функционирования мировых агропродовольственных рынков свидетельствуют, что рост уровня благосостояния сопровождается снижением эластичности спроса на продовольствие, а также изменением потребительских привычек. Как правило, растет количество видов потребляемого продовольствия, а также увеличивается доля готовых продовольственных товаров и полуфабрикатов. Международные сравнения позволяют утверждать, что при потреблении яиц на уровне около 290 шт. на человека рынок яиц близок к насыщению [3], дальнейший рост сбыта яиц в натуральной форме существенно замедлится.

В сложившихся условиях назрела трансформацией потребительских предпочтений, в результате которой продукция глубокой переработки яиц должна занять свой сегмент на отечественном рынке. Однако статистика свидетельствует, что производство отечественных яичных продуктов не демонстрирует динамичного роста. Фактически, яичные продукты являются большинства птицеводческих предприятий побочным продуктом.

Рынок пищевых яичных продуктов включает в себя два основных сегмента. Сегмент «Business to Business» включает продукты для промышлен-

ного потребления (кондитерская, масложировая и другие отрасли). Это может быть меланж, белок и желток в сухом, жидком или замороженном состоянии. Сегмент «Business to Business» постепенно развивается, однако его рост нельзя назвать динамичным.

Рыночный сегмент «Business to ^sterner» включает яичные продукты для домашних хозяйств и общественного питания. К такой продукции можно отнести полуфабрикаты, т.е. специально упакованные и обработанные жидкие целые яйца с длительным сроком хранения при комнатной температуре, замороженные целые яйца в специальной упаковке, сухие омлеты и др. Также к сектору «Business to ^sterner» относятся готовые продукты в охлажденном и замороженном виде - яичные рулеты, сосиски, десерты и т.д. Рыночный сегмент «Business to ^sterner» фактически не развит в России [9] и представляет собой значительный резерв для инновационного роста объемов производства, а также увеличения эффективности функционирования птицепродуктового подкомплекса.

Предложение яичных продуктов в 2007-2013 гг. выросло с 28,57 тыс. тонн до 30,46 тыс. тонн, в т.ч. внутреннее производство с 23,6 тыс. тонн до 25,1 тыс. тонн. Важной особенностью развития рынка является значительный импорт яичных продуктов, объем которого колебался от 2,26 тыс. тонн в 2009 г. до 4,7 тыс. тонн в 2008 г. Масштабы экспорта яичный продуктов из России незначительны.

Таблица 2

Предложение и спрос на яичные продукты в России, тыс. тонн

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Предложение, в т.ч. 28,57 32,81 27,69 29,41 29,95 30,15 30,46

производство 23,60 23,91 20,86 23,8 24,31 24,8 25,1

импорт 3,30 4,70 2,33 2,26 2,54 2,66 2,81

запасы 1,67 4,20 4,50 3,35 3,10 2,69 2,55

Спрос, в т.ч. 24,36 28,3 24,35 26,31 27,26 27,6 28,05

продажи 24,23 28,28 24,29 26,27 27,22 27,56 28,01

экспорт 0,13 0,02 0,06 0,04 0,04 0,04 0,04

Источник: составлено автором по данным Businesstat.

Воздействие финансового кризиса привело к снижению импорта яичных продуктов с 3,3 тыс. тонн в 2007 г. до 2,81 тыс. тонн, однако по прогнозам доля импорта в товарных ресурсах российского рынка будет увеличиваться и превысит 10 % к 2016 г.

В сегменте рынка «Business to Business» отечественные предприятия часто применяют вместо российских яичных ингредиентов импортные аналоги. Особенно велика конкуренция с импортом в секторе сухих яичных продуктов в силу их большей пригодности для международной торговли.

Так, в 2013 г. импорт сухих яичных продуктов составил более 20 % от объемов производства сухих отечественных продуктов.

Стоимостной объем импорта яичной продукции вырос с 9,8 млн. долл. в 2007 г. до 16,8 млн. долл. в 2011 г. Крупнейшими поставщиками яичных продуктов в России являются Аргентина, Дания, Латвия, Нидерланды и Франция. Экспорт яичных продуктов из России составил 2,5 млн. долл.

Внедрение глубокой переработки яиц в современных условиях позволяет значительно расширить возможности для повышения экономической эффективности производства. Неразвитая культура потребления яичных продуктов является значительным препятствием для развития российского птицепродуктового подкомплекса.

Формирование потребительской культуры в отношении продовольственных товаров потребует длительной и планомерной работы, с которой могут справиться только производители. Страны с высоким уровнем дохода накопили значительный опыт результативного саморегулирования инновационного развития рынков на основе самоуправления и сорегулирования.

Бизнес-ассоциации, как правило, берут на себя роль посредников во взаимоотношениях между производителями, государством и потребителями. Например, для нашей страны интересен опыт США, где производители яиц создали отраслевую некоммерческую организацию - Американскую ассоциацию производителей яиц (American Egg Board, AEB). AEB является одной из отраслевых организаций на рынке яиц и ячных продуктов, целю которой является повышение спроса на яйца и яичные продукты.

Формирование культуры потребления яичных продуктов должно привести к росту потребления яичных продуктов, в т.ч. за счет снижения потребления натуральных яиц в скорлупе. При этом может возникнуть угроза импортного замещения отечественного яичного производства импортной продукцией в результате того, что на рынке яичных продуктов имеет место более интенсивная конкуренция с иностранными поставщиками.

Если натуральные яйца в скорлупе в силу относительно короткого срока хранения близки к неторгуемым на внешнем рынке товарам, то яичные продукты, особенно сухие, не требуют специальных условий хранения, а сроки хранения значительно больше.

На рынке сухих яичные продукты доля импорта по ряду товарных позиций достигает 50 % от товарных ресурсов внутреннего рынка, т.е. мы уже фактически имеем ситуацию, когда импортные товары замещают отечественные.

В условиях членства России в ВТО представляется целесообразным вместе с развитием культуры потребления яичных продуктов предусмотреть следующие меры государственного регулирования: повышение таможенных пошлин на сухие яичные продукты при сохранении нулевых ставок на на-

туральные яйца в скорлупе и умеренных ставок для жидких яичных продуктов; выделение птицефабрик в отдельную категорию потребителей электроэнергии и газа, особенно в депрессивных регионах, т.к. среди ресурсов для птицеводства именно индекс цен на электроэнергию рос в 2000-2013 годах наибольшими темпами; введение в качестве целевого индикатора государственной программы развития птицеводства в России объем производства яичных продуктов, что позволить Министерству сельского хозяйства эффективнее контролировать развитие глубокой переработки яиц; государственное стимулирование глубокой переработки яиц в форме производства жидких яичных продуктов, которые значительно хуже приспособлены для международной торговли.

Список литературы:

1. Таранов П.М. Повышение экономической эффективности птицепро-дуктового подкомплекса на основе инновационного развития: монография / П.М. Таранов, В.Ю. Гадаева. - Зерноград: ФГБОУ ВПО АЧГАА, 2013. - 186 с.

2. Трухачев В.И. Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегии развития регионального АПК / В.И. Трухачев, Н.В. Банникова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2010. - № 3. - С. 28-30.

3. Панасюк А.С. Методика обоснования мер защиты продовольственного рынка в условиях членства России в ВТО / А.С. Панасюк, П.М. Таранов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - № 12 (60).

4. Герасимов А.Н. Регионально-отраслевые аспекты вступления России в ВТО / А.Н. Герасимов, Е.И. Громов // Экономика и предпринимательство. -2012. - № 4. - С. 26-31.

5. Таранов П.М. Методические аспекты защиты продовольственного рынка России: установление приоритетов в условиях присоединения к ВТО / П.М. Таранов, А.С. Панасюк. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011. - 135 с.

6. Трухачев В.И. Стратегическое планирование в сельском хозяйстве (теория и практика): монография / В.И. Трухачев, Н.В. Банникова, Н.Н. Тель-нова. - Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2011. - 128 с.

7. Guidelines for measuring household and individual dietary diversity / Food and Agriculture Organization of the United Nations. - Rome, 2012. - 53 p.

8. Таранов, П.М. Перспективы отечественного птицеводства в контексте глобализации агропродовольственных рынков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 7 (67).

9. Агафонычев В.П. Яичные продукты: мировые тенденции и российский рынок / В.П. Агафонычев // Птицепром. - 2007. - № 7. - С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.