Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТОВ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТОВ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Ключевые слова
семья / трансформация / концепты / семейные межпоколенные взаимоотношения / историческое прошлое / традиции и обычаи.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Э.И. Акрамова

В данной статье рассматриваются изменения семейных взаимоотношений и трансформация традиций и обычаев межпоколенных взаимоотношений особая роль в сохранении традиций и обычаев в узбекских семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТОВ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТОВ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Э.И. Акрамова1

В данной статье рассматриваются изменения семейных взаимоотношений и трансформация традиций и обычаев межпоколенных взаимоотношений особая роль в сохранении традиций и обычаев в узбекских семьях.

Ключевые слова: семья, трансформация, концепты, семейные межпоколенные взаимоотношения, историческое прошлое, традиции и обычаи.

Проблема взаимоотношений между поколениями заметно обострилась с конца прошлого века, что нашло свое отражение в программе действий Организации Объединённых Наций и Всемирной Организации Здравоохранения, когда 1993 год был объявлен годом пожилых и солидарности между поколениями под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов», 1994 год - объявлен годом семьи, а 1999 год - годом пожилого человека2.

Данные тенденции имеют прямое отношение и к Узбекистану. Согласно официальным данным по состоянию на 1 мая 2020 года общее число пенсионеров и получателей пособий, стоящих на учете во внебюджетного Пенсионном фонде, составляет 3 миллиона 734 тысячи 230 человек3. И хотя сама по себе взаимосвязь поколений - проблема вечная, нас не может не интересовать и волновать ее сегодняшние проявления в обществе, главным образом в контексте симбиотичности (взаимосвязь между двумя людьми, обычно между ребенком и родителями, нуждающимися друг в друге) тех возрастных групп, которые могут быть обозначены как крайние на шкале возрастной периодизации. Речь идет о межпоколенных взаимоотношениях в рамках дети -пожилые люди.

В социологической литературе отмечается тенденция стремительного роста численности пожилых людей в мире. Увеличение доли пожилого населения привело к восприятию старости как специфической проблемы. В Узбекистане неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. Важные последствия для социального положения пожилых людей имело также произошедшее в последние сто лет сокращение размеров семьи и вовлечение женщин в производство.

Эти процессы осложнили традиционные виды заботы о людях третьего возраста. Демографические тенденции и дестабилизация социальной ситуации в нашей стране бросают вызов традиционным побуждениям к самосохранению и сохранению общества, что вызывает потребность в новом взаимодействии4 между различными поколениями как в семье, так и в обществе. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. Однако, в настоящее и время семья претерпевает изменения, демографические, культурные социально-экономические отражающиеся на

1 Акрамова Эльмира Иркиновна - старший преподаватель кафедры русской литературы факультета филологии, Наманганский государственный университет, Узбекистан.

2 Международный год пожилых людей (выдержки из доклада генерального секретаря ООН на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН). / https://cyberleшnka.ш/artide/n/mezhdunarodnyy-god-pozЫlyh-lyudey-vyderzhki-iz-doklada-generalnogo-sekretarya-oon-na-53-sessii-generalnoy-assamblei-oon

3 https://adolat.uz/ru/news/statistika-skolko-chelovek-v-uzbekistane-poluchayut-pensiyu

4 Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. №2. С. 61-66.

внутрисемейных связях. Социологический подход к изучению межпоколенных отношений в рамках семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Макросоциология семьи исследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения воздействия общества на брачно-семейные отношения, это - социальный институт.

Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой (партнерами), посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности 1. Следовательно, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.

В социологической мысли выделяют целый комплекс теоретических подходов к исследованию семьи, выделим основные из них. Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс) является достаточно обобщенной и часто используемой социологами моделью, показывающей, что многие общества имеют семьи потому, что они выполняют ряд очень важных для общества функций, способствующих его выживанию. Выделяют функции семьи как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

Основные функции современной семьи2

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции

Сексуальная Сексуальньш контроль Удовлетворение сексуальных потребностеи

Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурнои преемственности общества Удовлетворение потребности в родительства, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяиственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностеи в совместном проведении досуга, взаимообогащение

Духовного общения Развитие личностного потенциала членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

1 Рыжкова А.А. Разновозрастный брак как феноменологическая категория / https://cyberleшnka.ш/artide/n/raznovozrastnyy-brak-kak-fenomenologicheskaya-kategoriya

2 Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М., 1989.

С. 52

Окончание таблицы

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции

Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание юридических и моральных санкции за нарушение правовых и нравственных норм взаимоотношений между членами семьи

Социально-статусная сфера Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальнои структуры Удовлетворение потребностеи в социальном продвижении

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологическои защиты, эмоциональнои поддержки в семье

Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков1. На статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.

Способность личности легко перестраиваться является весьма необходимым качеством в эпоху постоянных изменений в рамках института семьи, занятости обоих супругов вне дома и необходимости менять модели взаимодействия, распределения труда. Чем в большей мере браки, прогнозируют социологи, становятся гетерогенными, тем больше они уязвимы с точки зрения оптимального функционирования и стабильности.

Понятие супружеской автономии является отражением растущей индивидуализации современного общества, потребности человека иметь интересы за пределами семьи. Особое значение приобретает совпадение взглядов супругов в отношении границ автономии каждого из них2.

По мнению исследователей современные западные, рациональные ценности/«ценности самовыражения» отличны от традиционно-религиозных ценностей/«ценностей выживания» восточных стран. Последние больше предполагают важность семьи и детей. Ценности личностной автономии, профессиональной самореализации, гедонизма не всегда совместимы с семьей, основанной на браке.

Экономической же причиной кризиса института семьи ряд исследователей считает нерегулируемую глобальную экономику, которая предполагает ненормированный рабочий день, постоянную смену места работы, необходимость постоянно максимизировать свой человеческий капитал, риск остаться без подходящей работы. Работодатели не заинтересованы в работниках с семейными обязанностями, которыми чаще всего являются женщины. Рынок в большей степени создает рабочие места для работников мужчин.

1 Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2013. Том 19. С. 120

2 Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России. - М., 2008. - Автореферат на соискание степени доктора социологических наук.

В завершение выделим, что задача укрепления брака и возрождения семейных ценностей в прежнем их понимании вряд ли выполнима в новых условиях. В этой связи, важно проводить грамотную социальную политику в обществе, которая должна строиться на комплексном изучении происходящих изменений в семье и ориентироваться на новые положительные тенденции в развитии института семьи, а также предвидеть отрицательные последствия и вовремя их преодолевать. Важно понимать, что, несмотря на происходящие в обществе изменения, институт семьи остается самой стабильной социальной общностью.

Список литературы:

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. /- СПб.: «Петрополис», - 1998. - 272 с.

2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи, // Электронное издание/ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Институт социологии РАН, - 2016. - 210 с.

3. Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Том 19. С. 120

4. Рыжкова А.А. Разновозрастный брак как феноменологическая категория / https://cyberleninka.ru/article/n/raznovozrastnyy-brak-kak-fenomenologicheskaya-kategoriya

5. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и

6. методики. М., 1989. С. 52

7. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. №2. С. 61-66.

8. https://adolat.uz/ru/news/statistika-skolko-chelovek-v-uzbekistane-poluchayut-pensiyu

© Э.И. Акрамова, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.