УДК. 159. 923.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
Мирзахмедов Абдирашид Мамасидикович
доктор философских наук, доцент кафедры «Общественные науки» Наманганского инженерно-технологического института.
г. Наманган. Республика Узбекистан.
Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович докторант кафедры «Основы духовности и права» Наманганского государственного университета. г. Наманган Республика Узбекистан. Абдухоликова Насиба Алижановна докторант кафедры «Общественные науки» Наманганского инженерно-технологического института.
г. Наманган. Республика Узбекистан.
FAMILY LIFE IN CENTRAL ASIA: PROBLEMS OF FATHERS AND CHILDREN
Mirzakhmedov Abdirashid Mamasidikovich
doctor of philosophical science, Associate Professor of the Department of Social Sciences Namangan Engineering Technological Institute. Namangan city. The Republic of Uzbekistan Mirzakhmedov Khurshid Abdirashidovich doctoral student of the department "Fundamentals of Spirituality and Law" of Namangan
state university. Namangan, Republic of Uzbekistan Abdukholikova Nasiba Alizhanovna
doctoral student of the department "Social Sciences" Namangan Engineering Technological Institute. Namangan city. The Republic of Uzbekistan
Аннотация. В статье представлены результаты антропологического анализа социальной жизни современной семьи. Она погружена глубокими социально-экономическими и демографическими проблемами, что осложняется под воздействием глобализации и информационных технологий. Анализируя трансформационных процессов семейных отношений, автор приходит к мнению, что в современной семье наблюдается «отчуждения» поколений, разрыв между родителями и детьми, что влияет на традиционных этноконфессиональных основ семьи, Речь идет об основах национального менталитета народов региона о межпоколенных взаимоотношениях детей с родителями, трансформации от макросемьи к нуклеарной.
Abstract. The article presents the results of an anthropological analysis of the social life of a modern family. It is immersed in deep socio-economic and demographic problems, which are complicated by the impact of globalization and information technology. Analyzing the transformational processes of family relations, the author comes to the conclusion that in the modern family there is "alienation" of generations, the gap between parents and children, which affects the traditional ethno-confessional foundations of the family. We are talking about the foundations of the national mentality of the peoples of the region about intergenerational relationships between children and their parents, the transformation from a macro-family to a nuclear one. Ключевые слова. Глобализация, трансформация семейных отношений, родители и дети, «разрыв» или конфликт, семейная толерантность
Ключевые слова. Глобализация, трансформация семейных отношений, родители и дети, «разрыв» или конфликт, семейная толерантность
Keywords. Globalization, transformation of family relations, parents and children, "break" or conflict, family tolerance.
Человечеством прожито уже второе десятилетие нового века, т.е. следующего этапа кульминации обострения всех социально-культурных проблем мировой цивилизации. Исторический опыт свидетельствует о том, что современный мир уникален своей небывалой взаимосвязанностью и высокой
обусловленностью всех членов мирового сообщества. Детерминантом осложнения социального прогресса однозначно можно назвать исторических поворотов на пороге нового столетия с отсутствием готовых программ и планов построения гражданского общества, обострением столкновений цивилизаций [27].
ХХ1 век характеризуется осложнением идеологической противостояний стран мира и проблем воспитания в реализации молодежной политики региона Центральной Азии. В этой связи процесс перехода от традиционного к либеральному обществу в условиях глобализации и информационного прогресса наблюдается деформации социальных отношений, то есть падение рейтинга семьи и брака, конфликт в семье, увеличение число разводов, среди которых стала трагическими убийство или продажа новорожденных родными матерями [20].
Следует оговорить, что современная модернизированная семейная жизнь избавилась от родительского контроля, «борьба» за суверенность молодых семей негативно влияет на семейное образования и воспитания нового поколения. В последние годы наблюдается понижения рейтинга семейных традиций, отклонения от традиционных принципов семейной жизни, происходит отчуждения личности из семьи и изолированность индивида. Также наблюдается нестандартные ситуации социальной жизни: «гастербайтерство» не только отцов, но и матерей ударят социализации детей, что повышения число уголовных преступлений несовершеннолетних, наркомания, табака курения и алкоголизм среди учеников средних школ и профессиональных колледжей [12, с.4].
Как известно под словом семьи народов региона подразумевались жизнь несколько поколений в иерархическом образе жизни с авторитетом старших, категорическим выполнением этноконфессиональных требований и обрядностей. Более того мусульманская семья более конфессионально, чем национальная, что полноценным считается только при авторитаризме дедушек в семье, где почет и уважения старшим. Дедушка был честью и совестью семьи, гарантом духовно -нравственности мужской части семьи, а бабушки женской части.
Главным детерминантом «вымирания» традиционных основ семейных отношений, как нам представляется, в противостоянии традиционного с инновационной, планового с рыночной, переходом семьи от консервативного к либеральному образу жизни. Все это создавало почву разногласий в семье, столкновении традиционных родительских ценностей и новыми ценностями молодежи. В связи с этим выявления специфики статуса поколений и полов, изменения семейных отношений стали актуальной проблемой современности [7; 16].
Данная проблема стало предметом продолжительной острой дискуссии в СМИ Республики Узбекистан. В ходе исторических изменений фокус социального прогресса сосредоточен на некоторых проблемах налаживания отношений Запада с Востоком, христианской культуры с культурой ислама, что подчеркивается в исследованиях и концепциях монодиализма ученых Европы. Следует помнить также предупреждения о «Закате Европы», причиной которого является деградации семейных отношений [26].
В соответствии с проблемой исследования нами были поставлены следующие задачи:
- развивать теоретические социально-педагогические основания анализа семейной жизни, этноконфессиональной воспитательной функции родителей;
- исследовать национальные коммуникации межпоколенных отношений, анализировать факторов, создающих барьеров между поколениями в семье;
- определить основные направления укрепления коммуникативные условия между поколениями.
Проблемы поколений, то есть общение дедушек, отцов и детей является исторической социальной
ценностью, что занимает центральное место как мировых, так и национальных религиях мира. В мировых религиях отношения поколений рассматривается в принципе религиозной социальной доктрине, а ислам свою стратегию вероисповедания устанавливает исходя из уважения и любви детей к родителям. В этой связи социальные принципы взаимоотношения поколений получили в философско-педагогических учениях Алишера Наваи, Юсуф Хос Хожиб, Кайковус, Махмуда Кошгари, Амира Темура и др.
В современной педагогике и психологи встречается огромное количество литератур, посвященной проблеме семьи и семейных отношений. Взаимоотношения родителей и детей, привязанность старшего и младшего поколения стали предметом изучения в социологических и педагогических исследованиях специалистов [1; 5; 6; 8; 9; 10].
Современные тенденции молодежной культуры, возрастные категории, проблемы пожилых людей в семье и конфликты представлены в работах А.Г. Здравомыслова, П.И. Бабочкин, В.А. Бобахо, М.В. Вдовина, Л. Соловьева. С. Солник, В.Д. Шапиров и др. [2; 4; 7; 21; 22; 25].
Данная проблема вопреки международной правовой практики стран мира включен в Основной Закон страны, что имеет отдельный раздел, посвященный юридической ответственности родителей за воспитания детей до совершеннолетия, что в свою очередь обязывает материально-моральной поддержки детей своих пожилых родителей. Задача воспитания детей на высоких общечеловеческих и национальных принципах духовно-нравственных традициях является обязанностью родителей. В основном и действующем Законе республики установлено основы государственной политики семьи и брака, а также молодежи [15, с. 6].
Проблемы взаимоотношения поколений также поднимается в публикациях многих российских ученых, которыми внесены вклад по изучению с точки зрения педагогики и воспитания [16; 18; 30]. Однако аналогичные работы редко встречается в исследованиях ученых Центральной Азии.
На основе социально-педагогического анализа научно-исследовательских подходов к пониманию вопроса взаимоотношения поколений были выделены важные для нашего исследования положения:
1.Проблема взаимоотношения отцов и детей антропологический воспитательный процесс образования, переходящая культурные семейные традиций, унаследования не только материальных, но и духовных ценностей для обеспечения старости;
2. Достойной жизни пожилых людей, заботы детей отцов и матерей формируется в результате педагогических воздействий, общении семейной среде;
3.Уважение и любви детей к родителям, постоянной поддержки их во всех периодах жизни подлежать возрождению национальных традиции в условиях научно-технического прогресса;
4.Принципы взаимоотношения поколений можно подразделить двух факторов:
-активизации воспитывающее воздействие образовательной системы семейной жизни подрастающего поколения;
- тесного приобщения личности с традициями и образом жизни, национальными ценностями в процессе образования;
- культура сосуществования нескольких поколений в семье, что позволяет передачи социально -бытового опыта, усвоению духовно-нравственных принципов и установок семьи, которые унаследованы многими поколениями исторического развития.
В нашем исследовании проблема отношения отцов и детей обсуждается применительно к подготовке молодежи к семейной жизни, где формируется необходимые духовно-нравственные качества личности, основы этики и эстетических взаимоотношения детей к родителям.
В исследовании взаимоотношения поколений мы опирались, прежде всего, на национальные традиции воспитания и ценностей этноконфессиональной жизни населения. Традиция и новация, образ жизни и мысли народов региона использовались в качестве основным инструментарием в анализе взаимоотношений поколений отцов и детей. В этой связи методологической базой были изучения проблемы личностно-ценностный подход. Согласно которой, учащейся молодежи рассматривается как субъект взаимоотношений в качестве детей.
В качестве теоретических методов были применены анализ, сравнение, обобщение и моделирования Методологической базой данной работы также являются программные и национальные принципы семейного воспитания, системно-функциональный, причинно-следственные подходы к воспитанию детей. В процессе исследования применялись индуктивные и дедуктивные методы философского познания, а также обобщения и сравнительная социальная педагогика.
Для эффективного решения были приняты разработанная нами принцип и программа организации и проведения мониторинга семейной жизни: взаимоотношения поколений, отношения детей к родителям, укрепления семейных основ предотвращения разрыв между поколениями. На основании анализа социально-экономический и духовный жизнь мы сгруппировали приоритетные положения, которые могут быт основу семейной педагогикой в области устойчивого развития семейно-брачных отношений народов Центральной Азии:
- этноконфессиональный принцип семейной жизни, укрепления социального статуса родителей, возрождение национальных семейных ценностей семьи как необходимой социальной системы и функции, что влияет на взаимоуважения поколений, становится нормой гражданственности, гуманистического образа жизни и мысли;
- семейная образования и воспитания как форма укрепления взаимоотношений родителей и детей в регионе налаживает проблем социального развития;
- воспитания общечеловеческих и национальных принципов коммуникации поколений в семейном пространстве уникальной традиционной педагогикой, способствующие к благоприятному систему образовательного процесса;
- создание самых универсальных систем доступа образованию и самовоспитанию с участием органов местных властей, социальных институтов коммерческого и некоммерческого характера гражданского общества;
- социальная кооперация семьи предполагает укрепления социального статуса отца и матери, с выполнение функции их в воспитании и образовании молодого поколения в духе социального активности и патриотизма.
Указанные положения были основой диссертационного исследования авторов, что включено перспективных комплексных программ правительства Республики Узбекистан Стратегии действий 20172021 годы и «Проблемы развития гражданского общества Республики Узбекистана».
Общественное сознание на протяжении многих тысячелетий формировало всех сфер человеческого общества, устанавливая нормы взаимоотношения общества и личности. Исходя из этого, произошел процесс становления и развитие национального менталитета народа, в котором описан социально -правовой статус мужчин и женщин, а также детей. Она была узаконена этнорелигиозными нормами, что имело узкий и простой характер в прошлом. Таким образом, этноконфессия означает семейное взаимоотношение, построенных на конкретных характерах и нормах поведения личности социально-культурной жизни. Однако подобные отношения как таковые абстрактными не бывают, существуют национальные отношения узбеков, киргизов, азербайджанцев и чеченцев как в рамках одного государства
так межгосударственными. Данное явление с виду могут показаться простыми, а на самом деле они архисложны, требует междисциплинарного исследования. Они охватывают все сферы человеческого бытия, включая мелочи социокультурной среды. Сложность также обусловлена синкретичностью национального, и религиозного, взаимосвязью политикой и правом. Таким образом, как нам думается, понимания проблемы конфликтов особое значение имеет национальный статус мужчин и женщин, что определяет взаимоотношения между родителями и детьми. Исходя из этого, у каждой нации установлена конституция мужчин и женщин, т.е. образ жизни и культуры, соответствующий каждому этапу исторического прогресса. Однако у всех народов мира мужчина и женщина биологически и социально однородны, но ученые считают культурой нации в действительности представляет собой преимущественно культуру ее мужской половины [14. с. 106].
В условиях современной цивилизации происходит социальные отклонения мужского и женского статуса. Приобретение образа жизни и смена полового облика сегодня стала обычным явлением. Мужчины одеваются по-женски, используют косметику, украшения, овладевают женскими профессиями. Словом, мужчина теряет свое чисто мужское божественное начало, становится мягкотелым, нежным и даже слабым. Все это способствует деградации мужчины, влияя на изменение мышление человека. В свою очередь среди женщин наблюдается аналогичный противоположный процесс. Поэтому существует острая потребность реального описания двуединой национальной и религиозной ситуации с отличительными характеристиками каждого пола. Собственно основной смысл этноконфессионализма конфликтов как раз состоит в выявлении и закреплении статусов этнических общностей относительно друг друга. От правильной оценки их статусов зависит выбор адекватной линии поведения.
В повседневной жизни мусульман особое внимание уделяется авторитету и социальному положению мужчин. В общественной жизни мужчина может обладать не только высоким авторитетом и уважением материальной обеспеченностью, но и такими качествами как мужской честностью, порядочностью и моральной чистотой. Дело в том, что высокие понятия идеального мужчины в национальной жизни подразумевают такие качества как благородство, правдивость, уважение старших и великодушие, и щедрость младшим и женщинам. В связи с этим общепринятой нормой для мужчин стали категоричное выполнение обещания. Подобные качества личности обеспечивали устойчивость национального образа жизни, семейных традиций, почет старших во многих народах Кавказа и Средней Азии.
У мусульман постсоветского пространства в приоритете семейного образования и воспитания были сыновья в духе смелости, даже отец истории Геродот отметил воинской доблести населения Междуречье. Учение республики отмечают, что сыновья были гордостью семьи, а правители щедро поощряли их подарками. В семейном воспитании наняли учителей только по обучению езды верхом, стрельбы из лука и честность. Детей не показали до пяти лет отцам, чтобы отец не переживал если вдруг умрет сын. Подобное доктрина была основой уважения родителей, особенно отцов. В обществе считалась не почитания и неприличия в отношении к родителям уделом не законнорожденных детей [28.с.12]. Вот почему храбрость и героизм в понимании населения в регионе формировались на фоне борьбы со злом, защиты слабых, принесения в жертву себя ради блага других. Однако воспитания характера велось параллельно со смелостью и храбростью у мужчин снисходительности и скромности, а также культуры прощения. В самом деле культура прощения сопутствовала важнейшей черте щедрости и великодушию, что стала кодексом приличия в жизни мужчин.
Наиболее важным в этнических процессах является сохранение чувства долга и обязательства у мужчин. Аграрный уклад жизни народов региона был связан с разнообразными хозяйственными устными соглашениями и сделками, нарушения условий которых приводили к этническим конфликтам. Наряду с этим длительность и сложность земледелие требовали коллективного усилия многих людей. Отсюда надежное слово мужчины служило своеобразным гарантом выполнения условий гражданских сделок. Вот почему надежный человек, обладающей мужским словом имел социальной ценности, являлся достоинством и «брендом» мужского менталитета, а в противном случае заклеймили знаком женщин. В мужском статусе выделяются серьёзность, решительность, мудрость и дальновидность, обдуманность каждого шага, не поощряется легкомыслие и многословие в общении.
Все это на наш взгляд, служило своеобразным аргументом семейной солидарности поколений, гарантом сохранения семейных традиций и милосердии к предкам. Великодушия мужчин, прежде всего, направлено к родителям отцу и матери, а затем другим.
Этноконституция позволяет мужчинам считать себя пророком и главой семьи, что мероприятий, связанные имущественного и неимущественного характера осуществляются только с согласия мужа-отца. В семье дети воспитывается с раннего возраста по патриархальному образу жизни и мысли. Она оставляет свои следы в формировании духа мужчины с превосходством на женщинах в семье. Вот почему так высоко ценятся воспитание мужской храбрости, а трусость считается позором для семьи. Мужчина, согласно национальной этике, должен обладать способностью выдерживать физической боли и эмоциональных усилий, умственной напряженности и социальных сложности.
В национальной жизни долгом и честью мужчины считается оказание помощи женщинам в беде, оберегать ее, по возможности выполнять ее просьбы, считается бестактным любых ссор в присутствии женщин. Однако женщина считалась собственностью мужа, без разрешения которого не могла делать ни шагу. Женщина должна быть верной своему мужу, ухаживать за мужем и детьми, выполнять все
хозяйственные дела дома. Более того, следует довольствоваться теми материальными средствами, которые в состоянии предоставить муж. Однако муж обязан хорошо обращаться со своей женой, быть снисходительным, приветливым, дружелюбным по отношению к ней, что является важнейшим приличием этики. Многие формы взаимоотношения супругов установлены нормами ислама и традициями национальной жизни. В действительности женщина составляла часть жизни мужчины, определяли его социальный облик, ориентиры и настроения.
Все это благоприятно воздействовали межличностные отношения поколений, что женщина играла роли стабилизатора в рамках семейной жизни. Женщина в общественной жизни в мусульманских странах считалась святым и загадочным хитрой существом, что хитрости её не осилить даже сорока ослов. Конфликт с женщиной не приветствовали, действовал принцип отказа от вражды при женщинах, а драка в присутствии женщин дело не мужское. Высота рейтинга женщин во многих случаях играли роли позитива и примирения. Существует множество примеров, когда противники стреляли друг друга, проливали кровь и никто не мог выйти из дома. Однако женщины могли ходить по деревне свободно и своим вмешательством могли остановить враждебные сражения. Женщине достаточно было для прекращения конфликта встать между враждующими сторонами и расстелить свой головной платок.
В действительности семейном общении происходит формирования личности: дети умчаться уважать старших, усваивают нравственные нормы в отношении бабушек и дедушек, приобретает этико-эстетические принципы своего поведения родителям. Такие важнейшие психологические качества детей радость и печаль, чувства любви и уважения, честность и доброта, милосердие не только проявляется, но и формируется при наличии материнской общении. Она регулирует становления и развития детских родственных познавательных чувств, притягивает к родительских ласки и любви. В этой связи дедушки и бабушки играют важную роль в воспитательном процесса, чем молодых родителей. Дети слушают бабушек, учиться у них многому норм и ценностей морали поведения. Дети в общении с дедушками могут получать на нескончаемые любознательности и формировать свои социальные мышления, что является необходимым для психики взаимопонимания.
В современной раздельной семье родители заняты в бизнесе, а отсутствие бабушек и дедушек создает неудовлетворенность познавательной потребности. Все это отражается в общении детей, формируя отрицательные эмоций и переживания, страдают от одиночества, взаимоотношения старших переходит детям как норма социальной жизни. Еще сложнее в условиях урбанизированной среде, где господствует философия индивидуализма, что взаимоотношения на взаимном отчуждении отцов и детей, братьев и сестер, что негативно влияет в родственных привязанностях личности. И еще трагичнее для детей в неполных городских семьях, проблема отчужденности встает остро, чем сельской местности. Согласно статическим данным в населении России доля мужчин не более 46,5 %, а в Узбекистане 50,1 % от общего числа населения [11, с.18].
В связи с этим научно-теоретический анализ этнического менталитета мужчин способствует предотвращения сложных взаимоотношений поколений: «разрыв» в отношении отца и сына.
В семье формируется особой формы взаимоотношений человека, которые регулируется семье, установленными нормами и принципами образа жизни и системой социальной деятельности. Отношения детей как личность приобретается в основном нравственными устоями и правилами поведения, коллективизмом семейной жизни, где старшие в почете, а младшие в заботе, что создает взаимной симпатии, чувство уважения. Следует также отметить, что существует взаимоотношения семьи с махаллой, т.е. соседями по одной улице. Авторитет же семьи в махалле в системе взаимоотношений определяется как правило теми отношениями поколений и почет старшего поколения, которое высоко ценятся в махалле как условие социальной стабильности данного населённого пункта. Она как своеобразной коммуникацией семьи с общими интересами социальной жизни, связанными не только материальной, но и духовно-нравственной гарантией социализирует личности. Таким образом, махалла является своеобразной школой воспитания культуры личности. Это особая нравственная культура и красота восточной цивилизации. Это культура воспитывает самые необходимые качества мужественности, т.е. настоящего джигита*
Ключом к пониманию природы культуры отношений и конфликтов ислам рассматривает пути некоторых аспектов культуры полов, в их биологическом или антропологическом бытии, создаваемом человеком. Вот почему, основываясь на учении Заратустры, ислам устанавливает свой ориентир, что «... Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет женщины как самой опасной игрушки, мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина для отдохновения воина: все остальное -безумство. Женщина понимает лучше детей, чем мужчина, даже на мужчину смотрит как на дитя» [19].
Детерминантом конфликта между поколениями были «идеализации женщин» советским режимом, что серьёзно подорвал существовавший веками авторитет мужчины перед женщиной. Идеалом стали женщина активистка, комсомолка, передовичка производства, руководитель организации. Все это стало основой формирования нового социально-политического статуса женщин, который отчуждал женщин от семьи, ценой деградации былого статуса мужчины, уважение дедушек и бабушек. Таким образом, в условиях демократизации всех сфер общественной жизни отчетливо проявляется проблемы противостояния полов, в отношении поколений, что стало традициях и анекдоты о тещах. Таким образом, во многих конфликтах между поколениями, т.е. отцов и детей стоит «женщина»
Можно сделать вывод, что слово современность вносит свои коррективы в отношения социального статуса полов и поколений, нарушение которого влияет на нормализации общественной жизни. Во -вторых, женщина может воздействовать на взаимоотношения отцов и детей, наличие предков в семье. Социальный статус, т.е. менталитет мужчины и женщины должен быть построен на основе исторического опыта, накопленного в каждой отдельной стране, отражающий культурные традиции, а также философские и религиозные ценности этой страны. Наконец-то, мужчина на Востоке является не только святой человек, но и олицетворение добра и справедливости, мира и согласия, гарантии семейных взаимоотношений. Так, в семье, ориентированной на духовно-моральных ценностей, могут быть популярным мужчина, проживающие с отцом и матери, а также несколькими детьми. Отношения детей могут быть разнообразными по степени и формы взаимных привязанностей дедушкам и бабушкам, чем своих родителей. Во многих случаях бабушки для детей огромное удовольствие и роскошь.
Другой аспект взаимоотношений поколений как нам представляется, проблемы и конфликты между поколениями. Проблема столкновений является закономерным и историческим событием, доказательством которого были труды служителя англиканской церкви Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Основоположник эволюционной теории на основании биологического анализа показал путь органического мира путем закона отрицания отрицании. Главная перемена в изменении отношений и обострения конфликта между поколениями явились, как нам кажется, изучение проблем демографического воспроизводства населения с традиционной, т.е. национальной и общечеловеческой духовной культуры. В последние годы дает о себе знать сложный процесс столкновения поколений: молодое поколение трудно воспринимает старших, обесценивается молодыми тысячелетние консервативные национально-религиозные нормы и правила поведения личности и т.д. В этом плане есть множество противоречий во взаимопонимании между родителями и детьми, увеличиваются ссоры между родными, т.е. братьями и сестрами. Видимо здесь прав социолог Мертон Р., что аномия - есть напряженность, возникшее в поведении личности, сопротивление или противоречие в социальной среде [17х.12]. Как нам думается, аномалия семейных проблем заключается в нуклеарной семьи, оторванной от своих предков, избавленной от контроля, погруженной быстротечными проблемами современности.
Традиционная семья Востока ориентировалась на авторитет и полной диктатуры отца. Власть отца обусловлена коллективным укладом производства и потребления. Как правило, земледелие с низкой технической оснащенностью требовали коллективного усилия не только одной семьи, но и близких и родных. Дело в том, что сельскохозяйственная культура требует своевременного ухода и обработки, сбора скоропортящегося урожая, что не было в силах одной семьи. Исходя из этого, человеческое сообщество восприняло нормы уважения старших, исторически сложился культ предков, воздвигался авторитет вождей племени и совет старших в общественной жизни. Все это послужило генетическому сохранению иерархии старшинства в племени на протяжении многих тысячелетий, освященной религиозной и национальными принципами взаимоотношений. Восток держался не только «на трех китах», но и в авторитарном менталитете старшего поколения над младшими, т.к. старшие обладали огромным жизненным опытом, а младшие горели силой и энергией для созидательного труда. Ослабление подобной синкретизации общественной мощи во многом связано падением рейтинга категории родителей и индивидуализации семейной жизни, т.е. переходом от сложной модели к нуклеарной семье, потере контроля высшей иерархии над низшей.
Новое эхо цивилизации в условиях трансформации коренным образом изменил образ жизни и мысли, повышенной мобильности населения, оснащенностью информационных коммуникаций, ломая консервативный оседлый образ жизни. Мировая цивилизация охватывает весь земной шар с небывалым ростом демократического обновления, притягивая даже самые сильные очаги мусульманских стран. Таким образом, корень столкновения поколений находится в изменении семейной жизни народов мира, так как семья доставляет политических товаров. Межпоколенные конфликты в семье зависит не только личного, но и социального характера. Мы согласны с мнением Вдовиной М.В. в том, что «почти половина опрошенных (48 %) подчеркивают разные ценности молодого, среднего и пожилого поколений как источник конфликтов» [7, а103].
Новое Возрождение Азии может служить примером смены поколений, который отражается в столкновении взглядов и уклада мышления к жизни. Обычно мусульманская культура строилась на смирении личности к существующим порядкам, т.е. послушания старших, подчинения воли вышестоящих лиц. Исходя из этого, можно сказать, что политизация ислама, осложнения социально-культурной жизни в странах Азии и Африки с высоким демографическим ростом переживает мировой семейно-брачный кризис, падением ценности семьи. В связи с этим пока человечество располагает возможностью взять инициативу контроли общественного прогресса по пути созидательного урегулировании взаимоотношений поколений. По этому поводу мы совершенно солидарны в предотвращении конфликта «войны всех старших против всех молодых» с великим учителем-просветителем Абдуллы Авлоний, который подчеркивал: «Воспитание для нас - это жизнь или смерть, горе или радость, беда или помощь» [1, а18].
Испокон веков в характере народов Центральной Азии преобладала умиротворенность, смиренность и послушность, стремление мирного решения конфликтов, уступчивость в спорах, отказа от насилия и эгоизма. Данный принцип социальной жизни передавался традиционно от поколения к поколению со
всеми материальными наследиями, что ослабляет новое время. В духовности молодого поколения наблюдается стремление к крайностям и насилию, применение всего дозволенного и не дозволенного ради удовлетворения своих личных интересов, готовность радикальными шагами для достижения своих целей. Мы допускаем мысль, что проблема сложности во взаимопонимании поколений и недовольство старшего поколения от младшего существовали с древнейших времен, о чем свидетельствуют древнегреческие письменные источники.
Система классового разделения общества и категоричное обожествление их, идеологическое внушение человека воспитала бесправную и законопослушную личность в обществе. Однообразие и продолжительность сельскохозяйственного производства, связанное с природой укрепило в сознании людей божественное начало и культа традиции. Это означало строгое следование обычаям и традициям своей общины, уважение памяти предков и авторитет старших, воспитание детей в духе общепринятых правил этикета национальной и религиозной, правил поведения. Аналогичное мнение встречается в исследованиях российских ученых [5. с.42].
При всем многообразии и богатстве новаторства формирования гражданского общества народам Центральной Азии присуще некоторое духовное единство в смене поколений, отличающее от западного уклада демографической жизни. В связи с этим, переход от тоталитарного общества к демократическому государству с рыночной экономикой наиболее гладко в европейских странах, что протекает сложно, порой болезненно в республиках Центральной Азии. Причина тому, как нам представляется, трудоемкое аграрное производство, требующее коллективного усилия общин, отсутствие частной собственности на землю, слабого товарного производства и торговли, которые гарантировали коллективность в общественной жизни, исключая индивидуальную социализацию личности. Изоляция сельскохозяйственной жизни и быта населения, постоянного колониального угнетения привели к застою культурно-политической жизни, способствовали укреплению морального консерватизма национальной культуры, сохранению принципов общинного уклада жизни общества.
Обычно в общественной жизни мусульманского общества дети с рождения воспитывались в духе трудолюбия и кодекса приличия, доброты и милосердия мусульманина. Все это обеспечивало связь поколений, продолжения традиций уважения старших, любовь к младшим и слабым, покровительство над женщинами. Становление и развитие высокой духовности наиболее подробно описаны в трудах И. Каримова, в частности, посвященной высокой духовности общества как непобедимая сила общественного прогресса [14. с.16].
В этом плане напряженность между поколениями выросла на почве политики гендерного равноправия, что привело к утрате авторитета и харизма отца. К этому распад б. Союза и массовая безработица мужчин, и небывалая активность рыночно-коммерческой жизни женщин послужили социальным фундаментом инновации перехода на «матриархат». Дети в подобной ситуации остались без идейных вождей и лидера, не говоря уже диктатора. В обновленной семье начала господствовать идея вседозволенности, семейного неповиновения отцу, ослабла корпоративная взаимозависимость членов семьи на уровне полной потери ответственности перед обществом. Более того, усиленная феминизация народной педагогики привела к изменению многих стандартов воспитательной атмосферы.
Социолог Таштемиров У. считает, что глава семьи у узбеков является важным элементом самоорганизации семьи как социального института общества. По свидетельству ученого в результатах переписи населения 1970 году 84, 2 % семей главой является мужчина, в 15 - женщина, причем в городах этот показатель, соответственно, 78 и 22 % [24. с.50]. Нами был проведен социологический эксперимент «Неделя падре», в котором участвовали 28 семей, где женщины добровольно принимали облик мусульманской традиции женщин в семье. Наблюдения показали, что мужчины четко реагировали на изменения и стали праведными, перешли на путь исправления даже самые алкозависимые мужья. Самое главное эксперимент был сосредоточен на детское отношение к родителям. В 24 семьях респонденты отмечали «потепление» семейной жизни, дети начали акцентировать своих позиции на уважение родителей. В 20 случаях были сохранены отцовский приоритет и даже были благодарные за налаживание социально-экономической жизни семьи. Вот почему мы склонны к решению проблемы столкновения поколений налаживанием отношений родителей в семье, которые злоупотребляют в большинстве случаях в современном обществе. Таким образом, противоречие и конфликты между мужчиной и женщиной является важнейшим источником столкновения поколения, что мир и согласия в рамках национального кодекса приличия является путем обеспечения прогресса. Однако падение рейтинга семьи современного этапа социального прогресса, столкновение мужчин и женщин является темой другой статьи.
Научно-технический прогресс дает возможность серьёзного раскрепощения человека от физического труда и усилия в повседневной жизни. Отчуждение человека от физического труда сыграла снижающую роль этики отчуждения, человеколюбия в психологии личности, Семья и семейные отношения перешли новый этап своего развития, в котором взаимоотношения старшего поколения и младшего вышла из традиционного образа жизни.
В трансформационных процессах адаптация молодых происходит автоматически, гладко, когда у старших болезненно, сохраняя приоритет психологии консерватизма, отставания от инновационных технологий, информационных оснащений, даже мышлении в обновленном социуме. Таким образом,
двухлетний ребенок уже познал суть сотовых связей, пультового управления телекоммуникаций. Новое поколение свободно осваивает новшества электронной техники, особенно компьютерной технологии.
Современная цивилизация притягивает в свою зону всех от детей до стариков для участия в материальных и духовных благах общества. Доля молодёжи в материальном производстве в любой стране СНГ составляет гораздо больше, чем старшего поколения. В период глобализации возможности самофинансирования молодёжи снимает вопросы зависимости детей от родителей, что корректирует семейные отношения. Видимо это дает право на «цветную демократию» за освобождение от родительского надзора и семейного воспитания. Следует учесть тот факт, что глобализация стирает государственные, национальные, религиозные и даже демографические (возрастные) границы и черти общества, «массовая культура» стучит в двери даже самых отдаленных деревень и населенных пунктов.
Конфликты между поколениями во многом связаны с повышением брачного возраста среди молодёжи. Как нам представляется, что семейная жизнь молодых супруг серьёзно сглаживает взаимоотношения между поколениями, родителей с женатыми детьми, осознавая родительскую ответственность и наследование семейных традиций. Наши наблюдения показали, что в 80-е годы прошлого столетия был принять стандарт вступления в брак после службы армии или окончанием учебы ВУЗах. Дело в том, что отслужившие молодые люди пользовались авторитетом, чем избегавшие воинскую повинность. В настоящее время возраст, вступающих в брак в среднем составляет 25 лет, так как серьёзно стареет брачный возраст в обществе.
Холостяцкий образ жизни, отсутствие жизненного опыта при полноте жизненных энергий и сил придавливает разум послушности и уважение старших, выполнения воли родителей взрослыми детьми. Есть другой немаловажный факт повышенной мобильности и миграции населения в последние годы нового века, что воздействует ослаблении семейных стереотипов и стандартов мышления. Таким образом, несовместимость поколений стало закономерным явлением семейной жизни. Переходом модели от сложной к простой семьи дети стараются жить отдельно от родителей, понижается частота посещения к родителям, а в отдельных случаях в материальной заинтересованности детей.
Резюмируя всего сказанного, можно предположить, что все достижения современной цивилизации теряет свой смысл из-за углубления конфликтов между поколениями. Сегодня проблема раздела имущества родителей стали еще сложным конфликтом между братьями и сестрами, доходя до настоящего кулачного боя. Если семья является начальной ячейкой государства, то разрушение её приводит непредсказуемым последствиям дестабилизации общества. В связи с этим воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности, интеллектуально образованными и духовно богатыми является целью и содержанием всей государственной деятельности политической системы общества.
Мы также признаем, тот факт, что детерминантом столкновений является ослабления воспитания детей, т.е. учить к жизни с рождения и держать под постоянным контролем над поведением ребенка. Дело в том, что у родителей в современных условиях рыночной экономики фактически отсутствует время на беседы и встречи. Отца дети видят изредка, эпизодично, так как он уходит рано, когда дети спят, приходит поздно, когда дети уже легли спать. Таким образом, взаимоотношения поколений в семье Центральной Азии предполагает возрождение этноконфессиональных традиций, развития культуры образования и воспитания в интересах реализации концепции Стратегии действий по пути развития гражданского общества.
Принцип и традиция отношения отцов и детей является философско-образовательным условием социальной стабильности социальной жизни, предотвращением угроз социализации в воспитании молодежи. Проблемы социальной молодежной политики можно реализовать только путем укрепления взаимоотношения поколений.
Список литературы
1. Авлоний А. Туркистон ахлок ёки гулистон -Т.: Камалак 1992. 123 с.
2. Бабочкин П.И. Отцы и дети: согласие и разногласия Молодежь - 97 надежды разочарования // Книга 1. «Молодежь в России на пороге нового тысячелетия» -М.: 1997. С.37-46
3. Бестужев-Лада И.В. Семья: вчера, сегодня, завтра. -М.: Знание.1979. 96 с.
4. Бобахо В.А. Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. -№ 3. С.56-65.
5. Бочарова В.Г. Единство семейного и общественного воспитания // Советская педагогика. 1985. № 5. С. 42-56.
6. Варга А.Я. Смехов В.А. Психологические коррекция взаимоотношений детей и родителей //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986. №4. 123-144 с.
7. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.
8. Гамзатов Р. Мой Дагестан. -Махачкала. Дагучпедгиз. 1972. 440 с
9. Гидденс Э. Ю Социология -Т.: Шарк. 2002. 723 с.
10. Голод С.И. Стабильность семьи социологический и демографические аспекты -Л.; Наука, 1984. 134 с.
11. Женщины в Узбекистане. Крат. стат. сборник. -Т.: 2004. 88 с.
12. Закон Республики Узбекистан «Основы государственной политики о молодежи.» // Общественное мнение. Права человека. 1992. № 7. С. 3-5.
13. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. Учебное пособие. -М.: Аспект. Пресс, 1996. 317 с.
14. Каримов И. Юксак маьнавият-енгилмас куч -Т.: Маьнавият, 2008. 184 с 15 Конституция Республики Узбекистан. -Т.: Узбекистан. 2012. 74 с.
16. Лисовский В. Т. "Отцы" и "дети": за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 111-116.
17. Merton Robert K. Social. Theory and social Strukture. Glencje, 1957. 219 р.
18. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. -М.: Молодая гвардия. 1989. 304 с.
19. Ницше Ф. Так говорил Заратустра -М.: изд. МГУ. 1990. 302 с.
20. Почему матери убивают детей // https://www.bbc.com/russian/features-48923567 (Дата обращения 04.02.20210)
21. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис. 1991. № 6. С. 144-148.
22. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта «отцов и детей» // Социс. 1992. № 6. С.54-63.
23. Сенгли Ф. Социологии семьи во Франции // Журнал Социологии и социальной антропологии. СпбГУ, 1999. Т.11. 169-179 с.
24. Таштемиров У. Современная семья и тенденции ее развития.-Т.: Фан. 1982. 345 с.
25. Шапиров В.Д. Взаимоотношения старшего и среднего поколения семьи // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 127-133
26. Шпенглер О. Закат Европы. -Ростов Н/Д; Феникс, 1998. 640 с.
27. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. -1994. -№ 1.
28. Хошимов К. Нишонова С. Педагогика тарихи -Т.: Фан. 2005. 336 с.
30. Чуйко Л. Никитченко В. Поколения в семье // Семья сегодня, Сб. ст.-М.; 1979.
31. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания// Вопросы психологии. 1983. № 5. С.87-94
32. Филд Дороти. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Бруклинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология. 1997. № 8. С.52-62
References
1. Avlonij A. Turkiston axlok joki guliston -T.: Kamalak 1992. 123 p.
2. Babochkin P.I. Fathers and Sons: Harmony and Disagreement Youth - 97 Hopes of Frustration // Kniga 1. «Molodezh' v Rossii na poroge novogo tysyacheletiya» Moscow: 1997. pp.37-46
3. Bestuzhev-Lada I.V. Sem'ya: vchera, segodnya, zavtra. - Moscow.: Znaniye.1979. 96 p.
4. Bobaho V.A. Levikova S.I. Modern tendencies of youth culture: conflict or continuity of generations? // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. 1996. -№ 3. pp.56-65.
5. Bocharova V.G. Unity of family and social education // Sovetskaya pedagogika. 1985. № 5. p. 42-56.
6. Varga A.Ya. Smekhov V.A. Psychological correction of the relationship between children and parents // Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya. 1986. №4. 123-144 pp.
7. Vdovina M.V. Intergenerational conflicts in the modern Russian family // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2005. № 1. pp. 102-104.
8. Gamzatov R. Moy Dagestan. -Makhachkala. Daguchpedgiz. 1972. 440 p.
9. Giddens E. YU Sotsiologiya -T.: Shark. 2002. 723 p.
10. Golod S.I. Stabil'nost' sem'i sotsiologicheskiy i demograficheskiye aspekty -L.; Nauka, 1984. 134 p.
11. Zhenshchiny v Uzbekistane. Krat. stat. sbornik. -Vol.: 2004. 88 p.
12. Law of the Republic of Uzbekistan "Fundamentals of State Policy on Youth." // Obshchestvennoye mneniye. Prava cheloveka 1992. № 7. pp. 3-5.
13. Zdravomyslov, A. G. Sotsiologiya konflikta. Uchebnoye posobiye. - Moscow.: Aspekt. Press, 1996. 317
p.
14. Karimov I. Yuksak ma'naviyat-yengilmas kuch -T.: Ma'naviyat, 2008. 184 p. 15 Конституция Республики Узбекистан. -Т.: Узбекистан. 2012. 74 p.
16. Lisovskiy V. T. "Fathers" and "children": for dialogue in relationships // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2002. № 7. pp. 111-116.
17. Merton Robert K. Social. Theory and social Strukture. Glencje, 1957. 219 р.
18. Nikitin B., Nikitina L. My, nashi deti i vnuki. -Moscow.: Molodaya gvardiya. 1989. 304 p.
19. Nitsshe F. Tak govoril Zaratustra - Мoscow.: Publ. МГУ. 1990. 302 p.
20. Why mothers kill children // https://www.bbc.com/russian/features-48923567 (date of the application 04.02.20210)
21. L. Solovyova Elderly People and Society // Polis. 1991. № 6. pp.144-148.
22. Solnik S. The origins and consequences of the new conflict of "fathers and children" // Socis. 1992. № 6. pp.54-63.
23. Sengli F. Sociology of the family in France // Zhurnal Sotsiologii i sotsial'noy antropologii. SpbGU, 1999. Vol.11. 169-179 p.
24. Tashtemirov U. Sovremennaya sem'ya i tendentsii yeye razvitiya.-T.: Fan.1982. 345 p.
25. Shapirov V.D. The relationship of the older and middle generations of the family // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 1981. № 1. pp. 127-133
26. Shpengler O. Zakat Yevropy. -Rostov N/D; Feniks, 1998. 640 p.
27. Huntington S. A Clash of Civilizations? // Polis. -1994. -№ 1.
28. Khoshimov K. Nishonova S. Pedagogika tarikhi -T.: Fan. 2005. 336 p.
30. Chuiko L. Nikitchenko V. Generations in the family // Sem'ya segodnya, Sb. st.-Moscow; 1979.
31. Fedotova N.F. Head of family: motives for recognition // Voprosy psikhologii. 1983. № 5. pp.87-94
32. Field Dorothy. Social Connections in Old Age: Findings from the Bonn and Brooklyn Longitudinal Studies // Inostrannaya psikhologiya. 1997. № 8. pp.52-62