Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 4 (60), с. 15-22
15
УДК 336.741.225 (470)
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ШОКОВ
© 2020 г. О.М. Коробейникова, И.А. Морозова, З.Н. Козенко, Т.А. Дугина
Коробейникова Ольга Михайловна, к.э.н.; доц.; доцент кафедры экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета [email protected] Морозова Ирина Анатольевна, д.э.н.; проф.; заведующий кафедры экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета [email protected]
Козенко Зинаида Николаевна, д.э.н.; проф.; профессор кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета kozenko_zn@mail. т
Дугина Татьяна Александровна, к.э.н.; доц.; заведующий кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2020 Статья принята к публикации 06.11.2020
Цель статьи - выявление и обоснование тенденций и закономерностей трансформации розничных финансовых услуг на российском рынке в условиях рыночных шоков. В задачи исследования входят выявление динамики и оценка тенденций трансформаций на рынке розничных финансовых услуг; установление причин и закономерностей трансформации розничных финансовых услуг в условиях рыночных шоков. В исследовании использованы теоретические методы обобщения, сравнения данных, формализации, а также эмпирические методы наблюдения и описания предметной области. Выявлено, что участникам финансового рынка присущи активная трансформация бизнес-процессов, развитие омниканальности и мобильных финансовых приложений, интегрированных в сегменты нефинансовых услуг на основе открытых интерфейсов, создание и вывод на рынок новых эффективных технологий блокчейна, искусственного интеллекта, биометрической идентификации, машинного обучения. Для удержания рыночных позиций традиционные финансовые посредники начали конкурировать за клиента как внутри своих финансовых сегментов, так и за их пределами с помощью цифровых технологий. В результате происходит трансформация рынка розничных финансовых услуг, что подтверждается результатами анализа институциональной обеспеченности платежными услугами, показателями операций, совершаемых в розничном сегменте финансового рынка РФ. Выявлены закономерности, формирующиеся в устойчивые тренды, влияние которых усилилось под воздействием рыночных шо-ков (прежде всего пандемических): нарастание темпов цифровизации на всех уровнях финансового рынка; структурные трансформации рынка с усилением значения финтех-компаний и крупных финансовых платформ; размывание граней между банковскими продуктами и финтех-сервисами при остром обострении конкуренции; возникновение внутренних платежных сервисов ретейлеров на базе локальных платформ розничных структур; растущий спрос на электронную коммерцию, онлайн-операции и бесконтактную оплату услуг; рост финансовой доступности традиционных и инновационных розничных финансовых услуг; формирование экосистемного подхода и др. Сделан вывод, что происходящие изменения оказывают позитивное влияние на трансформацию рыночного предложения розничных финансовых услуг.
Ключевые слова: финансовый рынок, розничные стемы, финансовые инновации, цифровая экономика.
Введение
Трансформация сектора розничных финансовых услуг происходит на быстро меняющемся и слабо предсказуемом даже в ближайшей перспективе фоне эпидемических, технологических, социокультурных и иных вызовов. Вызовы и спровоцированные ими шоки внесли заметные изменения не только в экосистемный ландшафт, структуру рынка финансовых услуг, продуктовые предложения, но и в динамику
финансовые услуги, платежные услуги, платежные си-
происходящих трансформаций, существенно ускорив ее. Характерным свойством финансового сектора является способность к интенсивной диффузии инноваций во внутреннюю среду, вызывающих трансформации продуктовых предложений, технологий внешних коммуникаций и внутреннего обобщения, обработки, передачи и хранения данных, организационной структуры и проч. В результате финансовые организации становятся способными к передаче и акселерации финансовых инноваций во внеш-
нюю среду - к розничным потребителям финансовых услуг, формируя у последних особую, инновационно ориентированную, цифровую потребительскую культуру.
По данным участников форума «Банковское самообслуживание, ретейл и НДО 2020 ЧС», в период пандемических и спровоцированных ими экономических шоков произошел взрывной рост количества и объема финансовых операций, совершаемых дистанционно, а одной из главных тенденций 2020 года, драйвером которой стала пандемия, явилось нарастание темпов цифровизации в финансовом и других посреднических секторах [1]. Цифровизация проявляется на всех уровнях - начиная с организации бизнеса на финансовом рынке и у его участников и заканчивая разработкой новых цифровых продуктов, которые отвечали бы меняющимся запросам потребителей. Прогрессивные изменения стали возможны во многом благодаря сложившимся в последние годы предпосылкам: в России отмечается достаточно высокий уровень финансовой доступности - по данным Банка России, банковские карты есть у 81.7% взрослых россиян, произведено оздоровление институциональной финансовой инфраструктуры, создана системы быстрых платежей, за последние пять лет доля безналичных платежей в розничном платежном обороте увечилась более чем в 2.5 раза и за первое полугодие 2020 г. достигла 69% [2]. Но если в допандемический период многие розничные потребители (так называемые underbanked) не пользовались доступными цифровыми сервисами (например, получали зарплату на карту, но снимали все деньги, чтобы расплачиваться наличными, или открывали вклад в банке лично, хотя могли сделать это в приложении, и т.п.), то при ограничении физической доступности и перемещений доля тех, кто начал широко использовать доступные онлайн-сервисы, существенно выросла. Так, по данным исследования российского рынка безналичных платежей во втором квартале 2020 года, проведенного компанией QIWI, платежный оборот по виртуальным картам вырос на 44% в сравнении с докризисными показателями первого квартала 2020 года, а средняя сумма транзакции по виртуальным картам - на 12% (до 10500 руб.). Если во втором квартале 2019 г. пользователи в среднем совершали 11 операций с использованием цифровой карты, то в 2020 году за аналогичный период - уже 19 операций [3].
Нам представляется, что подобные результаты вполне закономерны, примеры аналогичной динамики показывали и другие рынки. Например, в Китае в 2003 году эпидемия SARS стала главным катализатором развития цифровых
платежей и электронной коммерции через системы мобильных платежей (WeChat Pay и др.) в то время как у большинства граждан не было доступа даже к банковскому счету. Поэтому вполне справедливо Джозеф Стиглиц называет коронавирус «налогом на деятельность людей, связанную с тесным человеческим контактом» [4]; причем несоразмерность «налога» сделала любой офлайн-сервис невыгодным или невозможным и вынудила государство и финансовый рынок инвестировать в цифровизацию («...пандемия будет по-прежнему стимулировать значительные изменения в структуре потребления и производства, что, в свою очередь, приведет к более широким структурным преобразованиям.» [4]).
Приведенные данные указывают на то, что финансовый сектор стал одним из тех, кто пострадал в меньшей степени и даже получил шанс реализовать возможности роста благодаря имманентно присущей способности трансформироваться, генерировать инновационные технологии и ускоренно продвигать их в клиентской среде.
Цель исследования - выявление и обоснование тенденций и закономерностей трансформации розничных финансовых услуг на российском рынке в условиях рыночных шоков.
Задачи исследования: 1) выявить динамику и провести оценку тенденций трансформаций на рынке розничных финансовых услуг на примере розничных платежных операций; 2) установить причины и закономерности трансформации розничных финансовых услуг на российском рынке в условиях рыночных шоков.
Анализ существующей теоретико-методологической базы данной проблематики, проведенный авторами статьи, показал, что вопросы теории и методологии финансовых рынков, финансовых сервисов рассматривались в работах российских и зарубежных ученых и практиков (Ю.И. Коробов [5], О.Г. Семенюта, А.Л. Амичба [б], Д.А. Степанов [7], J.E. Stiglitz [8] и др.). Инновации и инновационные технологии в финансовом секторе исследовались О.Е. Акимовой, С.К. Волковым [9], О. Панкратовой [10], А.В. Бабкин с соавт. [11] и др. Концептуальным вопросам трансформации розничных потребительских рынков и социальной значимости сферы розничных финансовых услуг посвящены труды В. Подвальской [12], С. Кройтор [13], А.Л. Сулеймановой, О.Г. Блажевич [14] и др. Анализ трудов современных ученых показал, что финансовым инновациям на розничном рынке посвящены преимущественно зарубежные исследования (A. Gawer, M. Cusumano [15], M. Idris [16], S. Muegge [17], Piotr Masiukiewicz, Pawel Dec [18]).
Обоснование актуальности темы. Фактически сложилась ситуация, при которой теория функционирования финансовых рынков отстает от практики организации финансовых коммуникаций, создания и продвижения финансовых сервисов, развития форм и методов симбиоза финансового, торгового и промышленного капитала, методов самоорганизации и саморегулирования и проч. Если традиционно на рынке розничных финансовых услуг как монополист позиционировался банковский сектор, то в последние годы мы наблюдаем структурную трансформацию предложения услуг: на рынке появляются новые ниши с новыми (нео) участниками. В данный период трансформации становятся еще более заметными, поскольку внешние непрогнозируемые шоки изменяют рыночный ландшафт и ломают привычные стереотипы в характере потребительского поведения, потребительских предпочтениях, на рынке трудовых ресурсов и др.
Теоретико-методологические подходы
В ходе проведенного исследования авторами использованы теоретические методы обобщения и сравнения данных, формализации (структурированного описания) характеристик объекта исследования, а также эмпирические методы наблюдения и описания предметной области. Исследование трансформационных явлений на рынке розничных финансовых услуг базируется на следующих общеметодологических научных принципах, обеспечивающих его комплексность и системность.
Применяемый в исследовании принцип единства теории и практики предполагает исследование современного состояния розничных финансовых услуг, дополняющих традиционные теоретические воззрения, с учетом ситуационных особенностей развития российского и глобального финансового рынка. Принцип конкретно-исторического подхода исследования розничного финансового рынка реализован не только с учетом традиционных факторов социально-экономического развития России, но и в контексте новых угроз, обусловленных пандемическими и другими слабоуправляемыми рыночными шоками, а также возможностей, открываемых технологическими достижениями в области цифровой инноватизации. Принцип объективности обеспечен привлечением широкого круга информационно-эмпирических источников, собранными и обобщенными авторами данными, статистическими и аналитическими материалами Банка России, результатами экспертных исследований, разработками рос-
сийских и зарубежных ученых, изложенными в фундаментальных научных трудах и публикациях в периодических изданиях. Принцип комплексности в исследовании проявился во всестороннем, взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении механизмов трансформации на российском рынке розничных финансовых услуг. Использование принципа системности позволило выявить тенденции и закономерности происходящих трансформаций под влиянием рыночных шоков на розничном рынке финансовых услуг, рассматриваемом в исследовании в качестве сложной, многоуровневой экономической системы открытого типа.
Результаты
Современным участникам финансового рынка и в России, и в развитых странах присущи активная трансформация бизнес-процессов, развитие омниканальности и мобильных финансовых приложений, интегрированных в сегменты нефинансовых услуг (например, ретейла) на основе открытых интерфейсов (API), создание и вывод на рынок новых эффективных технологий блокчейна [19, 20], искусственного интеллекта, биометрической идентификации, машинного обучения. Как самостоятельно, так и с привлечением финтех-компаний традиционные финансовые посредники начали конкурировать за клиента как внутри своих финансовых сегментов, так и за их пределами с помощью бесшовных технологий привлечения и обслуживания, межсегментной интеграции [21]. Кризис, спровоцированный пандемическими шоками, а также «просадка» деловой активности в экономике во втором и последующих кварталах 2020 года значительно ускорили этот процесс.
Обозначенные тенденции подтверждаются данными Банка России о динамике институциональной обеспеченности платежными услугами и объемах операций в розничном сегменте (для иллюстрации взяты показатели банковской системы как традиционного и массового финансового посредника; платежные операции опосредуют экономические отношения для розничных потребителей финансовых услуг, в связи с чем могут являться общим (интегральным) индикатором деловой активности). На рисунках 1 и 2 показано, что происходит не только оптимизация числа субъектов банковской системы за счет сокращения количества кредитных организаций учреждений по стране, но и снижение количества банков в расчете на 1 млн жителей. За 2010 год - 3-й квартал 2020 года наблюдается общее сокращение учреждений банковской системы на 13689 ед., или 31.91%, и снижение
Рис. 1. Динамика институциональной обеспеченности платежными услугами в России (общее количество учреждений банковской системы)
Рис. 2. Динамика институциональной обеспеченности платежными услугами населения России в расчете на 1 млн человек (количество учреждений банковской системы, ед. на млн человек)
обеспеченности на 100 банков, приходящихся на 1 млн жителей страны, или 33.11%.
Физическое присутствие традиционных финансовых посредников в регионах России замещается расширением омниканальности обслуживания за счет онлайн-обслуживания. Успешные примеры онлайн-обслуживания показывают как банки-корпорации («Сбер», ВТБ и др.), создающие собственные цифровые экосистемы и открытые платформы, так и так называемые необанки (цифровые банки) - «Тинь-кофф», «Точка банк», «МТС банк» и др., изначально ориентированные на минимальное или нулевое физическое присутствие. Наример, за период изоляции во 2 квартале 2020 года доля дистанционных расчетных операций розничных клиентов в приложении «ВТБ-онлайн» приблизилась к 100%, более 99% операций по брокерскому бизнесу совершается также в онлайн-каналах, а стратегической задачей для банка является перевод 100% продуктов для физических лиц в онлайн-каналы к 2022 году [22].
Понижательная динамика показателей на рисунках 1 и 2 объясняется тем, что Банк России, реформируя рынок, параллельно следит за поддержанием конкурентной среды - именно этим обусловлены реализованные регуляторные инициативы по open banking, например, Вторая Европейская директива PSD2. Кроме того, традиционные офлайновые банки столкнулись с рисками потери клиентов в пользу экспансии потребительских экосистем. Среди новых игроков - крупные розничные компании, которые выстраивают масштабные экосистемы потреб-
ления (например, в сфере продаж и кредитования бытовой техники, электроники и др.), тогда как традиционные банки оказались в значительной степени вытеснены от владения клиентом, оставив за собой лишь роль производителя кредитного продукта.
Суммарные объемы и количество операций в розничном сегменте имеют схожую динамику с институциональной обеспеченностью розничного рынка платежными услугами и подтверждают вывод о замещении традиционных услуг банковских посредников иными формами (табл. 1).
Поручения на перевод денежных средств без открытия банковского счета относятся к традиционным кредитовым переводам, совершаемым банками для плательщиков - физических лиц при физическом (как правило) обращении в офисы банков. По данной группе с 2010 г. происходит последовательное сокращение как количества переводов (более чем в два раза за 2019 г. по отношению к 2010 г.), так и их суммарного объема (на 18.84% за 2019 г. по отношению к 2010 г.). В указанной динамике четко прослеживается воздействие пандемических шоков на платежную активность в данном инструментальном сегменте: если во II квартале 2019 года совершалось 158.9 млн ед. переводов на сумму 611.7 млрд руб., то во II квартале 2020 г. - лишь 106.2 млн ед. на сумму 362.4 млрд руб. (снижение на 33.17% и 40.76% соответственно).
Операции по снятию наличных с использованием платежных карт российских кредитных организаций - индикатор пользовательской зрелости - демонстрируют понижающиеся тем-
Таблица 1
Показатели платежных операций, совершаемых в розничном сегменте финансового рынка РФ
Период Поручения на перевод Операции по снятию Безналичные операции,
денежных средств без наличных с использованием совершенные с использова-
открытия банковского счета платежных карт российских нием платежных карт россий-
плательщика - физического кредитных организаций ских кредитных организаций
лица
количество, объем, млрд количество, объем, млрд количество, объем, млрд
млн ед. руб. млн ед. руб. млн ед. руб.
2010 г. 1336.5 3174.6 2068.3 10958.8 1039.0 1674.7
2011 г. 1279.5 3674.0 2448.6 14029.8 1677.5 3177.6
2012 г. 1235.9 4093.0 2845.8 18033.8 2930.7 5048.2
2013 г. 1301.1 4268.1 3132.5 21241.0 4355.1 7380.8
2014 г. 1257.9 4352.8 3275.4 23826.1 6487.6 11173.4
2015 г. 1141.8 4100.0 3298.7 24917.2 9525.2 15596.9
2016 г. 1034.8 3613.4 3443.5 27167.3 14040.9 22961.5
2017 г. 900.7 3371.8 3309.9 27044.6 20141.7 34940.3
2018 г. 773.6 3043.6 3176.4 27859.2 28556.8 48387.8
2019 г.: 652.7 2576.6 3067.0 28574.5 38610.7 62357.8
I квартал 160.6 613.9 707.8 6168.1 8067.1 12777.9
II квартал 158.9 611.7 797.5 7119.7 9478.9 14857.1
III квартал 160.7 704,9 776.9 7466.3 10099.7 16250.5
IV квартал 172.4 646.2 784.8 7820.5 10965.0 18472.3
2020 г.:
I квартал 134.3 525.8 680.6 6737.3 10869.9 16834.7
II квартал 106.2 362.4 555.4 6177.1 10385.5 16545.2
пы роста при сохранении значительных суммарных объемов, что указывает, с одной стороны, на стабильность предпочтений наличной ликвидности [23], с другой стороны, на недоиспользование потенциала безналичных финансовых операций в силу разных причин [24]. Показательным на этом фоне является ускоряющееся снижение наличных изъятий в первой половине 2020 года (по сравнению с сопоставимыми данными 2019 г. снижение в первом квартале 2020 г. составило 27.2 млн ед. (3.84%) или 569.2 млрд руб. (9.23%), во втором квартале 2020 г. - уже 242.1 млн ед. (30.36%) или 942.6 млрд руб. (13.24%)), что является отражением пандемических шоков и сокращения доходов держателей платежных карт.
За счет безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт российских кредитных организаций, происходит рыночная реструктуризация спроса на способы платежа и платежных предпочтений потребителей. В отличие от предыдущих показателей мы наблюдаем ежегодные приросты использования платежных карт (контактных, бесконтактных, виртуальных и проч.): с 2010 года произошел 37-кратный рост количества и объема карточных операций.
Наиболее явный относительный рост операций в розничном сегменте демонстрирует система быстрых платежей (СБП) Банка России. Функционируя с начала 2019 г. на основе международного стандарта обмена электронными сообщениями между финансовыми организаци-
ями (ISO 20022), она обеспечивает мгновенные переводы денежных средств на счета розничных клиентов разных банков по упрощенному идентификатору - номеру телефона, а также выход в виртуальное пространство в онлайн- и офлайн-режимах. Инновационность системы быстрых платежей состоит в универсальности инструментов и счетов для проведения транзакций независимо от вида платежной системы. Система быстрых платежей является универсальным платформенным инфраструктурным решением, в силу чего ее можно назвать драйвером не только платежного, но и всего финансового рынка, что подтверждается достигнутыми количественными показателями (табл. 2).
По данным за первые полтора года функционирования СБП показала высокие темпы роста операций, нарастив количество платежей по итогам второго квартала 2020 г. до величин 8.3 млн ед. и 71.5 млрд руб. Показательно, что в кризисном втором квартале темпы прироста увеличились до 62.75% по количеству операций и 79.65% по объемам операций (для сравнения: в первом квартале 2020 г. по сравнению с четвертым кварталом 2019 г. темпы прироста составляли 34.21% и 18.45% соответственно). Достигнутая динамика обусловлена в том числе влиянием внешних изоляционных шоков.
Помимо Банка России и Ассоциации финтех, технологию быстрых платежей используют глобальные платежные системы (такие как Mastercard), крупные и средние банки. В СБП по состоянию на начало 3-го квартала 2020 года
Таблица 2
Показатели переводов денежных средств через сервис системы быстрых платежей (СБП)
Показатели 2019 г. 2020 г.
I квартал II квартал III квартал IV квартал I квартал II квартал
Количество, млн ед. 0.1 0.9 1.9 3.8 5.1 8.3
Объем, млрд руб. 0.4 8.3 17.2 33.6 39.8 71.5
со стояло 183 банка, около 9 млн частных пользователей, около 41 тыс. торгово-сервисных предприятий и индивидуальных предпринимателей, а в перспективе на ее основе планируется создание децентрализованной системы платежей, охватывающей весь финансовый рынок.
Трансформацию розничных финансовых услуг мы связываем также с промышленным запуском Банком России платформы-маркет-плейса для удаленного получения финансовых услуг и сравнения их стоимости (планируется до конца 2020 г.), которая позволит для финансовых организаций расширить круг новых клиентов и повысить конкуренцию на финансовом рынке. Для потребителей услуг появится возможность оформлять финансовые продукты онлайн через витрины - агрегаторы уже существующих порталов (например, «Банки.ру», «Сравни.ру» и подобные), минуя сайт первичного производителя данных услуг и устраняя территориальное неравенство в доступности финансовых услуг. Взаимодействие между клиентом и продавцом финансовых услуг обеспечивают специальные платформы [25]. Так, в реестр операторов финансовых платформ включены Мосбиржа и «ВТБ Регистратор», на базе которых предлагаются вклады и облигации; планируется продажа паев ПИФов через спецдепозитарий «Инфинитум» и т.д. Для потребителя сервис маркетплейса будет бесплатным, расходы на 1Т-инфраструктуру и дистанционную идентификацию клиентов возлагаются на финансовые организации, что, однако, может отразиться на стоимости продуктов.
Таким образом, выявление динамики и тенденций трансформаций на рынке розничных финансовых (платежных) услуг и установление причин трансформации розничных финансовых услуг на российском рынке позволяет выявить ряд нижеперечисленных закономерностей, формирующихся в устойчивые тренды, влияние которых усилилось под воздействием рыночных шоков (прежде всего пандемических).
1. Цифровизация и нарастание ее темпов, проявляющаяся на всех уровнях финансового рынка - начиная с организации бизнеса и заканчивая разработкой инновационных продуктов, отвечающих комплексным запросам потребителей финансовых услуг (трансформация предложения происходит периодически, можно
ее представить в последовательности: физические отделения ^ контактные центры ^ мобильные приложения ^ интернет-банки ^ голосовые помощники ^ ...).
2. Структурные трансформации рынка, проявляющиеся в выходе на рынок и усилении конкурентных позиций финтех-компаний. Фин-тех-компании являются легкоадаптивными к новым условиям, потому что они работают по модели digital-first и не имеют багажа legacy (старых технологий), который накопили традиционные банковские посредники. Но у банков и крупных финансовых платформ есть другое преимущество - диверсификация, они предлагают большой набор комплексных услуг. Небольшие традиционные банки, которые предлагают нишевые услуги, являются менее сбалансированными и более уязвимыми.
3. Размывание граней между банковскими продуктами и финтех-сервисами при остром обострении конкуренции. Банки трансформируются в IT-компании и создают свои технологические платформы, необанки превратились в полноценных игроков рынка, которых стали воспринимать как реальных конкурентоспособных участников.
4. Возникновение внутренних платежных сервисов крупнейших ретейлеров на базе локальных платформ конкретных розничных структур.
5. Растущий спрос на электронную коммерцию, онлайн операции и бесконтактную оплату услуг с соответствующим сокращением офлайн-операций среди розничных пользователей, многие из которых в условиях изоляции впервые стали совершать покупки в Интернете, оплачивать услуги онлайн и удаленно получать услуги банков.
6. Рост финансовой доступности не только традиционных розничных финансовых услуг, но и новых сервисов и услуг в розничном сегменте, где катализатором стали пространственные ограничения изоляции. Имея потенциал достаточно высокой финансовой грамотности, розничные потребители вынужденно практиковали отказ от наличности и использовали цифровые услуги (мобильный банкинг, СБП, он-лайн-услуги и проч.).
7. Растущая популярность онлайн-платежей закономерно провоцирует бум вспомогательных услуг. Банки и финтех-компании стали акцентировать внимание на развитие продуктов в
области комплаенса, цифровой идентификации, информационной безопасности, антифрода и риск-менеджмента; все большую популярность стали набирать системы KYC в широком смысле, особенно продукты для удаленной проверки контрагентов.
8. Наращивание скорости проникновения розничных инноваций в потребительский сегмент: быстрые (мгновенные) платежи, включая QR-технологии, open banking и др.
9. Создание финансовых экосистем на основе цифровых инноваций и традиционных моделей банковского бизнеса крупных участников финансового рынка.
10. Бесшовность (так называемая в среде практиков) процесса оплаты для потребителя и ретейлера, гиперлокализация и гиперкастоми-зация платежей, что актуализируется под требования определенного странового или регионального рынка и местной аудитории.
Наряду с общерыночными закономерностями и трендами можно выявить тенденции, характеризующие ключевые изменения в тактике субъектов банковского сектора:
- формирование устойчивой продуктовой стратегии с фокусировкой на цифровое расчетное обслуживание и снижение зависимости от кредитных продуктов;
- ориентация на содействие первоначальному продуктивному клиентскому опыту работы в дистанционных каналах, мобильных приложениях;
- концентрация на устойчивом развитии клиентов: их финансовом консультировании, вовлечении в экосистему банка, совместном управлении рисками клиентов.
Заключение
Трансформация рынка розничных финансовых услуг происходит динамично на быстроменяющемся и слабопредсказуемом фоне технологических, социокультурных и иных вызовов, что нашло отражение как в количественных показателях, так и качественных параметрах. Динамику происходящих трансформаций существенно ускорили пандемические шоки, внесшие заметные изменения в экосистемный ландшафт, структуру рынка финансовых услуг, продуктовые предложения. Выявлено, что участникам финансового рынка присущи активная трансформация бизнес-процессов, развитие омниканальности и мобильных финансовых приложений, интегрированных в сегменты нефинансовых услуг на основе открытых интерфейсов, создание и вывод на рынок новых эффективных технологий блокчейна, искусственного интеллекта, биометрической идентификации, машинного обучения. Для удержания рыночных позиций традиционные финансовые посредники начали конкурировать за клиента
как внутри своих финансовых сегментов, так и за их пределами с помощью цифровых технологий. В результате происходит трансформация рынка розничных финансовых услуг, что подтверждается результатами анализа институциональной обеспеченности платежными услугами, показателями операций, совершаемых в розничном сегменте финансового рынка РФ. Выявленные закономерности трансформации на рынке розничных финансовых услуг: нарастание темпов цифровизации, структурные трансформации рынка с усилением значения финтех-компаний и крупных финансовых платформ, размывание граней между банковскими продуктами и финтех-сервисами при остром обострении конкуренции, возникновение внутренних платежных сервисов ретейлеров на базе локальных платформ розничных структур, растущий спрос на электронную коммерцию, онлайн-операции и бесконтактную оплату услуг, рост финансовой доступности, экосистемный подход и др. - формируют устойчивые тренды, позитивное влияние которых на рынок только усилилось под воздействием рыночных шоков.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по проекту «Формирование креативных центров пространственного развития как механизм повышения качества жизни населения сельских территорий» № 20-010-00072.
Список литературы
1. Июльские тезисы. От госрегулирования к госкомпенсациям и обратно? URL: https://plusworld.ru/ daily/platezhnyj-biznes/iyulskie-tezisy-ot-gosregulirova niya-k-goskompensatsiyam-i-obratno/?utm_source=sen dpulse&utm_medium=email&utm_campaign=anons-zhu rnala-plas-062020 (дата обращения: 01.10.2020).
2. ЦБ: по итогам 2020 года объем безналичных платежей превысит 70%. URL: https://plusworld.ru/daily/ platezhnyj-biznes/tsb-po-itogam-2020-goda-kolichestvo-beznalichnyh-platezhej-prevysit-70/ (дата обращения: 01.10.2020).
3. QIWI: как пандемия повлияла на российский рынок безналичных платежей. URL: https://plusworld.ru/ daily/platezhnyj-biznes/qiwi-kak-pandemiya-povliyala-na-rossijskij-rynok-beznalichnyh-platezhej/ (дата обращения: 01.10.2020).
4. Stiglitz J.E. Priorities for the COVID-19 Economy. URL: https ://www.project-syndicate.org/commentary/co vid-2020-recession-how-to-respond-by-joseph-e-stiglitz-20 20-06 (accessed: 13.09.2020).
5. Коробов Ю.И. Развитие банковской системы: модернизация или трансформация? // Наука и общество. 2015. № 3 (22). С. 39-41.
6. Семенюта О.Г., Амичба А.Л. Теоретические основы исследования инфраструктуры рынка банковских услуг // Финансовые исследования. 2011. № 2 (31). С. 34-40.
7. Степанов Д.А. Новые и традиционные банковские и финансовые услуги, предоставляемые ИТ-компаниями // Финансовая жизнь. 2018. № 1. С. 46-50.
8. Stiglitz J.E. Key challenges facing modern finance: Making the financial sector serve society // Finance: Theory and Practice. 2020. № 24 (2). P. 6-21.
9. Акимова О.Е., Волков С.К. Исследование современного состояния инновационного предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 4 (463). С. 733-748.
10. Панкратова О. Мобильные финансовые услуги в России и за рубежом // Банковское дело. 2017. № 10. С. 38-41.
11. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Pshenichnicov V.V., Tyulin A.C. Cryptocurrency and technology in digital economy: development genesis // Journal of Economics. 2017. V. 10. № 5. P. 9.
12. Подвальская В. Особенности спроса на финансовые услуги со стороны различных социально-демографических групп населения (социологический анализ) // Банковский вестник. 2017. № 3 (644). С. 64-71.
13. Кройтор С. Спрос на финансовые услуги со стороны населения Республики Беларусь: результаты национального исследования // Банковский вестник. 2017. № 2 (643). С. 57-66.
14. Сулейманова А.Л., Блажевич О.Г. Предпринимательский климат для субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Крым // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 215-224.
15. Gawer A., Cusumano M. Industry platforms and ecosystem innovation // J. Prod. Innov. Management. 2014. № 31 (3). P. 417-433.
16. Idris M. What's The difference between platform strategy vs. business strategy vs. product strategy? [Electronic resource]. Available at: http://www. idr.is. (accessed: 13.09.2020).
17. Muegge S. Platforms, communities and business ecosystems: lessons learned about technology entrepre-
neurship in an interconnected world // Technology Innovation Management Review. 2013. № 3 (2). P. 5-15.
18. Masiukiewicz P. Dec P. Financial services on informal economy // Economics. Law. State. 2019. № 2 (4). Р. 18-31.
19. Коробейникова О.М., Коробейников Д.А., Стефанович Л.И. Перспективы цифровых банковских блокчейн-гарантий // Экономика. Информатика. 2020. Т. 47. № 1. С. 110-116.
20. Коханова В.С., Бохон К.С. Влияние технологии блокчейн на финансовый сектор: современное состояние и сферы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 4. С. 84-90.
21. Аверченко О.Д. Финансовые услуги в контексте интеграции банков и страховых компаний // Экономика. Бизнес. Банки. 2018. № 5 (26). С. 87-96.
22. Пандемия как драйвер для ускоренной digital-трансформации банковского бизнеса. URL: https://plus world.ru/professionals/pandemiya-kak-drajver-dlya-uskore nnoj -digital-transformatsii-bankovskogo-biznesa/ (дата обращения: 25.08.2020).
23. Швандар К.В., Черкасов В.Ю. Наличные или платежная карта? Розничные платежи в Армении // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 6 (46). С. 109-119.
24. Коробейникова О.М. Трансформация локальных платежных инструментов для использования в национальной платежной системе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 2 (191). С. 58-64.
25. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Тюлин А.С., Азимов П.Х., Блажевич О.Г. Initial Coin Offering (ICO) как трансформация финансового института коллективного инвестирования // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 1. С. 81-103.
TRANSFORMATION OF RETAIL FINANCIAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF MARKET SHOCKS O.M. Korobeynikova, I.A. Morozova, Z.N. Kozenko, T.A. Dugina
Volgograd State Technical University
The purpose of the article is to identify and substantiate the trends and patterns of transformation of retail financial services in the Russian market in the context of market shocks. The objectives of the study include identifying the dynamics and assessing transformation trends in the retail financial services market; establishing the causes and patterns of transformation of retail financial services in the context of market shocks. The study used theoretical methods of generalization, data comparison, formalization, as well as empirical methods of observation and description of the subject area. It was revealed that participants in the financial market are characterized by an active transformation of business processes, the development of omnichannel and mobile financial applications integrated into segments of non-financial services based on open interfaces, the creation and launch of new effective blockchain technologies, artificial intelligence, biometric identification, and machine learning. To maintain market positions, traditional financial intermediaries began to compete for customers both within their financial segments and beyond them using digital technologies. As a result, there is a transformation of the retail financial services market, which is confirmed by the results of the analysis of the institutional provision of payment services, indicators of transactions performed in the retail segment of the financial market of the Russian Federation. Regularities have been identified that are forming in stable trends, the influence of which has increased under the influence of market shocks (primarily pandemic): an increase in the rate of digitalization at all levels of the financial market; structural transformations of the market with the increasing importance of fintech companies and large financial platforms; blurring the lines between banking products and fintech services amid an acute aggravation of competition; the emergence of internal payment services for retailers based on local platforms of retail structures; growing demand for ecommerce, online transactions and contactless payment for services; increasing financial inclusion of traditional and innovative retail financial services; formation of an ecosystem approach, etc. It is concluded that the ongoing changes have a positive impact on the transformation of the market supply of retail financial services.
Keywords: financial market, retail financial services, payment services, payment systems, financial innovation, digital economy.